1. Марксизмъ съ самаго рожденiя не былъ научной теорiей, и его эвристическая цѣнность равняется нулю. Для объясненiя окружающей дѣйствительности онъ не только не нуженъ, но и вреденъ.
2. Прогностическая цѣнность марксизма тоже невелика. Прогнозы, дѣлаемые наудачу, дали бы лучшiй результатъ.
3. Цѣлью марксизма является содѣйствовать гибели человѣчества, разрушая тѣ силы, которыя помогаютъ человѣку жить и привязываютъ его къ жизни — религiю, семью, собственность, свободу, самое человѣческую личность.
4. Ничего за рамками вышеописаннаго въ этомъ мiровоззрѣнiи нѣтъ.
landgrafff
February 2 2013, 17:04:57 UTC 6 years ago Edited: February 2 2013, 17:05:52 UTC
philtrius
February 2 2013, 17:21:29 UTC 6 years ago Edited: February 2 2013, 17:21:39 UTC
hoddion
February 2 2013, 17:06:33 UTC 6 years ago
philtrius
February 2 2013, 17:22:32 UTC 6 years ago
hoddion
February 2 2013, 18:10:38 UTC 6 years ago
Духовные беседы, 21:
2. Человек, преступив заповедь, и будучи изгнан из рая, связан двояким образом и двоякого рода узами: в мире сем — делами житейскими, любовию к миру, т. е. к плотским удовольствиям и страстям, к богатству и славе, к имению, к жене, к детям, к родным, к отечеству, к месту и одеждам, одним словом, ко всему видимому, от чего слово Божие повелевает отрешиться по собственному произволению (потому что каждый ко всему видимому и привязывается по доброй воле), чтобы, отрешась и освободив себя от всего этого, мог он стать совершенным исполнителем заповеди; втайне же опутывают, окапывают, остеняют и оковами тьмы связывают душу духи злобы; почему, не может ни, сколько желает, любить Господа, ни, сколько желает, веровать, ни, сколько желает, молиться, потому что, со времени преступления первого человека, противление и явно и тайно во всем овладело нами.
3. Посему, когда, услышав кто Божие слово, вступит в подвиг, отринет от себя дела житейские и мирские связи, отречется от всех плотских удовольствий и отрешится от них; тогда, с постоянством устремляя мысль ко Господу, может он дознать, что в сердце есть иная борьба, иное тайное противление, иная брань помыслов от лукавых духов, и что предлежит ему иной подвиг. И таким образом, с несомненною верою и великим терпением непрестанно призывая Господа, ожидая от Него помощи, можно здесь еще получить внутреннее освобождение от уз, тенет, преград и тьмы лукавых духов, то есть, от действия тайных страстей.
philtrius
February 2 2013, 18:17:17 UTC 6 years ago
hoddion
February 2 2013, 18:25:26 UTC 6 years ago
philtrius
February 2 2013, 18:29:30 UTC 6 years ago
Въ Евангелiи есть эта тенденцiя. есть и другая (никого не обижайте и довольствуйтесь своимъ жалованьемъ).
mininand
February 2 2013, 17:08:47 UTC 6 years ago
philtrius
February 2 2013, 17:23:54 UTC 6 years ago
Скорѣе это стремленiе философа-всезнайки указывать узкимъ ученымъ ихъ мѣсто.
falcao
February 2 2013, 22:41:30 UTC 6 years ago
Интересно, что почти в каждом из этих случаев он пытался выразить нечто верное по смыслу, но получалась "карикатура".
lev_usyskin
February 3 2013, 06:43:16 UTC 6 years ago
mininand
February 3 2013, 12:33:58 UTC 6 years ago
lev_usyskin
February 3 2013, 13:06:55 UTC 6 years ago
1. нуклеиновых кислот тогда, кажется, не знали, а белки знали
2. небелковые формы жизни тогда не были известны да и сейчас их можно в определенном смысле считать белковыми - вирус ведь как-то использует белковую оболочку.
