Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
ОКОЛО ПИСАТЕЛЕЙ

Русская культура, как это неоднократно и справедливо отмечалось, литературоцентрична. Писатели в России - больше, чем просто литераторы, они - властители дум, столпы общества. Так, во всяком случае, обстояло дело в Российской Империи эпохи её культурного плодоношения. Но культурный слой Империи был тонок, и лица, хоть как-то к нему причастные, могли оказаться рядом с крупнейшими писателями своего времени - невзначай, в ходе своей повседневной деятельности. Вот я и попытаюсь резюмировать с этой точки зрения то, что мне известно о моих предках и родственниках.

Мои предки по мужской линии - из сельских диаконов. Мой пра-пращур Александр Иванович Каринский (1788-1842) с 1808 г. служил в церкви Рождества Иоанна Предтечи, что в с. Ярополчь (Ярополец) Волоколамского у., при усадьбе Загряжских-Гончаровых (см.: http://enzel.livejournal.com/307082.html). Туда, к своей тёще Н.И.Гончаровой, в 1833-34-м гг. дважды приезжал А.С.Пушкин. Конечно, бессрочно сосланный за афеизм в Михайловское поэт не был большим охотником до церковной службы. Но, во-первых, ради тёщи мог и заглянуть, а во-вторых, церковь и усадебный дом стояли (и стоят) рядом, так что встретить прогуливающегося по саду господского зятя можно было вполне.


Памятник Пушкину, справа - церковь Рождества Иоанна Предтечи, Ярополец

Сын же А.И.Каринского Иоанн (1815-1891), окончив в 1836 г. Московскую семинарию, получил место в церкви Свв. Апостолов Петра и Павла при Мариинской больнице, что на Н.Божедомке в Москве (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каринский,_Иоанн_Александрович). Всякому имеющему представление об истории русской литературы известно, что лекарем в этой больнице служил в то время М.А.Достоевский, проживавший там с семьёй (ныне это музей). Сын его Фёдор, тогда юноша шестнадцати лет, ещё далёкий от вступления на писательское поприще, на следующий год отправился на учение в Петербург, но вполне вероятно, что 21-летний псаломщик Иоанн ещё мог его застать и даже пребывать в известном с ним общении.


Памятник Достоевскому перед фасадом Мариинской больницы; Петропавловская церковь - на тыльной стороне здания

Спустя 20 лет И.А.Каринский оказался в действующей армии во время Восточной (Крымской) войны уже в качестве полкового священника. Мне неизвестно, при каком полку и где именно он находился, но почему бы не допустить, что мог оказаться и в самом осаждённом Севастополе, где нёс тогда свою службу мало кому еще известный автор Детства и Отрочества подпоручик гр. Л.Н.Толстой? Это, конечно, очень вольное допущение, и вероятность подобной встречи несравнимо ниже, чем в двух первых случаях, но быть такое могло.


Подпоручик-артиллерист гр. Л.Н.Толстой

А вот встреча в Севастополе с подпоручиком гр.Толстым другого молодого артиллерийского офицера - прапорщика Владимира Красенского (1834 - не ранее 1890), одного из братьев моего прапрадеда С.Д.Красенского (1837 - после 1890), была действительно возможной. В.Д.Красенский - непосредственный участник защиты Севастополя, находившийся летом 1855 г. на Анненской батарее, так что два артиллериста могли быть где-то совсем рядом.

Чтобы покончить с темой великого писателя русской земли вспомню историю, рассказанную моим дедом по матери И.С.Соколовым (1896-1995), который гимназистом, или даже ранее, видел проходившего по Тверскому бульвару Толстого. Дед говорил, что сидевшие на скамейках люди вставали и кланялись. Впрочем, видел ли он это своими глазами или только передавал широко известную историю - судить не берусь.


