Но андроид фраернулся. 3 июля 1789 года во Франции начинаются «события». 22 июля Радищев получает от санкт-петербургского губернатора Рылеева разрешение на публикацию «Путешествия». Пока книга печаталась и выходила, «события» зашли далеко, правительство сделало выводы. Бедный андроид стал на следствии захлёбываться соплями, но медлительный аппарат абсолютистского государства поздно начал, поздно и кончил. Чтобы отыграть назад потребовалось 5-10 лет. К тому же в деле Радищева был свой резон. Нужно было образцово-показательно размазать сявку, сявку безо всяких убеждений, карьеристскую и бездарную, которую никому не жалко, но глядючи на которую, серьёзные люди бы на досуге ПОДУМАЛИ. Так даже в этой жестокой мере проявилась общая культура русского правящего слоя. Можно выпороть маленького принца – чтобы не шалил и учил уроки, а можно оставить седалище наследника в девственной чистоте, дабы не осквернять трон хотя бы косвенно. Взять и выпороть пажа. За провинность принца и чтобы принц видел, как его товарищ из-за него страдает. Уровень пропагандистской культуры 18 века представляется нами неверно. Мы смотрим на 18 век через очки беснующегося от злобы гегемона века 19. Его цель - оболгать, оклеветать, опорочить поверженного противника. На это потрачены миллиарды фунтов стерлингов. Вот и ходят по 18 веку шуты: «после нас хоть потоп», «если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». А Людовик XV лично ходил за плугом в крестьянской рубахе, пашеничку сеял. ВОТ уровень пропаганды.
Теперь о значении Радищева для русской культуры. Оно точно такое же, как книги Зюганова, Жириновского, Миронова или Бабакова, то есть равно нулю. Это набор слов. Радищева не знали даже декабристы. О Радищеве писал Пушкин, интересовавшийся радищевской гишторией екатерининского времени, но отнюдь не «Путешествием». О «Путешествии» он писал так:
"...Радищев думал подражать Вольтеру, потому что он вечно кому-нибудь да подражал. Вообще Радищев писал лучше стихами, нежели прозою. В ней не имел он образца, а Ломоносов, Херасков, Державин и Костров успели уже обработать наш стихотворный язык. Путешествие в Москву, причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге"
"Он есть истинный представитель полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему, - вот что мы видим в Радищеве".
"Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного. В Радищеве отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидерота и Реналя; но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале".
"Какую цель имел Радищев? чего именно желал он? На сии вопросы вряд ли мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно".
Статья Пушкина была запрещена к публикации (правительство справедливо увидело в ней негативный пиар) и издана только в 1857 году. Именно из неё проживающий в Лондоне Борис Абрамович Герцен узнал о каком-то никому не известном Радищеве, достал с большим трудом текст в России и бухнул в «Колокол». Остальное известно.
Иными словами «Путешествие» это пропагандистский текст, искусственно внедрённый в русскую культуру за большие деньги. При этом нельзя сказать, что бесноватый Борис Абрамович делал в 19 веке что хотел. Россия была тогда цивилизованным государством, правительство и Бориса Абрамовича использовало для СВОИХ нужд, а не нужд полупроигравшей в Крымской войне Англии, лихорадочно готовящей новую войну против северного соседа.
verybigfish
July 28 2006, 11:36:34 UTC 12 years ago
Так постепенно и проявится настоящая история России.
Deleted comment
verybigfish
July 28 2006, 11:52:25 UTC 12 years ago
sidorovmax
July 28 2006, 11:58:50 UTC 12 years ago
golovotyap
July 31 2006, 18:05:06 UTC 12 years ago
ploxo
July 28 2006, 12:03:03 UTC 12 years ago
стихи у него есть хорошие
ondrei
July 28 2006, 12:13:17 UTC 12 years ago
В итоге наступило отрезвление от миазм чудовищ эпохи Просвещения. В радищевском зеркале вольтеры отразились "в полный рост" - злобные ироничные карлики.
galkovsky
July 28 2006, 12:20:18 UTC 12 years ago
Deleted comment
ondrei
July 29 2006, 08:10:18 UTC 12 years ago
galkovsky
July 29 2006, 21:54:30 UTC 12 years ago
alexispokrovski
July 30 2006, 10:12:53 UTC 12 years ago
dszr
August 22 2006, 22:32:30 UTC 12 years ago
Ондрей, не говори красиво!
sapojnik
July 31 2006, 07:05:02 UTC 12 years ago
Re: Ондрей, не говори красиво!
ondrei
July 31 2006, 12:04:25 UTC 12 years ago
Но по сути-то. Царя не просто заставили отречься от престола, что было бы ещё пол-беды. Над ним и его семьёй надругались, расстреляв без суда и следствия, как уголовников.
