bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Стильные люди в шакальи годы.

                                                      У меня было все, что надо: красный свитер, джинсы, стрижка под Марлона Брандо,
                                  транзистор, мотороллер и Джакомина. И мне было восемнадцать! Наконец-то жизнь начиналась!
Для меня жить — это танцевать рок-н-ролл, не больше, но и никак не меньше.

                                                                                                                       Альберто Моравиа, "Жизнь - это танец"

   К напророченному Оруэллом 1984 году у меня было всё, что надо: джинсы, стрижка уже не помню под кого, двухкассетный магнитофон, но главное - стопроцентная толерантность предков к любой музыке и одежде, какие я предпочту, и априорное родительское благословение на отношения со всеми джакоминами, которыми я увлекусь. Если в итоге из меня вырос слушающий "Прекрасный голубой Дунай" и предпочитающий неброскую классику моногамный тип, то это результат исключительно моего собственного выбора. Родители приняли его так же благосклонно, как любой другой. В том, что они одобрили бы и не столь конвенциональный стиль, нет никаких сомнений. Мои родители были куда менее консервативными людьми, чем я. Самая смелая вещь в моём гардеробе перешла ко мне по наследству от отца. Это подлинный оранжевый галстук. Настоящий пожар в джунглях. Я не надевал его лет двадцать. Но как артефакт он будет храниться вечно.


  Мои родители определённо не были стилягами. Я вообще не могу представить их принадлежащими к какой-либо субкультуре. Для этого они были слишком большими индивидуалистами. Но их молодость пришлась на 50-е, поэтому мне в наследство достались их представление об абсолютной ценности свободы, матушкина убеждённость, что лучше Элвиса никого не было и не будет, и отцовский галстук оранжевого цвета. 

  Это хороший цвет. У нас часто цитируют Стругацких: "Там, где торжествует серость, к власти неминуемо приходят черные". На других планетах может быть и так (хотя  это спорно; власть строится и передаётся на совсем иных принципах). Но у нас на Земле безусловно наблюдается другая закономерность: там, где торжествует серость, молодёжь предпочитает оранжевое.

  В СССР любителей ярких цветов называли стилягами, в Третьем Рейхе - детьми свинга, в вишистcкой Франции - зазу. Богемия пережила два разныx режимa, делавшиx повседневную жизнь серой. И при нацистах, и при коммунистах официальная идеология рисовала идеальным гражданином этой страны человека в рабочей спецовке, трудившегося для построения какой-то разновидности социализма. В качестве  андеграундной альтернативы в Протекторате Чехия и Моравия существовала субкультура, носителей которой называли потапками. В коммунистической Чехословакии потапки стали пасками.

 Словом potápka называют водоплавающую птицу чомгу (лат. Podiceps cristatus), a сами потапки утверждали, что обязаны своим именем движению в танце, при котором человек правым плечом potápí se, то есть "ныряет", а потом левым "всплывает". Первое использование термина зафиксировано в 1940 году, уже после немецкой оккупации, хотя есть мнение, что потапки появились ещё на склоне Первой республики. В ранний период они носили свободные клетчатые пиджаки, узкие брюки, туфли на высоких каблуках и причёску "гавел", характерную слишком длинными волосами на затылке. И слушали джаз и свинг - музыку, которую нацисты рассматривали как расово чуждую, да ещё исполнявшуюся противником. К тому же потапки разговаривали на полном англицизмов сленге. Например, они называли Вацлавскую площадь Трафальгаром. Немцы видели в этом проявление симпатий к Cоюзникам.

  Власти вели против потапок пропагандистские кaмпании и запрещали появление в потапковской одежде в учебных заведениях. У коллаборационистов были свои предствления о мире, они организовали ведомство по делам молодёжи с хорошим названием Кураториум и надеялись, что молодые люди будут слушать народные песни и строить социализм. Вот типичная фраза из статьи протекторатного министра просвещения Эммануэля  Моравца, опубликованной в 1943 году: "Чешская молодёжь отвергла умирающее ретроградство, присоединилась к революции и стала искренне социалистической."

  В апреле 1941 года в Протекторате были запрещены танцы. Считалось, что чехи не должны танцевать, когда немцы умирают на фронте. Исключения делались для празднеств по случаю немецких побед, а также для занятий в школах танцев. Джаз и свинг переместились на частные квартиры.

