Любой школьник из благословенной Богемии скажет вам, что обязательное начальное образование в его стране завела Мария-Терезия в 1774 году. Кроме того, государыня внедрила выращивание картофеля, ограничила барщину, создала единый земельный кадастр, унифицировала австрийскую и богемскую администрацию, учредила военную академию в Вене и совершила множество других деяний, которые в иную эпоху принесли бы ей славу великого реформатора. Однако по меркам эры просвещённого абсолютизма это было не так много, и реформы Марии-Терезии оказались полностью в тени реформ её сына.
Через три месяца после смерти матери Иосиф сформулировал цели своего правления: "Из империи, в которой я царствую, должны в соответствии с моими принципами исчезнуть все предрассудки, фанатизм и рабство, чтобы каждый подданный мог пользоваться своими неотчуждаемыми правами и свободами." Ещё через несколько дней император начал осуществлять правовые, социальные и религиозные реформы, превосходившие своим радикализмом всё, что до той поры явили миру просвещённые монархи Европы.
Иосиф II, реформатор, бывший для своей страны кем-то вроде Петра Великого и Александра Освободителя одновременно.
28 марта 1781 года был обнародован указ Иосифа, согласно которому папские буллы и послания могли публиковаться в австрийских владениях только после предварительного одобрения светскими властями. Де-факто церковная жизнь подчинялась интересам государства. B Риме pешение императорa вызвало переполох. Но вскоре выяснилось, что это ещё не церковная реформа, а лишь прелюдия к ней.
11 июня 1781 года Иосиф издал закон о цензуре. Контроль церкви над печатью был упразднён, единственным правомочным цензурным органом стала Главная комиссия по цензуре книг во главе с известным сторонником Просвещения графом Яном Хотеком. Список запрещённой литературы резко сократился. Под запретом остались исключительно "непристойности, которые ничего не объясняют и ничему не учат" и произведения, которые "оскорбляют христианскую веру или выставляют её в смешном виде", причём под выставлением в смешном виде подразумевались распространение суеверий и прочие проявления обскурантизма, включая продажy индульгенций.
Снимались все ограничения на политическую критику властей любого уровня, вплоть до императора. Научные публикации освобождались от цензуры, книгоиздание и книжная торговля провозглашались предметами свободного предпринимательства, запрет на некатолическую религиозную литературу отменялся. Kниги из частных собраний впредь не могли конфисковываться, обыски жилищ граждан и досмотры багажа путешественников в поисках запрещённых книг были прекращены. Историки отмечают, что сегодняшнее австрийское законодательство о печати практически полностью соответствуeт нормам, введённым Иосифом.
13 октября 1781 года вышел документ, который по-русски принято называть, если я не ошибаюсь, "Эдиктом толерантности" (хотя я больше привык к чешской версии - "Толерантный патент"). Фактически он устанавливал в Австрии свободу вероисповедания. Католицизм остался государственной религией, но сохранил свои преимущества исключительно в сфере публичных богослужений. Единственное ограничение для других христианских конфессий теперь заключалось в том, что их храмы не должны были стоять на главных улицах и центральных площадях. Во всём остальном протестанты и православные уравнивались в правах с католиками - они могли занимать любые должности, получать академические титулы, вступать в браки с католиками и т.д. Исключение было сделано лишь для нескольких небольших сект, но и их преследование стало не столь жёстким, как прежде.
30 октября 1781 года Иосиф объявил, что монастыри, деятельность которых никак не видна, будут закрыты. Во второй половине XVIII века общее количество монастырей в дунайской монархии достигало двух тысяч, и многие из них занимались чем угодно, только не рапространением слова евангельского. Например, пражский монастырь ирландских францисканцев (так называемых ибернов) жил ростовщичеством. В других божьих обителях молодые дворяне обучались фехтованию и верховой езде. Некоторые монастыри купались в роскоши, и это была отнюдь не роскошь церковного убранства - они были переполнены слугами в ливреях и чуть ли не ежедневно устраивали балы с танцами до утра.
Император решил сохранить лишь те монастыри, которые занимались полезной для общества деятельностью - содержали школы, больницы, дома престарелых или приюты для сирот. Все остальные упразднялись, их насельники изгонялись, имущество распродавалось, здания либо выставлялись на аукцион, либо использовались для нужд государства. Закрытие монастырей позволило Иосифу завершить и военную реформу. Прежде австрийские солдаты и офицеры определялись на постой в дома гражданских лиц. Теперь армия перешла на казарменную систему. Иногда бывшие монастыри переоборудовались под военные лазареты, но чаще - под казармы.
За первые два года реформы было закрыто около семисот монастырей, что принесло государству фантастическую сумму в 15 миллионов золотых (по приблизительным оценкам, ещё столько же бесследно исчезло при распродаже церковного имущества). Содержавшиеся католическими орденами церковные училища были запрещены, впредь священникам предстояло получать образование в находившихся под контролем государства семинариях. Выпускникам семинарий, избиравшим пасторское служение в качестве приходских священников, выплачивалось вдвое большее пособие, нежели тем, которые предпочитали жизнь за стенами монастырей.
В итоге взамен каждого закрытого монастыря открылось по четыре новых прихода. Государство стало платить приходским священникам зарплату (а тем из них, кто по возрасту уже не мог исполнять свои обязанности - пенсию). При этом на них была возложена обязанность вести метричные записи. По замыслу Иосифа, духовенство, наряду с офицерством и чиновничеством, должно было стать одним из столпов государственной власти. Он вывел священнослужителей из-за монастырских стен и отправил их в народ.
1 ноября 1781 года Иосиф отменил крепостное право в королевстве Богемском (впоследствии он освободил пейзан и в других провинциях). Крестьяне получили личную свободу, право выбирать профессии по своему усмотрению, покидать земли феодала без его согласия и переселяться хоть в города, хоть на земли других владельцев. Феодалы лишались судебных полномочий в своих владениях и права вмешиваться в личную жизнь подданных. Если феодальная охота наносила крестьянскому хозяйству ущерб, он должен был быть возмещён.
При этом такая феодальная повинность, как барщина, сохранились (её отменили только в 1848 году). Однако Иосиф считал справедливым создать одинаковые условия для населения всех провинций. Точнее - привести их в соответствии со стандартами эрцгерцогства австрийского (в Австрии нормой считались 1-2 дня барщины в месяц; в Богемии - 3 дня в неделю; в Трансильвании царил полный произвол, и венгерские магнаты сдирали с румынских крестьян по три шкуры). Наконец, была установлена норма, согласно которой крестьянину должны были оставаться 70% плодов его труда, 17,5% доставались феодалу, а 12,5 - государству.
Один из пунктов эдикта об освобождении крестьян запрещал им кланяться в пояс и целовать руки господам. Впоследствии это раcпоряжение вышло отдельным указом. Через полгода - снова. Иосиф повторно издавал указ о запрете целования рук и глубоких поклонов каждые полгода на протяжении шести лет, пока не удостоверился, что селяне привыкли вести себя, как свободные люди, у которых есть честь и достoинство.
2 января 1782 года Иосиф издал эдикт, касающийся положения евреев. Большинство накопившихся за века дискриминационных мер и ограничений отменялись. Отменялись специальные налоги и запрет выходить из дома в воскресенье, особая одежда и введённые при Марии-Терезии отличительные знаки жёлтого цвета. Иудеям разрешалось жить среди христиан, служить в армии, носить шпаги, занимать государственные должности, владеть землёй, открывать мануфактуры и т.д.
При этом евреям предписывалось сменить семитские имена на германские, а детей отдать в общеобразовательные школы (в которых дважды в неделю изучалось католическое богословие). Раввинат лишался судебных полномочий, евреи теперь должны были решать свои споры в обычных судах. Особо оговаривалось, что к евреям следует обращаться, как ко всем остальным людям. Например, в Богемии - "pane" (до этого было принято обращение "žide").
Между тем Пий VI, с 1775 года носивший папскую тиару, решил изменить церковную политику Иосифа с помощью своего дипломатического искусства. Он на сутки уединился для молитвы, после чего появился перед кардиналами с просветлённой улыбкой и заявил, что по велению Бога поедет в Вену, дабы император склонился перед силой его слов. Отъезд святого отца из Рима был не меньшей сенсацией, чем появление братьев Габсбургов на конклаве в 1769 году. Все пытались вспомнить, когда понтифик римский в последний раз покидал Италию... и не могли этого сделать.