Канонизация царя говорит о том, что со временем произошедшая катастрофа стала осознаваться русскими, вначале зарубежом, потом в России. Эта канонизация - наше "прости" царю за его предательство всем захмелевшим от нечаянной вольницы народом. Если Вам непременно нужны имена конкретных людей, воспринимающих убийство царя трагически, то, пожалуйте - Кожинов. Он придерживался такого мнения, что консервативная русская триада, вера-царь-отечество, есть основа русского общества. Мы потеряли не только значительный религиозный символ, помазанник Божий, но и элемент фундамента общества. Неустанные попытки возвести на трон "дорогого Иосифа Виссарионовича", "дорогого Леонида Ильича", или "дорогого Владимира Владимировича" только отчётливее обозначают лакуну в традиционном русском миропорядке.
Re: Ондрей, не говори красиво!
golovotyap
July 31 2006, 18:26:28 UTC 12 years ago
Канонизация Царя Православной Церковью говорит, к сожалению, об зависимости этой Церкви от официальной идеологии. Сегодня очень модно пускать слезу по Николаю, считать себя гражданином Империи и иметь титул-другой. Но почему-то мало кому интересно, как при этом, с позволения сказать, святом жилось несвятому рабочему Ване. Никакой символ "мы" лично и "общество" в частности в лице Николая не потеряли, "общество" охотненько выбирало себе Временное Правительство и за это Правительство и воевало, начиная с 17 года, ни за Николая, ни за Александру и пр. членов царской фамилии, а за Колчака, за Деникина, которые не особо-то и ратовали за возвращение трона. Никаких "попыток" возвести Иосифа Виссарионовича не было, он, никого не спрашивая, сам "возвёлся" (и этого,надо сказать, был достоин), и тем паче Ильич - никто его с курорта сюда не вызывал.
И потом, если мы уж начали архитипами орудовать, что это за "традиционный русский миропорядок"?
Re: Ондрей, не говори красиво!
sapojnik
August 1 2006, 08:59:03 UTC 12 years ago
Re: Ондрей, не говори красиво!
ondrei
August 1 2006, 13:58:52 UTC 12 years ago
Вначале Николай II был канонизирован Русской Православной Церковью Зарубежом, которую никак нельзя упрекнуть в "зависимости от официальной идеологии". И канонизировали царя не за улучшение благосостояния трудящихся России (за что дают медали), а за мученическую смерть.
Вы правы в том, что отречение а затем и смерть царя были восприняты, мягко говоря, легкомысленно русским обществом. Мы ужаснулись содеянному несколько позже.
- это прежде всего православное, консервативное русское общество. Основой такого общества была триада Бог-царь-отечество.
ondrei
July 28 2006, 13:17:54 UTC 12 years ago
А "просветители"? Свара почуяла запах крови умирающей христианской цивилизации Запада. И весь творческий порыв вожаков свары - пожирание целых кусков живой плоти церкви. Богоборцы. Эгоисты. Нелепые по жизни люди.
galkovsky
July 28 2006, 13:34:27 UTC 12 years ago
Назовите хотя бы одного втроклассного русского литератора-попа. В Европе пишущих священников масса.
ondrei
July 28 2006, 14:08:53 UTC 12 years ago
Кстати, суровость Православия к литературным вольностям "великих русских" оказывается на пользу, балансируя "уходы" литераторов в заведомо чуждые духовные домены. Поэтому мы остаёмся целыми с мыслью, что в философии Толстого, так мастерски упакованной, "что-то есть".
Deleted comment
ondrei
July 29 2006, 08:03:33 UTC 12 years ago
Спасибо за напоминание. Впрочем, сдаётся мне, некто Блок Александр утверждал нечто иное. Не помните?
Почитайте "просветителей", чтобы избавиться от этой иллюзии. Почитайте также их "просвещённых" продолжателей, французских романистов XIX в., Бальзак, Мюссе, Гюго, и убедитесь, что апологетика христианства уже в ТЕ времена перестала быть модной.
Мне это напомнило, как Горбачёв закатывал глаза в томительной муке восторга, слушая "Мурку" на новогоднем Огоньке. А он просто воспитан был в то время, когда "Мурка" была самим олицетворением крутизны. Французская революция была "отрезвлением" Екатирины II и русской аристоркратии, равно как и перестройка была отрезвлением Горбачёва.
Deleted comment
ondrei
July 30 2006, 14:38:57 UTC 12 years ago
Не за что. С европейством России не всё так очевидно. Да возьмите хоть евразийцев Дугина! Гумилёв тоже не жаловал европейство.
Касательно просветителей, уважаемый Владимир, я хотел только сказать, что если их богоборческие мысли столь широко тиражировались и имели столь обширное влияние, то что-то это должно было говорить о тогдашней цивилизации. В России такое называлось вольнодумством.