  Если во времена Протектората вам хотелось принять участие в вечеринке потапок, вы должны были позвонить в дверь одной из квартир, где они собирались. Дверь приоткрывалась, в щели появлялась рука и слышалось: "Входной билет". Вам следовало вложить в протянутую руку принесённую с собой бутылку, и вас впускали. У потапок был варварский обычай: они сливали всё принесённое гостями в одну ёмкость, часто - в детскую ванночку, а потом распивали смесь.  Обычно она действовала убийственно. Но говорят, в некоторых случаях всех ждало полнейшее разочарование. Это случалось, когда слишком многие из пришедших полагались на то, что их бутылка воды не испортит общий коктейль.

  Переход от потапок к паскам  состоялся более или менее одновременно с переходом от нацистской к коммунистической версии социализма. Для нонконформистской молодёжи он означал в первую очередь смену причёсок. Теперь молодые неформалы носили не "гавелы", а "эманы". Эман - это то же самое, что кок, но в Чехии он назывался в честь Эммануэля Кодима, единственного пражского парикмахера, делавшего эту стрижку. Кроме того, в моду вошли умопомрачительные галстуки, часто с изображением американских сигарет или обнажённых женщин. Галстуки эти разрисовывались вручную, и фантазия их создателей не знала границ. В соседней Польше существовала разновидность стиляг, называвшаяся "бикинаржи". Они предпочитали галстуки с изображением атомного взрыва на аттоле Бикини.

  Кстати, само слово pásek означает ремень, и я не могу сказать, как это слово стало прозвищем пасков.

  Их сленг оказал огромное влияние на развитие разговорной чешской речи. Например, сто крон в народе и сейчас чаще всего обозначают пасковским выражением kilo. Более того, есть мнение, что к паскам восходит неизбывное чешское vole. Это звательный падеж от слова vůl, означающего как "вол", так и "дурак". Vole - сверхпопулярное слово-паразит. Оно не несёт оскорбительного оттенка по отношению к тому, к кому обращено, и служит для связки слов в предложении. До недавнего времени можно было констатировать, что частота его употребления обратно пропорциональна образованию и социальному положению говорящего, но сейчас некоторые из местных телезвёзд интенсивно и успешно популяризируют его во всех слоях населения.

  Сначала паски слушали свинг. Но потом пришёл рок-н-ролл. Его первое появление в чехословацком фильме состоялось в 1959 году ("Пробуждение", реж. Йиржи Крейчик). Вот оно:

 
  Этот материал ценен своей аутентичностью. Люди показали то, что смогли. Десятилетия спустя ограничений уже не было, и ушедшая эпоха заиграла более яркими красками.

  В 1993 году была снята музыкальная комедия "Шакальи годы" (реж. Ян Гржебейк). Сюжет: в 1959 году в сонном пражском райoне Дейвице появляется невесть откуда взявшийся молодой человек. У него есть всё, что надо: красная рубашка, клетчатый пиджак, прозвище "Бейби", гитара и  ловящий западные радиостанции приёмник. Для Бейби жить - это играть рок-н-ролл. В одной из ключевых сцен фильма Бейби объясняет местным подросткам, что есть одно лекарство от повседневности - rock'n'roll. И поёт рок-н-ролльную молитву. Снято это с изрядной самоиронией. Чего стоит одна реализация детской мечты дать по взрослым очередь из автомата. Hе говоря уже о причащении с помощью жевательной резинки. Видеоряд включает серые одежды местных и построенный в сталинском стиле дейвицкий отель "Интернационал". При просмотре российских "Стиляг" я задавался вопросом, видел ли Тодоровский "Шакальи годы":


  Но фильмы фильмами, а в реале и Карел Готт неизменно называет себя человеком, вскормленным рол-н-роллом. Наверное, для многих читателей это неожиданность. Они привыкли к другому Готту. Но "чешско-немецко-русскоязычный поп-певец из Восточного блока" - это только один из его имиджей. Думаю, родись Готт по другую сторону океана, он стал бы Королём не только богемской сцены. У него было всё, что надо: голос, внешность, драйв, стиль, лучезарная улыбка. Посмотрите, как в бытность молодым полубогом он пел "It takes a worried man" ("Worried Man Blues"). Эту песню исполняли десятки музыкантов, но Готт стал единственным, кто спел её, как Король:


