bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

В поисках утраченной буржуазности.

                        Каждый доллар в кармане гражданина опаснее для тоталитаризма, чем диссидентский журнал.
                     Вацлав Клаус, президент Чешской республики.

  
   Согласно переписи 1897 года, в России было свыше 13 миллионов мещан. Разумеется, в условиях стремительной урбанизации их число быстро росло, и не приходится сомневаться, что при сохранении естественного хода развития где-то в середине ХХ века страна стала бы по преимуществу мещанской. Но в 1917 году случилось то, что случилось, и люди, взявшие власть, попытались придать гордому слову "мещанин" негативную коннотацию. Беспричинно такие вещи не делаются. Всё, что нужно знать о том, кто, как и зачем заменяет язык новоязом, сказал ещё Оруэлл. Превзойти его я не берусь, а повторять - не вижу смысла.

  Марксисты, ужасные путаники и фантазёры, увязали понятие  "буржуазия" с обладанием собственностью (точнее, с собственностью на средства производства). Это был их способ подогнать реальность под концепцию "классовой борьбы". Суть концепции проста, и вы её знаете: есть буржуазия, и есть пролетариат, который она эксплуатирует; их интересы антагонистичны, и между ними идёт непримиримая борьба. Вывод - все на борьбу с буржуазией.

  В действительности bourgeois - это всего лишь горожанин, и традиционно так называли всех жителей городов, без различия их социального положения. Городская жизнь динамична, и социальный статус горожанина во многих случаях неоднократно меняется даже при его жизни, не говоря уже о жизни городской семьи на протяжении нескольких поколений. Пролетарий, т.е. горожанин, не обладающий собственностью - это, в общем-то, переходный тип. Иногда это горожанин в первом поколении, иногда - человек, потерявший своё дело или по каким-то причинам не желающий его начинать, но в целом нет никаких оснований считать пролетариат "классом", а людей, пытающихся организовать борьбу "пролетариата" с "буржуазией" - выразителями "класcовых интересов". Последних куда правильнее рассматривать в качестве обычных социопатов, не принимающих нормы жизни общества.
 
 Люди - существа подражательные, и в норме представители низших социальных групп отнюдь не ведут борьбу против высших, но, напротив, пытаются по мере возможности перенять их образ жизни, культуру и воззрения.  Это очень хорошо видно на достаточно длинных отрезках времени. Сегодня в западных странах большинство населения ведёт тот образ жизни, который 100 лет назад был характерен для высших социальных групп - с удовольствием потребляет, путешествует, признаёт либеральные ценности. Ощутимый рост уровня жизни людей начался ещё до Первой мировой, в belle epoque, и естественно, продолжился после её окончания. Пролетариат в марксистском понимании практически исчез, и для описания текущих социальных процессов многим авторам пришлось вводить дополнительную терминологию.
 
 Тойнби заговорил о пролетариате внутреннем и внешнем, Макс Вебер начал различать два вида буржуазии, Валлерстайн увидел в буржуазии динамично развивающийся феномен... Но это было уже не про нашу честь. Отечественнaя история развивалась по другому сценарию.

  Русских буржуа просто убили (напомню, что уже в годы гражданской войны население обеих столиц сократилось вдвое, и это было только начало). Их имя постарались опорочить. Само понятие "мещанин" вывели из оборота. В результате сегодняшние СМИ и массовая культура интересуются какими угодно социальными типами соотечественников - крестьянами, интеллигентами, уголовниками, снова крестьянами, опять уголовниками и, конечно же, "силовиками". В фокусе их внимания нет только одного типа - мещан, составляющих квалифицированное большинство населения страны. Потому что потомки крестьян, переeхавших в города - это, конечно же, мещане.

  Pечь идёт о группе со своим образом жизни, со своей культурой и своими интересами. Причём преемственность c дореволюционным сословием у нынешнего мещанства довольно условна, его самоидентификация крайне размыта, культура эклектична и груба, а интересы плохо осознаны.

  Поскольку речь идёт о большинстве народа, такое положение вещей противоестественно.

 Однако ещё противоестественнее противопоставление мещанам интеллигенции. Интеллигенция - это не что иное, как часть мещанства, занятая интеллектуальным трудом. В нормальных условиях это верхняя часть мещанства, иногда занимающая самую вершину социальной пирамиды. Я писал в своё время, что в Богемии интеллигенция де-факто играет роль аристократии http://bohemicus.livejournal.com/48047.html Это особенность чешской истории. Аристократия в этой стране всегда была немногочисленна, к тому же в значительной степени состояла из немцев и онемеченных славян. Оказавшись в двух мировых войнах на стороне поражённых, многие богемские аристократы утратили свои позиции. При первой же возможности их позиции заняли интеллигенты. Какие позиции заняла постсоветская интеллигенция, вы сами прекрасно знаете.

  Сравнение российских реалий с чешскими всегда осмысленно. Oно сразу же показывает несостоятельность множества навязываемых русским мифов -  о загадочной славянской душе, исторической предрасположенности к деспотизму, вековом засильи иноземцев, особой продажности православной церкви и всём прочем в духе "где уж нам, дуракам, чай пить". Многое из того, что говорится о России, можно сказать и о Чехии. Славянский народ, жил под управлением "немецкой" династии (как будто у династии может быть национальность), почти сто лет назад утратил монархию (построенную на союзе трона и алтаря), пережил коммунистическую диктатуру. Причём социализм как экономическая формация носил здесь вполне советский характер (скажем, сельское хозяйство в Чехословакии прошло через сплошную коллективизацию). А уж какой вождь был у чешских красных! Ленин и Сталин в одном флаконе. Двойное эпигонство Готтвальда длилось всю его жизнь и достигло апогея в момент смерти. Человек дошёл в подражании обоим товарищам до того, что умер от сифилиса в марте 53-го. На редкость завершённый образ.

  Но как только коммунистический мираж расcеялся, оказалось, что старая добрая Богемия никуда не делась. Она насквозь буржуазна по культуре и по духу. Причём буржуазии в марксистском смысле слова тут очень мало. Чехи в большинстве своём не склонны к предпринимательству (в отличие, например от поляков). Но эта страна - воплощение мещанского образа жизни и образа мыслей. Буржуазность свойственна её жителям вне зависимости от их рода занятий.

  Согласно всем известным мне исследованиям, для абсолютного большинства чехов важнее всего в жизни семья (для 93% она "важна", для 74 % "очень важна"). Другая ключевая мещанская ценность - труд ("важен" для 88%, "очень важен" для 55%). Совершенно мещанской можно считать и такую трудноуловимую ценность, как "приятная жизнь" (важна для 85% чехов).

  Политика - на последнем месте среди богемских ценностей  ("важна" для 22% , очень важна" для 6%).

  Это ценности адекватной мещанской нации, не позволившей заморочить себе голову химерами. А если заглянуть в чешскую википедию, то там обнаружится адекватное определение самого термина "Měšťanstvo". Благо, слово это в чешском языке тождественно русскому:

  "Мещанство или буржуазия (от фр. bourgeoisie) - обозначение социального слоя мещан или полноправных жителей городов." И никаких марксистских изысков. Баловаться марксизмом могут себе позволить в Западной Европе. В Восточной видели его реализацию на практике, поэтому держатся от марксистов подальше.

  Это всё, что я хотел сказать по существу. Но пост на этом не закончен.

  Я считаю не лишним объяснить, почему я его написал. Намедни одна дама из советских интеллигентов принялась попрекать меня мещанством. И не она одна. У советских людей это более или менее стандартная реакция на мой журнал. Кто такой я, они с грехом пополам понимают.  Я действительно русский мещанин. Живу, как русский мещанин, пишу, как русский мещанин. Русский бюргер из Богемии, если уж быть точным.

  Но кто такие они сами, понять не могут. Ведь все они тоже принадлежат к мещанскому сословию. Цена сословной дезориентации очевидна. Я заглянул в журнал к даме и увидел там  литературные опыты, перемежаемые жалобами на то, что полицейские применяют физическую силу против женщин, участвующих в митингаx протеста против чего-то-там-такого. Xроникa социального проигрыша.


Tags: bohemia, cogito, russia
2
Опыты съ жалобами хоть интересные?

Хоть мне и не хочется быть суровым к даме, её жалобы и опыты отнюдь не показались мне интересными. Впрочем, можете ознакомиться http://helenova.livejournal.com/
Это, случаем, не Xena_282 обиделась на Вас, Богемикус?

Пост хороший. "Я сам большой, я мещанин". Нам, русским, всё Горький нагадил со своими пиэсами...

