Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Rouge et blanc

“Был путь из Фив египетских к Столпам Геркулесовым” (Hdt.)

В самом устье Гибралтара, близ нынешнего Кадикса, древнего Гадеса –Гадира (Gades- Gadeiros), получившего имя своё от противолежащей “Гадирской области”, epihorion Gadeirion, – части Атлантиды по мифу Платона, находился незапамятно древний город Тартесс, Tartessos у италийцев и эллинов, Tarschisch у финикийцев и пунов,  Turscha (Этруски) у египтян.

Кое-кто из современных историков находит и здесь “Атлантиду” Платона.

“Есть у них (Тартессян) книги, законы и поэмы шеститысячелетней будто бы древности”, – сообщает Страбон.

Преэллинский город Тартесс – великая европейская столица бронзового века, –может быть, здесь-то и родился средиземноморский рынок меди и серебра из богатейших Сьерра –Моренских рудников и касситеритского олова, столь драгоценного для сплава с медью, дающего бронзу.

Сьерра-Морена (Sierra Morena), горы на Юге нынешней Испании.

Образуют южную окраину плоскогорья Месета.

Длина около 400 км, высотадо 1299 м. Сложены главным образом кристаллическими породами.

Платообразные водоразделы; южные склоны резко обрываются к долине р. Гвадалквивир и глубоко расчленены её притоками.

Вечнозелёные кустарники и широколиста, леса (дуб, бук, каштан).

Месторождения медистых пиритов (в Минас-де-Риотинто, Тарсис), полиметаллических, свинцово-цинковых руд (в Линаресе, Ла-Королина, Пеньярроя), железной руды (в Альмерии)

Вероятно Тартесс находился на острове между двумя устьями  реки реки Бетис, Baetis (Гвадалквивира), к северу от нынешнего Кадикса, к северо –западу от Гибралтара. Область этого полиса называлась Тартесс (Ταρτησσίς), ныне Андалусия и Мурсия.

Горы заключают Андалусскую низменность в бассейне реки Гвадалквивир с трёх сторон: на Севере — Сьерра-Морена, на Юге и Востоке — система Бетских Кордильер с наивысшей точкой Пиренейского полуострова в массиве Сьерра-Невада (Муласен, 3478 м).

Много определяет соотношение климата, почвы и рельефа,- от него зависят такие важнейшие вещи, как характер земледелия, тип жилища, еда, образ жизни, средства передвижения, источники энергии.

Поэтому и возникают в антропорельефах специфические экосистемы, искусственные, специально сконструированные “под поселение”:

  • Растениеводство
  • Животноводство
  • Пчеловодство
  • Дрожжевые культуры, ферменты

И технологические подсистемы :

  • прибрежный каботаж
  • ремёсла
  • ирригация
  • бронзовая металлургия
  • ткацкие (прядение) и строительные технологии
  • технологии обработки камня
  • гончарное дело (производство)
  • пашенное (плужное) земледелие (систематическое производство зерновых)
  • животноводство (разведение крупного рогатого скота, овец и свиней, коневодство и выведение мулов)

Пшеница быстро истощала почву. В ancien можно было сохранить плодородие почвы, только если оставлять поля под паром и удобрять навозом домашних животных.

Отсюда возможно, традиционная европейская модель хозяйствования : соединение земледелия и скотоводства и употребление в пищу не только зерна, но также овощей и мяса.

Атлантическая гавань у ворот в Гибралтар, в Средиземное море – великого атлантического пути на Восток.

Говорят, что основан он либо тирсенами-этрусками из Малой Азии, либо иберами (турдетаны и турдулы), но не  “краснокожими” “людьми Морских племён” (финикийцами etc.).

Время его основания, неизвестно, видимо, за 400 лет до АUС.

Тартесс был центром  федерации белых племён  занимавшей территорию современных Андалусии и Мурсии.

Говорят о наличии в государстве Тартесс частной собственности, наследственной царской власти - института межобщинного лидерства (βασιλεία).

Известны имена некоторых властителей.

Говорят, что, в середине I века AUC занесены были туда самосцы и возвратились оттуда домой с богатой добычей.

