Вся терминология этого ряда возникла в рамках еще вполне традиционного общества, а в условиях общества «массового» (вполне утвердившегося после ПМВ), с совсем иными реалиями, неизбежно утратила смысл. А новой выработано не было. Изобретать ее я бы не взялся, но, по-моему, вполне возможно вообще обходиться без «генерализующих» терминов, довольствуясь констатацией очевидных взглядов по конкретным вопросам («сторонник того», «противник этого»). В реальной жизни только такие, вполне определенные вещи, обусловливают симпатии и антипатии к людям и организациям (во всяком случае – по совокупности и балансу черт).
Например, среди френдов есть целый ряд лиц, придерживающихся, как им кажется, полярной идеологии, даже, возможно, почитающих друг друга чудовищами, которые бы страшно оскорбились, объедини я их. Но я-таки это делаю: все эти люди симпатичны мне тем, что, каковы бы ни были их взгляды по другим вопросам, они последовательно выступают в защиту личной свободы. (Кстати, лишняя иллюстрация к условности терминов: все они являются «либералами» в том смысле, в котором я сам себя таковым считаю, при том, что «квалифицированным» либералом, моим старым приятелем, мне в либерализме было решительно отказано: «нет, ну ты же …».)
Не думаю также, что тут возможен «арифметический» подход (если черт, традиционно относимых к тому или иному «типу» больше, то это «оно»), поскольку значимость той или иной черты как для самого человека так и для окружающих неравноценна, и часто бывает, что одна или две перевешивают либо для него, либо в глазах «оценщиков» все остальные. Так ли иначе, а люди в жизни подбираются друг к другу по конкретным взглядам, а не по «генеральным определениям», выраженным в терминах типа тех, о которых шла речь.
all_decoded
April 28 2012, 07:39:55 UTC 7 years ago
Вот. Очень правильным такой подход представляется. Я его стараюсь придерживаться.
falcao
April 28 2012, 07:49:55 UTC 7 years ago
Я также всецело согласен с тем, что в обсуждениях следует придерживаться каких-то очевидных констатаций, по поводу которых не возникает споров. А когда они возникают, это признак того, что тут "болото", и что в эти места ходить не надо.
Что касается личной свободы: этот вопрос мне представляется не таким простым. Дело в том, что возможности человека слишком расширились. Поэтому вопрос о каких-то разумных ограничениях напрашивается сам собой. Я думаю, тут надо кое-что разграничить, и как раз по причине того, что сама концепция возникла в те времена, когда "реалии" были другими. И вопросы стоял о том, позволительно ли иметь дворец и семь жён, а также можно ли даме носить брюки. На таком уровне я безоговорочно поддерживаю личную свободу. А вот как быть с "постмодернистским" обществом, когда происходит создание финансовых "мыльных пузырей", или когда идёт "скупка" СМИ? Здесь я бы уже усомнился в том, что людям следует давать неограниченные возможности.
salery
April 29 2012, 08:59:55 UTC 7 years ago
falcao
April 29 2012, 13:16:22 UTC 7 years ago
В связи с этим я считаю наиболее важным явное "проговаривание" определённых концепций. Я считаю справедливым то положение, что у каждого человека есть некая личная "сфера", которой никто не должен касаться. Например, каждый человек думает то, что он хочет, по этим же принципам выбирает себе веру и всё остальное. Эти положения разделяют хотя и не все, но остальными можно, так сказать, "пренебречь" в своих рассмотрениях. Но наиболее "острые" вопросы возникают уже потом. Например, для меня крайне сомнителен принцип "свободы предпринимательства". Или свободы манифестаций. Это всё влияет на интересы "третьих лиц", а потому неизбежно должно с ними согласовываться. Исходя, кстати, из принципов как раз "либерализма", а не чего-то другого.
salery
May 1 2012, 20:04:12 UTC 7 years ago
falcao
May 1 2012, 20:41:45 UTC 7 years ago
Я же считаю, что проблема тут состоит не в "количестве" (пр принципу: чем больше производится, тем лучше), и тем более не в "скорости" (типа того, что надо всё это разрешить как можно скорее, чтобы люди "успели"). Основной момент для меня заключается в том, насколько эффективно удаётся регулировать "активность". Грубо говоря: сделали некое "послабление" для предпринимателей. Что возникло в результате? Если это привело к увеличению каких-то хороших товаров, или к удешевлению их (услуги тоже считаем), то это одно. А если вместо этого появились новые "МММ", или какие-то схемы "распила" (типа продажи чего-то самому себе и т.п.), то это совсем другое.
