Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Сирийские Помпеи

Dúra Éurōpos (Дура-Европос) - городок на Евфрате,  в восточной части сегодняшней Сирии, называют “Сирийскими Помпеями”: уничтоженный войной, он был окончательно покинут еще в XI столетии AUC и прекрасно сохранился вплоть до 1922—1937 AD, когда впервые был откопан.

The citadel of Dura-Europos, overlooking the Euphrates

Раскопки велись в 1922—1937 AD с перерывами:  Ф. Кюмон, в 1922—1937  AD  Михаил Иванович Ростовцев .Возобновились в 1986 AD

Уже тогда была открыта масса изысканно украшенных зданий, в том числе прекрасно расписанный древнейший храм доиудаистического монотеизма  -"мозаизма", а также - один из древнейших “христианских” храмов.

Древнейший "христианский" храм Interior of the 3rd-century house church at Dura-Europos, now on display in the Yale University Museum, USA. This is the oldest Christian church ever discovered.

Храм  была крупнее, вмещала в два раза больше людей, была расписана пышнее.

Не смотря на то, что бытует мнение, что Законом (доведённым до целевой аудитории через пророка  Мусу) содержащего условия союза-завета “Б-га” с “Израилем”, издревле строго запрещены изображения (второй из десяти заповедей).

Ну с Законом и запретами не всё так просто и однозначно.

Ведь это древнее культовое сооружение однозначно построили и раскрасили фресками в  период доиудаистического монотеизма  -"мозаизма", до кодификации (“Сильная рука” –14-томный труд “Второй Закон”, он же “Мишне Тора” ) иудаизма Маймонидом (1135-1204 AD) и его институализации.

Труды Маймонида были подвергнуты критике как при жизни философа, так и в последующие столетия.

Со временем, однако, трактат “Второй Закон” Моше бен Маймона был принят в качестве кодекса еврейского закона.

Конечно запрет на работу с изображениями монотеистам Средиземноморья, инициированный жреческой верхушкой (не исключено, что и с благих побуждений –сориентировать образованные слои на работу с объёмными текстами) имел место уже до Маймонида ( говорят, что и на Востоке Римской Империи “волна прошла” –т.н. “иконоборчества”, довольно длительная, для того чтобы суметь сохранить живую традицию)

В конечном счёте у потомков Ибрахима (Авраама) и Измаила, из-за особенностей местночтимых культов (запрет на изображения, тезис о том , что в Коране  всё сказано, мол поэтому свитки из Александрийской библиотеки не нужны) - была наглухо заблокирована культуротворящяя способность ,- и у арабов и у иудеев.

Был шанс. Интересная  синтетическая культура вырисовывалась на Сицилии и Великой Греции (юге Италии –Амальфи etc.).

Да и ниже представленные фрески из древнего мазоистского храма чудесны.

У "франков", пусть и с известными целями (неграмотность масс делала главной технологией воздействия на общественное мнение "писание простецов", живопись и скульптуру) на пополанов уже влияли не играми (Ludi), а  статуями и фресками, а с развитием книгопечатания и тексты с картинками, мультимедиа, так сказать ( по Ленину важнейшими искусствами являются кино и цирк), .

Кодифицированный Закон иудаистского Б-га (в его сегодняшней версии) вообще изрекает проклятие на всех нарушителей его: Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона (Втор. XXVII, 26)

Проклятие на нарушителей закона торжественно произносилось израильтянами по занятии Земли Обетованной с горы Гевал (Втор. XXVII, II)

Проклятие, в устах того, кто способен Словом корректировать эйдос мира –это серьёзно.

Ап. Павел произнёс проклятие на лжеучителей вопреки благовествованию Христову (Гал. I, 7-9). И Храм Солимана с менялами был разрушен ..

Судя по мощному идеологическому обеспечению кампании (вся Ойкумена узнала о вырезанной, вопреки договору, когорте), римляне были  хладнокровно и решительно настроены не просто взять самый богатый депозитарий Ближнего Востока а вообще, вероятно, прикрыть финансовый центр менял, разрушив “до основания”, как и ранее с Карфагеном и Коринфом.

Рим  завершил разрушением Карфагена серию длительных “Пунических” войн и разрушением Коринфа - серию также весьма долгих войн за овладение Пелопоннесом и Архипелагом.

В конце длительной и изнурительной борьбы против Карфагена римляне приняли культ Матери Богов (Критско-эгейская Ma, Кибела, Кивева или Диндимена,чёрная Ma-Donna, Notre Dame etc.).

Перед разрушением Σόλυμα  и Храма Солимана воины диархии утвердились в  вере Истинно Живых, приняли внутрь себя Божественный Свет, "Непобедимое солнце", Sol Invictus

Понятно почему храм раскопанный назвали “синагогой”, ведь  считается, что после разрушения Храма Солимана (Гибель Σόλυμα), иудаистам было запрещено строить храмы.