Сто лет позже властвовал здесь (около 153 AUC) Аргантоний (Arganthonius, Арганфоний), прослывший в древности своей долгой жизнью (говорят, он царствовал 80, а жил 120 лет)

Аргантоний вступил в дружественные сношения с эллинскими мореплавателями, прибывшими туда из Фокеи.

Говорят, что на территории Тартесса были развиты добыча металлов (особенно серебра), ткачество, производство керамических и металлических сосудов и предметов роскоши.

Возделывание, преимущественно на орошаемых землях, зерновых, главным образом пшеницы. Виноград и оливки.

Обширные пространства пастбищ; разводили крупный рогатый скот и овец.

Промыслы — рыболовный и соляной.

Тартесс вёл борьбу с финикийцами, в I—III веках AUC переживал период расцвета.

Тартесская талласократия в Средиземном море оперировала в районах  побережья Ливии (Северной Африкой) до пределов Египта и Европы до Тирениии (Верхней Италии) и выступала в роли торгового посредника между странами северо-западной Европы и Средиземноморьем.

Когда и как погиб этот богатый город, неизвестно.

Предположение, что Тартесс был разрушен пунами (Карфагеном), не представляется удачным. Скорее какой-либо катаклизм, наподобие Лиссабонской трагедии.

Тартесское золото шло с берегов Гвинеи, древнего царства Уфа.

Здесь, в земле иорубов и иабадинов, в священном городе Ифэ, близ устья Нигера, была найдена литая из бронзы голова бога моря Олокуна.

В царской диадеме – простом между двумя рядами жемчужин, обруче, с небесною или морскою звездой и возносяшимся над нею фаллическим столбиком, –широкоскулый, широконосый, толстогубый, настоящий негр, – чернокожий Посейдон, двойник краснокожего, тольтекского Тлалока.

Молились ему (Посейдону) и на этом и на том берегу Океана вся тварь  и люди (“дети воды”):

  • белые, дневные люди в Европе
  • чёрные, ночные, – в Африке
  • жёлтые, утренние – в Азии
  • красные, вечерние, – в Америке

Лет 20 000 назад, по исчислению условному –в Ледниковой Европе, едва населённой обезьяноподобным, мустьерским или неандетральским племенем, появляется вдруг, неизвестно откуда, новое племя кроманьонов (Cro Magnon)

Появление это совпадает с концом Ледникового периода (l'Époque reculée), – началом тех геологических переворотов в Европе и Атлантике, которые сохранились в памяти человечества, как миф о Потопе, –гибели первого мира.

Племена кроманьонов появляются в юго-западных, ближайших к Атлантике, частях Европы, –у Бискайского залива, в Пиренеях, в Дордони (Франция)

Внезапно и неизвестно откуда появившееся на европейских берегах Атлантики племя, внезапно готовая культура. Уже на первом уровне социальной интеграции (формы объединения людей), как новое, духовно и физически высшее.

Антропогеоценоз - это биогеоценоз (экосистема), главным компонентом которого является человеческое поселение (неоантропов).

Подобно тому, как живое с самого начала, “ad ovo”, существовало в форме экосистем, замкнутых по веществу, и частично замкнутых по энергии, так и разумное с самого начала существовало в форме социосистемы.

Согласованная единица  у кроманьонов: племя, племенные союзы. Централизованная еденица: дисперсное расселение общин, локальные группы, ряд колоний по всему Средиземно –атлантическому пути.

Эгалитарная общественная структура. Quorum sensing . Аморфное руководство наиболее авторитетных лиц .

Основанные на родстве системы охотников, собирателей и рыболовов.

Архаичное природопользование. Пользование экосистемами:

  • Собирательство
  • Сбор грибов
  • Охота
  • Рыболовство
  • Бортничество

Существование анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счёта.

Шаманы обеспечивают  как и нижние требования (обслуживание праздников, традиционные акты изменения статуса etc.), так и  генерирует целевую трансцендентность (а значит и универсалии), выстраивает относительно её картину мира, организует общество верующих во взаимодействии с миром.

Меховые одежды, женские скульптурки (Виллендорфские и Лоссельские “Венеры” Стеатопиги –Тучнозадые), разнообразные наземные жилища и орудия труда, орнамент, пещерные росписи (магдалиенские, альтамирские, пасиегские) богатейшая знаковая палитра (вплоть до протописьмён), сложнейшие погребальные обряды (захоронение -лёжа вытянуто на спине), вероятность календарно-звёздных знаний.

