Не найдя ни одной новости, способной зацепить глаз, бесцельно полистал ЖЖ, перескакивая с пятого на десятое. Там тоже всё то же, ЖЖ как ЖЖ, ничего нового, всё по-старому. "Жу-жу-жу." Но острый глаз на то и остёр, чтобы выловить в этой повседневщине пищу для ума. Тему для поста я собрал из двух подтем о писателях, о Пелевине и Пастернаке-Булгакове. Первого в связи с повестью о Жёлтой Стреле помянул в своей заметке товарищ Крылов, о сравнительных же качествах вторых написал даже и не упомню теперь кто.
Пелевин - очень хороший писатель. Единственный, кого можно назвать писателем в "постсоветскую эпоху". У него, в отличие от остальных, очень хорошо с воображением. Хорош его "Чапаев", неплохо "Поколение", а рассказы и вовсе превосходны. В "Жёлтой Стреле" товарищ Пелевин пишет про жизнь нашу скорбную, уподобляя нас пассажирам некоего несущегося к неминуемой гибели поезда, несущего в своей утробе нас, бедных. Ну, и догадливый герой повести решает свой вагончик отцепить и сделать поезду ручкой. Метафора с поездом удачна, конечно, но внимание читателей по ходу ознакомления с повестью сосредоточивается, вообще-то, не на том. Главное остаётся за рамками повествования.
Если начать думать в сторону паровозов, вагонов и пассажиров, то самым интересным будет вовсе не сцепка-расцепка, интересной будет даже и не тема машиниста, интересным будет даже и не то, откуда берётся уголь для топки и откуда подводится вода к водонапорной башне. Железная дорога, "мой паровоз вперёд лети!", означает ведь движение заданное, движение либо вперёд, либо назад. Стоять на железной дороге нельзя. Можно, правда, по примеру героя повести, вообще вылезти из вагона и уйти невесть куда, жечь в лесу костры, и, собирая грибы-ягоды, издалека наблюдать, как другие люди, более или менее счастливые, проносятся мимо с ветерком и, гудя паровозным гудком, исчезают вдали. Интерес, повторюсь, не в этом, всё это лишь спекуляции и эманации нашего убогого человеческого воображения. Самым интересным в железнодорожной метафоре является следующее - кто связал пункт "А" с пунктом "Б"? Кому известен пункт назначения? Кто знает, что там, за горизонтом?
Вопрос вопросов звучит так: "Кто проложил рельсы?"
"Перерезать может лишь тот, кто подвесил". Помните? Эта коротенькая цитатка заставила меня подверстать к Пелевину Булгакова, помянутого в ЖэЖэшной дискуссии о сравнительных достоинствах "Доктора Живаго" и "Мастера и Маргариты". Сразу скажу, что роман Пастернака не кажется мне вообще достойным упоминания, настолько он слаб. На мой вкус "Живаго" это роман, очень мало отличающийся от нынешних "женских романов" и если бы не раздутая по политическим мотивам шумиха с присуждением Нобелевки и голливудский фильм "на тему", то о судьбе доктора и Лары сегодня никто бы не помнил вообще.
Не то с Булгаковым.
Булгаков не только величайший писатель советской эпохи, но он ещё и писатель недооценённый. Недооценённый не в смысле мастерства, тут всё ясно, словом Булгаков владел как никто после Гоголя и Достоевского, а недооценён он в смысле "содержания". Сегодня люди, развращённые иллюзией доступности "литисточников", своим умом, размытым потоком "слишком многих букв", не понимают, что вызывало интерес к тврочеству Булгакова такого исторического персонажа, как Сталин. А ведь ответ лежит на поверхности. Булгаков был одержим тайной Власти. И его романы и пьесы (за явным исключением может быть только "Белой гвардии") об этом. Только и только об этом. "Мастер и Маргарита" это роман о Власти. Беря за основу евангельский сюжет (между прочим, Евангелия ведь тоже об этом, о Власти, о Власти земной и о Власти небесной), Булгаков сознательно доводит его до гротеска, упрощает до уровня, когда даже простец может если и не понять, то почувствовать, что же это такое - Власть.
Но ещё интереснее в этом смысле другой роман Михаила Афанасьевича - "Театральный роман". Роман Булгакова о театре - великий роман. Один из величайших в великой истории русского романа. И он тоже об этом, о Власти. О нашем мире, уподобленном не железнодорожному составу, а - театру. Театральная метафора гораздо сложнее, гораздо глубже. Она сложна для осмысления, но она зато и гораздо ближе подходит к истинному мироустройству нашего человеческого муравейника. Государство как театр и театр как государство. Роли и должности, работники и творцы, писатели и актёры. Ну и зрители, понятное дело.
