А тут как раз ознакомили меня с безумной книжкой Веллера на ту же тему, и в тот же день из ленты узнал, что, оказывается смешитель Задорнов – один из главных спецов в раннеславянской истории.Н-да…, как совлюди представляли себе историю в интерпретации беллетристов, так и будущее поколение обречено на то же.
Причем чем писатель лучше – тем хуже. Худший же эффект для общественного сознания достигается, когда хорошему писателю случится прочесть нечто вполне достоверное, и, не представляя себе контекста (и не зная, насколько оно обычно или наоборот), он начинает плясать от «факта», уснащая его собственными фантазиями, обобщениями и интерпретациями (помню впечатление от виденного с год назад акунинского сайта).
В общем, и это все нормально, но от одновременно полученных аналогичных впечатлений все-таки несколько раздражился.
worldly_wise
April 30 2012, 06:56:27 UTC 7 years ago
Вот только в литературе её не наблюдается.
semonsemenich
April 30 2012, 07:23:35 UTC 7 years ago
(Можно обобщить и на политику, экономику, науку...)
worldly_wise
April 30 2012, 07:30:25 UTC 7 years ago
Яркий пример такого извращенного научного обощения мы наблюдаем на Российском телевидении.
Кругом барабашки, концы света, тайные общества, шаманство и изотерика. А уж марсиане и венеряне заполонили всю замлю . . .
semonsemenich
April 30 2012, 07:34:26 UTC 7 years ago
ex_leo_sosn
April 30 2012, 07:21:26 UTC 7 years ago
Это, в общем, хорошо, т.к. такое раздражение служит мотивацией для того, чтобы доказать обратное для более широких народных масс
wyradhe
May 3 2012, 16:17:13 UTC 7 years ago
Их же не переделать системно таким доказательством. В крайнем случае получится, что товарищ, окормляющийся НовойГазетой, или национал-государственникми-технократами-
По-моему, пусть уж такой товарищ лучше одобряет красных. По мощам будет и елей. А белых пусть уж он такими своими умственными и ценностными лапами не трогает. Не надо его пропагандировать, потому что ничего хорошего из него все равно не сделать.
А узкие народные массы, которые от названного выше окормления и иного окормления того же качества воротят нос - они обычно и без всякой пропаганды все про белых понимают.
В частности по теме головного поста: Быков - салонный большевизан, на кой черт я стал бы его пропагандировать. Я и не думал вступать с ним в полемику, просто поразился фантастичности его писаний о Гражд. войне с фактической стороны и написал об этом. Дальше он уж сам появился и стал доказывать, что осветил дело правильно (за вычетом мелкой путаницы с Ледяным и Ледовым походами), отчего и произошла пресловутая полемика. А так - я с тем же успехом мог бы гулять по ЖЖ красных технократов, указуя им на несообразность их уравнивания красного террора и т.н. "белого террора". Красный-то был без всяких "т.н.".
Никакого смысла в попытках такого переубеждения нет. У кого голова и добросовестность есть и при этом действительно хочется понять, как оно было - тот и сам без разъяснений поймет, благо информация лежит пудами, в том числе благодаря хозяину этого ЖЖ. Кто не понял - значит, либо головы нет, либо добросовестности, либо он вовсе не понять дело хочет (на самом-то деле), а просто хочет подкрепить милую ему мифологию, и что для этого подойдет, тем и набивает себе голову. Во всех этих случаях его переубеждать - зря время терять.
Deleted comment
enzel
April 30 2012, 08:28:09 UTC 7 years ago
alkatrust
April 30 2012, 10:20:59 UTC 7 years ago
это то как хотелось бы. увы, история настолько мощное оружие в руках ЛЮБОГО режима, что неискажённая неангажированная "история" в реальности встречается только у Толкиена
enzel
April 30 2012, 10:59:52 UTC 7 years ago
alkatrust
April 30 2012, 11:15:57 UTC 7 years ago
Deleted comment
beorgor
April 30 2012, 10:35:08 UTC 7 years ago
Deleted comment
alkatrust
April 30 2012, 11:26:00 UTC 7 years ago
спасибо!
beorgor
April 30 2012, 11:26:53 UTC 7 years ago
boltatel
May 3 2012, 18:23:26 UTC 7 years ago
a_j_bolid
May 7 2012, 02:49:26 UTC 7 years ago
punnja
April 30 2012, 07:23:23 UTC 7 years ago
alkatrust
April 30 2012, 10:22:26 UTC 7 years ago
punnja
April 30 2012, 11:07:57 UTC 7 years ago
Кстати, есть такая передача "БезУМно красивые" по МузТВ. Очень познавательная.