Про Готтвальда ужасно весело пишете.
Только ли мещанин Пешков (Горький)? Пожалуй, что это "осуждение мещанства", с вкладыванием в сословный термин некоего особого культурно-нравственного смысла, началось поранее, с годов 60-х.
Я про "Мещан". А так, конечно, вспомнились нигилисты с сальными волосами и лицемерным щеголяньем грязью и дырами в одежде.
Нет, это была другая дама http://bohemicus.livejournal.com/56724.html?thread=2668948#t2668948

Нет, это была другая дама http://bohemicus.livejournal.com/56724.html?thread=2668948#t2668948

Официальные биографы Готвальда писали о нём куда веселее. Согласно его канониоческой биографии, в молодости Готвальд был беден, но любознателен. Когда другие товарищи после работы шли пить пиво, он брал труды классиков марксизма и читал их, стоя под светом уличного фонаря, потому что не имел средств на приобретение свечи или лампочки...

В 2005 году чешское телевидение проводило анкету "Величайший чех" (аналог российского проекта "Имя России"). По результатам голосования зрителей Готвальд занял 92 место. Параллельно шёл конкурс "Величайший подлец". Эту анкету Готвальд выиграл (с заметным отрывом от конкурентов).
Посмотрела. "Цирк и блюз" - отличный пост, как-то я его проворонила раньше. Разумеется, советские взбесились.

От дамочки "Красной Москвой" несет за версту.

Кстати, легенда о Готтвальде-страстном чтеце перекликается с легендой о Горьком: "читал ночью на чердаке при свете луны, отразив его крышкой кастрюли", или чем уж там Алексей Максимович отражал лунный свет.
Было б на самом деле любопытно взять среднее советское городское домохозяйство образца, скажем 1975 года (квартира, дача, автомобиль "Москвич") и сравнить его, в смысле мещанства и буржуазности, с домохозяйством западным, где наверное квартира пошикарнее, но зато находится "в залоге" у банка.

Во-всяком случае прожив сорок лет, двадцать из которых при европейско-англосаксонских ценностях всяческого разлива, я как-то совершенно случайно обнаружил, что самым моим большим именеем является двухкомнатная советская социалистическая квартира (понятно, я лузер и т.д.)

Скажем прямо: спасибо дорогому товарищу Леониду Ильичу за мою счастливую бюргерскую зрелость. Птому как благодарность благодетелю есть несомненная мещанская добродетель.
Не забудьте также поблагодарить дорого Бориса Николаевича и Егора Тимуровича, которые подарили Вам государственную квартиру, сделав ее таким образом Вашим "единственным имением". Не было бы их, не было бы и никакого имения.
У меня хранится свидетельство БТИ о собственности на жилплощадь выданое моей матушке датированое 1989 годом. Егор Тимурович тогда журналом "Коммунист" заведовал.
Приватизации тогда и в помине не было. Скорее всего, это просто план БТИ датирован. Приватизация квартир - это 1992 г.
Спрвка. Выдана Ф.И.О о том, что кв. по адресу, такая-то, такая-то находится в собственности... Основание: пай ЖСК выплачен полностью.
Вот ведь знаток. Я эту справку наизусть выучил когда право собствености переоформлял. Советская Власть, кстати, в этом смысле отличалась куда меньшим уровнем бюрократии и сопутствующих поборов.
Это другое - ЖСК, т.е. на собственные деньги построенное жильё. Ещё бы не считать его собственностью даже коммунистам! А речь идёт о том, что ВСЕ квартиры (кроме ведомственных) могли стать собственностью проживающих в них - это и была гайдаровская приватизация жилья.
С моей мещанской точки зрения моя семья как владела квартирой с 1975 года, так и владеет поныне, и я не припоминаю, что б Советская Власть как-то на этот объективный факт мироздания покушалась.
Вам повезло, а было много случаев, когда выселяли, или подселяли. И в любом случае, никаких ГАРАНТИЙ, никаких бумаг, подтверждающих права, кроме каких-то справок о предоставлении и проживании опред. числа лиц, которые давались "ответственному квартиросъёмщику". Т.е. юридически сов. люди нанимали жильё у гос-ва, без обязывающих гарантий со стороны последнего. В лучшем положении были члены ЖСК, заплатившие за строительство, их можно назвать квазисобственниками, хотя, как меня поправили, официально собственниками они стали лишь в 1990 г., при условии полной выплаченности пая. Мещанство, буржуазии - это чёткие права собственности, это торжество закона и способность себя юридически защитить. Без этого - советское фу-фу.
Помнится, моимъ родителямъ развестись пришлось, чтобъ ихъ двухкомнатную кооперативную квартиру съ полностью выплаченнымъ паемъ не обм=няли на однокомнатную.

Кому принадлежит дом, 75% стоимости которого находятся в залоге у банка?
Как это рассматривает закон. В одном случае права собственников квартире как-то защищаются и страхуются, в других - нет. Но это сюжет - из нормальной жизни, а не из советской перверсии.
так и запишем: "чёткие права собственности" не позволяют Энцелю однозначно решить вопрос о собственности на дом, часть которого находится в залоге.
Это частный правовой вопрос, ответ на который, без сомнения, вполне чёток в рамках той или иной системы законов. Нужно смотреть конкретные случаи, по странам.
Значит Вашу матушку обманули, т.к. вплоть до июля 1990 года в СССР не существовало право собственности на квартиру. С июля 1990 года вступил в силу закон о возможности получения права собственности на кооперативную квартиру, и только если пай за нее был полностью выплачен. До этого момента никакой собственности на квартиру у советских граждан быть не могло.
"Жопа есть, а слова нет".

советские люди в квартирах жили, распоряжались ими, обменивали и продавали, передавали право владения родственикам. Если это не собственость, то что тогда собственость?
Они ими только могли обмениваться (с доплатой, но неофициально). Продать было нельзя, заложить - нельзя, а вот лишиться - запросто. Никакой собственности не было, была ПРОПИСКА.
определенные обременения на сделки с определенными видами недвижимости - мировая практика, и не советскими придумана

Но отмена собственности - это точно советское ноу-хау. А без права собственности - о каких таких "сделках" можно говорить? Просто полулегальные, теневые махинации, обычное право.
Эдак Вы договоритесь до того, что и секса в СССР не было.
Если что и было в совке, то всегда через ж... :)
Вы ж вроде знаток творчества Д.И.Галковского.

Согласно Дмитрию Евгеньевичу, какой вывод о сексуальных повадках обывателей местности должен сделать разумный наблюдатель, видя многочисленых детей спешащих утром в школу?
Не в последнюю очередь - о вопиющих проблемах с контрацептивами, что и было в совке.

Но мы уклонились от фундаментального квартиного вопроса, который по слову классика, испортил москвичей - и не их одних. Я, хоть и прожил изрядно в совке, успел забыть о главном - о жилищной норме, т.е. о "жилплощади", полагающейся на одного проживающего (были и "льготы", на учёную степень, например). Но если одни никак не могли добиться предоставления им полагающейся по нормативам "жилплощади", то другие страдали от вселения посторонних при смерти или "выписке" из квартиры кого-то из прежних жителей. Вот он, реальный совок. Как-то уже забывается. а помнить-то следует.
Мой личный опыт таков: мой папа, окончив географический факультет МГУ на 2 года отправился на Ямал, разведывать недра Газпрома. Двух лет вполне хватило на покупку кооперативной квартиры, где мое семейство отчасти счастливо живет и доныне.

Думаю, наш современник. Москвич 24 лет о таком раскладе и мечтать не может. Я уж не говорю о каких-нибудь американцах.
Но самый оригинальный советский вклад в "квартирный вопрос" это, без сомнения, коммуналка. Вот это да! Не всякий и поймёт уже сегодня, что сие означало. А сколько десятков, если не сотен, миллионов советских людей через это чудо прошли! Вот где мастерская по выделке совка!
Весьма приличное число американев в возрасте от 20 до 30 лет живут именно в коммуналках, о чем снят замечательный сериал "Друзья".
Точно! Один к одному! :)
Смех смехом, а в попробуйте найти 10 отличий именно с обывательской точки зрения. Я 3 года будучи студентом так жил. Уверяю Вас - ничего хорошего, особенно в части пользования общей кухней и туалетом. "опять Джон не помыл посуду и прочитал все газеты с гвоздика".