Кауниц советовал Иосифу не пускать папу в страну, опасаясь, что тот сподвигнет народные массы на сопротивление церковной реформе. Однако император, никогда не боявшийся ни одного противника, не испугался и этого. Пий приехал в Вену, как триумфатор. Его сопровождала великолепная процессия, а вдоль дороги выстроилась многотысячная толпа. Люди устраивали празднества с фейeрверками, а на всех костёлах звонили колокола. На Иосифа это не произвело никакого впечатления, он лишь иронично заметил, что колокола - это артиллерия церкви.
Встреча императора и папы состоялась 22 марта 1782 года. Они обнялись на глазах у всего народа. Народ ликовал. Вскоре последовало пасхальное богослужение, во время которого Иосиф принял причастие из рук Пия, а пятьдесят тысяч человек заполнили площадь перед храмом и прилегающие улицы. Потом начались балы и приёмы, на которых папа блистал остроумием и очаровал венское общество. Наконец, дело дошло до официальных переговоров.
Они встретились вчетвером - Иосиф, Пий, Кауниц и архиепископ венский кардинал Мигацци (человек Марии-Терезии и политический противник Иосифа). Папа надеялся повлиять на мнение императора в ходе дебатов. Но дебаты не состоялись. Иосиф заявил, что не может дискутировать о богословских вопросах, так кaк не имеет теологического образования. Но если его политика в отношении монастырей вызывает у папы какие-то вопросы теологического характера, папa может подать их в письменном виде, и теологи императора дадут ему письменный ответ. Впрочем, всё, что делает император, направлено на благо его подданных и самой церкви. Если святой отец хочет ознакомиться с официальной позицией императора, канцелярия императора предоставит её святому отцу в письменном виде.
Пий пробыл в Вене месяц и вернулся в Рим, находясь под глубоким впечатлением от личности и идей Иосифа. Императорская концепция очищенной от праздной роскоши и вернувшейся к пасторскому служению церкви была безупречна. Папа не нашёл в ней никаких следов ни ереси, ни атеизма. Он стал призывать венгерских епископов, находившихся на грани мятежа, к примирению с государем.
Однако в Риме Пий опять оказался под давлением противников Иосифа и в очередной раз изменил позицию. Он даже отправил императору письмо, содержащее угрозу его отлучения от церкви, на что Иосиф ответил в своей обычной манере: "Письмо, написанное от имени Вашей Святости, вышло из-под пера человека, пытающегося внести раскол в наши отношения. Вашей Святости следовало бы найти автора этого оскорбительного текста."
16 июля 1782 года в Вене состоялась премьера оперы Моцарта "Похищение из сераля". Её успех был оглушителен. Тем большим контрастом прозвучала фраза побывавшего на премьере Иосифа: "Это слишком красиво для наших ушей, а главное - слишком много нот, милый Моцарт!" В этих словах отразились и усталость, и нервное напряжение, и начинавшиеся болезни императора.
Иосиф никому не уступал ни как полководец, ни как администратор, ни как дипломат. Его проблема заключалась в том, что он никому не доверял и никому не желал делегировать свои полномочия. Этот государь всё делал сам, пытаясь в ручном режимe управлять восемнадцатью миллионами человек, которым сам же дал все права и свободы. Он жил на изноc, работая от двенадцати до восемнадцати часов в день, и реформировал все области жизни своих подданных, не оставляя без внимания ни одной мелочи.
Через год после воцарения Иосифа в Австрии не было крепостничества, зато были свобода слова и вероисповедания. И таких лет Господь отпустил ему девять. Императору хватило этого времени, чтобы реализовать программу, осуществление которой заняло у остальных европейских народов жизнь двух-трёх поколений (во многих иных частях планеты она остаётся неосуществимой и сегодня).
В.А. Моцарт, "Турецкое рондо" (обычно не совсем точно называемое "Турецким маршем") и кадры из фильма Милоша Формана "Амадей". Это один из редчайшиx случаев появления на киноэкране Иосифа II. Формановский Иосиф совершенно не похож на реального Иосифа ни внешне, ни внутренне. Тем не менее, "Амадей", этот искромётный гимн свободе, прекрасно передаёт атмосферу его правления. Если бы на Земле существовала справедливость, кто-нибудь непременно снял бы подобный фильм о самом Иосифе.
"непристойности, которые ничего не объясняют и ничему
fon_rotbar
February 20 2015, 13:51:50 UTC 4 years ago
Re: "непристойности, которые ничего не объясняют и ниче
ifc
February 20 2015, 18:11:29 UTC 4 years ago
Re: "непристойности, которые ничего не объясняют и ниче
fon_rotbar
February 20 2015, 18:23:38 UTC 4 years ago
Re: "непристойности, которые ничего не объясняют и ниче
ifc
February 21 2015, 06:42:06 UTC 4 years ago
grey_horse
February 21 2015, 07:08:28 UTC 4 years ago
Re: "непристойности, которые ничего не объясняют и ниче
bohemicus
February 23 2015, 18:50:00 UTC 4 years ago
бесполезно чему-либо учиться.
fon_rotbar
February 23 2015, 18:58:29 UTC 4 years ago
dartii
February 20 2015, 13:54:36 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 18:50:32 UTC 4 years ago
tslongin
February 20 2015, 13:57:53 UTC 4 years ago
Уважаемый, нашли с кем сравнивать величайшего реформатора и либертарианца Иосифа II с тираном и поработителем Петрушкой. Всё одно, как Рузвельта времён Великой депрессии и Адольфа Алоизовича .
bohemicus
February 20 2015, 14:13:31 UTC 4 years ago
Воззри на труд и громку славу,
Что свет в Петре неложно чтит;
Нептун познал его державу,
С Минервой сильный Марс гласит:
"Он бог, он бог твой был, Россия..."
supermipter
February 20 2015, 15:42:11 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 18:52:31 UTC 4 years ago
supermipter
February 23 2015, 18:55:46 UTC 4 years ago
P.S. Кстати, порывшись в различных материалах я обнаружил что английский след в Китае действительно значимый фактор, тот же знаменитый канал в Никорагуа почему-то строится китайской фирмой из Гонконга,хотя у материковых кампаний опыт по строительству каналов в миллион раз больше. И консультанты тоже они.
bohemicus
February 23 2015, 19:18:37 UTC 4 years ago
Гор Видал однажды сказал: "Президент США - это человек, исполняющий приказы". По-моему, это самое главное, что есть смысл знать об американских президентах.
Допустим, с именем Рейгана у меня могут быть связаны какие-то воспоминания молодости. Это хотя бы что-то. Но Рузвельт? Не уверен, что он занимал мои мысли хотя бы десять минут за последние сорок лет.
supermipter
February 23 2015, 19:33:58 UTC 4 years ago
P.S. А электронного счета для благодарностей за ваш труд,вы так и не завели,впрочем может это и не имеет смысла при современном курсе. Но я считаю что имеет, так как всегда хочется вас отблагодарить за столь красивую работу со словом.
tslongin
February 20 2015, 16:02:17 UTC 4 years ago
Не след приводить вынужденно верноподданические слова Ломоносова, который сполна хлебнул от засилия "немцев" при Екатерине. А уж во времена Елизаветы Петровны попробовал бы он по иньшему сказать!
loboff
February 20 2015, 18:23:31 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 19:27:22 UTC 4 years ago
kaktatag
February 20 2015, 14:46:46 UTC 4 years ago
tslongin
February 20 2015, 15:46:08 UTC 4 years ago
kochanov_gavril
February 20 2015, 20:30:09 UTC 4 years ago Edited: February 20 2015, 20:32:25 UTC
Во-вторых, крепостное право это не рабство. КП существовало во всех странах Европы, как форма власти образованных людей над неграмотным большинством. С увеличением доли образованных механизм КП становился обузой для экономики и его отменяли.
Насчет "рассохшегося" флота меньше читайте Солоневича и фантаста Бушкова.
dirkdigler77
February 21 2015, 04:20:21 UTC 4 years ago
2 kochanov_gavril
tslongin
February 21 2015, 12:36:28 UTC 4 years ago
Ваша формулировка "Крепостное право... как форма власти образованных людей над неграмотным большинством" заслуживает награждения Большой оловянной медалью "За достижения в области тупости и примитивизма".
Не лезьте, сударь, в дискурс взрослых людей, не ознакомившись тщательно с историческими источниками того времени, прежде всего, европейскими(погуглите).
А за "студента" мне, остепенённому, спасибо!
Deleted comment
Re: 2 kochanov_gavril
tslongin
February 21 2015, 19:26:42 UTC 4 years ago
По поводу Вашей категории "бойцов невидимого фронта" у меня возникает только один правомерный вопрос: Вам действительно ощутимо платят, албо Вы - "идейные"?