Пещерные люди кое-что уже знают или ещё помнят о “воскресении плоти”, чего ещё не знают или что уже забыли Сократ и Платон с их “бессмертием души”.

В палеолитической Офнетской пещере, у Нёрдлинга, все черепа смотрят на запад, где царство мёртвых –может быть Аваллон, –древняя родина.

Только в позднейших, мегалитических могилах просверливаются в надгробных плитах отверстия –“оконца”, чтобы души могли вылететь, –покинув тело, гулять на свободе; в палеолитической же древности душа и тело нерасторжимы: вместе в этом мире, вместе и в том.

На поздних стадиях предистории собиратели- охотники  создали такие общественные структуры, которые обеспечивали дифференцированную специализацию.

В дополнение к покрывавшим большие расстояния охотникам –собирателям и собирателям, ограниченным территорией своих мест проживания, появились группы, специализировавшиеся на таких трудоёмких процессах как рыболовство (плетённые лодки, обшитые корой и кожей), сбор съедобных морских гадов и продуктов, диких злаков и орехов или ловли птиц.

Другие же имели возможность специализироваться как посредники при создании федераций или региональных союзов, обмене и ремесле.

Так что в группах кроманьонских охотников-собирателей уже имелась в зачаточном виде иерархия и структура.

Знаменательно, что переселенческий путь допотопных кроманьонов (духовно –единой культуры) от Гибралтара до Сиро-Финикии, совпадает с великим Средиземно –атлантическим путём на Восток.

Будущие Тартесс и Гадес (Кадикс), атлантические гавани, находятся в начале пути.

Маленькое, замкнутое в Пиренеях живущее племя басков говорит на допотопном языке, непохожем не на один языков Европы, Азии и Африки, но очень похожим на языки древнеамериканских племён.

Есть мнение, что этот язык, есть чудом уцелевший обломок допотопной кроманьонской древности.

Греческое слово phoenix, “финикиец”, значит “красный”, “краснокожий”.

Так называли гомеровские греки выходцев с острова Крита, где обитали Пеласги, этеокритяне – египетские Keftiu, “люди Морских племён”, родственные ливийцам в Северной Африке, лигурам в Италии, ликийцам  в Малой Азии, иберам в Иберии, –племенам, живущим по всему Средиземно –атлантическому пути на Восток.

Поздние неолитические потомки кроманьонов, все эти племена, судя по стенным крито –минойским и египетским росписям, –”краснокожие” или смугло –красные, безбородые, такие же как тольтеки древней Америки.

Цвет кожи –стойкий в тысячелетиях признак: если потомки, то, вероятно, и предки –“краснокожие”, совсем или отчасти.

По некоторым преданиям, финикийцы пришли в Левант от берегов “Эритрейского моря”

Ханаан (Chanaán), древнее название территории контадо финикийских полисов Сидон, Тир, Библ etc. Этимология название  точно не установлена; предполагают, что “Ханаан” означает “пурпур”.

Население Ханаана отличались племенной пестротой (кроме финикийцев, из культурных народов, известны угариты, хурриты, хетты), считается, что пользовались они в качестве koine dialektos древнеханаанейским диалектом, весьма близким к арамейскому.

Говорят, что открыв железную руду на острове Тасос (в северной части бассейна Эгейского моря), финикийцы начали её разработку.

Предположения о том, что объектом финикийской колонизации были Фивы в Беотии, ныне уже считаются несостоятельными.

Одно время финикийцы рассчитывали закрепиться в Эгеиде как торговые монополисты (при поддержке персов), но в последующем переориентация финикийских полисов в сторону сближения с Элладой и они были полностью эллинизированы.

Постепенно, не только финикийцы, но и все племена и народности Ханаана совершенно слились с эллинизированным населением римской провинции Сирии (к IX веку AUC).

Пуны (Puni, Poeni, Phoenices) название, которое дали римляне финикийцам, переселившимся в Северную Африку и основавшим там ещё до AUC  колонии Утика, Карфаген, Лептис-Магна etc.

Судя по пещерным ваяниям и росписям, Ледниковый бык-бизон есть бог допотопных кроманьонов –ориньяков. Как в Европе, так и в Америке.