Если бытовые сопоставления с даекой Америкой для Вас сложноваты, можно рассмотреть реалии быта семейства чиновника Мармеладова. На мой, опять-таки обывательский взгляд - классическая дистилированая коммуналка. Я б так жить не зотел бы.
Вы, видимо, так до сих пор и не поняли, что в Совке не было рынка жилья в точном смысле слова. Люди не могли просто снять квартиру по карману, быстро его оставить, снять другую, переехать в другой город и т.д., что было и есть нормой во всех нормальных странах, будь то старая Россия или нынешняя Америка. Хочешь живи, не хочешь - ищи другое, больше зарабатывай, меняй свою жизнь. В Совке была ПРОПИСКА. Что-то снять было можно, но трудно и нелегально. В массе своей люди жили там, где им предписывало жить гос-во, и не дёргались.
Вот и я говорю: рынка не было, а жилье было.
Родители ждали квартиру всего ничего с 1977 по 1994 год :) Ясное дело, совка тогда уже не было, но институт, где работала мама, дал ей двухкомнатную квартирку на троих. Вот так.
Скромно замечу, что обывателя-горожанина РЫНОК и ПРОПИСКА особенно не волнуют. Необходимость регистрации досаждает бродягам. Обывателю же как-то ближе булошные-молошные и протчая скучная повседневщина.
Вы путаете советскую прописку с регистрацией. Советский человек не был свободен в том числе и потому, что отсутствовал свободный рынок жилья. Сначала требовалось устроиться на работу, а потом давали уже прописку, с которой можно было как-то существовать дальше. В этом отношении советский человек и обывателем-то считаться не мог, он был всё время к чему-то приписан, от кого-то зависел. Обыватель же это именно свободный агент рыночных отношений, их бенефициар.
"Свободный рынок жилья" это противоречивый и неестественный словесный урод. Рынок зарегулирован взаимным согласием участников, иначе это джунги. Если двое добровольно что-то меняют, а жильё в Союзе меняли, то это и есть рынок. Свобода же вообще понятие размытое, и требует разъяснений.
(Свободный) рынок жилья это когда человек свободно выбирает себе то, что он хочет в соответствии со своими возможностями, а не "меняется" не принадлежащим ему жильём, как это было при совке. В этом смысле в РФ ещё нет полноценного рынка жилья. Он возникнет, когда появится большой слой домовладельцев, сдающих свои дома и квартиры в них, когда будут строиться частные дома именно с этой целью.
Что, по-вашему, свобода, Энцель? Без Вашего "запротоколированного" пояснения этого термина Ваши построения работают на лично Вашу точку зрения, а не на правду. Обыватель, в общем, свободен или является рабом похлеще зэка?
вы объясняете это человеку который на вопрос "Вам шашечки или ехать?" ответит
"Шашечки! Только шашечки, причем одного единственного оттенка".

Самый натуральный, типичнейший, классический совок, из гонявшихся за "фирмОй", и носящий джинсы облепленные лейблами, с картонками болтающимися на веревочке. Как в застойные времена наслушался дифирамбов капитализьму, так посейчас их и поет.
Обидно за Дмитрия Евгеньевича.

Человек все силы души на мастер-классы по обличению советских тратит, с огоньком и энтузиазмом, а а евойные клевреты неспособны ни на что, кроме унылого "не было рынка жилья". Стыд и срам.

Богемикус, впрочем, еще ничего так, в каждом третьем абзаце можно отыскать пару забавных эскапад и дидактических моментов. На твердую четверку.
Он дал бы возможность Вашему отцу съездить на Ямал еще на 2 года и поменять квартирку на куда как бОльшую.

Но - не было.

Второе. Всякие ЖЭКи, председатели кооперативов и прочая зОсрань куда меньше власти имеет.

Хотя в целом, конечно, для человека, которому цена квартиры неподъемна, "рынок жилья" по большому счету нафиг не нужен.
Я жил и в коммуналке и аля "Друзья". Ну не 10, но всё же:
1. Американцы с 20 до 30 - советские люди до самой смерти.
2. В "Друзьях" на двух человек - гостиная-кухня, ванная-туалет и у каждого(!) своя комната. В коммуналке, где жил я - на 6 семей кухня, ванная, туалет. Одна комната на семью, впрочем у нас она была разгорожена на 2 комнатушки и прихожую.
3. В США(или сейчас в России) - люди договариваются жить вместе и в случае проблем легко разъезжаются. Комнату в коммуналке давали и найти управу на соседей было невозможно.

Deleted comment

Ну как тут не полюбить Советскую Власть?

Папа занимался полезным делом, параллельно писал диссертацию про всякие отложения мезозойские, на медведей охотился.

А Вы, в качестве жизненного пути предлагаете - ассенизатор да перегонщик.

Ну, японский городовой...
То есть вы неподумавши назвали две профессии с низкими зарплатами и утверждаете, что зарабатывая 25 тысяч можно заработать на квартиру?
Вам же уже объяснили, что согласно советским законам, человек в совке не мог "заработать на квартиру". Была лишь возможность (не у многих) получить квартиру во временное пользование. Это продолжалось вплоть до того времени пока не начался переход к рыночной экономике в конце 1980-х, т.е. суть отказа от советской системы. До этого времени кооперативную квартиру даже нельзя было завещать детям.

Deleted comment

25тр это высокая зарплата, позволяющая купить квартиру?
"Эдак Вы договоритесь до того, что и секса в СССР не было." - Вы путаете секс и супружеские отношения. Секс - это, выражаясь научным языком, эротическая культура общества. В СССР она практически была нулевая. Супружеские же отношения могут быть и не окрашенными в эротические тона.
Кооперативные квартиры до конца 1980-х нельзя было ни продавать, ни подарить, они также не могли переходить по наследству. О какой собственность Вы вообще говорите?

Deleted comment

Вопрос на засыпку: сколько "разрешений от государства", а так же от третьих лиц, нужно при покупке продаже недвижимости в США.

я, правда точного ответа не знаю, но к понедельнику уточню.
\\Вопрос на засыпку: сколько "разрешений от государства", а так же от
\\третьих лиц, нужно при покупке продаже недвижимости в США.

Ответ без подготовки - много. Много условий может возникнуть, и это обусловлено необычайно широкой возможностью трактовок и вариантами использования собственностей. Это не "хорошо или плохо", это просто вот такие законы и подзаконные акты могут случиться в данной юрисдикции. Отсюда и полчища лойеров в развитых демократиях, чем изощреннее демократия, тем тучнее лойеры.

Пример 1. Человек купил шикарную квартиру в шикарном доме. Но не удосужился поинтересоваться, можно ли держать собак данной породы владельцам квартир в этом доме. Если "нельзя", то надо либо избавляться от собаки, либо от квартиры, и искать другое жилье.

Пример 2. Вы покупаете дом, чтобы заниматься частной практикой на дому; "разрешений от государства", а так же от третьих лиц, нужных при покупке продаже подобной недвижимости может понадобиться масса (ну представьте, что вы хотите открыть на дому небольшую скотобойню) ... и тп
Шёл сифилитик. Выхаркнул леденец. Почти новый. Поднять его с тротуара, продизенфицировать, да и отдать дочурке: соси, детка. Чего здесь такого? Если леденец продизенфицирован хорошо, а о происхождении леденца дочурка не догадывается? Пусть грызёт с причмоком, радуется папкиному подарку.

Это точка зрения коммуниста. Главное леденец, остальное "предрассудки". Мне так один жижит и сказал. Я ему, что бедная мать чернобыльскую сгущёнку в дом приносила, а он: "Так а в чём дело? Если она проверена счётчиком Гейгера, какие вопросы-то?" Ему это показалось АРГУМЕНТОМ. "Спирохет нет - леденец есть".
Вот интересно, кто из нас советский?

Вы ведь дословно, вплоть до интонаций, воспроизводите риторику инструктора райкома комсомола по иделогической работе:

"Вот тут некоторые говорят, что джаз - это просто музыка (варианты: генетика - просто наука, жевачка - просто еда, джинсы - просто одежда)

А Вы подумайте: Шёл сифилитик. Выхаркнул леденец. Почти новый. Поднять его с тротуара, продизенфицировать, да и отдать дочурке: соси, детка. Чего здесь такого? Если леденец продизенфицирован хорошо, а о происхождении леденца дочурка не догадывается? Пусть грызёт с причмоком, радуется папкиному подарку....и т.д. по тексту"


Да нет, просто вспомнилось. Мог и из другого классика вспомнить что-нибудь, зависит от ситуации.

Просто опостылели аргументы в духе "Ну да, де юре мы рабы, так ничего страшного, зато сытые и устроенные. Лучше сытым рабом, чем голодным на свободе, как у буржуев бывает".
Вы правы. Но выплаченность пая что-то всё же значила - или нет? - по сравнению с живущими в простом муниципальном жилье?
Вот тут есть кое-что http://www.zonazakona.ru/law/comments/221/

"В указанный период (с 1988 по 1990 )о переходе в порядке наследования права на кооперативные квартиры не было и речи. Члены кооператива не имели права собственности на квартиры независимо от того, выплачен ли полностью паевой взнос или нет. Вместе с тем с фактом полной выплаты паевого взноса связывалось возникновение у члена кооператива права по своему усмотрению передавать квартиру родственникам или иным лицам по соглашению между ними, но при выполнении ряда условий"
Появлялось также право передачи пая по наследству одному из наследников.