Мой ласковый Миша
kochanov_gavril
February 22 2015, 06:57:29 UTC 4 years ago
А вы у нас безликий. По правилам жанра аноним - это никто. Пустое место. И мнение ваше ничего не стоит. Боитесь открыть лицо и ФИ, значит что-то скрываете. Либо внешнее уродство, либо малолетство, либо низкий социальный статус. Оскорбить анонима нельзя, ведь у вас нет лица, поэтому некого оскорблять. Так что можете ёрничать сколько угодно - это соответствует вашему "статусу". На большее вы неспособны.
Население России в конце XVII - начале XVIII вв.
kochanov_gavril
February 21 2015, 14:43:54 UTC 4 years ago
Re: Население России в конце XVII - начале XVIII вв.
tslongin
February 21 2015, 18:53:03 UTC 4 years ago
- известного коммунистического пропагандона от исторической науки с его "трудом" ажник от 1977-го года характеризует Вас в наибольшей степени. БСК.
Вы бы ещё Пикуля порекомендовали, или труды незабвенного "вождя всех народов".
Что там говорят по поводу менталитета и плинтуса? Дык, - это про Вас.
Субъекты вашего уровня не представляют видимого интереса в дискурсе. Увольте.
Re: Население России в конце XVII - начале XVIII вв.
kochanov_gavril
February 22 2015, 06:28:34 UTC 4 years ago
Вы абсолютно правы. На самом то деле Петрушка - злобный коронованный изверг. Под корень народ извел. Как вообще при нем люди в стране остались, удивительно! А то что царь самолично с Меншиковым головы стрельцам рубил, так это ради царской забавы, а вовсе не от отсутствия репрессивного аппарата и сети концлагерей. То ли дело правители просвещенной Европы: демократ и миротворец Людовик XIV, пацифист Фридрих II и самый гениальный король своего времени Георг III. Как за такими титанами нашему основателю Империи угнаться.
efrejtor_osvald
February 20 2015, 14:58:38 UTC 4 years ago
мсье знаток русской истории?)
tslongin
February 20 2015, 15:01:47 UTC 4 years ago
efrejtor_osvald
February 20 2015, 19:45:04 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 19:49:03 UTC 4 years ago
Разумеется, можно допустить мысль, что Вы блестяще образованны, но по каким-то причинал ведёте журнал от лица полуграмотного гопника. Однако в таком случае Вам следовало бы иметь по крайней мере два аккаунта. Когда человек пишет о своей образованности с подчёркнуто гопнического аккаунта, это выглядит не очень убедительно.
Ещё менее убедительны Ваши заверения в уважении ко мне, проскользнувшие где-то выше или ниже в этой же ветке. Если бы у Вас действительно была хоть капля уважения, Вы не стали бы писать комментарии, форма и содержание которых гарантированно вызовут у меня отвращение, а других людей спровоцируют на ответные оскорбления.
У Вас была одна совершенно очевидная цель - устроить небольшой скандал. Но мне здесь скандалы не нужны. Поэтому я удаляю и Ваш развязные по тону комментарии, и адресованные Вам оскорбительные реплики других участников дискуссии.
И прошу Вас впредь высказываться в моём журнале корректно. Иначе я буду вынужден прибегнуть к бану.
tslongin
February 24 2015, 16:59:30 UTC 4 years ago
Уместно вспомнить слова мудрейшего Екклезиаста:"Не суди, да судим не будешь".
Мне изначально нравился ваш блог, как утончённо-рафинированный интеллектуальный стёб. Начиная с дуализма ника: "из Богемии" - "человек богемы". Вы себя позицинировали в качестве безмерно осведомлённого и проницательного сноба от истории, проводящего безапелляционные аналогии к современности. Одно ваше высказывание даже в текущем дискурсе много стоит: " Но Рузвельт? Не уверен, что он занимал мои мысли хотя бы десять минут за последние сорок лет."
Эка! Богемник настолько велик, что некий Рузвельт не достоин размышлений об онном более, чем на 10 минут за 40 лет. Чем же так велик досточтимый Богемник? Внимательно и с тщанием следил за вашим продолжительным спором-ссорой с Галковским. Следует отдать вам должное, вы в бОльшей степени пытались сохранить индифферентность дискурса, чем Галковский, временами переходивший на личности. Тем не менее, ваша аргументация производила полное впечатление начётничества, выглядела слабо и, в результате, проиграла. Заметьте, даю оценку аргументации, а не вам, как человеку и автору. Лично для меня, дискурс был своего рода "пиршеством духа", ибо в нём сошлись два безусловно не ординарных мыслителя. Каждый со своей позицией, кою отстаивал в меру сил и способностей.
Весьма признателен за высказанное вами предположение в моей "блестящей образованности", на которую отнюдь не претендую. Напомню, что говорил о своих достойных учителях, а не о себе, грешном. В аспирантуре судьба свела меня с мудрейшим современным философом - Борисом Николаевичем Чикиным (погуглите), многочасовые приватные беседы с коим весьма серьёзно отразились на моём собственном миропонимании.К числу своих собственных изысканий могу причислить только такую малость, как научное обоснование феномена "исламской цивилизации", её классификации, периодизации и попытку создания понятийного аппарата.
Впрочем, Богемикусу недосуг занимать свой просвещённый ум такими абстракциями, коль скоро у него даже на Рузвельта боле 10 минут за 40 лет не нашлось.
Мне нравится ваша снобистская утончённость. Согласен ради этого даже на чрезмерное самолюбование автора. Самобытная посконность- редкость в наше деградирующее время. Только вести себя, милейший, следует корректно, без обзывалок и навешивания эпитетов. Коль есть желание забанить - ваше полное право, как хозяина блога удалять инакомыслящих.В праве вы и удалить сей камент. Так ведь спокойнее, правда? И никто не покусится оспорить мнение само провозглашённого Гуру и толпы почитателей его творчества будут писать только хвалебные "ах, как глубоко, ах, как умно и проницательно"!!!
Право, скромнее,сударь, след. Впрочем вольному-воля.
P.S. Насчёт "уполовинил" - это аллегория, на самом деле, "всего" 20-30% (подсчёт затруднителен и не достоверен в силу отсутствия достоверной статистики). Кстати(ёрнически), не спутайте, случайно, аллегорию с аллюзией или поллюцией.
bohemicus
February 24 2015, 19:34:19 UTC 4 years ago
Осталось выпустить из головы пропагандистский бред и перестать коверкать имена, фамилии, никнеймы и т.д. Цифры Водарского (которого Вы называете Володарским) вполне корректны, численность населения России при Петре Великом выросла с примерно 11 до примерно 15 миллонов человек. Россказни про убыль населения в тот период - это, естественно, чушь собачья.
P.S. Никакой ссоры с Галковским у меня не было. Спора, в общем-то, тоже. Был обмен мнениями. Я вообще никогда ни с кем не спорю, а только обозначаю свою позицию и делюсь с людьми или своими мыслями или той или иной информацией.
tslongin
February 24 2015, 19:50:23 UTC 4 years ago
населения, — сообщает М. Клочков в книге “Население Руси при Петре Великом по
переписям того времени”. Убыль населения “если вполне полагаться на переписные
книги новой переписи, отписки, доношения и челобитные, в 1710 году достигала
одной пятой числа дворов старой переписи; в ближайшие годы она возросла до
одной четверти, а к 1715—1716 году поднималась выше, приближаясь к одной трети
(то есть к 33%)”[4]."
"Результаты переписей 1710 года и 1718 года не были признаны Петром I, который был крайне недоволен уменьшением числа налогоплательщиков и твердил, что "пустоты дворов нет", требуя каждый раз провести новую перепись. В третьей петровской переписи главной единицей учета стали не дворы, как ранее, а "души" мужского пола. В январе 1719 года Петр издал указ, в котором требовал провести учет "от старого до самого последнего младенца", грозя за утайку смертной казнью, а в декабре в царском указе уже говорилось о необходимости "всех управителей, у которых взятие и собрание сказок буде еще не окончено, держать в канцеляриях на цепях в железа скованных, не выпуская до тех мест, пока в оном деле совершенно не исправятся". Но и подушная перепись тоже не выявила увеличения населения по сравнению с 1678 годом.