А ещё подобие нарушается в том, что Екатерина и Михаил были разного пола! Ловко это Вы меня уели...
roman_rogalyov
August 1 2006, 09:17:55 UTC 12 years ago
О религиозности русской литературы
roman_rogalyov
July 28 2006, 16:16:43 UTC 12 years ago
Западным людям русская литература открыла эру нового нравственного миропорядка.
.... Он [Запад] преклонился вовсе не перед художеством русских писателей, довольно неуловимым в переводе, но перед новым нравственным миропорядком, какой открывался просто картинами русской жизни и характерами русских людей. Минувший год в Наугеиме мне пришлось не самому слышать, но через третье лицо услышать рассказ о том необыкновенном и исцеляющем действии, какое русская литература производит на иностранцев, на американцев, немцев, англичан «в несчастии», в «ломке жизни», в «крушившейся судьбе».
«В самом деле, русская туфля не жмет».
Есть ли во всей русской литературе хоть одна страница, где была бы сказана насмешка над «оставленной девушкой»? над ребенком? матерью? над бедностью? «Вор»,— и тот в «честных» («Честный вор» у Достоевского). Русская литература есть сплошной гимн униженному и оскорбленному. И так как таковых множество всегда, везде, множество в гордой и гигантски работающей Европе, то можно представить взрыв восторга, когда всем им показана страна, показан целый народ, где никогда никто не смеет обидеть «сиротку» не в имущественном, а вот в нравственном смысле,— обидеть «убогого» по положению, по судьбе, по «ломко жизни». Таких слишком много. Что им скажут «короли» Гюго, да и вообще слишком явно «выдуманные сюжеты» западной обычной беллетристики. Но русские рассказы, — тоже «обычно» из настоящей жизни, с несомненными чертами в себе «подлинной верности с действительностью», — могут дать утешение: «Есть страна, целый огромный народ, неизмеримого протяжения, где я не была бы презираема», «не была бы так глубоко оскорблена», где всякий «заступился бы за меня», где «взяли бы меня за руку и поставили на ноги». — «Я — окаянная, но — в нашей стране, а не на всей планете».
Вот действие русской литературы: оно многозначительно не по отзывам западной критики, не по шумной ее славе, не по осязательным триумфам, а по неосязательному, по неучитываемому нигде и никем сродству с душой простого читателя, повсеместного читателя, в известном строе этой души, в известном ее положении... «Кому-то русская песня всегда нравится»... Нет,— больше, лучше: "есть души, которым русская песня одна нужна на свете, милее всего на свете, как ушибленному — его мать, как больному ребенку — опять же мать его, может быть некрасивая женщина"
Далее. Булгаков и Шаламов - дети священников (Вы назовёте значительно больше), Чехов - из весьма религиозной семьи, Леонтьев в конце концов принял монашество; Толстой, Гоголь, Киреевский, Лесков, Солженицын проявляли к религии самый живой интерес.
И ещё приведу один факт, воспринимаемый многими как курьёз, но всё-таки. О.Димитрий Дудко, человек в русской церкви весьма известный, предлагал причислить к лику святых... Пушкина, Розанова, Толстого и Достоевского. :-)
Re: О религиозности русской литературы
netamo
July 28 2006, 20:50:00 UTC 12 years ago
Re: О религиозности русской литературы
galkovsky
July 29 2006, 00:23:59 UTC 12 years ago
Re: О религиозности русской литературы
ondrei
July 29 2006, 09:12:49 UTC 12 years ago
Воля Ваша, Дмитрий Евгеньевич, но логика подобного рассуждения очень странная - мол, религиозность русской литературы доказывается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО количеством писателей в рясе. Следуя этой логике можно сказать, что весь советский "блатняк" не имеет никакого отношения к уголовщине - ребровы и высоцкие не нюхали параши общака.
Re: О религиозности русской литературы
roman_rogalyov
July 30 2006, 15:32:22 UTC 12 years ago
// Всё остальное дешёвая демагогия, вроде "религиозности Пушкина". //
Насчёт Пушкина не согласен (см. ветку 73). Максимум с чем можно согласиться - что его интерес к религии был обусловлен главным (в том числе и) должностью придворного историографа - я приравниваю эту должность к должности главного идеолога империи, на знамёнах которой было написано "православие-самодержавие-народность". Кстати, а как быть со словом "православие"? Когда оно появилось в русском языке?
//Для нации на пустом месте рецептирующей академию наук//
У меня такое впечатление, что академия наук в России до середины 19 века носила скорее декоративный характер (если говорить о естествознании). Сообщество русских естествоиспытателей начало реально формироваться лишь спустя 150 лет после создания академии. Выписанный из Швейцарии Эйлер, могилу которого потеряли через 50 лет, а также одиноко стоявшая фигура Лобачевского не делали погоды. О естествознании говорю т.к. Вы упомянули про вечный двигатель.
Что касается кульурного влияния Акадмии наук - имеется такой факт: главный поборник "православия-самодержавия-народности" и противник религиозного безразличия a la Рунич С.С.Уваров был в 1818-55 президентом РАН.
