Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Скромность: генезис и праксис. Часть 2

В предыдущей части нашего сочинения мы установили, что скромность берёт начало в рабском самоумалении, уничижении, ОТРИЦАНИЕ СЕБЯ. Раб отрицает себя, во-первых, потому, что господин этого хочет, и, во-вторых, потому, что это выгодно ему самому. «Ты никто» - говорит господин рабу, а тот отвечает – «да, вот меня и нет».

Разумеется, по-настоящему скромный человек – не тот, кто ведёт себя так сознательно. Это тот, у кого соответствующая модель поведение ИНТЕРИОРИЗИРОВАНА, усвоена настолько глубоко, что он «уже и по-другому не может».

Скромность, ставшая свойством психики, называется «робостью», «застенчивостью». Слова, кстати, очень интересные.

Начнём с «робости». Этимологически, это слово – производное от русского «роб», то есть раб, невольник. То есть робость – поведение раба. Буквально так.

С «застенчивостью» ещё интереснее. Это производное от слова «застенок». Нет, не в значении «пыточная», хотя и это тоже. Застенок - всего-навсего заднее помещение в доме, место для прислуги, холопьев, рабов. Там же их и наказывали, «чего церемониться», так что современное значение понятно. И это слово тоже указывает на грубую социальную реальность: застенчивость – это угодливо-испуганные глазёнки холопки, жмущиеся плечи робича, согнутая спина, готовность безропотно принять любое наказание, унижение. «Априорная виноватость», ага.

Так что товарищи, которые тут возмущались, что я Ницше, немчуру усатую, дуриком протаскиваю. Да не нужно тут усатого Ницше, тут родной язык говорит.

На это можно возразить, что и господа могут вести себя скромно, что скромность – это неотъемлемая часть «хорошего воспитания», и так далее. Застенчивость благородного юноши, трепет девы, смутившеся от нескромного комплимента, непоказное смирение мудрого старца – неужели всё это тоже низость и гадость? Да отрежут лгуну, что ему там полагается отрезать…

Минуту терпения, господа, разберёмся и с этим.

СКРОМНОСТЬ И НЕПРИСТУПНОСТЬ

В комментах к предыдущей части мне заметили, что с православной точки зрения скромность – это специфическая добродетель девушек на выданье, не более того.

Что ж, с точки зрения традиционной оно так и есть. Девушка должна демонстрировать чистоту, нетронутость, ну и, соответственно, неприступность. Поскольку прямая агрессия в ответ на домогательство для девушки в традиционном обществе исключена, включаются другие механизмы, действительно напоминающие «скромность и застенчивость». «Завидев поручика, Наташа вспыхнула и убежала», ага.

Тут всё дело в том, что неприступность – это женская господская привилегия. Рабыню или холопку можно… ну если не насиловать – хотя всякое бывает – но уж, во всяком случае, домогаться, или изображать домогание: щипать за задницу, похлопывать по разным местам, похабно шутить. Даже внешний вид «дворовой девки» к этому располагает: подоткнутый подол, голые ноги, вымя на выкат. Что делать, если надо «носиться как угорелая», чтобы поспеть со всеми делами. В то время как галантерейная панёнка гуляет по галечной дорожке в юбочке до щиколотки, и с кружевным зонтиком от солнца. Не потому, что дворовая девка наглая, а панёнка скромная – а потому, что панёнка тем самым отказывает всем мужчинам в праве её разглядывать и «вожделеть в сердце своём». Кстати, быть откровенно разглядываемой и вожделеемой мужчинами, которых барышня в данный момент сама не вожделеет, для барышни довольно неприятно – причём вне зависимости от моральной чистоты этой самой барышни… Впрочем, это в сторону.

Интересно, что скромность и неприступность никогда не путают как раз те, кому это положено – то есть всякое «быдло». «Быдланы» враз просекают, где забитая девка, а где, наоборот, слишком гордая – хотя внешне вторая может вести себя скромнее первой. Ненавидят они таких гордячек люто, классово – и всегда стараются унизить и опустить. «Ишь, барыня выискалась, ходит тут в белых носочках, в юбочках блядь всяких, выкаблучивается… ща мы тебя поучим… чё в глаза не смотришь, блядина, рожу подыми, когда с тобой разговаривают! – будешь сосать? сосать будешь, сука!»

СКРОМНОСТЬ И ВОСПИТАННОСТЬ

Довольно часто скромность считают признаком «хорошего воспитания». Воспитанный человек не кичится, не хвастается, не пристаёт к другим людям, а скромно ждёт, когда на него обратят внимание. Он не горд, не разговаривает надменно, вежлив, говорит «простите» и «пожалуйста». А уж раньше-то, при самом натуральном крепостном праве или там рабовладении у воспитанных людей были в ходу такие выражения, как «ваш покорный слуга» или даже «servus». И как это укладывается в общую картину?

На самом деле «хорошее воспитание» - это система норм отношений, принятых между господами. Между, повторяю, ГОСПОДАМИ. Эта штука сложная и тонкая, так как господа на то и господа, чтобы быть переполненными самодовольства, высокомерия и желания подчинять себе всё вокруг. Однако если они попытаются обращаться друг с другом так, как они обращаются с рабами, начнётся bellum omnium contra omnes [1]. Соответственно, чтобы исключить взаимоистребление, необходимы некие особые правила, исключающие ПОВОД К АГРЕССИИ. Но – и это кардинальная разница со скромностью и униженностью раба! – не позволяющие другой стороне забыть, что она имеет дело именно с господином, который «в случае чего» готов защитить свою честь.

Правила эти складывались долго. Кто кому как должен кланяться, кто как обращаться. Ну например – все формы вежливости основываются на вежливом обращении к другому. И всегда это вежливое обращение заимствовано из обозначения «величайших». Пан, сеньор, мессир, сэр – это всё слова, маркирующие высшее сословие, старших, высших, и так далее. Нейтральное французское «месье» первоначально было титулом брата короля, следующего за ним по старшинству (!) Ну и, соответственно, обращение к «господину» (пусть и равному тебе) предполагает использование формул типа «ваш покорный слуга» и всё такое. Разумеется, не взаимообразной основе и в игровом режиме. «Извольте, сударь!» (голосом, дрожащим от гнева) - это вам не «чего изволите, барин».

Разумеется, в «хорошее воспитание» обязательно входит инсталляция предсталений о ЧЕСТИ и способах её ЗАЩИТЫ. Не только «ваш покорный слуга», но и «вы негодяй, сударь, имею честь вызвать вас на дуэль». И без этой второй части первая просто не существует.

В наше время и в нашей культуре, однако, воспитанность и обычная забитость и в самом деле стали чуть ли не синонимами. Что и неудивительрно, поскольку "господ у нас нет", а для негоспод "культурка" и "воспитание" понимаются именно как научение рабской морали, УСМИРЕНИЕ. Которое может быть грубым или деликатным, но сводится именно к этому. «Будь хорошим мальчиком и не создавай нам проблем».