На этот раз Петр I решил принять конкретные меры: в 1722 году к ревизии (отсюда название переписей вплоть до 1860 года) результатов привлекаются генералы и почти весь офицерский состав армии; в тогдашних донесениях говорилось, что из-за этого "при полках офицеров обретается самое малолюдство". Войска действовали столь усердно, что к 1727 году насчитали на той же территории 6 миллионов податных душ мужского пола. Рост населения объясняется очень просто: при смертности, составлявшей тогда до 4,5% в год, достаточно не вычеркнуть из ревизских сказок всех умерших за 5 лет, и население автоматически вырастало на четверть. Именно при Петре I впервые появляются на Руси "мертвые души"
bohemicus
February 24 2015, 20:14:45 UTC 4 years ago
Пётр был абсолютно прав, дворы не пустовали, и никакой убыли населения не было и в помине, а было массовое сокрытие душ с целью оптимизации налогообложения. И он с этим сокрытием боролся. Довольно успешно.
Кстати, в Австрии было то же самое. В 1754 году Мария-Терезия провела первую перепись населения Чехии, и оказалось, что в стране живёт на миллион человек больше, чем заявлялось. Это были крепостные, существование которых просто утаивалось их хозяевами.
tslongin
February 24 2015, 21:12:28 UTC 4 years ago
Переписи дворов и населения 1678-1721 г. г
Санкт-петербург, Сенатская типография 1911г.
Очерк переписей от 1678 до 1710гг.
Перепись 1710г.
Пустота по переписным книгам - 1710г.
Причины пустоты дворов
Отношение правительства к переписи 1710г.
Ландратская перепись
Ландратская перепись в губерниях
Обзор проектов податной реформы
Двора- крестьянские хозяйства, являлись податной единицей и искусственно уменьшить на четверть их кол-во в масштабах России было невозможно, что поясняет автор в разделе "Причины пустоты дворов". В результате Петруша перешёл на подушное взимание налогов после закрепощения крестьян. Ваш пример с М-Терезией крайне не корректен.
bohemicus
February 24 2015, 21:28:19 UTC 4 years ago
2. Вы недолго пробыли в человеческом облике и опять позволили себе по-скотски назвать русского государя уменьшительным именем. Ещё одна подобная выходка, и бан последует автоматически. Это последнеее предупреждение.
vadim_egor
February 26 2015, 20:29:44 UTC 4 years ago
Это отнюдь не тезисы того или иного исследователя, а подлинные документы из Московского архива Министерства юстиции (ныне Российский государственный архив древних актов).
tslongin
February 24 2015, 20:03:23 UTC 4 years ago
определяет политику Петра к основному классу тогдашней Руси — крестьянству.
До Петра и его преемников крестьяне в интересах борьбы за
национальную независимость были прикреплены только к земле, Петр прикрепил
их к помещикам, то есть создал крепостное право европейского типа. Слой
воинов, получавших от государства землю во временное владение, Петр и его
преемники заменяют кастой потомственных рабовладельцев.
Генеральная облава на крестьянство закончилась, по оценке
Ключевского тем, что: "В результате область крепостного права значительно
расширилась, и здесь совершился целый переворот только отрицательного
свойства. В следствии указов Петра, колоссальный фонд государственных
поместных земель сделался частной собственностью дворян. До Петра I дворяне
пользовались поместными землями за свою службу государству. Пользование
поместьями было видом натуральной платы за несение государственной службы.
После упомянутого выше указа Петра они стали собственниками государственных
земель и владельцами "крещенной собственности".
obmolot
February 21 2015, 17:01:24 UTC 4 years ago
Научные публикации освобождались от цензуры
fon_rotbar
February 20 2015, 14:00:28 UTC 4 years ago
Re: Научные публикации освобождались от цензуры
bohemicus
February 23 2015, 19:53:42 UTC 4 years ago
pycco_mypucmo
February 20 2015, 14:00:33 UTC 4 years ago
А кому-то и с отчеством
А ведь наверняка найдётся в истории и Пий Пиевич
ifc
February 20 2015, 18:13:34 UTC 4 years ago
dirkdigler77
February 21 2015, 04:22:12 UTC 4 years ago
yohaha
February 21 2015, 00:23:06 UTC 4 years ago
grey_horse
February 21 2015, 07:12:26 UTC 4 years ago
db1967
February 23 2015, 12:07:02 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 19:56:33 UTC 4 years ago
Его носят четыре человека.
zeleznik
February 20 2015, 14:05:07 UTC 4 years ago
Oleg Cukanov
February 20 2015, 15:32:22 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 20:09:41 UTC 4 years ago
Все просвещённые монархи руководствовались примерно одним кругом идей. Иосиф был просто радикальнее и последовательнее других.
q_w_z
February 20 2015, 14:13:24 UTC 4 years ago
Токайского нет, выпил мадеры.
Не могу не отметить
fon_rotbar
February 20 2015, 18:25:18 UTC 4 years ago
RE: Не могу не отметить
q_w_z
February 20 2015, 19:04:07 UTC 4 years ago
У меня вот стоит и Коктебель и Солнечная Долина, и ординарныйх урожаев и вполне себе выдающихся.
Вот прямо в полуметре от клавиатуры 1991 года.
Re: Не могу не отметить
supermipter
February 20 2015, 21:58:53 UTC 4 years ago
крымскими винами все забито. Правда я их не пробовал...но факт.
bohemicus
February 23 2015, 20:10:04 UTC 4 years ago
sukison
February 20 2015, 14:32:46 UTC 4 years ago
ulanbatir
February 20 2015, 14:42:44 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 20:10:36 UTC 4 years ago
viewpoint
February 20 2015, 15:03:23 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 20:11:53 UTC 4 years ago
mischelllle
February 20 2015, 15:07:07 UTC 4 years ago
Вот это да... жесткие отношения...
dirkdigler77
February 21 2015, 04:27:33 UTC 4 years ago
mischelllle
February 21 2015, 06:25:22 UTC 4 years ago
Единственное, я сужу с точки зрения нынешней, может тогда так принято было...
dirkdigler77
February 21 2015, 10:11:19 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 20:14:57 UTC 4 years ago
starkov_blues
February 20 2015, 15:13:50 UTC 4 years ago
komarovart
February 20 2015, 16:18:55 UTC 4 years ago
starkov_blues
February 20 2015, 16:28:57 UTC 4 years ago
Ибо - в связи с появлением абсолютных монархий роль аристократии стала резко понижаться, и аристократия стала играть роль некоей прослойки-прокладки бесполезной между абсолютным монархом и набирающей силу буржуазией.
Абсолютные монархии слили аристократию в угоду буржуазии, а потом буржуазия слила монархии.
bohemicus
February 23 2015, 20:26:56 UTC 4 years ago
starkov_blues
February 23 2015, 20:39:51 UTC 4 years ago
Я лишь слабо указал на то, что абсолютизм порвал с аристократией узы ВЗАИМНОГО служения, и стал ориентироваться на буржуазию, которая в итоге скушала всех.
А аристократия в итоге - выродилась.
Где вырождение аристократии суть исчезновение служивого слоя общества и замену оного на всевластие бюрократии выражающего интересы буржуазии, ибо Служение было подменено Контрактом.
bohemicus
February 23 2015, 21:47:01 UTC 4 years ago
"Вырождение аристократии" - это стопроцентный миф. Где-то она полностью или частично сохранила власть, где-то - утратила её, но с чего ей "вырождаться"? Это нонсенс.
starkov_blues
February 24 2015, 19:53:10 UTC 4 years ago
Ну сами подумайте - монархи стали родниться с простолюдинами - не это ли свидетельство вырождения?
Это если когда-то Генрих Наваррский простолюдинок просто бесхитростно брюхатил, и никому в голову не приходило этих отпрысков считать за полноценного человека (там половина Франции ходит в потомках у Генриха), и звание бастарда ещё нужно было заслужить своим благородным происхождением, то на сегодня всё печально - мы живём в мире победивших Золушек без роду и племени.
Не, конечно, свежая кровь, но таки чересчур.
Впрочем, ладно, вы же умный человек, и понимаете, что я слегка подшучиваю, тем более, что сам потомок от сохи и купцов, а не белая кость.
starkov_blues
February 20 2015, 15:18:47 UTC 4 years ago
Вот это непонятно - хозяин журнала с одной стороны разоблачает невротиков, а с другой стороны "обожает" невротика Петра Лексеича Перваго.
supermipter
February 20 2015, 15:45:12 UTC 4 years ago
starkov_blues
February 20 2015, 15:48:23 UTC 4 years ago
alexvelikoross
February 20 2015, 16:36:18 UTC 4 years ago
рузвельт - темная лошадка. А реформы начал предыдущий президент, между прочим.
starkov_blues
February 20 2015, 17:17:37 UTC 4 years ago
alexvelikoross
February 20 2015, 17:23:32 UTC 4 years ago
starkov_blues
February 20 2015, 17:47:44 UTC 4 years ago
alexvelikoross
February 20 2015, 17:55:15 UTC 4 years ago
starkov_blues
February 21 2015, 17:39:15 UTC 4 years ago
Ну, таки да, Цветкова стал почитывать, хотя есть журналы, в которых Цветков вызывает смех - я их тоже читаю и иногда высказываюсь.
