(цитата) ...«Вообще сегодня важна уже не столько художественность текста, сколько два других критерия – «писатель минус его книги» (то есть яркость самой личности писателя) и «текст минус художественность» (то есть идейное наполнение). Первый критерий – тема для отдельного разговора. В этот раз мы остановимся на примерах, когда Суперидеи перевешивают недостатки художественной формы»...
..........................
Посмеялся. Это очень по-русски – пытаться придать литературе (и себе через нее) нечто большее, чем она является на самом деле (и чем являешься ты).
Критерии эти («яркость автора», «суперидеи») важны для кого? Для т.н. «писателей» (ну, а почему я должен называть писателями толкачей идей) и критиков, которые устали от «еще одного хорошего текста».
Для литературы это не имеет никакого значения.
Ни их «суперидеи», ни их пресловутая «яркость». Когда текст - «всего лишь еще один качественный текст» - это не качественный текст, а говно. Никакая идея не перевесит отсутствие художественности.
Только высочайшая художественность может донести идею, - если та действительно есть, - текста.
Оправдать говенный текст наличием в нем Идеи, все равно что сказать – да, перед нами рецидивист со стажем, менты со школьницы сняли, причем после убийства старушки, пьяный был, с автоматом... но в душе - романтик!
Да ты возьми и ПОКАЖИ, что ты романтик (писатель). Литература это не идеи, а их ВЫРАЖЕНИЕ.
На идею любой из 6 млрд способен. Что ни человечек, то своя философия. Писатель – тот, кто ее ВЫРАЗИТЬ умеет, причем не одну, а
десятки и сотни. Но 99 процентов современных русских писателей (да и есть ли они) - те самые адвокаты, которые пытаются объяснить пост-фактум, что текст-то романтик, хоть его хоть и пьяным с автоматом повязали. Объяснить пост-фактум. Потому что по тексту этого - не видно.
И автор статьи в НГ это прекрасно понимает, уверен. Я же понимаю, что все это с его стороны – просто ход, причем вынужденный. Ход - от убогости современной русской литературы и от вежливости автора статьи.
Общий посыл такой - ну, раз уж писать не умеют, и читать это унылое говно невозможно, так давайте оправдаем это хотя бы наличием Идей и тем, что «писатель» - по жизни пацан броский.
А может, «писателям» нужно просто поучиться тому, КАК делать? И уже потом впаривать свое ЧТО?
Учиться – очень просто. Достаточно открыть книжку Мейлера, Стейнбека или любого другого читабельного автора, и понять, как нужно писать, чтобы тебя дочитали до конца.
pagedaun
July 25 2008, 06:56:58 UTC 11 years ago
А наших с вами доводов никто и слушать не будет. Зачем?
blackabbat
July 25 2008, 07:06:40 UTC 11 years ago
Ну, о доводах и о том, для кого они
Это, наверное, для себя в первую очередь
Правильные мысли нужно проговаривать
Иначе сформируешься под воздействием внешней среды
maksim_usachov
July 25 2008, 06:58:44 UTC 11 years ago
blackabbat
July 25 2008, 07:08:34 UTC 11 years ago
Шаров, Лимонов, который не пишет,
да Пелевин.
если сравнивать с мировой элитой
(Барнс, Фаулз, Апдайк, Маркес, Грасс, Мейлер, да тот же Памук)
то их просто нет.
maksim_usachov
July 25 2008, 07:23:25 UTC 11 years ago
Не в плане сравнения их с тем же Грассом или Фаулзом – они мне, читателю, нравятся больше. Исключительно, чтобы понять, где проходит грань между хорошо, интересно и «ну так тоже можно писать».
И кстати у меня такое ощущение, что названных вами русских авторов можно отнести к одному литературному направлению. Это случайно?
blackabbat
July 25 2008, 07:39:28 UTC 11 years ago
Паталогии - прекрасная книга
Если бы после нее автора лет на 10 замолчали
Он бы закалился как сталь и написал несколько книг
Одна другую лучше
Быстрое признание его погубило - Санькя и Грех
Это по нисходящей.
И, боюсь, так будет и дальше.
Улицкая - это из разряда "я писатель надо что-то написать"
Мне, как читателю, не нравится.
PS. Шарок, Пелевин, Лимонов - одно направление??? Нет, что Вы.
maksim_usachov
July 25 2008, 08:32:29 UTC 11 years ago
В любом случаем, у вас получилась очень интересное разделение. С одной стороны вы назвали не очень хорошими тех писателей, которые тяготеют, условно, к традиционной прозе, а выделили новаторов.
digol
July 25 2008, 09:45:16 UTC 11 years ago
Вот День опричника Сорокина - это постмодернисм - или традиционная, чуть ли не летописная проза?
Прозу лучше все же делить на живую и искусственную. Кому-то нравиться ощущать биение пульса, а кому-то - препарировать внутренности, пусть и изящные, но сдохшего организма.
Кто-то наслаждается полетом бабочки, а кто-то ее засушенным трупом в гербарии :-)
maksim_usachov
July 25 2008, 13:28:03 UTC 11 years ago
digol
July 25 2008, 14:08:52 UTC 11 years ago
да и можно ли создать сейчас четкую классификацию: вот это реализм, то романтизм, а это постмодернизм? Все ж эклектично.
blackabbat
July 25 2008, 12:31:21 UTC 11 years ago
нет, что вы. Лимонов - вполне себе традиционная проза. и тем не менее из мной упомянутых - лучший. значительным писателя делает не направление. это писатель делает направление значительным. не прием делает бойца, боец делает прием и тд.
maksim_usachov
July 25 2008, 13:14:37 UTC 11 years ago
Просто пытался для себя пояснить некоторые моменты. Дело в том что я вообще не очень понимаю зачем отделять идею от качества текста. Без идеи качественный текст пуст, а без качества идею вряд ли удастся разглядеть. Грубо говоря, идея – скелет, качество – мясо. Только с одним из этого человек не выйдет. Поэтому вообще ставить что-то на первое место… Хронологически идея наверное раньше и только.
П.С. Когда говорят о яркости автора я все время Маяковского вспоминаю…
blackabbat
July 25 2008, 13:18:54 UTC 11 years ago
с этим у Владимира Владимировича все было ок
главное - текст
если с ним все ок, пусть автор хоть на голове ходит
а когда текст слабый, а ввтор на голове заради славы или заради объяснения статуса (но я же писатель) - смешно и натужно.
мы с вами не спорим. я тоже не понимаю отделения идеи от качества текста. для меня они связаны неразрывно. я недоволен попытками оправдать плохое качество наличием идеи.
maksim_usachov
July 25 2008, 13:36:20 UTC 11 years ago
digol
July 25 2008, 14:13:34 UTC 11 years ago
условен ли постмодернизм в литературе? мы снова возвращаемся к "настоящести" текста. есть постмодернизм Барнса и постмодернизм Акунина. Почувствуйте, что называется, разницу.
nicolaus1990
July 25 2008, 09:03:48 UTC 11 years ago