Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Natio

Фундаментальная легитимность Европейских династий была совершенно не связана с национальностью.

Романовы правили русскими (великорусами, малорусами, белорусами, поморами etc.) и финнами, тюрками и народами Кавказа, остзейскими немцами и прибалтами, поляками и народами Сибири и Севера.

Габсбурги возвышались над:

  • мадьярами и валахами
  • славянами южными, западными и восточными
  • итальянцами
  • южными немцами

Ганноверы управляли бенгальцами и квебекцами, а также шотландцами и ирландцами, англичанами и валлийцами.

Гогенцолерны правили северно –восточными немцами и западными славянами.

Ольденбурги правили датчанами, северными немцами и западными славянами.

Нассау (Оранские) правили фламандцами, голландцами, фризами и англичанами.

Завезённых в Европу рабов объединяли не через natio (то есть субстрат малоподвижный во времени и пространстве), а “религией” (естественно среди них доминировали средиземноморские семиты -mori, ebrei, arabi etc., но в их обществе вполне могли оказаться и нехристи иных кровей).

Вдобавок к тому, на континенте члены одних и тех же династических семей часто правили в разных, подчас даже враждующих, государствах.

Какую национальность приписать Бурбонам, правившим во Франции и Испании, Гогенцоллернам, правившим в Пруссии и Румынии, Виттельсбахам, правившим в Баварии и Греции?

Для решения собственно административных задач эти династии с разной скоростью закрепляли за некоторыми печатными языками статус государственных: “выбор” языка в основном определялся неосознаваемым наследованием или соображениями удобства.

Екатерине Великой  импонировало желание княгини Дашковой (главе Академии наук) возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.

Российская Академия, создана была Екатериной II и княгиней  Дашковой по образцу Французской Академии в 1783 AD, как центр по изучению русского языка и словесности в Спб.

Главным результатом деятельности этого продукта Русского Просвещения явилось издание Российского академического словаря.

Карамзин удивлялся такому подвигу, каким он считал составление Академического словаря:

“..Полный Словарь, изданный Академиею, принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев; наша, без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях, есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями..”

Карамзин тут намекает на то, что Французская Академия потратила на составление своего словаря 60 лет (1634 -1694 AD), а Российская - 11.

Ну так по проторенной лыжне идти легче..

Проблема возникает только в случае, если проторенная лыжня ведёт не туда, куда нужно идти.

“..Лексикографическая революция в Европе создавала и постепенно распространяла убеждение в том, что языки (по крайней мере, в Европе) являются, так сказать, личной собственностью вполне конкретных групп — а именно, говорящих и читающих на них в обыденной жизни, — и, более того, что эти группы, представляемые в воображении как сообщества, уполномочены занимать свое автономное место в братстве равных…”

На протяжении Ottocento, и особенно во второй его половине, филолого-лексикографическая революция и подъем националистических движений внутри Европы, которые сами по себе были продуктами не только “капитализма”, но и “слоновая болезнь” (элефантиаз) династических государств, создавали для династических монархов все больше культурных, а, следовательно, и политических затруднений.

Элефантиаз

Существуют паразиты (вызывающие, например, сонную болезнь, малярию или слоновую болезнь), которые сменяют хозяев на протяжении жизненного цикла, но не имеют свободно живущей стадии.

Вызывает слоновую болезнь паразитический круглый червь (нематода Wucheria bancrofti), который внедряется в тело и поселяется в лимфатических узлах паховой области или подмышечных ямок, создавая препятствие для тока лимфы.

Поскольку к середине Ottocento все династические монархи использовали какой-нибудь бытующий на их территории язык как государственный, а также в силу быстро растущего по всей Европе престижа национальной идеи, в евро-средиземноморских монархиях наметилась отчетливая тенденция постепенно склоняться к манящей национальной идентификации.

А ранее некоторые из Габсбургов даже не говорили по-немецки.

Ведь только в начале 80-х годов Settecento просвещенный абсолютист Иосиф II принял решение поменять государственный язык с латинского на немецкий.

Придворным языком Санкт-Петербурга (как и в Берлине) в Settecento был французский, а языком значительной части провинциального дворянства — немецкий.