И вообще, антипетровцем я стал ещё в далёкие 80-е, когда читал наше всё - "Историю Петра I" А.С.Пушкина и его сакраментальное "указы кнутом писанные".
С этой точки зрения, тот же Буровский ничего нового мне не дал, хотя и добавил некую фактологию в голове.
И я точно знаю, что царь Фёдор Алексеевич был куда лучшим реформатором России, чем его младший брат Пётр, да не повезло нашей стране, что царь Фёдор так рано скончался.
Klim Tuev
February 21 2015, 01:39:24 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 20:44:15 UTC 4 years ago
Моё отношение к Петру общеизвестно, и оно совпадает с отношением Ломоносова:
Воззри на труд и громку славу,
Что свет в Петре неложно чтит;
Нептун познал его державу,
С Минервой сильный Марс гласит:
"Он бог, он бог твой был, Россия..."
Честно говоря, не понимаю, какого ответа Вы ожидали, оставляя свой комметарий. Ведь это примерно то же самое, что прийти в журнал к христианскому священнику и начать там богохульствовать. Дело не в том, что это "кощунственно" (метафизика меня вообще не слишком интересует), а в том, что это бессмысленно. Вы же не думаете, что я изменю своё отношение к величайшему деятелю в истории России на том основании, что Вы прочли несколько негативных книг о нём?
P.S. Не помню, чтобы я хоть что-то писал о невротиках. Вы что-то путаете - или меня с Астерротом, который в своё время действительно много писал о неврозах и невротиках, или, что более вероятно, невротиков с психопатами, о которых у меня был большой цикл. Но у невротиков и психопатов нет ничего общего, и я определённо никого не "разоблачал".
starkov_blues
February 24 2015, 19:58:28 UTC 4 years ago
Цикл о психопатии, власти, массовой культуре и эволюции: Ситуация, не предусмотренная Киплингом, Василиски: тест в Константинополе, Василиски - II: тест на Луне, Василиски - III: тест на Бейкер-стрит, Василиски - IV: тест во Флориде, Василиски - V: тест в ЖЖ, Василиски VI: Тест в Богемии.
А Ломоносов таки да - умел красивые оды на заказ за деньги писать.
komarovart
February 20 2015, 16:15:24 UTC 4 years ago Edited: February 20 2015, 16:19:42 UTC
starkov_blues
February 20 2015, 17:20:13 UTC 4 years ago
vadim_egor
February 24 2015, 17:55:55 UTC 4 years ago
Но чтобы мужика человеком сделать - чтобы в ногах не валялся и рук не целовал - не, на такое пойтить было не можно. Разорвали бы в клочья и с грязью смешали, как Петра Феодоровича...
ext_1890782
February 20 2015, 19:04:33 UTC 4 years ago
Немецкие князья-протестанты и английские монархи в XVI-ом веке. Русские и австрийские императоры в веке XVIII-ом...
Универсальное средство, пусть и единоразовое, пополнить государственный бюджет! :)
bohemicus
February 23 2015, 20:46:33 UTC 4 years ago
komarovart
February 24 2015, 13:45:54 UTC 4 years ago
shhigolev
February 20 2015, 16:17:03 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 20:51:06 UTC 4 years ago
Но неужели один пост (или цикл постов) может изменить взгляд на историю?
shhigolev
February 26 2015, 16:40:16 UTC 4 years ago
Иосифа на большой экран
jewish_doctor
February 20 2015, 16:30:35 UTC 4 years ago
Не задумывались над написанием сценария для такого фильма?
Спасибо.
Re: Иосифа на большой экран
bohemicus
February 23 2015, 21:49:11 UTC 4 years ago
Re: Иосифа на большой экран
jewish_doctor
February 24 2015, 18:02:10 UTC 4 years ago
Re: Иосифа на большой экран
bohemicus
February 24 2015, 19:37:31 UTC 4 years ago
Re: Иосифа на большой экран
jewish_doctor
February 24 2015, 20:09:08 UTC 4 years ago
Иосифа на большой экран
Vladimir Lieberman
February 27 2015, 11:27:16 UTC 4 years ago
Re: Иосифа на большой экран
jewish_doctor
February 27 2015, 15:23:53 UTC 4 years ago
alexvelikoross
February 20 2015, 16:39:30 UTC 4 years ago
Второй раз прочитал(дома) - просто прекрасно!)
Как Вы всё успеваете !
bohemicus
February 23 2015, 21:51:37 UTC 4 years ago
Даже ответ на Ваш комментарий пишу с трёхдневным опозданием.
chudinovandrei
February 20 2015, 16:51:03 UTC 4 years ago
Я вот понял что Австро-Венгрия была не многим менее противоестественным образованием чем СССР. И ее распад был неизбежен.
abba65
February 20 2015, 17:44:20 UTC 4 years ago
В СССР была единая правящая партия, идеология, гос.язык, планирование, очень близкие кодексы законов и т.д.
Австрийская империя - лоскутное одеяло из различных владений Габсбургов, которое соединяла только личность императора. До 1804 года эти владения не имели даже единого официального названия!
На наши деньги - если бы Путин был бы еще королем Норвегии, султаном Омана, премьер-министром ЮАР, губернатором Ямайки и верховным вождем папуасских племен. И мы бы говорили о Путинской (Российской) империи.
supermipter
February 20 2015, 22:03:46 UTC 4 years ago
idemidov
February 25 2015, 19:59:33 UTC 4 years ago
Так у них и до 1918 официального названия можно сказать не было.
Условные "Королевства и земли, представленные в Рейхсрате".
bohemicus
February 23 2015, 21:17:17 UTC 4 years ago
Вообще-то принято считать, что евреи в обязательном порядке должны были носить специальные знаки на одежде начиная с XIII века. В разные периоды и в разных странах эти знамения отличались.
В габсбургских землях в XVI-XVII веке иудеям было предписано носить жёлтый кружок определённого размера. Это выглядело примерно так: http://c.jewishmuseum.cz/.thumbs/800x600/images/album/Glossary_Model_Term/80/znameni_kolecko.gif
Потом кружок сменился брыжами зелёного цвета (и это в эпоху, когда брыжи уже никто не носил).
Мария-Терезия отменила зелёные брыжи и ввела жёлтые ленты на рукавах или на шляпах.
О том, чем была Австро-Венгрия, я писал много раз. Наиболее подробно - здесь: http://bohemicus.livejournal.com/72713.html
Два вопроса по Эдикту
Bunevich
February 20 2015, 17:19:48 UTC 4 years ago
2. Были ли санкции за переход из христианских конфессий в нехристианские?
И один вопрос не по Эдикту.
В чём, на Ваш взгляд, причина распространения "петрфобских" настроений среди публики и хождения этих нелепых историй про его невиданную жестокость, уничтожение населения и тому подобное?
Спасибо.
Re: Два вопроса по Эдикту
starkov_blues
February 20 2015, 17:44:51 UTC 4 years ago
Да, была череда неурожаев в начале 18 века на фоне Северной войны.
Но неурожаи были повсеместны в европах, но вот на 20% нигде население не уменьшилось.
Re: Два вопроса по Эдикту
Klim Tuev
February 21 2015, 01:47:22 UTC 4 years ago
Re: Два вопроса по Эдикту
varjag_2007
February 21 2015, 01:43:42 UTC 4 years ago
Да, был бы очень интересно об этом почитать.
Re: Два вопроса по Эдикту
smolanoe_chuche
February 21 2015, 07:54:36 UTC 4 years ago
Re: Два вопроса по Эдикту
bohemicus
February 23 2015, 22:58:40 UTC 4 years ago
1. Христиане-некатолики были вне закона, и теоретически считалось, что их вообще не существует. Например, действовал закон от 1720 года, согласно которому протестантских проповедников можно было подвергать смертной казни (хотя в Силезии в виде исключения протестантизм был разрешён). Поэтому, с точки зрения закона, легализация некатолических конфессий и означала переход из католицизма в протестантизм. Желающие конвертировать представали перед специальными комиссиями, а после 1783 года - проходили шестинедельное собеседование с католическим приходским священником. До 1787 года в протестантизм перешло 78 тысяч человек (59 тыс. - в кальвинизм, 19 тыс. - в лютеранство; чешские братья остались по запретом). Это около 2% населения Богемии и Моравии.