Прядающий, пенящийся, “ослепительно –белый” nimio candore perfusus, солнечный Бык –Критский Зевс, –несёт на хребте своём юную богиню Европу, дочь “Финикии”, “Красной Земли” –Красного Запада.

Бык –великий бог, а маленький –Раковина, чуднотаящая в извивах своих гул Океана, немолчный зов родины “детей воды” (Аваллон друидский)

Боги кроманьонов морские, потому что и само племя морское, –первых, Каменного века, рыбаков, костяного крючка, кремневого гарпуна и прочей рыболовной снасти изобретателей.

Исследователи истории океана и климатологи считают мифы о потопе (возникновению проливов – Дарданеллы и Босфор, Зунд и Ла-Манш),  эхом реальных, охвативших всю планету перемен в климате.

Когда растаяли последние остатки ледяных щитов, покрывавших Европу и Америку, уровень океана поднялся на 130 метров.

Суша, причём прибрежная, а значит, наиболее населенная, залитая поднявшимися водами океана, потеряла восемь процентов своей площади.

В наивысшую фазу последнего оледенения, вся Средняя Европа была мёртвой зоной.

Потом лёд начал таять. В Сахаре зазеленели оазисы, Каспийское море в четыре раза увеличило свою площадь по сравнению с нынешней, возникло Балтийское море.

С потеплением пришли для допотопных белых людей новые времена.

Когда льды отступили в последний раз - есть мнение, что всего 12 000 лет назад - появились новые пришельцы с Хартленда.

Невоспетые разведчики и первопроходцы белой расы медленно двигались на запад, шли вдоль изгибов побережий, пересекали сушу и моря и в конце концов добрались до самых дальних островов.

Высокогорные альпийские равнины были прекрасной средой для первоначальной  колонизации и ancien сельского хозяйства.

Здесь много солнца, свежей воды, топлива, строительного материала, пастбищ и, главное, большая безопасность.

Отдалённость этих мест была одним их их преимуществ. Они были заселены уже в глубокой древности

Величайшее оставшееся от них творение, было возведено на дальнем острове, на самом краю обжитого мира. Но никакие догадки и рассуждения не позволят нам с уверенностью сказать, что воодушевляло этих искусных строителей и как называли они этот великий хоровод камней.

В быстрой последовательности в Циркумпонтийской зоне и Альпийско-Карпатской горной стране возникали новшества:

  • глиняные хижины
  • обжиг глиняной посуды (“ленточная керамика”)
  • первые посевы злаков
  • человек стал разводить свиней в стойле при доме
  • в постройках, где прежде все было косо и криво, утвердился прямой угол

Во времена последнего оледенения в Европе Черное море было пресноводным озером.

Но примерно 18 000-15 000 лет назад на планете началось глобальное потепление. Спустя тысячелетие вода растаявших ледников пополнила океаны, и их уровень быстро поднялся.

То же произошло и в Средиземном и Эгейском морях, связанных с океаном.

Высокая вода, преодолев естественную преграду, отделявшую Эгейское море от низменности на стыке Азии и Европы, с неудержимым напором устремилась в пресное озеро, превратив его в соленое Черное море.

Со временем,  морские воды “прорезали” в суше проливы Дарданеллы и Босфор.

Больше всего земли было затоплено, на северо-западном побережье Причерноморья.

Катастрофа, случившаяся 7 500 лет назад в циркумпонтийской зоне, резко изменила доисторическое бытие человека в этих и соседних с ними местах. 

Когда в Босфоре рухнула природная плотина, племена белых людей населявшие Причерноморье, спасаясь от потопа, двинулись на запад.

Вскоре эти люди уже стояли на берегах Рейна и заняли парижский бассейн (кроме марша на запад был еще северный).

Они принесли с собой новое для малочисленных аборигенов знание и мастерство - хлебопашество, изготовление глиняной посуды etc.

Как говорят подсчеты антропологов, племя охотников и собирателей, насчитывающее 500 человек, чтобы прокормиться, нуждалось в территории, равной по площади Грузии.

И соответственно многочисленные земледельцы имели огромный численный перевес над аборигенами.

Продвижение по Европе людей, переживших потоп, было стремительным.