[1] Интересно, кстати, что Гоббс априорно считал, что прачеловечество состояло только из природных господ – а вот, к примеру, Толстой и вообще «русская мысль» исходила из прямо противоположного допущения. Что абсолютно ничего не говорит о врождённых свойствах англичан и русских, но очень многое говорит о том, какие идеи инсталлировались местной образованщине в соответствующие исторические моменты.


) продолжение, опять же, будет, е.б.ж. (
застенчивость - стесняться - стеснять - тесный

мне кажется, застенчивость происходит из этого ряда.
про происхождение застенчивости от застенка - интересная версия.

по теме -
любопытно расслоение смысла общего понятия "скромность" на скромность vs воспитанность и скромность vs неприступность для класса господ и класса негоспод.

если исходить из такого разделения, православие окажется ориентированным исключительно на один из классов. иначе говоря, православие для негоспод заменяет образование для господ. и приводит их с разных сторон к социально-адаптивному поведению.

стандарт социально-адаптивного поведения для обоих классов, естественно, должен отличаться своими рамками. и то, что сегодняшнее образование съезжает к идее "усмирения" - последствие того, что образование стало общедоступным и обязательным для всех слоев. Соответственно, bottomline образования и воспитания условного класса проводится по последнему в успехах условному ученику, а последние ученики теперь - то самое "быдло", которое следует "усмирять", чтобы "не создавали проблем".
Про застенчивость - посмотрите у Фасмера, например,
опять немчуру навяливаете!

Anonymous

June 21 2009, 17:14:44 UTC 10 years ago

застенчивость - стесняться - стеснять - тесный

Как-то вы вольно перескочили от первого ко второму. Застеснчивость, что ли?
у этих слов - общее семантическое поле.
переход произошел по смыслу.
где вы увидели вольность?
Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.Ф.Бэкон
собираетесь ли протестовать против этого ?

http://www.lenta.ru/news/2009/06/20/nuclear/

мне кажется, тема очень выигрышная. и на самом деле важная
"Когда речь заходит о "жесткой верхней губе" (stiff upper lip) англичанина, за этим стоят два понятия - способность владеть собой (культ самоконтроля) и умение подобающим образом реагировать на жизненные ситуации (культ предписанного поведения). Ни то, ни другое не было свойственно англичанам вплоть до начала ХIХ столетия. Невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность отнюдь не были чертами английского характера для "веселой старой Англии", где верхи и низы общества скорее отличались буйным, вспыльчивым нравом, где для вызывающего поведения не было моральных запретов, где излюбленным зрелищем были публичные казни и порки розгами, медвежьи и петушиные бои, где даже юмор был замешан на жестокости.

Принципы "джентльменского поведения", были возведены в культ при королеве Виктории. И они возобладали над крутым нравом "старой Англии".

AC/DC: "Stiff Upper Lip":

Вы говорите скорее о забитости, а не о скромности.
«Робкий», что интересно, происходит от «робеть», «вести себя как ребёнок».
Вообще от слова «робить» («работать» в смысле «пахать», «вкалывать») вышел букет производных — и «дитя», и «невольник», и «боязливость».

Но мне кажется, что в исходном рассуждении — о скромности — пропущен один важный момент. Скромность — это не желание остаться безвестным. Изначально скромность следует понимать как «нежелание незаслуженного». Скромен тот человек, кто за свою работу не берёт лишнего — а не тот, кто отказывается от вознаграждения.

Иначе говоря, «скромность» — это производная от «справедливости». Поэтому её оценка зависит от нашей оценки исходного желания быть справедливым: взыскивать и с других, и с себя. Тему Вы ранее раскрывали достаточно подробно. Но вот здесь, мне кажется, незаслуженно купировали до патологического «желания страдать за других» — чем, изначально, она вовсе не является.
Константину нужны сомнения в его сомнительном лингвистическом конструировании?
Нет-нет, с «вы уже перестали пить коньяк по утрам» — это не ко мне.
у Константина - другая.

Изначально скромность следует понимать как «нежелание незаслуженного».
Вам-следует. А Константину, наверное, нет. Ему же нужно убедить читателей в том, что скромность - стрёмное дело. Что свободный человек не может быть скромным. И т.д.
Скажем так. Если исходить из злонамеренности автора, то, конечно, комментировать в таком духе мне бы не следовало. Ведь я, в конце концов, сам не считаю ни скромность, ни нежелание всех-убить-одному-остаться недостатками — в особенности когда речь о личности, а не об организации.

Хочется надеяться на другое. Едва ли не у каждого человека своя трактовка семантики, казалось бы, настолько общеизвестных слов, как «скромность», «русскость». А уж как разнятся оценки. Разве стоит сразу вставать в позицию «прав только один»? Это, отмечу, не риторический вопрос — действительно интересно, как кто считает.
имеются ссылки на два источника: роб и ребёнок. Однако ж, Константин выбирает тот, который наиболее подходит агитируемой мысли. Не говоря уже о сомнительности позитивности (т.е. возможности обоснования, доказательства и т.д.) этимологии как таковой.
С одной стороны, конечно, автору можно было бы сформулировать ту же самую мысль более аккуратно, поскольку «робкий» — это скорее «по-детски неуверенный», нежели «угнетённый, как негр на плантации». С другой — действительно получается, что этимологически «робость» и есть «поведение раба». Если мы пишем статью для неспециалиста, то многое, к сожалению, приходится опускать — иначе статья сама получится «тяжёлой».

Я же, собственно, хотел сказать о другом — что смысловой ошибкой, той, которая искажает все рассуждения целиком, может являться разве что некорректное трактование слова «скромность», взятие зауженного его спектра значений. Отсюда и заметная «подгонка под ответ» всего написанного.

Но и Вашу точку зрения на авторские тезисы я, к слову, прекрасно понимаю и ни коим образом не могу осуждать.
как правило, имеют ограниченный круг целей.
Мне в голову приходят три:
- получение финансирования для данной науки
- перевод теории в практику
- манипуляция сознанием неспециалистов с целью изменить их мировоззрение и, как результат, поведение

Думаю, что ни первое, ни второе Константином не преследовалось.
А, раз так, то возникает стойкое ощущение е...я мозгов. С коим я и стараюсь активно бороться.
Ну можно, конечно, сказать и так. А можно употребить термин «публицистика» — агитационно-популярный жанр.

Не будем же мы настолько строги друг к другу, что поставим в упрёк автору работу в жанре интернет-публицистики или, беря шире, несоответствие его взглядов на жизнь нашим.

