bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Две легенды.

  Согласно общеизвестной легенде из Иоакимовской летописи, призвание варягов организовал Гостомысл, новгородский князь (вариант - посадник). Этимология данного имени вполне прозрачна - тот, кто "мыслит гостям", т.е. стоит на их стороне. Отцом Гостомысла был Буривой, и оба они считаются (полу)мифическими фигурами, а вот призванный на княжение Рюрик (иногда) признаётся историческим лицом. Во всяком случае, указывается дата призвания - 862г.

   В России гораздо менее известна параллельная чешская легенда. В ней рассказывается, что князь Гостивит (Hostivít), чьё имя образовано от слов host -  "гость" и vítat - "встречать, приветствовать", первым пригласил в Чехию евреев. Добавлю, что Гостивит и его предки отнесены к области мифов, а сын Гостивита Борживой  признаётся первым известным науке правителем. Дата воцарения - 870 г.
 
    Было бы интересно узнать, существуют ли у других славянских (и не только) народов столь же близкие по содержанию легенды на эту тему. Если окажется, что да, то провести анализ - кем обнаружены, когда стали частью традиции и т.д. 

    Иоакимовская летопись найдена Татищевым в 1748 г. Её подлинность оспаривается.  "Chronica Bohemorum" Козьмы Пражского, первоисточник сведений о ранней чешской истории, существует примерно в 15 списках, самые старшие датируются XII-XIII веками. Впрочем, оригинал утерян, а между списками есть заметные разногласия.
Tags: bohemia, falsificatum, manuscriptorium, russia
Это песня!!!

Сейчас смешно всё это читать -- кажется, ну чего бы стоило хоть немного "замаскироваццо"? Но тогда, видимо, даже не рассчитывали, что кто-то будет проверять. Сказали, например, что Джугашвили -- сын горного орла, люди и поверили :)
Вам смешно, а новохронологи на подобных основаниях телепортировали Русь-матушку в Моравию :)

А если серьёзно, то некоторые заимствования в русских хрониках из чешских признаёт и общепризнанная версия. Но делает она это как-то сложно, в духе "и то, и другое писалось в XII веке, но были влияния" и т.п.
А как быть с "Записками о Московии" (1557) Герберштейна, который пересказывает те же летописи?
Примерно так:

А, "Жига Герберштейн - великий сын словенского народа" - и далее по тексту http://galkovsky.livejournal.com/32418.html
Про Пястов подойдет?
Авторы: Галл Аноним (ХII век), Винценты Кадлубэк (XIVвек)
Описание: во время торжества пострижин княжеских детей в полянское княжество прибывают два таинственных незнакомца, которые просят аудиенцию у князя. Князь отказывает, незнакомцы идут к бедному Пясту-коловрату, сын которого также проходит инициацию пострижин. Странники просят их угостить, Пяст отдает им последнюю бочку пива и зарезает последнюю свинюшку. Но пиво льется и не кончается, а мясо вырастает на месте отрезанного. Незнакомцы производят инициацию сына Пяста, дают ему имя Семовит (Земовит) и предсказывают карьеру князя полян после смерти текущего.
Вуаля - так образуется династия Пястов.

Символы:
Пяст / Piast - от слова piastować, т.е. держать власть. Странное имя для землепашца, не находите? ;)
Коловрат - тут, думаю, символ всем понятен
Семовит / Siemowit - от ст.сл. semja и поль. witać, т.е. встречающий приход семьи/рода; другое значение ст.сл. wit - хозяин, государь. Общий смысл: родоначальник
Незнакомцы-странники - а здесь попрошу Вас самим догадаться. Подсказка: эти персонажи связаны с Моравией.