У меня было все, что надо: красный свитер, джинсы, стрижка под Марлона Брандо,
транзи
Для меня жить — это танцевать рок-н-ролл, не больше, но и никак не меньше.
К напророченному Оруэллом 1984 году у меня было всё, что надо: джинсы, стрижка уже не помню под кого, двухкассетный магнитофон, но главное - стопроцентная толерантность предков к любой музыке и одежде, какие я предпочту, и априорное родительское благословение на отношения со всеми джакоминами, которыми я увлекусь. Если в итоге из меня вырос слушающий "Прекрасный голубой Дунай" и предпочитающий неброскую классику моногамный тип, то это результат исключительно моего собственного выбора. Родители приняли его так же благосклонно, как любой другой. В том, что они одобрили бы и не столь конвенциональный стиль, нет никаких сомнений. Мои родители были куда менее консервативными людьми, чем я. Самая смелая вещь в моём гардеробе перешла ко мне по наследству от отца. Это подлинный оранжевый галстук. Настоящий пожар в джунглях. Я не надевал его лет двадцать. Но как артефакт он будет храниться вечно.
Мои родители определённо не были стилягами. Я вообще не могу представить их принадлежащими к какой-либо субкультуре. Для этого они были слишком большими индивидуалистами. Но их молодость пришлась на 50-е, поэтому мне в наследство достались их представление об абсолютной ценности свободы, матушкина убеждённость, что лучше Элвиса никого не было и не будет, и отцовский галстук оранжевого цвета.
Это хороший цвет. У нас часто цитируют Стругацких: "Там, где торжествует серость, к власти неминуемо приходят черные". На других планетах может быть и так (хотя это спорно; власть строится и передаётся на совсем иных принципах). Но у нас на Земле безусловно наблюдается другая закономерность: там, где торжествует серость, молодёжь предпочитает оранжевое.
В СССР любителей ярких цветов называли стилягами, в Третьем Рейхе - детьми свинга, в вишистcкой Франции - зазу. Богемия пережила два разныx режимa, делавшиx повседневную жизнь серой. И при нацистах, и при коммунистах официальная идеология рисовала идеальным гражданином этой страны человека в рабочей спецовке, трудившегося для построения какой-то разновидности социализма. В качестве андеграундной альтернативы в Протекторате Чехия и Моравия существовала субкультура, носителей которой называли потапками. В коммунистической Чехословакии потапки стали пасками.
Словом potápka называют водоплавающую птицу чомгу (лат. Podiceps cristatus), a сами потапки утверждали, что обязаны своим именем движению в танце, при котором человек правым плечом potápí se, то есть "ныряет", а потом левым "всплывает". Первое использование термина зафиксировано в 1940 году, уже после немецкой оккупации, хотя есть мнение, что потапки появились ещё на склоне Первой республики. В ранний период они носили свободные клетчатые пиджаки, узкие брюки, туфли на высоких каблуках и причёску "гавел", характерную слишком длинными волосами на затылке. И слушали джаз и свинг - музыку, которую нацисты рассматривали как расово чуждую, да ещё исполнявшуюся противником. К тому же потапки разговаривали на полном англицизмов сленге. Например, они называли Вацлавскую площадь Трафальгаром. Немцы видели в этом проявление симпатий к Cоюзникам.
Власти вели против потапок пропагандистские кaмпании и запрещали появление в потапковской одежде в учебных заведениях. У коллаборационистов были свои предствления о мире, они организовали ведомство по делам молодёжи с хорошим названием Кураториум и надеялись, что молодые люди будут слушать народные песни и строить социализм. Вот типичная фраза из статьи протекторатного министра просвещения Эммануэля Моравца, опубликованной в 1943 году: "Чешская молодёжь отвергла умирающее ретроградство, присоединилась к революции и стала искренне социалистической."