но было б интереснее, если б определение основывалось на наличии стабильной четвертичной структуры белка или как-то вроде
mininand
February 3 2013, 14:28:17 UTC 6 years ago
lev_usyskin
February 3 2013, 14:33:31 UTC 6 years ago
eu_he_nio
February 2 2013, 17:16:57 UTC 6 years ago
Удивительно, как люди легко покупались на этот вздор - и какие люди!
Ведь даже Флоренский начинал социалистом.
philtrius
February 2 2013, 17:24:47 UTC 6 years ago
Но съ опредѣленнаго возраста…
matholimp
February 2 2013, 17:37:21 UTC 6 years ago
В его основе две (а отнюдь не три!) составляющие: математическая модель и "Манифест Коммунистической партии".
Математическая модель проста, но вполне разумна. После того, как Канторович создал симплекс-метод (чуть позже переоткрытый Данцигом именно под этим названием), модель Маркса стала называться двухотраслевой моделью. Это простейший частный случай многоотраслевой модели Канторович, за которую тот был удостоен Нобелевской премии.
А "Манифест Коммунистической партии" по законам нынешней ГОРФ квалифицируется как особо опасный экстремизм и преследуется по знаменитой 282 статье УК. Да, зюгановскую КПРФ никто не преследует. Но какое отношение к Марксу имеют эти "православные коммунизды"?
philtrius_minor
February 2 2013, 17:48:46 UTC 6 years ago
matholimp
February 2 2013, 17:59:27 UTC 6 years ago
philtrius_minor
February 2 2013, 18:02:51 UTC 6 years ago
matholimp
February 2 2013, 18:24:18 UTC 6 years ago
А - производство предметов производства,
Б - производство предметов потребления.
У Канторовича, в принципе, та же самая модель, но без ограничения на число (и смысл) отраслей.
Детали легко гуглятся.
philtrius_minor
February 2 2013, 18:27:30 UTC 6 years ago
А пока позвольте остаться при прежнихъ соображенiяхъ: никакихъ выдающихся открытiй въ области математики двое ведущихъ марксистовъ не совершили (за исключенiемъ, разумѣется, достиженiй Энгельса).
matholimp
February 2 2013, 19:02:31 UTC 6 years ago
В советские годы профессиональных математиков заставили изучать "Математические рукописи" классиков марксизма. Не исключено, что именно в этом состоял самый крупный провал сусловской пропаганды. Ибо многие тысячи профессиональных математиков, которые в норме никогда в жизни не стали бы читать классиков марксизма, вынуждены были их конспектировать и комментировать. Если конспект - вещь формальная, то отношение к предмету созрело в каждой первой голове. И на семинарах в многочисленных НИИ (не говоря о немногих профильных институтах) ещё в 1970-е годы громко прозвучало, что "король" - голый.
philtrius_minor
February 2 2013, 19:04:38 UTC 6 years ago
falcao
February 2 2013, 22:45:28 UTC 6 years ago
Одним словом, "пиар" по поводу "гения всех наук", несомненно, был, но вот "употреблять вовнутрь" всё-таки нас это не заставляли.
matholimp
February 3 2013, 09:27:38 UTC 6 years ago
Аналогичные программы были в ЛОМИ и других академических институтах. Плюс многочисленные университеты марксизма-ленинизма при парткомах разных уровней.
falcao
February 3 2013, 09:34:45 UTC 6 years ago
Правильно ли я Вас понял, что в ЛГУ студенты и аспиранты конспектировали именно "Математические рукописи" Карла Маркса? Если да, то это для меня удивительно, так как я вообще не знаю, где они были изданы (если вообще были).