P.S. Всё, чур я дальше — не адвокат. :)
Ребенок, если его не муштруют и не дрессируют, не бывает робким. Ребенок, в норме, непринужден, свободен и ничего не боится. Никакой робости у здорового ребенка нет и быть не может.
Ну как же. Ранг самца зависит в том числе и от его возраста; президентом страны нельзя стать в 12 лет. Ребёнок, который не тушуется перед вожаком стаи — то бишь, которого жизнь не дрессирует — это разве что сын самого вожака стаи. :)
Если ребенок воспитывается в стаде обезьян - то он тушуется перед вожаком стаи. Если ребенок воспитывается в доме своих родителей - то он ни перед кем не тушуется.
Ребёнок, который изолирован от контактов с социумом и воспитывается только в кругу семьи в специфических условиях («без муштры и дрессуры») — такой ребёнок не бывает робким.

В типичном же случае ребёнок не является неуправляемым сукиным сыном — по крайней мере, вне героических эпосов.
Поечему неуправляемый сукин сын? Может быть доброжелательный и никем не пуганный ребенок. Спокойный и веселый.
Человеческое поведение включает в себя пласт иерархического поведения. Оно может быть «вынесено за скобки» культуры, этикета или субординации, когда «естественная» иерархия вытесняется искусственной. Привитие ребёнку такого «культурного поведения» будет называться в использованных нами терминах «муштрой и дрессурой».

Если же за скобки ничего вынесено не будет, то ребёнок будет вести себя естественно агрессивно — «дико», пытаясь поместить себя на высшую ступень иерархии относительно любого другого человека. Как, собственно, и ведут себя всякие дикари в цивилизованном обществе (до тех пор, пока не встречают общественные механизмы регуляции).

Всилу этих соображений я и полагаю, что Ваше утверждение прекрасно соотносится с героическим эпосом или представлениями хиппи о воспитании, но не со сложившейся социальной традицией. Возможно, что из-за недопонимания акцентов в столь лаконично сформулированном тезисе — ведь «слово написанное есть ложь вдвойне». :)
Зачем писать об очевидных вещах. Понятно, что ребенок с самого раннего детства должен воспитываться в определенных правилах и традициях. Воспитываться а не запугиваться.
Ну у Вас всё-таки получается, что если ребёнок испытывает робость, то значит его запугивают взрослые. А это вообще может быть врождённым свойством психики, причём не наследованным, а индивидуальным, как любое другое свойство темперамента.

Я соглашусь с тем, что робость может быть результатом дрессуры — та самая «рабская робость». Но это далеко не единственный возможный вариант.
Это понятно. Такое тоже бывает. Но, в этом случае, робость будет качеством присущим не ребенку а человеку в целом. Т.е. робость не является нормальным, присущим ребенку свойством. Вот я об этом говорю.
Нет ничего общего между словами "робкий" и "ребенок".
«Маленькому человечку» естественно присущи некоторые черты поведения в обществе «большого человечищи». Например, тринадцатилетний мальчик в общем случае не сможет такие вещи девятнадцатилетней девушке, которые сможет сказать тридцатилетний мужчина. Вот это «не может» и есть сугубо детская робость.
Это не робость а физиологическая норма. Нормальный физиологичски ребенок и не захочет говорить взрослой девушке то, что ей говорят взрослые мужики. Ребенок, подросток, если он не идиот, понимает, что ему 13 лет а не 21.
Речь именно о том, что робость-застенчивость есть нормальное поведение перед лицом более высокого социального или примативного статуса. А не какая-то патология, присущая только забитым детям. Собственно, этимология это и подтверждает — слова «человек низкого социального статуса» и «совсем ещё молодой человек» в русском языке являются однокоренными друг другу и самому слову «такое несмелое поведение».

P.S. Поблагодарю за разговор, но, пожалуй, предложу на этом его завершить, благо, все тезисы уже в достаточной степени озвучены и расшифрованны.
Ребенок, не забитый, никогда не боится похвастаться своими достиждениями. Ребенок, не забитый, не боится просить.
Раб никогда не хвастается и ничего не просит - робость.
использует ювенальное правосудие ;) .
> имеются ссылки на два источника: роб и ребёнок.

Их и может два, для разных людей. Но какое распространено у нас и для нас.
Как-то сложно понять "робость" как "ребячливость".
Типичное детское поведение, "ребячливость", "инфантильность" - это нарушение социальных границ и табу, по незнанию, неумению и нежеланию. Нечто обратное "робости".
а здоровая опаска, связанная с детским незнанием реальности, когда ребёнок опасается чего-то, в чём нет реальной опасности.
Вы точно о человеческих детях?..
С годами проходят различные страхи. Скажем, в детстве я боялся темноты. Сейчас - нет.
Темноты, но не девчонок, сессии или бандитского района вечером (то есть социальных категорий). Практически невероятно, чтобы юноша, робеющий поцеловать девушку, или клерк при видя министра, оценивали бы свою трансформацию как "возврат в детство, ситуацию вздорного иррационального детского страха". Тогда ведь они без проблем залезли бы на коленки к тетеньке, или ковыряли в носу при министре.
Не, они точно знают, что за бабай, и чего страшатся. И описывают как "робость". Как "впадение в состояние раба" описать можно, а как "впадение в ребенка в темноте" - что-то не очень.

Но, повторюсь, трактовка "ребячливости" тоже может быть. Определенной категории людей может быть приятно (или полезно) трактовать свою робость как "ребячливость", а не как "рабскость". Как, вы полагаете, будет трактовать другим "робость" тот клерк?
поцеловать боялся, и бандитского района вечером. Оказалось, что всё не столь иррационально страшно, хотя в случае бандитов есть чего бояться.

Это действительно "вздорный иррациональный детский страх". Не рабский, а детский.

"Бабай" по-татарски, кстати, "дед".

Полагаю, что нековыряние в носу перед министром в условиях необходимости ковыряния не есть робость. Когда говорят "не робкого десятка", всё-таки, не имеют в виду превышение социальных норм перед начальством, если только нет нужды нахамить этому министру. Думаю, клерк и перед продавщицей ковырять в носу не станет. Просто из общего понимания, что он может быть воспринят неприятственно.
Да я не спорю, натянуть можно. Хотя, как видим, очень сложно - клерку нужно представить, что он чувствует себя перед министром как ребенок, то есть осознающий его равенство с продавщицей (а их обеих с темнотой). Всех трех иррационально без повода боится, и перед всеми не ковыряет в носу, из общего понимания быть воспринятым приятственно.

Я даже не скажу, что это непременно плохо. Дело ведь не в самих категориях (кто бы воевал и пытался отменить "робость" или "скромность"), дело в их целенаправлено во вред препарированных трактовках. Их можно распрепарировать обратно. И даже препарировать на пользу себе (как некто препарирует их во вред нам).

Представьте, что строку Лермонтова "бежали робкие грузины" толковать как "бежали грузины, как дети в темноте" (то есть во вздорном иррациональном детском страхе перед ничем). И убедить в этом грузин. Их ведь можно, пожалуй, и развернуть назад, расправивши плечи?
Вот я и предлагаю отказаться от такого препарирования.