alkatrust
April 30 2012, 11:18:41 UTC 7 years ago
punnja
April 30 2012, 11:27:18 UTC 7 years ago
semonsemenich
May 1 2012, 17:18:19 UTC 7 years ago
64vlad
April 30 2012, 08:11:06 UTC 7 years ago
По поводу восприятия истории через беллетристов - помню, как в школьном возрасте сам искренне доверял Пикулю.
seryi67volk
April 30 2012, 11:11:00 UTC 7 years ago
raskol
May 3 2012, 07:28:55 UTC 7 years ago
Это - про Пикуля.
seryi67volk
May 4 2012, 06:09:05 UTC 7 years ago
enzel
April 30 2012, 08:26:05 UTC 7 years ago
alkatrust
April 30 2012, 10:24:00 UTC 7 years ago
salery
May 1 2012, 19:45:33 UTC 7 years ago
enzel
May 2 2012, 07:22:57 UTC 7 years ago
razoumovskiy
April 30 2012, 09:28:00 UTC 7 years ago
alkatrust
April 30 2012, 10:25:37 UTC 7 years ago
razoumovskiy
April 30 2012, 10:36:40 UTC 7 years ago
alkatrust
April 30 2012, 11:22:00 UTC 7 years ago
razoumovskiy
April 30 2012, 11:26:58 UTC 7 years ago
alkatrust
April 30 2012, 12:00:24 UTC 7 years ago
razoumovskiy
April 30 2012, 13:34:04 UTC 7 years ago
seryi67volk
April 30 2012, 11:12:14 UTC 7 years ago
razoumovskiy
April 30 2012, 11:13:06 UTC 7 years ago
az_greshny
April 30 2012, 11:19:49 UTC 7 years ago
Интересно же, о чёмъ рѣчь :))
razoumovskiy
April 30 2012, 11:27:39 UTC 7 years ago
alkatrust
April 30 2012, 11:58:56 UTC 7 years ago
philtrius
May 1 2012, 13:09:57 UTC 7 years ago
enzel
May 1 2012, 16:07:56 UTC 7 years ago
philtrius
May 1 2012, 16:22:24 UTC 7 years ago
enzel
May 1 2012, 16:26:41 UTC 7 years ago
philtrius
May 1 2012, 16:29:52 UTC 7 years ago
enzel
May 1 2012, 16:31:18 UTC 7 years ago
philtrius
May 1 2012, 16:33:48 UTC 7 years ago
Anonymous
May 3 2012, 09:21:24 UTC 7 years ago
К моему сожалению, в Вашем журнале, равно как и в журнале г-на. Блехера, где Вы вели полемику с каким-то коммунистом, анонимные комментарии запрещены. Поэтому пишу здесь, расчитывая на любезность и снисходительность С.В.Волкова.
Ваш красный оппонент объявил жертвой деляновского циркуляра Корнея Чуковского, вдохновляясь, вероятно, его собственными свидетельствами, неоднократно публиковавшимися в советские времена. Пикантность ситуации заключается в том, что, выставляя себя "жертвой царизма", Чуковский беззастенчиво лгал. Он действительно был исключен (кажется, из пятого класса) гимназии. Однако причиной исключения был грубый дисциплинарный проступок гимназиста Корнейчукова; граф Делянов со своим циркуляром никакого отношения к этому "прискорбному событию" не имел.
Разумеется, в сточной канаве (Википедии) эти сведения отсутствуют.
philtrius
May 4 2012, 06:02:42 UTC 7 years ago
philtrius
May 1 2012, 13:16:38 UTC 7 years ago
salery
May 4 2012, 05:32:11 UTC 7 years ago
philtrius
May 4 2012, 05:51:17 UTC 7 years ago
salery
May 4 2012, 06:30:02 UTC 7 years ago
philtrius
May 4 2012, 06:39:06 UTC 7 years ago
enzel
May 4 2012, 07:05:30 UTC 7 years ago
wyradhe
May 4 2012, 09:23:14 UTC 7 years ago
1. То, что philtrius процитировал выше - это вовсе не мой текст, а цитата из Быкова, которую я привел и с которой весьма долго полемизировал.
2. Это не национал-большевизм, поскольку Быков - не национал-большевик, а интернационал-большевизан, в большевистском периоде хваливший, в частности, "подавление пещерного национализма". Цитирую:
"То же, что в СССР действительно заслуживало восхищения, — подавление пещерного национализма и мракобесия, торжество той самой просветительской идеи, столь любезной М. Эпштейну, да и мне..."
