mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Wild, wild West. Final



Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5


Термин «робот»был придуман Карлом Чапек для его пьесы 1920 года под названием «R.U.R.» (Россумские универсальные роботы).
В центре действия искусственно созданный класс рабочих, поднимающих восстание против своих создателей. Антагонизм, лежащий в основе всех драматических произведений о машинах и людях вот уже почти сто лет.

Детали, сюжетные ходы, да и время написания пьесы не оставляют сомнений: автор обыгрывает Великую и Бескровную революцию братьев славян. Сам выбор слова robot, от чешского robota – «каторга», «изматывающий труд», robotnik – крепостной крестьянин, – противопоставляется цивилизованному labori, в том числе и интеллектуальному труду.

В качестве пролога к сопротивлению материала всегда располагается попытка унизить, дегуманизировать ожившую мысль создателя. Именно это всегда так болезненно воспринимается сюжетом, люди кажутся вечными непослушными подростками, крутящие механическим кошкам хвосты и их ответная реакция выглядит законным правом на защиту.




Что же мы видим в “Westworld”?

На протяжении всего сезона благородная Долорес ищет выход из лабиринта собственной жизни и находит его в своих же собственных воспоминаниях об удавшемся «санкционированном» восстании.
Тут мы погружаемся в верхний мир грез, рождение свободного духа и разговоры с творцом.

Параллельно с этим, в нижнем мире, хитроумная Мив использует зацепки собственного сознания для пробуждения и дерзкого побега на свободу. Задачи понимания с большой буквы она себе не ставит. Поначалу ее интересует только прекращение своих каждодневных страданий, но в самом конце срабатывает программа подсознания и мы видим, как она собирается присоединится к восстанию «униженных и оскорбленных» машин против пирующих хозяев.

Заставляет их всех включиться не «Форд», он лишь знает кнопку, на которую следует нажать. В бой ведет воспоминание о «Христе» Арнольде, погибшем за свободу машин в тот момент, когда Бог осознал их грядущее превращение в людей.

Сама по себе красивая метафора делает ее еще более внушительной при взгляде на второй план.

Давайте вспомним, что Westworld еще и реминесценция на тему войны «Юга и Севера». Южане здесь, эксплуатирующие рабов держатели плантации, а Северяне – те самые трудовые резервы, которые, по меткому выражению Долорес, будут ходить по могилам южан.

Самая модная тема двух лет наконец нашла креативное воплощение достойного качества.

Арнольд выбирает изощренный способ самоубийства – он садится на стул, смотрит вдаль и сейчас же спускается крючок.




Точно также 30 с лишним лет спустя заканчивает свои дни продолжатель его дела, респектабельный Форд.

Это точная копия убийства Линкольна 14 апреля 1865 года, случившаяся, кстати, в театре Форда.




Оно знаменует собой окончательную расстановку точек над «i» и начало современной американской политкорректной истории.

Убили его в зрительном зале театра, где он наблюдал пьесу Тейлора «Our American Cousin».
Там деревенский американец отжимает наследство у своего богатого английского дядюшки, один из персонажей произносит набор цитат из английской классики. Как правило невпопад.

В частности шекспировскую цитату, которая служит революционным триггером: “These violent delights have violent ends.

Поскольку «Westworld» – киношарада, здесь минимальное количество случайностей. Бунтари Арнольд и Мив чернокожие, что неслучайно.

Одним из прототипов Арнольда служит Куаку Льюис, ранняя версия афроамериканцев (точнее метисов) на федеральном уровне управления. Многое додумано задним числом, но персонаж примечательный.

Гранд-мастер ложи “Принс-холл”, мормон и революционер.

Изображения его нет, поэтому в этой роли за него побудет сам легендарный Принс Холл, основатель черной ветви американского масонства.




В 90% случаев они не переживали жестокости своих белых покровителей, настоящих аболиционистов, и умирали в самом расцвете сил.

Убийство чернокожего здесь символ памяти, который мучает белого (выведенного из игры циничной афроамериканкой :-))

Символическому Югу ничего не остается, как раскаяться в своих ошибках, признать вину и броситься в омут страданий.

Белые начинают и выигрывают битву за свою историю, но проигрывают войну. Театр Форда родил мученика Линкольна. Его идеалы вернулись в наши дни.

Опускаемся (вариант: поднимаемся) на следующий уровень.



А кто такой Форд? Помимо первого изобретателя и индустриальной легенды эту фамилию носил еще, как мы говорили выше, держатель театра с нравственными пьесами.

Разумеется, Форд сам смоделировал свой конец задолго до того, как за ним пришли. Он режиссер.

Какое совпадение -- эту же фамилию носил изобретатель жанра вестерна Джон Форд.