Леонид Ильич лично построил?
Готов сказать большое спасибо каждому кто приложил руку или имел отношение.

Уверен, что подавляющее большинство принимавших участие в этом нужном и полезном начинании били хорошими советскими людьми, комсомольцами, коммунистами и беспартийными.

Качество жилья - превосходное, Спасибо, товарищи!
Вы допускаете сразу несколько ошибок.

1. Упоминать автомобили не стоит. Их количество на душу населения было в СССР смехотворным. А уж если люди начнут вспоминать обстоятельства и способы их приобретения, все эти очереди и т.п. прелести, то кто-нибудь может разозлиться и сказать Вам грубое слово.

2. Называть существующую ныне в РФ систему имеющей какое-то отношение к европейско-англосаксонском ценностям тем более не стоит. Вдруг кто-нибудь читает ЖЖ во время еды. Прочтя такое, человек может поперхнуться и даже умереть. Смерть его будет на Вашей совести.

3. Благодарить некоего Леонида Ильича за кооперативную квартиру, заработанную и купленную за свои деньги Вашими родителями, ни в коем случае не стоит (если только Вашего отца не звали Леониод Ильич). Мещанская добродетель в данном случае состоит в благодарности членам своей семьи, а не чучелу, выставлявшемуся два раза в год на мавзолей.
1) Скажем так: наличие машины в домохозяйстве - вполне статистически значимая величина. Не 99%, как в сша - но, думаю процентов 10-15 набегало - не меньше чем мещан в Российской Империи.

2) Я имел возможность поработать-поучиться не только в России, но так же в Европе и в США - поэтому моя точка зрения на предмет весьма космополитична.

3) За квартиру может и не стоит, а вот за то, что для молодого человека была общественно приемлемая возможность решить свою жилищную проблему, параллельно написав кандидатскую диссертацию - тут роль Леонида Ильича не надо недооценивать.
1) как уже неоднократно говорилось, машина-автомобиль -- это не только тачанка с четырьмя колесами, но и автосервис, сеть заправок, рынок автозапчастей. ничего этого не было.

3) "для молодого человека была общественно приемлемая возможность решить свою жилищную проблему, параллельно написав кандидатскую диссертацию". да чего уж там. "накопил и купил". и автомобиль, и кандидатскую.
ну так Леонида ильича 95% тру-марксистов считают гадом и предателем.
Маленькие уточнения, если позволите. Мещане в России - сословие. В городах, кроме мещан, жили и представители всех прочих сословий: дворяне, духовенство, купечество, крестьяне, почётные граждане, потомки чиновников и офицеров. В то же время мещане могли жить и не в городах, быть сельскими жителями, землевладельцами. Т.е. реально городское население и мещанское сословие не совпадали, городское население превосходило численность мещанского сословия. Что касается убыли населения в крупных городах во время р-ции, то она была ещё большей, особенно в Петербурге, население которого уменьшилось к 1920 г. в 3,5 раза против дорев.! Конечно, погром городской культуры, буржуазии, "буржуев" выражался не только в этих цифрах, но и они сами по себе более чем красноречивы.
P.S. Да, и куда более существенное уточнение. Практически все евреи РИ были записаны мещанами - а это, как понимаете, статья особая :). В городах же - особенно столицах, - помимо русского населения, жило немало иностранцев - тоже носителей и пропагандистов буржуазности.
Да, конечно. Духовенство и сейчас можно считать отличным от мещан сословием, а в то время было много переходных типов (скажем, были люди, которые на несколько месяцев в году нанимались рабочими в городах, при том что их семьи продолжали жить в деревнях и т.п.).

Об убыли населения столиц я писал по памяти. Если оно сократилось не в 2, а в 3,5 раза, значит, всё было ещё хуже, причём намного.
Ещё один русский мещанин за границей, Щукин напечатал недавно статью о Помяловском, но с большим и, по-моему, неуместным пафосом. Там много "Вашего", хотя и не всё (из-за пафоса, гл.о-зом).

"... в целом нет никаких оснований считать пролетариат "классом", а людей, пытающихся организовать борьбу "пролетариата" с "буржуазией" - выразителями "класcовых интересов". Последних куда правильнее рассматривать в качестве обычных социопатов, не принимающих нормы жизни общества". Причём эти последние социопаты никогда к пролетариату не принадлежат и выражают всегда чужое классовое сознание: "Мой дорогой Леон (Блюм), не понимаю, как Вы можете проповедовать столь прогрессивные идеи, не раздавая собственное состояние!" (Блюм был миллионер: в этом что-то есть, в том, что левые идеи всегда проповедуют люди, по меньшей мере, достаточные. То ли от скуки, то ли от тоски по власти.)
Насколько я понимаю, Помяловский - это автор "Очерков бурсы", но кто такой Щукин, я сообразить не могу.

Замечание о социопатах интересно и в целом справедливо, но требует такого развёрнутого ответа, что он превзошёл бы размерами корневой пост.
Щукин пишет о русской литературе. Если не ошибаюсь, он сейчас в Кракове работает. Он написал статью о двух повестях начала 60-х, по-моему: "Мещанское счастье" и "Молотов". У него (у Щукина) вроде бы в русле старой (аристократической и интеллигентской) традиции презрения к мещанству, но он тоже пытается оправдать горожан. По-другому, не так, как у Вас, конечно. Там скорее мещанство толкуется как городское крестьянство, а интеллигенция, которая не хочет быть мещанской, как люди, уклоняющиеся от своей судьбы и главной задачи (просвещения городской массы). Но пересечение есть в этом предпочтении городской (=европейской) жизни как единственно нормальной.
Спасибо.
Не за что.:)

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=314&Itemid=52

Сработает ли ссылка, не знаю.
sic!

Насколько же все-таки коннотации в нашем обыденном языке значат больше, чем собственно смысл слова! И ведь наше все мещанином себя называл, а у меня до сих пор язык не поворачивается.

Та французская строка, на которую нужно кликнуть, чтобы попасть по кат, принадлежит Беранже:

Je suis vilain et très vilain,
Je suis vilain, vilain, vilain, vilain.

(Я простолюдин и совсем простолюдин,
Я простолюдин, простолюдин, простолюдин, простолюдин.)

Эти слова Наше Всё испльзовал в качестве эпиграфа к черновому варианту "Моей родословной". Более прозрачного намёка на это стихотворение я себе не позволил :)
Кстати, про Готтвальда. У меня от давней-предавней поездки ещё в Чехословакию остался небольшой красный коврик-половичок с портретом Клима и каким-то его лозунгом - премещанская, доложу Вам, вещица!:)
Кто теперь спит на этом коврике, кот или пёс?
Видимо, мыши, ибо давно сослан на дачу. А вообще, сам по себе факт любопытный, дающий характеристику чешских нравов в гусаковскую эпоху (это был 1981 г.): может он и не половичок по замыслу, но маленький и вполне к тому подходящий. Нашей студенческой группе их подарили при посещении какой-то ковровой фабрики. Может, в широкую продажу и не шли, но для узкого круга делали, в том числе и для дорогих советских братьев. Как-то я не представляю, чтобы у нас такие коврики выпускали с Лениным-Сталиным в 70-80-е.
Вам надо было зайти в Союз писателей на Поварскую, 52 (Дом Ростовых). Там на первом этаже висят гобелены и коврики с фейсами отцов соцреализма. Есенин похож на туркмена, например...

Там располагалось Содружество пис.союзов СНГ во главе с нацменом Пулатовым - такой дастарханный колорит.
В 1987 году я ещё видел в Праге один неброский памятник Сталину. Кажется, он был последним в Восточной Европе.
Цена сословной - и этнической, я бы добавил - дезориентации. Как всегда, спасибо за отличный пост!
Спасибо.