То есть у "либералов" меня в первую очередь смущает непонимание "неоднозначности" свободы. На простом уровне: свобода -- это не только моя свобода и мои возможности, но ещё и свобода для моих "оппонентов", "конкурентов", да и просто откровенных "злоумышленников". И совершенно не очевидно, что при этом "перевесит".
enzel
May 2 2012, 07:12:53 UTC 7 years ago
falcao
May 2 2012, 11:28:12 UTC 7 years ago
Я, правда, должен добавить, что совершенно не разделяю принципов "эгалитаризма". То есть "на деле" я, безусловно, согласен с тем, что какие-то люди чем-то могут распоряжаться, и что такое положение дел, грубо говоря, нормально. Но там обоснование должно быть совершенно другое. И это, кстати, в практическом отношении многое меняет.
salery
May 4 2012, 06:02:55 UTC 7 years ago
У нас она формально есть, на деле - нет (есть только для своих, без конкуренции).
Для минимизации издержек она должна быть соединена с ответственностью. Чего у нас нет совершенно даже в законе. Предприниматель, привлекая чужие средства, рискует и должен отвечать по полной всем своим им-вом и свободой (сидеть в случае провала в "долговой тюрьме"). А этой ответственности нет, "добросовестное банкротство" ("ну вот не получилось у меня") не наказуемо и даже мошенничеством не считается. Не говоря о том, что даже реальный "физический" собственник компании может быть вовсе не известен (и это законом допускается). Вот такие вещи по-моему соверш.недопустимы. При полной же прозрачности собственности и доходов и полной личной ответственности я не вижу необходимости ограничивать активность (ну кроме там монополизма, сговора поставщиков и т.п. вещей, которые практически везде стараются пресекать).
gausov
April 28 2012, 08:09:20 UTC 7 years ago
kirillovec
April 28 2012, 21:16:44 UTC 7 years ago
alexispokrovski
April 28 2012, 08:20:22 UTC 7 years ago
Однозначные названия важны при актуальном объединении (идентификация "свой-чужой"), а для обмена мнениями это не так существенно. Как в "Анне Карениной": "либералы" были за нового предводителя, "консерваторы" - за старого.
Кроме того, однозначная привязка к идеологии несколько связывает руководство того или иного движения. Не очень сильно.
victor_koldun
April 28 2012, 08:38:50 UTC 7 years ago
hiddenhand
April 29 2012, 02:46:25 UTC 7 years ago
victor_koldun
April 29 2012, 06:52:59 UTC 7 years ago
ivan_esaulov
April 28 2012, 08:57:16 UTC 7 years ago
Должен заметить, что подобное же относится и к другим генерализациям. И дело тут вовсе не в ПМВ. Были также попытки (неудачные) избегать обобщений, особенно теми, кто крайне почитает эмпирику.
Все-таки, боюсь, специфика нынешней политико-общественной ситуации (видите, какое неудачное словосочетание - когда на самом деле отсутствует и "политика" и нет, разумеется, самого "общества" с его "мнением") в том, что СОВЕТСКАЯ до мозга костей верхушка новиопов пытается имитировать "западный" расклад сил (при абсолютной чуждости, например, той же либеральной традиции). Без смеха на это смотреть невозможно. Более того, смех - самая здоровая (и правильная) реакция на эту имитацию.
Однако если в РФии не работают подобные обобщения, то это не означает, что они вообще лишние.
