Разумѣется, координатная сѣтка плыветъ вмѣстѣ съ нами (напр., никто въ здравомъ умѣ и твердой памяти не сталъ бы приписывать Александру III желанiе вернуть крѣпостное право, сколько бы блудливый языкъ ни говорилъ о «контрреформахъ»). Иногда случаются сбои доступнаго кругозора возможностей (врядъ ли въ началѣ XX вѣка могли себѣ представить возможность на европейской территорiи практики интернационалъ- и националъ-соцiализма). Но для насъ сейчасъ важно не это. Вопросъ заключается въ томъ, возможенъ ли былъ бы — и возможенъ ли сейчасъ — консервативный отвѣтъ на тотъ вызовъ, который заключается въ громадномъ ростѣ производительности труда. Если угодно, матеральной иллюстрацей моихъ пожеланй могла бы быть недавняя фотографя въ моемъ дневникѣ — компьютерный столъ со звѣремъ. Правда, искалъ я сей артефактъ весьма долго и, нашедъ, еще дольше ждалъ исполненiя заказа.
Недавно я ссылался на весьма умный текстъ Концептуалиста, гдѣ утверждалось, что не существуетъ объективнаго критерiя разумныхъ и неразумныхъ потребностей. Есть потребности статуса, важныя для большинства, — и от внѣшнихъ условiй зависитъ, будетъ ли это размѣръ кольца въ носу, новая модель айфона или деревянная рѣзная мебель.
Нѣтъ объективно разумныхъ и неразумныхъ потребностей, но есть разумныя и неразумныя потребности съ точки зрѣнiя консерватора. «Возстанiе массъ» произошло съ такой скоростью, что высшiй классъ не успѣлъ ихъ отформатировать по своему образцу. Или не захотѣлъ? Или рѣшилъ измѣниться самъ?
Признаемся сразу — тутъ даже думать надъ «работой надъ ошибками» намного труднѣе, чѣмъ, скажемъ, переигрывать въ умѣ войну РИ съ ея внутренними врагами, поскольку очень расплывчата команда, за которую играешь, — она никакъ не институцiонализирована. Потому я сейчасъ просто не готовъ разсуждать въ данномъ направленiи — у меня не настолько свободенъ разумъ для этого, онъ не долженъ отвлекаться другимъ. Вотъ задумался, правильна ли моя собственная позицiя, — отгородить себѣ уголъ, а на падшiй мiръ не обращать вниманiя. Возможно, еще не все потеряно.
Противъ консерватизма — какъ культурнаго, такъ и политическаго, — играетъ мощная команда и мощная сила. Ее поддерживаетъ то обстоятельство, что разложенiе — процессъ естественный, и для того чтобы идти вверхъ или хотя бы оставаться на мѣcтѣ, когда эпоха ползетъ внизъ, — нужно двойное усилiе. Но ей препятствуетъ то обстоятельство, что разложенiе она вынуждена выдавать за прогрессъ, откровенную дрянь — за достиженiе, а въ простомъ народѣ — при всѣхъ издержкахъ его вкуса — господствуетъ убѣжденiе, что не является достиженiемъ непосредственно доступное ему.
anonymus
January 18 2014, 09:17:53 UTC 5 years ago
Что же касается поиска изысканных предметов потребления, тут просто нужен некоторый навык :)
nighteagleowl
January 18 2014, 13:28:24 UTC 5 years ago
Посмотрите один из предыдущих постов автора - там была дельная ссылка на обсуждение потребностей.
Мне, например, кажется что не хотеть (*) требует не меньших усилий сознания, это не меньший труд чем усилия на зарабатывание и удовлетворения хотения. Сколько людей от телевизора отказались? а ведь казалось бы - никто силой не заставляет смотреть.
---
(*) если объект хотения существует... Т.е. не так, как в СССР - хоти не хоти, а надеть придётся кирзачи и ватник.
anonymus
January 18 2014, 17:06:31 UTC 5 years ago
nighteagleowl
January 18 2014, 17:47:28 UTC 5 years ago
Мне кажется, что взрослый сознательный человек (кроме совсем уж исключительных случаев) сам вправе решать что ему делать со своими деньгами и имуществом - взять кредит который не выплатить или пропить или уйти в рабство - его право.
(хотя должен добавить, что всеобщее избирательное право, без имущественного ценза, это рычаг для злоупотребления, если вдруг большинство окажется из безответственных людей)
> кроме удовлетворения некоего "Вау-импульса"
Опять на лицо отношение к другим как к детям (прошу прощения если это звучит обидно). Почему вы отказываете соседу в праве на вау-импульс? Социальные потребности - они тоже потребности и их тоже удовлетворять надо. Потребность выделиться (хотя бы и айфоном) ничуть не меньшая потребность, чем нужда в картофеле.
anonymus
January 18 2014, 18:30:03 UTC 5 years ago
P.S. выделиться куда проще репликой, которая стоит в 10 раз дешевле. Но покупают оригинал, то есть имиджевые аспекты тут совершенно не при чем.
Spammed comment
anonymus
January 18 2014, 22:46:47 UTC 5 years ago
И мне глубоко плевать на жизнь миллионов, уж поверьте. Не потому, что я такой бесчувственный, а потому, что их жизни от меня никак не зависят.
nighteagleowl
January 19 2014, 16:03:03 UTC 5 years ago
salery
January 18 2014, 10:00:22 UTC 5 years ago
philtrius_minor
January 18 2014, 17:20:57 UTC 5 years ago
enzel
January 18 2014, 13:00:43 UTC 5 years ago
salery
January 18 2014, 18:46:36 UTC 5 years ago
alex_vergin
January 18 2014, 16:16:48 UTC 5 years ago
philtrius_minor
January 18 2014, 17:22:42 UTC 5 years ago
alex_vergin
January 18 2014, 17:42:05 UTC 5 years ago
philtrius
January 19 2014, 05:18:29 UTC 5 years ago
great_decorator
January 18 2014, 20:20:25 UTC 5 years ago
Интересно, уменьшается ли количество вновь создаваемых красивых вещей, или только их доля?
philtrius
January 19 2014, 05:19:06 UTC 5 years ago
thrasymedes
January 18 2014, 22:28:51 UTC 5 years ago
Для консерватора этого вопроса просто нет.