По найденным следам её перемещения (“ленточная керамика”) делают вывод, что на овладение континентом ушло неполные 200 лет.

Верояятно древний шумерский миф о потопе возник не как отклик на босфорскую катастрофу (Sir James George Frazer).

Шумерский вариант сказания о потопе - это скорее отражение преданий о сокрушительном наводнении Тигра (жители этих земель хорошо знали силу разбушевавшейся воды).

Город Урук, например, в ancien был на два с половиной метра затянут илом, что говорит о сильнейшем наводнении), преданий, долгое время живших в Вавилонском и Ассирийском царствах.

Найден клинописный текст о том же событии и в столице Хеттского государства.

В  эпосе о Гильгамеше можно найти в буквальном смысле изложение плана Бога: за то, что люди слишком много шумят, их следует утопить.

По-видимому, толковать это следует как отражение перенаселения таких городов, как Ур и Урук, которые в циклической аквадеспотии необычайно разрослись.

Герой шумерского потопа Утнапишти  был предупрежден Богом, ему было велено: “Построй корабль... принеси на борт семена и всех живых существ”.

Ещё не удалось определить время, когда эпос о Гильгамеше был впервые записан.

В позднейшем, шумеро –аккадские мифы были заимствованы племенами кочевий Аравии и Синая (“сыновьями” Ибрагима -Авраама), которых земледельцы - арамеи ассимилировали в языковом плане.

То есть рассказ о потопе, содержащийся в  Библии, имеет отношение не к тем событиям, что произошли на берегах Чёрного моря.

После потопа, на юге Европы располагались два соединенных друг с другом внутренних моря, с множеством островов, заливов и своих собственных полуостровов.

На севере материка, эпоха за эпохой, растягиваясь и вновь сжимаясь, пульсировала громадная шапка полярного льда, похожая на гигантскую замерзшую медузу.

На востоке лежала земля, связавшая полуостров с остальным миром. Оттуда и предстояло прийти белым людям и их цивилизациям.

Расены (тирренцы, этруски), фракийцы и ахейцы, создавали общества и цивилизации, чьё влияние мы ощущаем и поныне.

Они покорили местных дикарей в бассейне Средиземноморья. Язык пришельцев отличал их от “варваров” - “издающих непонятные звуки”.

Переселение иберийцев и расенов, иллирийцев и фракийцев предшествовало появлению всех других групп белого семейства  на юге Европы, нужно считать доказанным тот факт, что когда иберийцы прошли Галлию с севера на юг, а расены (этруски первого поколения, этруски второго поколения  - расенско-тирренская смесь) дошли до Паннонии и южных отрогов  Альп, на их пути не было ни одного народа белой расы.

Невозможно определить, даже приблизительно, эпоху их появления. Можно лишь предположить, что их самые первые поселения предшествуют 4 000  ВР.

Что касается названий, их сохранилаи эллины и отобразилив религиозных мифах.

Это фракийцы, иллирийцы, этруски и иберийцы.

В своих истоках и, возможно, во время их пребывания в Азии, фракийцы представляли собой большой и сильный народ.

Эллины часто упоминали о них в исторические времена. Геродот утверждал, что после индийцев фракийцы — самый многочисленный народ на земле.

Фракийцы принимали активное участие во вторжении арийцев - эллинов в Грецию . Иллирийцы, смешавшись с греками-эпиротами, македонцами и фессалийцами, помогли им овладеть Передней Азией.

Иберийцы и расены являлись лишь отрядами, отколовшимися от основной массы белых племён, уже обосновавшейся на севере континента.

Надо отметить  присутствие белых людей в Испании и Италии и добавить, что они укрепились на побережье Балтики, в районах между Карпатскими горами и Уралом, а немного позже некоторые из их племен влились в кельтский поток.

Определить, даже приблизительно, эпоху продвижения кельтов  на север и запад практически невозможно.

Кельты значительно отличались друг от друга, и степень различия зависела от того, с кем у них было больше родства: с протославянами -ариями, фракийцами, иллирийцами и, в особенности, с финнами.

Фракийская культура, как и неолитическая, арийская, праславянская  культура Триполья на Юго –Западе России, — прямая преемница древнейшей на Земле допотопной малоазийской цивилизации белых людей “Чатал-Гююка — Хаджилара”.

