Мне уже доводилось писать о некоторых фальсификатах в чешской истории, в частности, о "Рукописи краледворской" и "Либушином суде" http://bohemicus.livejournal.com/6090.html . Вообще-то их было гораздо больше. "Песнь под Вышеградом", "Пророчество Либуши", "Любовная песнь короля Вацлава", "Памяти пржибыславские" - все официально признаны подделками.
Целый корпус текстов, замечу - ключевых, был аннулирован, как сфальсифицированный. Казалось бы, это обстоятельство должно было возыметь фатальные последствия для национальной культуры.
Не возымело.
Под влиянием этих произведений была создана едва ли не вся чешская культура XIX века. Необходимые оперы, кaртины и поэмы оказались написаны в нужное время и на должном уровне.
Член Чешской Академии наук профессор Ярослав Нoйман написал по этому поводу:
"Оказалось, что из посевов романтических чудаков, выдумавших фиктивную славную историю страны и её великолепную старинную поэзию, смог взойти здоровый и богатый урожай. Жизненность архаизированных героических фигур и лирических чувств вдохновила художников на создание творений безусловной непреходящей ценности. Как бы парадоксален не был этот фaкт, его невозможно отрицать. Почему проблематичная с моральной точки зрения попытка выдать произведения романтизма за документы прошлого не снизила их поэтической ценности - это вопрос для размышлений более глубоких и принципиальных, чем данная статья. Несколько упрощённо мы могли бы сказать, что стихам передались искренний энтузиазм и аутентичная образность, порождённые настоящм поэтическим талантом. Фикция была разоблачена критикой, обман отпал, как шелуха, однако искусство осталось - и продолжает воздействовать."
Признание, что для национальной культуры художественный уровень произведений куда важнее их подлинности, из уст представителя академических кругов раздаётся нечасто. Можно, конечно, счесть, что речь идёт исключительно о чешской культуре, пути развития которой были несколько специфичны. Но я думаю, что мысль профессора куда более универсальна, чем может показаться на первый взгляд.
Ведь вся особенность развития чешской культуры заключалась лишь в том, что она создавалась не при поддержке государства, как это было у большинства европейских народов, но, напротив, в ситуациии противодействия со стороны австрийских властей, порой весьма жёсткого. Но даже в этих условиях борьба вокруг Краледворской и Зеленогорской рукописей заняла три четверти века. Я нисколько не сомневаюсь, что если бы чехам удалось создать национальное государство не в 1918-м, а, скажем, в 1818 году, сегодня обе эти рукописи считались бы подлинными. А Вацлава Ганку, Йoзефа Линду, Франтишека Горчичку, Антонина Бочека энциклопедии называли бы не фальсификаторами, а выдающимися учёными.
Я попытался представить себе, как были бы восприняты в XIX столетии памятники русской старины, если бы Россия была в тот период не великой державой, а, подобно Богемии, провинцией чужой империи. На православном сайте "Русское воскресение" выложена биография академика Фёдора Солнцева. Вот цитата:
"По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире.
В 1876 г . во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева главный редактор известнейшего журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский произнес: «Рисунки Солнцева, в научном и художественном отношениях — живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую, свежую струю, которой он обновил язык Отечественной поэзии, то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками»." http://www.voskres.ru/articles/solncev.htm
Будь Карамзин, Пушкин и Солнцев не обласканными милостями императора придворными, а деятелями национально-освободительного движения, приведённая характеристика их деятельности звучала бы весьма саркастично. Рисунки XIX века, как живописная летопись древности - за это можно получить Владимира IV степени и звание академика только в своём государстве. В чужом за такие открытия бывают неприятности.
Этим я отнюдь не хочу сказать, что Карамзин или Солнцев были фальсификаторами, или же Ганка и Линда - честными учёными. Я говорю лишь очевидную вещь: с точки зрения государства подлинность или сфальсифицированность текстов и артефактов не имеет ни малейшего значения. Важна исключительно возможность и целесообразность их испoльзования в теx или иных целях.
А вопрос о подлинности сам по себе всегда интересен, но далеко не всегда разрешим. И мне кажется, что с точки зрения истории культуры дата введения артефакта в оборот даже важнее даты его создания, часто крайне спорной. Поясню на очевидном примере, что я имею в виду. Я уже давал когда-то ссылку на сообщение о новейших швейцарских исследованиях, отнесших дату создания прославленного бюста Нефертити к 1912 г. http://www.inopressa.ru/guardian/2009/05/08/14:41:00/nefertiti .
В принципе, этот шедевр мог быть создан как в 1912-м, так и три тысячи лет назад. Но если он и был укрыт в гробнице, то никто его не видел, он никого не вдохновлял и никак не влиял на развитие художественных стилей. До 1912 года в мировой культуре бюста Нефертити не было. И наоборот, после 1912 он присутствовал в ней так обильно, что я видел его не только на обложках бесчисленных книг самой разной направленности, но и на произведениях чеканщиков, продававших свои поделки в Сочи. По скромному моему разумению, это обстоятельство делает сей бюст явлением культуры XX века.