Вот президент Медведев - "либерал" - самоназвал себя "консерватором". Леонид Ильич Брежнев тогда тоже был консерватором, да еще каким!
lubovkrossii
April 28 2012, 16:09:09 UTC 7 years ago
enzel
April 28 2012, 16:12:49 UTC 7 years ago
ivan_esaulov
April 28 2012, 16:30:50 UTC 7 years ago
У вас... немного странные представления о "либералах", извините. Даже для русской (досоветской) традиции странные.
lubovkrossii
April 28 2012, 19:07:51 UTC 7 years ago Edited: April 28 2012, 19:09:15 UTC
az_greshny
April 28 2012, 20:19:05 UTC 7 years ago
landgrafff
April 29 2012, 09:05:47 UTC 7 years ago
salery
April 29 2012, 09:05:47 UTC 7 years ago
ivan_esaulov
April 29 2012, 17:06:37 UTC 7 years ago
С этим не поспоришь.
shadow_ru
April 28 2012, 09:58:58 UTC 7 years ago
ИМХО для советских людей "либерал" это эвфемизм "еврея", а патриот наоборот - "крестьянина". Всё это идёт от "русской" и "еврейской" партии КПСС с некоторой исторической эволюцией: крестьяне vs евреи => патриоты vs либералы => фашЫсты vs антифашЫсты.
shadow_ru
April 28 2012, 10:10:21 UTC 7 years ago
ivan_esaulov
April 28 2012, 16:29:11 UTC 7 years ago
Ничего подобного. Какое отношение имеют евреи - те самые, бытовую грязь которых с таким презрением описал Карамзин в "Запискам русского путешественника" - к "западникам"? смешно и говорить.
Или какое отношение русские утонченные аристократы-славянофилы имеют к "крестьянам"? Разве что живут в поместьях, как английские лорды, разве что )))
pvt_kelly
April 28 2012, 17:06:52 UTC 7 years ago
shadow_ru
April 28 2012, 17:20:39 UTC 7 years ago
lubovkrossii
April 28 2012, 16:14:46 UTC 7 years ago Edited: April 28 2012, 17:08:11 UTC
shadow_ru
April 28 2012, 17:36:39 UTC 7 years ago
Во-первых, и сами понятия, и то, что за ними скрывается, может эволюционировать и видоизменяться. Например, в славную эпоху Красного террора и прочих дикарских радостей еврейская (и шире - нацменская) интеллигенция стояла на почвенических/прогосударственных/просове
Во-вторых, после выведения Кремлём государственно-приемлемого патриотизма в начале нулевых (связано с приходом Путина) и, скажем так, экономической стабилизации, проблема "либералы vs патриоты" в значительной мере снята: сейчас почти все патриоты и практически никто не возражает против западных стандартов жизни или западного мироустройства. Поэтому после начала нулевых фронт продвинулся глубже и сейчас основное разделение не на тех, кто за государство, и тех, кто против, а на тех, кто за русских ("фашЫсты"), и тех, кто против ("антифашЫсты"). Ну или русских и нацменов, или европейцев (проевропейцев) и азиатов (проазиатов).
lubovkrossii
April 28 2012, 19:47:13 UTC 7 years ago
почвенических и просоветских - это вообще противоречие, и так весь Ваш комментарий.. как говорят - взрывает мозг:).
С евреями все довольно просто - они на кровной почве склонны бороться с христианством, и по-этому часто по традиции поддерживают либеральные (в плохом смысле) тенденции, потому-что эти тенденции его подмывают. В целом и в общих чертах такой либерализм (от корня libera - cвобода) есть конкретно свобода от Бога, свобода от Божьих заповедей. Вот и все, только в этом есть заведомо отрицаетльная сторона свободы (или либерализма, называйте как хотите). Конечно, и приход к Богу тоже должен быть свободным, с этим тоже надо быть осторожным, потому-что такова воля Божья, тут во всем нужна именно христианская рассудительность.
Но Вы скажете ведь евреи тоже религиозны, почему они будут бороться с Божьими Зповедями, а это отчасти некий такой компромисс с совестью, оправданный и тесно связаный с тем что их религия на самом деле заточена больше на них самих как на народе чем на Боге. Да да, это даже логично. Ветхий Завет он таки действительно заточен на сохранении их как единственного монотеистического народа что-бы в него мог явиться Христос. Однако христиансто высвободило Закон Божьий из этой нужды. Но не для них! Это по-моему очень важно в правильном понимании их идеологисеской ориентации в любом раскладе. Я говорю как правило, как общность. А еще хитрость в том что они часто себя представляют другим именно как религию, что успешно запутывает все эти понятия для поверхноствного и не устойчивого в духовных вопросах глаза, но если разобраться, их религия, опять таки, в первую очередь важна для них в первую очередь для сохранения их как народа. Ведь в их понимании эта цель оправданна и в глазах Божьих! И по-этому оправдывает многие средства.
shadow_ru
April 28 2012, 19:50:59 UTC 7 years ago
Нет.
