Разумеется, по-настоящему скромный человек – не тот, кто ведёт себя так сознательно. Это тот, у кого соответствующая модель поведение ИНТЕРИОРИЗИРОВАНА, усвоена настолько глубоко, что он «уже и по-другому не может».
Скромность, ставшая свойством психики, называется «робостью», «застенчивостью». Слова, кстати, очень интересные.
Начнём с «робости». Этимологически, это слово – производное от русского «роб», то есть раб, невольник. То есть робость – поведение раба. Буквально так.
С «застенчивостью» ещё интереснее. Это производное от слова «застенок». Нет, не в значении «пыточная», хотя и это тоже. Застенок - всего-навсего заднее помещение в доме, место для прислуги, холопьев, рабов. Там же их и наказывали, «чего церемониться», так что современное значение понятно. И это слово тоже указывает на грубую социальную реальность: застенчивость – это угодливо-испуганные глазёнки холопки, жмущиеся плечи робича, согнутая спина, готовность безропотно принять любое наказание, унижение. «Априорная виноватость», ага.
Так что товарищи, которые тут возмущались, что я Ницше, немчуру усатую, дуриком протаскиваю. Да не нужно тут усатого Ницше, тут родной язык говорит.
На это можно возразить, что и господа могут вести себя скромно, что скромность – это неотъемлемая часть «хорошего воспитания», и так далее. Застенчивость благородного юноши, трепет девы, смутившеся от нескромного комплимента, непоказное смирение мудрого старца – неужели всё это тоже низость и гадость? Да отрежут лгуну, что ему там полагается отрезать…
Минуту терпения, господа, разберёмся и с этим.
СКРОМНОСТЬ И НЕПРИСТУПНОСТЬ
В комментах к предыдущей части мне заметили, что с православной точки зрения скромность – это специфическая добродетель девушек на выданье, не более того.
Что ж, с точки зрения традиционной оно так и есть. Девушка должна демонстрировать чистоту, нетронутость, ну и, соответственно, неприступность. Поскольку прямая агрессия в ответ на домогательство для девушки в традиционном обществе исключена, включаются другие механизмы, действительно напоминающие «скромность и застенчивость». «Завидев поручика, Наташа вспыхнула и убежала», ага.
Тут всё дело в том, что неприступность – это женская господская привилегия. Рабыню или холопку можно… ну если не насиловать – хотя всякое бывает – но уж, во всяком случае, домогаться, или изображать домогание: щипать за задницу, похлопывать по разным местам, похабно шутить. Даже внешний вид «дворовой девки» к этому располагает: подоткнутый подол, голые ноги, вымя на выкат. Что делать, если надо «носиться как угорелая», чтобы поспеть со всеми делами. В то время как галантерейная панёнка гуляет по галечной дорожке в юбочке до щиколотки, и с кружевным зонтиком от солнца. Не потому, что дворовая девка наглая, а панёнка скромная – а потому, что панёнка тем самым отказывает всем мужчинам в праве её разглядывать и «вожделеть в сердце своём». Кстати, быть откровенно разглядываемой и вожделеемой мужчинами, которых барышня в данный момент сама не вожделеет, для барышни довольно неприятно – причём вне зависимости от моральной чистоты этой самой барышни… Впрочем, это в сторону.
Интересно, что скромность и неприступность никогда не путают как раз те, кому это положено – то есть всякое «быдло». «Быдланы» враз просекают, где забитая девка, а где, наоборот, слишком гордая – хотя внешне вторая может вести себя скромнее первой. Ненавидят они таких гордячек люто, классово – и всегда стараются унизить и опустить. «Ишь, барыня выискалась, ходит тут в белых носочках, в юбочках блядь всяких, выкаблучивается… ща мы тебя поучим… чё в глаза не смотришь, блядина, рожу подыми, когда с тобой разговаривают! – будешь сосать? сосать будешь, сука!»
СКРОМНОСТЬ И ВОСПИТАННОСТЬ
Довольно часто скромность считают признаком «хорошего воспитания». Воспитанный человек не кичится, не хвастается, не пристаёт к другим людям, а скромно ждёт, когда на него обратят внимание. Он не горд, не разговаривает надменно, вежлив, говорит «простите» и «пожалуйста». А уж раньше-то, при самом натуральном крепостном праве или там рабовладении у воспитанных людей были в ходу такие выражения, как «ваш покорный слуга» или даже «servus». И как это укладывается в общую картину?
На самом деле «хорошее воспитание» - это система норм отношений, принятых между господами. Между, повторяю, ГОСПОДАМИ. Эта штука сложная и тонкая, так как господа на то и господа, чтобы быть переполненными самодовольства, высокомерия и желания подчинять себе всё вокруг. Однако если они попытаются обращаться друг с другом так, как они обращаются с рабами, начнётся bellum omnium contra omnes [1]. Соответственно, чтобы исключить взаимоистребление, необходимы некие особые правила, исключающие ПОВОД К АГРЕССИИ. Но – и это кардинальная разница со скромностью и униженностью раба! – не позволяющие другой стороне забыть, что она имеет дело именно с господином, который «в случае чего» готов защитить свою честь.