С сайта "Гей.ру"
sapojnik
July 31 2006, 07:17:55 UTC 12 years ago
Впрочем, в цензорах Дондуков не задержался и был избран вице-президентом Академии наук. Протежировал ему министр просвещения и президент той же Академии Сергей Сергеевич Уваров, с которым у того была долгая дружба и связь. Спустя несколько дней появилась обидная для них эпиграмма.
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь.
Почему ж он заседает?
Оттого, что жопа есть.
Вообще почитайте - интересная статья о взаимоотношениях Пушкина и "главного поборника "православия-самодержавия-народности" и противника религиозного безразличия"
Re: С сайта "Гей.ру"
roman_rogalyov
August 1 2006, 08:46:00 UTC 12 years ago
1. записать в свои сообщники возможно большее количество известных людей и
2. сделать пиар малоизвестным геям
Разногласия между Пушкиным и Уваровым лучше обсуждать не на уровне сайта гей-ру, а на уровне, заданном в статье М.В.Арапова.
Насчёт дуэли Пушкина. Соcтавитель анонимного пасквиля - никакой не Долгоруков, а г-жа Нессельроде и Бруннов, уехавший впоследствии послом в Лондон. По крайней мере, эта версия дуэльной истории наиболее подробно аргументирована. См. статью Кожинова или её краткое изложение.
P.S. Поздравляю с новым юзерпиком
Re: С сайта "Гей.ру"
sapojnik
August 1 2006, 13:46:13 UTC 12 years ago
Я уж молчу о том, что Пушкин никогда не был "придворным историографом". Это и исторически неверно, и для русского уха звучит оскорбительно: в конце концов, кто есть Николай I? Не более чем деятель пушкинской эпохи...
P.S. А юзверьпики у меня жена делает - большая мастерица! :))
Re: С сайта "Гей.ру"
roman_rogalyov
August 1 2006, 13:56:45 UTC 12 years ago
Начав с пушкинской эпиграммы в адрес Дондукова, Вы ступили на весьма скользкий путь. Ибо Пушкин писал не только эпиграммы, но и притчи-басни. Одну из них, думаю, уместно привести здесь:
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?"
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
"Суди, дружок, не свыше сапога!"
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но чёрт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!
Re: С сайта "Гей.ру"
sapojnik
August 1 2006, 15:25:08 UTC 12 years ago
Лучше забудем о ней!
verybigfish
July 28 2006, 16:45:00 UTC 12 years ago
Руссо каким-то дурачком выставляли, у которого были некие психосексуальные проблемы. Но в то же время говорили о нём как о незаурядном педагоге.
Дидро вспоминали в ряду энциклопедистов и сравнивали его "Племянника Рамо" с "Записками из подполья".
furia_krucha
July 28 2006, 18:28:04 UTC 12 years ago
verybigfish
July 28 2006, 18:31:10 UTC 12 years ago
По рекомендации ДЕГ можно попробовать.
galkovsky
July 29 2006, 00:34:09 UTC 12 years ago
furia_krucha
July 29 2006, 15:53:09 UTC 12 years ago
galkovsky
July 29 2006, 17:17:21 UTC 12 years ago
Т.е. цирк это Кант, а не Вольтер или Дидро.
furia_krucha
July 29 2006, 18:22:32 UTC 12 years ago
galkovsky
July 29 2006, 22:07:17 UTC 12 years ago
furia_krucha
July 29 2006, 22:27:20 UTC 12 years ago
Интересно, как в свете философии как проявления определённого уровня культуры выглядит философия античная? Получается, что этот определённый уровень периодически воспроизводится, или античная философия с новоевропейской связана лишь формально, или её история фальсифицирована?
galkovsky
July 30 2006, 02:02:36 UTC 12 years ago
Так что идентичность-идентичностью, а ключики в Лондоне висят. На стеночке.
waitas
July 31 2006, 13:46:09 UTC 12 years ago
Дмитрий Евгеньевич, и тем не менее, вы себя называете философом, а dutcn,ert так вообще поправляли — не писатель, а философ.
А можно попутно узнать ваше мнение о нескольких конкретных философах 20 века.
Дерриду, Витгенштейна и Камю вы в ЖЖ уже упоминали, а вот скажем Рассел (не только как автор "Истории з. ф-фии"), Хайдеггер, Сартр.