  Пожалуй, этой песней можно было бы и завершить рассказ о стильных людях, живших в шакальи годы в маленькой восточноевропейской стране. Но если пение Готта вызвало у вас желание увидеть и услышать стильных людей на бис, то в вашем распоряжении есть следующие ссылки:


Swing-kids - "плесень" Третьего Рейха. - ув. zina_korzina  написала пост о "детях свинга", стилягах нацистской Германии

http://lord-k.livejournal.com/301850.html - ув. lord_k  рассказал о зазу - стилягах вишистской Франции

http://ttolk.ru/?p=1962 -  "Толкователь" поведал о стилягах современной Африки

http://video.mail.ru/mail/ehzik47/26/992.html - Александр Филиппенко исполнил монолог из "Взрослой дочери молодого человека", без которого каждый разговор о стилягаx был бы неполным

http://www.youtube.com/watch?v=QzHIn5S-RbY - Дороти Дендридж спела "Поезд на Чаттанугу", вещицу, вокруг которoй строится монолог Филиппенко

http://www.youtube.com/watch?v=ToK2NaQebCA&feature=related - Джонни Кеш исполнил "It takes a worried man" в традиционной манере, что позволяет сравнить его версию песни с версией Готта.

"...вы увидите людей, которые выглядят, как Троцкий, и поймёте, что вы опять в дураках." - я сам когда-то написал пост о том, что Карел Готт - не только король чешской музыки, но и магистр чешской конспирологии. Стильный человек стилен во всём.


Tags: bohemia
В апреле 1941 года в Протекторате были запрещены танцы. Считалось, что чехи не должны танцевать, когда немцы умирают на фронте.
------------------------------------------------------------

Интересно, спасибо.. А вы никакого чеха не спросили - это азиатчина или европейский цивилизационный выбор?
Не спросил. А Вы сами подумайте.
А Вы-то сам как?

За эссе спасибо, Вы познавательно пишите (хотя и тенденциозно на мой взгляд, что снижает ценность текста). Кстати, а есть ли у чехов какой-нибудь фильм, где была бы выражена их свободолюбивость оттененная запретом на танцы в 1940-1945 годах? Ну чтобы искрометно, с борьбою за европейские ценности против введенного Единой Европой запретом для танцев для них?
Долженъ сказать, что Вы тенденцiозно комментируете, что снижаетъ познавательную цѣнность Вашихъ комментарiевъ если и не до отрицательной величины, то до нуля — ужъ точно.
Конечно есть. Например, есть телевизионный фильм 1996 года "Eine Kleine Jazzmusik". Это экранизация одноимённой повести Йoсефа Шкворецкого. По сюжету чешские студенты создают в о времена Протектората джаз-бенд. Заканчивается всё тем, что одного из них оккупанты казнят, а остальных исключают из учебного заведения и посылают работать на завод.
У меня первые джинсы появились где-то в середине 90-х - потому как советские штаны наконец сносились, а в середине 90-х дижнсы были именно что дешевыми штанами.
Сочувствую.
Многому. Например, выбору штанов по критерию дешевизны.
Я вообще вещи выбираю сначала по функциональности, потом - по необходимости мне этой функциональности (на этом этапе большая часть потенциальных приобретений отсеивается), потом по критерию "лени" (еще половину вещей приобретать и использовать банально лень), ну и потом по цене конечно.

А как надо?
Думаю, в первую очередь по качеству. А также по удобству, соответствию собственному вкусу, соответствию моде, сочетаемости с другими вещами и т.д. Ну и по стильности, как же без этого. При этом стили могут разными, их можно менять или чередовать, но не иметь совсем никакого стиля - это печально. Разумеется, соотношение цена/качество тоже должно учитываться. Но не ставить же цену на первое место.
Как я говорил - на первое место я ставлю нужную мне функциональность (функциональность штанов - прикрывать попу). Но дальше - именно цена и простота приобретения.

Впрочем пара эстетических предпочтений у меня есть - не люблю майки с надписями и если таки случается купить дорогую вещь - она не должна выглядеть "стильной" или дорогой (собственно именно это отвращает меня от MacBook Pro - машинки и правда хорошей - своей неубиваемостью в первую очередь, в отличие от более позднего джобсового барахла, в пользу ThinkPad или Сонек с их подчеркнуто "никаким" дизайном)
PS: Вообще же - я подумал - видимо это и есть критерий отличающий "совков" от "антисовков" - вот и по стрижке сходится - я собственно знаю четыре типа стрижке - "за 40 копеек" (АКА "канадка" АКА кажется "полубокс") - моя основная в молодые годы - за полгода она отрастала до безобразных в меру патлов, кои опять подвергались стрижке "за 40 копеек".