" Советский Союз представляется мне во многих отношениях, конечно, чудовищной системой, но во многих отношениях прорывной. Она в любом случае была сложнее и интереснее, чем нынешняя Россия. Она была побеждена не чем-то лучшим, а много худшими силами. Силами потребления, лени, откатом в пещеру, пещерной архаикой, эгоизмом, ленью. И мне представляется, что Советский Союз у нас еще впереди. Если мы хотим идти дальше вперед, нам придется миновать эту стадию заново, потому что мы от нее откатились назад. Я думаю, что степень свободы любой системы, она регулируется не тем, есть ли там избирательное право или свобода печати, а она регулируется только сложностью этой системы. По-настоящему свободны только сложные миры. Советский Союз был сложнее, чем нынешняя Россия, и в этом смысле свободнее. Потому что в Советском Союзе было хоть что-то надо, а сейчас, как мне кажется, не надо ничего и никому. Ну кроме отдельных счастливцев, к которым я себя причисляю"
enzel
May 4 2012, 09:31:30 UTC 7 years ago
wyradhe
May 4 2012, 10:05:24 UTC 7 years ago
Касательно нац.-больш. все высказал, с моей точки зрения, Дроздовский в "России или Комиссарии", где он писал, что ввиду «большевистских совершенно неприемлемых форм жизни» никакая даже самая единая и неделимая большевистская империя не может рассматриваться как Россия, да еще как очередное воплощение национальной России.
***
Расхождение со многими протисоветскими концепциями в целом у меня действительно имеется, но касается оно отнюдь не национал-большевизма, а того, что считать "большевистской Комиссарией" - анти-Россией, по какому набору/объему "совершенно неприемлемых форм жизни" выделять срок ее существования.
С 1917 по 1950-е набор этих "совершенно неприемлемых форм" был одним, и он был таким, что вопроса о том, была ли это "национальная Россия" или антинародный (не в смысле "народ" как "простой народ", а в смысле nation) концлагерь в ее границах и на ее материале, возникать не должно.
В 1960-х - 1980-х набор "совершенно неприемлемых форм жизни" был совершенно иным, сократившимся на порядки и изменившимся по природе. Теперь "неприемлемые формы" сводились к _унаследованной_ от предыдущего этапа советской государственной религии и к тем ритуальным ограничениям и извращениям жизни людей, которых она требовала (начиная от запрета на частное предпринимательство и наемный труд и кончая всем прочим; подчеркну, что отсутствие политических свобод - как публичных, так и частных - тут ни при чем, поскольку их и в Империи до 1905 не было; как бы это отсутствие ни было плохо во многих своих частях, _оно_ само по себе не делало режим ни преступным, ни анти-российским, как не было таким самодержавие 1890 года).
Контраст в объеме наборов "совершенно неприемлемых форм жизни" ранней и поздней (60-е - 80-е) Советской власти был огромен (достаточно сравнить уровень репрессивности и материальное положение населения + отношение власти к тому и другому), контраст в природе этих наборов - тоже (изуверская религия и все вытекавшие из нее искажения жизни была не живым порождением позднесоветского режима, а инерционно существовавшим, унаследованным от прошлого и на глазах мертвеющим грузом - отравляющим и искажающим жизнь страны, но не имеющим уже в ней корней, кроме инерционных), поэтому я рассматриваю позднесоветское государство как "плохую (в массе отношений), очень плохую и нетерпимую (в ряде отношений), а также очень неплохую (в ряде других отношений) национальную власть", а не "Комиссарию", паразитирующую на России, точно так же, как какие-нибудь Альморавиды и Альмохады начинали как исламские изуверы-сектанты с очередной террористической революцией, а кончали как обычные феодальные арабо-мусульманские династии. В государственной религии позднего СССР - вполне преступной и действительно большевистской - я не вижу именно того компонента, который определял бы его суть. Ее возможно было отменить и квалифицировать как преступную, с отменой также и соответствующих, диктуемых ей ненормальных ограничений и попираний, отменой и проклятием всей больш. священной истории и пр., без смены и разрушения гос-ва, без революции. Раннесоветской же государство такой перемены по самой своей сути допустить не могло.
Однако вопросов, обсуждаемых с национал-большевиками, все это не затрагивает, поскольку они-то позднесоветский период считают упадком и предательством по отношению к великому предыдущему, а не появлением хоть какой-то человеческой России после преступного и гиблого предыдущего, как считаю я.