Посевы так называемого турецкого гороха, ячменя, чечевицы, проса и пшеницы были сделаны, по новейшим изысканиям, в  юго –восточной Малой Азии и северной Сирии (Митанни), где ещё до потопа большие площади уходили под посевы.

Отсюда земледелие распространилось на плодородные берега Черного моря - тогда ещё пресного озера.

9 000 BP - 8 000 BP белые люди стали готовить почву к приёму зерна на Альпийско –Карпатской горной стране и на Балканах. Ещё одна группа двинулась вдоль Средиземного моря в сторону Иберии.

Область праславянской, арийской культуры на севере доходила до Припяти, на востоке — до Северного Донца, на западе — до хребтов Южных Карпат и центральной части современной Румынии.

История фракийских племён восходит к глубокой древности. После потопа они занимали всё пространство от Адриатики до Чёрного моря (Понта).

Малоазийские области близ Трои этнически были идентичны собственно Фракии, их населяли фракийские племена.

Тысячью нитей искусство Фракии связано с Трипольской культурой на юго-западе России.

Праславяне -арии  верили в бессмертие души и в загробную жизнь, боготворили природу, совсем как фракийцы и близкородственные кельты.

Случалось так, что после смерти мужа вдова добровольно шла на смерть, чтобы не расставаться с ним.

Праславяне и фракийцы одухотворяли силы видимого мира, поклонялись воде (рекам, источникам) и священным рощам.

Путь богов — это путь людей. Он указывает направление переселения племён: Динарские Альпы, Иллирия, Фракия, Карпаты - Поднепровье.

Киевская летопись даёт описание праздника Купалы.

Праздник в честь этого праславянского божества аналогичен празднествам, которые устраивались во Фракии и во Фригийском царстве, созданном фракийскими переселенцами в Малой Азии.

На древней тиренской земле (Этрурии) известно имя Купавон с тем же значением.

Особое место занимала у фракийцев выплавка и обработка металлов.

Именно искусство выплавки металлов из руд принесли с собой в Италию этруски (тирренцы) из циркумпонтийской зоны.

Древняя культура  фракийцев была воспринята  ахейцами, дорийцами и ионийцами.

Это мифы, культы Ареса, Диониса и Орфея.

В Helles фракийский язык был священным языком дионисийских, элевсинских и самофракийских мистерий, языком посвящённых.

Говорят, что около 3600 BP  Северная Европа переживала значительные изменения климата.

Из-за глобального похолодания, связанного с циклами оледенений, средняя температура на севере Европы упала на четыре градуса Цельсия, а тут подоспело еще и катастрофическое извержение вулкана Санторин в Эгейском море.

Арийские народы Великой Равнины, прародины всех ариев, двинулись на юг, к теплу, неся варварам цивилизацию и культуру.

Часть из ариев прошла через Месопотамию в Индию.

Другая часть через Малую Азию попала в Египет - это хетты.

Третья группа переселенцев с севера осела в Греции - это ахейцы.

 Переселенцы принесли с собой географические названия, напоминающие о северной родине, а также свой эпос, легенды и сказания о битвах и героях.

Их армия  состояла из пехоты, усиленной искусными лучниками и боевых колесниц.

Царь у ариев был судья (символ судейской власти,  получил он по наследству от богов, даровавших сельскохозяйственные технологии), военачальник и верховный жрец в одном лице.

Существовали отношения реципрокации (способ накопления, основанный  на родственных связях) и половозрастная дифференциации, ранние формы системы возрастных классов (дети, подростки, юноши, мужчины, старики)

Слабое проявление имущественного и социального неравенства.

Множество небольших (в том числе семейных) мест для отправления ритуалов. Древнейшие земледельческие культы и письменность.

Древнегреческие полисы унаследовали от родо-племенной организации арийского общества разделение населения на роды.

Каждый род входил во фратрию, а фратрия - в филу. Таких фил насчитывалось обычно три или четыре.

Таким образом, каждый гражданин входил в ту или иную филу независимо от места его проживания.