Романовы открыли, что они великороссы, Ганноверы — что они англичане, Гогенцоллерны — что они немцы, а их кузены с несколько большими затруднениями превращались в румын, греков etc.

С одной стороны, эти новые идентификации укрепляли легитимности, которые в эпоху капитализма, скептицизма и науки все менее и менее могли опираться на мнимую священность и одну только древность.

С другой стороны, они создавали новые опасности.

Интересна Виктория Саксен-Кобург-Готская, королева Англии и в поздние годы жизни императрица Индии.

На самом деле, её титул даже интереснее, чем её персона.

Её правление также знаменует рождение “официального национализма” в лондонском стиле (сильно смахивающего на проводимую Санкт-Петербургом политику русификации)

Как и русификация, англиизация, естественно, тоже открывала радужные перспективы перед целыми армиями жителей метрополии, принадлежавших к среднему классу  - функционерами, школьными наставниками, торговцами и плантаторами, - которые быстро развернулись на просторах необъятной, постоянно освещаемой солнцем империи.

И всё-таки было между империями, управляемыми из Санкт-Петербурга и Лондона, одно основополагающее отличие.

РИ оставалась “сплошным” континентальным владением, находящимся в границах умеренных и арктических зон Евразии.

Из одного конца в другой можно было, так сказать, добраться пешком (за несколько лет).

Языковое родство со славянским населением Восточной Европы и — как бы помягче выразиться? — исторические, политические, религиозные и экономические связи со многими неславянскими народами означали, что, в сравнительном плане, барьеры на пути в Санкт-Петербург не были непроницаемы.

GB UK, в свою очередь, была скоплением преимущественно тропических владений, разбросанных по всем континентам.

Лишь меньшинство подчиненных ей народов имело длительные религиозные, языковые, культурные или даже политические и экономические связи с метрополией.

Англиизированные австралийцы не служили ни в Дублине, ни в Манчестере, ни даже в Оттаве или Кейптауне. Еще очень долго они не могли стать и генерал-губернаторами в Канберре.

Таковыми могли быть только “английские англичане”, то есть члены пока ещё наполовину скрытой английской нации.

Нация  стала представляться в воображении, а будучи таким образом представленной, моделироваться, адаптироваться и трансформироваться в Fin de siècle.

Можно также задаться вопросом, почему на континенте, где было так много “народного национализма”, некоторые страны остались в стороне от этого течения.

Например, почему не появилось значительного национального движения в Шотландии в Ottocento?

Ведь шотландцы рано вступили в фазу интенсивной модернизации, и в качестве младших партнёров внутри Соединённого Королевства они вполне могли бы возмутиться английским господством.

Но они этого не сделали.

Разговоры англичан о том, что мол, культура скоттов была не единой, но разделённой на горную гаэльскую и равнинную составляющие, что мол, препятствовало развитию чувства “общего национального самосознания” как-то не представляются убедительными.

“Гэльский” вопрос, как и “крестьянский” (уничтожение целого сословия под корень -крестьян, мелких землевладельцев, сгон их с земли, освобождаемой под пастбища) был решён ранее, в ходе "чистки" аутохтонного населения горной Шотландии.

Сопротивлялись два года, правда вооружённое восстание не вышло за пределы северных районов Англии и горной Шотландии

Туристы восхищаются пустынными, безжизнеными пейзажами горной Шотландии.

А вед там жили люди - гэлы, уничтоженые в ходе страшного геноцида.

Потомки неубитых живут сейчас в Союзе Американских Штатов.

Шотландский (“североанглийский”) язык развился из слияния саксонского и французского, хотя доля последнего в нем была меньше, а доля кельтских и скандинавских источников гораздо больше, чем на юге (Гёте и Пушкин считали “английский” диалектом французского).

На этом языке говорили не только на востоке Шотландии, но и в Северной Англии.

Поэтому великие войны Novocento отличаются от всех прочих не столько беспрецедентными масштабами, в которых они позволили людям убивать, сколько колоссальной численностью людей, готовых отдать свои жизни за химеру индустриальной эпохи.

Национализм — это не больше, чем этап.

С течением времени национализм часто принимал все более воинственные формы.