В апреле 1941 года в Протекторате были запрещены танцы. Считалось, что чехи не должны танцевать, когда немцы умирают на фронте. Исключения делались для празднеств по случаю немецких побед, а также для занятий в школах танцев. Джаз и свинг переместились на частные квартиры.
Если во времена Протектората вам хотелось принять участие в вечеринке потапок, вы должны были позвонить в дверь одной из квартир, где они собирались. Дверь приоткрывалась, в щели появлялась рука и слышалось: "Входной билет". Вам следовало вложить в протянутую руку принесённую с собой бутылку, и вас впускали. У потапок был варварский обычай: они сливали всё принесённое гостями в одну ёмкость, часто - в детскую ванночку, а потом распивали смесь. Обычно она действовала убийственно. Но говорят, в некоторых случаях всех ждало полнейшее разочарование. Это случалось, когда слишком многие из пришедших полагались на то, что их бутылка воды не испортит общий коктейль.
Переход от потапок к паскам состоялся более или менее одновременно с переходом от нацистской к коммунистической версии социализма. Для нонконформистской молодёжи он означал в первую очередь смену причёсок. Теперь молодые неформалы носили не "гавелы", а "эманы". Эман - это то же самое, что кок, но в Чехии он назывался в честь Эммануэля Кодима, единственного пражского парикмахера, делавшего эту стрижку. Кроме того, в моду вошли умопомрачительные галстуки, часто с изображением американских сигарет или обнажённых женщин. Галстуки эти разрисовывались вручную, и фантазия их создателей не знала границ. В соседней Польше существовала разновидность стиляг, называвшаяся "бикинаржи". Они предпочитали галстуки с изображением атомного взрыва на аттоле Бикини.
Кстати, само слово pásek означает ремень, и я не могу сказать, как это слово стало прозвищем пасков.
Их сленг оказал огромное влияние на развитие разговорной чешской речи. Например, сто крон в народе и сейчас чаще всего обозначают пасковским выражением kilo. Более того, есть мнение, что к паскам восходит неизбывное чешское vole. Это звательный падеж от слова vůl, означающего как "вол", так и "дурак". Vole - сверхпопулярное слово-паразит. Оно не несёт оскорбительного оттенка по отношению к тому, к кому обращено, и служит для связки слов в предложении. До недавнего времени можно было констатировать, что частота его употребления обратно пропорциональна образованию и социальному положению говорящего, но сейчас некоторые из местных телезвёзд интенсивно и успешно популяризируют его во всех слоях населения.
Сначала паски слушали свинг. Но потом пришёл рок-н-ролл. Его первое появление в чехословацком фильме состоялось в 1959 году ("Пробуждение", реж. Йиржи Крейчик). Вот оно:
Этот материал ценен своей аутентичностью. Люди показали то, что смогли. Десятилетия спустя ограничений уже не было, и ушедшая эпоха заиграла более яркими красками.