Еще "под ноль" и "под расческу" - но это скорее армейское.

Ну и применяемая ныне "под горшок" - когда начинающие лезть куда не надо волосы просто обрезаются кем-нибудь из знакомых "по линеечке" до приемлемой длины: удобно тем , что не надо идти в парикмахескую и ставить в тупик тамошних теток ответом, что мне "все равно какая стрижка, лишь бы покороче и побыстрее".
Не ставит это никого в тупик, тем более в наше время не так много вариантов сделать покороче.
Ставит - им же надо "модельную" втюхать.
При этом стили могут разными, их можно менять или чередовать, но не иметь совсем никакого стиля - это печально.

Такая замороченность на обладании стилем выдает в Вас вульгарность и плебейство, значительно большее, чем полное отсутствие стиля.
Дорогой Ослобык! Ваш комментарий выдаёт в Вас бессмысленного тролля даже больше, чем Ваш никнейм.
Вы как хотите, но это моя искренняя позиция.
Знаете, отчего-то вспомнил Чехова. Есть у него пьеса - по старости как-то так сразу и названия не вспомню, - где был такой персонаж, инженер, гордящийся своей честностью. Мерзейшая, кстати, личность, если так непредвзято отнестись. Вот так вот - проходит сотня с лишним лет, а ни черта не меняется. Это я к тому, что ваша гордость искренностью - похоже, из той же серии. Евпочя. В чём я, в общем-то, несколько сомневаюсь...
Кстати, да, я еще и инженер, так что все сходится.
А где же фото Подлинного Оранжевого Галстука???!!!
Мне стыдно признаться, но я никогда таких живьем не видела. Хотя свитер с оленями - да, он у отца точно был.
Я нигогда не выкладываю собственных фотографий. А в других источниках фото галстука моего отца не обнаружены :)
"Под замком" могли бы и выложить :)

Зарисовка ретро-нравов вполне изящна.
Спасибо.

Но под замком у меня нет и, видимо, не будет ни одной строчки. Ещё одна из вещей, которые я никогда не делаю в ЖЖ - не пишу под замок.
"Лучший способ избавиться от вампиров - сдать всю кровь государству" (ДЕГ). Отчего-то вспомнилось)
Так не собственную же фотографию, а фотографию ГАЛСТУКА! Можно без человека. :)
Я неудачно выразился. Имеется виду, что я не выкладываю фотографий, сделанных собственноручно. Я совсем не фотограф. Начнётся критика - "горизонт завален" и всё такое - а я даже не буду понимать, что это значит :)
:) Я не буду критиковать. Я и сама не ахти как снимаю. И вообще, дело не качестве снимка, а в его содержании. Вы же не собираетесь продавать свои снимки за деньги. Поэтому пусть все критиканы свою критику засунут куда подальше вместе со своим плохим воспитанием и не выпендриваются.
А каков источник самого артефакта?
Трудно сказать. В детстве я слышал рассказы о бриолине, "дудочках" и "манной каше", поэтому мне казалось совершенно естественным иметь в доме такую вещь. С другой стороны, в моём родном губернском городе N приходилось не покупать, а "доставать" столько разных вещей, что и в этом случае подразумевалось само собой: "достали".
Очень своевременный пост!
Неделю назад был в Праге, с удовольствием вспоминал Ваши посты.
Помимо прочего - зашли с коллегами в Джаз-клуб Редута, где играли эти парни:
http://www.redutajazzclub.cz/program/detail/language/en/genre/all/programId/728.
Возраст солиста - корнетиста - за семьдесят, что навело на мысли о том - был ли он стилягой и были ли вообще "стиляги" в Чех-ии (-ословакии), такой близкой к Западу.
Додумать не успел и вот - Ваш пост.
Спасибо!
Спасибо.

Это Петр Гасман. Помимо того коллектива, который Вы видели, он играет в основном составе Traditional Jazz Studio. Это наистарший чешский джаз-бенд, существующий с 1959 года.
Спасибо, очень интересно, даже я узнал много нового :)
Вот, давно собираюсь с духом, описать культ вестернов и моду на кантри, может, у вас рука легче???
Спасибо.