“Национальные движения”, которые поначалу были частью “либеральной борьбы” с “реакционными династическими режимами”, переживали разочарование, когда их цели  оказывались нереализованными.

Вот почему в Fin de siècle “старый освободительный и объединяющий национализм” уступил место крайним формам “абсолютного национализма”.

Начинались разговоры об изгнании меньшинств, о мнимом “предательстве” тех, кто не отвечал догматическим определениям самих националистов.

Помимо Германии и Франции абсолютный национализм оказал сильное воздействие на Польшу, где характерным в этом отношении было Национальное демократическое движение Романа Дмовского (1864—1939 AD).

В Италии им страдали ирредентисты, такие как Габриэль д'Аннунцио (1863-1938 AD), стремившиеся отобрать у Австрии Триест и Южный Тироль.

В Ирландии он был представлен как протестантами Ольстера, утверждавшими, что Ольстер — не место для католиков, так и экстремистами среди ирландских католиков, которые рассматривали всех протестантов и англо-ирландцев как агентов иноземного владычества.

Среди евреев оно представлено тем крылом сионизма, которое считали Палестину не только убежищем для угнетаемых евреев, но и землей для “еврейского государства”, где неевреев будут только терпеть.

Эрнест Ренан ещё в 1882 AD высказал  предположение, что ни одно государство, ни одна нация — не вечны. Рано или поздно все будут чем-нибудь заменены, возможно, “европейской конфедерацией”.

Меттерних однажды заметил: “Для меня уже давно Европа составляет самую суть понятия “родина”.

Тогда зародилась надежда, что эти высказанные настроения некогда обретут практическую форму.

Невольно встаёт вопрос, а где же, если не в национальном, обитало самосознание людей при Ancien Régime ?

Оно обитало только в том, что имелось в действительности.

Европейцы сознавали свою принадлежность родному городу, деревне, некоторой группе людей, общавшихся между собой на местном наречии, не прибегая к Lingua Franca (латинскому, koine dialektos etc.).

Они сознавали свою принадлежность:

  • к группе людей, у которых был общий господин
  • к некоторому общественному институту с его привилегиями
  • и больше всего — к общему христианскому миру

В Duecento - Trecento термин "нация" (natio) имел значение "землячество".

Перво-наперво, землячества купцов, студентов, членов альянсов (ордена, конгрегации, братства etc).

Так, например, в весьма знаменитом в Европе Пражском университете времён Великой Схизмы официально числилось четыре "нации" (четыре корпорации студентов и преподавателей): чешская, польская, баварская и саксонская.

Очевидно, что это не этническая принадлежность, ибо польская нация тогда состояла почти исключительно из немцев – подданных “польского” короля, и тем самым из четырех наций Пражского университета три были немецкими.

Это не единственный пример - четыре нации было в Болонском университете, большее число наций составляло Мальтийский рыцарский орден (восемь).

В тот период "нация" - почти всегда землячество, которое складывалось довольно легко, потому что как рыцарский орден, так и университет представляли собой весьма замкнутую корпорацию, да и преподавание велось на латыни (языке учёности того времени), что тоже способствовало обособлению.

В Quatrocento - Cinquecento, "нацией" начали называть совокупность подданных одного государя и по прямому преемству совокупность граждан одного государства, независимо от того, монархически оно организовано или республикански.

В источниках упоминается, например, бургундская нация, ибо Бургундское государство было могущественно и самостоятельно, хотя формально герцог Бургундский (принц Лилии) являлся вассалом французского короля.

Вассалом французского короля одно время был и "английский" "король" как владевший Аквитанией.

Покуда существовало независимое герцогство Бургундское, говорили о бургундской нации и в то же время не говорили о провансальской нации, хотя провансальцы (обитатели Миди, современного Юга Франции) до Крестовых походов в Прованс, связанных с подавлением Альбигойской антисистемы, были весьма обособлены и говорили на провансальском языке (Langue d'oc), а бургундцы говорили "по-французски" (Langues d'oïl).

Сейчас часто можно встретить утверждение о процессе превращения феодального государства в государство национальное, который начался задолго до формирования основных буржуазных государств.

Марксистский изврат же исходил из того, что процесс "классообразования" на смену "племени" приводит "народность", а "нация" создаётся только в буржуазном обществе.