А если имелось в виду изучение истории КПСС, диамата/истмата, политэкономии, научного коммунизма, то этим, ясное дело, "пичкали" всех поголовно. Правда, я лично не тратил на это своего времени, так как понимал, что ответы на вопросы можно списать (я прямо с учебника это делал, пронося его с собой), а дальше уже всё зависит от степени "подвешенности" языка.
matholimp
February 3 2013, 09:54:31 UTC 6 years ago
Однако наиболее прилежные шли в читальные залы и брали "Полные собрания сочинений". После чего выяснялось, что многие цитаты - обрубки фраз с прямо противоположным смыслом.
falcao
February 3 2013, 11:03:11 UTC 6 years ago
Видит Бог, я никогда с этим дела всё-таки не имел. Максимум, что где-то могло быть -- это вопрос из экзаменационного списка, посвящённый "вкладу" Маркса в благородное дело обоснования матанализа. Скорее всего, готовиться там предполагалось просто по "учебнегу", который я лично вообще не открывал. В этом смысле я не отличался "прилежностью", и не знаю примеров тех, кто читал что-то помимо "обязательного". Но в эту категорию входили только самые основные сочинения, список которых был одинаковым для всех вузов и всех факультетов.
a_shen
February 2 2013, 19:04:37 UTC 6 years ago
matholimp
February 3 2013, 09:33:10 UTC 6 years ago
a_shen
February 3 2013, 10:00:05 UTC 6 years ago
matholimp
February 3 2013, 14:12:43 UTC 6 years ago
Я не считаю себя специалистом в экономических теориях. Но математическую модель Маркс выстроил образцово. Не важно, что банальную.
a_shen
February 3 2013, 19:03:44 UTC 6 years ago
eu_he_nio
February 2 2013, 17:52:38 UTC 6 years ago
matholimp
February 2 2013, 18:01:24 UTC 6 years ago
cass1an
February 2 2013, 18:34:49 UTC 6 years ago
matholimp
February 3 2013, 09:41:56 UTC 6 years ago
И у какого Гегеля эта диалектика? Да, Маркс был ей обучен, но фактически не пользовался.
roman_kr
February 2 2013, 17:49:18 UTC 6 years ago
matholimp
February 2 2013, 18:02:27 UTC 6 years ago
jtamtejszy
February 4 2013, 01:53:32 UTC 6 years ago
lev_usyskin
February 2 2013, 18:31:53 UTC 6 years ago
philtrius_minor
February 2 2013, 18:33:59 UTC 6 years ago
lev_usyskin
February 2 2013, 18:37:26 UTC 6 years ago
philtrius_minor
February 2 2013, 18:38:51 UTC 6 years ago
a_shen
February 2 2013, 19:09:20 UTC 6 years ago
philtrius
February 2 2013, 19:13:35 UTC 6 years ago
a_shen
February 2 2013, 19:34:02 UTC 6 years ago
pasha_su
February 3 2013, 01:25:10 UTC 6 years ago
a_shen
February 3 2013, 09:51:04 UTC 6 years ago
falcao
February 2 2013, 22:53:38 UTC 6 years ago
Смысл полемики был, конечно, чисто политическим, то есть это как бы борьба за влияние в партии.
Парадоксально, кстати, то, что Ленин, будучи ярым врагом "поповщины", высказал в МиЭ ряд тезисов, по смысле очень близким к "теологическим". "Материя бесконечна" по смыслу мало чем отличается от "Бог есть". Это значит, что "база данных" знаний человека принципиально не может сравняться с "базой данных" Бога. Это шло "вразрез" с определёнными установками того времени (или предшествующих времён) -- что мы вот сейчас ещё чуть-чуть потрудимся, поисследуем, откроем наконец "все" законы, "и будет фсем щясте". Ленин в этом отношении оказался прав, а остальное содержание его книги достаточно малоинтересно.
a_shen
February 3 2013, 09:52:41 UTC 6 years ago
falcao
February 3 2013, 10:43:14 UTC 6 years ago
Ленин на это возразил "пресловутой" фразой про электрон, над которой не иронизировал только ленивый. Действительно, фраза построена неудачно, и здесь уместно говорить не о "неисчерпаемости", а об отсутствии некого "предела познания", что и означает "бесконечность" материи в смысле невозможности до конца "исчерпать" её свойства. Всегда можно пойти "вглубь" на какие-то более высокие уровни.