Хотя я не уверен, что под углом зрения именно этого поста этническая принадлежность играет существенную роль. Татарский буржуа практически ничем не отличается от русского. И голову ему в советское время морочили точно так же.
мещан не сколько убили, сколько разорили, отобрав всё, впрочем как и у всех кроме "социально близких" большевикам - люмпенов и уголовников
Один из моих любимых постов у Галковского - "Белый Беляев" http://galkovsky.livejournal.com/163676.html Мне он напомнил некоторые обстоятельства жизни моих собственных предков. Лучше и точнее о выживании русских горожан в раннем СССР не сказал никто.
Чехи были онемечены до крайности. Во времена Австро-Венгрии на немецком говорило практически все население. Германия была со всех сторон. Чешский язык в Чехию вернули насильственно, введя его в качестве официального языка после образования Чехословакии. Но немецкая ментальность осталась.
(с любопытством глядя поверх очков): Вы надеетесь просветить МЕНЯ насчёт чешской ментальности и истории?
Могу вам сообщить вам нюанс, который вы, возможно, не знаете. Когда сионисты в Палестине делали из иврита живой разговорный язык (до этого это был язык только религии и религиозных обрядов и молитв) за образец они взяли именно процесс переход с немецкого на чешский, который был проведен в Чехословакии после распада Австро-Венгрии. Впрочем, конечно, это факт истории Чехии
(тяжело вздохнув): И кто же запустил в оборот такие сведения...

Безусловное преобладание немецкого в богемских городах - это XVIII век. Хотя в деревнях по-чешски говорили и тогда. После отмены крепостного права чехи стали селиться в городах, и их интересы начали учитываться.

Первое надгробие с надписью на чешском языке появилось на Ольшанском кладбище в Праге в 1800. С 1816 чешский преподавался в школах на факультативной основе.

В 1848 году произошло уравнение чешского в правах с немецким.

Начиная с 1880 года органы государственного управления Цислейтании должны были отвечать гражданам на их родном языке (т.е. в Богемии - на чешском).

В 1897 даже была предпринята попытка перевести на чешский внутренюю документацию государственных учреждений (языковая реформа Бадени), но это привело к массовым протестам со стороны немцев (части немецкоязычных чиновников реформа грозила потерей работы), что вызвало падение правительства Бадени и отмену реформы.

В любом случае, ситуация всеобщего двуязычия прослеживается где-то с середины XIX века. Сохранялось оно и позже. А на чехословацких банкнотах были надписи на шести языках.

А некоторые забавные подробности процесса я излагал здесь: http://bohemicus.livejournal.com/21219.html
Всё правильно.
За одним "но" - в западном понятии в России почти нет городов.
Писал не так давно об этом:

"Официальный уровень урбанизации в 73-75% явно завышен. Так, только в европейской части насчитывается 135 городов с численностью населения менее 12 тысяч – порог людности городов, установленный законодательно, на них приходится 15,8% от общего числа городского населения. В 16 «городах» население вообще было менее 5 тысяч (Плёс, Горбатов и т.д.), антирекордсмены среди них – «города» Чекалин и Высоцк, с 1 и 1,2 тысячами жителей соответственно.

Учитывая только эти показатели, уровень урбанизированности РФ должен быть отброшен до 58-60%.

Но и большинство остальных городов по западным меркам не являются таковыми. Авторы приводят пример моногородов. Например, город Копейск (73 тысячи жителей) в Челябинской области представляет собой конгломерат посёлков числом 22; город протянулся на 55 километров.

В 1996 году немецкий институт страноведения исследовал российские города. По принятым в Германии критериям, городами в России были признаны только 5 населённых пунктов: Москва, Тольятти, атомграды Сосновый Бор и Десногорск, Нерюнгри (в Якутии). 5 «европейских городов» на всю Россию!

С некоторой натяжкой, по немецким меркам, к городам можно также было отнести ещё 46 российских населённых пунктов (в т.ч. и Санкт-Петербург; больше половины этого списка – нефтедобывающие города, вплоть до самых «экзотических», типа Жирновска в Волгоградской области).

Согласно мониторингу немецкого института страноведения, 36% российских городов (в них проживало около 26% населения РФ) ни по каким критериям не могли быть отнесены к городам в западном понимании.

Таким образом, в западном понимании уровень урбанизации в России снижается вообще до 47-49%".
http://ttolk.ru/?p=5064

Потому и в западном понимании мещан/буржуазии до сих пор в России мало.
Это и ответ на ваш вопрос - почему нет мещан во власти или силы, отражающей их интересы (что-нибудь по типу германской ХДС/ХСС).
Вопрос не в числе жителей, а в качестве среды. Немецкие деревни - все "города", а многие наши "райцентры" - деревни.
ну вот Копейск или какой-нибудь там Златоуст - вам и среда.
У российских городов не было магдебургского права, потому и западные оценки не применимы.

Да, и в приведённом отрывке ясно указано: по немецким меркам в середине 1990-х в России было 5 европейских городов и 46 - с натяжкой (полуевропейских; наверное, это что-то типа Турции или Алжира).
Некоторые русские города знали нечто подобное Магдебургскому праву, но это было давно и в основном на Северо-Западе. Однако с 1785 г. повсюду в РИ существовало реальное городское самоуправление, вплоть до б-ков. После десятилетий советской власти всякие сравнения с Европой поэтому некорректны. Если нет местного самоуправления, основанного на институте частной собственности, то о каких городах может идти речь?
Плучается, что тольяттинцы более горожане, чем петроградцы или новосибирцы?
Это очень льстит, но сильно удивляет. Тем более, там большинство горожан только во 1-3 поколении по большинству родовых линий, вековой городской закваски нет.
Очень странная статистика.
Плучается, что тольяттинцы более горожане, чем петроградцы или новосибирцы?

Таляти - большая деревня.
Во всяком случае - Автозаводский р.-н.
До недавнего времени он вообще делился штук на надцать посёлков.
"Ты из какого квартала?" - классический был вопрос молодёжи. ;)
Второй город Австрии - Грац - очень крупный! - цельных 250тыс.жителей. Это Мариуполь (Донецкая область), или Макеевка - пригород Донецка, которые и городами-то никто толком не считает. Число жителей - это крайне условное понятие. Гораздо важнее плотность заселения и развитость инфраструктуры. Да и конкретных критериев "городскости" толком нет - достаточно разнобой по этому поводу.
"Официальный уровень урбанизации в 73-75% явно завышен. Так, только в европейской части насчитывается 135 городов с численностью населения менее 12 тысяч – порог людности городов, установленный законодательно

Авот ынтересно - сколько, в таком случае, имеется городов в самой "Эуропе"?
Если там "великие города" типа Лейпцига, Мальме, Дрездена - не более полу-ляма народу?

Например, город Копейск (73 тысячи жителей) в Челябинской области представляет собой конгломерат посёлков числом 22; город протянулся на 55 километров.

А Таляти протянулся на тридцатник.

В 1996 году немецкий институт страноведения исследовал российские города. По принятым в Германии критериям, городами в России были признаны только 5 населённых пунктов: Москва, Тольятти, атомграды Сосновый Бор и Десногорск, Нерюнгри (в Якутии). 5 «европейских городов» на всю Россию!

Гы. Гы. Гы.
А критерии это самой "городничести" германцы не привели?
Не, ну конечно, как я понемацу - в Челябу их не пустиле, а в Свердловск Ё-бург они сами поехать забоялись.

P.S. Мещане, такие мещане. "И почему нас никто за людей не считает. Хнык-хнык-хнык."
Немецкий институт страноведения отличается завидным чувством юмора. Исследование, результаты которого ставят под сомнение городской характер Санкт-Петербурга, само по себе достойно попасть в книгу рекордов Гиннесса. "Самая экстравагантная методика в истории человечества".

Самый маленький населённый пункт в Чехии, обладающий статусом города - Пржебуз в окресе Соколов Карловарского края. В Пржебузе живёт около 80 человек. Наименьший город в мире - Хум в Хорватии. Там обитает, по разным данным, от 17 до 20 человек.

