bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

"Вы изуродованы русской культурой"


  В канун нового года у меня с ув. f_f  завязался один из тех споров о русской и советской идентичности, что случаются порой в ЖЖ. Франц-Фердинанд  утверждал, что сепарировать русское от советского уже невозможно. Я возражал, что в чистом виде это и сейчас антиподы, хоть чистые виды теперь и нечасто встречаются, а вообще-то советская культура обречена на постепенное исчезновение вместе со своими носителями.

  Дискуссия развивалась неплохо, но до наступления Нового Года оставалось несколько часов, а мне ещё предстояло готовить говядину по-фламандски. Ибо я убеждён, что мужчина, допускающий к приготовлению мяса женщин, фундаментально неправ. Кронпринц тоже человек занятой. Поэтому завершить дискуссию нам не удалось. Я откланялся, пообещав написать на эту тему пост.

  Но несколько позже к делу подключились юзеры, желавшие подраться поспорить. Да такие задорные. "Чайковский - попсовик, Достоевский - подростковый писатель" , "Советские мультфильмы круче Голливуда" , "Труп русской культуры зарыт", "Не могу представить мировую культурy без Дзиги Вертова" , - я не пародирую, это прямые цитаты:  http://f-f.livejournal.com/413783.html?thread=7154007#t7154007

  Я что-то отвечал, пока юзер kouzdra  , примечательный тем, что в его интересах, помимо прочего, указаны массовые расстрелы творческой интеллигенции, не увенчал спор потрясающей фразой:

  "Вы изуродованы русской культурой".

   Я снимаю шляпу, Коуздра.

   Cколько бы я ни пытался написать обещанный пост, я убеждался, что внести в вопрос бОльшую ясность, чем Коуздра, мне не по силам. Поэтому обещание, данное мною ув. f_f  , останется неисполненным. Пожалуй, более убедительным образом разрешить спор об идентичности просто невозможно.  Думаю, людьми одной культуры нас с Коуздрой не назовёт никто. С советской точки зрения я изуродован русской культурой. Мне же советские всегда представлялись пришельцами из иных, загадочных миров.

  Спор был разрешён без привлечения культурологии, на уровне непосредственных ощущений.

  Иногда чистые виды всё же встречаются. 

Tags: cogito, curiosa, russia
1
«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и кудря́чит бокрёнка» — искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков.

Вот оно, определение советской культуры.
То есть никнейм следует читать по-французски - Куздра?
Нет. По-французски - это куздрА. А тут кУздра. Бессмысленный набор звуков, похожий на русский, то есть советский. :)
У меня там ссылка на вики в первом комменте на слове "куздра", может не заметили?
Заметил. Я как раз поэтому и подумал: а не взял ли товарищ в качестве никнейма слово из этого... произведения? Его вкусы настолько своеобразны, что это вполне возможно.
Говорят, что не бессмысленные, есть расшифровка. Типа, "куздра" = Кузьмина-Дранищева, а "бокр" = Бодуэн де Куртене, все это филологическая (в трех смыслах) шутка.
Кто такой Бодуэн де Куртене я в общих чертах представляю. С Кузьминой-Дранищевой хуже. Фамилия ассоциаций не вызывает, все известные мне поисковые системы хранят молчание. Кто эта таинственная незнакомка?
Кузьмина-Драганова. Помню сплетню (http://otvet.mail.ru/answer/63933708/), а вот оценку правдоподобности этой сплетни уже забыл.
Хорошо Вы там о русских.
Вы имеете в виду то, что я написал о русских в СССР? Так это моё мироощущение с детства. Дело в том, что мои родители были абсолютно несоветскими людьми. Это не значит, что они были антисоветскими. К слушателям Галича они определённо не принадлежали. У них не было особой ненависти к советской власти. Они просто не придавали ей значения.