Правила эти складывались долго. Кто кому как должен кланяться, кто как обращаться. Ну например – все формы вежливости основываются на вежливом обращении к другому. И всегда это вежливое обращение заимствовано из обозначения «величайших». Пан, сеньор, мессир, сэр – это всё слова, маркирующие высшее сословие, старших, высших, и так далее. Нейтральное французское «месье» первоначально было титулом брата короля, следующего за ним по старшинству (!) Ну и, соответственно, обращение к «господину» (пусть и равному тебе) предполагает использование формул типа «ваш покорный слуга» и всё такое. Разумеется, не взаимообразной основе и в игровом режиме. «Извольте, сударь!» (голосом, дрожащим от гнева) - это вам не «чего изволите, барин».
Разумеется, в «хорошее воспитание» обязательно входит инсталляция предсталений о ЧЕСТИ и способах её ЗАЩИТЫ. Не только «ваш покорный слуга», но и «вы негодяй, сударь, имею честь вызвать вас на дуэль». И без этой второй части первая просто не существует.
В наше время и в нашей культуре, однако, воспитанность и обычная забитость и в самом деле стали чуть ли не синонимами. Что и неудивительрно, поскольку "господ у нас нет", а для негоспод "культурка" и "воспитание" понимаются именно как научение рабской морали, УСМИРЕНИЕ. Которое может быть грубым или деликатным, но сводится именно к этому. «Будь хорошим мальчиком и не создавай нам проблем».
[1] Интересно, кстати, что Гоббс априорно считал, что прачеловечество состояло только из природных господ – а вот, к примеру, Толстой и вообще «русская мысль» исходила из прямо противоположного допущения. Что абсолютно ничего не говорит о врождённых свойствах англичан и русских, но очень многое говорит о том, какие идеи инсталлировались местной образованщине в соответствующие исторические моменты.
) продолжение, опять же, будет, е.б.ж. (
perchento
June 21 2009, 14:26:11 UTC 10 years ago
мне кажется, застенчивость происходит из этого ряда.
про происхождение застенчивости от застенка - интересная версия.
по теме -
любопытно расслоение смысла общего понятия "скромность" на скромность vs воспитанность и скромность vs неприступность для класса господ и класса негоспод.
если исходить из такого разделения, православие окажется ориентированным исключительно на один из классов. иначе говоря, православие для негоспод заменяет образование для господ. и приводит их с разных сторон к социально-адаптивному поведению.
стандарт социально-адаптивного поведения для обоих классов, естественно, должен отличаться своими рамками. и то, что сегодняшнее образование съезжает к идее "усмирения" - последствие того, что образование стало общедоступным и обязательным для всех слоев. Соответственно, bottomline образования и воспитания условного класса проводится по последнему в успехах условному ученику, а последние ученики теперь - то самое "быдло", которое следует "усмирять", чтобы "не создавали проблем".
krylov
June 21 2009, 16:07:51 UTC 10 years ago
binhex
June 22 2009, 13:55:04 UTC 10 years ago
Anonymous
June 21 2009, 17:14:44 UTC 10 years ago
Как-то вы вольно перескочили от первого ко второму. Застеснчивость, что ли?
perchento
June 23 2009, 11:12:30 UTC 10 years ago
переход произошел по смыслу.
где вы увидели вольность?
alexvelikoross
June 21 2009, 14:50:41 UTC 10 years ago
offtop
fandaal
June 21 2009, 14:51:17 UTC 10 years ago
http://www.lenta.ru/news/2009/06/20/nuclear/
мне кажется, тема очень выигрышная. и на самом деле важная
shekelgruber
June 21 2009, 14:51:33 UTC 10 years ago
Принципы "джентльменского поведения", были возведены в культ при королеве Виктории. И они возобладали над крутым нравом "старой Англии".
AC/DC: "Stiff Upper Lip":
qaraabayna
June 21 2009, 14:56:25 UTC 10 years ago
yarryozzo
June 21 2009, 15:02:51 UTC 10 years ago
Вообще от слова «робить» («работать» в смысле «пахать», «вкалывать») вышел букет производных — и «дитя», и «невольник», и «боязливость».
Но мне кажется, что в исходном рассуждении — о скромности — пропущен один важный момент. Скромность — это не желание остаться безвестным. Изначально скромность следует понимать как «нежелание незаслуженного». Скромен тот человек, кто за свою работу не берёт лишнего — а не тот, кто отказывается от вознаграждения.
Иначе говоря, «скромность» — это производная от «справедливости». Поэтому её оценка зависит от нашей оценки исходного желания быть справедливым: взыскивать и с других, и с себя. Тему Вы ранее раскрывали достаточно подробно. Но вот здесь, мне кажется, незаслуженно купировали до патологического «желания страдать за других» — чем, изначально, она вовсе не является.
Вы думаете,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 16:06:30 UTC 10 years ago
:)
yarryozzo
June 21 2009, 16:08:29 UTC 10 years ago
У Вас одна трактовка слов,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 16:12:55 UTC 10 years ago
Изначально скромность следует понимать как «нежелание незаслуженного».
Вам-следует. А Константину, наверное, нет. Ему же нужно убедить читателей в том, что скромность - стрёмное дело. Что свободный человек не может быть скромным. И т.д.
yarryozzo
June 21 2009, 16:25:51 UTC 10 years ago
Хочется надеяться на другое. Едва ли не у каждого человека своя трактовка семантики, казалось бы, настолько общеизвестных слов, как «скромность», «русскость». А уж как разнятся оценки. Разве стоит сразу вставать в позицию «прав только один»? Это, отмечу, не риторический вопрос — действительно интересно, как кто считает.