В 1993 году была снята музыкальная комедия "Шакальи годы" (реж. Ян Гржебейк). Сюжет: в 1959 году в сонном пражском райoне Дейвице появляется невесть откуда взявшийся молодой человек. У него есть всё, что надо: красная рубашка, клетчатый пиджак, прозвище "Бейби", гитара и ловящий западные радиостанции приёмник. Для Бейби жить - это играть рок-н-ролл. В одной из ключевых сцен фильма Бейби объясняет местным подросткам, что есть одно лекарство от повседневности - rock'n'roll. И поёт рок-н-ролльную молитву. Снято это с изрядной самоиронией. Чего стоит одна реализация детской мечты дать по взрослым очередь из автомата. Hе говоря уже о причащении с помощью жевательной резинки. Видеоряд включает серые одежды местных и построенный в сталинском стиле дейвицкий отель "Интернационал". При просмотре российских "Стиляг" я задавался вопросом, видел ли Тодоровский "Шакальи годы":
Но фильмы фильмами, а в реале и Карел Готт неизменно называет себя человеком, вскормленным рол-н-роллом. Наверное, для многих читателей это неожиданность. Они привыкли к другому Готту. Но "чешско-немецко-русскоязычный поп-певец из Восточного блока" - это только один из его имиджей. Думаю, родись Готт по другую сторону океана, он стал бы Королём не только богемской сцены. У него было всё, что надо: голос, внешность, драйв, стиль, лучезарная улыбка. Посмотрите, как в бытность молодым полубогом он пел "It takes a worried man" ("Worried Man Blues"). Эту песню исполняли десятки музыкантов, но Готт стал единственным, кто спел её, как Король:
Пожалуй, этой песней можно было бы и завершить рассказ о стильных людях, живших в шакальи годы в маленькой восточноевропейской стране. Но если пение Готта вызвало у вас желание увидеть и услышать стильных людей на бис, то в вашем распоряжении есть следующие ссылки:
Swing-kids - "плесень" Третьего Рейха. - ув. zina_korzina написала пост о "детях свинга", стилягах нацистской Германии
http://lord-k.livejournal.com/301850.html - ув. lord_k рассказал о зазу - стилягах вишистской Франции
http://ttolk.ru/?p=1962 - "Толкователь" поведал о стилягах современной Африки
http://video.mail.ru/mail/ehzik47/26/992.html - Александр Филиппенко исполнил монолог из "Взрослой дочери молодого человека", без которого каждый разговор о стилягаx был бы неполным
http://www.youtube.com/watch?v=QzHIn5S-RbY - Дороти Дендридж спела "Поезд на Чаттанугу", вещицу, вокруг которoй строится монолог Филиппенко
http://www.youtube.com/watch?v=ToK2NaQebCA&feature=related - Джонни Кеш исполнил "It takes a worried man" в традиционной манере, что позволяет сравнить его версию песни с версией Готта.
"...вы увидите людей, которые выглядят, как Троцкий, и поймёте, что вы опять в дураках." - я сам когда-то написал пост о том, что Карел Готт - не только король чешской музыки, но и магистр чешской конспирологии. Стильный человек стилен во всём.
origen_72
February 3 2012, 23:21:22 UTC 7 years ago
----------------------------------------
Интересно, спасибо.. А вы никакого чеха не спросили - это азиатчина или европейский цивилизационный выбор?
bohemicus
February 3 2012, 23:29:29 UTC 7 years ago
origen_72
February 3 2012, 23:35:39 UTC 7 years ago
За эссе спасибо, Вы познавательно пишите (хотя и тенденциозно на мой взгляд, что снижает ценность текста). Кстати, а есть ли у чехов какой-нибудь фильм, где была бы выражена их свободолюбивость оттененная запретом на танцы в 1940-1945 годах? Ну чтобы искрометно, с борьбою за европейские ценности против введенного Единой Европой запретом для танцев для них?
philtrius
February 4 2012, 05:22:06 UTC 7 years ago
bohemicus
February 4 2012, 08:14:41 UTC 7 years ago
kouzdra
February 3 2012, 23:25:03 UTC 7 years ago
bohemicus
February 3 2012, 23:30:05 UTC 7 years ago
kouzdra
February 4 2012, 07:21:21 UTC 7 years ago
bohemicus
February 4 2012, 08:15:40 UTC 7 years ago
kouzdra
February 4 2012, 08:21:20 UTC 7 years ago
А как надо?
bohemicus
February 4 2012, 08:28:34 UTC 7 years ago
kouzdra
February 4 2012, 08:31:24 UTC 7 years ago
Впрочем пара эстетических предпочтений у меня есть - не люблю майки с надписями и если таки случается купить дорогую вещь - она не должна выглядеть "стильной" или дорогой (собственно именно это отвращает меня от MacBook Pro - машинки и правда хорошей - своей неубиваемостью в первую очередь, в отличие от более позднего джобсового барахла, в пользу ThinkPad или Сонек с их подчеркнуто "никаким" дизайном)
kouzdra
February 4 2012, 09:07:05 UTC 7 years ago
Еще "под ноль" и "под расческу" - но это скорее армейское.