Например, они всегда говорили, что в приличном доме должно быть оружие. Или что мужчины, желающие добиться уважения в обществе, не отправляют жён на работу. Эти взгляды вообще нельзя квалифицировать как советские или антисоветские. Они из параллельного пространства, с советским не пересекающегося.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что они жили в башне из слоновой кости. Как раз наоборот. Они всегда были предельными реалистами, людьми без малейших иллюзий, поэтому повседневные проблемы решали с лёгкостью, а ошибки в жизни совершали крайне редко. После окончания учёбы моей маме нужно было избежать распределения. Она написала в секретариат Калинина просьбу об освобождении от распределения. Это сработало, пришёл положительный ответ. Отцу однажды предложили работу в Риге с предоставлением жилья. Такие предложения воспринимались советскими, как шанс всей жизни (из наших суровых краёв квартиры менялись на Прибалтику из расчёта 3:1, да ещё с доплатой). Отец отказался, сказав: "Здесь нас слишком не любят. Когда всё развалится, русским здесь будет плохо". А было это году в 65-м или 66-м. И в Прибалтике им нравилось, они часто ездили туда в отпуск.

А уж если перечислять всё советское, чего я в детстве не прочитал, не видел, не испытал и не попробовал... Никогда не ходил в детсад. Никогда не был в пионерлагере. Никогда не видел "Гостью из будущего". Только из ЖЖ узнал, что у Стругацких есть понятие "мир Полудня", означающее прекрасное будущее... Я не читал о "мире полудня". Я лет с 14 читал "О духе законов", сочинение господина Монтескьё. Настольная книга моего отца. Она и сейчас у меня есть, очень хорошее издание 50-х лет.
Прекрасный диалог. Собственно, разногласия только в деталях. Особенно понравилось чеканное

"Русский в СССР - это антрополог, застрявший в джунглях посреди племени дикарей. Экспедиция погибла, лодка утонула, рация разбита, помощи ждать неоткуда. Надо как-то выживать, приходится приспосабливаться и исполнять обряды дикарей. Но значит ли это, что антрополог стал одним из дикарей?"

Ну и Куздра да, показал себя во всей красе. Иллюстрейшен.

Кстати, вы очень интересно писали о несоветских черточках ваших родителей? Нельзя ли это как-то расширить, развернуть в отдельный пост? Отнюдь не раскрывая каких-то секретов, но... "подробности, главное - подробности". Очень бы методичкски доставило.
Мои родители были самыми обычными людьми. Без доступа к инсайду, контактов с зарубежьем и т.д.

Просто реалисты, рационально мыслившие люди, всегда видевшие вещи такими, какими они были, и называвшие их своими именами. Ничего особеного. Думаю, таких было довольно много.
Пишите.
Думаю, людьми одной культуры нас с Коуздрой не назовёт никто.
--------

Людьми одной культуры никто не назовет также графа Растопчина и его крепостного крестьянина. Имеет ли это отношенеи к антропологии и советской власти? Сомневаюсь.
Не сомневаюсь, что различия между нашими с Коуздрой социальными позициями несравнимо меньше, чем между положением графа Рaстопчина и его крепостного. А вот разница в наших системах ценностей куда больше. Я сужу не только по этому диалогу. Мы пересекались и в других местах. Такая разница в мировосприятии одними индивидуальными особенностями необъяснима.
А что общего в мировосприятии члена деревенского мiра и обитателя великосветского салона. Они даже думают на разных языка. И кто из них человек русской культуры - неграмотный крестьянин или Растопчин, всю жизнь писавший по французски?

По мне так противопоставление русских и советских изначально ложно. Мне вот непонятно, почему, скажем, именно Ваши родители - русские, а остальные - советские? Почему штудирование Монтескье, а не просмотр "Гостьи из будущего" делает индивида человеком русской культуры? Мне это напоминает старый спор "патриотов", каждая группа которых объявляет именно себя "истинно русскими", а несогласных - разными плохими дефинициями.