Имеет место у историков аберрация, зиждящаяся на конечном результате.

О швейцарской нации, состоящей из четырёх народов, заговорили только потому, что Швейцария сохранила свое единство, "защитившись" от Бургундии.

О французской нации (Langues d'oïl), заговорили только потому, что Бургундии не стало, а Франция существует.

Сумей Бургундия защитить себя, сейчас бы писали, что мол, в процессе образования национального государства бургундцы с успехом отразили "интернациональную" агрессию французов, швейцарцев, гасконцев и аквитанцев.

Естественные границы

Если говорить о разделе нашего субконтинента по естественным  ландшафтным границам, не оглядываясь на химеры там всяких “наций” , то вот что можно увидеть:

  • Европейское Средиземье
  • Альпийско- Карпатскую страну
  • Центрально -Европейский, герцинский район
  • Приатлантический регион (Парижский и Лондонский бассейн, атлантическое побережье от Бретани до Гибралтара)
  • Британские острова (Ирландия, Шетландские, Оркнейские и Гебридские  острова, Фарерские острова )
  • Европейскую, Германо-Польскую равнину
  • Восточно-Европейскую, Русскую равнину
  • Проливы и Дунайско -Днестровский бассейн, Крым и Кавказское побережье Чёрного моря
  • Фенноскандию

image009

В состав Фенноскандии входят Скандинавский и Кольский полуострова, Финляндия и Карелия. Она расположена в пределах древнейших тектонических структур Европы. Рельеф един.

Западноевропейская часть Европейской равнины, включает Германо-Польскую низменность, Ютландию и острова прилежащих частей Северного и Балтийского морей. Граница на востоке -Беловежская пуща.

Европейское Средиземье является частью Евразиатско-Африканского Средиземья и включает восточное побережье Пиренейского полуострова, Апеннинский полуостров и прибрежные районы Балканского полуострова и прилежащие к ним острова:

  • Балеарские острова
  • Корсика, Сицилия, Сардиния и Крит
  • Ионические острова, Спорады, Киклады и Додеканес

Это единственная страна Европы, расположенная в зоне вечнозеленых ксерофитных лесов и кустарников.

Черноморские проливы, это не только сами проливы, но и Мраморное море, расположенное между ними.

Центральный район, включает в себя Богемию, Баварию, Лотарингию , Средний и Нижний Рейн

Приатлантическая область. В состав области входит территория Герцинской Европы, лежащая к западу от нижнего Рейна и Прирейнских среднегорий (большая часть Франции и Нидерландов) и Лондонский бассейн.

В отличие от Британских островов и Центрально-Европейской области, большая часть поверхности этой области (более двух третей её площади) представляет низкие и возвышенные равнины, занимающие север, центр и запад:

  • Парижский бассейн (Северо-Французская низменность)
  • Гароннская низменность
  • Армориканская возвышенность

Только на юге и юго-востоке возвышаются горы Центрального Французского массива

Границы Восточной равнины на юге - Маныч.

Великая Европейская равнина простирается на 4 000 км от Атлантики до Урала. На долготе Урала она раскинулась на 2000 км от Баренцева моря до Каспийского. В Нидерландах же её ширина (от побережья до гор) составляет меньше 200 км.

Сейчас принято считать, что деление Континента проходит по линии Уральских гор и реке Урал.

На запад от Урала, в Волжско-Камском бассейне -Европа. На восток от Урала в Сибири и Киргиз -кайсацких степях -Азия.

В рамках принципиального деления Полуострова исключительное значение получили три субрегиона:

  • юг Франции (Миди) -лёгкий проход от Средиземного моря на север равнины, самые благоприятные условия для слияния древней цивилизации юга с варварскими культурами севера
  • бассейн Дуная -который, как и Миди соединяет Равнину со Средиземноморьем
  • Волжский коридор -который соединяет Балтику с Каспием, раньше культурная граница
Может будет интересно?