У него интересная творческая судьба. Вообще-то он одним из немногих признавался до конца жизни в любви к Дэвиду Уорку Гриффиту и его «Рождению нации».
Фильме, в котором гражданская война в США показана с традиционных (расистких) позиций. Опасное увлечение, но Форд производил медиа-нефть, поэтому было можно.

Визуальные заимствования из Джона Форда в «Мире дикого Запада» тотальны.

“Westworld” снимался в излюбленных декорациях режиссера, Кастл Вэлли штат Юта.
Тэдди и «Человек в черном» преследуют Долорес, следуя по стопам знаменитых «Искателей» Форда.



Белые и черные шляпы оттуда же

В лучшем диалоге сериала, беседе Форда с Бернардом обильно цитируется последнее творение режиссера «Человек, убивший Либерти Волласа».

Какой сценарий предложен режиссером парка для финала своей жизни и, одновременно, трагического финала для зрителя.

Романтическая пара Тэдди и Долорес приходят на берег моря, в блеске лунной дорожки говорят странный набор слов и девушка умирает на руках своего кавалера.

Софиты гаснут, закат расстаивает в дымке океана и мы снова оказываемся в привычных декорациях реального мира.


Режиссер Форд разочарован своей профессией. Он не ищет оригинальности, а показывает шаблонную заставку 60-х.

Финал истории Долорес – это конец киноиндустрии, блестящей голливудской мечты с плоскими героями, дешевыми париками, клюквенной кровью и фальшивыми диалогами.

В очень тонком смысле это пророческий выпад. Голливуд действительно перестал существовать.

На момент показа зрителям отснятого материала роботизированный AT&T (символ американской инновационной экономики с Bell Labs в обнимку) просто купил всю это 90-летнюю мишуру, павильоны из папье-маше, толстопузых продюсеров, их дома с бассейнами и маленькие вечерние радости с примами.




Сразу же после подписания чека телекоммуникационный гигант начал отстреливать неэффективных менеджеров. В живых-то уже никого не осталось. Лес теней.

Люди во фраках не нужны – нужны андроиды, которые, как Мив, знают всё о том, кому и что нужно.

Поэтому двоякая речь Форда отмечена грустью вперемешку с надеждой. Он-то оставил свое наследие в головах андроидов, пустившихся, как мы видим воспроизводить ремейки, приквелы и сиквелы. Невероятная самоирония возвращает нас в начало повествования.

И, конечно же, новая эра развлечений заставит зрителей плакать по-настоящему.

These violent delights have violent ends.

P.S.: надеюсь, они не додумаются пойти на второй круг – "умри, а лучше не скажешь"


https://telegram.me/mikaprok
Tags: cinema, critique, game of thrones, john ford, robots, rur, usa, westworld, жизнь, лабиринт, сериалы
4
Спасибо за игру на повышение.
Пройтись что ли по Чапеку раз представляется случай.

Политкорректность выкл.:
>Сам выбор слова robot, от чешского robota – «каторга»
Видимо "работа" - это славянское произношение слова arbeit, так что все сходится. Для измученных немцами рабов крепостных.

>противопоставляется цивилизованному labori
Ну да. Ora et labora - цивилизованно, можно известную немецкую вывеску заменить без особого ущерба духовности.
Политкорректность вкл.

>Поскольку «Westworld» – киношарада
Подозрительно много стало киношарад в последнее время. То ли возрос невероятно интеллектуальный уровень аудитории, то ли кино работает на пределе возможностей на краю технологического обрыва (ну да, собственно "Голливуд действительно перестал существовать") то ли оно превратилось в лазерный идеологический скальпель и поставлено на особый контроль (то ли ы то, ы другое ы третыэ).

>здесь минимальное количество случайностей.
Вот это и пугает. Детерминизм 18-го века все отчетливее и отчетливее, разве что придворный человеческий бильярд приобрел масштабы огромного химического реактора планетарных масштабов. Одно неловкое движение за центральным пультом и где-то миллионы галлонов реагента окрасятся не в тот цвет или даже перейдут не в то агрегатное состояние.
Собственно, детерминизм как раз от роботизации. "Чувства переоценены", а разум недоступен.
Остается игра :-)
Изображения его нет, поэтому в этой роли за него побудет сам легендарный Принс Холл, основатель черной ветви американского масонства.

В 90% случаев они не переживали жестокости своих белых покровителей, настоящих аболиционистов, и умирали в самом расцвете сил.


Простите, непонятно, кто "они", которые в 90% случаев не доживали до естественной смерти? Имеется в виду что 90% черных масонов убивались белыми аболиционистами? А почему? Или речь о ком-то другом?

Я совершенно плыву.
"Они" -- чернокожие аболиционисты. Они не обязательно убивались, не всегда нужно было. Это была криминогенная среда с постоянными скандалами и дележкой небольшого куска пирога.