Люди разных социальных стратегий были во все времена. Но никому в голову бы не пришло в XIXвеке сказать: вот это люди русской культуры, а вот это - "монархические". Или поставить вопрос: можно ли отделить русское от монархического?
Русское вполне можно отделить от монархического. Приверженность монархизму - это всего лишь политический взгляд. Русский может быть и республиканцем, и кем угодно. И быть советским - совсем не значит быть коммунистом или сторонником Советской власти (Вы ведь хотите подвести меня к мысли, что речь идёт лишь о разнице в политических взглядах, я правильно понял?) Есть сколько угодно советских антикоммунистов. Да и вся антисоветчина, в сущности, просто андеграундный вариант советской культуры.

"Гостью из будущего" я вспомнил по той причине, что о ней часто пишут в ЖЖ, причём именно мои ровесники. Её называют культовым фильмом и утверждают, что все советские мальчики были влюблены в главную героиню. Я не хочу сказать, что это плохой фильм. Наверное, очень хороший, раз столько людей его хвалит. Но у меня никогда не возникало желания это проверить, настолько чужда и безразлична мне советская культура, как таковая. Не знаю, чем я занимался, когда все смотрели "Гостью". Вероятно, читал что-нибудь вроде "Двух Диан". Кто такая Диана де Пуатье, я знал с детства. А кто такая Алиса Королёва (или Кораблёва?) и сейчас знаю не очень точно. Может быть, я путаю героинь "Гостьи" и "Тайны третьей планеты". Кстати, вместо "Гостьи" я мог бы назвать "Петрова и Васечкина", "Республику Шкид" и очень много чего ещё. Я не знаю всего этого.

Я человек русский и космополитичный. Это значит, что в моём культурном пространстве есть главная культура - русская, и есть периферийные, которые занимают разное место. Французская - довольно большое, индийская - очень маленькое, нигерийская и вовсе отсутствует. Советская культура занимает в моём мире место большее, чем индийская, но меньшее, чем французская.
У советских другое соотношение. У них советская в центре, а русская где-то на периферии, да ещё в очень искажённом виде. Коуздра - это предельный случай. Он русскую просто ненавидит. "Реально не люблю русскую культуру" - это дословная цитата из диалога, ссылка на который есть в этом посте.
Я бы мог продолжать и продолжать, но это уже формат не комментария, а поста, я же опять ограничен во времени. Добавлю лишь, что мой взгляд очень близок к взгляду ув. Галковского http://galkovsky.livejournal.com/22355.html
Воля Ваша, но по моему, Вы совершаете банальнейшую ошибку: ложное противопоставление. Либо Диана де Пуатье, либо Алиса Кораблева. Не вижу где тут лёд и пламень. Я тоже про Диану узнал довольно рано, благо все тома "мушкетерской" эпопеи вплоть до трехтомного "Виконта де Бранжелона" прочитал запоем. И что? Это ничуть не помешало мне в свою очередь влюбиться в Алису))

Я понимаю, что товарищи типа коуздры могут раздражать безумно, и Галковского, судя по тому, что я прочитал по ссылке, они в какой-то момент раздражили ужасно. Но помилуйте, то что он там написал - это какой-то бредовый наброс на вентилятор. (Ага, еврейския кровя, оказывается, "осоветили" русских в городах.) Но дело в том, что радикалы были всегда, и Писарев, как мне помнится из школьной программы, отвергал Пушкина. Коуздра такой же "типичный советский" как Писарев "типичный русский".

К счастью или нет, но русское и в советском оказалось неистребимо.





Собственно, у Галковского сказано совсем иначе: "советские "ушиблены еврейством", то есть неимоверно преувеличивают значение евреев (неважно со знаком плюс или минус)". И это очень верное замечание. Меня всегда удивляло, насколько распространены у советских как антисемитизм, так семитофильство. Один мой знакомый, человек просто ультрасоветский (при переписи 2001г. он написал "sovetský" в графе национальность, гражданство же у него к тому времени было чешское) способен начать говорить о евреях, даже если его спросить, сколько времени. И ведь не от узости кругозора - у человека два высших образования. Это патология. Д.Е. прав. Именно "ушиблены".