enzel
May 4 2012, 10:41:04 UTC 7 years ago
wyradhe
May 4 2012, 14:18:03 UTC 7 years ago
Как критерий "самосознание" целиком приемлемо, но мне кажется, что именно официальный компонент самосознания необязательно должен рассматриваться как главный, да и сам этот официальный компонент "позднего совка" носил двойственную природу, поскольку если в 1920-е годы у правящих идеократов делался родимчик от попыток (даже дружественных им) представить СССР как новую главу в жизни исторической России, то в 1960-е - 1980-е этот подход был просто нормативным, причем именно официально. Генеалогия режима в позднесоветский период исчислялась по сути так же, как в Китае применительно к династиям: вот были такие-то эпохи, для своего времени тогдашние династии, режимы и общественный строй России были хороши / единственно возможны, а потом настала пора установить в России новый общественный строй, его-де и установили. Точно так же династия Аббасидов в халифате одновременно возводила свою историческую генеалогию и к тайным обществам, ведшим подрывную работу против "плохой" династии Омейядов и в итоге приведших Аббасидов к власти (причем Омейяды были истреблены; надо сказать, что Аббасиды вообще были типичной бандитской подпольно-идеократически-революционной группой при своем становлении), и рассматривала себя как очередную династию халифата. Другой аспект того же самого: в 1920-х СССР твердо рассматривался как ядро мирового советского государства, до смерти Сталина власть обращалась со страной в том же духе: как с сырьевым плацдармом для соц.строительства с замахом на мировое. В позднесоветский же период уже и официально считалось, что нет и не должно быть никакого мирового советского государства, а есть отдельно социалистическая Польша - историческая Польша с новыми порядками, отдельно - такая же Чехословакия, отдельно - мы и т.д. Даже на официальном уровне, таким образом, вся революция и пр. де-факто сводилась к тому, что вот была и есть страна Россия, неоднократно в ней менялись порядки, в том числе насильственным путем, и вот в 1917 году снова изменились - радикально, дескать, к лучшему. Параллельно, конечно, продолжали вещать, что это была не просто очередная перемена, а перемена более глубокая, чем все предыдущие, самая-самая глубокая и чудно благодетельная - но тем не менее официально теперь это была уже очередная перемена строя одной и той же страны. Название ее при этом сохранилось с прежних времен (СССР), но едва ли на фоне сказанного в этом надо видеть что-то всеопределяющее.
Это все - касательно официальной доктрины как части самосознания гос-ва и населения. Но, как и в прочих вопросах, мне кажется, что отнюдь не официальный компонент должен рассматриваться как главный (иначе и сталинский ампир 1948-1953 пришлось бы считать "национально-русским" в силу его официальной фразеологии, что, как Вы и отметили, было бы совершенно ложным), а реальное самоощущение и реальный способ обращения друг с другом. А здесь имеем:
enzel
May 4 2012, 16:20:55 UTC 7 years ago
Критерий этот очень прост и чёток - официальная преемственность власти и всяческое подчёркивание этого факта через государственную идеологию. От Рюрика и до Николая Второго (и даже - Михаила Второго) - Россия. После акта 3 марта - всё ещё Россия (хотя и в ослабленном этим актом виде), после переворота 25 октября - уже нет. Полный и сознательный разгром всего исторического порядка и радикальный отказ б-ков от исторической государственности (право), традиций и преданий наполнили этот формальный рубеж соответствующим содержанием. Очень хорошо пишет об этом В.Маклаков в своём первом очерке "Из прошлого" (1929), позднее вошедшем в книгу "Власть и общественность на закате старой России".
wyradhe
May 4 2012, 18:00:01 UTC 7 years ago
Например, если взять один крайний критерий - "по _официальному_ восстановлению преемственности с русским прошлым, с былой русской государственно-исторической традицией", то тогда момент восстановления вообще упадет на 1940-е годы. "Внуки Суворова, дети Чапаева". С этим категорически не согласитесь Вы, категорически не соглашусь я, это точка зрения разнообразных национал-сталинистов-"руситов".
Если взять критерий "по официальному отречению-отмежеванию от того режима/этапа, который начался в 1917-1920 и продолжался по 1950-е минимум, по 1991 по среднему варианту, по самый момент такого отречения (который еще и не наступил) по максимуму, по преданию этого этапа [или хотя бы первой его части, до середины 1950-х] официальному проклятию как анти-России, как куска прошлого некоего враждебного государства" -
то тогда момента восстановления вообще не будет и придется считать, что "Россия" в 1917/20 кончилась безвозвратно. Мне кажется очевидным, что никогда не случится подобного рода официального отречения - даже в его минималистском варианте, который приветствовал бы я (объявление режим 1917-1950-х преступным анти-российским, анти-русским и анти-людским, эксплуатировавшим российский людской потенциал и противоестественно переплетшимся с этим потенциалом режимом, порожденным самым худшим из того, что имелось в старой России). Люди живущих поколений в своем подавляющем большинстве никогда не согласятся на то, чтобы из той части истории, которая считается "национальной историей", а не "историей пребывания под антинациональным порабощением", вычеркнули советско-германскую войну и победу в ней. Они не согласятся даже и на то, чтобы признать совсем уж заведомую истину: что тогдашнее государство и режим было насквозь преступным, и в преступления эти - кого поневоле, кого под дрессурой, а кого добровольно - тесно вовлекало миллионы людей. Тем более они не согласятся на то, чтобы советско-германскую войну признать чем-то вроде участия русских контингентов в войнах Золотой Орды с Литвой (или наоборот).