Иудаистский Ветхий Завет (Тора) в его сегодняшней версии был создан на Востоке масоретами .

Теперь трудно установить точный срок начала их деятельности; некоторые ученые относят его к 750 AD.

Полностью текст был готов якобы около 1000 AD.

При подобных датировках разница между иудейской и римской системами составляет до 300 лет. Так что наиболее приемлемым сроком была бы вторая половила X века (последние 50 лет перед 1000 AD).

В результате этой деятельности возник и считающийся "классическим “древнееврейский язык”

Скорее всего, прежде указанного срока на таком языке никто не говорил.

В иудейских общинах Востока в ходу был либо арамейский (на нём говорили древние жители Леванта), либо koine diálektos. Позже сабир (lingua franca, Lisan al-ifrang)

 Причем это справедливо не только для вавилонских или египетских иудейских общин в “изгнании” (то есть для полисных семитов), но и для самой Палестины.

Существует также "переходный" текст Торы, где “древнееврейские” слова записаны греческими буквами. Так и формировался современный еврейский шрифт.

Это не первый случай, когда для Святой Книги изобретался новый язык и новый алфавит:

  • Panini (“5—4 век AC”) для Вед "изобрел" санскрит (“Восьмикнижье”)
  • Ulphilas  (“около 380 AD”)- готский для своей Библии
  • Кирилл и Мефодий для своей миссии “около 900 AD” “изобрели” славянский язык

Скорее всего, до масоретской Торы никаких таких текстов просто не существовало.

Как радовались богословы, когда в начале Settecento в Китае нашлась рукопись Торы предположительно домасоретского периода.

Радовались, пока не выяснили, что текст полностью соответствовал амстердамскому печатному изданию Cinquecento.

Нужно обладать абсолютной верой, чтобы считать, что неизмененное Слово Божье, тысячелетие за тысячелетием, от Синая дошло до Амстердама (теория информации etc.).

“Древнееврейские” Библии гуманистов восходили к текстам Duecento –Trecento

Считающаяся сегодня образцовой научно выверенная “древнееврейская” Библия (Киттель, 1937 AD) опирается в качестве источника на эту работу деятелей l'Epoque changement и на рукописи якобы X века.

Считается, что этот храм (далее в тексте, согласно общепринятой трактовке, чтобы не множить смыслы -“синагога”) построен в в “244 AD”.

Надписи в “синагоге”  на koine diálektos и арамейском языке, в “церкви” на koine diálektos.

“Иудейские” (то есть арамейские) имена в надписях в “церкви” не встречаются (о сирийско –арамейских диалектах –Еcriture).

Есть мнение, что фрески отражают спор “христиан” с “иудеями”.

Считается, что в “синагоге” по-разному обыгрываются числа 12 и 7 (семь стен вокруг “Храма”), священные для “Ветхого Завета”, в “церкви” - число восемь.

Среди “христианских” фресок нет изображений Храма, Ковчега, Меноры.

Есть изображение, трактуемое как битва “Давида с Голиафом”.

Говорят, что эти “христиане” не отвергали, подобно Маркиону, “Ветхий Завет” вовсе.

Считается, что “христиане”, возможно, видели в “Давиде” символ своей, маленькой общины-а в “Голиафе” символ “синагоги” или вообще “нехристей”, “церкви большинства”.

 

 http://farm4.static.flickr.com/3228/2796840082_3d88cc7c8b_b.jpg

http://www.pitt.edu/~tokerism/0040/images4/ar.96.03626.jpg

Среди фресок в “христианском”  храме:

    • “Разговор с самаритянкой у колодца”
    • “Пастырь Добрый” (и рядом “Адам с Евой” тянутся за запретным плодом - “Иисус” как “Последний Адам”)
    • Исцеление расслабленного - на северной стене вверху, исцеление, совершенное в субботу (Мф. 9,1) –считается, что фреска может быть полемикой с теми, кто слишком почитает субботу, отрицая воскресение.
    • Изображение восьми фигур перед “гробницей Иисуса” - три фигуры внутри, пятеро вовне – считается, что могут быть символами восьми дней (Ориген называл воскресенье восьмым днем недели).

    Second-century mural of the Good Shepherd from the house church in Dura Europos

    Mural dated about 235 AD of Peter and Jesus walking on water, from the house church in Dura Europos

    Mural of the Healing of the Paralytic from the house church in Dura Europos. Dated to about 235 AD, this is the oldest depiction of Jesus that has been discovered 

    Церковь

    А в “синагоге” говорят, пророк “Илия” изображён противостоящим “восьми лжепророкам Ваала” - может быть, в полемике с “христианами”.