Замечу, что у меня нет абсолютно никакого "преклонения" перед марксизмом-ленинизмом, и к этому всему я относился более чем "скептически", но в данном случае смысл достаточно хорошо виден. Я не думаю, что он какой-то особо "глубокий", но он всё-таки есть.
philtrius
February 3 2013, 10:46:10 UTC 6 years ago
falcao
February 3 2013, 11:03:54 UTC 6 years ago
philtrius
February 3 2013, 11:26:16 UTC 6 years ago
falcao
February 3 2013, 14:47:36 UTC 6 years ago
a_shen
February 3 2013, 15:29:54 UTC 6 years ago
falcao
February 3 2013, 15:43:38 UTC 6 years ago
Взгляды Ленина достаточно хорошо известны, и почти всегда легко представить себе, что он думал по тому или иному вопросу. Он вообще был очень понятен в каком-то смысле (сладостная "ленинская простота" (тм)).
Я думаю, Вы понимаете, что мне нет нужды сочинять что-то из головы, "выгораживая" Ленина. В целом, МиЭ (я, кстати, читал эту книгу сам "по доброй воле" уже ПОСЛЕ аспирантуры -- просто из интереса) -- сочинение довольно слабое. В философии Маха он не разобрался, сочтя её вариантом "субъективного идеализма". Что писалось о Пуанкаре, Вы знаете, наверное, не хуже меня. Там волосы дыбом встают. Читался он явно "по диагонали". Обвинения были типа того, что трёхмерность пространства есть "закон природы", а "идеалист" и "махист" заявляет, что это "для удобства". Но здесь виноват не Ленин, а "классическое образование", которое так высоко ценит уважаемый хозяин этого журнала. В гимназиях всех учили именно так.
А вот по части "электрона и атома" -- там всё более чем "прозрачно". Я думаю, если Вы найдёте это место в тексте и перечитаете, то увидите, что я прав в своей интерпретации. Не надо только исходить из того, что человек, допускающий грубые "ляпы", не способен сказать ничего "дельного". Ещё как способен.
a_shen
February 3 2013, 16:23:33 UTC 6 years ago
--- цитата ---
Никакой другой "неизменности", никакой другой "сущности", никакой "абсолютной субстанции" в том смысле, в каком разрисовала эти понятия праздная профессорская философия, для Маркса и Энгельса не существует. "Сущность" вещей или "субстанция" тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня – дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма.
falcao
February 3 2013, 16:37:58 UTC 6 years ago
Перед процитированными словами идёт ссылка на некую мысль Богданова (из-за полемики с которым МиЭ в основном и был написан). Чтобы как-то судить о том, кто здесь прав, надо саму эту мысль восстанавливать, а потом уже смотреть. Я не исключаю, что Ленин "переврал" мысль автора: он вообще делал это чаще некуда. И в этом отношении ему вообще нельзя доверять. Скажем, во что он превратил "принцип экономии мышления" Маха -- это же ужас!
Но дальше с цитатой всё нормально, и смысл там совершенно "прозрачен". Речь идёт о споре по поводу того, имеет ли мир "первоэлементы", к которым всё можно "свести", и из которых всё как бы "состоит". Ленин это положение отрицает, то есть основной смысл сказанного далее -- "антиредукционистский".
a_shen
February 3 2013, 19:07:17 UTC 6 years ago
про "антиредукционистское положение" тоже непонятно - имеется ли в виду, что не стоит искать общие основы у кажущихся не связанными явлений (типа электричества и магнетизма)? или что вряд ли удастся понять природу полностью, научившись отвечать на все вопросы? или что-то ещё?
falcao
February 3 2013, 19:23:34 UTC 6 years ago
А то, что человечество только учится выражать мысли -- это мне всегда было понятно. Вот если современный студент захочет изучить основы исчисления предикатов, то ясно, что "Языки и исчисления" окажутся намного предпочтительнее многотомных "кирпичей", написанных в 30-е годы пусть даже самыми что ни на есть "классиками" науки. И это математика, а чего взять с такой "туманной" области как философия?
