philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:
Думаю, что показателемъ зрѣлости богословской мысли было бы истолкованiе Ницше какъ христiанскаго философа.
А вотъ съ Марксомъ это было бы сдѣлать невозможно ни при какихъ обстоятельствахъ.
Tags: pensieri

Deleted comment

Зрѣлость штейнерiанства меня волнуетъ мало. — Собственно, съ Ницше проблема въ его генiальности (очевидной) и содержательности. Если для богослова вопросъ, возможно ли то и другое внѣ и противъ Христа, имѣетъ положительный отвѣтъ, онъ можетъ Ницше не заниматься, разумѣется.

Deleted comment

Ну, если христiанизировать Платона, то почему бъ не Конфуцiя?
А вот если поменять местами "Ницше" и "Маркса", то сообщение нисколько не утратит содержательности, но пожалуй и приобретет.
За крышу пока беспокоиться не стоит, крепкий постмодернизм как он есть.
Нѣтъ, Маркса и Ницше мѣстами мѣнять нельзя.

Истолкование Маркса как христианского богослова (и вообще социалистического учения в духе христианства) - это идеологическая основа т.н. "русского национального" и "почвенно-патриотического" движения 1970-80х.
Именно это мнѣ и представляется самымъ разительнымъ примѣромъ интеллектуальной безотвѣтственности.

Интересно, "О двух великих грешниках" Некрасова Вы считаете христианскими стихами или не очень?
Этихъ стиховъ не помню, но по вѣдомству христiанскихъ поэтовъ у меня Некрасовъ не проходитъ.

Ну-ну-ну. Не наговаривайте на честных людей. "Христианство и социализм" это европейская - а потому и совершенно негодная для "патриотов" - постановка вопроса. Предлагалось же соединить православие и советскую власть. Ну и конечно Маркс там был неприемлем уже только по своему еврейскому происхождению.
Ничего я не наговариваю. Что было, то было, уже не изменишь.

// Маркс там был неприемлем уже только по своему еврейскому происхождению //

Ох :-) А пророк Давид, а Ленин, а... Джугашвили??? :-)

Ну, так ведь вдохновение, гениальность, энергия как таковые - все из единого источника, как бы он ни был потом в пути замутнен.

У врага рода нашего своих собственных, по происхождению отдельных от единого Творца, даров нет. Он их под себя перекрасил, переполяризовал, но добро это не его.

Это у персов было два бога, у нас нет.

Можно истолковать Ницше как христианского богослова. Акцентировав самое радикальное, сверхчеловеческое в Евангелии - не мир, но меч, кто не отречется от родителей своих, тот не мой ученик, пусть мертвые хоронят своих мертвецов и пр.
Люби врага и подставь другую щеку - тоже по сути сверхчеловеческое. Ну и т.д.
Да, я тоже думалъ бы въ этомъ направленiи.

Deleted comment

Спасибо.

"среди всех антихристианских инвектив отсутствуют, как мне помнится, нападки на Христа".

Вы правы:

"Уже слово «христианство» есть недоразумение, — в сущности был только один христианин, и он умер на кресте. «Евангелие» умерло на кресте. То, что с этого мгновения называется «Евангелием», было уже противоположностью его жизни: «дурная весть», Dysangelium. До бессмыслицы лживо в «вере» видеть примету христианина, хотя бы то была вера в спасение через Христа; христианской может быть только христианская практика, т.е. такая жизнь, какою жил тот, кто умер на кресте... Ещё теперь возможна такая жизнь, для известных людей даже необходима: истинное, первоначальное христианство возможно во все времена. Не верить, но делать, а прежде всего многого не делать, иное бытие..."

dadaha

June 6 2012, 09:10:10 UTC 7 years ago Edited:  June 6 2012, 09:11:39 UTC

Ницше вполне себе протестант. С некоторыми оговорками.
Но русскiй религiозный ренессансъ начала ХХ в. только этимъ и занимался!
Въ самомъ русскомъ религiозномъ ренессансѣ христiанскiй элементъ неочевиденъ. Понячтно, какъ это звучитъ послѣ соотвѣтствующихъ рѣчей о Ницше, но…

Ну все же не такъ. Ортодоксальность - да, кое-гдѣ спорна, а въ остальныхъ мѣстахъ точно отсутствуетъ. Но "христiанскiй элементъ" все-таки очевиденъ донельзя.
Только в том смысле, что для Маркса Христос никогда не был личной темой в той степени, в какой это имело место у Ницше.
А так... в ницшевскую концепцию нигилизма марксизм прекрасно укладывается. А нигилизм Ницше, как известно, выводил из христианства.
Возможно, что, если бы я сталъ съ Вами спорить, обнаружилось бы, что я основательно забылъ матчасть. Но самъ я считаю христiанство не нигилизмомъ, марксизмъ — нигилизмомъ, а взгляды Ницше — тѣнью, для которой источникомъ свѣта является Iисусъ Христосъ, и въ этомъ смыслѣ — свидѣтельствомъ отъ противнаго и не нигилизмомъ.

Не люблю спорить)
Солнце, надо полагать, заходит - оттого и тень длинная.
Кстати, что собственно ее отбрасывает? Европейская культура?
То есть, не думая спорить, очень было бы и неплохо - все осталось, только невидимо.
"Европейская ночь".