Константин, вот, утверждает, что это не он, это сам родной русский язык робость исключительно рабам приписывает, и т.д. Предлагаю не верить ему в этом вопросе нисколечки, и не только про робость.

У Лермонтова, того же, робкие грузины - отнюдь не рабы.
Если "отказаться", то нам останутся препарированные не в нашу пользу понятия. Эталон "правильного" человека, который сносит плевки из-за своей "чести", грабеж из "щедрости", боится начальника из "ребячливости", лижет ботинки из "скромности" и сидит дома из "храбрости".

Искаженные понятия легко отличить.

Искажённые понятия легко отличить, когда у человека не засраны мозги, когда человек сопоставляет реальность (в том числе историческую) и бытовую целесообразность с телевизором. А когда не сопоставляет, и препарирование не поможет.

Тут не этимология слов важна, а симулякры, которые нам подсоввывают взамен понимания этих слов, существовавших в разные, но не слишком древние периоды нашей истории.

Вполне достаточно среднего изучения родной истории 19 и 20 веков, чтобы разобраться, что такое "честь", "храбрость" и "щедрость" в правильном и неправильном смыслах.
> Вполне достаточно среднего изучения родной истории 19 и 20 веков

Среднее изучение истории не всем доступно, не считая того, что в этих случаях первой контрафактят как раз историю. Можно отличить и проще.
Неискаженная пара понятий в одном случае поощряет (выбор "положительной" альтернативы), в другом наказывает (выбор отрицательной альтернативы). В принципе, безотносительно самих понятий о правильном и неправильном - можно представить такую Тортугу, или просто уголовный мир, где вполне правильно и почетно убивать ночью со спины, а бросать перчатки, лицом к лицу, при свидетелях - будет явным признак лоховства, слабости (прячется за спину общества), и демонстративного вызова общественным нормам. Все равно в одном случае такого матерого убийцу все будут уважать и выберут в мэры, а второму перережут горло и забудут, как только он заявит про "дуэль" и встанет в боксерскую позу.

А искаженная пара в обеих случаях наказывает (или в обеих случаях награждает, если человечек привилегированный). Когда ты будешь "неправильный", тебя будут бить, когда ты станешь "правильный" - значит, при битье ты покряхтываешь от удовольствия и просишь еще.
не будучи битым, нужно знать предысторию и выявлять аналогии.

Иначе, без истории, будешь бит всё время.
Как показывает история, могут бить и знающих историю.
Главное, не считать это нормальным и пытаться прекратить. Ну а тут любым способом не брезгуй.

Какое конструирование? Читайте четырёхтомник Фасмера, классика, все этимологии оттуда (и с ними никто не спорит).
с четырёхтомником, особенно имеющим нерусскую фамилию.
Здоровый ребенок не бывает робким, если его не бить и не запугивать.
появления в языке слова "робкий" среди русских было много здоровых (в Вашем смысле) детей?
В любой крестьянской семье (не крепостной), в любой дворянской семье, в семье купца или священника спокойно рос здоровй ребенок.
когда появилось это слово в русском языке, правда?
Может, тогда и крепостного права-то не было, а сплошная татарщина...
Старославянский язык сложился за 1000 а то и за 2000 лет до появления татар в Европе. Соответсвенно и крепостных крестьян тогда не было. Жили по родоплеменным обычаям. Вождь племени был уважаемый человек, но жили по обычаям.
про момент образования этого слова.
Всё сходится! Если ты маленький мальчик, то не стоит показывать свою альфовость взрослым, особенно вождю племени. Могут и наказать.
Вождь славянского или иного индоарийского племени - это не самец в стаде обезьян. Вождь не воюет с детьми и подростками.
т.к. дети ведут себя робко. Не капризничают, на своих желаниях не настаивают.
Зачем говорить об очевидных вещах. Ребенка воспитывает не вождь племени а семья, обычаи, традиции. Конечно же мальчик должен с детства впитывать традиции и обычаи. Опять же авторитет отца. Но ребенка не запугивают. Он не робкий.
Робкий - значит не готовый идти на риск. Правда?
Когда ребёнок не готов идти на риск, это же не значит, что он запуганный?
Нет. Здоровая осторожность можеь быть присуща даже очень агрессивному и дерзкому хищнику.
Робость - это другое. Робость, это когда человек изначально боиться даже в отсутствие реальной опасности. Боится заявить о своих правах. Боиться пожаловаться в ЖЭК на управдома. Боится похвастаться своими достижениями.
Робость - качество раба - это точно.
Соглашусь, что когда человек изначально боиТся даже в отсутствии реальной опасности - робость. Однако, не обладают ли этими качествами именно дети, которые не знают, где есть реальная опасность, а где её нет?
Взрослый раб, же, знает, где есть реальная опасность (пусть, даже, попасть на конюшню), а где её нет. Опыта гораздо больше.
По моим наблюдениям ребенок, в отличие от запуганного раба, не боится хвастатся своими достижениями. А раб - боится.
хвастаться своими достижениями рабу? Если раб получит за это по шее, то опасно. И эта опасность реальна. Если не получит, то почему бы ему и не похвастаться? Разве крепостные крестьяне или римские рабы вообще не хвастались? У меня таких сведений нет.
Робость ли это? Наверное, нет.
Раб не может ни хвастаться ни просить о каких-то своих законных правах. Ни прав ни достижений у него нет. У римлян это было особенно хорошо прописано. Да и крепостной в начале 19 века тоже помалкивал, чтобы не получить сотню плетей.
но робость ли это?
Какие права и достижения у ребёнка?

"Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах."
Робость пингвина от рабства или от детства?
Пингвин - животное а не человек. В жизни, в отличие от стихов Горького, пингвин смелый и ловкий пловец. Пингвин - хищник.
аналог определённого человеческого психотипа, человека, обжёгшегося (возможно) на молоке и дующего на воду.

Этот психотип не обязательно раб, и не обязательно ребёнок.

Предлагаю сойтись на невозможности выявления однозначной этимологии слова "робкий".
Весьма отдаленная аналогия. Пингвин - птица, хищник, живущий в Антарктиде.
Что общего между ним и робким человеком?
Полной и окончательной этимологии слова "робкий", выявить конечно же нельзя. Однако, заметка Константина весьма, на мой взгляд, интересна.
убегают при приближении человека. Хоть и хищник. Даже если человек реальной опасности не представляет.
Делают они это неумело, переваливаясь с ноги на ногу. Оттого, наверное, и аналогия.

В заметке Константин пытается делать какие-то выводы. Скажем, что это не он и не Ницше утверждают, что робость - имманентное свойство рабов, "тут родной язык говорит".

По-мне, так это, говоря по-просту, манипуляция сознанием читателей псевдонаучными выводами. Я говорю, сложно спорить с четырёхтомником. Вызывает раздражение.
Ну просто ссылка на Фасмера считается "точкой отсчёта".
когда жыды или немцы учат нас, русских, русскому языку, точнее дают русским людям пищу для каких-то культурно-социальных выводов. Часто эта пища отравлена. В условиях не-позитивности (не-доказуемости) значительно части этимологии она становится оружием в руках врагов.