Не знаю, легче ли у меня рука, но о чешском кантри я писал около года назад http://bohemicus.livejournal.com/42091.html
Спасибо, я имел в виду именно моду на одежду, которая проникла в СССР, не в последнюю очередь,, через ЧССР.
А более-менее хрестоматийная Монтгомери тут: http://youtu.be/BSWBl-GagyM
Мне кажется, эта мода была не слишком широко распространена. Но специально я этой темой не интересовался, так что могу ошибаться. Хотя мне доводилось встречать людей, одетых по-ковбойски. Включая одного, который носил две кобуры на бёдрах. Их них торчали пластмассовые игрушечные пистолеты. Серьёзно.
В 60-х это было заметным явлением. Можно даже легко видеть на фото из 68-го.
Спасибо, я имел в виду именно моду на одежду, которая проникла в СССР, не в последнюю очередь,, через ЧССР.
А более-менее хрестоматийная Монтгомери тут: http://youtu.be/BSWBl-GagyM
К стыду своему - был уверен в аутентичности наших стиляг. Советское прошлое, тем самым, потеряло ещё одну из и так немногих своих привлекательных граней :)

За Готта - отдельное спасибо. По-настоящему порадовали...
Спасибо.

Наши стиляги были вполне аутентичны. Видимо, Вы имеете в виду, что были уверены в их оригинальности. Но в такой насквозь подражательной стране, как наша, найти что-то совсем уж оригинальное крайне затруднительно.

А Готт... Знаете, хоть я и пишу, что он мог бы быть Королём, он даже круче, чем король. Чехи часто называют его просто "Божественный". Несколько лет назад какие-то воинствующие австрийские атеисты обклеили Вену плакатами с надписью: "Gott - это не сверхъестественное существо, а чешский певец." :)
Ой, ну конечно же - "оригинальности". Я отчего-то часто путаю эти два слова, есть такая беда :)

Интересно, а вот сами наши стиляги осознавали свою преемственность по отношению к европейскому процессу? Или всё же считали себя самостоятельными "штатниками", которые сами это придумали? Вот эта знаменитая фраза из Тодоровского "в Америке нет стиляг" - насколько она соответствует тому самосознанию?

История о венских атеистах - бесподобна!
Это же была форма поведенческого западничества, "штатничество", порождённое "Элвисом" и рок-н-ролом, а дальше - со всеми остановками.
Вот это мне именно и интересно - понятно ли было самим стилягам европейское происхождение своего "культа"? Ведь "штатники", то есть осмысленное восприятие США как образца для подражания в мировоззренческом плане - это уже позже, это уже поколение Аксёнова.
Почему же европейское? - везде американское, где раньше, где позже.
Т.е. все подобные "движения" возникли независимо друг от друга? И в СССР тоже?
Насчёт независимости... да, друг от друга, но возможно, что скоординированно, но, только не из Праги, Варшавы или Москвы. А материал для них - американский.
Не знаю, ответит ли Богемик, но вот ниже я конкретизировал (как мне кажется) вопрос: http://bohemicus.livejournal.com/62261.html?thread=3740213#t3740213
Если я не ошибаюсь, самые первые стиляги, существовавшие ещё в конце 40-х, назывались именно "штатниками" и сознательно подражали Америке (как они её себе представляли). Тогда они ещё носили не очень узкие, а очень широкие штаны.
Ну, тут чёрт его знает. После истории с "Чай-Фом" и моей неправильной субъективной памяти по поводу конкретной цитаты - я уже и вообще у вас тут боюсь что-то вспоминать - заплюют :) Вроде как, если ориентироваться на того же Аксёнова - "штатники" это уже после стиляг, конец 50-х, начало 60-х. Наверное, я опять ошибаюсь...