Антиредукционистский тезис в данном случае означает отсутствие "предела" в познании "материи" (или "природы"). Конкретно говорилось о том, что "микромир" можно до бесконечности "углублять". А могло быть и по-другому: допустим, "разъяли" атом на ядро и электроны, построили "планетарную модель", и достигли этим чего-то, что уже нельзя "превзойти".
a_shen
February 3 2013, 19:31:07 UTC 6 years ago
Про "антиредукционизм" я так и не понял - утверждается ли, например, что попытки развить "теорию струн" обречены на неудачу, или просто что даже при успехе будут оставаться какие-то нерешённые вопросы, или что-нибудь ещё?
falcao
February 3 2013, 19:40:45 UTC 6 years ago
Ленин, понятное дело, ничего не мог иметь в виду про "теорию струн". Он говорил о том, что электрон не есть "окончательный" уровень, и высказывал мысль, что так будет всегда. Отсюда, конечно, если поверить его словам, можно сделать вывод, что и со "струнами" ничего не получится. Я думаю, что это так и есть. Но дело здесь не в том, прав или не прав Ленин в какой-то "конкретике", а в том, что эта мысль всё-таки не относится к области "словоблудия".
a_shen
February 3 2013, 19:59:42 UTC 6 years ago
Подозреваю, что Н.Ленин с его диалектикой любое развитие событий считал бы подтверждением своей теории (что я и понимаю под "словоблудием") - но даже если и нет, то ценность такого пророчества минимальна, так как оно ни на чём не основано и высказывается безграмотным дилетантом.
falcao
February 3 2013, 20:36:55 UTC 6 years ago
Что касается подтверждения или опровержения: если бы оказалось так, что найден некий "окончательный" уровень описания "всего", и если эта теория выдержала бы проверку временем, и имелись бы основания полагать, что её никак нельзя "усовершенствовать" (примерно как нельзя сделать это с исчислением высказываний), то тогда мы я сказал, что в своём "прогнозе" Ленин ошибся. Однако современное развитие науки, в её нынешнем состоянии, как раз показывает, что представления о "материи" постоянно усложняются, и конца этому не видать. Раньше было "вещество", потом добавилось "поле", потом "присоединили" ещё кучу всего: плазму, вакуум, "чёрные дыры", всякие "тёмные" дела, и я где-то даже пошутил, что скоро "ангелов" и "демонов" следует ожидать :)
А сами принципы "основополагающего" характера так и должны высказываться. Иного пути я не вижу: "опираться" тут не на что. Ведь не на Библию же ссылаться? Хотя многие поступали и так. Сам уровень подтверждённости не может быть "абсолютным" (что, кстати, Ленин отлично понимал). Вот возьмите что угодно: хоть закон сохранения энергии, хоть принцип относительности Галилея. Можно ли утверждать, что они в принципе никак не могут "нарушаться", и что они обоснованы на уровне чего-то "абсолютного"? Я думаю, всегда надо быть готовым к любым "неожиданностям" со стороны Природы.
a_shen
February 3 2013, 21:31:23 UTC 6 years ago
falcao
February 3 2013, 21:39:36 UTC 6 years ago
Другое дело, что всё это давно в прошлом, и сейчас можно обсуждать в спокойном тоне кого угодно: Платона, Николая Кузанского, Спинозу, Маркса, Дерриду etc. Не наклеивая при этом никаких "ярлыков", не руководствуясь "предубеждениями", не отягощая себя последствием "травм", полученных когда-то от "софьи власьевны". Я именно в таком виде и стараюсь говорить о Ленине, Энгельсе или о ком-то ещё. Их сочинения как бы остались на "полках", но заняли при этом своё "рядовое" место.
a_shen
February 3 2013, 22:38:42 UTC 6 years ago
falcao
February 3 2013, 22:49:11 UTC 6 years ago
А "методика познания истины" с "пентаграммой" -- это "сладчайшая конфекта", поэтому идея отсканировать совершенно правильная. Этого текста в Сети нет, а так бы народ мог "поржать".