Спасибо.
waitas
July 31 2006, 13:47:23 UTC 12 years ago
viard
July 31 2006, 22:31:42 UTC 12 years ago
waitas
August 1 2006, 04:49:22 UTC 12 years ago
Ну в таком случае и упоминание о Витгенштейне тоже было не оч. удачным...
verybigfish
August 1 2006, 18:03:19 UTC 12 years ago
alexispokrovski
July 28 2006, 13:39:55 UTC 12 years ago
galkovsky
July 29 2006, 00:12:19 UTC 12 years ago
С Герценым всё было понятно. Англичане хотели использовать недовольство общества для подрывной работы, спровоцировать антигосударственный бунт и добиться распада России. Правительство поступило мудро. Вместо завинчивания гаек, в условиях русского общества бесперспективного (не тот уровень) и вместо половинчатых реформ с опорой на свои силы, которые в той информационной ситуации англичане всё равно бы сорвали (стали бы "убыстрять перестройку" и столкнули русский паровоз под откос), царь открыто стал нахваливать Бориса Абрамовича, призывать высших чиновников у него учиться и т.д. и т.п. Так Эпоха Великих Реформ пошла в России с места в карьер, русские выиграли в гонке социальных технологий несколько лет. Параллельно у англичан выбивалось из рук оружие социальной демагогии. Тогда англичане сделали ставку на форсирование польского восстания, но Александр II это просчитал с самого начала. После нескольких лет дипломатической и резидентурной подготовки польские события обернулись комариным писком. Одновременно ходом конём Абрамыча отсекли от России. При свете польских событий всем, кроме гимназистов, стало ясно, что Герцен заурядный шпион. Поймали мужика в плаще и маске, лезущим через забор военной базы с фотоаппаратом в руках. Всё - гаду перекрыли кислород. Популярность Герцена сократилась после Польши в сто раз. Гада использовали, поблагодарили англичан за вложенные в русскую модернизацию деньги, потом дали шелудивой собаке пинка. Последние годы Герцен горько плакал и писал мемуары. Думаю, сожалел о сделанной ошибке и при случае отыграл бы назад. Только куда закомплексованному сморчку-бастарду против школы европейской дипломатии. Европейскую дипломатию нового времени сделали русские и ещё три-четыре народа (Венский конгресс).
alexispokrovski
July 29 2006, 07:02:15 UTC 12 years ago
Deleted comment
galkovsky
July 29 2006, 21:50:50 UTC 12 years ago
verybigfish
July 29 2006, 17:50:23 UTC 12 years ago
Популярность, может, и упала резко, но как "агента влияния" его кто-то обличал?
Во всяком случае у Достоевского я не находил плохих слов о Герцене. Да и у других писателей тоже. Может, Розанов?
Но Меньшиков писал так:
"На днях г. Родичев сделал воззвание о перенесении праха Герцена и памятника ему в Россию. Герцен был, бесспорно, крупный талант. Полунемец-полурусский, он любил Россию всею полнотой души. Как многие замечательные русские люди, он наделал много непоправимых ошибок, но он имел под конец жизни мужество признать их. Несомненно, кое-что полезное для России Герцен сделал, так что почему бы праху его не найти места в родной земле? И почему бы медной статуе его, забытой в Ницце, не украсить собою могильного холма или даже площади родного города?"
Про Герцена замечу
sidorovmax
July 28 2006, 14:20:44 UTC 12 years ago
Герцен не Борис Абрамович, он Александр Иванович. А Борисом Абрамовичем является Березовский наверно?
Наверно....
sapojnik
July 31 2006, 07:25:35 UTC 12 years ago
Радищев и мартинисты.
ex_kirillan
July 28 2006, 19:45:26 UTC 12 years ago
Сначала Радишев отрекается от мартинистов...
"На мартинистов похоже, на ученика Шведеборга...
Нет, мой друг! я пью и ем не для того только, чтоб быть живу, но для того, что в том нахожу немалое услаждение чувств. И покаюся тебе, как отцу духовному, я лучше ночь просижу с пригоженькою девочкою и усну упоённый сладострастием в объятиях её, нежели зарывшись в арабские или еврейские буквы, в цыфири или египетские иероглифы, потщуся отделить дух мой от тела и рыскать в пространных полях бредоумствований, подобен древним и новым духовным витязям. Когда умру, будет время довольно на неосязательность, и душенька моя набродится досыта".
Далее - понятно что... "рабство", "инквизиция", "вольность мыслей", "Вольтер", "долой схоластику"...
Всё дело в том, что "революционное просветительство" и "мартинизм" - две РАЗНЫЕ идеологии, которые во второй половине восемнадцатого века конкурировали и враждовали. Для нас они почти слились - из-за временнОго расстояния и из-за различных "теорий заговоров".
Пример - НовикОв: пока НовикОв был "революционным просветителем", он не был масоном и относился к масонской литературе (вроде херасковских журналов) с насмешкой. Когда НовикОв стал масоном, он перестал быть "революционным просветителем".
Далее по тексту, кстати, Родищев начинает издеваться над масонами, приравнивая их к евреям-талмудистам (вот, кто придумал концепт "жидомасонства")...
"Бродя из умствования в умствование, о возлюбленные, блюдитеся, да не вступите на путь следующих исследований.