И уж тем более они не согласятся считать собственных родителей и себя самих (современников позднесоветской эпохи) подданными некоей оккупационной анти-российской силы, которые сами не сознавали такого своего положения и считали эту силу плохой, хорошей или средней национальной властью, а вовсе не "анти-Россией". А из тех, кто со всем этим согласился бы - половина будут разнообразные Подрабинеки и Минкины (разумею позицию, натурально, а не пятую графу), а еще процентов 10 - люди с иконами Св. Атаульфа Мюнхенского, и будет их всех вместе от силы несколько миллионов, а уж руководить таким процессом де-факто точно будут враги любой государственной традиции на этой территории - российской ли до 1917 года или любой позднейшей. Будут весело носиться граждане, которые под лозунгами "десталинизации" станут "вырывать людей из гетто русского языка" и "модернизировать" их в худших совковых традициях, а вовсе не возвращать людей в поле нормальных социальных и государственных ценностей. Собственно, все это уже имело место в 1990-х: как ни грызлись и ни грызутся национал-большевики с "десталинизаторами а-ля Подрабинек" и "псевдо-десоветизаторами а-ля Ельцин", а прямое порождение наихудших сторон совка - что те, что другие.
enzel
May 4 2012, 18:15:14 UTC 7 years ago
the_realistic
May 4 2012, 19:20:31 UTC 7 years ago
Но вот период гражданской войны до введения НЭПа - а почему нет?
philtrius
May 5 2012, 10:13:06 UTC 7 years ago
wyradhe
May 5 2012, 12:46:51 UTC 7 years ago
Но имеется следующий кажущийся парадокс: если что-то привычное вообще не вызывает живых чувств (т.е. никак не святыня), но при этом привычно и не осуждаемо (не вызывает ни восторга, ни осуждения), то попытка это что-то заклеймить и предать анафеме вызовет раздражение. Фотография покойной прапрабабушки в никем не тревожимом годами альбоме на самом деле мало кого - в среднем - волнует. Но попробуй прийти к нему и сказать, что прапрабабушка эта - преступная бандитка, и непристойно хранить ее фото в семейном альбоме, если уж он вообще есть, среди других фото - и этот человек очень сильно взъерепенится. Прапрабабка ему совершенно безразлична, но в этих словах он увидит покушение вовсе не на прабабку, а на себя любимого, попытку учить его жизни - и именно поэтому придет в большое раздражение.
Американцам совершенно безразличен (на деле) Джордж Вашингтон, но попытки снести ему памятники как мятежнику против короны или рабовладельцу или вообще неважно почему, вызовут одобрение только у тех, кто его и так считает преступником, да и то не у всех. У остальных это в большинстве случаев вызовет резкое недовольство. На Вашингтона им, в сущности, плевать, им не плевать а) на такое вмешательство в их дела; б) на то, что у них хотят отобрать то, что для них окрашено позитивно. Не сильно позитивно, но все же позитивно; в) и, что еще важнее, авторов этих попыток большинство будет считать "городскими сумасшедшими" ("нормальный" человек, по их мнению, вообще не думает о Вашингтоне, не станет как-то печалиться по поводу его статуй и дергаться по их поводу), и раздражение будет вызывать сам тот факт, что "городские сумасшедшие к нам с чем-то пристают". Тут уже неважно даже, с чем пристают - почти никого в этой ситуации существо того, чего же добиваются эти сумасшедшие, не волнует.
wyradhe
May 5 2012, 12:47:05 UTC 7 years ago
wyradhe
May 4 2012, 18:02:14 UTC 7 years ago
Поэтому если брать как критерий "восстановления исторической России" момент предания официальной государственной анафеме периода 1917-1950-х как преступного, антилюдского и анти-Российского - то (независимо от того, как к этому относиться - я бы приветствовал, всякие красные технократы топали бы ногами) надо признать, что такого момента и такого восстановления не будет вообще. Если брать как критерий момент предания такой анафеме всего периода 1917-1991 гг. (тут я уже не огласился бы, но не о том речь) - то тем более не будет такого момента и такого восстановления.
wyradhe
May 4 2012, 14:31:45 UTC 7 years ago
the_realistic
May 4 2012, 19:37:42 UTC 7 years ago
Порядки, вводимые им после победы в разборках 37-38 годов, все больше становились нормальными для классической империи. Эдак и Наполеон на покоренной стране сидел, и Вильгельм, что сверг Якова Стюарта в Славную Революцию.