У Будкина был даже "продолжатель" -- какой-то "окодемег" из Сибири по фамилии Ильин. Который лет 10 назад даже приезжал в Москву, чтобы представить свой "опус". Там основной идеей было то, что косинусы углов в интервале от 60 до 90 градусов не могут быть рациональными :)
a_shen
February 4 2013, 08:22:01 UTC 6 years ago
lev_usyskin
February 2 2013, 19:12:55 UTC 6 years ago
если разговор идет о марксизме как научной теории, то перечисленое вами не является научной литературой уже в силу жанра - это политическая публицистика. А Капитала вы, я понял , не читали.
philtrius
February 2 2013, 19:15:24 UTC 6 years ago
Надѣюсь, Вы не предложите мнѣ обратиться къ сему тексту.
lev_usyskin
February 2 2013, 19:17:40 UTC 6 years ago
eu_he_nio
February 2 2013, 19:50:22 UTC 6 years ago
А то ведь я тоже могу сказать, что науки не называются поименно. В отличие от ересей, например.
lev_usyskin
February 2 2013, 20:08:43 UTC 6 years ago
Я ж сам ни с чем не спорю тут
philtrius_minor
February 2 2013, 20:16:02 UTC 6 years ago
lev_usyskin
February 3 2013, 06:40:54 UTC 6 years ago
philtrius_minor
February 3 2013, 06:44:48 UTC 6 years ago
lev_usyskin
February 3 2013, 07:59:03 UTC 6 years ago
philtrius
February 3 2013, 08:00:41 UTC 6 years ago
eu_he_nio
February 2 2013, 20:27:15 UTC 6 years ago
Это задача, достойная барона Мюнхгаузена - исходя из действительного положения дел, доказать их несостоятельность.
a_shen
February 2 2013, 19:34:34 UTC 6 years ago
lev_usyskin
February 2 2013, 20:00:20 UTC 6 years ago
a_shen
February 2 2013, 20:23:39 UTC 6 years ago
mnemtsev
February 2 2013, 19:39:15 UTC 6 years ago
philtrius
February 2 2013, 19:47:49 UTC 6 years ago
volgota
February 3 2013, 00:36:38 UTC 6 years ago
lev_usyskin
February 3 2013, 06:31:26 UTC 6 years ago
melanyja
February 2 2013, 18:41:23 UTC 6 years ago
А что есть научного, Маркс у Гегеля и Смита взял
mnemtsev
February 2 2013, 19:35:11 UTC 6 years ago
Далее, Вы считаете - если ограничиться тезисом о "научности" - что прямые отсылки современных социологов и экономистов, таких как Дж. Арриги, Эм. Валлерстайн или Бурдьё как марксизму как базовой для них (хотя критически пересматриваемой и уточняемой ими) теории, бессодержательны либо являются притворством? На каком же основании?
philtrius
February 2 2013, 19:46:36 UTC 6 years ago
Я не интересуюсь философiей XX в., и всѣ перечисленные для меня — только имена. Но если они видѣли въ марксизмѣ не то, что я, они ошибались.
lev_usyskin
February 2 2013, 20:04:23 UTC 6 years ago
philtrius_minor
February 2 2013, 20:08:15 UTC 6 years ago
Гегельянская фразеологiя, конечно, можетъ многое, но превратить элементарщину въ дѣйствительно сложную вещь — врядъ ли.
lev_usyskin
February 2 2013, 20:11:25 UTC 6 years ago
kislin
February 2 2013, 20:16:26 UTC 6 years ago
"Достойным объектом для критики" первое явление и впрямь было - во второй половине XIX в.
Что же до прибавочной стоимости - то это чисто идеологический конструкт, который не рассматривается всерьёз ни одним экономистом, я подозреваю.
lev_usyskin
February 3 2013, 06:29:32 UTC 6 years ago
cass1an
February 3 2013, 17:28:20 UTC 6 years ago
Насколько мне известно, вне собственно марксизма не существует ни единой теории стоимости, имеющей в какой бы то ни было доле следов трудовой теории(если говорить о сколько-нибудь серьезных, "кукурузная теория стоимости" все еще ждет первооткрывателя). Критика и полемика была во времена Бастиа и Бём-Баверка, после калькуляционного аргумента Мизеса уже говорить особенно нечего, собственно калькуляционный аргумент - главная проблема трудовой теории. Теорию понижения нормы прибыли уже марксисты иные отвергают, после Окисио и Сраффы.
eu_he_nio
February 2 2013, 19:46:50 UTC 6 years ago
В том, что созидательный труд производителен? Неоспоримо, но несколько не ново.