Но меня буквально поразило в своё время вот это место: ""Тыканье". Обращение на "ты", кроме близких родственников и однокашников, вызывало у русских устойчивую ненависть." Я действительно крайне неохотно перехожу на "ты" даже с людьми, которых знаю давно и близко. Незнакомых же, начинающих "тыкать", воспринимаю почти как личных врагов. Я думал, что это моя индивидуальная особенность. А это один из атрибутов культурной принадлежности.

А "типичным" я Коуздру и не называл. Напротив, я с самого начала дискуссии подчёркиваю, что чисто русские (я и мею в виду не кровь, а культуру) или чисто советские - очень большая редкость. Коуздра, как я уже говорил - предельный случай, таких почти и не встретишь. Однако обратите внимание на комментарий, который оставил у Галковского ув. Сапожник http://galkovsky.livejournal.com/22355.html?thread=852051#t852051 Посмотрите, что он пишет о названиях московских улиц и всём остальном. Кстати, к Сапожнику я отношусь с самой искренней симпатией и уважением. Но он сам идентифицирует себя, как советского. И он прав. Он советский. Хороший советский человек.

Всё же речь идёт о двух разных культурах.
Есть такой полемический прием: за правду пытаются выдать худшее (в данном случае - самое радикальное) представление о ней. Советские ушибьлены еврейством? Значит Марков-2-й и прочие "истинно русские" вполне себе советский человек. "Нынешняя война идет война не с «Австро-Германией», а с «Иудо-Германией», ага - только это не 1941-й - это 1914-й.

По поводу "вы-ты". Я уж не буду поминать давнюю монархическую традицию "тыканья" свои подданным, но фразы русских офицерлов о том, что "нижним чинам показалось бы даже странным. если бы к ним начали образаться на "вы", несомненно свидетельствует о советской культуре, глубоко проникнувшей в толщу императорской армии. Кстати, в знаменитом приказе №1 изданным Петроградским советом первым делом отменялось "тыканье". И еще6 если уж мерить личным опытом - я немного застал СССР в сознательном возрасте, доводилось и в разных учреждениях бывать, и лично общаться со многими людяьми. Нигде и никогда я не встечал нарочитого тыканья ни по отношнеию к себе, ни по отношению к другим. "Тыкающих" мне незнакомых тоже "не воспринимаю". То есть мимо этот "атрибут" культурной принадлежности.

Сапожника посмотрел. Радикал, что сказать. А меня бесят названия кораблей типа "Имени 25-го съезда", и наоборот, умиляют Маросейки, при том, что моей советскости никто не отменял.

Я в упор не вижу разности культур. Повторю еще раз: попав из великосветского салона Разумовского на крестьянскую сходку, Галковский несомненно "опознал" бы в мужичках "советских людей", даром что происходило бы это году в 1818-м.
это дореволюционный монархист и националист. Евреев ну очень не любит. И вполне резонно придаёт им большое значение. Как видим он был в этом прав.


Тыканье и выканье - это как раз советкое. Обращение на "вы" есть прямой результат революции. Эмансипация человеческого достоинства. Которое до революции полагалось исключительно высшим классам.
Наткнулся на разговор, которому уже год, и тем не менее, решил вставить реплику.

// По мне так противопоставление русских и советских изначально ложно. Мне вот непонятно, почему, скажем, именно Ваши родители - русские, а остальные - советские? Почему штудирование Монтескье, а не просмотр "Гостьи из будущего" делает индивида человеком русской культуры? Мне это напоминает старый спор "патриотов", каждая группа которых объявляет именно себя "истинно русскими", а несогласных - разными плохими дефинициями. //

Совершенно согласен.
"Не могу представить мировую культурy без Дзиги Вертова". (Роняя трубку изо рта) Дамы и господа, это МЕМ!
Сейчас вообще идет полная перезагрузка культуры, нет сейчас ярко выраженной европейской (она сосем убита и находится в агонии), ни русской, культура США, это вообще - не культура, там нет свей, если не считать индейцев. На фоне мирового кризиса, столкновение культур, выглядит как война миров. Тем не менее в России начался обратный эффект, активного возвращения к своим корням, чем это закончится ни кто не знает. Вот про "Конец Света Культуры"