Ну да. Аббасид. Как есть Аббасид.
wyradhe
May 4 2012, 14:33:12 UTC 7 years ago
Ну так примерно такой же расклад можно было найти на любом заводе и в любой школе. Только с людьми вроде Брежнева и Щелокова там было подефицитнее, там больше в стиле Подгорного, Лигачева и Устинова были люди....
the_realistic
May 4 2012, 13:53:14 UTC 7 years ago
Только что написал длинный пост о "советской религии":
http://the-realistic.livejournal.com/7442.html#cutid1
интересна ваша оценка.
the_realistic
May 4 2012, 14:56:54 UTC 7 years ago
>чудовищной системой, но во многих отношениях прорывной.
Ага. Подтекст: "за прорыв можно было заплатить чудовищностями, оно того стоило".
Мне вот интересно: по такой арифметике сколько миллионов жизней жертв Голодомора (который совсем не украинское явление) позволительно уплатить за полет Гагарина?
И в чем прорыв в плане общественном? в чем отличие отношений между людьми от, например, Америки при старине Айке?
Общественная система СССР прошла следующие этапы:
1) искусственно, "по книге" созданное государство, при крайне разном понимании Книги вождями (сколько там было "рабочих оппозиций" и лево-правых уклонов?), держащееся только на жутком терроре, вполне сравнимым с нацистским
(...и далее...)
the_realistic
May 4 2012, 14:57:57 UTC 7 years ago
2) полуоткат назад по названием НЭП, который подавался в то время как "всерьез и надолго", т.е. окончательный результат 1917 года (благо бенефициаров было полно в крестьянской-то стране).
3) репрессивно-расстрельно-подвальная гражданская война 2.0 между фракциями уже самих коммиков, с победом термидорианской группы Сталина над истинными genuine коммиками, коих назвали "троцкисты".
4) власть оной группы, которая смешала какие-то остатки большевизма с имперством а-ля Второй Рейх и отчасти с "третьим путем" дуче (архитектура так ровно Roma EUR). Сюда относится и война. Воевала - Империя, и могучая Империя, а не якобы мега-духовный народ, который без Империи шел во власовцы и локотские республики.
5) зарождение пусть и пока спрятанных, но мощных заяв на руление в новые исторический период в последние годы ИВС. Лидирует группа Берии, которая уже откровенно задвигает коммунизм в дальний угол во имя имперства а-ля Наполеон. Лично Сталин подвергает анафеме бредовое, но таки правоверно-коммунистическое учение о языках Марра.
....
the_realistic
May 4 2012, 14:58:34 UTC 7 years ago
6) уничтожение группы Берии Хрущевым, который заменил ее куда более низкой по моральным качествам аппаратной бюрократией, грубо и насквозь лживо отмежевался от своих же деяний конца 30х, а в области идеологии перешел на СРовсо-народнические позиции о крестьянской общине, что в пух и прах критиковал Ленин.
Дальше - не буду. Совершенно очевидно, что все это - череда шагов вперед, назад и вбок, сиюминутных разборок, и Брежнев вполне мог бы сказать про свое государство 70х - "мы его слепили из того, что было". Абы как извернувшись, тут на крови, тут на протезиках, а тут и на сопельках.
Естественно, я говорю о социологической и идейной стороне СССР, а не о технической, с которой все было _в общем неплохо_.
Где там прорыв? компромисс на компромиссе, заплатка на заплатке.
(и далее)
the_realistic
May 4 2012, 15:02:36 UTC 7 years ago
О! о! очередной гимн советскому аскетизму (бичевание потребления самого по себе не может быть понято иначе, ибо по закону экономики нац. производство==нац.потреблению, т.е. это также и бичевание производства).
И невдомек человеку, что аскетизм без _трансцендентной_ обосновки может быть только ради будущего, своего же реального земного будущего, а за десятилетия сов. власти народ прекрасно убедился в том, что а) нечего верить в светлое мега-будущее б) многие благие вещи - да хоть цветное телевидение - возникли и без аскетических напрягов. Народ уже пожил и в будущем-в-обещаниях 50х, и в нем-же-наступившем 70х (хуже обещаний, но таки неплохо), и понял, что все послевоенное время как-то оно все само собой шло к лучшему, без надрывов и аскезы.
Отсюда возник просто могучий массовый тренд 80х - "идите вы нафиг, идеологи, со своей аскезой, можно жить в общем без напрягов и таки все у нас не так плохо, вон и плееры делать научились. А на Западе вообще никто со времен гуситов и гугенотов не аскетствовал, и там все еще лучше, чем у нас".