В том, что капиталист берет лишнее - а откуда? Посредством волшебной палочки?
Да и кстати, а что такое марксизм - это наука такая?
kislin
February 2 2013, 19:58:00 UTC 6 years ago
Во-первых, "трудовая теория стоимости" изобретена ещё до Маркса - Смитом, Рикардо и кО. Во-вторых, она, разумеется, антинаучна, поскольку стоимость (рыночная) складывается как равновесие между затраченными факторами производства и полезностью для покупателя.
Далее, Вы считаете - если ограничиться тезисом о "научности" - что прямые отсылки современных социологов и экономистов, таких как Дж. Арриги, Эм. Валлерстайн или Бурдьё как марксизму как базовой для них (хотя критически пересматриваемой и уточняемой ими) теории, бессодержательны либо являются притворством?
Ни Арриги, ни тем более Бурдье не рассматривают марксизм как базовую для себя теорию, "вот уж чего нет, того нет".
philtrius
February 2 2013, 20:00:38 UTC 6 years ago
kot_begemott
February 13 2013, 21:15:51 UTC 6 years ago
kislin
February 2 2013, 20:00:38 UTC 6 years ago
philtrius
February 2 2013, 20:02:33 UTC 6 years ago
callmycow
February 2 2013, 22:37:46 UTC 6 years ago
Если теоретики не угадали и не угодили - так они и наказаны, укатаны в бетон нелепых памятников.
Что они теперь Вам ответят?
philtrius
February 3 2013, 06:07:50 UTC 6 years ago
puzis
February 2 2013, 23:00:03 UTC 6 years ago
И еще одно: никто не знает, что сказал бы Маркс, прочти он работы того же Ленина. Развитие его идей, во многом вполне бюргерских, несмотря на революционный флер, ушло от этих идей очень далеко.
philtrius_minor
February 3 2013, 05:33:01 UTC 6 years ago
klausnick
February 3 2013, 07:26:07 UTC 6 years ago
philtrius_minor
February 3 2013, 07:41:20 UTC 6 years ago
klausnick
February 3 2013, 10:53:04 UTC 6 years ago
puzis
February 3 2013, 11:01:19 UTC 6 years ago
Маркс не был ни человеконенавистником, ни русофобом, как заявил один из комментаторов. Он был вполне себе кабинетный ученый, создавший свою экономическую теорию. А еще он оказался теоретиком пролетарской революции.
Как сказал Бисмарк, ознакомившись с идеями Маркса: любопытная теория, надо бы взять страну, которую не жалко, чтобы ее проверить. Все наше отношение к марксизму (и при советской власти, и теперь) прямо вытекает из того, что страной, которую не жалко, оказалась Россия.
philtrius
February 3 2013, 11:28:37 UTC 6 years ago
puzis
February 3 2013, 11:49:17 UTC 6 years ago
Что касается чисто револбюционных идей Маркса, то тут двух мнений быть не может (хотя, увы, у нас и это случается).
philtrius
February 3 2013, 12:05:31 UTC 6 years ago
puzis
February 3 2013, 14:05:27 UTC 6 years ago
eu_he_nio
February 3 2013, 12:12:53 UTC 6 years ago
Ну какая, какая, прости Господи, "пролетарская революция" возможна в крестьянской стране?
