Я человѣкъ простой, простодушный, съ самого дна общества — изъ программистовъ старыхъ временъ. И поэтому у меня, когда я читаю Ваши разговоры съ Вашимъ уважаемымъ собесѣдникомъ, возникаютъ вопросы, на которые я не могу, сколько ни думаю, дать приличнаго отвѣта.
Скажемъ, какъ можно въ школѣ опредѣлить, что ребенокъ или даже подростокъ въ дальнѣйшемъ будетъ переплетчикомъ или еще того пуще — филологомъ. И, соотвѣтственно этому непонятному опредѣленiю его будущей судьбы, учить его ручному труду или классической литературѣ.
Т. е., какъ можно выводить типы обученiя изъ того, что абсолютно непонятно и неизвѣстно.
А тутъ еще Вашъ уважаемый собесѣдникъ и хорошiй человѣкъ Боря Жуковъ сказалъ, что (какъ я понялъ) самъ ребенокъ или, еще того хуже, подростокъ, долженъ имѣть право заказывать самому себѣ тѣ или иные школьные предметы или ихъ объемъ.
Я не къ тому, что подростокъ не можетъ заказать — конечно, можетъ! Еще какъ можетъ! Но какъ… Но что съ этимъ потомъ дѣлать ему же самому, послѣ того, какъ пройдетъ естественный перiодъ, когда человѣкъ, если онъ человѣкъ, а не полѣно отесанное, просто обязанъ мѣнять всѣ свои взгляды и устремленiя какъ можно чаще и глубже!
Впрочемъ, про полѣно я напрасно сказалъ. Какъ разъ исторiя Буратино показываетъ, что даже и полѣну метанiя и измѣненiя никакъ не чужды (во всякомъ случаѣ, въ «Золотомъ ключикѣ»).
Есть еще и третiй вопросъ, про то, какъ это можно говорить о томъ или иномъ общественномъ институтѣ, не учитывая происходящее въ самомъ обществѣ, его задачи, направленiя, поставленныя обществомъ цѣли и прочiя не то чтобы ужъ такiя премудрости?
Но тутъ ужъ я совсѣмъ впадаю въ ступоръ.
Я обѣщалъ отвѣтить.
1. По праву прецедента
Я воспринимаю эти вопросы въ контекстѣ обычныхъ страховъ, охраняющихъ всеобучъ, — какимъ образомъ сорiентируется человѣкъ въ совокупности разныхъ предметовъ, если не будетъ имѣть о нихъ представленiя, какъ можно обойтись безъ единаго образовательнаго пространства, если ему придется переѣхать и помѣнять школу, и т. д.
Нужно имѣть въ виду, что образовательная исторiя всеобуча — это 70 лѣтъ СССР и, возможно, какое-то количество лѣтъ исторiи школы азiатскихъ странъ — объ этомъ мнѣ мало извѣстно. Европейская школа, какъ и старая русская, всеобуча не знаетъ и сразу — съ 10–11 лѣтъ — предлагаетъ выборъ между очень отличающимися другъ отъ друга типами.
Но энциклопедической школой не была и школа СССР. Не было такихъ предметовъ, какъ психологiя, лингвистика, совсѣмъ ни въ какiя ворота не лѣзла философiя — однако жъ на психологическiе философскiе и факультеты, лингвистическiе отдѣленiя люди шли. Какъ-то орiентировались. И мнѣ совсѣмъ непонятно, почему, скажемъ, такая орiентацiя возможна съ психологiей и невозможна съ химiей. Равнымъ образомъ никто не доказалъ, что психологiя какъ элементъ общаго образованiя менѣе важна, чѣмъ химiя.
Энциклопедическая школа невозможна не по злокозненности, а по фактору эффективности. Чѣмъ шире охватъ, тѣмъ ниже КПД. Въ опредѣленномъ смыслѣ и въ опредѣленныхъ рамкахъ эффективностью можно пожертвовать — но настаетъ моментъ, когда такая жертва оказывается чрезмѣрной.
Издержки раздѣленiя типовъ — 40 % отсѣва (и этихъ «Божьимъ гнѣвомъ пролетарiевъ» нужно куда-то опредѣлить, поскольку никто не долженъ умирать съ голоду, поскольку не въ состоянiи овладѣть латынью или математикой). Издержки единства типа — полное отсутствiе средняго образованiе, точнѣе, послѣдовательное превращенiе его въ фикцiю.
2. На основанiи здраваго смысла
Это будетъ вторая часть. Я ее напишу чуть позже.
landgrafff
January 14 2013, 09:30:32 UTC 6 years ago
philtrius
January 14 2013, 09:36:58 UTC 6 years ago
soglyadataj
January 14 2013, 09:45:50 UTC 6 years ago
leonid_b
January 15 2013, 07:56:38 UTC 6 years ago Edited: January 18 2013, 07:56:51 UTC
soglyadataj
January 18 2013, 08:02:48 UTC 6 years ago
leonid_b
January 18 2013, 08:19:55 UTC 6 years ago
Во всяком случае, мне этого хватает.