    Вот чудесные и довольно хорошо отреставрированные, фрески из “синагоги” (хранятся в Дамасском музее):

     

    Общий план экспозиции

    http://campus.belmont.edu/honors/ECArchOne/DuraSynagogueView.jpg

    [35.jpg]

    Цитация древнего халдейского, да и египетского сюжета –находка младенца в “водах реки”

    “Муса” (“Моисей”), в детстве. Легенда повествует: Муса был чудом спасён в детстве, воспитан дочерью египетского фараона, потом вынужден был бежать из Египта, женился на арабке.

    Есть мнение, что Муса был не иудеем, а египтянином по имени Осарсиф и, возможно, жрецом Атона (Единого), которому удалось пережить победу жрецов Амона и разгром Аменосифа IV (Аменхотепа), называемого также Ахнатоном (Эхнатоном), пережить уничтожение его монотеистического культа.

    Это уже всё  потом было экзотеризировано, применено Ватиканом к параистории иудеев.

    Как все солнечные герои. Митра совершает ряд символических подвигов, которые должны помочь его последователям.

    Вот одно из чудес Митры, состоящее в том, что он добыл воду из Камня, ударив по нему мечом. (Вспомним, что Экскалибур, Excalibur, был извлечен из скалы).

    Это Вода Вечной Жизни, fons perennis. Anna perennis - так назывался магический напиток римлян.

    Оно будет приписано Моисею, "спасенному из вод".

    Он ударит Жезлом или Кадуцеем Фараона по скале в пустыне и добудет воду, чтобы утолить жажду народа Исхода.

    Заместитель Митры на Земле - Pater Patrum, (Отец Отцов), Великий Пастырь, Summus Pontifex.

    Всё это было заимствовано Латинской Церковью.

    “Муса” (“Моисей”), в зрелости. У иудаистов, мусульман и христиан Муса — "пророк"

    Именно в Рыбах, со вступлением в Эру Рыб приносится в жертву Агнец Христа, Агнец Овна, и в своем кротком облике становится Рыбой. Метаморфозы Агнца.

    И Золотой Телец, представляющий собой в Овне алхимическое золото, превратился в эпоху Рыб в страшную и злую силу Ростовщичества.

    Рыба, ixtio, Iesous, Xristos, рождается в яслях, в окружении пастухов, что указывает на истоки Эры Рыб в Овне.

    И блуждающая Звезда, бывшая кометой, Восьмиконечная Звезда, указывает Трём Волхвам (Королям-Магам) путь к новому времени, к новому обретению или Воскресению Бога, к Возрождению.

    Поклонение “золотому тельцу”

    Считается, что это изображение “пуримшпилей” - сценок  с неизменными персонажами, -глупым царем Ахашверошем, мудрым и праведным Мордехаем, злобным и нечестивым Аманом и красавицей Есфирь

    “Ибрагим” (“Авраам”)Ruins of the Dura Europos synagogue, dated to the 3rd century AD. Most of the synagogue ruins, which include vibrant frescoes, have been transferred to the National Museum in Damascus.

     "Ездра читает Закон Мусы" (после вывода из Вавилонского плена)"Помазание  Дауда на царствие"The image on the left, entitled Ezekiel's Vision is one of the wall paintings at Dura-Europos. It shows the Mount of Olives on the right side, out of which the rising dead come. Ezekiel was one of few who had the power to awaken the dead, just as the Messiah will do. There are the hands of God coming down in the top

    Одно из чудес Митры состоит в том, что он добыл воду из Камня, ударив по нему мечом (вспомним, что Экскалибур, Excalibur, был извлечен из скалы).

    Это Вода Вечной Жизни, fons perennis.

    Anna perennis - так назывался магический напиток римлян.

    Похожее действие будет приписано Мусе (Моисею), "спасенному из вод". Он ударит Жезлом или Кадуцеем Фараона по скале в пустыне и добудет воду, чтобы утолить жажду народа Исхода.

    Но все это так же было экзотеризировано, применено к национальной истории иудеев, хотя сам Моисей и был не иудеем, а египтянином по имени Осарсиф.

    "Муса добывает кадуцеем воду из скалы""Место для хранения Торы"

    "Муса ведёт народ через Красное море"

    В Dúra Éurōpos были ещё храмы, в том числе митреум (где совершались особые мистерии, доступные только посвященным  vir), храмы Зевса, Адониса, Артемиды, Бела etc.

    Митра изображался во фригийском колпаке - таком же, каким пользовались цари крито -микенцев во время жертвоприношения быка, пьющие его кровь из кубков белого золота, согласно Платону.