Ну и применяемая ныне "под горшок" - когда начинающие лезть куда не надо волосы просто обрезаются кем-нибудь из знакомых "по линеечке" до приемлемой длины: удобно тем , что не надо идти в парикмахескую и ставить в тупик тамошних теток ответом, что мне "все равно какая стрижка, лишь бы покороче и побыстрее".
max630
February 4 2012, 14:57:37 UTC 7 years ago
kouzdra
February 5 2012, 10:28:19 UTC 7 years ago
oslobyk
February 4 2012, 10:28:41 UTC 7 years ago
Такая замороченность на обладании стилем выдает в Вас вульгарность и плебейство, значительно большее, чем полное отсутствие стиля.
bohemicus
February 4 2012, 12:44:26 UTC 7 years ago
oslobyk
February 4 2012, 17:41:38 UTC 7 years ago
loboff
February 6 2012, 19:14:02 UTC 7 years ago
oslobyk
February 7 2012, 04:59:32 UTC 7 years ago
nelly_b
February 3 2012, 23:46:27 UTC 7 years ago
Мне стыдно признаться, но я никогда таких живьем не видела. Хотя свитер с оленями - да, он у отца точно был.
bohemicus
February 4 2012, 08:17:40 UTC 7 years ago
yu_sinilga
February 4 2012, 11:33:50 UTC 7 years ago
Зарисовка ретро-нравов вполне изящна.
bohemicus
February 4 2012, 12:47:57 UTC 7 years ago
Но под замком у меня нет и, видимо, не будет ни одной строчки. Ещё одна из вещей, которые я никогда не делаю в ЖЖ - не пишу под замок.
yu_sinilga
February 4 2012, 13:25:52 UTC 7 years ago
nelly_b
February 4 2012, 12:51:00 UTC 7 years ago
bohemicus
February 4 2012, 13:03:00 UTC 7 years ago
nelly_b
February 4 2012, 13:44:56 UTC 7 years ago
enzel
February 4 2012, 14:11:21 UTC 7 years ago
bohemicus
February 6 2012, 15:21:29 UTC 7 years ago
3i
February 4 2012, 08:44:06 UTC 7 years ago
Неделю назад был в Праге, с удовольствием вспоминал Ваши посты.
Помимо прочего - зашли с коллегами в Джаз-клуб Редута, где играли эти парни:
http://www.redutajazzclub.cz/program/detail/language/en/genre/all/programId/728.
Возраст солиста - корнетиста - за семьдесят, что навело на мысли о том - был ли он стилягой и были ли вообще "стиляги" в Чех-ии (-ословакии), такой близкой к Западу.
Додумать не успел и вот - Ваш пост.
Спасибо!
bohemicus
February 4 2012, 09:16:59 UTC 7 years ago
Это Петр Гасман. Помимо того коллектива, который Вы видели, он играет в основном составе Traditional Jazz Studio. Это наистарший чешский джаз-бенд, существующий с 1959 года.
vinitski
February 4 2012, 10:20:36 UTC 7 years ago
Вот, давно собираюсь с духом, описать культ вестернов и моду на кантри, может, у вас рука легче???
bohemicus
February 4 2012, 12:49:47 UTC 7 years ago
Не знаю, легче ли у меня рука, но о чешском кантри я писал около года назад http://bohemicus.livejournal.com/42091.html
vinitski
February 4 2012, 12:58:53 UTC 7 years ago
А более-менее хрестоматийная Монтгомери тут: http://youtu.be/BSWBl-GagyM
bohemicus
February 4 2012, 13:12:21 UTC 7 years ago
vinitski
February 4 2012, 13:18:09 UTC 7 years ago
vinitski
February 4 2012, 14:42:50 UTC 7 years ago
А более-менее хрестоматийная Монтгомери тут: http://youtu.be/BSWBl-GagyM
loboff
February 4 2012, 12:06:13 UTC 7 years ago
За Готта - отдельное спасибо. По-настоящему порадовали...