Такой подход может показаться весьма спорным, но он позволяет реалистичнее представлять историю культуры и избежать множества недоразумений. Например, когда я ещё ребёнком читал детскую версию "Гаргантюа и Пантагрюэля", мне не давала покоя мысль, что в этой книге напрочь отсутствует средневековье. Античности там сколько угодно - хоть Сократ с Цицероном, хоть Аполлон с Юпитером. И никаких следов Нибелунгов с Эддами или Роланда с вагантами. Много позже, узнав даты обнаружения "Песни о Нибелунгах" (1757), основного сборника вагантов "Кармина бурана" (1803), "Песни о Роланде" (начало XIX века, первое издание - 1837), я понял, что Рабле и вправду жил в мире, где средневековая культура отсутствовала. Её просто ещё не открыли. Или не "открыли" - это чем дальше, тем больше становится вопросом взгляда.
Те из вас, кто загладывал в мой профайл, мог увидеть в разделе "о себе" две последние строки из очаровательного рубаи Омара Хайяма:
"Рубайят" был впервые издан Эдвардом Фитцджеральдом в 1859 г., на английском языке. Злые языки утверждают, что до этой даты Хайям был совершенно неизвестен как поэт, хотя в качестве математика он где-то кем-то упоминался. Но я не буду уподобляться злым языкам, я вообще человек незлой. Мне достаточно помнить, что литературным фактом "Рубайят" стал в XIX веке, а уж кем и когда он был написан - об этом споры ведутся полторы сотни лет, и продолжать их можно до бесконечности.
hvac
December 15 2009, 14:46:14 UTC 9 years ago
В эпоху расцвета национализма каждая уважавшая себя нация стремилась отыскать героев, достойных увековечения, так что общественные памятники служили не только определенным общественным, но и просветительским целям.
Hermannsdenkmal был первым в этом особом псевдоисторическом жанре, который захлестнул Европу.
Гигантская статуя из кованой меди высотой почти в 30 м стоит на пьедестале с колоннами. Медный Арминий (вдесятеро больше живого) хмурится из-под своего шлема с крылышками и угрожает громадным карающим мечом лежащей внизу долине.Открыт в 1875 AD
Типа этот вождь неких "херусков" разбил римские легионы в Тевтобургском лесу ("Квинтилий Вар, верни мне мои легионы")
По времени и духу Hermannsdenkmal очень напоминает памятник одному из сказочных королей - Ричарду Львиное Сердце, статуя которого стоит возле здания парламента в Лондоне, а также Грюнвальдский памятник (1910 AD) в Кракове и памятник Верцингеториксу в Клермон-Ферране.
И, возможно, крайним выражением этой политизированной эстетики национализма стал памятник собаке принца Ллевелина Гелерту, который был поставлен у Beddgelert (Могилы Гелерта) в Северном Уэльсе в 1790-е годы. Чем больше сентиментальности, чем древнее время, тем больше вдохновляется поколение романтиков этими напоминаниями об их "исторических" корнях.
Профессор Рис Дэвис из Аберистуита пишет:
«История и памятник [Beddgelert] относится к 1790-м годам... Все это придумал иммигрант Дэвид Причард - без сомнения, ради привлечения посетителей в эту часть «Дикого Уэльса». Он был, я думаю, трактирщиком. Очень типично. Романтик, Оссиан, история в духе lolo Morganwg'a [lolo Morganwg, урожденный Edward Williams (1747-1826), начитанный и образованный валлиец, не чуждый, впрочем, фальсификации, посвятивший себя изучению языка, литературы, истории... фольклора и традиций Уэльса]..." (из письма от 16 мая 1994 г.)
Собственно тут использована легенда о Saint Guinefort'е, исцелителе детей (Христофоре Псеглавце)
bohemicus
December 16 2009, 15:18:32 UTC 9 years ago
http://www.lexikonhospod.cz/pic/Zizka.jpg
http://sites.google.com/site/trocnov/_/rsrc/1236715258818/Home/Trocnov%20pomn%C3%ADk%20Jana%20%C5%BDi%C5%BEky.jpg
http://www.hrady.cz/data/5982/56890.jpg
http://www.plzenskykraj.kct.cz/vyletnik/vyletnik_soubory/image006.jpg
http://www.tabor.cz/docstore/pamatky/images/1119268427.jpg
Причём речь идёт о нации, обычно совершенно несклонной к мегаломании. Кстати, между некоторыми из приведённых мной изображений и описанными Вами памятниками Ричарду и Вирценгеториксу есть явная параллель, если я правильно вспоминаю, как выглядят последние.
hvac
December 16 2009, 16:34:40 UTC 9 years ago
Следование некому наработаннуму визуальному канону изображения ancien героев, от Лиссабона до Спб
Ну а все конные памятники в Европе так или иначе-это всё идёт от "королевских площадей" в городах Франции.