Вещал Акиба: вошед по стезе Раввм Иозуа в сокровенное место, я познал тройственное. Познал 1-е: не на восток и не на запад, но на север и юг обращатися довлеет. Познал 2-е: не на ногах стоящему, но восседая надлежит испражняться..." - и так далее...
Re: Радищев и мартинисты.
galkovsky
July 28 2006, 22:24:39 UTC 12 years ago
Re: Радищев и мартинисты.
verybigfish
July 29 2006, 10:10:59 UTC 12 years ago
Только русские аристократы иностранного происхождения строили Великую Россию.
Но англичане-сволочи в борьбе за жизнь палки в колёса постоянно вставляли и бензин мочой разбавляли. В конце концов добились своего - изметелили русских аристократов и уничтожили ими построенное. Пришли русские крестьяне неграмотные.
Вот приблизительно и вся истории России.
Re: Радищев и мартинисты.
sidorovmax
July 29 2006, 11:16:14 UTC 12 years ago
Re: Радищев и мартинисты.
galkovsky
July 29 2006, 12:55:00 UTC 12 years ago
Re: Радищев и мартинисты.
verybigfish
July 29 2006, 12:59:29 UTC 12 years ago
Должность из номенклатуры ЦК, просто так не попасть. Надо было быть партийней Радищева.
Это если принять Ваше утверждение.
Re: Радищев и мартинисты.
galkovsky
July 29 2006, 13:04:56 UTC 12 years ago
Re: Радищев и мартинисты.
verybigfish
July 29 2006, 13:09:03 UTC 12 years ago
Или она была и не вредной, и не полезной? Просто пропагандой?
Я пытаюсь следовать Вашей концепции объяснения произшедшего в России в начале XX века. Помогал Суворин, пусть даже несознательно, врагам России?
Re: Радищев и мартинисты.
ex_kirillan
July 29 2006, 20:28:09 UTC 12 years ago
Ну хорошо, существовало в конце восемнадцатого века некое мартинистское "параправительство", и Радищев, чтобы выслужиться перед ним и получить хлебную должность, накатал книжку "о поселянах". Нет, чтобы в этой книжке дать мартинистам "отрицательное обаяние" (что можно было легко сделать) - но Радищев выводит мартинистов идиотами-талмудистами, которые (по сути) рассуждают о том, как следует облегчаться в нужнике - стоя или сидя. ЗАЧЕМ?
Это гораздо более похоже на макание в чан с помоями враждебного идеологического дискурса - и тут мы снова возвращаемся к тезису: две конкурирующих идеологии - революционно-просветительская (условно говоря, "французская") и мартинистско-самопознавательская (условно говоря, "немецкая")...
А ненависть Екатерины к масонам - тоже была "уловкой"?...
Re: Радищев и мартинисты.
galkovsky
July 29 2006, 21:32:54 UTC 12 years ago
- Вишь ты, фармазоны Расею рушат.
- Дык енто не фармазоны, енто мартыны. Особь статья.
- Енти опасные, мне тальянец третьего дня оберег дал от мартынов. Чтобы великого одержания не было, надо лягушачью лапку целовать. Животворящая.
- Дык лягушачья лапка противу фармазонов слабая. Надо гриб в воде тальянской мочить и прыскать. У тальянцев правда.
- А мож никаких тальянцев и нет. Выдумали мартыны супротив фармазонов. Чтобы, значит, великое разрыхление ослабонить.
Говорят мужички. Кумекают.
Re: Радищев и мартинисты.
ex_kirillan
July 30 2006, 06:29:48 UTC 12 years ago
"...как верный адепт контролировавшихся правительством мартинистов-резенкрейцеров...".
Налицо хоть и подконтрольные правительству, но реальные паравластные структуры, перед которыми надо выслуживаться (повторяя клише о "поселянах"), чтобы получить хлебную должность.
Так я вас понял...
2. Я-то как раз не любитель конспирологии. И масонство для меня - социокультурный феномен второй половины восемнадцатого - начала девятнадцатого веков, реальный и подтверждаемый документами. Не более того.
Re: Радищев и мартинисты.
cmamucm
July 31 2006, 09:39:34 UTC 12 years ago
Re: Радищев и мартинисты.
axexa
July 31 2006, 08:06:31 UTC 12 years ago
Deleted comment
Re: Радищев и мартинисты.
dszr
August 22 2006, 22:25:19 UTC 12 years ago
-- Это вы хорошо сказали, -- отвечал Кандид,
olhanninen
July 28 2006, 23:39:52 UTC 12 years ago
А мне вот что непонятно, - почему Радищев писал таким ужасным языком? Зачем это? И почему пришел Пушкин и все опош... то есть стало все так хорошо, миленько и понятно, что и в наше время его (Пушкина) приятно читать. Это же больше, чем талант, это что-то другое...