В этимологическом словаре
nnovgorodskiy
June 21 2009, 16:36:31 UTC 10 years ago
yarryozzo
June 21 2009, 16:48:12 UTC 10 years ago
Я же, собственно, хотел сказать о другом — что смысловой ошибкой, той, которая искажает все рассуждения целиком, может являться разве что некорректное трактование слова «скромность», взятие зауженного его спектра значений. Отсюда и заметная «подгонка под ответ» всего написанного.
Но и Вашу точку зрения на авторские тезисы я, к слову, прекрасно понимаю и ни коим образом не могу осуждать.
Статьи для неспециалистов,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 17:16:17 UTC 10 years ago
Мне в голову приходят три:
- получение финансирования для данной науки
- перевод теории в практику
- манипуляция сознанием неспециалистов с целью изменить их мировоззрение и, как результат, поведение
Думаю, что ни первое, ни второе Константином не преследовалось.
А, раз так, то возникает стойкое ощущение е...я мозгов. С коим я и стараюсь активно бороться.
yarryozzo
June 21 2009, 17:28:07 UTC 10 years ago
Не будем же мы настолько строги друг к другу, что поставим в упрёк автору работу в жанре интернет-публицистики или, беря шире, несоответствие его взглядов на жизнь нашим.
P.S. Всё, чур я дальше — не адвокат. :)
Re: В этимологическом словаре
akrylo
June 21 2009, 16:52:17 UTC 10 years ago
yarryozzo
June 21 2009, 17:23:45 UTC 10 years ago
akrylo
June 21 2009, 17:29:23 UTC 10 years ago
Получаем уточнённую формулировку
yarryozzo
June 21 2009, 17:37:58 UTC 10 years ago
В типичном же случае ребёнок не является неуправляемым сукиным сыном — по крайней мере, вне героических эпосов.
Re: Получаем уточнённую формулировку
akrylo
June 21 2009, 17:47:53 UTC 10 years ago
Поясню
yarryozzo
June 21 2009, 18:01:23 UTC 10 years ago
Если же за скобки ничего вынесено не будет, то ребёнок будет вести себя естественно агрессивно — «дико», пытаясь поместить себя на высшую ступень иерархии относительно любого другого человека. Как, собственно, и ведут себя всякие дикари в цивилизованном обществе (до тех пор, пока не встречают общественные механизмы регуляции).
Всилу этих соображений я и полагаю, что Ваше утверждение прекрасно соотносится с героическим эпосом или представлениями хиппи о воспитании, но не со сложившейся социальной традицией. Возможно, что из-за недопонимания акцентов в столь лаконично сформулированном тезисе — ведь «слово написанное есть ложь вдвойне». :)
Re: Поясню
akrylo
June 21 2009, 18:03:50 UTC 10 years ago
yarryozzo
June 21 2009, 18:10:56 UTC 10 years ago
Я соглашусь с тем, что робость может быть результатом дрессуры — та самая «рабская робость». Но это далеко не единственный возможный вариант.
akrylo
June 21 2009, 18:14:44 UTC 10 years ago
Нет ничего общего между словами "робкий" и "ребенок".
yarryozzo
June 21 2009, 18:19:39 UTC 10 years ago
akrylo
June 21 2009, 18:23:56 UTC 10 years ago
yarryozzo
June 21 2009, 18:36:17 UTC 10 years ago
P.S. Поблагодарю за разговор, но, пожалуй, предложу на этом его завершить, благо, все тезисы уже в достаточной степени озвучены и расшифрованны.
akrylo
June 21 2009, 18:40:46 UTC 10 years ago
Раб никогда не хвастается и ничего не просит - робость.
Нормальный здоровый ребёнок
nnovgorodskiy
June 21 2009, 17:27:21 UTC 10 years ago
Re: В этимологическом словаре
morky
June 21 2009, 18:20:35 UTC 10 years ago
Их и может два, для разных людей. Но какое распространено у нас и для нас.
Как-то сложно понять "робость" как "ребячливость".
Типичное детское поведение, "ребячливость", "инфантильность" - это нарушение социальных границ и табу, по незнанию, неумению и нежеланию. Нечто обратное "робости".
Не ребячливость,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 18:34:09 UTC 10 years ago
Re: Не ребячливость,
morky
June 21 2009, 18:42:04 UTC 10 years ago
Вполне.
nnovgorodskiy
June 21 2009, 18:55:27 UTC 10 years ago
Re: Вполне.
morky
June 21 2009, 19:44:53 UTC 10 years ago
Не, они точно знают, что за бабай, и чего страшатся. И описывают как "робость". Как "впадение в состояние раба" описать можно, а как "впадение в ребенка в темноте" - что-то не очень.
Но, повторюсь, трактовка "ребячливости" тоже может быть. Определенной категории людей может быть приятно (или полезно) трактовать свою робость как "ребячливость", а не как "рабскость". Как, вы полагаете, будет трактовать другим "робость" тот клерк?
И девчёнок
nnovgorodskiy
June 21 2009, 19:58:54 UTC 10 years ago
Это действительно "вздорный иррациональный детский страх". Не рабский, а детский.
"Бабай" по-татарски, кстати, "дед".
Полагаю, что нековыряние в носу перед министром в условиях необходимости ковыряния не есть робость. Когда говорят "не робкого десятка", всё-таки, не имеют в виду превышение социальных норм перед начальством, если только нет нужды нахамить этому министру. Думаю, клерк и перед продавщицей ковырять в носу не станет. Просто из общего понимания, что он может быть воспринят неприятственно.