Впрочем, и вопрос-то у меня был о другом - наши стиляги всё же же были подражанием подсмотренному в Европах за время "освобождения" (в т.ч. и той же Чехии, Польше, Германии), или это было параллельное, стихийно-возникшее, но по принципу своему похожее движение, спровоцированное сценическими образами Пресли и Ко, и его (и Ко) революционного (для всего мира) звучания (и имиджа)?
Конечно же второе. Что там могли "подсмотреть" в 45-м году? У нас всё началось только во второй половине 50-х, при Хрущёве.
Если верить Богемику выше, у нас всё началось "в конце 40-х" (кстати, так оно и было, насколько я понимаю, для меня новостью оказалось слово "штатники" в качестве предтечи стиляг, а не наоборот - как я считал). А "в конце 40-х" - как раз и могло быть самым что ни на есть результатом "подсмотреть" - воевали ведь отнюдь не старпёры, особенно в конце войны, когда "мудрое руководство" т-ща Джугашвили уже ухайдокало таковых из первых призывов большинство. Учитывая, что немецкие "стиляги" - 30-е, чешские (исходя из этого поста) - начало 40-х, польские - где-то тогда же. "Подсмотреть" как раз возможность - была вполне. Вот меня и не оставляют сомнения - так "подсмотрели" или "сами прониклись"? Насколько это был культурный феномен независимого свойства, "самозарождающийся"? Или же всё же так, как оно обычно и происходит - имитация, тот самый пресловутый "карго-культ"?
Для того, чтобы "подсмотреть", нужно было оказаться там в мирное время, при нормальной жизни, а не в обстановке "освобождения". Кроме того, переоценивать культурный уровень "освободителей", их восприимчивость после десятилетий советской штамповки тоже не следует. Сначала должна была начаться "оттепель". А самое главное, не следует переоценивать и масштабов соотв. явлений. Всё это - маргинальные молодёжные субкультуры, а у нас ещё и накрученная на номенклатурную стратификацию. Кто эти "стиляги"-"штатники" социально?
Да уж. Вы меня с паном Богемиком запутали окончательно. Уж и не знаю, кому верить больше :)
Это началось задолго до Пресли. Ещё во время войны люди повсеместно слушали джаз (музыку союзников) и смотрели фильмы с Диной Дурбан. Они прошли войну на американских студебеккерах. Да и отвоевали, если уж на то пошло, на американской тушёнке. Конвои в Мурманск, встреча на Эльбе, американские журналы, американские сигареты. Культ Америки должен был возникнуть неизбежно. Ну и плюс европейские впечатления и трофеи в качестве гарнира к основному блюду.

Вот тут есть кое-какие подробности о терминах http://ru-1950s.livejournal.com/9522.html

Координировалось ли каким-то образом возникновение подобных стилягам субкультур в разных странах, точно сказать не могу (позже, начиная с битлов, всё понятно - там англичане работали).
Спасибо, разумно. И за ссылку тоже спасибо - интересный пост с хорошей подборкой фото.
\\рассказал о зазу - стилягах вишистской Франции

Спасибо, интересно (как и всегда).
Интересный эпизод с точки зрения "европоцентризма", вызвало у меня какие-то глубинные ассоциации по поводу с "зазу - стиляги вишистской Франции":