На этом была основана перестройка и ее стотысячные митинги.
Человек, который сейчас призывает к советскому аскетизму, либо а) дурак, не понимающий, что в одну реку нельзя войти дважды, либо б) платный агент властей и влиятельных людей, которые ни разу не аскетствуют в своих Куршавелях. Т.е. он призывает народ аскетствовать, чтобы министры и генералы покупали бы себе новые виллы.
Вариант в) возможен только в случае наличия аскетической контрэлиты, каковой нет (а когда Кургинян говорит о ней, относя к ней себя - это вызывает омерзение).
the_realistic
May 4 2012, 15:03:29 UTC 7 years ago
Лени сейчас нет. РФийцы работают куда больше СССРовцев.
Пещерная архаика, возможно, для многих привлекательнее фаланстера.
>что Советский Союз у нас еще впереди.
Какого периода, простите?
>мы от нее откатились назад
Не так. Откатились и назад, но при этом и вбок, т.е. вернулись на столбовую дорогу истории от Эксперимента а-ля Град Обреченный. СССР был впереди во многом, но он был на глухих окольных тропах и в них заблудился.
>Советский Союз был сложнее, чем нынешняя Россия,
И это неправда. Начнем с того, что РФ сейчас есть дикая смесь советского и чего-то нового, и не везде деградационного. Отчасти ведь поэтому и аномия - в дикой бурлящей смеси веществ не бывает единого pH или там концентрации солей, единого "номоса". Каждая соцгруппа живет своим укладом и своим номосом.
Это, возможно, патологично, но оно уж точно не _проще_ СССР.
Есть, конечно, предельно гадкие вещи в РФийском социуме, которых не было в советском, но что делать - лже-номос таки распадается, и рождает аномию.
>а сейчас, как мне кажется, не надо ничего и никому
Обычно это следует читать как "нет драйва к великому и светлому Вперед".
И слава богам, что нет. А то вместо "Вперед" попадем в очередные буераки.
wyradhe
May 4 2012, 15:32:24 UTC 7 years ago
Господи, ну кто же не знает старика Крупского, в смысле Д.Л. Быкова))
"И слава богам, что нет."
Что слава, то слава, но Д.Л. Быков этому петь славы не будет, ибо нету в том драйву. В целом о его, с позволения сказать, идеологии - см. http://ivan-noname.livejournal.com/154266.html?thread=275354
Вот, пожалуйста, еще - как варварская Россия своим традиционным варварством исказила и утопила порыв идейных большевиков ко Всему Светлому (в роли означенных борцов - родители Окуджавы, не тем будь помянутого, какими оголтелыми красными наци были эти самые его родители...), см. http://wyradhe.livejournal.com/211776.html
Или еще: "Вот почему я думаю, что русский крестовый поход ХХ века - поход за справедливостью и братством, вдохновлявшийся великими идеалами и скомпрометированный людской тупостью и злобой, - еще войдет в историю как великий прорыв, и не миновать нам лет через двести своего героического эпоса. Если, конечно, мы хотим, чтобы на месте нынешней России было что-нибудь вроде Европы, а не выжженная земля. Всякий поход за идеалами можно объяснить властолюбием или корыстью. Всякая экспансия оборачивается великой цивилизацией. Так хочет Бог. Христианский ли это Бог - не знаю. Но другого здесь нет". - см. http://wyradhe.livejournal.com/156230.html
***
Лени, кстати, и тогда не было. Работают-то РФийцы, скорее всего, в среднем больше часов в день, чем поздние СССРвцы, зарабатывают только меньше: норма эксплуатации возросла, национальное производство упало.
the_realistic
May 4 2012, 17:57:51 UTC 7 years ago
При этом даже святая инквизиция 13 века прекрасно понимала, что в этом вопросе "не все йогурты одинаково полезны".
Совершенно запросто может быть колонна людей, поющих задорные песни про "наш юности полет" или вроде, и марширующих строго на местную башню ПБЗ (или сауроновскую башню с Не-Светом с верхушки). И отмороженные убийцы детей тоже могут коленопреклоненно молиться по 5 раз в день.
(а когда башня падает, начинается лучевое голодание, ведущее к шизофрении. Все так.)
>идейных большевиков ко Всему Светлому
А к чему светлому-то? к тому, чтоб всем всего поровну? ну а что в этом светлого-то, если при этом а) кому-то по пуле в затылок б) если "всего" при этом станет меньше?
А что еще светлого создали идейные большевики? создали-то - сталинцы, а не они.
>Окуджавы, не тем будь помянутого
Ага. Омерзительный тип. Как и Аркадий Гайдар. И ровно ничего общего с русским и не зараженным большевизмом Высоцким.