Re: И девчёнок
morky
June 21 2009, 20:24:14 UTC 10 years ago
Я даже не скажу, что это непременно плохо. Дело ведь не в самих категориях (кто бы воевал и пытался отменить "робость" или "скромность"), дело в их целенаправлено во вред препарированных трактовках. Их можно распрепарировать обратно. И даже препарировать на пользу себе (как некто препарирует их во вред нам).
Представьте, что строку Лермонтова "бежали робкие грузины" толковать как "бежали грузины, как дети в темноте" (то есть во вздорном иррациональном детском страхе перед ничем). И убедить в этом грузин. Их ведь можно, пожалуй, и развернуть назад, расправивши плечи?
Препарирование.
nnovgorodskiy
June 21 2009, 23:26:29 UTC 10 years ago
Константин, вот, утверждает, что это не он, это сам родной русский язык робость исключительно рабам приписывает, и т.д. Предлагаю не верить ему в этом вопросе нисколечки, и не только про робость.
У Лермонтова, того же, робкие грузины - отнюдь не рабы.
Re: Препарирование.
morky
June 21 2009, 23:39:23 UTC 10 years ago
Искаженные понятия легко отличить.
Re: Препарирование.
nnovgorodskiy
June 21 2009, 23:58:09 UTC 10 years ago
Тут не этимология слов важна, а симулякры, которые нам подсоввывают взамен понимания этих слов, существовавших в разные, но не слишком древние периоды нашей истории.
Вполне достаточно среднего изучения родной истории 19 и 20 веков, чтобы разобраться, что такое "честь", "храбрость" и "щедрость" в правильном и неправильном смыслах.
Re: Препарирование.
morky
June 22 2009, 06:38:05 UTC 10 years ago
Среднее изучение истории не всем доступно, не считая того, что в этих случаях первой контрафактят как раз историю. Можно отличить и проще.
Неискаженная пара понятий в одном случае поощряет (выбор "положительной" альтернативы), в другом наказывает (выбор отрицательной альтернативы). В принципе, безотносительно самих понятий о правильном и неправильном - можно представить такую Тортугу, или просто уголовный мир, где вполне правильно и почетно убивать ночью со спины, а бросать перчатки, лицом к лицу, при свидетелях - будет явным признак лоховства, слабости (прячется за спину общества), и демонстративного вызова общественным нормам. Все равно в одном случае такого матерого убийцу все будут уважать и выберут в мэры, а второму перережут горло и забудут, как только он заявит про "дуэль" и встанет в боксерскую позу.
А искаженная пара в обеих случаях наказывает (или в обеих случаях награждает, если человечек привилегированный). Когда ты будешь "неправильный", тебя будут бить, когда ты станешь "правильный" - значит, при битье ты покряхтываешь от удовольствия и просишь еще.
Чтобы выявить искажённую пару,
nnovgorodskiy
June 22 2009, 09:14:53 UTC 10 years ago
Иначе, без истории, будешь бит всё время.
Re: Чтобы выявить искажённую пару,
morky
June 22 2009, 09:59:36 UTC 10 years ago
Главное, не считать это нормальным и пытаться прекратить. Ну а тут любым способом не брезгуй.
Re: Вы думаете,
krylov
June 21 2009, 16:10:28 UTC 10 years ago
Тяжело спорить
nnovgorodskiy
June 21 2009, 16:15:26 UTC 10 years ago
Re: Тяжело спорить
akrylo
June 21 2009, 16:54:45 UTC 10 years ago
В момент
nnovgorodskiy
June 21 2009, 17:29:33 UTC 10 years ago
Re: В момент
akrylo
June 21 2009, 17:31:41 UTC 10 years ago
Но, Вы же не можете сказать,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 17:36:54 UTC 10 years ago
Может, тогда и крепостного права-то не было, а сплошная татарщина...
Re: Но, Вы же не можете сказать,
akrylo
June 21 2009, 17:45:57 UTC 10 years ago
Приму Вашу точку зрения
nnovgorodskiy
June 21 2009, 17:48:32 UTC 10 years ago
Всё сходится! Если ты маленький мальчик, то не стоит показывать свою альфовость взрослым, особенно вождю племени. Могут и наказать.
Re: Приму Вашу точку зрения
akrylo
June 21 2009, 17:51:47 UTC 10 years ago
Он не воюет,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 17:54:27 UTC 10 years ago
Re: Он не воюет,
akrylo
June 21 2009, 17:58:56 UTC 10 years ago
Робкий - не значит запуганный
nnovgorodskiy
June 21 2009, 18:14:29 UTC 10 years ago
Когда ребёнок не готов идти на риск, это же не значит, что он запуганный?
Re: Робкий - не значит запуганный
akrylo
June 21 2009, 18:19:16 UTC 10 years ago
Робость - это другое. Робость, это когда человек изначально боиться даже в отсутствие реальной опасности. Боится заявить о своих правах. Боиться пожаловаться в ЖЭК на управдома. Боится похвастаться своими достижениями.
Робость - качество раба - это точно.
Re: Робкий - не значит запуганный
nnovgorodskiy
June 21 2009, 18:31:12 UTC 10 years ago
Взрослый раб, же, знает, где есть реальная опасность (пусть, даже, попасть на конюшню), а где её нет. Опыта гораздо больше.
Re: Робкий - не значит запуганный
akrylo
June 21 2009, 18:38:26 UTC 10 years ago
Опасно ли
nnovgorodskiy
June 21 2009, 18:52:49 UTC 10 years ago
Робость ли это? Наверное, нет.
Re: Опасно ли
akrylo
June 21 2009, 19:03:37 UTC 10 years ago
Хорошо,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 19:11:25 UTC 10 years ago
Какие права и достижения у ребёнка?
"Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах."
Робость пингвина от рабства или от детства?
Re: Хорошо,
akrylo
June 21 2009, 19:16:03 UTC 10 years ago
Пингвин -
nnovgorodskiy
June 21 2009, 19:21:31 UTC 10 years ago
Этот психотип не обязательно раб, и не обязательно ребёнок.
Предлагаю сойтись на невозможности выявления однозначной этимологии слова "робкий".
Re: Пингвин -
akrylo
June 21 2009, 19:28:32 UTC 10 years ago
Что общего между ним и робким человеком?
Полной и окончательной этимологии слова "робкий", выявить конечно же нельзя. Однако, заметка Константина весьма, на мой взгляд, интересна.
Пингвины робко
nnovgorodskiy
June 21 2009, 19:35:22 UTC 10 years ago
Делают они это неумело, переваливаясь с ноги на ногу. Оттого, наверное, и аналогия.
В заметке Константин пытается делать какие-то выводы. Скажем, что это не он и не Ницше утверждают, что робость - имманентное свойство рабов, "тут родной язык говорит".
По-мне, так это, говоря по-просту, манипуляция сознанием читателей псевдонаучными выводами. Я говорю, сложно спорить с четырёхтомником. Вызывает раздражение.
Re: Тяжело спорить
krylov
June 22 2009, 00:45:55 UTC 10 years ago
Не люблю,
nnovgorodskiy
June 22 2009, 09:09:10 UTC 10 years ago
Посему - я бы вообще оставил этимологию специалистам и считал бы за моветон делать какие-либо социально значимые выводы на её основе. Показывать этот моветон не сложно - невозможно доказать этимологию любого старого слова, так что для таких случаев фраза "Какие ваши доказательства?" вполне универсальна.
Другой пример - "застенчивость". В моих представлениях, "застенчивость" происходит не от "застенка", а от "застенать", точнее "застенаться", т.е. загораживаться (предметами, углами помещения, стенами, руками, веками, оптическими границами области видимости глаз, и т.д., чем угодно). Человек застенчив, когда старается не проявлять себя в компании других, избегает общества. Чётких доказательств у меня нет, как нет их и у дипломированных академиков от этимологии.
Потом, для нашего будущего важна не сама этимология. Важно, что мы хотим в конечном итоге реконструировать, в частности - определённые нормы поведения в обществе. В соответствии с этим, могут меняться и значения слов точно так же, как они менялись при исторических изменениях в обществе. Здесь важнее рассматривать эволюцию этих слов на фоне исторических периодов, а не происхождение слов, кое может быть довольно туманно.
Скажем, по словам Столыпина, Александр 3й первым из императоров стал обращаться на "Вы" (с большой буквы) к окружающим. Мне это обращение очень нравится, в нём демонстрируется уважение и признание равенства юрисдикций, принадлежности к единой нации, хотя формальным правилам русского языка, выдуманным в значительной части нерусскими, оно не соответствует.
кто будет мухлевать - получит по рыжей наглой
binhex
June 22 2009, 14:00:50 UTC 10 years ago
Re: кто будет мухлевать - получит по рыжей наглой
krylov
June 23 2009, 10:50:17 UTC 10 years ago
Фасмер. М. Прогресс, 1987, т. 3 стр. 487.
Это "ребёнок" - от "раба". Свободный ребёнок - "дитя". Хотя Трубачёв сближает "дитя" с греческим "дулос" - "раб". Язык - штука конкретная.
Re: кто будет мухлевать - получит по рыжей наглой
binhex
June 24 2009, 16:31:27 UTC 10 years ago
morky
June 21 2009, 15:31:36 UTC 10 years ago
Даже обязательно и то и другое, чтобы не было "лазейки", куда уйдут манипулируемые. Если извратить одно понятие "щедрость" (в положенную рабу), то будет "отдача всего и бесплатно".
Тогда обрабатываемые "улизнут" - станут одаривать друг друга, а врагам показывать шиш. Поэтому надо обязательно заблокировать и обратное понятие, "жадность" - это когда ты отдаешь нечто, за что может получиться выгода. Вот отдал друзьям - так ведь они тебе тоже когда-нибудь пригодятся? Во, это не "щедрость" - это "жадность", "эгоизм", подлая корысть. Отдал кому-то, кого считаешь "своим" - родителям, детям, да хоть народу своему? Корысть, расчет. Надеешься на пользу, или хотя бы пиару добиваешься.
Избежать обвинений в "жадности" и заслужить похвалу в "щедрости" останется только единственным образом - отдавать всё врагам, и получать за это плевки в морду. Вот единственно наглядное, очевидное, бескорыстное поведение щедрого человека.
И так далее. "Храбрость и трусость"? Нет проблем. Только трус избегает трудностей, требует разрешить ему самозащиту и оружие, боится заселения страны другими нациями и т.д. Только истинный храбрец положит жизнь за врага своего, или хотя бы будет спокойно сидеть дома и смотреть телевизор, ибо ничего не боится.
Любую хорошую идею
nnovgorodskiy
June 21 2009, 16:08:46 UTC 10 years ago
Re: Любую хорошую идею
morky
June 21 2009, 18:24:52 UTC 10 years ago
Мы не знаем
nnovgorodskiy
June 21 2009, 18:48:43 UTC 10 years ago
Re: Мы не знаем
morky
June 21 2009, 20:47:04 UTC 10 years ago
Скорее, с его материалом
nnovgorodskiy
June 21 2009, 23:32:41 UTC 10 years ago
rsadovsky
June 21 2009, 16:28:26 UTC 10 years ago
igor6543
June 21 2009, 17:14:26 UTC 10 years ago
Русских дворн изничтожили...