«Вопреки весьма распространенному мифу, континентальная Франция в культурном и языковом отношении оставалась очень неоднородной в течение всего XIX в. Статистический обзор французского Министерства просвещения от 1863 г. свидетельствует, что по крайней мере четверть населения континентальной Франции не знала в то время французского языка. Французский не был тогда родным языком для примерно половины из четырех миллионов французских школьников. Практически весь юг и значительная часть северо-востока и северо-запада страны говорили на диалектах или наречиях, которым французы дали общее имя patois, по большей части настолько отличавшихся от французского, что парижским путешественникам не у кого было узнать дорогу (трудно представить себе в подобной ситуации путешествующего по Малороссии русского барина). Говорившие на местных диалектах крестьяне Бретани или Прованса отнюдь не были патриотами Франции, и вопрос о том, станут ли они французами, оставался открытым в течение большей части XIX в.».

И каким же образом была создана монолитная французская нация? Только один пример: «Не останавливалась Франция и перед применением административных запретов и практик жесткого психологического давления. Закон, впервые разрешивший факультативное преподавание в школе местных языков, был принят во Франции лишь в 1951 г.».

Алексей Миллер. Империя Романовых и национализм. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Из моего старого поста http://troitsa1.livejournal.com/71543.html
Ничего удивительного.
Речь то о сельском населении.
Так оно везде таким было.
У крестьян, как и у аристократов собственно нет "национальности", потому что пусть и на других основаниях но владели землёй.
Она им ни к чему.
Они имели цензиву. Землю.
А сейчас землей владеют те же самые? Или кто (и как)?
Ну с нами всё ясно наверное.
А вот взять ту же GB UK -то никуда эта земельная аристократия (домениальная сеньория) и не делась -то.
На манеже всё те же
Но слегка мимкрируют.
С Европой сложнее, после всех перетрубаций, гибели государств, обществ и династий.
Говорят про пресловутых 200 французских семьях, например держащих Францию -но это продукт уже сравнительно новый.
Своя аристократия в США. Те как были у власти так и остались.
В Новой Англии всегда был истеблишмент.

Некоторые из прибывших сюда семейств в Англии обладали богатством или хотя бы титулом.

Другие приобрели известность среди прихожан своих церквей.

В течение четырёх столетий положение человека в обществе определялось и определяется тем, насколько далеко в прошлое можно проследить его семейные корни.

В Массачусетс на заре его истории прибыли люди принадлежащие к двум классам:

* “истинные аристократы”, которыми были религиозные инакомыслящие из Восточной Англии, района севернее Лондона
* и “другие” -более разнородная в географическом отношении группа