    Этот колпак тождественен урею египетских фараонов и напоминает голову поднимающейся кобры.

    Существует семь уреев - столько же,  степеней митраистского посвящения.

    Змея Кундалини, изображенная на лбу, уже активизированная, представляет силу Вриля или Вары, или Жезла, Кадуцея, Посоха или Меча.

    A 2nd-century fresco of Mithras slaying the bull. Mithraism was one of several religious sects at Dura Europos.Inscription found at the Temple of Adonis and dated to 153 AD. This is now on display in the Louvre Museum, Paris.

    Одна из степеней эзотерической религии Митры - Воин (Mile), откуда произошли слова "милиция" и "милитаризм": вся митраистская месса была переложена на латынь и пользовалась огромным влиянием среди легионов римской Империи, потому что Митра - это "Господин Войск", и религия его - воинская, так что структура римского легиона почти ээотерична в митраистском смысле.

    Алхимические цвета служителей Митры позже присвоила христианская курия Рима.

    Римские легионы пронесли культ Митры до границ Империи.

    Бой Быков в Испании - пережиток этого религиозного и эзотерического по своему происхождению культа. Алхимические цвета костюма тореро ("traje de luces") соответствуют степеням митраистского посвящения, а ритуал корриды сакрален и иеротичен.

    Со временем коррида становилась всё более экзотеричной и обычной, но уже Король Альфонс Мудрый в своем Кодексе "Семи Партий" ("Codijo de Las Siete Partidas") запрещал взимание денег и любые материальные вознаграждения во время "Доблестного Праздника".

    Поскольку Коррида - это архаичная месса эпохи Овна, уходящая корнями в еще более древнюю эпоху быка и в "пчелиный танец" девственных жриц Минотавра на Крите.

    Mile (воин) - это солдат на добровольной службе Бога Света, Митры.

    Он рассматривает героическую битву против тёмных сил как воинскую аскезу, как гнозис.

    В некоторых митраистских мессах кровь заменяло освящённое вино.

    Кровь животного пресуществлялась подобно тому, как в алхимии свинец превращается в золото.

    Заместитель Митры на Земле - Pater Patrum, (Отец Отцов), Великий Пастырь, Summus Pontifex.

    Он раздает семь степеней посвящения, каждая из которых находится под покровительством одной из планет. Покровитель Патера - Сатурн. Эмблема Патера - кольцо и скипетр, символы мудрости и культа Митры.

    Все это заимствовано Латинской Церковью, в целях распространения своего влияния на римские легионы.

    Митраизм уступил дорогу арийскому христианству готов, венедов, антов, греков и римлян, открыв в Рыбах возможность освободиться и разбить Демиурга, восстановив себя по образу и подобию божьему и освободив порабощённую Природу.

    Любопытно, что обычай здороваться пожатием правой руки, inctio dextrarum, произошел из культа и "мессы" Митры.

    Pater sacrum, mystagogus, Посвятитель приветствует таким образом адепта, гелиодрома, Вестника Солнца в момент присвоения ему этой степени посвящения.

    Ни римляне, ни греки, ни индусы не приветствовали так друг друга, это митраистское инициатическое приветствие, извращённое, как и множество других вещей, ставших достоянием демократии благодаря папизму и масонским ложам.

    Так приветствовали друг друга Митра и Солнце, заключая между собой Пакт.

    Говорят, что особенно значительным в городе было святилище  культа “богини Нанайи – Атаргатис”, слитого с культом поклонения “Артемиде”.

    Рядом с баптистерием была баня.

    Entrance to a great pool that may have been used as the baptistery of the house-church.A great pool that may have been used as the baptistery of the house-church

    Дома принадлежали гражданскому населению, преимущественно среднего достатка.

    Detail of wall construction at Dura Europos

    В казармах располагался гарнизон.

    Один из частных домов был надстроен, увеличен, чтобы стать более обширным помещением, куда были поселены впоследствии римские военачальники, инженеры, как об этом сообщает надпись.

    Из общественных зданий имеются три римские бани, со всеми необходимыми подразделениями, к ним ведет римский же водопровод.

    View from Dura Europos across the Euphrates towards MesopotamiaView of the Euphrates and its fertile path through the desert, from Dura Europos

    Окружавшая город земля была поделена на экады и более мелкие наделы - клеры (κλήροι).

    20 клеров составляли экаду.

    Неизвестно, как именно собирались подати и налоги с этих наделов, но несомненно, что клеры были единицами для учета податей.

    Клеры - это собственно земельные наделы, предоставленные воинам и их семьям, которые они обрабатывали в мирное время.

    При наступлении военной опасности, отрываясь от своего надела, воины обязаны были являться в полном вооружении.