Дикости дикого запада преодолели...
Самураев замочили...
Остались только чеченцы... Самые худшие из них, кто в чеченском обществе был бы в хвосте, приезжают в Москву и... Ну дальше Вы и сами тут писали...
Хорошо ли это? Ну если судить по мнению Фирса, - очень хорошо. Русским холопам будут господа...
Лично Вы не хотите быть холопом? Стрелять умеете? Ну будьте чеченцем... Кто Вам мешает?
akrylo
June 21 2009, 17:49:37 UTC 10 years ago Edited: June 21 2009, 17:50:01 UTC
То есть,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 17:52:13 UTC 10 years ago
Re: То есть,
akrylo
June 21 2009, 17:56:37 UTC 10 years ago
Чтобы вести себя агрессивнее,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 18:18:35 UTC 10 years ago
Чеченские мальчики - не полные идиоты, они и без запугиваний и рукоприкладств понимают, кто в доме хозяин.
Re: Чтобы вести себя агрессивнее,
akrylo
June 21 2009, 18:21:23 UTC 10 years ago
Они не робкие,
nnovgorodskiy
June 21 2009, 18:46:56 UTC 10 years ago
Для детей - они действительно не робкие.
А для людей - робкие.
Re: То есть,
igor6543
June 21 2009, 18:05:23 UTC 10 years ago
Re: То есть,
stalker707
June 22 2009, 00:13:31 UTC 10 years ago
Re: То есть,
igor6543
June 22 2009, 00:27:08 UTC 10 years ago
1. они не имеют к этому фанатичного устремления. Наука для них - не предмет культа, в отличии от советских образованцев.
2. их уже 400 лет втаптывают в каменный век окупанты.
3. чеченцев с научными задатками те же окупанты выдергивают себе или убивают.
Старики чеченские достаточно умны, чтобы не давать тематические советы, когда речь идет о компьтерах. Но могут задать весьма меткие вопросы о том, для чего это нужно. Отвечать будут не они. Но отвечающему придется задуматься над смыслом жизни...
Попробуйте учить историю чеченцев. Может это Вам поможет...
Кстати, а каких чеченских пистелей Вы могли бы назвать?
Re: То есть,
stalker707
June 22 2009, 00:36:40 UTC 10 years ago
> Наука у них отсутствует потому, что:
Потому что отсутствует наука. Это факт.> 2. их уже 400 лет втаптывают в каменный век окупанты.
Как интересно ... робкие и застенчивые "советские образованцы" умудрились оккупировать храбрых и воинственных горцев ... Наверное, я чего-то не понимаю в этой ситуации.> 3. чеченцев с научными задатками те же окупанты выдергивают себе или убивают.
Совершенно согласен. "Выдернуть" чеченца в нормальное общество - русское, французское, американское - и он, оторванный от своей среды и погруженный в чужую культурную среду, вполне может стать физиком, хирургом, программистом... А вот в своей родной культурной среде - не может. О чём говорит этот факт?> Старики чеченские достаточно умны, чтобы не давать тематические советы, когда речь идет о компьтерах. Но могут задать весьма меткие вопросы о том, для чего это нужно. Отвечать будут не они. Но отвечающему придется задуматься над смыслом жизни...
Вот поэтому у чеченцев и нет своих собственных компьютеров ... Так же, как нет своей науки, своих автомобилей, своих самолётов и ещё много чего.> Кстати, а каких чеченских пистелей Вы могли бы назвать?
Ни одного. Нет на слуху ни одного писателя с хорошо известным в России именем. Вполне допускаю, что есть какие-то местные писатели, известные только в пределах своей области... Ну так такие локальные писатели есть и у эскимосов, и у ительменов, и у якутов.Re: То есть,
igor6543
June 22 2009, 01:53:32 UTC 10 years ago
Кстати, а где можно купить русский компьютер?
Вы знаете имена чеченских пистелей.
Зелимхан Яндарбиев
Алла Дудаева
Яндекс он них знает, а Вы нет...
Только их книги в вашей стране запрещены цензурой...
Re: То есть,
igor6543
June 22 2009, 02:15:44 UTC 10 years ago
Мы можем попробовать оценить русскую цивилизацию чеченскими мерками. Хотите? Пробовано... Русские выходят чудовищными дикарями с атомной бомбой. Думаете, что это лестный портрет?
Прежде чем оценивать, попробуйте сформулировать критерии. Что есть признак цивилизованости?
ex_zloy_led
June 25 2009, 00:36:59 UTC 10 years ago
Так что русские останутся цивилизованными людьми "с атомной бомбой", а чеченцы - нищими, завистливыми неумехами.
400 лет?! :)
kesar_civ
June 23 2009, 14:17:22 UTC 10 years ago
http://www.newparadigma.ru/engines/NPforum/read.aspx?m=87081
Re: 400 лет?! :)
igor6543
June 24 2009, 13:17:55 UTC 10 years ago
Речь не об этносе, а о политической Нации. А вот с Нацией у них нет проблем. Они железно едины. Друг за друга глотку кому угодно отгрызут... И Нация их, равно как и цивилизация, приемственно существовала очень давно.
Да, за отчетный период к ним пришла куча русских. При том столько русских, что русские гены там чуть ни в большинстве. Если бы они были расистами, то русские были бы им братьями... Но их объединяют не гены, а единство Нации.
