1. Разумѣется, художественная литература и кругъ чтенiя — это частное дѣло самого человѣка и — въ случаѣ съ молодыми — больше семейства, чѣмъ школы; это касается обѣихъ сторонъ: и писатель не вправѣ разсчитывать на казенную поддержку (что не мѣшаетъ ему искать покровительства частныхъ лицъ, въ чью честь не возбраняется писать оды), и читатель долженъ орiентироваться въ морѣ текстовъ самъ: никто не возбраняетъ ему объединяться съ единомышленниками (скорѣе съ единовкусниками) и искать то, что нужно именно ему, создавая для этого соотвѣтствующую инфраструктуру.
2. В. п. с., въ принципѣ не нуждаясь въ современной литературѣ и полагая, что написано и такъ много и можно безъ нея обойтись, тѣмъ не менѣе отыскалъ въ сѣти нѣсколько поэтовъ для себя интересныхъ — при странностяхъ моего вкуса (я сначала сканирую стихотворенiе глазами и, если увижу неточную риѳму, дальше уже не читаю, равно какъ если не увижу ея вообще) это возможно даже и для меня, возможно и для прочихъ.
3. Мнѣ сейчасъ не все понятно съ художественной прозой. То есть для чего она нужна. XIX в. — цензура, жандармы, неразвитое общество, неразвитая инфраструктура, такъ люди обсуждали свои проблемы. Но теперь мысли можно сообщать непосредственно — это жъ гораздо проще! Развитое общество (напр., античное) прозы вымысла не знаетъ, точнѣе, отводитъ ей узкоразвлекательную область (Маринина законна, Левъ Толстой — нѣтъ). Для того чтобы было искусство слова, достаточно поэзiи (и она экономна по средствамъ); для того чтобы была мысль — достаточно жанровъ non fiction… Кстати, извѣстная реплика о мысляхъ и глуповатой поэзiи — въ этомъ направленiи.
4. Самъ я утратилъ способность читать художественную прозу. Я этого совершенно не хотѣлъ и не собирался; но это оказалось неизбѣжной расплатой за способность воспринимать стихотворный эпосъ XVIII в. какъ живой и актуальный. Въ то же время Цицерона и Тацита я воспринимаю какъ искусство слова; отъ прежней жизни остались воспоминанiя о Пушкинѣ и Гоголѣ, и отчасти я понимаю возможность другой позицiи. Но эти соображенiя лишь объясняютъ то, что я увидѣлъ содержанiе 3-го пункта, а не отмѣняютъ его.
conceptualist
November 23 2013, 18:02:18 UTC 5 years ago
philtrius
November 23 2013, 18:15:12 UTC 5 years ago
lev_usyskin
November 23 2013, 19:05:37 UTC 5 years ago
philtrius
November 23 2013, 19:43:21 UTC 5 years ago
trurle
November 23 2013, 19:59:58 UTC 5 years ago
lev_usyskin
November 24 2013, 06:30:49 UTC 5 years ago
lev_usyskin
November 24 2013, 06:29:30 UTC 5 years ago
philtrius
November 24 2013, 11:22:46 UTC 5 years ago
lev_usyskin
November 24 2013, 15:14:18 UTC 5 years ago
Deleted comment
spamsink
November 23 2013, 21:51:01 UTC 5 years ago
Перечисленное, грубо - это фэнтези, приключения, детективы и "дамские романы", не так ли? Ну так к развлекательным поджанрам у philtrius-а претензий и нет.
philtrius
November 24 2013, 11:21:16 UTC 5 years ago
Что же до упомянутыхъ Вами въ другомъ мѣстѣ, полагаю, что «Преступленiе и наказанiе» отличается отъ Марининой не наличiемъ/отсутствiемъ перипетiи или паѳоса.
tan_y
November 23 2013, 20:35:43 UTC 5 years ago
"написано и такъ много и можно безъ нея обойтись"
кажется, единственное, в чем я с вами совершенно согласна.
vladimirpotapov
November 24 2013, 04:59:22 UTC 5 years ago
eu_he_nio
November 24 2013, 09:54:54 UTC 5 years ago
Рассеялся словесности туман,
неловок вымысел, обман недолог.
Бог умер, умер автор, с ним роман
преставился - да здравствует филолог,
грамматика не тянет нам карман.
medovaiagora
November 24 2013, 10:36:31 UTC 5 years ago
2) Не поделитесь ли именами?
3) Нискусство слово проявляется не только в поэзии, но и в прозе. Мысль, духовную энергию далеко не всегда можно высказать прямо. Даже, если это действиетльно мудрая и глубокая истина, её невохможно высказать прямо никогда.
Подробнее см. герменевтику.
4) А вот театральные режиссёры и актёры могут ставить Софокла и затем Петрушевскую, каждый раз "живя" этими произведениями.
kulturka_ru
November 25 2013, 21:12:35 UTC 5 years ago
А вот мне сильно недостаёт современной русской стихотворной комедиографии - и, увы, никто из филологов и даже из причастных к театру лиц не сумел внятно объяснить мне её отсутствие на нынешних театр. подмостках :-(
edgar_leitan
December 8 2013, 16:16:52 UTC 5 years ago
semen_serpent_2
January 14 2014, 10:45:12 UTC 5 years ago
philtrius
January 14 2014, 10:54:39 UTC 5 years ago
semen_serpent_2
January 14 2014, 14:54:01 UTC 5 years ago
Ваши слова " Мнѣ сейчасъ не все понятно съ художественной прозой. То есть для чего она нужна. XIX в. — цензура, жандармы, неразвитое общество, неразвитая инфраструктура, такъ люди обсуждали свои проблемы. Но теперь мысли можно сообщать непосредственно — это жъ гораздо проще!" я понял так, что в обществе, где нет цензуры, "серьёзная" проза не нужна.
philtrius
January 14 2014, 15:09:27 UTC 5 years ago
Добавлю, что романъ — это какъ разъ несерьезная проза. Серьезная — философскiй трактатъ, исторiя, рѣчь. Противъ нихъ я ничего не имѣю.
semen_serpent_2
January 14 2014, 16:16:30 UTC 5 years ago
philtrius
January 14 2014, 16:18:58 UTC 5 years ago
semen_serpent_2
January 14 2014, 16:43:52 UTC 5 years ago