С развитием социально –производственного механизма и его информационной составляющей такая организация общества устарела и была реформирована (низшим звеном в цепи управления стали демы, уже давно существующие сельские округа)

Продолжение  следует : “ Кадм, Кабиры и алфавит”

Платон сообщал в своих диалогах, что имена родоначальников атлантов его предок Солон объяснял по-гречески потому, что его информаторы-египтяне, в свою очередь, "объясняли" их имена по-египетски. Т.е. нам не известно автентическое имя Атланта, сына Посейдона, и его наследников — атлантов.
Но Платон упоминает атлантическое ("туземное") имя брата-близнеца Атланта. Это — Гадир. Ещё во времена Платона оно было понятно грекам, так как обозначало земли в самом устье Гибралтара на берегу Атлантического океана (теперь — город Кадис или Гадейра.
Противоположным Гадиру, но уже на африканском берегу Атлантики, есть город Лараш, названный древними Ликс. Римляне только его, рядом с Римом, награждали эпиттом "вечный город" (!) и почитали в нём могилу Геркулеса, а финикийцы знали этот город под именем "Мак Семес" — "Город Солнца". Археологические поиски обнаружили здесь могущественную мегалитическую культуру солнцепоклонников (которыми, согласно Платону, были и Атланты). Это дало возможность Т. Хейердалу утверждать, что именно Ликс был прообразом Атлантиды — отсюда прямо открывается путь к великому Западному континенту: от города Ликс берет начало океанское течение, которое чётко направляется в сторону Мексиканского залива [Хейердал Т. Древний человек и океан / Перев. с англ. — М.: Мысль, 1982. — С. 54].
Солон истолковал по-гречески имя Гадир как Эвмел — "Имеющий овец", хозяин-овчар. Интересно отметить тут, что другим сыном бога Посейдона, как и Гадир-Эвмел, хозяином овец был одноглазый циклоп Полифем ("многогласый"). Можно ли отождествить этих двух мифических персонажей?
В журнале "Курьер ЮНЕСКО" (1990 г., № 7) секретарь Испанской Королевской Академии баскского языка, этнограф Хосе М. Сатрустеги привел миф жителй Пиреней басков о мести Неба. Согласно с ним один одноглазый кривоногий пастух овец оскорбил месяц Март за его суровую погоду. Оскорбленный Март решил отомстить, но был уже последний день этого месяца. Тогда он выпросил у месяца Апреля одолжить ему два с половиной дня и устроил сильную бурю, вследствии чего реки и ручьи вышли с берегов и стадо овец одноглазого пастуха погибло. Во время попытки спасти хотя бы одного барана, животное с перепугу рогом выбила своему спасителю его единственный глаз. Вот почему пастухи Иберии боятся первых дней Апреля, одолженных когда-то Марту.
Не есть ли этот баскский миф о природном катаклизме свидетельством об ужасном потопе, вследствии чего погибла могущественная цивилизация Атлантиды, а спаслись только пастухи высоко в горах (как Пиренней, так и Канарских островов)? Может, герои этого предания являются символом "братской" атлантам цивилизации на территории Иберии до прихода туда индоевропейцев?