Сцена.
Декорации.
Занавес.
Задник.
Закулиса.
Театральная касса. И кассовый ящик в ней. И билетёрша.
Перечитайте "Театральный роман", перечитайте. Не пожалеете. Там про человека, который написал пьесу. Про человека, который создал "идею". Он написал для театра-государства то, что называется "государственным мифом" и миф пошёл в разработку. Человека пустили в театр. В сам театр, с святая святых. Он увидел всё изнутри, он увидел как всё работает. Ему позволили увидеть "механизм". Там, внутри, есть колёсики и пружинки, там есть "ветви власти", там есть партии, там есть министры, там есть соглядатаи, там интригуют, там живут и там умирают. Умирают на сцене, у всех на глазах, умирают каждый день, а потом, сменив личину, выходят на бис и раскланиваются как ни в чём не бывало. Там одни и те же люди играют разные роли, там Джульетте шестьдесят лет и Солнце там нарисовано на картоне. Когда сцену освещают, в театре наступает день, а когда свет гасят, в театр приходит ночь.
И в театре есть владыка. Царь и Бог. Он казнит и он милует. Он раздаёт роли. Он назначает на должности. Он манипулирует театральными партиями. Он стоит вне театра. У него есть дворец и чтобы туда попасть, нужно знать пароль. Герой, который удостоен чести личной аудиенции, преодолевает все встающие у него на пути преграды благодаря волшебному слову. "Назначено!"
Государство и монарх.
Театр и Режиссёр.
Казалось бы, Булгаков дал блестящее метафорическое обоснование социального устройства государства и может остановиться, но он идёт дальше, он стремится к сердцевине, он очень внимательно читал Евангелия и он кое-что понял. Булгаков не ограничивается фигурой режиссёра, он вводит ещё одну персонификацию Власти, в его театре режиссёров - двое. Одного мы видим, Булгаков нас с ним знакомит. Второй же режиссёр невидим. Мы о нём только слышим. Мы узнаём о его существовании от других персонажей. Он не присутствует в театре, он - путешествует. Он - в Индии. И он из Индии шлёт в театр письма. Эти письма в театре читают, как скрижали Бога, как драгоценные манускрипты, их интерпретируют, в них ищут скрытый смысл и лишь посвящённым позволено эти письма толковать. Кроме партии короля в театре есть и партия кардинала. Кроме Монарха там есть и Церковь.
Из вагона поезда мы можем выйти, к худу ли, к добру ли, но можем. Жёлтая Стрела уйдёт без нас. Из театра мы уйти не можем. Мы носим театр в себе. И мы в нём живём. У "Театрального романа" есть подзаголовок - "Записки покойника". О том, как устроен театр, нам рассказывает умерший человек, герой романа смог покинуть театр лишь посредством смерти.
Г.А.
ru_antifem
January 27 2009, 18:14:44 UTC 10 years ago
alexandrov_g
January 27 2009, 18:29:02 UTC 10 years ago
Г.А.
ru_antifem
January 27 2009, 18:34:52 UTC 10 years ago
alexandrov_g
January 27 2009, 18:40:17 UTC 10 years ago
Г.А.
ru_antifem
January 27 2009, 18:46:46 UTC 10 years ago
И да, и нет.
oohoo
January 27 2009, 18:16:39 UTC 10 years ago
То что Булгаков сознательно снижает повествование, приближает простого читателя к сложным вешам - согласен.
Но одновременно он согдает двойное и тройное дно, в котором эта же тема разработана даже глубже, чем в Новом завете.
Я вот уже 25 глав у себя в ЖЖ как раз насчёт этих глубин в "ММ" расписал, и ещё конца не видно.
В общем, Ваш пример с многосерийным ЖЖ оказался заразительным.
Успехов, надеюсь будут ещё сериалы?)
Re: И да, и нет.
alexandrov_g
January 27 2009, 18:38:10 UTC 10 years ago
Г.А.
octorus
January 27 2009, 19:09:12 UTC 10 years ago
Пелевин не единственный настоящий писатель постсоветской эпохи. Вы не слышали о Михаиле Елизарове? Две книги, "Pasternak" и "Библиотекарь". Елизаров поставил своей книгой большой, русский крест на творчестве Пастернака.