С евреями все довольно просто - они на кровной почве склонны бороться с христианством
Извините, но фэнтези мне не очень интересно.
enzel
April 28 2012, 10:01:16 UTC 7 years ago
salery
April 29 2012, 09:16:58 UTC 7 years ago
enzel
April 29 2012, 09:28:34 UTC 7 years ago
Deleted comment
salery
May 1 2012, 20:07:11 UTC 7 years ago
Deleted comment
enzel
May 2 2012, 07:16:35 UTC 7 years ago
shadow_ru
April 30 2012, 12:56:47 UTC 7 years ago
kirillovec
April 28 2012, 11:19:25 UTC 7 years ago
скажемъ я -- монархистъ-легитимистъ, консерваторъ, профашистъ, и естественно сторонникъ феодализма и прочаго сюрреализма
поэтому само слово "либералъ" прилагать ко мнѣ -- неумѣстно и довольно обидно
lubovkrossii
April 28 2012, 16:17:03 UTC 7 years ago
kirillovec
April 28 2012, 18:54:06 UTC 7 years ago
но это АГЕНТЫ сталинизма
притомъ тайные
вотъ я скажемъ прямой агентъ монархизма и клерикализма, я не особо шифруюсь -- зачемъ? нашъ заговоръ довольно публичный !
lubovkrossii
April 28 2012, 20:18:05 UTC 7 years ago
Кстати один блогер сталинист по названию roman_n мне как-то говорил примерно "я чту новомучеников, но их мучали не за веру а за антисоветскую агитацию". Но очень не любит ярлыков - что он сталинист или советофил, нет нет! Он православный патриот, и больше никак! А болтать тем временем позволяет себе что угодно.
kirillovec
April 28 2012, 21:14:52 UTC 7 years ago
часть совковъ суть совки просто по невоспитанности -- и часто принципiальной
а такъ, глядишь, получились-бы приличными людьми
salery
April 29 2012, 09:18:22 UTC 7 years ago
kirillovec
April 29 2012, 12:27:04 UTC 7 years ago
бывало что въ комментахъ совкоср*черы пытались возвѣсти меня въ либералы
philtrius
May 1 2012, 15:36:51 UTC 7 years ago
Нищета терминологии
livejournal
April 28 2012, 12:37:58 UTC 7 years ago
signator
April 28 2012, 15:21:02 UTC 7 years ago
loboff
April 28 2012, 15:25:39 UTC 7 years ago
Вообще-то, так должно быть. Это вопрос элементарной договороспособности. Похоже, что у нас как раз именно тут и нашла коса на камень. Речь, понятно, что не об отдельных людях, а о "в среднем по палате".
lubovkrossii
April 28 2012, 15:40:26 UTC 7 years ago
lubovkrossii
April 28 2012, 15:45:55 UTC 7 years ago Edited: April 28 2012, 15:47:16 UTC
kirillovec
April 28 2012, 21:17:50 UTC 7 years ago
элита -- это мы!
lubovkrossii
April 28 2012, 16:03:47 UTC 7 years ago Edited: April 28 2012, 17:06:23 UTC
kirillovec
April 28 2012, 18:54:49 UTC 7 years ago
salery
April 29 2012, 09:25:02 UTC 7 years ago
boomzoomer
April 28 2012, 16:51:16 UTC 7 years ago
Deleted comment
salery
April 29 2012, 09:37:38 UTC 7 years ago
ivan_esaulov
April 28 2012, 19:54:21 UTC 7 years ago
Deleted comment
salery
May 1 2012, 20:10:21 UTC 7 years ago
maria651
May 1 2012, 03:19:20 UTC 7 years ago
boltatel
May 1 2012, 22:03:20 UTC 7 years ago
Но ведь это тоже арифметический подход: за каждую черту или убеждение даётся или снимается сколько-то баллов, и общая сумма сравнивается с "проходным баллом".