Гр. Л.Н.Толстой и В.Г.Чертков на прогулке в Хамовниках


Гр. Л.Н.Толстой идёт по Хамовническому пер., 1909 г., фото В.Г.Черткова

Далее нас ожидает совсем иной лагерь, как родственный, так и писательский. Это уже мои родственники со стороны прабабушки, урождённой Красенской, обитатели родовой вотчины Никольское в Юрьевском у. Владимирской губ. Тут на первом месте самый старший (и незаконнорожденный) брат моего прапрадеда С.Д.Красенского Александр Дмитриевич Дмитриев (1826-1894), по окончании Петербургского университета вступивший в службу и дослужившийся по министерству финансов до чина тайного советника и должности директора Департамента казначейства (при Витте). Мемуаристы рисуют его чиновником-вольнодумцем, другом К.Д.Кавелина, Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова (Щедрина), знакомым чуть ли не всех тогдашних властителей дум, обладателем обширной библиотеки. С ростом по службе он, однако, всё более отдалялся от радикалов и приближался к классическому типу просвещённого петербургского бюрократа. В то же самое время хозяином Никольского был его брат Иван Красенский (1828 - 1888), человек без систематического образования, но при этом всеми уважаемый и сам с органическим уважением к культуре и её деятелям. Один из этих деятелей, всё тот же Некрасов, приезжал в те места поохотиться (уж не по совету ли Дмитриева?) и на этой почве свёл знакомство с владельцем Никольского, тоже, разумеется, азартным охотником (см.: http://enzel.livejournal.com/430134.html).


Некрасов - охотник

Но наиболее прочно и наименее случайно был связан с писательским миром мой двоюродный прадед Н.С.Каринский (1873-1948), адвокат, общественный деятель, эмигрант и мемуарист. Человек творческий, пишущий, с богемной жилкой, он ещё в бытность свою в Московском университете сблизился с обществом писателей, а позднее примкнул к известному Литературно-Художественному кружку (см.: http://enzel.livejournal.com/359181.html). По-настоящему он дружил с популярным тогда романистом Е.Н.Чириковым, поэтом В.Н.Ладыженским, с которыми, находясь уже в эмиграции, переписывался потом через океан. В 1919 г. его непосредственным начальником, как крымского прокурора, был В.Д.Набоков, и вполне вероятно, что охваченный тогда поэтическим трансом сын последнего был тоже ему знаком. Уже незадолго до смерти, в Нью-Йорке, он получил письмо от поверенного И.С.Шмелёва с просьбой помочь тому в получении американской визы, но сделать ничего уже не успел (копия этого обращения хранится у меня).


Юный поэт В.В.Набоков и старый прозаик И.С.Шмелёв




Tags: imperium rossicum, история, культура, литература, семейный архив, эмиграция
1

Anonymous

April 20 2017, 20:22:08 UTC 2 years ago

Пушкинъ былъ сосланъ подъ домашній арестъ въ имѣніе матери только отчасти вслѣдствіе аѳеистической глупости въ письмѣ, но вышелъ оттуда черезъ два года во многомъ другимъ человѣкомъ (онъ тамъ впервые всерьезъ читалъ Св. Писаніе), и церковныя службы посѣщалъ съ годами все чаще, особенно въ 1830е, и даже великопостныя по буднямъ.

Въ Яропольцѣ онъ былъ два дня въ августѣ 1833, и былъ во всякомъ случаѣ на погостѣ церковномъ, на могилѣ извѣстнаго Дорошенки (женинаго дѣда, кажется), и скорѣе всего былъ и въ самомъ храмѣ (м.б. на отданіи Успенія). Объ этомъ не говорилось, какъ о вещи само собой разумѣющейся. См. его письма къ женѣ от 21 и 26 авг. (въ послѣднемъ, посланомъ въ день ангела жены, есть анекдотъ о шуринѣ, кот. въ этой церкви видѣлъ граф. Чернышеву и т.д.). Былъ ли онъ въ Яропольцѣ въ слѣд. году, по дорогѣ изъ Болдина въ Москву, какъ собирался, неизвѣстно.
Ну что ж, тем лучше, значит, мой предок служил при нём. Пишут, что был и в октябре следующего года.
Круто. А у моих предков на счету - только регулярный залив квартиры акад.Тимирязева этажом ниже (в советское время, т.е. потомков и музея уже). Мельчал быт, мельчал :-)
Родственник Тимирязева был министром торговли и промышленности.

Советский быт это не только измельчание, но и профессионально-цеховая и, особенно, номенклатурная сегрегация, немыслимая в нормальном господском государстве, каким была РИ.
Не, имеется в виду коллега Лысенко, Презента и пр. по диамату (ну, ранее, до ПМВ, сын Тимирязева все же был ученым)...
Да, он самый, сосед снизу. Ну, у него целая квартира была, сверху-то коммуналка :-). Интересно, кто до революции сверху жил (наверно, кого выслали за границу в 1922 г., бывший университетский дом же).

enzel

April 21 2017, 10:22:27 UTC 2 years ago Edited:  April 21 2017, 10:23:37 UTC

Может выслали, а может сами уехали, подальше от греха. А может, были оприходованы (в смысле: израсходованы) соввластью в первые годы .
Очень интересно! Большое спасибо!
Это Вам спасибо, Алексей Михайлович, за ценные рекомендации :)
Не за что:)