Эти “истинные аристократы” стали первым и подлинным религиозно-социальным истеблишментом Массачусетса.
Это были пуритане, которых возглавлял Джон Уинтроп из города Гротон (Восточная Англия).
Уинтропа сравнивали с библейским Неемией, который вывел свой народ из вавилонского плена.
Спасибо! Я о том, что сейчас замлевладение может буть оформлено "по-современному", но владелец по-видиму тот же? Как этот владелец определяется? Как он получает свою ренту? И более общий вопрос - как вообще работают "старые" деньги, механизм? Как сохраняется легитимность?
Правильный вопрос.
Собственность - это не только владение, распоряжение и пользование, но и присвоение результатов функционирования актива, причём, не обязательно с юридическим оформлением прав на эти результаты .
Как -не знаю.
Как говорил один учённый -только мол, стал , что-то понимать в дождевых червях -глядь, а уже и на погост пора.
Человек существо краткоживущее.
Этос здесь в системе передачи информации значимой, из разряда "как на самом деле"
Ну и ясен пень, что массы (в том числе конечно и в uper middle class) доступа к критическому, необходимо -достаточному массиву информации (а не куску мозаики) не имеют и имели никогда и иметь не будут.
Редко "какая птица долетала до середины Днепра".
Уместно здесь вспомнить метафору с Платоновской пещерой.
В Англии пуритане составляли возможно 20% населения. В Восточной Англии этот показатель приближался к 40%.
Карта новой Англии служит свидетельством проникновения пуритан: Бостон, Ипсвич, Линн, Норфлок, Саффолк и Эссекс -вот лишь некоторые из множества названий городов, которые в Seicento были привезены в Новую Англию из метрополии.
Представители второй группы происходили из различных в географическом отношении областей, в том числе и из Голландии и Убежища (Рузвельты и Делано, сделавшие семейное состояние на том, что приучили китайцев к опиуму).
В неё входили гугеноты, которые бежали из Франции и которым не всегда были рады в других странах :
* Фэнлы
* Боудены
* Ревиры
* Оливеры
* Джеи
* Байярды
Поначалу гугеноты были купцами, и , возможно, в силу к привычке находиться под угрозой, они лучше других освоились с новыми условиями.
Приобретённый ими ещё в Европе авторитет укрепился благодаря денежным средствам, скопленным в Новом Свете или полученным через брак.
К исходу Seicento отличия между разновидностями европейского протестантизма стёрлись, и начались столкновения с католиками из Шотландии и Ирландии.
В Бостоне принадлежность к истеблишменту зависела от того, каким было социальное положение в Европе и в какую церковь он ходил.
Представителей верхушки бостонского “общества” называли “бостонскими компаньонами” (Эплтоны, Джексоны, Лоуэллы, Кэботы, Трондайки etc.)
Впоследствии к истеблишменту присоединились и те люди, которые сделали состояние в Новом Свете.
Члены этого класса стремились к самосохранению и достигали цели по-разному:
* внутрикастовыми браками
* господством в бизнесе и политике
* “благотворительными” вкладами в общественные институты
Кэботы вступали в браки с Лоуэллами, Рузвельты сочетались с Асторами, а Пейны заключали брачные связи с Уитни.
Эти имена были подобны племенным татуировкам, они указывали на “благородное” происхождение, а значит и на престиж.
Кроме того имена служили для того, чтобы оградить истеблишмент от проникновения в неё представителей других групп. и на отдельных членов семьи оказывали давление с целью заставить их вступить в брак с представителем своей касты.
Состояние сделанное на спекуляции недвижимостью и земельными участками, каперстве, торговле рабами и наркотиками, контрабанде. вкладывались в железные дороги, текстильные фабрики, страховые компании и банки, что позволяло истеблишменту управлять экономикой.
С помощью денег с потрохами покупали “политиков” и избирали тех, кто готов был броситься в бурные воды политики и верно служить хозяевам.
Деньги нажитые на торговле опиумом, контрабанде и работорговле “жертвовались” на строительство учебных заведений, а также на учреждение профессорских кафедр.
Что впоследствии давало возможность держать под контролем тех, кому позволяли войти в истеблишмент, и навязывать своё толкование прошлого, то есть “истории”.
Университеты и музеи определяли как надо писать книги по истории.
Они могли окрасить прошлое в те цвета которые устраивали их покровителей:

* Клиперы, перевозившие опиум, они называли “чайными клиперами”
* Работорговля превратилась в “торговлю сахаром и патокой”
* Контрабанда превратилась в “свободную торговлю”
* Нажива на войне и вздувание цен вообще не обсуждалась
* Работорговцы и торговцы опиумом, которые теперь были президентами банков, оказывались “выдающимися президентами”

Как исход дебатов по проблеме Вьетнама решала лишь горстка людей, так и уровень взаимоотношения США со странами Латинской Америки определяли немногие избранные.

Когда торговля опиумом утратила былой блеск, партнёры Рассела нашли новые возможности в другом месте -“Юнайтед Фруйт”

Йельские “аристократы” и руководимое ими ЦРУ полностью контролировали деятельность этой компании, как и гангстеров из Нового Орлеана Джо Мачека и его преемников -Матранья, Марсельо etc.
Как контролировали и производителей опиума в “золотом треугольнике” ЮВА и Афганистане и производителей кокаина и морфия на побережье Гондураса.
Число американцев, употреблявшее героин, после вьетнамской войны упавшее “катастрофически” с 500 000 до 200 000, снова резко возросло, после того как “Америка” (благодаря ЦРУ и его истинным руководителям) стала “помогать” Афганистану.
Не нужно стремиться к власти тому, кому она давно принадлежит.
> Фундаментальная легитимность Европейских династий была совершенно не связана с национальностью

> Какую национальность приписать Бурбонам, правившим во Франции и Испании, Гогенцоллернам, правившим в Пруссии и Румынии, Виттельсбахам, правившим в Баварии и Греции?

можно добавить и рюриковичей и Романовых.
так уж случилось, что все из немцев :)