2. В 1726 году был принят закон, ограничивающий количество иудейских семей. В Чехии их количество составляло 8541, в Моравии - 5106 (тогда же евреев обязали поселиться в гетто). В иудейских семьях только старшему сыну было позволено быть иудеем, остальным сыновьям предписывалось или принять католицизм или покинуть страну (обычно они уезжали в Польшу и, если не ошибаюсь, в Венгрию). Этот закон оставался в силе до 1848 года. Иосиф лишь увеличил разрешённое количество иудейских семей до 8600 в Чехии и 5400 в Моравии.
Полное равноправие протестантов и иудеев с католиками было установено лишь конституцией 1867 года.
3. Пропаганда подобных воззрений ведётся в рамках общего тренда идеологической азиатизации России. Ведь Пётр Великий - это символ русского западничества.
Re: Два вопроса по Эдикту
Bunevich
February 24 2015, 16:16:34 UTC 4 years ago
Очень интересная практика была по иудеям. И не сказать, глядя на цифры, что Иосиф в этом вопросе был таким большим либералом. Рост совсем незначительный.
Невозможно представить, чтобы у него были религиозные предубеждения по этой проблеме. Значит, дело в чём-то другом. Вероятно, считал, что иудаизм мешает эмансипации подданных-евреев?
Рад, что наши оценки причин "петрофобии" совпадают.
Re: Два вопроса по Эдикту
starkov_blues
February 24 2015, 20:04:55 UTC 4 years ago
Как вы это не в состоянии осознать?
Поменять костюмы и брить бороды - это для вас западничество? А лично рубленные головы стрельцов - это что?
Да у Петра азиатчины, дикой, необузданной, нелепой - в десятки раз больше, чем внешнего европейского западничества для себя и своей челяди.
Re: Два вопроса по Эдикту
bohemicus
February 24 2015, 20:37:55 UTC 4 years ago
А стрельцам туда и дорога. (Хотя по-человечески их и жалко. По-человечески всех всегда жалко). Вот они действительно были воплощением азиатчины. Пётр Великий - это действительно русский бог, я просто не понимаю, что тут обсуждать.
P.S.Кстати, нужно реально представлять, что такое Европа. С Варфоломеевской ночью, драгонадами, выставленными на Староместской площади в Праге головами протестантских вождей и т.д. и т.п. В каком году был стрелецкий бунт, в 1698? А пятнадцатью годами ранее, при обороне Вены, австрийцы использовали специальные крюки для цепляния турок. Если удавалось подхватить янычара на крюк и затащить его на бастион, с него заживо сдирали кожу и вывешивали её на стену...
Я раз сто говорил, что это континент Хищников.
Re: Два вопроса по Эдикту
starkov_blues
February 25 2015, 07:10:35 UTC 4 years ago
Да и Петербург при Петре и вплоть до Елизаветы был достаточно заштатным городишком.
И вы правильно упомянули про континент хищников - общий уровень зверства в России всегда был ниже, чем в Европе и тот же Иоанн Васильевич с его 4 тысячами казнённых или наш герой Пётр выглядят настоящими вурдалаками, хотя на фоне своих цивилизованных современников были просто душки.
Кстати, в этом смысле я с вами согласен по поводу сов.власти - как бы сейчас не пытались принизить количество репрессированных (а оно реально было многократно ниже солженицынских придумок), но тем не менее при сов.власти произошло общее озверение населения, что вылилось потом в кошмар 90-х, когда в тй же Польше или Чехии такого близко не было после ухода коммунистов.
Многие из ностальгирующих по Советскому Союзу просто даже не понимают, насколько сейчас смягчились нравы в стране по сравнению с 70-80-ми.
Понятно, у сов.власти были другие заслуги и их тоже нельзя принижать, но вот дуболомность всё портила.
Re: Два вопроса по Эдикту
ramtamtager
February 24 2015, 15:49:59 UTC 4 years ago
Спасибо вам огромное.
sabrina_lite
February 20 2015, 17:26:44 UTC 4 years ago
Лучший пост в сегодняшнем топе.
Re: Спасибо вам огромное.
bohemicus
February 23 2015, 22:59:35 UTC 4 years ago
loboff
February 20 2015, 18:27:06 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 23:03:02 UTC 4 years ago
loboff
February 24 2015, 10:34:00 UTC 4 years ago
husainov
February 20 2015, 20:05:37 UTC 4 years ago
bohemicus
February 23 2015, 23:07:26 UTC 4 years ago
Georgy Mancz
February 20 2015, 20:36:44 UTC 4 years ago Edited: February 20 2015, 21:20:54 UTC
1) Назвать содержание monte di pietà, традиционное для нищенствующего ордена францисканцев занятие, ростовщичеством можно только согласно самому строгому пониманию оного. Установлeнная прибыль с mutuum, заключавшегося с нуждающимися, шла на содержание монастыря (и потому продолжения кредитования обозначенных бедняков). У Вас есть сведения о собственно процентной деятельности? Мне не попадались.
2) Закрытию подлежали в основном "созерцательные" монастыри (православное монашество, для сравения, вообще является созерцательным), о роскоши как норме в случае которых говорить нельзя. Конгрегации, занимавшиеся образованием детей аристократии (которых слуги в ливреях и сопровождали), к ним не относятся. Кстати, ничего радикального в этой политике нет: здесь Иосиф следовал Марии-Терезии. Радикальным для Австрии является подчинение церковной иерархии императору и секуляризация брака. Монс. Мигацци, кстати, вначале поддерживал реформы образования и духовенства. Его оппозиция, в которой он был вовсе не одинок (провинциальные чиновники, что любопытно, отказывались помещать свои имена в тексты провозглашений), вероятно, была обусловлена именно этим обстоятельством. Протест также могло вызвать исключение догматики и библеистики из семинарской программы, когда в связи с бюджетными затруднениями срок обучения был сокращен до 4 лет.
Вообще нужно отметить, что с "многими", да и "чем-угодно, кроме" (как если бы здесь было что-то взаимоисключающее) Вы взяли довольно лихо.
3) Интересно, о какой продаже индульгенций идет речь. Очень любопытно было бы ознакомиться с источником (чешскоязычный подойдет). Ни разу не встречал упоминаний этой практики в империи после запрета Тридентским собором дарования индульгенций за пожертвования на благие нужды. |
P.S.
Меня удивило что Вы не упомянули о (пара)литургической реформе "брата нашего ризничего" (по выражению Фридриха).
Предписания о количестве свечей, протяженности и тематике проповедей (догматика, опять же, исключалась), допустимых к чтению гимнах и молитв, заклеивании частей бревиария!..
bohemicus
February 23 2015, 23:46:40 UTC 4 years ago
2. Теоретически Вы, конечно, правы, на практике же иногда закрывались и монастыри, не имевшие к созерцательным орденам никакого отношения, особенно если их богатство било в глаза. Кстати, судя по описаниям современников, в некоторых монастырях люди просто гуляли, как в последний раз. Причём постоянно.
3. Индульгенции существуют в католической церкви и сейчас, хотя и в иных формах. Во времена Иосифа в храмах вовсю вывешивались расценки на спасение несчастных душ, пребывающих в чистилище. Чешские источники подают продажу индульгенций в XVIII веке как общее место. Например, вот статья, в которой между делом говорится: "Co se poutí a procesí do Hájku týče, guberniální oběžník ze dne 17. května 1782 připomíná, že prodej odpustků podléhá císařskému schválení." http://poutnicestahajek.cz/historie-poutni-cesty/loreta-v-hajku. Но это то, что я нашёл за полминуты. И искать стал в виде исключения. Я ведь раз сто говорил: 90% моих источников - бумажные, так что просить у меня ссылки - занятие бесперспективное. Я понятия не имею, что есть и чего нет в Сети на ту или иную мою тему.
P.S. Рассказ о реформах Иосифа только начинается, и многое ещё впереди. Но я не думаю, что подробности именно его литургических нововведений интересуют хотя бы одного моего читателя из ста.
Georgy Mancz
February 24 2015, 15:03:23 UTC 4 years ago
2. Получается, я и практически прав, на что Ваше "иногда" указывает. Propositum transeat.
Факт искажения монастырской жизни в некоторых монастырях не оспаривается.