Магдебургского права, насколько я знаю, не было вообще почти нигде за пределами Германии, Польши и Литвы. В Чехии города, пользовавшеся Магдебургским правом, можно перечислить по пальцам.
Истинно бюргерская добродѣтель!:)
///Интеллигенция - это не что иное, как часть мещанства, занятая интеллектуальным трудом.///

Интеллектуальным трудом занимаются ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ - т.е. право собственности на результаты своего труда и право его наследования. Тн интеллигенция таких прав не имеет, она асоциальна. Деклассированные элементы из любой профессии. Поэтому тн интеллигенция всегда РЕАКЦИОННА, голосуны "да-да-нет-да". Тн интеллигенция - миф русского марксизма, рецидив патриархальности и неразвитости общественно-производственных отношений в России, в настоящее время - 100%-ная советскость. Как только (минувшим летом этот механизм уже включили) интнллектуальная собственность будет включена в бухотчётность, тн интеллигенция моментально испарится, станет уделом "городских сумасшедших".
Сам-то термин - домарксистский, польско-русский. Не вижу, почему его нельзя считать эквивалентом слова "интеллектуалы", отбросив все эти марксистско-советские коннотации.
Вас там пускают к компьютеру или мимо санитаров прокрались?
Интеллигенты и интеллектуалы - это стопроцентные синонимы. Их противопоставляние - задумка, от которой гебистскими портянками пахнет. Неужели на эту тухлую идею ещё кто-то ведётся?
Это - советское заблуждение. Вообще-то, водораздел между интеллектуалами и интеллигенцией предельно простой - первых защищает ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ на результаты их интеллектуального труда и ПРАВО ЕГО НАСЛЕДОВАНИЯ, вторые же - голь перекатная, ЛЮБИТЕЛИ. С рынком разделения труда не поспоришь, он всё расставляет по своим местам. Думаю, как раз СОВЕТСКИЕ «гебистские портянки» (как Вы их назвали) кровно заинтересованы низвести эти два понятия до уровня рвотной массы. Не знаю как Вам, а мне всегда было смешно от словосочетании «инженерно-техническая интеллигенция». Или «национальная интеллигенция Туркменистана». Или ещё один советский перл - «творческая интеллигенция». Запросто представляю эту самую итээровскую интеллигенцию, перебирающую гнилую картошку на плодоовощной базе, а вот интеллектуалов - нет, не представляю, нонсенс. Тн интеллигенция - синоним неразвитости рынка труда и незрелость общественно-производственных отношений. Интеллигент - отчуждение интеллектуальной собственности, тотальное огосударствление. Интеллектуал - «неотчуждаемое личностное владение». Этимология слова «социализм» прямо противопоказана интеллектуалам. Кстати, в Европе-то интеллигенции не наблюдается. Надо сбрасывать эту патриархальную коросту, если, конечно, захотим заслужить большего в этом мире. Первыми это расчухали японцы - включили «интеллектуальную собственность» в бухотчётность, и рванули в 50-60 гг. вперёд. В 90-х японский «бухгалтерский подвиг» повторили американцы. За ними подтянулись всякие немцы-шведы-французы. Англичане вообще капитализируют интеллектуальную собственность без амортизации. Вот так интеллектуалы выводят свои нации на лидерские позиции. Ну а наша тн интеллигенция страдает сталинской хернёй, ПОВЯЗАЛИ ПРОШЛЫМ, т.е. она - реакционна по сути.
В развёрнутом виде Ваш тезис вызывает ещё большее удивление, чем в сжатом (и это мягко сказано).

Интеллектуальы (они же интеллигенты) - это люди, зарабатывающие на жизнь интеллектуальным трудом. Сидят себе, пишут монографии по семантике и семиотике. Или комментируют теорему Гёделя о полноте. Или исследуют влияние позднекикладской керамики на раннеминойскую. Или читают лекции о традиционных танцах народа йoруба. Или ищут нейтрино, чья скорость выше скорости света. Или исследуют психологию толпы...

Ну, можно включить их деятельность в бухгалтерию. Попытаться капитализировать "Поэтику Джойса" Умберто Эко, например. И что?
Уважаемый bohemicus, зачем У.Эко капитализировать свою «Поэтику Джойса»? За него это сделал тн рынок, т.е. д р у г и е профессионалы. Интеллектуалы, если хотите. У каждого свой п р е д м е т труда. Только вот савецкую интеллигенцию предмета труда л и ш и л и – «вы ответственны за весь мир». То есть - ответственны «ни за что», лаять по команде - ваша функция, цель укажут. Удобный, надо заметить, канал для всевозможных манипуляций ИЗВНЕ эта самая интеллигенция, не находите? «Интеллигенция» - левацкая терминология, НЛП. Возможно, Вы обратили внимание, что про тн «русскую (дореволюционную) интеллигенцию» запаривались только радикалы. Интеллигенция – вредный галлюциноген. Надо выключить эту дурку. Чем скорее – тем лучше. Тем самым найти эту самую буржуазность - вроде бы таким вопросм Вы озадачились в своём посте.
В русской традиции интеллектуалов принято называть интеллигентами. Так было, так и останется. Вы сами себе морочите голову.
Я спорю с голосами в своей голове? Не смешите. Моя позиция жёстская, о б ъ е к т и в н а я, ни грамма фантазии. Мало того - юридическая, законов - море. Но не у нас, мы только-только приступили к нормализации ситуации. Сугубо буржуазная, кстати, позиция. Критерий один - интеллектуал защищён ПРАВОМ СОБСТВЕННОСТИ на реультаты своего профессионального труда и - мало того - у него есть ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ результатов своей интеллектуальной деятельности. Тн интеллигенция всего этого ЛИШЕНА, самодеятельность.
Отнюдь.
Например, kouzdra - несомненно интеллектуал (по вашему определению), он зарабатывает умственным трудом. Но очень мало кто назовет его интеллигентом (ну и он сам в первую очередь будет возражать, насколько я его знаю).
Куздра - несомненный интеллигент. Если он ведётся на тухлую гебистскую разводку, это не делает ни его менее интеллигентом, ни разводку менее тухлой.
Спорно. Какой же он интеллигент, если ведется на тухлую разводку?

Ну а если всерьез, то смотреть на значение слова в языке лучше не по обсуждениям этого самого значения (а также обсуждениям "судеб российской интеллигенции" и т.п. пафосных речах), а по использованию в совершенно бытовом смысле - какие люди и поступки в обыденной, повседневной речи называют "интеллигентными". Никакие гебистские разводки на живой язык (например, обсуждения общения дачных соседей, и т.п.) повлиять не могут.
И в этом смысле, по моим впечатлениям, в России сейчас это слово значит "порядочный и культурный".

Это свойство в целом присуще тем, кто зарабатывает интеллектуальным трудом, но встречается немло исключений в обе стороны. Скажем, некоторые мои коллеги никоим образом не интеллигентны, а вот мастер, делавший мне в квартире ремонт - безусловно интеллигент.
Xроникa социального проигрыша.

Исчерпывающе.
Надеюсь, что исчерпывающе. Хотя внизу уже подтянулись юродивые, с потреблением борются :)

Deleted comment

Блок, насколько я помню, валял скифско-азиатского дурака по поводу Первой мировой войны. Военная пропаганда и не на такое способнa. Что же касается образов буржуа в литературе, то и на Западе они отнюдь не лучезарны. Если уж речь зашла о Париже, я воспроизведу свой ответ, только что данный другому собседнику:

"До революции подобная коннотация могла быть чьим-то частным мнением. В литературе она встречалась, но по сути это была обычная поза богемы по отношению к социуму. Монмартр, Латинский квартал, весёлые натурщицы, абсент, свобода. "Мы свободные художники, у нас творческий дух и ранимые души, а буржуа требуют с нас денег за комнату". После 1917 года это стало государственной политикой. Как если бы власть захватили панки, готы или ещё кто-нибудь в этом роде. И установили свою идеологию."

Хам - это антипод буржуа.

Тут уместно вспомнить мою любимую иллюстрацию из советского школьного учебника (не помню, за какой класс; а может быть, это была какая-то детская энциклопедия) "У кого руки в порохе - расстрелять" http://www.childrenpedia.org/8/16.files/image007.jpg Когда дело доходит до серьёзного, буржуа разговаривают с хамами именно так. Это разговор без дураков. Но в Париже более убедительной в дискуссии оказалась буржуазия, а в России спор выиграли хамы (почему, вопрос отдельный).
"Но в 1917 году случилось то, что случилось, и люди, взявшие власть, попытались придать гордому слову "мещанин" негативную коннотацию"

мне кажется, что этот процесс начался задолго до революции.

Deleted comment

Это где в русской классике вы такое нашли?
До революции подобная коннотация могла быть чьим-то частным мнением. В литературе она встречалась, но по сути это была обычная поза богемы по отношению к социуму. Монмартр, Латинский квартал, весёлые натурщицы, абсент, свобода. "Мы свободные художники, у нас творческий дух и ранимые души, а буржуа требуют с нас денег за комнату".

После 1917 года это стало государственной политикой. Как если бы власть захватили панки, готы или ещё кто-нибудь в этом роде. И установили свою идеологию.
Государственной политикой это до революции не было, да. Но и чьим-то частным мнением тоже.
До революции это было одним из главных трендов общей пропаганды, навязываемого обществу настроя ("Пусть сильнее грянет буря")
Почему-ж "ррусская культура не интересуется" - очень даже интересуется - вот Пелевин например почти весь об этом - Вавилен Татарский - образцовый мещанин :)

Deleted comment

Боту бан.
Когда-то я прочёл у Пелевина две или три вещи. Они мне совершенно не понравились. Не знаю, что он писал потом.
Они мне совершенно не понравились.

Не удивительно, imho. Собственно к вашему посту скорее просится даже не "Поколение П", которое я упомянул, а ранняя весьма "Жизнь насекомых", где он как раз препарирует позднесоветское мещанство.