goutsoullac

October 19 2009, 22:48:57 UTC 9 years ago Edited:  October 19 2009, 22:49:22 UTC

Германские саги рассказывают о слепом боге Хёдре или Хёде ("Борце"), сыне могущественного бога-шамана Одина. Хёдр убил светлого бога Бальдра веткой омелы, которую ему в руки подсунул бог-трикстер Локи (финн. "лоухи" — "огонь" или др.-исл. "логи" — "огонь"). Считается, что Локи в мифах упоминался как брат-близнец Одина, а Хёдр — это сам Один как воплощение "слепой доверчивости" брата. Из мифологических текстов причина слепоты Хёдра неизвестна, но возможно, что ослеп он из-за приближения к "космическому Огню", и не без помощи лукавого брата. Позже, в преданиях датчан, образ Хёдра трансформировался в героя Хаддинга ("Могущественный борец"), которому помогает сам бог Один под личиной одноглазого старца (кстати, по другим мифам, Один обменял свой глаз на источник мудрости). Одновременно Хаддинг считался земным воплощением бога Нёрда (Нертуса), аналога античного Геркулеса, а его брат-близнец Фрото ("Мудрый"), во время царствования которого на земле был "золотой век изобилия", — воплощением сына Нёрда Фрейра. Фрейр-Фрото стал родоначальником мореплавателей, а его морская империя погибла от нашествия морских полчищ демонического конунга Мюссинга.
Таким образом, напрашиваются параллели с похожими именами Гадир и Хёдр, c преданиями об одноглазости, братьях-близнецах и природный катаклизм со стороны океана. Возможно, что древние германцы получили эти известия от предыдущего населения Европы.
Некоторые исследователи считают, что до прихода индоевропейцев Западную Европу населяли рядом с иберо-басками ещё и берберы (египтяне называли их "ливийцами" и непосредственно граничили с ними на западе, а в некотором времени были долгое время оккупированы ими), субстрат которых обнаруживается у первых индоевропейцев Запада — кельтов [Pokorny J. Das nicht-indogermanische Subsstrat im Irischen // Zschr. celtische Philologie. — 1927. — Bd. XYI, XVII; Pokorny J. Die Schprachen der vorkeltischen Bewohner Nordwesteuropas // Innsbrucker Beitrage. — 1962. — Sonderheft 15. — S. 129]. Якобы именно они упоминаются в ирландских сагах как фоморы, возглавленные демоническим одноглазым Балором, которого побеждает его внук (сын дочери) Луг Самилданах (во многом аналогичен германскому Локи). Также отцом героя кельтов Финна был Голлом (goll "одноглазый") на прозвище Аэд (aed "огонь"), которого убил Нуад, сын Морны, за что Финн и мстит своему деду по матери Тадгу, сыну Нуада.
Нам не известно как древние египтяне "по своему" объясняли Атланта. Соблазнительно отождествить его с египетским богом Гором ("Высота"), который, как и Атлант, был владыкой пространства между небом и землей. Образ Гора — сокол, символ — крылатый солнечный диск. Хотя Гор не имеет брата-близнеца, но мотив слепоты в мифе о нем присутствует: брат-близнец его отца Осириса Сет вырвал у племянника глаз и только потом Гор побеждает дядьку. Свой глаз Гор дает проглотить Осирису — и тот оживает. Оживший бог передал свой царский трон в Египте Гору, а сам становится царем потустороннего мира, где его охраняют сыновья Гора, которые, к тому же, выполняют функцию Атланта — поддерживают небо над землей.
Но за некоторыми версиями мифа Гор, сын Изиды (Гор-са-Исет) считался под именем Гор-Ур (где "ур" — "могучий, великий") братом-близнецом именно Сета, что упоминает и Плутарх, называя Гора "Гором Древним". Соединение имен Сет и Гор в древнеегипетском языке означает "царь" (swth-hr), что через тысячи лет благодаря коптским монофизитам через Балканы попало в древнерусские былины как "Святогор". Носитель этого имени, кстати, гибнет именно так, как и царь Египта Осирис: примиряет к себе гроб, который оказывается ему "в пору", и не может снять крышку.
Японцы такжe знают двух братьев-близнецов. Но функции у них противоположны: созвучный Гадиру-Хёдру Ходери ("сияющий огонь") является богом рыбаков и моря, а Хоори ("бог ослабления огня") - покровитель охоты и гор. В мифах рассказывается, что Хоори получил победу над Ходери, отводя воду с его полей и затопляя его суходольные фермы. Но более всего поражает, что Хоори имеет эпитет Амацу-хитаки-хикохо-но микото, что переводится как "Тот, кто поднялся к высотам". Таким образом, Хоори — аналог Атланта, который держит на своих плечах небо, а Ходери — аналог Гадира-Эвмела? Известно, что сын Хоори и подводной царевны Тойотами-биме Угаяфукинедзу-микото стал отцом первого японского императора Дзимму-тенно. Нарушив запрет, Хоори подсмотрел за родами жены и увидел, что она — морское чудище. Тойотами вынуждена была оставить землю и навсегда остаться жить в подводном царстве. Этот миф отождествляем с западноевропейской легендой о сирене Мелюзине (Мелизанде), жене короля Энно Длиннозуба (или Раймонда). Кстати, и среди северо-кавказских преданий о нартов есть аналогичное предание о рождении героя от водяной царевны, которая, вследствии нарушения запрета её мужем, вынуждена возвратиться в морскую пучину (ср. с мотивом о нарушении мужем запрета жены — ведические Пуруравас и апсара Урваша, славянские Царевич и Царевна-лягушка и др.).