philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Два полюса


Сталкиваются двѣ точки зрѣнiя: человѣкъ для государства (условный сталинизмъ) и государство для человѣка (условный либерализмъ). Ложныя обѣ. Это два полюса и двѣ несводимыхъ другъ къ другу цѣнности.
Тотъ, кто произнесъ эту рѣчь, —
Воины! Вотъ пришелъ часъ, который рѣшитъ судьбу Отечества. И такъ не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за родъ свой, за Отечество… Не должна васъ также смущать слава непрiятеля, будто бы непобѣдимаго, которой ложь вы сами своими побѣдами надъ нимъ доказывали… А о Петрѣ вѣдайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россiя въ блаженствѣ и славѣ для благосостоянiя нашего.
тотъ, кто въ бою получилъ пулю въ нагрудный крестъ, не считалъ, очевидно, что государство должно быть отождествлено съ нимъ и что цѣль государства — его личный профитъ; но отъ подданныхъ требовать жертвы для государства, въ т. ч. жизнью, умѣлъ. Это, собственно, идеологiя всего XVIII вѣка: народъ для государства, государство для народа.
Точно такъ же педагогика можетъ быть понята въ напряженiи между двумя полюсами: съ одной стороны, науки и искусства, съ другой — интереса и принужденiя. Поглощенiе одного полюса другимъ ведетъ къ гибели.
Я долженъ буду развить эту мысль примѣнительно къ идеямъ Салери-Богемика-Галковскаго.
Tags: pensieri
Не способен понять всю важность дискуссии Салери-Богемика-Галковского. Хотя честно пытался в ней разобраться. Галковский пишет, что Салери не может правильно судить о европейской элите, потому что он, Салери, к ней не относится. Намекает, что сам-то, Галковский, какое-то отношение к ней имеет.
Любопытный прием - намек. Я ничего не говорю, но если ты не профан... и так далее.
Лично я - простой человек. Я, подобно Гумилеву, не люблю многозначительные намеки на содержимое выеденного яйца.

philtrius

May 23 2012, 19:16:56 UTC 7 years ago Edited:  May 23 2012, 19:17:09 UTC

Пожалуй, Вы правы, и Галковскiй тутъ лишнiй. Подумавъ получше, понялъ, что его послѣднюю реплику я затрагивать не буду. Тѣмъ паче я во всѣхъ мыслимыхъ спорахъ на сторонѣ Салери — даже если онъ споритъ со мной.
Всецело поддерживаю. Галковский хулиганит - и пусть его. Хотя "Бесконечный тупик" по-своему замечателен, это тоже не отнять.
Дѣло, въ общемъ, въ томъ, что для моей мысли Галковскiй не нуженъ.
А Галковский, на мой взгляд, вообще для мысли не очень нужен. Он своего рода эквилибрист, жонглёр, трюкач - "во даёт!" - и всё, собственно.
Соглашусь, пожалуй. Эта его реплика меня, впрочемъ, позабавила.
Вынужден снова вступить в дискуссию. Во-первых, даже сейчас Галковский сохранил поразительное умение писать невероятную чепуху интересно. Во-вторых, он не всегда писал чепуху, что предполагает гипотетическую возможность возвращения его в реальный мир.
Реальный мир жонглёра - цирк. Артист в цирке ест, спит, зарабатывает и крутит романы. Но главное - выступает. Жизнь за пределами шапито для него чужда, тревожна и непонятна. Внешние люди, глядящие из кресел на его кувыркания, ему интересны лишь в той мере, насколько он им нравится.
Единственный смысл любого жонглирования - тщеславие. А предметами манипуляций жонглёра и должны становиться самые разные вещи - от старых ботинок до распятий, поскольку лишь оригинальность и ловкость отличает одного жонглёра от другого.
Такова современная жизнь. Раньше странный человек объявлял себя Наполеоном, теперь - Скруджем МакДаком.
Вот-вот. Раньше странным человеком называли небогатого путешественника, а сейчас - сумасшедшего.
И Сергей Владимирович, и я, не сговариваясь, высказались у Дмитрия Евгеньевича по этому поводу:

http://galkovsky.livejournal.com/202850.html?thread=54066018#t54066018

http://galkovsky.livejournal.com/202850.html?thread=54115682#t54115682
///Я долженъ буду развить эту мысль///

Ждём с нетерпением.
перечнем «Фильтриус, Богемик и Салери» исчерпывается для меня смысл нахождения в пространстве ЖЖ.
ну еще ненамного Атлантической республикой
Сталкиваются эти точки зрения, потому что сталинизм опять, я извиняюсь, попер! "Только бы жила Россiя въ блаженствѣ и славѣ для благосостоянiя нашего" - это значит "государство для народа". Народ и отдельный человек - ценность все-таки высшая, чем государство, так как отнюдь не государственная, а человеческая природа вознеслась вместе со Христом в тайну Божию. Но здесь и сейчас без государства мы, разумеется, пропадем - это просто необходимый институт - не более того - и не следует его уж слишком возвеличивать, как идола, требуя жертв. На войне все и всегда так поднимают дух перед дракой, но бьются за свои семьи, своих друзей и за себя - за народ иными словами. После того, как пролилась кровь, уже включаются какие-то древние слои психики. А в мирное время можно по разному управлять: по-сталински, и по-человечески.

Deleted comment

Идея, собственно, простая: ни къ принужденiю, ни къ интересу педагогика не сводится. Если только заставлять учиться вопреки природѣ къ тому, что не интересно никакъ, — результата не будетъ. Если при наличiи интереса не понимать, что ребенокъ не всегда равенъ себѣ и иногда его нужно и заставлять, — будетъ чуть получше, но тоже совсѣмъ нехорошо.