Посему - я бы вообще оставил этимологию специалистам и считал бы за моветон делать какие-либо социально значимые выводы на её основе. Показывать этот моветон не сложно - невозможно доказать этимологию любого старого слова, так что для таких случаев фраза "Какие ваши доказательства?" вполне универсальна.

Другой пример - "застенчивость". В моих представлениях, "застенчивость" происходит не от "застенка", а от "застенать", точнее "застенаться", т.е. загораживаться (предметами, углами помещения, стенами, руками, веками, оптическими границами области видимости глаз, и т.д., чем угодно). Человек застенчив, когда старается не проявлять себя в компании других, избегает общества. Чётких доказательств у меня нет, как нет их и у дипломированных академиков от этимологии.

Потом, для нашего будущего важна не сама этимология. Важно, что мы хотим в конечном итоге реконструировать, в частности - определённые нормы поведения в обществе. В соответствии с этим, могут меняться и значения слов точно так же, как они менялись при исторических изменениях в обществе. Здесь важнее рассматривать эволюцию этих слов на фоне исторических периодов, а не происхождение слов, кое может быть довольно туманно.

Скажем, по словам Столыпина, Александр 3й первым из императоров стал обращаться на "Вы" (с большой буквы) к окружающим. Мне это обращение очень нравится, в нём демонстрируется уважение и признание равенства юрисдикций, принадлежности к единой нации, хотя формальным правилам русского языка, выдуманным в значительной части нерусскими, оно не соответствует.
в этом вашем Фасмере "робкий" восходит к ребёнку ("робяты" оттуда же), а вовсе не к рабу, как Вы утверждаете.
Робеть, робею. От "роб" "раб, невольник".
Фасмер. М. Прогресс, 1987, т. 3 стр. 487.

Это "ребёнок" - от "раба". Свободный ребёнок - "дитя". Хотя Трубачёв сближает "дитя" с греческим "дулос" - "раб". Язык - штука конкретная.
В комментариях к предыдущему посту по теме некоторые иронизировали, что можно извратить любое понятие. А так оно и есть, без иронии - действительно можно, и любое. Можно и "храбрость" и "трусость", и "честь" и "подлость", "щедрость" и "жадность" и т.д. причем одновременно и то, и другое.
Даже обязательно и то и другое, чтобы не было "лазейки", куда уйдут манипулируемые. Если извратить одно понятие "щедрость" (в положенную рабу), то будет "отдача всего и бесплатно".

Тогда обрабатываемые "улизнут" - станут одаривать друг друга, а врагам показывать шиш. Поэтому надо обязательно заблокировать и обратное понятие, "жадность" - это когда ты отдаешь нечто, за что может получиться выгода. Вот отдал друзьям - так ведь они тебе тоже когда-нибудь пригодятся? Во, это не "щедрость" - это "жадность", "эгоизм", подлая корысть. Отдал кому-то, кого считаешь "своим" - родителям, детям, да хоть народу своему? Корысть, расчет. Надеешься на пользу, или хотя бы пиару добиваешься.

Избежать обвинений в "жадности" и заслужить похвалу в "щедрости" останется только единственным образом - отдавать всё врагам, и получать за это плевки в морду. Вот единственно наглядное, очевидное, бескорыстное поведение щедрого человека.

И так далее. "Храбрость и трусость"? Нет проблем. Только трус избегает трудностей, требует разрешить ему самозащиту и оружие, боится заселения страны другими нациями и т.д. Только истинный храбрец положит жизнь за врага своего, или хотя бы будет спокойно сидеть дома и смотреть телевизор, ибо ничего не боится.
можно довести до абсурда.
Можно. Но ведь можно и обратно, абсурд разоблачить и вернуть идею к исходному виду. Как делает Константин.
исходного вида. Константин конструирует этот вид, пытаясь нас в чём-то убедить.
Вы впадаете в робость перед Константином?
чувствую себя доктором Франкенштейном.
Удивительно, как это достопочтенный Дерсай ещё не набежал?
Теперь посмотрим кто реальные господа...
Русских дворн изничтожили...
Дикости дикого запада преодолели...
Самураев замочили...
Остались только чеченцы... Самые худшие из них, кто в чеченском обществе был бы в хвосте, приезжают в Москву и... Ну дальше Вы и сами тут писали...
Хорошо ли это? Ну если судить по мнению Фирса, - очень хорошо. Русским холопам будут господа...
Лично Вы не хотите быть холопом? Стрелять умеете? Ну будьте чеченцем... Кто Вам мешает?

akrylo

June 21 2009, 17:49:37 UTC 10 years ago Edited:  June 21 2009, 17:50:01 UTC

Слышал, что у чеченцев строго запрещено пугать и наказывать мальчиков в детстве. Мальчик должен быть гордый и уверенный в себе. Не робкий.
мальчики у чеченцев ведут себя агрессивнее взрослых мужиков?
Мальчик физически не может вести себя агрессивнее взрослого мужчины. Но - его не запугивают и он не робкий.
не нужна физическая сила, просто можно схлопотать.
Чеченские мальчики - не полные идиоты, они и без запугиваний и рукоприкладств понимают, кто в доме хозяин.
Да. Но их, все таки не запугивают и они не робкие.
трах-тибидох-тибидох.

Для детей - они действительно не робкие.
А для людей - робкие.
Молодые - горячие. Но старики приходят, и разруливают вопросы. А послать старших - в чеченской голове такое не укладывается...
Вот поэтому у чеченцев и отсутствует наука, как таковая. Всем укладом чеченской жизни вбивается в голову, что ЛЮБОЕ слово старшего надо принимать без малейшего сомнения, как истину в последней инстанции. А суть науки, да и вообще любого развития, заключается как раз в постоянном отрицании отживших и устаревших норм, постоянном испытании "на прочность" старых догматов.
Наука у них отсутствует потому, что:
1. они не имеют к этому фанатичного устремления. Наука для них - не предмет культа, в отличии от советских образованцев.
2. их уже 400 лет втаптывают в каменный век окупанты.
3. чеченцев с научными задатками те же окупанты выдергивают себе или убивают.

Старики чеченские достаточно умны, чтобы не давать тематические советы, когда речь идет о компьтерах. Но могут задать весьма меткие вопросы о том, для чего это нужно. Отвечать будут не они. Но отвечающему придется задуматься над смыслом жизни...

Попробуйте учить историю чеченцев. Может это Вам поможет...

Кстати, а каких чеченских пистелей Вы могли бы назвать?
    > Наука у них отсутствует потому, что:
Потому что отсутствует наука. Это факт.