Фигура Пастернака - это обманный леденец духовности, котороый облизывают определённые круги, считающие себя более тонкими и умными, чем основная часть населения. Они называют себя элитой, отгораживаются от народа, поглядывая с жалостью и брезгливостью. Мне кажется, что Пастернак - их лидер. Я отделил образ поэта - он жил и умер - от демона. Этот демон называется Pasternak , он чужероден русской культуре.
alexandrov_g
January 27 2009, 19:34:13 UTC 10 years ago
Г.А.
octorus
January 27 2009, 19:52:31 UTC 10 years ago
Всё же рискну посоветовать Вам для прочтения эти книги Елизарова, это чтение можно сравнить с недавним просмотром мной "Payback" и "Collateral" :), за что Вам отдельное спасибо.
mikhailc
January 28 2009, 07:23:29 UTC 10 years ago
octorus
January 28 2009, 13:43:34 UTC 10 years ago
http://lib.rus.ec/b/104611/read
krajs
January 27 2009, 19:50:58 UTC 10 years ago
"Театральный роман" считаю вообще лучшей книгой. И по форме, и по содержанию, и по интриге. Лучше бы он "Мастера и Маргариту" не дописал.
alexandrov_g
January 27 2009, 20:11:54 UTC 10 years ago
Да и потом некоторые вроде бы неоконченные романы как-то очень удачно "не заканчиваются". Вот, например, "Признания авантюриста Феликса Круля", великолепный роман и тоже "неоконченный". Я думаю, что иногда это просто литературный приём такой.
Г.А.
krajs
January 28 2009, 07:42:57 UTC 10 years ago
Анализ биографии говорит "нет".
Чувствую, что нет.
Там действие только начинается - и хабах по башке.
Даже если так было задумано, то обрыв не был бы таким... скоропостижным. Лучший роман в мире НЕ дописан ради залихватской Маргариты.
shakyamoony
January 27 2009, 20:06:23 UTC 10 years ago
> Театр и Режиссёр.
А я вот намедне заинтересовался книгой "Essence of Decision: Explaining the Cuban Missile Crisis" (ISBN 0-673-39412-3). Там подается в т.ч. интересная мысль о том, что государство может быть не монолитным.
alexandrov_g
January 27 2009, 20:15:40 UTC 10 years ago
Г.А.
shakyamoony
January 27 2009, 21:06:08 UTC 10 years ago
alexandrov_g
January 27 2009, 21:27:27 UTC 10 years ago
Такова очень грубая, но в общем верная картинка тогдашней реальности.
Г.А.
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
January 27 2009, 22:31:26 UTC 10 years ago
---
вкусовщину разводите, тов.Александров.
я вот пелевина считаю плохим писателем, никудышным писателем.
а, по сравнению с В.Сорокиным, так и вовсе не писателем.
Jedem das Seine.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
mikhailc
January 28 2009, 07:18:40 UTC 10 years ago
Re: НАТАН ЗОРГЕ
alexandrov_g
January 30 2009, 18:52:47 UTC 10 years ago
Г.А.
Это позиция, уважаю...
gans2
January 28 2009, 04:08:38 UTC 10 years ago
А вот интересно, т. А. , в муравейнике всем управляет кто?
Или, например, у голых землекопов?
Где в их луковице косточка?
Re: Это позиция, уважаю...
alexandrov_g
January 30 2009, 18:56:00 UTC 10 years ago
Кто такие голые землекопы я не знаю.
Г.А.
Re: Это позиция, уважаю...
gans2
January 31 2009, 04:50:45 UTC 10 years ago
А каким способом существо метающее икру и больше ничего не умеющее может управлять теми , кто её ни разу не видел и не нюхал никогда(а таких 99% в колонии). Путем рассылки указов?
Голые землекопы - полный аналог муравьев у грызунов. С матками и рабочими.
http://elementy.ru/news/430671
http://elementy.ru/news/430193
Это варианты "государства" в ограниченных по количеству нейронов разумах. Ну что бы не было оснований для нытья "где мурвавьи и где люди".
Набор правил-луковица. Косточка луковицы - метафора бога и "управляющих". В мозгу типаАлександровых существующая... Лишняя для понимания сущность. Но как и религия - нужная для существования муравейника-грызовейника-человейника сущность.
zaharov
January 28 2009, 06:35:20 UTC 10 years ago
mikhailc
January 28 2009, 07:20:12 UTC 10 years ago
andemas
March 5 2009, 21:21:47 UTC 10 years ago
Сердце Пармы - лучшее. Улет.
Золото Бунта - круто. Тоже улет.
На современные темы - тоже очень хорошо.
