Волков Сергей Владимирович (salery) wrote,
Волков Сергей Владимирович
salery

Categories:
Еще несколько наблюдений относительно образования и государственной службы в исторической России на материале конкретных вузов и учреждений (вводом которого в базу сейчас занимаюсь). Как-то приходилось уже замечать, что публика определенного рода, рассуждающая о социальной ситуации в России склонна "разводить" и даже противопоставлять образованных людей и "бюрократию", по незнанию игнорируя или не желая принимать тот факт, что это было одно и то же (не говоря о фантастических представлениях о социальном составе этого слоя). Между тем наиболее образованной группой было именно чиновничество, и на государственную службу шло абсолютное б-во выпускников вузов, в чем нетрудно убедиться на примерах ряда вузов, публиковавших сведения о судьбе своих выпускников.

Напр., из 255 выпускников Нежинского лицея 1826-1841 гг. 60,8% были на гражданской и 26,7% - на военной службе и только 2% никогда не служили (о судьбе 10,6% сведений нет), из 859 выпускников 1843-1876 гг. на гражданской службе находилось 72,8%, военной 5%, не служили 8,3%. Из всех 1114 воспитанников 780 (70%) были чиновниками, 111 (10%) офицерами и не служили 76 (6,8%); нет сведений о 147 (13,2%). Из 1318 выпускников Юрьевского (Дерптского) ветеринарного института 1848-1898 гг. никогда не состояло на госслужбе только 25 чел. (1,9%). Из воспитанников Петербургского историко-филологического института 1871-1893 гг. на госслужбе (в основном по М-ву просвещения) находились практически 100%. Любопытно, что из 476 его выпускников этих лет четверть (116 или 24,4%) достигла "генеральского" чина действительного статского советника (если исключить рано умерших и преждевременно вышедших в отставку по болезни, то более трети).

Поэтому и образовательный уровень чиновничества был весьма высок. По списку лиц, служивших в 1810-1910 гг. в Государственной канцелярии (из 636 по 585 приводятся сведения об образовании) обнаруживается, что среди ее чинов (включая и самые младшие) 102 чел. окончили Александровский лицей, 83 – Училище Правоведения, 190 – университеты, 27 – другие вузы, 25 военные училища (в т.ч. и Пажеский корпус), 18 – Благородные пансионы при лицее и ун-те, 56 – гимназии и равные им заведения, 54 – уездные и др. низшие училища и 30 имели домашнее образование (таким образом, 69% имели высшее, 17 среднее и 14 низшее образование).

Примерно та же картина выясняется из справочной книжки по Ведомству Императрицы Марии (ведавшего благотворительными учреждениями). На 1916 г. из 442 чинов его аппарата 24 выпускника Александровского лицея, 10 - Училища Правоведения, 158 – университетов, 114 – других вузов, 53 – военных училищ, 46 – гимназий и им равных, 13 – низших училищ, 17 с домашним образованием и 7 – сдавших экзамены на звание учителя и т.п. (т.е. более 69% с высшим, 22 – средним и 8 с низшим образованием).

Интересно, что и в гуманитарных вузах, не выпускавших непосредствено на службу, а дававших дополнительное образование, в абсолютном б-ве обучались чиновники и даже офицеры, поступавшие туда по собственному желанию. Среди 1295 чел. окончивших Петербургский археологический институт (1880-1911) обнаруживается 278 (21,5%) офицеров, среди 287 окончивших в 1903-1915 г. Восточный институт (Владивосток) – 130 (45,3%) офицеров, а в 1908-1912 гг. они составляли свыше половины (до 60% и выше).

Относительно состава студентов довольно интересны данные по Новороссийскому университету (юбилейное издание которого дает не только погодные списки, но и полные по всем студентам сведения о происхождении и веросповедании). При подсчете оказалось, что с основания (первый выпуск 1868) и по 1890 включительно из 1835 выпускников было 1320 чел. (71,9%) были православного исповедания, 164 (8,9%) - католического, 268 (14,6%) иудейского, по 2% (37 и 34 чел.) лютеран и армян, прочих – менее 1% (6 караимов, 4 мусульманина и 2 меннонита). Первые несколько лет наиболее заметной групой из иноверцев были католики (от 17 до 27% всех студентов), а последние 7 лет – иудаисты (в 1886-1890 гг. 28-31% всего контингента).

По происхождению в целом насчитывается 443 дворянина (24,1%), 316 (17,2%) детей офицеров и чиновников (не выслуживших потомственного дворянства), 54 (2,9%) – почетных граждан и неслужилой интеллигенции, 463 (25,2%) – духовенства, 131 (7,1%) – купцов, 291 (15,9%) – мещан, 51 (3,1%) – крестьян и 80 (4,4%) – иностранных уроженцев.

