Я вотъ думалъ, чѣмъ, собственно, подростковая культура отличается отъ неподростковой. Могу предложить такую версiю — Толкiена ужъ точно можно отнести къ первой, и есть симметричное (на самомъ дѣлѣ много болѣе крупное) явленiе въ литературѣ итальянской — «Неистовый Роландъ». Второй, несомнѣнно, относится къ культурѣ взрослой. Его относительно меньшая популярность за предѣлами Италiи связана, разумѣется, въ первую очередь съ международной судьбой итальянскаго языка, а во вторую — съ общимъ уровнемъ толпы.
И то, и другое, — міръ фантазiи. Но для Толкiена этотъ міръ серьезенъ и способенъ въ потенцiалѣ замѣнять и вытѣснять реальность. У Арiосто фантазiя вставлена въ правильную рамку — жанровую въ первую очередь, что даетъ возможность и реальности — тайной грусти, разлитой подъ бурлескомъ, — занять свое мѣсто. Кстати, чтобъ воспоминанiе не пропало, замѣчательный филологъ Томмазо Борри очень огорчился, когда я сказалъ, что Тассо мнѣ ближе, чѣмъ Арiосто: «Арiосто — душа Италiи». Арiосто — высшая зрѣлость: фантастическiй элементъ не отвергается, у него должная позицiя. Поскольку я согласенъ съ Богемикомъ, что русскiе — реалисты, я не могу признать русскую культуру подростковой. Область фантазiи для насъ — какъ въ «Русланѣ и Людмилѣ» — тоже въ правильной рамкѣ.
Какъ разъ признакомъ подростковости культуры можетъ служить поискъ древнихъ корней и прочихъ питекантроповъ своей крови и нацiи. Русскiе неоязычники и примыкающiе продростковость, несомнѣнно, демонстрируютъ. Равнымъ образомъ и мыслящiе категорiями типа «братскiй народъ», «славянское единство» и т. п.
А пока я спалъ, авторъ тезиса привелъ свое пониманiе. Оно совсѣмъ не совпадаетъ съ моимъ, — полагаю, впрочемъ, что и по этому критерiю имперская культура подростковой не была.
ammosov
March 4 2014, 13:50:34 UTC 5 years ago
philtrius_minor
March 4 2014, 19:17:17 UTC 5 years ago
ammosov
March 4 2014, 19:32:36 UTC 5 years ago
yu_sinilga
March 4 2014, 13:59:54 UTC 5 years ago
philtrius_minor
March 4 2014, 19:17:51 UTC 5 years ago
yu_sinilga
March 4 2014, 19:40:15 UTC 5 years ago
http://yu-sinilga.livejournal.com/22092.html
ammosov
March 4 2014, 19:32:50 UTC 5 years ago
art_serebren
March 6 2014, 01:57:50 UTC 5 years ago
mininand
March 4 2014, 14:28:27 UTC 5 years ago
nighteagleowl
March 4 2014, 16:35:45 UTC 5 years ago Edited: March 4 2014, 16:44:40 UTC
philtrius_minor
March 4 2014, 19:18:28 UTC 5 years ago
nighteagleowl
March 4 2014, 20:05:39 UTC 5 years ago
PS. А серьёзность культуры может служить критерием детства у народа? Ведь только дети играют серьёзно и будут драться за каждую букву нарисованной книжки.
eu_he_nio
March 4 2014, 16:38:39 UTC 5 years ago
"Незнайка на Луне" тоже, между нами говоря, не "Божественная комедия".
philtrius_minor
March 4 2014, 19:18:54 UTC 5 years ago
olegvm
March 4 2014, 17:03:24 UTC 5 years ago
philtrius_minor
March 4 2014, 19:19:21 UTC 5 years ago
ammosov
March 4 2014, 19:33:43 UTC 5 years ago
philtrius_minor
March 4 2014, 19:35:54 UTC 5 years ago
nighteagleowl
March 4 2014, 20:08:10 UTC 5 years ago
thrasymedes
March 4 2014, 23:21:19 UTC 5 years ago
Например, любовь это и чувства, и физиология, и семья. Подросток не может совместить их и выбирает что-то одно, а остальное отрицает.
Тогда Толстой - подростковый писатель, а вот Чехов , пожалуй, нет
anna_bpguide
March 8 2014, 12:56:52 UTC 5 years ago
И про реализм - да, но, боюсь, в силу малой популярности этой темы общество не отдает себе в этом отчета...