В детстве я давилась Радищевым, как примерная (по лит-ре) ученица, заучивая наизусть все эти "обло, озорно и лайяй" - ну, нельзя же без смеха презрительного даже выговорить. И как восхитительно было тогда же читать Вольтера:
=По соседству с ними жил очень известный дервиш, который считался лучшим
философом в Турции. Они пошли посоветоваться с ним. Панглос сказал так:
-- Учитель, мы пришли спросить у вас, для чего создано столь странное
животное, как человек?
-- А тебе-то что до этого? -- сказал дервиш. -- Твое ли это дело?
-- Но, преподобный отец, -- сказал Кандид, -- на земле ужасно много
зла.
-- Ну и что же? -- сказал дервиш. -- Какое имеет значение, царит на
земле зло или добро? Когда султан посылает корабль в Египет, разве он
заботится о том, хорошо или худо корабельным крысам?
-- Что же нам делать? -- спросил Панглос.
-- Молчать, -- ответил дервиш.
-- Я льстил себя надеждой, --сказал Панглос, -- что смогу побеседовать
с вами о следствиях и причинах, о лучшем из возможных миров, о происхождении
зла, о природе души и о предустановленной гармонии.
В ответ на эти слова дервиш захлопнул дверь у них перед носом.=
Re: -- Это вы хорошо сказали, -- отвечал Кандид,
vlad_nick
July 31 2006, 12:14:47 UTC 12 years ago
"Скажи учитель, жив Ю-Цзын ли?
-учитель отвечал: чтоб лотус цвел ему нужна вода!!!!!
И палкой ударил его по голове."
У меня с этим Вольтером столько связано -жуть!
olhanninen
August 1 2006, 18:15:04 UTC 12 years ago
И на Хармса похоже...
"КАндида" Вольтера я прочитала сразу после "Войны и мира" - он почему-то в зад собрания сочинений Толстого затесался, лет в десять-одиннадцать. И говорю сестре на семь лет старше: "Смотри, как мир-то со времен Вольтера изменился - ни грабят, ни насилуют больше, да и убивают меньше, а жалеют больше. А сейчас так и совсем хорошо - вон, у Гайдара, например, ничего такого, а только помощь старикам и борьба с несправедливостью. Или это Россия, как страна, лучше Франции была с самого начала?"
Сестра мне (со вздохом): "Ты только предкам не говори, что Вольтера читала..." - "ПОчему?" - "Да дура ты, всегда из-за тебя скандал, а я отвечай, что не проследила." Ну, я и не сказала.
НО бабушка моя - ну... не особый чтобы читатель была она, - заметила, и как раз на седьмое ноября за ужином при полном собрании папиных коллег - мелких горкомовских служащих, - хвастается: "Вот, внученька умница, хоть и болезненная, болеет и все время чего-нибудь читает, намедни тут ВОЛЬТЕРА читала, прям не оторвать было ребенка!"
Коллеги сказали:"О!.." Родители ситуацию замяли, устроили скандал и спрятали Вольтера в ящик под ключ.
Ха! Я давно ключ этот к секретному ящичку подобрала - там лежали ДСП в коричнево-серых обложках (Замятина, помнится, читала, "Один день Иван Денисыча", много чего)...
А Радищева я наизусть заучивала с помощью мата - чтобы смешнее было, я так всякую нудятину заучивала. Разбила его на предложения и написала в столбик, а в конце вставила по алфавиту неприличные слова и выражения - так и выучила. А когда в школе рассказывала, кашляла с серьезным видом... Но все мои одноклассники знали этот мой прикол и ржали. В результате - по лит-ре пятерка и уважение одноклассников...
С Герценым всё было понятно...
preobragensky_p
July 29 2006, 04:59:54 UTC 12 years ago
А вы сразу "за яблочко".
Герцен Александр Иванович
Былое и думы. Часть четвертая
ГЛАВА XXVIII
......
И этот пьяный вор, уличенный лабазником, снова явился
священнодействовать при том же старосте, который так утвердительно говорил
мне, что он украл "шкатунку", с тем же дьячком на крылосе, у которого теперь
паки и паки в кармане измеряли скудельное время знаменитые часы, и - при тех
же крестьянах!
Случилось это в 1844 году в пятидесяти верстах от Москвы, и я был всего
этого свидетелем!
Что же тут удивительного, если на призыв отца Иоанна дух святой, как в
песне Беранже, не сойдет -
Non, dit 1Esprit Saint, je ne descends pas! 61
Как же его не прогнали?
Муж церкви, скажут нам мудрые православия, не может быть подозреваем,
как и Цезарева жена! (100)...
ГЛАВА XXXI
.....
Молодой человек стал иногда приходить ко мне, я имел полное время
убедиться в силе его способностей и в способности труда.
- Что вы намерены делать после курса? - спросил я его раз.
- Постричься в священники, - отвечал он, краснея,
- Думали ли вы серьезно об участи, которая вас ожидает, если вы пойдете
в духовное звание?