"...В декабре 1944 года де Голль через Иран прибыл в Страну Советов. Уже находясь на территории Азербайджана, он неожиданно попросил, чтобы его отвезли в Сталинград, желание гостя закон и встречавший де Голля Молотов отдал распоряжение сделать крюк и посетить Сталинград. Стоя на декабрьском ветру и озирая заснеженную картину циклопических разрушений, де Голль вдруг сказал Молотову, что он искренне скорбит о "понесённых совместно (!) жертвах". Молотов был покороблен до глубины души. Но это были только цветочки, прибыв в Москву, де Голль, будучи окружён журналистами, принялся делиться с ними впечатлениями о посещении Сталинграда и в кульминационный момент беседы неожиданно с неуместной пылкостью начал восклицать: "Ah, Stalingrad, c'est tout de même un peuple formidable, un très grand peuple!" ("Какой грозный, какой великий народ!"). Кто-то из журналистов тут же с готовностью подхватил: "Ah, oui, les Russes...", но де Голль недоумка тут же с досадой оборвал: "Я говорю не о русских, я говорю о немцах, как им удалось зайти так далеко?!"
http://alexandrov-g.livejournal.com/246135.html
Про Swing Kids есть неплохой одноименный фильм:
http://www.imdb.com/title/tt0108265/
Снятый, разумеется, в Праге ;-)
Спасибо!
худ.фильм про поклонников США в 3-м рейхе - в 1941 г. (или "полухудожественный", т.е. современные игровые иллюстрации в док.фильме). Это о которых написано в ЖЖ зины_корзины по ссылке. В общем, характерные публичные демарши: накрыть в пивной стол принесенной с собой скатертью в виде американского флага :-)
О ! А тут уже ссылка вроде есть, наверно он (не открывается просто у меня, не могу проверить)
Здорово! Здорово Вам удалось передать значимость чешских фильмов с "эстрадой" (было тогда словечко). Помню какое сногсшибательное воздействие на нас, мальчишек, носивших красный галстук вне школы в грязных карманах и смеявшихся в лицо откровенным комсомольцам, фильм "Лимонадный Джо". Американский вестерн для нас тогда был что-то сакрально-запредельное (посмотреть бы!) и тут вдруг социалистические чехи смотрят на это со своей староевропейской высоты, немного пренебрежительно и с юмором... И юмор этот был безупречен, как и голос Карела Готта (он ещё и киноактёр, и какой!) Ох, как он там пел, и сегодня в ушах звучит его пронзительное и протяжное: I dooo, I do I may... А потом и "Благородный ковбой Сэнди" - я ничего не путаю? тоже чешский фильм? Это для более простого вкуса, следовательно мы, мальчишки, просто уже валялись, корчась в судорогах от смеха, под стульями. А "Призрак замка Моррисвиль"? с бородатым (у нас это кажется называлось быть битником!) певцом Вольдемаром Матушкой. Клянусь, в том что мы не стали полными идиотами в те шакальи годы есть заслуга чешских фильмов... Да, ещё вспомнил (само всплывает) - "Старики на уборке хмеля" - это как студенты были на "картошке" (на уборке хмеля в социалистическом хозяйстве). Мы тогда что знали - "твист и чарльстон" и шейк уже кажется - а тут вдруг нова(я) босса-нова. У нас тогда было полное впечатление, что Чехословакия гораздо более есть "запад", чем например Польша со всей своей известной авангардностью.
Писал, не наводя никаких справок, только по памяти.
Спасибо!

К сожалению, юмор очень трудно переводить, неизбежно что-то теряется. Даже в названиях. Например, "Лимонадный Джо" в оригинале - "Лимонадный Йoе" ("Limonádový Joe"). В Чехии иногда бывает, что кто-нибудь читает иностранные слова по правилам чешского языка (например, в 70-х случалось, что сельские лекторы клеймили на собраниях в местных клубах "юнту генерала Пинохета"). Это обстоятельство и обыграно в имени главного героя. Очень чешская шутка, по-русски её практически невозможно передать.

Другая известная чешская пародия - "Конец агента" http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86_%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC) - в оригинале называется "Конец агента W4C при посредничестве собаки пана Фоустка", причём WC в Чехии - это стандартное обозначение общественного туалета.

Вальдемар Матушка с 1986 года жил в США, после эмиграции чехословацкие власти уничтожили тираж его последней пластинки, сняли его имя из титров некоторых фильмов и т.д. После 1989 года он часто приезжал на родину и опять был звездой. Матушки не стало в 2009. На его похороны пришло около 12 тысяч человек.

"Fantom Morrisvillu" был снят вот в этом замочке http://cs.wikipedia.org/wiki/Soubor:Praha,_Bubene%C4%8D,_M%C3%ADstodr%C5%BEitelsk%C3%BD_letohr%C3%A1dek.jpg Некогда это здание было летней резиденцией богемских губернаторов. Сейчас там расположен архив отделения журналов Национального музея.

"Šlechetný cowboy Sandy aneb Prohraná nevěsta" - ныне практически забытый фильм. Он был снят в декорациях, построенных для "Лимонадного Йoе".

"Starci na chmelu" и сейчас идут по ТВ не менее одного раза в год, а то и чаще.
юмор очень трудно переводить, неизбежно что-то теряется

Сейчас, возможно, я уже домысливаю, но, кажется, ощущенние, что "Лимонадный Йое" (в "йое" слышится мне нота, взятая Карелом) был сделан с большим запасом относительно своих зрителей (понимаешь в зависимости от уровня своей испорченности) было у меня уже при первом просмотре - мальчишки много чувствуют, хе-хе.

Предвкушаю,с каким удовольствием посмотрю материалы по Вашим ссылкам, как-то Чехия теперь ушла из моего оборота - но то что запало в детстве, знаю, не ржавеет.
Ещё раз спасибо Вам большущее... а ещё ведь был чешский хоккей...
Сюда стоит добавить и "Вишневый сад", отрывок из которого тоже напел Филиппенко.
Спасибо!
О, и вам спасибо!