Иванов - Писатель . Куда там разным селевиным-порокиным,
mikhailc
January 28 2009, 07:41:18 UTC 10 years ago
Кстати, уважаемый господин Александров, Вы слышали о таком персонаже, как "Кошастый"? Это я на тему "сойти с поезда" - думаю, Вам небезинтересно было бы ознакомиться - попытка человека жить независимо от государства и вообще от социума.
http://vicsrg.ho.com.ua/stat/ogorod.htm
alexandrov_g
January 30 2009, 18:57:51 UTC 10 years ago
Г.А.
merkwurdig
January 28 2009, 07:50:04 UTC 10 years ago
brainmclaud
January 28 2009, 10:29:01 UTC 10 years ago
Тем более странно, что во время жизни в Москве он читал много окультной литературы.
Книга ета явно носит анти-церковный характер. Достаточно того как там описан Иешуа и какую роль играет Левий Матвей.
Вся проблема в том, что Евангелье читали не многие, а Мастера и Маргариту - почти все.
Anonymous
January 29 2009, 00:52:34 UTC 10 years ago
А что в этом хорошего или плохого? Причем тут вообще церковь, синагоги и мечети?
>>Достаточно того как там описан Иешуа и какую роль играет Левий Матвей.
У вас проблемы с непредвзятым восприятием реальности, данной нам в непосредственное ощущение? Попробуйте начать с азов логики и философии прежде чем судить и критиковать.
>> Вся проблема в том, что Евангелье читали не многие, а Мастера и Маргариту - почти все.
Думаю, что это как раз ваша проблема, зачем всему миру внимать Евангелию, скажите, вы из общества зацикленных безграмотных религиозных фанатиков?
alexandrov_g
January 30 2009, 19:01:25 UTC 10 years ago
Г.А.
brainmclaud
January 31 2009, 22:12:55 UTC 10 years ago
Мастер и Маргарита: за Христа или против?
http://kuraev.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=54&func=fileinfo&id=11
Но я и до этого знал что Булгаков баловался окультизмом, а такие вещи просто так не проходят.
Насчет Толстого могу привести слова преподобного оптинского старца Варсонофия
"Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана"
Anonymous
January 28 2009, 12:30:38 UTC 10 years ago
Виктор
prkrust
January 29 2009, 21:47:17 UTC 10 years ago
alexandrov_g
January 30 2009, 19:03:26 UTC 10 years ago
Г.А.
Anonymous
January 30 2009, 20:17:00 UTC 10 years ago
Виктор, Ваш постоянный читатель
Anonymous
January 30 2009, 20:24:26 UTC 10 years ago
http://alexandrov-g.livejournal.com/114020.html?thread=2705252
Нет, кажется, вы сами упоминали об этом в каком-то посте.
В.
alexandrov_g
January 30 2009, 20:44:22 UTC 10 years ago
Г.А.
...герой повести решает свой вагончик отцепить...
afilei
January 29 2009, 02:11:01 UTC 10 years ago
Не могли бы Вы быть более аккуратным с текстом?
В "Театральном Романе" в Театре нет ничего похожего на - "И в театре есть владыка. Царь и Бог." - в Булгаковском Театре есть 2 (ДВА) Главных Бога (у одного из Богов герой даже имеет аппойнтмент :)
"Отцепить вагон" - это фанфик уважаемого Крылова, герой Пелевина об этом даже не думает.
Неаккуратное обращение со всем известными источниками рождает сомнение о правильности толкования никому неизвестных :)
krajs
January 29 2009, 06:42:49 UTC 10 years ago
С нетерпением ждем от Вас поста, в котором кроме "привет, мудилка" имелись бы мысли.
Привет, мудилка!
afilei
January 30 2009, 01:52:07 UTC 10 years ago
Привет, в общем :)
krajs
February 1 2009, 20:07:58 UTC 10 years ago
Yellow streak
alexandrov_g
January 30 2009, 19:09:41 UTC 10 years ago
А что касается дуалистичности природы Власти, так об этом в предпоследнем абзаце поста написано, вы меня прочли с той же неаккуратностью, с которой мне помнился сюжет повести.
Г.А.
Re: Yellow streak
afilei
January 31 2009, 04:52:25 UTC 10 years ago
Для очисток совести скажу, что и Иван Васильевич (Станиславский) и Аристарх Платонович (Немирович-Данченко) для меня выступали совершенно определенными историческими персонажами. Ваше прочтение, безусловно, интереснее.
Кстати, Вы обращали внимание на частую незавершенность или противоречивость концовки Булгаковских романов?