    > 2. их уже 400 лет втаптывают в каменный век окупанты.
Как интересно ... робкие и застенчивые "советские образованцы" умудрились оккупировать храбрых и воинственных горцев ... Наверное, я чего-то не понимаю в этой ситуации.

    > 3. чеченцев с научными задатками те же окупанты выдергивают себе или убивают.
Совершенно согласен. "Выдернуть" чеченца в нормальное общество - русское, французское, американское - и он, оторванный от своей среды и погруженный в чужую культурную среду, вполне может стать физиком, хирургом, программистом... А вот в своей родной культурной среде - не может. О чём говорит этот факт?

    > Старики чеченские достаточно умны, чтобы не давать тематические советы, когда речь идет о компьтерах. Но могут задать весьма меткие вопросы о том, для чего это нужно. Отвечать будут не они. Но отвечающему придется задуматься над смыслом жизни...
Вот поэтому у чеченцев и нет своих собственных компьютеров ... Так же, как нет своей науки, своих автомобилей, своих самолётов и ещё много чего.

    > Кстати, а каких чеченских пистелей Вы могли бы назвать?
Ни одного. Нет на слуху ни одного писателя с хорошо известным в России именем. Вполне допускаю, что есть какие-то местные писатели, известные только в пределах своей области... Ну так такие локальные писатели есть и у эскимосов, и у ительменов, и у якутов.
Я же говорю, у них другие устремления. Ну не нужны им ваше компьютеры...

Кстати, а где можно купить русский компьютер?

Вы знаете имена чеченских пистелей.
Зелимхан Яндарбиев
Алла Дудаева
Яндекс он них знает, а Вы нет...
Только их книги в вашей стране запрещены цензурой...
Вы пытаетесь оценить уровень чужой цивилизации по меркам, которые годами забивали красные. Но это не универсальные мерки. Европейская цивилизация еще 200 лет назад не была техногенной.
Мы можем попробовать оценить русскую цивилизацию чеченскими мерками. Хотите? Пробовано... Русские выходят чудовищными дикарями с атомной бомбой. Думаете, что это лестный портрет?

Прежде чем оценивать, попробуйте сформулировать критерии. Что есть признак цивилизованости?
Первичные признаки цивилизованности известны издавна, это белая кожа, высокий интеллект, умение прибегать к немыслимой организованной жестокости для подавления дикарских представлений о "другой цивилизованности". Вторичный признак признак цивилизованности заключается в умении наблюдать только что вырезанное поселение дикарей и изыскивать в этом зрелище почти поэтическую красоту. Видеть в мертвых, остывающих телах не позы, а буквы, которыми пишется будущее нации. И чем страшнее в том поселении творились дела, тем наглее, смешливее и парадоксальней будет мнение цивилизованного человека о происходившем (понятное дело, без рефлексий о "чувствах" и "жизнях" "тожелюдей", проживавших там ). Следующий вторичный признак цивилизованности подразумевает, что ни один цивилизованный человек не позволит подходить к своим ценностям с варварскими "мерками". Во-первых, ценности находятся в его личной собственности и очень ему дороги. Во-вторых, все "мерки" варваров крайне негигиеничны, от них разит нечистотами, к здоровым понятиям их прикладывать нельзя. В-третьих, варвары не имеют права равенства с людьми. Оно может подразумеваться лишь сиюминутно, чтобы вышутить, высмеять обнаглевшего дикаря, который вдруг возомнил, что его принимают за настоящего человека.

Так что русские останутся цивилизованными людьми "с атомной бомбой", а чеченцы - нищими, завистливыми неумехами.
какие 400 лет? Хорошо хоть не 1000. Генезис чеченов прослеживался вполне чётко ещё во времена Пушкина, о нём просто ещё помнили.

http://www.newparadigma.ru/engines/NPforum/read.aspx?m=87081
Чеченцы и сейчас не являются единым этносом. Они это никогда не отрицают. Большинство помнит из каких народов вышли. Так что Вы ломитесь в открытую дверь...
Речь не об этносе, а о политической Нации. А вот с Нацией у них нет проблем. Они железно едины. Друг за друга глотку кому угодно отгрызут... И Нация их, равно как и цивилизация, приемственно существовала очень давно.
Да, за отчетный период к ним пришла куча русских. При том столько русских, что русские гены там чуть ни в большинстве. Если бы они были расистами, то русские были бы им братьями... Но их объединяют не гены, а единство Нации.