    Воины, пришедшие на восток с Александром, в мирной обстановке возвращались к своему исконному занятию - земледелию.

    Их сыновья проходили специальное военное обучение и занимали освобождавшиеся после ветеранов места в военных частях.

    Так образовывалось сословие клерухов - солдат-земледельцев, земельные наделы которых переходили из поколения в поколение.

    Как и у себя на родине, македонцы были организованы, они составляли роды (γένη), во главе которых стояли генеархи.

    Крепкий род был сохранён до времени римских завоеваний.

    Кроме того, непосредственные производители, держатели наделов, клерухи-арендаторы составляли группы, имевшие характер общины, во главе которой стоял один из них, выполнявший обязанности старосты.

    Земля вообще была собственностью царя, наделы давались на время, и сохранившиеся письменные источники не оставляют сомнений в том, что если ближайших наследников у держателя надела не было, то надел его становился вновь собственностью царя.

    “Земля надельная” (γη κληρουχική) противопоставляется “царской земле” (γη βασιλική), но по существу земля клерухов была землей, временно им данной тем же царём.

    Доходами с земель царя ведали царские экономы.

    Как и в Вавилоне, в Dúra Éurōpos было немало земли, принадлежавшей храмам.

    Недвижимым и движимым имуществом ведал специальный казначей, с полугреческим-полуарамейским званием - газофилакт.

    View of the Euphrates from the cliff on which Dura Europos was built. This 90 meter-high cliff offered the inhabitants of the ancient city a significant amount of protection, but in the end was not enough to keep the Persians from capturing it.Parthian: Dura Europos fresco. Sacrifice of Conon. Temple of the Palmyrene gods. 1st. c. A.D. Graeco-Iranian style. (University of Alabama Birmingham)

    Кроме многочисленных остатков памятников архитектуры, найдены были и документы на греческом, латинском, арамейском языках.

    Нашли остатки греческой рукописи Диатессерона Татиана

    Документы из Dúra Éurōpos позволяют выявить два типа рабства в Северной Сирии - постоянное и временное, связанное с отработкой долга и процентов по нему.

    В документах пять раз  упоминаются постоянные рабы в тот  момент, когда над ними осуществляется право отчуждения – одно из важнейших прав собственника по отношению к объекту собственности.

    Говорят, что документы не содержат сведений о том, как они стали рабами, или косвенных указаний на этот счёт.

    Правда, обращает на себя внимание то обстоятельство, что все рабы, в документах, носят “семитские” имена, тогда как у их владельцев имена “греческие”.

    Есть мнение, что эти рабы принадлежали к местному сельскому арамейскоязычному населению. Впрочем арамейскоязычное население с аналогичными собственными именами было широко распространено на всей территории Леванта.

    Причину их порабощения гипотетически видели:

      для постоянных рабов – в том, что они были либо прирождёнными, либо благоприобретёнными, в том числе и вследствие самопродажи

      для временных - в практике займов-антихрез

        Ни один из документов не содержит никаких сведений о цене рабов.

        В одном пергаменном документе  указана только цена половины виноградника – 500 тирских драхм, тогда как цена раба Ахаба, продаваемого вместе с ним, отсутствует.

        Вероятно, цена раба включена в указанную сумму.

        Документы  позволяют более подробно охарактеризовать то явление, которое  условно называют “временным рабством”.

        Наиболее полно из них  сохранился один пергаменный документ , согласно которому, некий Фраат – лицо, принадлежавшее к местному нобилитету, дал взаймы Барлаа, сыну Татайа, из деревни, название которой не сохранилось, 400 серебряных драхм тирской чеканки под залог принадлежащего последнему имущества.

        Вместо процентов  должник обязывался выполнять лично для Фраата рабскую службу .

        Считается, что как правило “рабская” служба связана была с обслуживанием личности рабовладельца.

        Однако этот документ охватывает более широкий круг обязанностей.

        Барлаа обязан выполнять любую работу по приказанию заимодавца.

        Он не имеет права уходить от Фраата без разрешения последнего.

        В случае нарушения этого условия на должника налагается штраф в размере одной драхмы за каждый день отсутствия.

        В случае болезни более семи дней должник обязан был выплатить кредитору по одной драхме за каждый день отсутствия сверх семи.

        Считается, что отсюда можно сделать вывод, что стоимость подённых работ в Dúra Éurōpos составляла одну драхму.

        Так как отработка должна была производиться в течение года, таков был срок действия контракта, ставка процента оказывается исключительно высокой – 91,5 процента годовых.

        В случае невозвращения долга в течение года отработка продолжалась до момента уплаты.

        Должник не теряет права на собственную личность в целом, равно как и гражданскую правоспособность: не случайно в документе он не назван рабом, речь идет лишь о выполнении им “рабской службы”.