>поход за справедливостью и братством
Какой бред. Да хоть бы помянутого Гайдара он бы почитал, какое там братство, когда детки вычисляют, а не враг ли народа отец одной из них (а автор с этого зело тащится).
Нет - и пропаганда за 70 лет не придумала зарисовку - никакого особого братства в среде большевиков, отличного от нормальных отношений соратников и единомышленников в любом ином обществе.
>и не миновать нам лет через двести своего героического эпоса.
Уверен, что нет. "Шахнаме" про великого Сталина, скорее всего, сочинят, причем в низах, а не от кургинянов.
Но этих упырей таки забудут. Скажут, было какое-то кретинье, которое великий Сталин к ногтю пустил. Гражданскую будут поминать не героикой, а как период сомали-образного жуткого бардака.
Хотя... тут еще и от мирового полевения многое зависит.
>Так хочет Бог. Христианский ли это Бог - не знаю.
Уже сам себе придумывает богов.
>в среднем больше часов в день
Не уверен. Что работа более напряженна - это факт. Что меньше спускают с рук расслабленную лень - тоже.
>норма эксплуатации возросла
И тут не уверен. Просто раньше прибстоимость шла на а) тумены танков б) БАМы и повороты рек, а сейчас идет на личное потребление кое-кого.
wyradhe
May 4 2012, 09:24:23 UTC 7 years ago
wyradhe
May 4 2012, 09:09:50 UTC 7 years ago
Это _цитата из Быкова_, с которой я полемизирую, а вовсе не мой текст!
wyradhe
May 4 2012, 09:32:40 UTC 7 years ago
Краткая полемика конкретно с этим пассажем - http://wiradhe.livejournal.com/26996.html?thread=701300#t701300 , http://wiradhe.livejournal.com/26996.html?thread=701556#t701556 (п. 5, 5.1-5.2).
Я, признаться, полагал, что мою позицию довольно трудно спутать с позицией Д.Быкова, особенно если его позиция выражена в закавыченной цитате из него, а моя - в низкой оценке этой цитаты и полемике с ней.
philtrius
May 4 2012, 18:05:42 UTC 7 years ago
wyradhe
May 4 2012, 18:13:14 UTC 7 years ago
the_realistic
May 4 2012, 20:02:26 UTC 7 years ago
Зачем в СССР было поощрять издание (причем часто в Питере) всяких "абхазских сказок" и тому подобной "культуры гордых малых народов"? нет, для ученых-этнографов - да, но для масс-то зачем? к чему прямая поддержка имперским центром роста нацсамосознания этих народов? неужели не боялись сепаратизма? и неужели ничему не научили чеченцы в войну?
Почему не пошли прямо по пути Антиоха Эпифана? казалось бы - после ежовщины (в которую националистов мочили как могли), Победы и депортации чечен - да самое то. Почему нет?
Почему бредовый, самопротиворечивый для имперского государства тезис о необходимости развития самобытности малых народов таки возобладал?
ОК, коммунизм. ОК, равенство. ОК, прогресс. Но ведь с этой ровно советской точки зрения нац. самобытность - это же пережиток! разве нет? что прогрессивного в адатах?
Казалось бы, СССР - государство Прогресса. Ну так разве не разумнее опереться в этом на этносы, которые наиболее оному прогрессу восприимчивы (славяне и евреи, евреев можно записать в славяне), и не сделать их официально Имперскими Народами?
И замечу, что фанаты СССР тоже очень любят эту самобытность.
С этим смыкается вторая тема: а не мировой ли это тренд? что это вдруг в мире поднял голову не только реликтовый и резко отличный баскский, но и диалекты? например, южнофранцузский, т.е. обиспаненный французский, или похожий на него каталонский, т.е. офранцуженный испанский? все это вдруг стало поддерживаться официально.
Это при том, что от якобинцев и весь 19 век эти диалекты (а на них говорило пол-Франции) были _официально_ объявлены "грязными языками", и поощрялась травля тех, кто на них говорит.
Казалось бы: единственно нормальный путь построения единого государства и прогресса. Ан нет. Ныне на Западе объявлено, что это все зверства, и придумано название - "лингвицид". Интересно, техдокументы на Аэробусы тоже на окситанский переведут? а то гордый собой реликт еще и собирать их откажется :)
Не связано ли это с советской нацполитикой? может, и то , и другое суть одни и те же левацкие уродства?
shadow_ru
May 1 2012, 20:15:09 UTC 7 years ago
Мишка Задорнов у нас, кстати, не только истори, но и филолог:
И т.д.
imed3
May 26 2012, 10:05:43 UTC 7 years ago