У них есть цивилизаиционная приемственность. Они говорят 400. А историю они помнят очень хорошо. Так что я не вижу причин им не верить.
всё какие-то высокие слова, древняя история и политическая панимаишь нация. А всё чтобы прекрыть тот факт, что этнос этот создавался из разбойников, бандитов, воров, грабителей, убийц и насильников всех окрестных народов (включая русский, у нас у русских как и у всех хватает этого "добра", но мы по мере сил с ним боремся), и как целое занимался он именно тем же, чем занимались его члены по отдельности.
Вы украинский наци, судя по всему --ну а я украинец-интернационалист так что не ответить не могу.
Во первых -- культ науки -- по моему это прекрасно. Если вам он не равится -- то поезжайте в африку --таки никакой науки нема исключая кулинарную --в том чсле по поовду притготовления мяса белых.
Второе -- про чеченю вы сказали извините хуйню --именно благодаря тому что там никто друг за друга железно не стоит а есть трайбализм и тейповщин, Россия одержала условную победу во второй Чеченской -- потому что на Яндарбиевых и Умаровых нашлись Аслахановы и Кадыровы --причем не по отдельности а именно что целыми тейпами.
В третьих --дикарь с атомной бомбой невозможен -- создание сложныйх видов вооружений и сложной деятельнсоти предполагает определенный уровень социального развития.
Вы что-то путаете. Нохчийский мусор - это паразитическое сборище недочеловеков, вечный дикарей, по недоразумению принимаемых за какой-то там "народ". А раз нет "народа", то нет ни "истории", ни "культуры", ни "языка". Нечего изучать. Даже их названия ("имена" и "фамилии") на слух белым кажутся отвратительнее звуков блевоты. Можно ли причислять такое к человечеству, принижая через то настоящих людей? Нет, это никак невозможно.
Детей не положено наказывать СОВСЕМ. Если ребенок проштрафился - молчат. За малейшее достижение очень хвалят. За нейтральное поведение звалят сдержано, но вполне искрене, без тени лицемерия или ритуала.
К девочкам это тоже относится.
И когда «ребёнка хиппи» первый раз выпускают «из аранжереи» в жизнь, это для него становится сильнейшим стрессом. В реальной-то жизни — наказывают за ошибки! Эта жизнь — какая-то неправильная! И сколько потом суицида в семьях, где детей никогда не наказывали.
У чеченцев нет проблем с наркотой, гомосеками и суецидом. Пацаны лет по 7 уже отлично понимают, что мужчина должен отвечать за любой базар. А в 12 отлично понимают, что за базар иногда приходится отвечать кровью... Там нет тюрем. Единственный несомненный вид наказания - смерть. Если чужую девушку полапать - зарежут. Если обматерить кого - зарежут. Расправы невозможно избежать без потери лица одной из сторон. Неумышленое убийство иногда можно отмазать выкупом. Дела чести - нет. И репутация там дороже всего. Если чеченец теряет репутацию, то ему только и остается, что ехеть в москву...
Пардон, не смекнул сразу, что в данной ветке речь сугубо о черкесских нравах — на эту тему как-нибудь в другой раз.
Почему Вы считаете эту систему воспитания неприменимой для русских?
Говоря максимально общо, всякая система коррекции, оперирующая крайностями — в данном случае, когда множество вариантов негативной обратной связи состоит из двух: нулевого воздействия и воздействия-убийства — мне представляется неподходящей для наших людей. Для часов или собак — сколько угодно, пусть через большой процент выбраковки будет достигнут результат. А мальчиков в пропасть пусть бросают те, ценность чьих отпрысков невелика.
Знаете, нет там выбраковки. Все вежливые и предупредительные. Старших уважают. Гостеприимны бескрайне. Стоит незнакомому человеку приехать, - лучшим его кормят и в лучшей комнате спать кладут. При том спрашивать его о чем-то первые три дня не принято... Денег за постой предложить - оскорбление(то самое, которое смывают кровью...). Но можно приволочить сладости детям хозяина. Если у соседа какое несчастье - все придут помогать. Бесплатно, разумеется. Под забором никто не валяется. И я такого представить не могу, чтобы валялись... О гомосеках там не слышали, так что "парад гордости" они и не просекут...
Если Вы предпочитаете чтобы ваш ребенок сторчался, то чеченская система воспитания Вам точно не подходит...
...Чеченцы вступают в брак единожды в жизни, по любви или хотя бы по свободной воле с обеих сторон. Даже когда в поздние дни, когда, как говорит история, многие из чеченцев стали развращены, и их сердца затмила тень, что лежит на Кавказе, не много повестей могли они рассказать о деяниях вожделения среди них. Брак, кроме лишь редких несчастных или странных случаев, есть естественный образ жизни для всех чеченцев... Что касается продолжения рода. Несомненно, они могут сохранять многие века способность иметь потомство, если на то была их воля и желание не было удовлетворено, но с осуществлением возможности желание скоро угасает, и мысли обращаются к другим вещам. Союз любви есть для них воистину великое наслаждение и радость, и дни детей, как они называют это время, остаются в их памяти как самые радостные в их жизни,но у них есть множество других стремлений тела и духа, которые их природа побуждает их осуществлять...
Чеченцы о себе так не сказали бы. Стиль не тот.
Прекрасная стилизация, я оценил.
На всякий случай оговорюсь, что стилистика не моих рук — практически дословно воспроизведён фрагмент «Законы и обычаи эльдар» Дж.Р.Р.Толкина. Вроде, к месту пришлось. :)
Думаешь, я не догадался, откуда взято? :-)
Думаю, что догадаться было не так уж и сложно. :)
Кстати, юзерпик "а-ля Бехолдер" - прекрасен.
... и в результате такого "воспитания" получилась нация башибузуков. Задиристых, а точнее - "борзых". Но абсолютно ничего не понимающих в современном мире.

Даже автомат нормальный сконструировать не смогли, а сварили из водопроводных труб какой-то Борз. Про космос, вычислительную технику и ядерную физику я даже не упоминаю.
Видите, Вы чеченским языком пользуетесь... ;)
борз=волк
Волк - независимое животное, не поддающееся укрощению. В чеченской доисламской традиции это глубоко уваджаемое животное. Про него есть очень красивые поэтичные легенды в чеченском эпосе.

Вам так кажется, потому что Вы видите только отбросы в Москве. Хотите увидеть нормальных чеченцев, - Вам в чеченский лес...

Сконструировали из того, что было под рукой.
Я встречал чеченцев, которые очень хорошо разбираются в компьютерах. Но и они не считают это дотоинством. У них другая система ценностей. Им не нужен ваш космос. Но вот и насиловать и убивать они просто так не станут, в отличии от "цивилизованых" русских солдат.
"Но вот и насиловать и убивать они просто так не станут, в отличии от "цивилизованых" русских солдат."

Да что за бред?
Еще до покорения они прославились убийствами и грабежами.
Ненависть к ним со стороны окрестных народов была всеобщей.
Хотел привести аргументы из социальной психологии, но перечитав Ваш пост решил, что кроме вашей персоны для разработки вопроса ничего не нужно.
Вы, ведь, цивилизованый человек, не так ли? Вы относитесь к меньшитсву с интернетом. Думаю, что у Вас найдутя и другие достоинства. Т.е. Вы явно на уровне сильно выше среднего. Это хорошо, чтобы не сомневаться...

Вот Вы пишите: "Еще до покорения они(чеченцы) прославились убийствами и грабежами."
Вы приводите это как аргумент. Оставим в стороне, что делали чеченцы и русские 400 лет назад. Разберем другой вопрос: почему Вы это сказали?
Вы хотели сказать, что в силу событий 400-летней давности убивать нынешних чеченцев хорошо? Не так ли?
А после этого апелировали к стадному чувству: "Ненависть к ним со стороны окрестных народов была всеобщей.". Т.е. если я буду бить чеченцев, то окажусь в этом благодатном, для холопа, стаде...

Я правильно понял мнение цивилизованого русского, оим Вы себя числите?
и вообще простонародную .(Можно у Толстого найти немало примеров)
А там был свой этикет, свои правила поведения и обращения, отнюдь не сводящиеся к заимствованиям у господ.
Ну какие господа на казачьем круге ?
Однако....
Это очень большая дыра в Вашем построении.
Мне вот тоже о казаках мысль пришла. Константин, развейте сомнения, а?
"Господин" - не обязательно тот, у кого есть собственные рабы. Достаточно быть господином самого себя.
Сильные и свободные люди ведут себя как "господа" - здесь нет противоречия.
Не совсем задавленных и забитых, а в нормальном состоянии.
Да что крестьян-даже господских слуг, опять же не забитых и развращённых до полускотского состояния-и увидите формы этикета.
Хайдеггер говорил об Открытости Бытия, как основном Его качестве, которое позволяет всему быть...

Это и есть Скромность, - быть таким же, как Бытие, как Истина.

Творец - Есть, и Он - Скромен.

А Вы нечто не симпатичное высказали.

В.В.
Вам, как буддисту, известно, что Дхарма не всегда бывает сладкой, как мёд...
Есть такое понятие в Тантрическом Буддизме.
И этот вкус (Истинной Природы вещей) определенно сладок.

Кстати, (кашмирский шиваит)Свами Лакшманджу сказал одной западной женщине, как определить во внутреннем опыте то, что является правдой : " Вкус Правды сладок".