salery
May 4 2012, 06:04:38 UTC 7 years ago
imed3
May 26 2012, 10:08:01 UTC 7 years ago
nipolin
May 27 2012, 15:34:11 UTC 7 years ago
ГУМАНИЗМ ПРОТИВ ЛИБЕРАЛИЗМА
Понятие гуманизма постоянно обновляется и наполняется новым смыслом по мере развития общества. Если в 19 веке гуманизм означал накормить голодных, в 20 веке – обеспечить работой, то в 21 веке гуманизм означает предоставить интересную работу, дать возможность человеческой личности развиваться и участвовать в развитии общества.
Либералы и прочие буржуи ограничивают гуманизм потребительством. Гуманизм якобы заключается в том, чтобы помочь страждущим, чтобы накормить голодных и т.п. При таком понимании гуманизма человека уподобляют животному, приравнивают его, в лучшем случае, к домашнему скоту. При этом благотворительность всегда имеет привкус комплекса вины. Итак, либерализм провозглашает свободу потребления в качестве главной цели человечества, чем ведёт его в тупик потребления.
Истинный гуманизм провозглашает свободное развитие человека и общества на основе познания. Ибо познание - сверхзадача человечества.
Диктатура пролетариата понимает гуманизм в объёме потребления трудовых отношений – социалистическое государство обеспечивало работой всех. Так поступает государство при социализме. Истинный гуманизм заключается не в том, чтобы дать голодным рыбу по методу Иисуса Христа, а в том, чтобы позволить им ловить рыбу самим. Ибо одной рукой государство раздаёт рыбу, а другой – закрывает всякую возможность для свободной рыбалки – для свободного творческого труда. Более того, вопрос стоит более остро. Никто не даст нам избавленья, до тех пор, пока голодные сами не захотят самостоятельно делать снасть и самостоятельно ловить рыбу. Только в этом случае они смогут утвердить свое право на свободный труд. До сих пор же голодные и подавляющая часть производителей в обществе по-прежнему оказываются в положении животных, исполняют труд под угрозой голодной смерти и не знают о преимуществах свободного труда.
Истинный гуманизм – есть гуманизм свободного труда. Сам по себе труд есть насилие над животной сущностью человека, ибо человек вынужден в поте лица своего есть хлеб насущный. Поэтому гуманизм истинный заключается в создании человеку таких условий, в которых он чувствовал бы себя человеком, и мог бы исполнить свое человеческое предначертание. Это предначертание заключается в развитии собственной личности путём развития общества.
Главное условия для этого – свободный труд. Это значит труд не из-под палки, не рабский труд, труд, выполняемый не под угрозой голодной смерти, а труд, в котором человеческая личность находит свое самовыражение как человеческая личность и находит свое самоутверждение в качестве уникального члена общества.
Итак, для свободного труда требуется развитие человеческой личности. Но, с другой стороны, развитие человеческой личности возможно только в условиях свободного труда. Этот замкнутый логический круг надо разорвать сознательно с помощью революционной практики энтузиастов, направленной на развитие трудовых отношений в трудовых коллективах.
Пришло время осознания человеком своего рабского положения, своего животного положения в существующем обществе и перехода человека к свободному, истинно человеческому, труду. Люди, если они желают быть людьми, а не уподобляться животным в стойле, должны сами создавать условия своего труда, должны сами преодолевать свою животную основу ради развития трудовых отношений на базе нового знания.
Новое знание может быть получено в результате нового познания, опирающегося на теорию развития, взятую в качестве метода познания. Новое познание – это сущность будущей ноосферы. Разумная воля познающего человека всегда противостоит всякой господствующей жесткой общественной системе. Человек – непредсказуемое животное с точки зрения животного мира, ибо человек познающее животное.
Рабское положение человеческой личности в современном обществе заключается не в подчинении его законам общества, ибо это подчинение есть изначально бытующее условие всякой человечности, а в подчинении самого общества стихии рыночных отношений в сфере экономики и стихии бюрократических отношений в сфере государства, что препятствует свободному развитию общества. Но коль скоро общество породило эти две стихии, оно же должно и способно обуздать их. Способ решения данной проблемы – сознательный энтузиазм.