Они первые начали.
Немцы уже добросовестно калькировали.
Великий король -великий курфюрст.
amigooo
December 19 2009, 09:29:24 UTC 9 years ago
bohemicus
December 19 2009, 22:05:02 UTC 9 years ago
amigooo
December 22 2009, 19:17:56 UTC 9 years ago
А как Ланселот переводится?
bohemicus
December 23 2009, 09:29:53 UTC 9 years ago
amigooo
December 23 2009, 21:22:56 UTC 9 years ago
"Ланс" на многих языках - рыцарское копье.
bohemicus
December 24 2009, 08:02:26 UTC 9 years ago
"Владислав или Ланчелот
(Ladislas, Lancelot), король неаполитанский, иерусалимский и венгерский, сын короля Карла III и его кузины Маргариты Дураццо, родился в 1374 году, наследовал отцу в Неаполе в 1386 г. под опекою матери. На первых же порах у него стал оспаривать корону герцог Людовик II анжуйский; но после долгой войны В. заставил соперника отказаться от прав на Неаполь благодаря поддержке Папы Бонифация IX (1399). Утвердившись на престоле, В. задумал покорить всю Италию и Венгрию, отнять престол у императора Венцеслава и короноваться в самом Иерусалиме, отняв его у мусульман. Попытка его овладеть Венгрией в 1403 году окончилась неудачею; смерть Бонифация IX лишила его поддержки пап, так как Иннокентий VII и Григорий XII были против него. Несколько раз он победоносно вступал в Рим, занимал его во время выборов Александра V (1409); но в Тоскане против него выступил старый соперник, герцог Анжуйский, и разбил его наголову при Рокка-Секке (1412). Собрав новые силы, В. снова покорил Рим, заставил избрать Папою неаполитанца Иоанна XXIII, но неожиданно скончался среди оргий в Неаполе в 1414 году. Он оставил только одного незаконного сына Ринальдо, за которым укрепил княжество Капую."
http://www.vehi.net/brokgauz/
amigooo
December 24 2009, 17:47:59 UTC 9 years ago
vlad_nick
December 24 2009, 12:22:26 UTC 9 years ago
bohemicus
December 26 2009, 13:56:46 UTC 9 years ago
bohemicus
December 23 2009, 10:27:37 UTC 9 years ago
Кстати, в демографических данных по Праге есть странности даже в более поздний период. Возможно, Вам будет интересен мой старый пост на эту тему: http://bohemicus.livejournal.com/808.html .
amigooo
December 23 2009, 21:23:25 UTC 9 years ago
amigooo
December 24 2009, 17:52:33 UTC 9 years ago
vlad_nick
December 24 2009, 12:19:46 UTC 9 years ago
bohemicus
December 27 2009, 11:40:35 UTC 9 years ago
dfs_76
May 24 2012, 10:12:58 UTC 7 years ago
=========
Уважаемый Богемикус, Средневековье присутствует в "Гаргантюа и Пантагрюэле" ... в лице самих Гаргантюа и Пантагрюэля. А также других персонажей этой книги, созданных средневековым фольклором задолго до Рабле и которых Рабле просто освоил. А то, что он будучи интеллектуалом эпохи Возрождения, населил свои книги также античными персонажами, тоже ничего удивительного.
З.Ы. А то, что там нет "нибелунгов" (помимо того, что как Вы и сами заметили, они были "открыты" позже) - так для Рабле они были представителями другой эпохи и другой культуры. Обнаруженный в 18 веке вариант "Песни...", насколько я помню, относится к XIII веку, т.е. отстоял от эпохи Рабле аж на 300 лет! Вас удивляет, что в произведениях современных почти нереально встретить что-то из Тредиаковского или Сумарокова?
То, что Вам "нибелунги" кажутся чуть ли не современниками Рабле - так это классический пример аберрации дальности.
bohemicus
May 25 2012, 09:26:22 UTC 7 years ago
Так не бывает. То есть, конечно, принято так считать, но в действительности всё наоборот. "Фольклор" - это обрывки городской книжной культуры, усвоенные неграмотными людьми. В наше время очень хорошо видно, как возникает фольклор. Скажем, анекдоты о Штирлице или о Чапаеве - это фольклор, возникший под влиянием ТВ.
dfs_76
May 25 2012, 09:39:49 UTC 7 years ago
Цитата в тему:
"Роман Рабле точно вписан в традицию «народных» книг; ... сам он заимствует ряд мотивов из «Великих хроник» (например, историю о колоколах собора Парижской Богоматери или подробный реестр тканей, что пошли на одеяние Гаргантюа, с их цветовой символикой)...".