По времени прослеживается совершенно однозначная тенденция: до 1875 г. наиболее представительной группой среди студентов были дворяне (от 19 до 38% в выпуске), с 1876 по 1883 лидируют представители духовенства (причем преобладают абсолютно, в 1877-1882 гг. свыше половины всех - до 65%, а на ист.-фил. ф-те в эти годы - 100%), а с 1885 г. ведущей группой становятся мещане (24-33% в выпуске).

Явление массового прихода представителей духовенства в вузы (и соотв. на госслужбу) в 60-70-х гг. хорошо заметно и по другим данным. В частности, состав выпускников упоминавшегося выше СПб ист.-фил. ин-та таков: дворяне – 6,3% (30 чел.), офицеры и чиновники – 17,5% (83), духовенство – 57% (270), неслужилая интеллигенция 2,3% (11), купцы – 1,3% (6), низшие сословия – мещане, крестьяне, солдатские дети – 15,6% (74). Тут очевидно, что за счет духовенства необычно низка доля дворян – их столько же, сколько крестьян и меньше, чем мещан (обычно в те годы доля дворян вдвое-втрое выше; напр., в том же Юрьевском ветеринарном ин-те – 12,6% - 158 чел. из 1252, о ком есть данные), но именно за счет "профессиональной предрасположенности" духовенства к гуманитарному знанию. Надо сказать, что и в дальнейшем выходцы из духовенства составляли б-во в этом вузе (по поздним выпускам нет сведений о происхождении, но есть о предыдущем образовании, так вот из выпусков 1903-1912 гг. 50,7% окончили не гимназии, а духовные семинарии).

В свете массового "призыва" 70-х становится понятно, почему к 10-м гг. ХХ в. они среди чиновников составляли процент, в 50-60 раз превышающий тогдашнюю долю духовенства в населении (0,5%), обходя по этому показателю дворян (в свое время, листая справочник чинов Государственного контроля на 1914 я был удивлен обилию – свыше трети выходцев из духовенства; родители их составляли около 1% населения, такова в 70-е была доля духовенства). Но среди всего студенчества 1913-16 гг. выходцев из этой среды было уже очень мало.
иными словами, духовенство перестало самовоспроизводиться?
Нет, духовенство до конца оставалось самом "самовоспроизводящимся" сословием. Просто в сер.Х1Х в. оно было одним из самых плодовитых, и детей было гораздо больше, чем требовалось для "замещения" отцов. К 13-16 гг. численность студенчества сильно увеличилась, и почти исключительно за счет низших сословий, и выходцы из духовенства (их процент) были мало заметны.
Добрый вечер, милостивый государь Сергей Владимирович!

Премного благодарен за сии сведения, кои Вы изволили не токмо собрать, но довести до нас грешных.

Не скрою, что приятно удивлен ролью духовного сословия в образовательном срезе Русского общества. Сие еще раз доказывает, что уничтожая духовенство, большевики уничтожали в том числе и самый интеллектуальный слой русского общества. Потому сие станет дополнительным аргументом в спорах с некоторыми личностями.

Храни Вас Господь!
Хелло, ваша высокоблагороть!
не токмо собрать
"Токмо" - это не "по-бывшему", не "по-блахародному". А по кохозному.
Не палите происхождение, не сыптесь на мелочах!
Гудбай, ваше величие!
Очень полезно и познавательно (особенно о выходцах из духовного сословия в чиновничьем корпусе). Я бы только уточнил, на всякий случай, что Новороссийский ун-т находился в г.Одессе, а не Новороссийске, не все это могут знать.
Самые высокопоставленные выходцы изъ духовной школы — графъ М. М. Сперанскiй (Владимирская семинарiя, С.-Пб. Академiя), князь А. А. Безбородко и графъ П. В. Завадовскiй (оба — Кiевская Академiя). Со Сперанскимъ и Безбородко по чинамъ и влiянiю сравнится мало кто, но интересно, были еще министры изъ духовной школы — и если да, то кто именно?
А Победоносцев не из духовной школы?
Нѣтъ, онъ — сынъ профессора ИМУ, изрядно помучившаго въ свое время юношу Бѣлинскаго, и учился во вполнѣ привилегированномъ Училищѣ Правовѣдѣнiя. Но отецъ его, дѣйствительно, попадался мнѣ среди студентовъ-авторовъ всяческихъ латинскихъ и прочихъ сочиненiй, опубликованныхъ въ Славяно-Греко-Латинской Академiи.
Я специально не смотрел, но это нетрудно установить, т.к. посл. списки министров опубликованы неск. лет назад в справочнике Д.Н.Шилова.
Вопросъ былъ скорѣе риторическимъ — но, думаю, что если эти случаи во второй половинѣ XIX в. и есть, то скорѣе какъ исключенiе. Сперанскiй — это и вообще невѣроятная карьера, а двое остальныхъ сами не изъ поповичей — насколько я понимаю, традицiи малороссiйской бурсы нѣсколько иныя, нежели великоросской, и характеръ общеобразовательнаго учебнаго заведенiя для высшихъ сословiй она утратила только въ началѣ XIX в., въ связи съ министерскими реформами.
Хотѣлъ Васъ спросить по поводу послѣдней Вашей записи — считаете ли Вы невозможнымъ проникновенiе въ духъ и характеръ прошлой жизни въ т. ч. и для Вашего покорнаго слуги и безсильными доступные мнѣ методы филологической реконструкцiи?