"Мир содрогнулся" - да, товарищ Рид так прямо и указывал. Но он ошибался, миру, в общем, было наплевать.
puzis
February 3 2013, 14:03:27 UTC 6 years ago
Что касается пролетарской революции в крестьянской стране, то посмотрите на судьбу русского крестьянства.
lev_usyskin
February 3 2013, 06:52:10 UTC 6 years ago
falcao
February 2 2013, 23:37:40 UTC 6 years ago
Для меня нет никакого сомнения в том, что какую-то "эвристическую ценность" имеет вообще всё -- хоть "марксизм", хоть "фрейдизм", хоть даже астрология. Другое дело, что никакая из этих "доктрин" не может претендовать на "трон". Любая теория есть "инструмент" -- чаще всего "грубый", но что-то он позволяет делать. Молотком можно забивать гвозди, а вот в пищу его употреблять уже не следует. И если кто-то "сдуру" или ещё из каких-то соображений это пытался делать, то отсюда не следует, что все молотки надо повыбрасывать.
В пункте 3 Вы фактически отстаиваете тезисы Шафаревича из его известной книги. Должен сказать, что мне такой подход совершенно не близок. Постараюсь в двух словах объяснить, почему это так. Вот люди живут, и они видят, что общество устроено во многом "дурно". Их многое не устраивает, и что-то хочется изменить. И если наложить запрет на мысль, если запретить думать о разных возможностях -- под тем предлогом, что "лучшее" уже найдено -- я не считаю это "благом". Ну пусть люди "на бумаге" проводят какие-то эксперименты. Никаких "священных коров" тут быть не должно.
При всём своём "консерватизме" и нелюбви к "смутам", я отнюдь не считаю перечисленные Вами понятия чем-то "священным". Религия во многом выполняет полезную функцию, давая людям какой-то "паттерн", которому можно следовать. Но это не значит, что все должны так поступать. Не говоря о том, что это "мирская" структура, со всеми вытекающими. Семья -- всего лишь один из "устоявшихся" способов человеческого "общежития", её не надо "абсолютизировать". Есть (или могут быть) какие-то другие способы. Свобода -- здесь вообще как бы вне списка, так как сам Маркс её в некотором роде высоко ценил. Это уже потом какие-то его "оппоненты" ему "инкриминировали" тезис о якобы "несвободе", и так считать можно, но он сам так не считал. Что касается "собственности", то это "зло", и здесь я на 100% согласен и с Марксом, и со многими другими. Это лишь одна из форм человеческого несовершенства, причём отнюдь не продиктованная "высшими соображениями". А уж "личность" -- это вообще ложный ориентир. Если я не хочу подчиняться какой-то внешней силе, считая её "злой", то это не потому, что я отстаиваю некие "свои" ценности, то есть свойственные лично мне. Противодействие основано на том, что "сила" эта противостоит "божественной правде". Она только на основании этого и отвергается. А "личности" никакой нет -- это "либерастический" миф. Во мне ценно лишь то, что мне дал Бог, а вне этого и впрямь ничего нет. Остальное -- это "капризы", то есть форма "несвободы".
philtrius_minor
February 3 2013, 05:28:29 UTC 6 years ago
И, разумѣется, Вы вправѣ относиться какъ угодно и къ религiи, и къ семьѣ, и къ собственности, и къ свободѣ, и къ личности — но то, что имъ установлено относительно цѣлей марксизма, спору, полагаю, не подлежитъ.
falcao
February 3 2013, 08:41:05 UTC 6 years ago
Что касается "бесспорности" основных выводов, я считаю, что они могут относиться только к способам реализации определённых идей, но не к самим идеям. Лично я смотрю на это всё примерно так, как на первые неудачные опыты воздухоплавания. Сколько бы их ни было, из этого не следует, что человек не может успешно летать при помощи каких-то удачно сконструированных устройств.
philtrius
February 3 2013, 08:46:20 UTC 6 years ago
Ваши взгляды мнѣ извѣстны и кажутся совсѣмъ нереалистичными, притомъ что эмоцiонально я готовъ идти имъ навстрѣчу куда больше, чѣмъ интеллектуально. Способы отъ идей, увы, неотдѣлимы, болѣе того: Шафаревичъ доказалъ, что идеи много хуже способовъ. Такъ что надѣюсь, что у человѣчества достанетъ разума больше съ этими идеями не экспериментировать.