Хотя...
eu_he_nio
January 14 2013, 10:05:47 UTC 6 years ago
Но, сообразуясь уже с состоянием дел общественных, добавлю - овладевшие не должны голодать тем более.
philtrius_minor
January 14 2013, 10:52:30 UTC 6 years ago
thrasymedes
January 14 2013, 10:13:07 UTC 6 years ago
philtrius_minor
January 14 2013, 10:51:03 UTC 6 years ago
Deleted comment
philtrius_minor
January 14 2013, 11:56:27 UTC 6 years ago
Относительно фундаментальности наукъ — это, на мой взглядъ, фактъ безразличный, поскольку въ школьномъ видѣ это наборъ догматически преподанныхъ авторитарныхъ свѣдѣнiй; является его содержанiе фундаментальнымъ или шаманскимъ — уже не столь важно. Исключенiе — математика; но она и не является наукой съ тѣмъ же статусомъ, что и остальныя, она сама задаетъ свою реальность.
Потому съ мыслью о хорошемъ подборѣ предметовъ въ совѣтской школѣ согласиться не могу. Онъ не лучше и не хуже, чѣмъ любой другой, поскольку всеобучъ способенъ обезцѣнить любую педагогическую концепцiю; и самую продвинутую и трудную — классической гимназiи — (если бы только было возможно сдѣлать ее концепцiей всеобуча) онъ обезцѣнилъ бы первой.
cass1an
January 14 2013, 15:56:48 UTC 6 years ago
Отсутствие достойной истории - довольно слабый аргумент, если учесть, насколько образование как процесс уже изменилось(понятие информатики и половины истории всеобуча не имеет) и насколько ему предстоит измениться в самое ближайшее время. К примеру, влияние на повседневность и обучение несчастного Youtube уже сложно переоценить, а им одним дело не ограничивается. В этом калейдоскопе условий обращаться к глубоко античным образцам можно только за какими-то очень абстрактными философскими вещами, а не количеством розг у школьного надсмотрщика.
philtrius
January 14 2013, 16:14:57 UTC 6 years ago
cass1an
January 14 2013, 17:20:05 UTC 6 years ago
Вообще, Youtube - это возможность закатать лекцию(пусть и с потерями) в банку, раздавать эту банку в лучших традициях "умножения хлебов" или хранить столько, сколько потребуется(раньше покойники неохотно читали лекции, сейчас это прискорбное обстоятельство не всегда можно заметить). Я не очень понимаю, как это можно счесть маловажным.
philtrius
January 14 2013, 17:39:02 UTC 6 years ago
danuvius
January 14 2013, 18:11:04 UTC 6 years ago
philtrius
January 15 2013, 11:59:05 UTC 6 years ago
klausnick
January 15 2013, 14:11:32 UTC 6 years ago
nina_chatte
January 14 2013, 20:37:17 UTC 6 years ago
http://vedmouse.livejournal.com/1737375.html
С теплым пушистым приветом
Нина
philtrius
January 15 2013, 11:59:58 UTC 6 years ago
nina_chatte
January 15 2013, 13:21:23 UTC 6 years ago
"отличная идея!)
уже завалила егэ по истории и сдала по математике"
ЕГЭ по истории завалить нетрудно, даты из памяти выветриваются, но хорошо бы помнить общий ход событий.
Я тоже как-то пару лет назад прошла пробные ЕГЭ. Все сделала на четверку, кроме химии (лень было таблицу Менделеева искать). Если вы не помните почти ничего, то, может, это ваша особенность? А общая картина советского образования не так плоха? Мне трудно судить глобально, у меня все знакомые довольно образованные люди.
С теплым пушистым приветом
Нина
klausnick
January 15 2013, 14:09:53 UTC 6 years ago
philtrius
January 15 2013, 18:32:49 UTC 6 years ago
klausnick
January 16 2013, 14:01:14 UTC 6 years ago
leonid_b
January 17 2013, 07:02:57 UTC 6 years ago
И рассказы о том, как линчевали негров в советское время, меня как-то не убеждают.
Но главное - я просто не понимаю, искренне не понимаю, почему нельзя ответить прямо на прямой вопрос. Или сказать, что отвечать не будете. Или показать, почему этот вопрос некорректный, и т.д.
Зачем нужны эти повторяющиеся по кругу разговоры про ту, старую школу? Чем эти разговоры про проклятое
капиталистическоесоциалистическое прошлое могут быть полезными для решения сегодняшних и завтрашних задач?