        Управление городом осуществлялось по эллинистической традиции.

        Самоуправление полиса налицо, так как имелся совет βουλή, состоявший из наиболее богатых, знатных или "мудрых".

        Эллинистическому законодательству подчинялся весь город, все его граждане.

        В городе существовало несколько корпорации, группировавшихся но этническому признаку. Первое, и притом привилегированное, положение занимала “греко-македонская” группа.

        Ремесленная жизнь города, торговые операции концентрировались в специальном банке, ведавшем всеми частными соглашениями, их регистрацией, упорядочением.

        Хранителем этого архива, куда заносились частные акты, был хреофилакт (χρεοφύλαξ).

        Свобода корпораций города носила чисто условный характер, фактически члены корпорации были прикреплены к своему занятию, к той этнической группе, к которой они были приписаны.

        Если эллинистические нотариальные акты написаны правильным и относительно чистым koine diálektos, то резкую противоположность представляют граффити.

        Последние содержат многочисленные ошибки и написаны так, что совершенно очевидно, что писавшие лучше знали и говорили на арамейском. Что касается деревни, то она говорила исключительно по-арамейски.

        Есть надписи, где текст на koine diálektos и арамейский текст приведены параллельно.

         

        Некогда город был завоеван Римской империей, и здесь располагался значительный гарнизон.

        Сохранились казармы, вооружение, изображения воинов, имена многих из них.

        Wall painting of the tribune and soldiers of cohors XX Palmyrenorum sacrificing, from the Temple of Bel inside the military base Римские воины

        Однако в 1009 AUC он подвергся жестокой осаде войском непримиримых соперников Рима, империи Сасанидов.

        Готовясь к осаде, солдаты укрепляли западную стену, засыпая часть строений, к ней примыкавшие.

        Были засыпаны синагога и церковь, благодаря этому они сохранились.

        Остатки крепости были случайно обнаружены во время Великой войны

        Археологи обнаружили под стенами города шахты, которые некогда использовались осаждавшими город персидскими войсками – и римлянами, оборонявшими его.

        Персы пытались пробраться через стены, а возможно, и взорвать их, но римские воины копали навстречу, и в подземных катакомбах завязывались ожесточенные схватки: здесь находятся многочисленные трупы с глубокими повреждениями.

        Однако в одном из ходов еще в 1930-х AD, в экспедиции Ростовцева, было обнаружено сразу 20 останков римских солдат в полном вооружении – и без единого видимого прижизненного повреждения.

        Сложилось мнение, что убило их не копье и не меч, а нечто другое.

         

        Не так давно, группа археолога Симона Джеймса, проводила полевые работы среди развалин городка Дура-Европос.

        Ими были найдены приготовленные к стрельбе болты для римских катапульт – видимо, здесь проходила последняя линия обороны римлян.

        Симон Джеймс  предложил собственную  версию гибели этого отряда.

        “Очевидно, - рассказывает Джеймс, - что когда подземный ход и противоход встретились, римляне проиграли схватку, и трупы их вместе с щитами использовались персами, чтобы заложить тоннель, защищаясь от следующих атак оборонявшего крепость гарнизона.

        … Это объясняет то, где они были найдены и почему в таких позах – но не то, отчего они умерли. Чтобы передушить 20 вооруженных солдат на пространстве 2 м в ширину и высоту и около 11 м в длину, нужно быть сверхчеловеком – или использовать другие средства ведения войны”.

        Джеймс утверждает, что некоторые находки позволяют с уверенностью считать, что персы использовали тяжёлые фракции нефти, смешанные с кристаллами серы, в качестве зажигающего средства, ограждая тоннели от доступа римских легионеров.

        Это же, по его мнению, дает и ключ к разгадке гибели 20-ти солдат: загораясь, такая смесь создает плотное облако удушливых газов.

        “Персы услышали, что навстречу им копают и римляне, - рассказывает археолог, - и приготовили ужасный сюрприз.

        Думаю, они расположили жаровни и меха прямо в подземной галерее, и когда в нее вломились римские легионеры, просто смешали ингредиенты, вызвав горение.

        Удушающий плотный газ потянулся в сторону римлян, и отряд через считанные секунды потерял сознание – а через несколько минут и жизни”.

        Чем же закончилась тогда осада? Стены Dúra Éurōpos устояли, но сам город пал.

        Гарнизон и жители были перебиты, либо угнаны в рабство, сам город обезлюдел навсегда.