Deleted comment

Да, немного занимался, что нашло отражение в "Интел. слое в сов.о-ве" и "Сов. истеблишменте". Я проводил подсчеты по перс.составу ученых по нек. отраслям.
Для меня такие критерии несомненны, но не знаю, насколько публика будет склонна признать их "объективными".
Очень любопытно, спасибо.
Можно вспомнить например о Грибоедове, который не только написал "Горе от ума", но и служил России в дипломатическом корпусе и погиб при исполнении служебных обязанностей.
(Покуривая трубочку.)

Всё-таки удивительна бездна непонимания людей. Не "НЕ ТОЛЬКО писал книжки, НО И служил", а служил и писал книжки для таких же как он чиновников. которые и составляли основу культурного слоя. Писание книжек было тогда таким же имманентным свойством чиновника, как несколько позже - писание мемуаров. Достаточно посмотреть состав и тип поведения "Арзамаса".
"НЕ ТОЛЬКО писал в блог, НО И работал".
Отличное замечание. Блоги сегодня пишут многие, многих ли вспомнять через 150 лет? И уж тем более про многих ли через 150 лет скажут: "он служил России"?

Anonymous

September 8 2008, 21:26:18 UTC 10 years ago

Скажите, а вот (кроме первой фразы, необходимой для отображения разницы между таким быдлом, как я, и таким просвященным человеком, как вы) что именно поправляет ваш комментарий в моем? Грибоедов не писал книгу, известность которой сегодня несколько выше среднего уровня для литературы того времени, или он не служил?
о неразрывности бюрократии и образования встречается в статьях С.В.Куликова (ср. фрагмент
http://b-graf.livejournal.com/14143.html
пример: к какому типу относился Николай II);
но вообще у него целый цикл статей).

А Ваши подсчеты в данном случае - собственные или, скажем, откуда-то из работ А.Е.Иванова ?
Собственные, разумеется, иначе я бы сослался.
неестественно большой процент выходцев из духовного сословия в гражданских вузах свдетельствовал отнюдь не о необыкновенной плодовитости русского духовенств, а о глубочайшем духовном кризисе, в который, увы, безщвозвратно погружалось, как и само духовенства, так и вся историческая Россия.

об этом писали и Св.Равноап.Митр.Иннокентий Московский, ещё в бытность епископом Камчатским и Охотским, и будущий авва Русского Зарубежья митр.Антоний(Храповицкий), в бытность еп. Холмским, и Св.Иоанн Кронштадский и Сергей Александрович Нилус и Арх.Вологодский Никон(Рождественский) и мн. и мн. др.

поповичи шли в светские вузы не потому что вакансий не хватало, а от сознательного отхода от служения отцов, решительного отвержения его.

недаром семинаристы, академики и, вообще, поповичи дали большой кадр для совецких репрессивных органов.

не умиляться этому надо, а поражаться.

даже и в одичавшей, разхристанной европе дети священников за долг и за честь почитали продолжить служение отца на англиканском или на католическом приходе.

у нас же стыдились своего произхождения, тяготились своим предназначением, пренебрегали своим призванием.

не достижение это, а устойчивый симптом неизлечимой духовной болезни, в которую впала россия.

пожалуй, только предстваители дворянских родов, из поколение в поколение дававшие прекрасный кадр для Императорской Армии, вызывают уважение и удивление.

читаешь возпоминания выпусников кадетских корпусов (Александровского, Воронежского, Тифлисского), военных училищ (Павловского, Михайловского, Константиновского, "Славной Школы" - Николаевского Училища) и поражаешься удивительному духу жертвенности, нравственной чистоты, верности Богу, Царю и Отечеству, процветавшему в военных школах.

тогда как после февральского бунта студиозы и профессорская корпорация Московской Духовной Академии потребовали в ультимативной форме удаления своего многолетнего ректора, дивного архипастыря Феодора(Поздеевского), как ретрограда, реакционера и цариста(?).
виноват, конечно же, следует читать:

об этом много в своё время писали и Св.Равноап.Мит.Иннокентий Московский, ещё в бытность Арх.Камчатским, Курильским и Алеутским, и будущий авва Русского Зарубежья, Митр.Антоний(Храповицкий), в бытность Арх.Волынским и Житомирским и Экзархом Вселенского Патриарха для Карпатской Руси и Галиции,...