У них есть цивилизаиционная приемственность. Они говорят 400. А историю они помнят очень хорошо. Так что я не вижу причин им не верить.
нация, этнос, 400 лет...
kesar_civ
June 25 2009, 06:13:00 UTC 10 years ago
Re: 400 лет?! :)
v_lechenko
July 3 2009, 15:59:25 UTC 10 years ago
Во первых -- культ науки -- по моему это прекрасно. Если вам он не равится -- то поезжайте в африку --таки никакой науки нема исключая кулинарную --в том чсле по поовду притготовления мяса белых.
Второе -- про чеченю вы сказали извините хуйню --именно благодаря тому что там никто друг за друга железно не стоит а есть трайбализм и тейповщин, Россия одержала условную победу во второй Чеченской -- потому что на Яндарбиевых и Умаровых нашлись Аслахановы и Кадыровы --причем не по отдельности а именно что целыми тейпами.
В третьих --дикарь с атомной бомбой невозможен -- создание сложныйх видов вооружений и сложной деятельнсоти предполагает определенный уровень социального развития.
ex_zloy_led
June 25 2009, 00:04:54 UTC 10 years ago
igor6543
June 21 2009, 18:01:39 UTC 10 years ago
К девочкам это тоже относится.
yarryozzo
June 21 2009, 18:14:58 UTC 10 years ago
igor6543
June 21 2009, 18:38:09 UTC 10 years ago
yarryozzo
June 21 2009, 18:48:11 UTC 10 years ago
igor6543
June 21 2009, 18:54:39 UTC 10 years ago
yarryozzo
June 21 2009, 19:03:01 UTC 10 years ago
igor6543
June 21 2009, 19:13:22 UTC 10 years ago
Если Вы предпочитаете чтобы ваш ребенок сторчался, то чеченская система воспитания Вам точно не подходит...
Закончу фразу так
yarryozzo
June 21 2009, 19:24:26 UTC 10 years ago
Re: Закончу фразу так
igor6543
June 21 2009, 19:45:15 UTC 10 years ago
ohtori
June 22 2009, 08:12:35 UTC 10 years ago
yarryozzo
June 22 2009, 08:38:28 UTC 10 years ago
ohtori
June 22 2009, 08:54:38 UTC 10 years ago
yarryozzo
June 22 2009, 08:57:44 UTC 10 years ago
ohtori
October 1 2009, 05:55:55 UTC 9 years ago
stalker707
June 22 2009, 00:17:38 UTC 10 years ago
Даже автомат нормальный сконструировать не смогли, а сварили из водопроводных труб какой-то Борз. Про космос, вычислительную технику и ядерную физику я даже не упоминаю.
igor6543
June 22 2009, 01:42:35 UTC 10 years ago
борз=волк
Волк - независимое животное, не поддающееся укрощению. В чеченской доисламской традиции это глубоко уваджаемое животное. Про него есть очень красивые поэтичные легенды в чеченском эпосе.
Вам так кажется, потому что Вы видите только отбросы в Москве. Хотите увидеть нормальных чеченцев, - Вам в чеченский лес...
Сконструировали из того, что было под рукой.
Я встречал чеченцев, которые очень хорошо разбираются в компьютерах. Но и они не считают это дотоинством. У них другая система ценностей. Им не нужен ваш космос. Но вот и насиловать и убивать они просто так не станут, в отличии от "цивилизованых" русских солдат.
supermipter
June 22 2009, 17:08:06 UTC 10 years ago
Да что за бред?
Еще до покорения они прославились убийствами и грабежами.
Ненависть к ним со стороны окрестных народов была всеобщей.
igor6543
June 22 2009, 18:00:46 UTC 10 years ago
Вы, ведь, цивилизованый человек, не так ли? Вы относитесь к меньшитсву с интернетом. Думаю, что у Вас найдутя и другие достоинства. Т.е. Вы явно на уровне сильно выше среднего. Это хорошо, чтобы не сомневаться...
Вот Вы пишите: "Еще до покорения они(чеченцы) прославились убийствами и грабежами."
Вы приводите это как аргумент. Оставим в стороне, что делали чеченцы и русские 400 лет назад. Разберем другой вопрос: почему Вы это сказали?
Вы хотели сказать, что в силу событий 400-летней давности убивать нынешних чеченцев хорошо? Не так ли?
А после этого апелировали к стадному чувству: "Ненависть к ним со стороны окрестных народов была всеобщей.". Т.е. если я буду бить чеченцев, то окажусь в этом благодатном, для холопа, стаде...
Я правильно понял мнение цивилизованого русского, оим Вы себя числите?
Вы упустили крестьянскую вежливость
farnabazsatrap
June 21 2009, 17:32:24 UTC 10 years ago
А там был свой этикет, свои правила поведения и обращения, отнюдь не сводящиеся к заимствованиям у господ.
Ну какие господа на казачьем круге ?
Однако....
Это очень большая дыра в Вашем построении.
Re: Вы упустили крестьянскую вежливость
ak_74u
June 21 2009, 20:23:11 UTC 10 years ago
Re:
nataly_hill
June 21 2009, 21:52:27 UTC 10 years ago
Сильные и свободные люди ведут себя как "господа" - здесь нет противоречия.
Хорошо, возьмём крепостных крестьян
farnabazsatrap
June 22 2009, 07:02:41 UTC 10 years ago
Да что крестьян-даже господских слуг, опять же не забитых и развращённых до полускотского состояния-и увидите формы этикета.