В.В.
Прoчитал текст несколько раз, но к сожалению так и не понял основную идею (или основные идеи, если их несколько). Неужели я такой тупой?
рабы - это дети, не ставшие взрослыми,
но переставшие быть
детьми.
Я знаю одратные примеры. Есть один оппозиционер ныне на Руси. Он вполне ребенок. Сидит за идеи, экстремизм и огнестрел в лагере. Назвать его рабом трудно...
Восставшим рабом.
Есть проблема. В России дворяне числились холопами у монарха. Как с этим быть? Это скорее восточная пирамида выходит...

Anonymous

June 22 2009, 07:21:47 UTC 10 years ago

Идеи типа "будь нескромным", "люби себя", "забудь про совесть и начни жить" и подобные им расцветают в обществе, где люди ничего не создают, а только проедают созданное предыдущими поколениями. Инстинкт самосохранения и чувство реальности у таких людей сильно притуплены. В более суровых условиях подобные настроения быстро выветриваются. А у кого не выветриваются, тот долго не живёт.
Нет, дело обстоит прямо противоположным образом. Процветают те общества, где люди свободны, любят себя и не работают на других. А суровые условия бывают всегда у тех, кто себя не любит и много горбатится. И чем больше горбатится, тем суровее у него условия.
1) "Скромность ставшая частью психики называется робостью и застенчивостью". Интересно, что Иисус Христос, чьей целью было полностью перевернуть традиционное отношение к Богу как к Господину, как к неприступному вельможе, очень часто в притчах призывал отринуть застенчивость и робость в отношениях с Богом. Самая известная притча - о ночном стуке в двери. Даже если в доме живет злой человек - он даст тебе хлеба лишь бы ты не стучал. Тем более Бог, в ответ на просьбу, даст тебе просимое. Только просьба должна быть неотступной и вызывающей. Или пример со слепым в Иерихоне. Он начал безмерно вопить из за спин толпы, желая привлечь к себе внимание. Именно так мы должны заявлять о себе перед Богом. Не будем перечислять множество других евангельских случаев, когда именно отсутствие робости и скромности просителя побуждало Христа творить чудеса. Христос говорит нам очнись, перестань прятаться по углам, выйди на площадь и заяви о себе во весь голос.
2) Но если таковы христианские правила по отношению к Богу, то будет ли запретным переносить такое поведение на земных Господ. Если мы позволяем себе такое по отношению к небесному Господину, то что к земному господину будем относиться с почтением и робостью? Полная чушь. Нельзя земных начальников почитать больше чем Отца небесного.
3) Не буду распространяться про умовение ног и отношение Христа к бытовому барству и чванству.
4) Что касается неприступности и скромности девушек. Действительно вся пропагандистская машина нового барства, начиная от Дома-2 и заканчивая законопроектами Гос. Думы (по которым половое сношение барина с несовершеннолетними наказывается теперь малозначительным штрафом http://vadimb.livejournal.com/122323.html )направлена на уничтожение скромности понимаемой как неприступность. Просто чтобы с этим не было проблем. Постепенно для высшего класса будет вводится неприступность, а для низшего "чего изволите". Тут мы застаем уникальный момент непосредственной сборки моделей поведения элиты и остального населения. Водораздел в первую очередь пройдет в области нравственности.
Вы правы.Робость и застенчивасть в христианской традиции осуждаются как формы малодушия и маловерия.При этом робость и застенчивость - это, скорее, индивидуальные особенности характера, а скромность - это воспитание.В скромности нет ничего плохого, ИМХО(а что ей противоположно? наглость? хамство? хвастовтство? развязанность? и неужели это все - позитивные качества?).
В христианстве ценятся смирение(смиренномудрие) и кротость. Первое - умение адекватно оценивать реальность и себя в ней(если упрощенно), второе - умение владеть собой, не гневаться. К робости и стеснительности не имеют никого отношения - русские святые князья рубили гоовы врагам, но были при этом кротки и смеренномудры.
В общем, очередной бред...
>На самом деле «хорошее воспитание» - это система норм отношений, принятых между господами. Между, повторяю, ГОСПОДАМИ.

Не обязательно господами. Если хорошее воспитание "простите-извините, да пожалуйста-мерси" и прочие правила этикета, то да.
Главное здесь - "между равными людьми". Представьте себе ситуацию как вы попадаете в места не столь отдалённые, где правилом хорошего тона считается, например, срезать мозоли с анального отверстия перед поёбкой в жопу. И вам это покажется дикостью и тамошние обитатели посчитают, что вы не уважаете их правила.
Взаимное равенство достигается разными путями. Например револьвером системы "Кольт" или сводом законов. В этой стране нет ни того ни другого, ни какого-либо третьего. Собственно и говорить не о чем, государство презирает народ, народ бессильно ненавидит государство. Обывателю остаётся одно - грубая физическая сила. Соответственно агрессивные быдлоиды и процветают..
по Гурьеву http://spsbbl.narod.ru/biblt/gur1.htm#ПЕРЕЧЕНЬ%20И%20ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Застенчивость – желание произвести как можно более хорошее впечатление, связанное с неуверенностью, что это получится. Проявляется часто в том, что человек не в состоянии говорить и делать то, что для него желательно, в присутствии других людей, а в последующем и наедине. Сопровождается ощущением скованности, напряженности. Движения обычно неловки и угловаты, высказывания неопределенны, немногословны, не выражают (отражают) то, что думает человек... (см. далее там)

Робость – желание считать все окружающее, людей и обстоятельства, вредоносными и относиться к ним, как к чему-то вредящему, угрожающему. Так же, как опасливость, боязливость и пугливость, робость порождается трусостью. Внешне может вызывать, формировать в осанке человека сутулость, “круглую спину”. До формирования сутулости может сопровождаться приподниманием плеч (втянул голову в плечи). Внутренне сопровождается ощущением зависимости от окружающего, чувством приниженности... Все поведение робких людей практически провоцирует формирование у окружающих объективного пренебрежительного или враждебного отношения к ним, которым робость оправдывается, закрепляется (чем она питается), находя себе “реальное” подтверждение в окружающем. Как и всякая страсть, робость всегда обнаруживается тем, что человек хочет сохранить за собой право и основание считать окружающее вредоносным, недоброжелательным и упорно отстаивает “свое право”.
В развитии идей о галантерейных паненках в длинных кринолинах и полуголых дворовых девках. В таком случае видимо откровенные платья в каких дворянки щеголяли на балах --с декольте в полбюста и голой спиной до самой ж... своеобразным отражением этого принципа --но уже для своих? Дескать, своим можно немного попялится на классoво близкое тело, а вот ходить так в повседневной жизни да лакеев с дворниками смущать -- не годится.
И уж совсем в развитии -- "голизна" придворных дам не есть ли аналог голизны дворовых девок на "новом витке истории" --поскольку его величество в принципе тоже весьма свободно в отношении всяких там фрейлин?