- Мне нет выбора, мой отец решительно не хочет, чтоб я шел в светское
звание. Для занятий у меня досуга будет довольно.
- Вы не сердитесь на меня, - возразил я, - но мне невозможно не сказать
вам откровенно моего мнения. Ваш разговор, ваш образ мыслей, который вы
нисколько не скрывали, и то сочувствие, которое вы имеете к моим трудам, -
все это и, сверх того, искреннее участие в вашей судьбе дают мне, вместе с
моими летами, некоторые права. Подумайте сто раз прежде, чем вы наденете
рясу. Снять ее будет гораздо труднее, а может, вам в ней будет тяжело
дышать. Я вам сделаю один очень простой вопрос: скажите мне, есть ли у вас в
душе вера хоть в один догмат богословия, которому вас учат?
Молодой человек, потупя глаза и помолчав, сказал:
- Перед вами лгать не стану - нет!
- Я это знал. Подумайте же теперь о вашей будущей судьбе. Вы должны
будете всякий день во всю вашу жизнь всенародно, громко лгать, изменять
истине; ведь это-то и есть грех против святого духа, грех сознатель(189)ный,
обдуманный. Станет ли вас на то, чтоб сладить с таким раздвоением? Все ваше
общественное положение будет неправдой. Какими глазами вы встретите взгляд
усердно молящегося, как будете утешать умирающего раем и бессмертием, как
отпускать грехи? А еще тут вас заставят убеждать раскольников, судить их!
- Это ужасно! ужасно! - сказал молодой человек и ушел взволнованный и
расстроенный.
На другой день вечером он возвратился.
- Як вам пришел затем, - сказал он, - чтоб сказать, что я очень много
думал о ваших словах. Вы совершенно правы; духовное звание мне невозможно,
и, будьте уверены, я скорее пойду в солдаты, чем позволю себя постричь в
священники.
Я горячо пожал ему руку и обещал, с своей стороны, когда время придет,
уговорить, насколько могу, его отца.
Вот и я на свой пай спас душу живу, по крайней мере способствовал к ее
спасению.
verybigfish
July 29 2006, 17:04:03 UTC 12 years ago
Оффтоп о Св. Ольге
verybigfish
July 29 2006, 18:00:49 UTC 12 years ago
Дмитрий Евгеньевич, по-Вашему, Св. Владимир и Св. Ольга - абсолютно мифологические фигуры или всё же есть вероятность, что они настоящие, но жили гораздо позднее?
medved88
July 29 2006, 20:28:30 UTC 12 years ago
Теперь о значении Радищева для русской культуры...
preobragensky_p
July 30 2006, 11:38:46 UTC 12 years ago
Деготь не лучшее средство для литературной критики.
Писатели, как и обычные граждане, испорчены квартирным вопросом.
Не важно кто они были, важно что оставили нам.
Вспомните, как Бунин шел по головам к Нобелевской премии.
Бросить камень в грешницу, кто отважится?
Радищева и Герцена и через двести лет будут читать от мала до велика,
Когда БТ станет всего лишь пособием по новейшей истории России.
Это сейчас он актуален и воспринимается как откровение.
Остаться в Истории Литературы, как сказал Чуковский, практически невозможно.
...«то был старого покрою стряпчий, едущий в Петербург с великим
Множеством изодранных бумаг, которые он тогда разбирал. Я немедля вступил с ним в разговор, и вот моя с ним беседа:
- Милостивый государь! Я, нижайший ваш слуга,быв регистратором при
разрядном архиве имел случаи употребить место мое себе в пользу.
Посильными моими трудами я собрал родословную, на ясных доводах
утвержденную, многих родов российских. Я докажу княжеское или благородное их
происхождение за несколько сот лет. Я восстановлю не редкого в княжеское
достоинство, показав от Владимира Мономаха или от самого Рюрика его
происхождение...»
Не напоминает ли Вам это «Повести Белкина» или «12 стульев»?
Архаичный стиль,этой «Энциклопедии нравов» даже сегодня звучит свежо.
Изучайте русского языка!
...«Но, любезный читатель, я с тобою закалякался... Вот уже Всесвятское...
Если я тебе не наскучил, то подожди меня у околицы, мы повидаемся на
возвратном пути. Теперь прости. - Ямщик, погоняй.»
МОСКВА! МОСКВА!!!..
А что ...
idelle_m
July 31 2006, 11:42:35 UTC 12 years ago
Нельзя ли дать ссылку на его личный сайт. Или его Екатерина закрыла?
Я когда знал, да позабыл его сложное название.
Re: А что ...
preobragensky_p
July 31 2006, 15:41:59 UTC 12 years ago
при Екатерине дубоватых
b_graf
August 4 2006, 17:01:14 UTC 12 years ago
А денги в рассматриваемые периоды - тоже небольшия (везьде)...
Так что Ваш Радищев помещен в совершенно неправильную перспективу ИМХО...