        Like Palmyra, Dura Europos has a Temple of Bel, a pre-Roman Semitic deity The 2006 magnetometry survey of the military base area  Some houses survive to 4m highThe 'potters' quarter', housing at Dura At Dura Europos, a Temple of Adonis (foreground) stands next door to a 3rd-century synagogue (in the back by the wall) The Sasanian siege-ramp still overtops the wallwalk and battlements of the city Like Palmyra, Dura Europos has a Temple of Bel, a pre-Roman Semitic deityRuins and city wal The palace and citadel of Dura Europos Ruins and city wall, Dura Europos Ruins of Dura Europos atop the great cliffA look back at the Palmyra Gate from the inside The Palmyra GateThe Palmyra Gate marks the entrance to ancient Dura Europos

        Замечательно. Большое спасибо.
        Я слышал, что по огласовке Торы горячие споры тянулись чуть ли не 16-го века.
        Трудно представить себе, что написанный в 9-ом веке текст мог вызывать ожесточенные споры 600 лет (лень считать точную цифру).
        Не означает ли это, что этот текст создан гораздо позже 9-го века?
        Не знаю.Тексты могли быть созданы и раньше.Может ещё в "эллинистической" Александрии которая на 40% была иудейским городом.И при арабах там ничего и не изменилось, в плане структуры населения.
        Хотя кто там знает,кто там первый написал про "Юсуфа и Зулейку"?
        Может вообще Фирдоуси.
        А уж про "царей", библеисты давно всё обсосали -насчёт цитаций из древних халдейских текстов и символической нумерологии. Жизни не хватит всё прочитать.Не одну сотню лет окармливается пишущая братия на теме. зарабатывая на "хлеб с маслом"
        Мне, с "обывательской", прагматичной точки зрения кажется, что тут как сообщающийся сосуд, проникновение культур традиций, "бродячих" сюжетов.
        Англичанин Фрезер всё это хорошо расписал, весь механизм, "заимствования", когда что -либо значимое завибрирует в ноосфере -то оно мол не пропадёт,"рукописи не горят".
        Всё же арабский календарь более менее вменяемый (ну то есть непрерывный где-то с 9-го века, астрономические наблюдения etc.)И соответственно арабские источники авторитетны.
        И я реально верю в существование культурных центров иудаизма в тех же иберийских халифатах и на юге Италии, да и в халифатах Леванта.
        И вероятно и в Константинополе (мначе откуда истоки того же "иконоборчества" до македонской династии?)
        Туманно всё.Тот же первый "сионист" Галеви писал свои труды на арабском.
        И он типичный неоплатоник.
        Да и множество, что арабов, что евреев образованных в первую очередь были суфиями (многие тайно)
        Другое дело -когда началась систематизация,кодификация.
        Несомненно -первый, -это Маймонид.Но то, что он не нашёл понимание у современников -это все потверждают, опередил своё время.
        Наверное процесс шёл параллельно,частично в соревновательном ключе между конфессиями, и иудеи со своей Торой опережали (сам характер подготовки образованного сословия заточенный под работу с объёмными текстами, не просто чтение, а заучивание наизусть)
        У христиан разрыв с исламом в Unocento случился, обусловленного агрессией Запада на иберийском полуострове (да и то процесс не одномоментный был, и Сид и другие служили как исламским правителям, как христианским), я специально интересовался когда Мухамеда стали "зелёным крокодилом" изображать.Трения с иудаизмом (сегрегация, запрет на профессии), тоже не раньше, только с началом экспансии в Левант.
        Но особой борьбы теологической не было,до Cinquecento, по понятным вполне техническим причинам,не было кадров подготовленных, вооружённых "цитатниками".
        А уж в ходе второй ИТ -революции (книгопечатание)сработал эффект множителя, знание множит знание, всё уже носило характер имплозии.
        Правда реально технология книгопечатания встала "на лыжи" во второй половине Cinquecento.
        И там всё понеслось согласно постулатов теории информации.
        У христиан в ходе институализации и кодификации -борьба между номинациями известная нам под ярлыками реформации -контрреформации,
        У иудеев картина тоже не была гладкой и ровной.
        Я конечно не претендую там на истину в последней инстанции. это просто моя "кочка зрения"
        Вероятно иудаизм -это одна из сторн определённого монотеизма, свойственного определённому социально -производственному механизму и его информационной составляющей. Вторая сторона родственная -ислам.
        Первые "писания" -это вероятно Коран и Тора, соответственно и первые "люди книги" -семиты иберийские, Миди (юга франции), южных берегов Средиземноморья (Магриб, Сицилия etc.)
        Сейчас многие авторитетные антропологи потверждают, что реально их вероятный первоначальный ареал обитания (я не об переднеазиатах, по сути северных или "арабизированных" арабов, а о сефардах и ашкенази) -это от бассейна реки Эбро до Арля. То есть т.н. МИДИ -юг Франции и Испания.Миди заселена ими была на 30%.Оттуда они в ходе общего колонизационного/цивилизационного процесса и расселялись.На Рейнской дуге было много городов,со значительным семитским населением.
        Евреи, собственно те же мавры,но преимущественно городские мавры,то есть не этнос -а страта, с другим предустоновленным "софтом" (снятие запрета на ростовщичество и работорговлю, одиозные особенности культа связанные с кровью,пифагорейскими запретами в питании, запрет на изображения, работа с объёмными текстами, алфавит - тут прослеживаются параллели с парсами,джайнами и исмаилитами, гуманитарная технология "огораживания" флажками ясна).
        Храмовые рабы, вольноотпущунники,то есть операторы воли акторов,нобилитета (позже и Римской курии), которые занимались торгово-финансовыми операциями, невместными согласно господствующей аксиологии на тот момент для свободных людей (для римлян торговое богатство было не bono modo. отсюда и "прикрытие" акторов).
        Но не только. Из ремёсел (в частности строительства, Пизу например строили, оружейники Толедо etc.) они были вытеснены позже, уже в ходе процесса урбанизации приморских полисов и институлизации корпоративных структур (цехов,коменд,компаний etc.)
        Свою Тору, как "боевую легенду" об участии во "взятии" Ханаана и борьбе с талассократией "людей моря" они вероятно систематизировали и составили в целом не ранее unocento -duecento. Параллельно с началом христианизации Западной Европы.
        Никакого раннего "иудохристианства" никогда и не было.
        А собственно иудохристианство, это позднейший синкретический апдейт, слияние христианства и иудаизма -это dissent протестантский,начиная с Cinquecento.
        Нельзя этот dissent путать с церковью Аугсбургского вероисповедания, для лютеран или армариан,или шотландских пресветериан, или шведской эррастианской церкви, или РПЦ , которым как и собственно иуадаизму как и "просвещённому" (Aufklärung), на Западе, так и мистическому , пробуждённому, на Востоке,- иудохристианство крайне чуждо.