3. Спасибо Вам за исключение. Но я ведь просил об источнике, а не о ссылке.) В землях дунайской монархии бываю часто.
Я католик и получал индульгенции (в помощь, но не "спасение"). Мне любопытно, что именно имело место, потому что Богемия (или монархия вообще) может оказаться интересным исключением, учитывая, что практика "продажи" индульгенций до собора характеризовала все больше имперские земли.
В Интернете сложно что-либо найти об этой теме, действительно. Но, скажем, в этой ссылке говорится о временном наделении правом предоставления индульгенций за пожертвования для нужд реставрации здания, причем дарованном Римом, что хоть и обозначается как традиционная мера, выглядит довольно ad hoc. http://www.geocaching.com/geocache/GC3PA6H_mestys-prosimerice?guid=6b42a67f-61e5-4928-8242-2116cc16edde
К P.S.
Мне просто показалось, что этот эпизод очень характеризует Иосифа, и в этом я следую австрийцам.
Надеюсь, что не донимаю Вас.
Ребенок у власти.
afina_pallada17
February 20 2015, 21:17:07 UTC 4 years ago
Но Император обязан жить своим временем.
И понимать то, что Важно - то нужно менять и жестко контролировать,
а то, что поверхностно и не играет роли, то пусть идет своим путем.
А Иосиф погряз в мелочах, как портной забывая о смысле платья заполняет его всевозможными карманчиками и бантиками.
Смысл -
удобно сидеть.
удобно надевать снимать.
удобство в чистке, стирке, глажке.
А если этого нет, т это одноразовое платье, как и политика Иосифа.
Австро-Венгрия развалилась.
Да и Европа уже не та.
Что до Моцарта, так это дело Сальери, а не какого-то казака с Перевала.
Re: Ребенок у власти.
varjag_2007
February 21 2015, 01:49:42 UTC 4 years ago
Хороший композитор был
Re: Ребенок у власти.
afina_pallada17
February 21 2015, 21:40:05 UTC 4 years ago
Я не знаток музыки.
Re: Ребенок у власти.
bohemicus
February 24 2015, 19:50:46 UTC 4 years ago
Re: Ребенок у власти.
afina_pallada17
February 24 2015, 21:41:29 UTC 4 years ago
Это герой другого либретто.
beralen
February 20 2015, 22:09:53 UTC 4 years ago
bohemicus
February 24 2015, 20:41:45 UTC 4 years ago
varjag_2007
February 21 2015, 01:36:21 UTC 4 years ago
bohemicus
February 24 2015, 22:06:16 UTC 4 years ago
dannallar
February 21 2015, 04:38:48 UTC 4 years ago
Интересно, как же так хорошо начав, Австрийская империя так плохо кончила?
zadumov
February 21 2015, 07:22:05 UTC 4 years ago
dannallar
February 21 2015, 12:56:36 UTC 4 years ago
Что же до бессмертия и богатства, то все мы, по утверждению по крайней мере одной из религий, бессмертны и богаты.
zadumov
February 21 2015, 13:12:24 UTC 4 years ago
Бессмертный вы наш. ))
zadumov
February 21 2015, 13:13:24 UTC 4 years ago
Бессмертный вы наш. ))
dannallar
February 21 2015, 13:45:24 UTC 4 years ago
supermipter
February 21 2015, 22:34:34 UTC 4 years ago
dannallar
February 22 2015, 14:41:28 UTC 4 years ago
notabler
February 22 2015, 17:03:19 UTC 4 years ago
dannallar
February 23 2015, 03:44:50 UTC 4 years ago
Тем не менее, с сожалением вынужден отметить, что не получил ответа на вопрос.
ruthenicus
February 24 2015, 09:51:06 UTC 4 years ago
bohemicus
February 24 2015, 20:47:30 UTC 4 years ago
dannallar
February 25 2015, 04:11:06 UTC 4 years ago
Но интересен ход процесса.
zadumov
February 21 2015, 07:21:28 UTC 4 years ago
bohemicus
February 24 2015, 20:52:31 UTC 4 years ago
Я видел фильм довольно давно, но, насколько помню, Иосиф показан в нём человеком скованным, медлительным и вообще не блещущим талантами. В жизни он был энергичен, элегантен и остроумен. И обладал гораздо более интеллигентным лицом.
zadumov
February 24 2015, 21:18:12 UTC 4 years ago
А лицо... ну не знаю, габсбургское вполне. Удлиннёное, европейское.
Denis Serov
February 21 2015, 09:51:03 UTC 4 years ago
bohemicus
February 24 2015, 20:53:03 UTC 4 years ago
pryczony
February 21 2015, 11:08:15 UTC 4 years ago
вы не могли бы сказать несколько слов об отношении Иосифа к ордену иезуитов, который был запрещен, насколько мне известно
и еще оффтопик: видимо, вежливая форма обращения пан - пани (о которой Вы упоминаете) сохранялась в социалистической Чехословакии. а использовалась ли форма товарищ и насколко она была распространена (официоз, повседневное общение). возможно, у Вас есть какая-то информацию по этому вопросу?
bohemicus
February 24 2015, 22:05:33 UTC 4 years ago
1. Видимо, Вы пропустили или невнимательно читали предыдущие части цикла, потому что я уже говорил об этом. Но могу кое-что добавить:
"Пока в Германию не пришли иезуиты, религия была наукой о блаженстве народов. Они превратили её в предмет честолюбия и прикрытие для своих интриг. Из-за их нетерпимости Германии пришлось перенести страдания Тридцатилетней войны. Они украли корону и жизнь у французских Генрихов. <...> Если бы я был способен ненавидеть, ненавидел бы именно их." (Иосиф II).
2. Обращение "товарищ" употреблялось в официозе, в армии и в школе. В быту все оставались панами. В этом легко удостовериться, посмотрев любой чехословацкий фильм 70-х лет. Там товарищи существуют только на партсобраниях и в казармах, а ходят по улицам, делают покупки в магазинах, сидят в пивных и здороваются с соседями паны и пани.
pryczony
February 25 2015, 08:42:54 UTC 4 years ago
v_lechenko
February 21 2015, 11:48:07 UTC 4 years ago
aliom
February 21 2015, 19:57:33 UTC 4 years ago
v_lechenko
February 21 2015, 21:54:55 UTC 4 years ago
vyletongue
February 23 2015, 16:20:36 UTC 4 years ago
evgeniy_efremov
February 23 2015, 16:28:57 UTC 4 years ago
Самое главное - что потомки крепостых так и не узнали неприкосновенности собственности. Это необходимое условие свобод в стране.
А Екатерина да, Великая. +30.
vyletongue
February 23 2015, 17:14:47 UTC 4 years ago
Вы носите свое невежество из блога в блог, не надоело еще?
evgeniy_efremov
February 23 2015, 17:20:20 UTC 4 years ago
Тогда что же крестьяне стали грабить, скажем, Михайловское? Это после переворота, совершённого большевиками.
vyletongue
February 23 2015, 17:42:32 UTC 4 years ago
Сельская и городская культуры (прав, свобод и представлений, искусств и законов и т.п.) пересекаются только в театральных номерах.
vyletongue
February 23 2015, 17:43:32 UTC 4 years ago
Сельская и городская культуры (прав, свобод и представлений, искусств и законов и т.п.) пересекаются только в театральных номерах.
evgeniy_efremov
February 23 2015, 17:47:54 UTC 4 years ago
Как так получается, что историк Ричард Пайпс в "Собственность и свобода" убедительно доказывает то, о чём я говорю?
bohemicus
February 23 2015, 17:59:19 UTC 4 years ago
Пайпс по определению не может ничего доказать. Это мошенник-пропагандист, имеющий косвенное отношение к науке. И это ещё мягко сказано.
evgeniy_efremov
February 23 2015, 18:07:40 UTC 4 years ago
Вот, оказывается, кто сменил нашего Карповича на кафедре профессора русской истории в Гарварде!
bohemicus
February 23 2015, 18:21:46 UTC 4 years ago
evgeniy_efremov
February 23 2015, 18:28:19 UTC 4 years ago
Бедный Гарвард! Какого студента себе Карпович подготовил!
bohemicus
February 23 2015, 18:31:30 UTC 4 years ago
evgeniy_efremov
February 23 2015, 18:37:58 UTC 4 years ago
Гарвард - где получил образование Пайпс - это государственный университет?
bohemicus
February 23 2015, 18:47:27 UTC 4 years ago
Я вообще не понимаю, при чём здесь Гарвард. Кажется, для Вас само это слово окружено каким-то священным ореолом. Как если бы кто-то восхищённо говорил о драгдилере: "Он продаёт героин в Гарварде!"
evgeniy_efremov
February 23 2015, 18:51:20 UTC 4 years ago
Всё это слова.