Он там даже не осуждает - интерес к представителям оного скорее энтомологический.
PS: Но он собственно как раз о том о чем Вы - мещане таки да - калькируют "образ жизни" верхних классов - но верхние классы верхними делает-то вовсе не образ жизни. Карамзин не попал в действующую армию потому что у него не нашлось денег на потребную для этого взятку.

Мещанин попаадает в армию, потому что у него не нашлось денег на взятку.
Ошибаетесь. Вавилен Татарский - это от начала и до конца "Сдача и гибель советского интеллигента".
Именно потому коммунисты во главе с Лениным и товарищи (а также их идейные предтечи) ополчались против мещан: там, где мещане в силе, у коммунизма нет шансов. Что было экспериментально доказано на примере столь печальной сколь и заслуженной судьбы позднего СССР.
Спасибо.

Да, конечно. У взрослых дееспособных людей марксистская теория и практика вызывает физиологичеслкое отторжение. А мещане - взрослые, дееспособные люди.
Может я чего-то не понял, но обычно о терминах не спорят. Их определяют, чтобы они отвечали ряду условий, и потом используют.

Например. Если в изначальном варианте, как вы сказали, мещанин - житель городов, а при этом урбанизация в Чехии процентов под 90% наверное. То термин <мещанин> для социолога не значит ничего, он стал слишком общим, почти каждый житель стал мещанином.

Если вы хотели сказать, что мещанин - это носитель особой городской культуры (он не будет, пусть живя и в городе, ставить в квартире палатку, разводить огонь и на костре кабана жарить) - то это тоже слишко общО.Сейчас таких тоже большинство.
Ну вот в России было под 90 процентов крестьян. По Вашей логике социологам это должно быть неинтересно, потому что крестьянами были почти все. Однако это не только было интересно тогда, с крестьянский вопросом носятся до сих пор, хотя крестьянства уже почти не осталось. Более того, до сих находятся люди, пытающиеся объяснить национальную психологию влиянием крепостного права (!).

Мне не трудно было бы дать Вам ссылку на ЖЖ-обсуждение животрепещущего вопроса: должен ли программист руководить крестьянином? (признаться, я не понял, как это). Сознание ЖЖ-истов (и не только ЖЖ-истов) полно виртуальных крестьян. А мещане в нём почему-то отсутствуют.

Почему - понятно. Если болтать о крестьянах и крепостном праве, то можно и управлять с помощью плётки. А мещанству положены разные плюшки - выборы там, гражданское свободы, то, сё. Плюшек жалко. Поэтому предпочитают делать вид, что мещан нет.
если вы это понимаете, к чему ваш пост?

да, в россии 90% населения - потомки крестьян

нет, они не "перенимают городские привычки". по воскресеньям они горбатятся на дачах, а не ходят по театрам

всё, вопрос закрыт
Вопрос с крестьянством закрывается для человека в момент переезда в город. Он становится горожанином. Кем были его предки, значения не имеет. Все мы потомки охотников на мамонтов.
а в какой момент крестьянин перестаёт быть крестьянином? мгновенно по пересечении границы города, что ли?

значение имеет, и ещё какое - вместо культурного досуга такой крестьянин занимается дачничеством и питьём водки, и сохраняет всю свою крестьянскую "культуру"

причём не только он, но и его потомки по определённого поколения. я вот не рискну сказать до какого именно, но дети такого "горожанина" точно унаследуют крестьянскую культуру, хотя и не целиком

о каком мещанстве говорить, когда у нас лет двадцать назад были популярны драки район на район - типичное крестьянское развлечение
Человек становится горожанином в тот момент, когда поселяется в городе на постоянной основе.

Дачничество - это абсолютно мещанское занятие. На него способны только горожане, люди, для которых работа на земле - не труд, а хобби. Чехи называют себя нацией дачников, но если сказать, что они крестьяне, люди будут крутить пальцем у виска.

Навязывание русским крестьянской идентичности - это наезд. У меня был пост на эту тему http://bohemicus.livejournal.com/43967.html
Спасибо за пояснение, вы конечно правы, ...но мне кажется интереснее было бы сказать, что делает Россию не-Европой (как это не назови - крестьянская психология, советизм или не-мещанство).
А именно, думаю три вещи:
--- тотальный инфантилизм
со всеми его пороками: эгоизм, жестокость, неумение отстаивать свое мнение и слышать чужое, небрежность с собственностью и правами
--- культ силы и героев
когда болезнь надо перетерпеть, когда сдача в плен это предательство, когда заткнуть собой трубу это подвиг... даже в быту - нет в поезде туалетов, терпите, нет лифта и хотите на 10ый этаж пешком
--- замкнутость
вклад в мировую культуру и науку у России мизерный (в сравнении с ее размерами), а иногда /даже когда открыли чтото/ этот вклад просто неизвестен никому вне России; вообще Россия мало кому интересна в мире. Это тоже россиян часто удивляет, когда узнают.

Я бы мог привести примеры, но дам лишь одно сравнение (новости и двух дней нет) - университеты Британии, ссылаясь на древние привелегии университетов, потребовали ограничить доступ ИммиграционнойСлужбы (МВД) на территорию университетов, это разрушает университетский дух,культуру и терроризирует иностранных студентов. Разве в РФ что-то подобное возможно?

И ладно бы, если бы эти качества давали России преимущества. Но ведь нет - в Европе обыватель живет лучше, удобнее, спокойнее, увереннее.

Deleted comment

>есть, в бессчисленых издевательствах над "офисным планктоном".

Кстати, да.
Мещане, такие мещане.
Натягиваем мещанство на буржуазию, жалуемся на путанника Маркса,
которому, в реале, глубоко пофик на мещан - он даже буржуазию не всегда ругал.
Мечта о собственном сословии - а записывать в него должна тёплая рука городового.
Зависть к чехам - самой тихой и послушной нации Европы.
Обидется на общепринятую семантику слова в русским языке и захотеть свой отдельный глобус Украины.
И резонёрствовать, резонёрствовать, резонёрствовать, закутавшись в тёплый плед и поставив ноги на коврик с портретом Клемента Готвальда (или кто там числится в личных врагах автора).
Толстый ковёр на стене, потрескивают горяжие дрова в нет - камин и ружья на стене не положены по статусу.

Хроника социального лузерства, как правильно было замечено.
О, ещё один дезориентированный пожаловал.

Реалистичный портрет "самой тихой и послушной нации Европы" я рисовал здесь http://bohemicus.livejournal.com/43687.html и, ещё чётче, здесь http://bohemicus.livejournal.com/44450.html

Остальное в Вашей реплике просто не заслуживает ответа.
О, ещё один дезориентированный пожаловал.

О! Я так понемайу, мосеньор - реалист?

Реалистичный портрет "самой тихой и послушной нации Европы" я рисовал здесь

Расстрелять безоружных военнопленных - это пять. Нещастное забытое существо дорвалось нкаонец-то дорвалось до винтовки.
Собственно - наивысшее достижение мещанства - гитлеровский нацизм. Который потом мочили совместными усилиями все.
Чехи, радостно возлегшие под нацистов - в 45 - 46 тоже "героизм" демонстрировали.

Всё остальное в моём послании - выше Вашего понимания.
Я действительно реалист, но Вы вряд ли понимаете, что это значит.

Если Вы не способны осознать тот факт, что чехи овладели сначала русским золотым запасом, а потом всей собственностью трёх миллионов выселенных из страны немцев (да ещё добились фиксации сложившегося положения вещей в поправке к Лиссабонскому договору), то Ваш случай трудно назвать иначе, чем клиническим.
Мне кажется Вы зря смешали все в одну кучу. Мещанин (или буржуа) -да,раньше это было просто сословием.И никакого негативного оттенка это слово не носило. Но в современном языке слово мещанин (или буржуа) является символом всего заскорузлого,реакционного и не творческого. Фраза ''он стал типичным буржуа'' означает что был талантливый человек-да слился.