Скромность=Открытость=Бытие
y_d_dargye
June 21 2009, 19:39:33 UTC 10 years ago
Это и есть Скромность, - быть таким же, как Бытие, как Истина.
Творец - Есть, и Он - Скромен.
А Вы нечто не симпатичное высказали.
В.В.
Re: Скромность=Открытость=Бытие
krylov
June 22 2009, 00:43:04 UTC 10 years ago
"Единый вкус"
y_d_dargye
June 22 2009, 05:57:55 UTC 10 years ago
И этот вкус (Истинной Природы вещей) определенно сладок.
Кстати, (кашмирский шиваит)Свами Лакшманджу сказал одной западной женщине, как определить во внутреннем опыте то, что является правдой : " Вкус Правды сладок".
В.В.
u_helicopter
June 21 2009, 20:47:41 UTC 10 years ago
о происхождении рабов
az118
June 21 2009, 22:12:55 UTC 10 years ago
но переставшие быть
детьми.
Re: о происхождении рабов
igor6543
June 22 2009, 02:29:32 UTC 10 years ago
ohtori
June 22 2009, 08:19:38 UTC 10 years ago
igor6543
June 22 2009, 01:58:31 UTC 10 years ago
Anonymous
June 22 2009, 07:21:47 UTC 10 years ago
krylov
June 22 2009, 10:12:37 UTC 10 years ago
vici
June 22 2009, 07:27:28 UTC 10 years ago
2) Но если таковы христианские правила по отношению к Богу, то будет ли запретным переносить такое поведение на земных Господ. Если мы позволяем себе такое по отношению к небесному Господину, то что к земному господину будем относиться с почтением и робостью? Полная чушь. Нельзя земных начальников почитать больше чем Отца небесного.
3) Не буду распространяться про умовение ног и отношение Христа к бытовому барству и чванству.
4) Что касается неприступности и скромности девушек. Действительно вся пропагандистская машина нового барства, начиная от Дома-2 и заканчивая законопроектами Гос. Думы (по которым половое сношение барина с несовершеннолетними наказывается теперь малозначительным штрафом http://vadimb.livejournal.com/122323.html )направлена на уничтожение скромности понимаемой как неприступность. Просто чтобы с этим не было проблем. Постепенно для высшего класса будет вводится неприступность, а для низшего "чего изволите". Тут мы застаем уникальный момент непосредственной сборки моделей поведения элиты и остального населения. Водораздел в первую очередь пройдет в области нравственности.
runo_lj
June 22 2009, 11:49:49 UTC 10 years ago
В христианстве ценятся смирение(смиренномудрие) и кротость. Первое - умение адекватно оценивать реальность и себя в ней(если упрощенно), второе - умение владеть собой, не гневаться. К робости и стеснительности не имеют никого отношения - русские святые князья рубили гоовы врагам, но были при этом кротки и смеренномудры.
В общем, очередной бред...
sings_of_life
June 23 2009, 07:32:36 UTC 10 years ago
Не обязательно господами. Если хорошее воспитание "простите-извините, да пожалуйста-мерси" и прочие правила этикета, то да.
Главное здесь - "между равными людьми". Представьте себе ситуацию как вы попадаете в места не столь отдалённые, где правилом хорошего тона считается, например, срезать мозоли с анального отверстия перед поёбкой в жопу. И вам это покажется дикостью и тамошние обитатели посчитают, что вы не уважаете их правила.
Взаимное равенство достигается разными путями. Например револьвером системы "Кольт" или сводом законов. В этой стране нет ни того ни другого, ни какого-либо третьего. Собственно и говорить не о чем, государство презирает народ, народ бессильно ненавидит государство. Обывателю остаётся одно - грубая физическая сила. Соответственно агрессивные быдлоиды и процветают..
описания робости и застенчивости
Anonymous
July 2 2009, 10:10:32 UTC 10 years ago
Застенчивость – желание произвести как можно более хорошее впечатление, связанное с неуверенностью, что это получится. Проявляется часто в том, что человек не в состоянии говорить и делать то, что для него желательно, в присутствии других людей, а в последующем и наедине. Сопровождается ощущением скованности, напряженности. Движения обычно неловки и угловаты, высказывания неопределенны, немногословны, не выражают (отражают) то, что думает человек... (см. далее там)
Робость – желание считать все окружающее, людей и обстоятельства, вредоносными и относиться к ним, как к чему-то вредящему, угрожающему. Так же, как опасливость, боязливость и пугливость, робость порождается трусостью. Внешне может вызывать, формировать в осанке человека сутулость, “круглую спину”. До формирования сутулости может сопровождаться приподниманием плеч (втянул голову в плечи). Внутренне сопровождается ощущением зависимости от окружающего, чувством приниженности... Все поведение робких людей практически провоцирует формирование у окружающих объективного пренебрежительного или враждебного отношения к ним, которым робость оправдывается, закрепляется (чем она питается), находя себе “реальное” подтверждение в окружающем. Как и всякая страсть, робость всегда обнаруживается тем, что человек хочет сохранить за собой право и основание считать окружающее вредоносным, недоброжелательным и упорно отстаивает “свое право”.
v_lechenko
July 3 2009, 16:06:09 UTC 10 years ago
И уж совсем в развитии -- "голизна" придворных дам не есть ли аналог голизны дворовых девок на "новом витке истории" --поскольку его величество в принципе тоже весьма свободно в отношении всяких там фрейлин?