bohemicus
February 4 2012, 12:58:21 UTC 7 years ago
Наши стиляги были вполне аутентичны. Видимо, Вы имеете в виду, что были уверены в их оригинальности. Но в такой насквозь подражательной стране, как наша, найти что-то совсем уж оригинальное крайне затруднительно.
А Готт... Знаете, хоть я и пишу, что он мог бы быть Королём, он даже круче, чем король. Чехи часто называют его просто "Божественный". Несколько лет назад какие-то воинствующие австрийские атеисты обклеили Вену плакатами с надписью: "Gott - это не сверхъестественное существо, а чешский певец." :)
loboff
February 4 2012, 17:22:08 UTC 7 years ago
Интересно, а вот сами наши стиляги осознавали свою преемственность по отношению к европейскому процессу? Или всё же считали себя самостоятельными "штатниками", которые сами это придумали? Вот эта знаменитая фраза из Тодоровского "в Америке нет стиляг" - насколько она соответствует тому самосознанию?
История о венских атеистах - бесподобна!
enzel
February 4 2012, 14:10:09 UTC 7 years ago
loboff
February 4 2012, 17:44:05 UTC 7 years ago
enzel
February 4 2012, 19:48:27 UTC 7 years ago
loboff
February 5 2012, 15:17:48 UTC 7 years ago
enzel
February 5 2012, 18:45:45 UTC 7 years ago
loboff
February 6 2012, 19:03:49 UTC 7 years ago
bohemicus
February 6 2012, 15:24:33 UTC 7 years ago
loboff
February 6 2012, 19:02:17 UTC 7 years ago
Впрочем, и вопрос-то у меня был о другом - наши стиляги всё же же были подражанием подсмотренному в Европах за время "освобождения" (в т.ч. и той же Чехии, Польше, Германии), или это было параллельное, стихийно-возникшее, но по принципу своему похожее движение, спровоцированное сценическими образами Пресли и Ко, и его (и Ко) революционного (для всего мира) звучания (и имиджа)?
enzel
February 6 2012, 19:06:51 UTC 7 years ago
loboff
February 6 2012, 20:49:18 UTC 7 years ago
enzel
February 7 2012, 05:58:50 UTC 7 years ago
loboff
February 8 2012, 16:23:21 UTC 7 years ago
bohemicus
February 7 2012, 07:29:32 UTC 7 years ago
Вот тут есть кое-какие подробности о терминах http://ru-1950s.livejournal.com/9522.html
Координировалось ли каким-то образом возникновение подобных стилягам субкультур в разных странах, точно сказать не могу (позже, начиная с битлов, всё понятно - там англичане работали).
loboff
February 8 2012, 16:29:36 UTC 7 years ago
memento_iv_mo
February 4 2012, 21:52:42 UTC 7 years ago
Спасибо, интересно (как и всегда).
Стильные люди в шакальи годы.
memento_iv_mo
February 5 2012, 08:30:25 UTC 7 years ago
"...В декабре 1944 года де Голль через Иран прибыл в Страну Советов. Уже находясь на территории Азербайджана, он неожиданно попросил, чтобы его отвезли в Сталинград, желание гостя закон и встречавший де Голля Молотов отдал распоряжение сделать крюк и посетить Сталинград. Стоя на декабрьском ветру и озирая заснеженную картину циклопических разрушений, де Голль вдруг сказал Молотову, что он искренне скорбит о "понесённых совместно (!) жертвах". Молотов был покороблен до глубины души. Но это были только цветочки, прибыв в Москву, де Голль, будучи окружён журналистами, принялся делиться с ними впечатлениями о посещении Сталинграда и в кульминационный момент беседы неожиданно с неуместной пылкостью начал восклицать: "Ah, Stalingrad, c'est tout de même un peuple formidable, un très grand peuple!" ("Какой грозный, какой великий народ!"). Кто-то из журналистов тут же с готовностью подхватил: "Ah, oui, les Russes...", но де Голль недоумка тут же с досадой оборвал: "Я говорю не о русских, я говорю о немцах, как им удалось зайти так далеко?!"