Deleted comment

Так весь смысл в том,что эта трансформация произошла не только в России (СССР) ,но и во всей Европе.Где никакого коммунизма не строили.
В каком языке? В советском новоязе? Это советские проблемы, а мы здесь разговариваем по-русски. В языке западных леваков? Мнение левых здесь никому не интересно по определению. Это журнал правого автора для правых читателей.
Я то уж точно никаких симпатий к левакам не испытываю.Равно как и к совку. Я пишу как это освещается именно в мейнстриме. Да,большинство людей живет по принципу «киндер, кюхе, кирхе»-и это нормально.Но Вы,как мне кажется, путаете правые взгляды с допотопным мещанством.Это Ваше право,разумеется.Есть хорошая фраза у Висконти в фильме ''Гепард''-''Если мы хотим чтобы все оставалось по старому,надо постоянно меняться''. А у Вас все скатывается на какой-то местечковое бюргерство из советских агитационных фильмов.Блин,ну Вы же в Европе живете-так посмотрите вокруг.Правые взгляды-это совсем другое.(((
Вот чёрт. Фраза звучит чуть-чуть по-другому, и принадлежит не Висконти, а Лампедузе, роман которого Висконти экранизировал. Но дело не в этом, а в том, что у меня в планах на этот месяц есть пост, целиком построенный вокруг этой фразы. До чего же отличающимся способом Вы её воспринимаете.
“Se vogliamo che tutto rimanga come è, bisogna che tutto cambi” Если мы хотим,чтобы все оставалось как есть,надо чтобы все изменилось(все менялось)-вот Вам дословный перевод.)))
Воспринимают эту фразу,как мне кажется,все совершенно одинаково.Так что жду Вашего поста.)
Вот видите. "Надо постоянно меняться" и "надо, чтобы всё изменилось" - это существенная разница.
Правильный перевод-''если мы хотим чтобы все осталось по прежнему, надо постоянно меняться''. Это точно.Потому что тут обсуждается не какая-то объективно существующая ситуация,а планы конкретных персонажей,которые на эту самую ситуацию намерены повлиять.Учтите это,когда будете делать пост.Если не верите старому доброму ноубоди-спросите у другого человека,знающего итальянский.)))
Поздравляю, получилась удачная апология тухлой Европы: родился, потребил вволю, помер.
\\родился, потребил вволю, помер

Совершенно верно. С ма-а-аленьким уточнением: потребил в СВОЮ волю. ("Волю" тоже можно с большой буквы)
А в высокодуховной Совдепии как? Родился, поборолся за урожай/мир во всём мире/счастье африканских детишек, помер. Так?
То ли дело в ароматном СССР. Родился, ничего не потребил, помер от огорчения.

Deleted comment

Спасибо.

Не только на чужбине. У Булгакова в "Белой гвардии" говорится о кремовых шторах и бронзовых лампах с подлинным чувством.
//Je suis vilain, vilain, vilain, vilain.

//(Я простолюдин и совсем простолюдин,
//Я простолюдин, простолюдин, простолюдин, простолюдин.)

Ага. (Игры, в которые играют умные мысливцы люди. Здра-а-авствуйте, синьор Макиавелли)

English
villain

Russian
злодей

То есть английское слово villain переводится на русский как </i>злодей, негодяй</i>. ((Да, я знаю, что Наше_Всё писал по-французски :))
Такой сложной игры словами я не планировал :)
К слову, перевод многих вещей мировой литературы на русский не очень точен. Гуливер был Галива' Сервантеса звали Фервантесом и т.д. Тоже интесная штука...
villain --- from Middle English (in the sense 'a rustic, boor, /деревенщина/') --- from Old French «vilein», based on Latin «villa» - country house

Так «крестьянин» стал «злодеем»
:)
Отлично. А это просто Салтыков-Щедрин или Лесков:

Двойное эпигонство Готтвальда длилось всю его жизнь и достигло апогея в момент смерти. Человек дошёл в подражании обоим товарищам до того, что умер от сифилиса в марте 53-го.

Причем самое смешное, что обвинения в "буржуазности" бросают не угнетенные пролетарии и не высоколобые интеллигенты, а обычные советские мутанты, непонятно где застрявшие на социальной лестнице: и не рабочие, и не крестьяне, и уж конечно не "буржуи", но и не интеллигенты - простые советские аристократы, судя по всему.
Спасибо.

Думаю, если попросить этих людей как-то идентифицировать самих себя, ответы будут презабавными. Однажды у меня в комментариях появился какой-то тип. Его речь была переполненной матом и довольно бессвязной, но в целом можно было понять, что себя он считает истинно православным дворянином-коммунистом, а меня "чумазым лабазником" или кем-то в этом роде. Пришлось прихлопнуть насекомыша баном.
А меня один из авторов прохановского "Завтра" за буржуазный национализм - "колбасником" )
На полном серьезе пишете посты в стиле "Вчера одна тётя назвала меня дятлом. А вот Большой орнитологический справочник говорит о том, что ареал обитания дятлов очень широк, их численность неизменно велика и вообще, дятел - птица полезная..."
Если уж пользоваться Вашей терминологией, то ситуация такая: один дятел взялся упрекать другого дятла в том, что тот - дятел. Сидит на дереве и долбится клювом: "Дятел, дятел, дятел". Второй ему отвечает: "Да, а что? Ты тоже."

Но тут появляется третий дятел (специалист по правильному написанию постов с пустым журналом). Пытается острить: "Вы не прикалываетесь?"

Нет, coбрат мой дятел, не прикалываюсь. Все мы одной породы, только одни это понимают, а другие - нет.
Никаких приколов, всё предельно серьёзно: чтобы объявить марксистов "путаниками и фантазёрами", приходится придираться к терминологии. :)
Это самое мягкое, что можно сказать о марксистской секте.
Читаю статью ув. М.Хазина о том, что западноевропейскому буржуа предлагают разоружиться перед пролетариатом затянуть покрепче пояса (а может и добровольно люмпенизироваться, если не вывернуть карманы) и пожертвовать на своих атлантических собратьев столько, сколько понадобится.

И думаю - во что это выльется? Прежде всего для немцев, ну а за ними потянутся все остальные европейцы, деваться некуда.

Капиталистический пирог резко уменьшился, и похоже продолжит уменьшаться, и куда небедному мещанину податься?

"...Ну а теперь, прочтем еще раз то, что говорит Сорос. Он, ссылаясь на некоторые «объективные» механизмы, как раз и предлагает немцам поделиться своими национальными интересами в пользу ... Ну, Сорос говорит, что в пользу Евросоюза, но на самом деле он имеет в виду США. При этом смысл этого действа понятен абсолютно – любое ущемление суверенитета Германии в пользу ЕС автоматически означает усиление влияния американской политики в этом геополитическом образовании через их восточноевропескую и брюссельскую «клиентеллу». Со вполне понятной целью – через пропаганду «атлантических ценностей» и «свободы торговли» ограничить возможности европейских стран (Германии, в первую очередь) по защите своей производственной структуры.
http://worldcrisis.ru/crisis/902834
Хазин? Этот может. Никогда не понимал, почему его кто-то читает.
Мещанин постсоветский - уникален.
Долго доказывать, но это так. :)
Что уникального может быть в мещанине? Мещанин - он и есть мещанин. Житель города. Хоть американского, хоть японского, хоть постсоветского.
Советский мещанин с ускорением ворвался в город, перемешался во всей шестой части планеты, подвергся особой иррациональной обработке, а потом с ускорением был извергнут из советизма в чёрт знает какой постсоветизм. :)
Такого опыта нет у мещан никаких других стран.
Осуждение мещанства известно откуда идет.

От кроулианцев всех мастей.

Горького, например.

Например, его текст о сердце Данко - есть просто прямо и в лоб _ересь_, срисованная со средневековых около-католических, которых гнобила инквизиция. Т.е. это околохристианское извращение учения Христа.

Кроулианцам были нужны всякие беззаветные герои, чтоб, как андроиды, шли на баррикады по приказу Партии и дохли на них "все как один в борьбе за Это".

Таких героев очень легко кинуть.

А мещанство является таки мощной антитезой кроулианству.

И не надо тут про якобы ужасное потребление. Севрюгу с водочкой у нас и анти-потребители любят, это раз. А германские мещане делают куда лучшие авто, чем совковые "пламенные моторы". Французские же мещане делают куда лучшие самолеты.

Оставаясь при этом мещанами, заметим. Никакой сатанинский огонь, зовущий на баррикады, в них не горит.

Потому и живут они лучше.
Прекрасная статья, спасибо! Разрешите перепостить?
Спасибо.

Это открытая площадка, перепечатывайте всё, что угодно.
Вам спасибо. Только позволю заметить, что отрицательная коннотация возникла несколько раньше 1917, после него она усилилась и стала единственно возможной на долгие годы.
Не свой блог пиарю, а просто там о хорошей книге в тему поста:
http://haliplea.livejournal.com/55722.html
Спасибо.

Чувствуется, отличная книга.
>Интеллигенция - это не что иное, как часть мещанства, занятая интеллектуальным трудом


Об "интеллигенте": этот эпифеномен возникает всякий раз при разрушении родовых (а есть бюрократические) традиционных обществ, как продукт полураспада дворянства и духовенства. (http://artemorte.livejournal.com/126240.html)