        Последователей его (квакеры, унитаристы и прочие секты Книги) an masse сбросили в новый свет в своё время.

        В противовес Откровению -Писание, то есть т.н. "Ветхий завет",как и вся библейская герменевтика продукт довольно поздний. не ранее начала Cinquecento
        Сектанты, протестантские радикалы, девианты вне универсума спасения, проповедующие предопределённость спасения в противовес собственно христианству с его "Господь спасает нас, но не без нас" и свободой воли.

        Ранее же в ancient, преследовали не "иудохристиан" или так называемых ранних христиан (это позднейший конструкт) а одиозные пифагорийские культы в Великой Греции (на юге Италии), связанные с омофагией, за что их крокодилам абсолютно толерантные в вопросах веры римляне и скармливали.
        Такие культы по всей Ойкумене преследовали и ранее.
        Весь этот контент со святыми "мучениками" (протестанты никаких святых не признавали)да и с "патристикой" латинской в том виде что сейчас мы знаем (бл.Августин etc.) -это продукт работы гигантской "машины" болландистов и мавристов в Seicento.
        Мне вообще не понятно, как можно поверить в "древние" труды Августина, когда борьба яростная после опубликования работ "по августину", началась только в Seicento -янсенисты, ультрамонтаны,галликане.
        Архиинтересно! Фрески - нет слов.
        В избранное!
        Спасибо! Очень интересно, хотя многое спорно.
        Замечу лишь, что Ульфила не изобретал готский язык, а Кирилл и Мефодий славянский, они создали алфавит для передачи звуков соответствующих языков. То же можно сказать и о санскрите.
        Будучи закрепленным в священных текстах, эти языки начинают существовать автономно от "живого языка", почти не подвергаясь изменениям.
        Ну это ясно, что за основу "древнего коми" берётся какой-либо "коми -зырянский" диалект. И не обязательно "живой"

        Любой "Стефан Пермский" работает не на пустом месте.
        Готовя письменность для "перевода" богослужебных книг.
        Специальная азбука составляется на основе уже существующих.
        Сначала скудные памятники в виде надписей на материальных, рукописных книг, списков азбук etc.
        Потом эффект "снежного кома".Знание множит знание

        Создателем языка и его преемниками создаётся значительное количество церковной и другой литературы на "древнекоми языке", и эта литература получает распространение на всей обширной территории "коми-зырянского края".

        Даже среди "столичных" писцов такой "древний коми" пользуется известной популярностью, употреблявших такой язык в качестве тайнописи в течении трёх сотен лет.

        Картина тут ясна.

        Нет письменности -нет и языка, как полноценной знаковой системы (совокупности знаков, устроенной определённым образом).

        Язык -это знаки и смыслы.