что считаю хорошей прозой. сделал это, на мой
взгляд, проще, лучше и доступнее всех. это
потому что я не литератор (и тут редакция допустила
ошибку - надо было напротив фамилии писать "pr-менеджер").
большинство опрашиваемых поразили. почему эти люди
не лишены лицензии на занятие литературой в том или ином
ее виде? почему бы, кстати, не продавать эти лицензии или
выдавать их - а за попытку заниматься не своим делом, как в
Средневековье, бить плетьми, жечь на площадях и валять в меде и перьях?
мой ответ:
...хорошая проза – это американская проза.
Американская проза XX века – это прямая наследница лучшей
прозы мира середины и конца XIX века – русской.
Тот, кто хочет учиться у Чехова, должен идти к нему через Сарояна,
к Толстому – через Миллера и Хэмингуэя, к Тургеневу через Апдайка, к
Достоевскому через Мейлера. Убогость современного русскоязычного ландшафта –
от малограмотности и малоначитанности. Попытки вернуться к истокам напрямую
смехотворны. Когда русский писатель начала XXI века «учится у Толстого», он
идет советоваться на могилу к дедушке. Зачем? Можно же пойти к живому еще отцу
и поспрашивать о том, что волнует.
… хорошая проза – это автор.
Следует помнить, что писатель делает место, а не оно его. Чехия Гашека, Колумбия
Маркеса, моя Молдавия – они же не такие, какие есть на самом деле. И любой житель
мещанской Чехии при жизни Гашека вам бы с удовольствием это подтвердил. Тем не менее
только они и есть – Колумбия Маркеса, Чехия Гашека, моя Молдавия.
... хорошая проза – это секс.
Без комментариев. Тем, кто хоть раз в жизни занимался и тем и другим, все понятно.
...хорошая проза – это то, что пишу я.
Без комментариев. Тем, кто хоть раз читал, все понятно.
ps еще показалось справедливым определение Топорова -
лучшая русская проза действительно читается
как переводная.
pagedaun
April 26 2010, 08:57:35 UTC 9 years ago
blackabbat
April 26 2010, 09:05:59 UTC 9 years ago
ivanchenkoval
April 26 2010, 16:56:25 UTC 9 years ago
blackabbat
April 27 2010, 06:15:27 UTC 9 years ago
(вопрос частоты - нельзя писать ТАК часто
и чтобы все время было хорошо). я против жанра ничего
не имею, если Вы об этом. Воннегут - фантастика.
другой вопрос, что ваши любимые русские фантасты так не умеют,
и жанр их не спасает.
зы. Валерий, я не понимаю, зачем Вы сюда приходите?
Насладиться моим унижением после беспримерной травли
в ничего не понимающем в литературе большом жюри
премии нацбест? будьте милосердны, Вы же знакомы с миром мужчин
(в Вашем любимом фентези они все в шкурах с бластерами).
ivanchenkoval
April 27 2010, 07:45:27 UTC 9 years ago
blackabbat
April 27 2010, 07:53:27 UTC 9 years ago
Со временем это станет понятно.
Насчет Вас не удивлен. Это не Ваша беда. Общее состояние русской критики, которая опростилась донельзя, что метко отметил В. Л. Топоров. Сидят малограмотные люди на крыше затонувшего дома, болтают ногами, и Реально не понимают, что они - часть мира. Того, где еще живы Барнс, Маркес, и Сарамаго, а Мейлер и Апдайк ушли вот-вот. И что ты или лучше них или хотя бы равен им, или сиди и не гавкай, и не ищи Особого Пути.
v_och
April 26 2010, 20:33:01 UTC 9 years ago
На мой взгляд, начало романа "Анны Карениной" - отличный образец того, как стремительно начинает развиваться действие, увлекается внимание читателя и т.д.
Конечно, не единственный. В качестве таких же образцов я бы назвал "Замок" и, конечно, "Сто лет одиночества". Можно так же упомянуть "Школу для дураков". Все это очень разные книги разных времен и народов, и на всех можно учиться.
Спорное утверждение - к Толстому через Хэмингуэя, очень спорное.
Гоголь учился у Гомера и Данте, минуя многих промежуточных.
Строго говоря, в прозе можно научиться многому, но, кажется, свойство текста - затягивать читателя, обучению не поддается. Прямому, во всяком случае.
С тем, что хорошая проза - это автор, согласен. Все эти споры о первичности "что" или "как" не очень важны, поскольку важно "кто".
Но автор делает не все. Есть еще такая штука, как контекст, из которого он черпает. Чем сильней контекст, тем сильней текст. Слабость современной прозы (не только русской) именно в слабости контекста.
Ну и об американской литературе: спору нет - хороша. Но таких титанов, как Шолохов и Платонов, Америка не рожала не только в 20 веке, но и в принципе.
blackabbat
April 27 2010, 06:16:21 UTC 9 years ago
бросьте. Стейнбек - Титан похлеще Шолохова (ну ок, равен).
v_och
April 27 2010, 15:24:48 UTC 9 years ago
И почему переосмыслять Толстого продуктивней после переосмысления Хэмингуэя? Разве что по принципу ступенек, поскольку Толстой недосягаемо выше Хэма, и как личность, и как писатель, но вы вроде бы не это имели ввиду.
Насчет Стенйбека - утверждать не берусь, читал далеко не все. "Зима тревоги нашей" и "Гроздя гнева" - хорошая литература, но явно не великая. А "Тихий Дон" именно, что - великая. Хоть с "Войной и миром" рядом ставь, хоть с "Доном Кихотом".
blackabbat
April 27 2010, 15:29:23 UTC 9 years ago
вот я когда поел - я переосмыслил еду. она стала моей Энергией. понимаете? то же самое с хорошей книгой.
Стейнбек велик своими камерными вещами ("Консервный ряд" почитайте, и "Благостный четверг").
v_och
April 27 2010, 16:10:28 UTC 9 years ago
filaletodor
April 27 2010, 11:33:19 UTC 9 years ago
А вот Толстого и Достоевского нужно канонизировать и запретить у них чему-либо учиться. Эти титаны безнадежно затормозили развитие русской литературы. Все наши модернизмы очень бледно выглядят на фоне их величия. Потому мы и остались в критическом реализме до сих пор (даже учебники по физике в этом стиле пишем). А запад давно его прошел.
blackabbat
April 27 2010, 11:42:34 UTC 9 years ago
Соот-но, как верно отметили Вы, белые люди от литературы должны писать так, как будто до них были (а они были) Сэллинджер, Фитцджеральд, Стейнбек и др.
Ну, я и пишу.
зы. русскоязычные -низмы пролетели не из-за величия Толстого (реального, конечно), а по причине своей малости.