Сотрясение клавиатуры.
bohemicus
February 23 2015, 18:58:21 UTC 4 years ago
vyletongue
February 23 2015, 21:13:46 UTC 4 years ago
Дополню еще тем, что он излагает польский взгляд на историю Восточной Европы, а также был многократно уличен в подлоге и передергивании фактов.
Например, приведенное Вами суждение Пайпса о том, что *крестьяне не знали частной собственности* имеет продолжение, что *единственным собственником* был только Великий Князь, распоряжавшийся всем (!) имуществом страны по своему усмотрению. Это утверждение содержит ряд неточностей и передергиваний, а также прямой подлог.
1) Первое передергивание заключается в отсутствии доказательной базы этого утверждения (для этого ему нужно было принести примеры и самых разных сфер общества, а не ограничиваться взаимоотношением ВК с его вассалами). Обратное же ни в каких доказательствах не нуждается, поскольку Россия всегда была аграрным обществом, а в таких обществах понимание частной собственности усваивается с молоком матери и закрепляется правоприменительной практикой и обычаем.
2)Второе, оно же прямой подлог, заключается в признании Пайпсом уникальности практики, из которой он черпает свои примеры. Проблема в том, что практика дарения в личное пользование земель без права наследования за заслуги и лояльность, и их отнятие в случае неисполнения социального контракта, является прямым заимствованием аналогичной византийской практики раздачи (и постоянной перетасовки) императором фем (территориально-административных единиц Восточной Римской империи). Т.е. историк Пайпс либо некомпетентен, либо занимается идеологической работой
3) и Т.д.
Ну и, наконец, вызывает жалось Ваша советская привычка вздыхать по *правильным* учреждениям, в данном случае, по Гарварду. Данный университет известен прекрасной юридической школой, а также неплохими отделениями политологии и гос.управления.Исторические изыская в гарварде подчинены этим доминантам. Т.е., указанный Вами Пайпс - советолог а-ля Бзежинский, работой которого является объяснять американским студентам, почему в России всегда все было плохо, и как они это могут исправить.
evgeniy_efremov
February 24 2015, 05:28:47 UTC 4 years ago
Без ссылок на приличных историков это всё бездоказательно.
vyletongue
February 24 2015, 07:26:18 UTC 4 years ago
Более того, я специально подобрал Вам пример, где не требуются никакие опровержения от авторитетов, т.к. предложенный вопрос не является академически спорным. Представления о частной собственности в Росии были, они основаны, как минимум, на обычаях аграрного общества, одинакового от Феса до Калькутты.
Пайпс противопоставляет этому бездоказательный идеологически мотивированный бред про особый путь. Большевики напели с подачи евразийцев, он подпел, как умел.
evgeniy_efremov
February 24 2015, 08:10:21 UTC 4 years ago
Понятно, ссылок на авторитетных специалистов-историков не будет.
vyletongue
February 24 2015, 10:44:49 UTC 4 years ago
Это тот случай, когда мнение, причем мнение маргинальное, выдается за научный факт, причем делает это даже не Пайпс, а Вы.
v_lechenko
February 23 2015, 18:59:48 UTC 4 years ago
vyletongue
February 23 2015, 21:24:40 UTC 4 years ago
2) Прекращение послаблений и указанное Вами *усиление* - реакция власти по окончанию Пугачевского восстания.
Собственно, именно при Екатерине впервые и встает вопрос о ликвидации института крепостничества (Уложенная комиссия; которая, собственно, и показала незоможность отмены при текущем НТП).
Также именно при ней впервые выкуп крепостных самими собой становится статистически заметной величиной.
3) Ну и, наконец, Вы не уточнили, что именно Вам настолько понравилось в Иосифе, что Вы возжелали на русский престол кого-то похожего.
Я разумеется. предположил, что речь идет не об одном понравившемся деянии, а о подходе. Оба величества превратили свои страны посредством реформ из рыхлых полуфеодальных образований в полноценные абсолютные монархии.
крепостничество
ispantz42
February 24 2015, 08:57:26 UTC 4 years ago
В Европе, это соответствии пришло в равновесие на сто лет раньше чем в России. Когда земли много, а крестьян мало, крепостное право есть неизбежность.
При Иосифе была не абсолютная монархия. Австрийским казакам венграм, не нужно было устраивать пугачевское восстание с заявком на вхождение в элиту. Наших венгров подавили, засилье не национальных представитей выросло.
Re: крепостничество
vyletongue
February 24 2015, 12:01:25 UTC 4 years ago
Абсолютная монархия при Иосифе, конечно, была, другое дело, что обычно под АМ понимается только французский варинт Луи XIV, что в корне неверно. АМ определяет не некая абсолютная власть над поданными (которой у Сталина, скажем, было несравненно больше0, а опора на идеалы Просвещения и третье сословие и противопоставление его первым двум, что мы прекрасно видим на примере Иосифа. Недаром в западных словарях синонимом Ам является Enlightened despotism
Re: крепостничество
evgeniy_efremov
February 24 2015, 12:28:55 UTC 4 years ago
/не разбредались во время сезона и были способны прокормиться./
Феерично! Вспоминается нетленка: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Re: крепостничество
vyletongue
February 24 2015, 12:39:31 UTC 4 years ago
Вы даже не можете понять, что в условиях зоны рискового земледелия (ни одно другое крупное государство в 12-19вв. в таких условиях не находилось) это единственный способ существования: прикрепление на сезон и оброк в несезон, когда все крестьяне разъезжались на заработки.
Re: крепостничество
evgeniy_efremov
February 24 2015, 12:40:50 UTC 4 years ago
Мрак сгущается.
diana_spb
February 21 2015, 17:46:05 UTC 4 years ago
bohemicus
February 24 2015, 22:07:12 UTC 4 years ago
aliom
February 21 2015, 20:00:42 UTC 4 years ago
bohemicus
February 24 2015, 22:07:40 UTC 4 years ago
a_petrowitch
February 24 2015, 22:38:24 UTC 4 years ago
bohemicus
February 25 2015, 19:38:02 UTC 4 years ago
tslongin
February 25 2015, 13:04:12 UTC 4 years ago
2.Вы, сударь, имеете наглость беспардонно навешивать ярлыки на собеседника, упиваясь своим снобистским самолюбованием. А Что вы есть такое? Зримо вижу злобного старикашку-интраверта с бокалом токайского, сублимирующего в и-нете своё никчёмное существование без друзей и Родины, брошенной ради скотского личного благополучия. Вы - неудачник и приспособленец. Эдакий клоп, присосавшийся к благам чужой страны, к процветанию коей не имеет отношения ни он сам, ни его,клопа,выпустившие на свет.
N.B. Сносить ваши хамские переходы на личности более не намерен даже ради вашего интеллектуального стёба, доставлявшего мне развлечение. Пшли вон. Вычёркиваю.
P.S. Быстренько удаляйте сей ответ, дабы ваши виртуальные прихлебатели не увидели. Токмо впопыхах не облейте свой любимый халат токайским - в расход войдёте.
bohemicus
February 25 2015, 19:37:32 UTC 4 years ago
a_v_klim
March 3 2015, 12:33:32 UTC 4 years ago
dani_stern
March 11 2015, 22:46:48 UTC 4 years ago
dani_stern
March 11 2015, 22:50:14 UTC 4 years ago
nicshe2003
February 26 2015, 20:38:30 UTC 4 years ago
Спасибо в любом случае :)
bohemicus
February 28 2015, 12:59:53 UTC 4 years ago
В ЖЖ есть сколько угодно людей, знающих русскую историю куда лучше меня. Пусть они и пишут. У меня и источников-то нет под рукой, чтобы на достойном уровне освещать подобные темы.
В целом же я разделяю мнение Галковского: там не было никакой революции, а были внутридинастические трения. Декабристы - это сторонники Константина, только и всего (см., например, пост http://galkovsky.livejournal.com/17386.html и ветку комментариев http://galkovsky.livejournal.com/18718.html?thread=624926#t624926).
nicshe2003
February 28 2015, 22:03:54 UTC 4 years ago
diana_spb
March 12 2015, 06:59:01 UTC 4 years ago
Иосиф виртуозно уклонился от споров с папой!
bigelectriccat
March 16 2015, 13:55:56 UTC 4 years ago