http://alexandrov-g.livejournal.com/246135.html
svetlost
February 6 2012, 08:39:36 UTC 7 years ago
http://www.imdb.com/title/tt0108265/
Снятый, разумеется, в Праге ;-)
bohemicus
February 6 2012, 15:17:02 UTC 7 years ago
Как-то видел
b_graf
February 8 2012, 10:33:48 UTC 7 years ago
Re: Как-то видел
b_graf
February 8 2012, 10:34:40 UTC 7 years ago
pankratiev
February 13 2012, 10:33:36 UTC 7 years ago
Писал, не наводя никаких справок, только по памяти.
bohemicus
February 13 2012, 17:37:23 UTC 7 years ago
К сожалению, юмор очень трудно переводить, неизбежно что-то теряется. Даже в названиях. Например, "Лимонадный Джо" в оригинале - "Лимонадный Йoе" ("Limonádový Joe"). В Чехии иногда бывает, что кто-нибудь читает иностранные слова по правилам чешского языка (например, в 70-х случалось, что сельские лекторы клеймили на собраниях в местных клубах "юнту генерала Пинохета"). Это обстоятельство и обыграно в имени главного героя. Очень чешская шутка, по-русски её практически невозможно передать.
Другая известная чешская пародия - "Конец агента" http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86_%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC) - в оригинале называется "Конец агента W4C при посредничестве собаки пана Фоустка", причём WC в Чехии - это стандартное обозначение общественного туалета.
Вальдемар Матушка с 1986 года жил в США, после эмиграции чехословацкие власти уничтожили тираж его последней пластинки, сняли его имя из титров некоторых фильмов и т.д. После 1989 года он часто приезжал на родину и опять был звездой. Матушки не стало в 2009. На его похороны пришло около 12 тысяч человек.
"Fantom Morrisvillu" был снят вот в этом замочке http://cs.wikipedia.org/wiki/Soubor:Praha,_Bubene%C4%8D,_M%C3%ADstodr%C5%BEitelsk%C3%BD_letohr%C3%A1dek.jpg Некогда это здание было летней резиденцией богемских губернаторов. Сейчас там расположен архив отделения журналов Национального музея.
"Šlechetný cowboy Sandy aneb Prohraná nevěsta" - ныне практически забытый фильм. Он был снят в декорациях, построенных для "Лимонадного Йoе".
"Starci na chmelu" и сейчас идут по ТВ не менее одного раза в год, а то и чаще.
pankratiev
February 13 2012, 20:09:03 UTC 7 years ago
Сейчас, возможно, я уже домысливаю, но, кажется, ощущенние, что "Лимонадный Йое" (в "йое" слышится мне нота, взятая Карелом) был сделан с большим запасом относительно своих зрителей (понимаешь в зависимости от уровня своей испорченности) было у меня уже при первом просмотре - мальчишки много чувствуют, хе-хе.
Предвкушаю,с каким удовольствием посмотрю материалы по Вашим ссылкам, как-то Чехия теперь ушла из моего оборота - но то что запало в детстве, знаю, не ржавеет.
Ещё раз спасибо Вам большущее... а ещё ведь был чешский хоккей...
tay_kuma
May 31 2012, 14:06:38 UTC 7 years ago
bohemicus
May 31 2012, 14:09:22 UTC 7 years ago
tay_kuma
May 31 2012, 15:55:44 UTC 7 years ago