Много лет назад в разговоре с пронзительно умным собеседником я услышал об одной вещи, которая изменила мое восприятие человеческой истории. Внезапно и навсегда.
Речь шла о горизонте индивидуального планирования. На биологическом уровне. Он, будучи специалистом, между делом бросил, что человек чувствует себя комфортно в пространстве одного светового дня, а реально ощущает течение времени в пределах пары дней, вперед и назад. Неделя -- потолок телесного восприятия.
Дальше месяцы, годы и десятилетия можно только писать в блокнотик, оставляя пометки на полях бесконечного хроноса.
Их невозможно никак почувствовать на уровне старого рептильного мозга.
Homo Sapiens, таким образом, живет долго, но проживает только 1 неделю в жизни. «День сурка».
Говорят, чтобы привыкнуть к чему-то нужно 3 недели. Я думаю достаточно и недели.
Если не прилагать сознательных усилий и не планировать жизнь на несколько месяцев вперед, то можно и окочуриться. Зимы тут ого-го.
К чему это я?
Ах да.
В этом году мы отмечаем столетие марто-октябрьского диптиха. Об этом много пишут и говорят. Исторические личности, бурление, кхм-кхм, народных масс, за углом притаились коварные «революционеры», замышляющие невероятное против благородных «чиновников». Слышен скрип расходящихся пластов Земли.
А что происходило не на уровне горних вершин, а у основания пирамиды. Как эти дни переживали граждане гигантской страны?
Об этом многие писали, но хотелось бы еще раз акцентировать внимание почтенейшей аудитории.
Спасибо большое проекту «Прожито» за интересную подборку мемуаров того периода. Читаешь порой личные записи 1916-1919 гг. и понимаешь, как выглядит история в зрительном зале.
Февраль 1918 года: расселяют пятиэтажный доходный дом в центре Москвы. А то совсем заелись!
На первый этаж въезжают новые хозяева с красными повязками на рукавах. Старых жильцов увозят в неизвестном направлении. Походя, зевая убивают полицмейстера и дворника (частая деталь).
Как вы думаете, что в этот момент должны делать люди со второго этажа?
Кинематографический вариант в зависимости от статуса, состава жильцов, материального положения: собирать вещи и бежать, оказывать новым хозяевам ожесточенное сопротивление, жаловаться «новому начальству» (случай профессора Преображенского).
Ничуть не бывало. В 90% случаев – продолжать беседовать ни о чем со «швондерами», жаловаться на погоду и дефицит в магазинах, заниматься утомительным репетиторством. И жаловаться, жаловаться, жаловаться.
А речь идет не о рабочих и крестьянах, которые еще 70 лет будут жить в своем государстве. Это интеллигенты-блогеры, ведущие образ жизни современного вице-президента крупного банка, но с меньшей операционной нагрузкой.
Они до этого 30-40-50 лет катались, как сыр в масле и надеялись, что не воруя и каясь получат заслуженное.
Более того, у них хватало ума взаимодействовать с людьми, живущими на месте их соседей снизу. Между прочим, демонстрируя жемчуга и шубы, а порой и предлагая их в обмен на еду.
Потом к ним в дверь стучатся вчерашние друзья и просят проехать в одно место, выяснить пару деталей, по дороге обсуждая между собой, что из вещей кому достанется.
Потом точно так же мило здороваются и беседуют с третьим этажом.
Нужно ли продолжать?
Бежали единицы, у которых либо была железобетонная информация, либо чудом выжившие пострадавшие, увидевшие «левиафана» в лицо.
За редким исключением (Бунин, Гиппиус и то с оговорками), интеллигенты думали до последнего – прокатит и так.
И их ожидаемо прокатило.
Катком.
Собственно, до сих пор понимания того, как именно будет развиваться подобная ситуация, нет у большей части потребителей.
Как только речь заходит о гражданском обществе, общественной позиции и т. д., где-то вдали начинает маячить образ интеллигентного советчика лет 45 в заношенном свитере. Он весело подмигивая бросает через плечо всегда готовую фразу, что-то типа: «Ага-ага, раскатал губу. Куда уж тебе, убогому уругвайцу свою жизнь-то менять. В лучшем случае побьют и деньги отберут. Сиди лучше дома, от греха подальше».
Надо так полагать, сидеть придется на третьем этаже пятиэтажного доходного дома. Ага-ага.
До сих пор уругвайский интеллигент не готов к содержательному общению с администрацией и ведению рационального конфликта. Последнее – очень важно и этому в уругвайских условиях никто не учит.
По разным причинам. Не в последнюю очередь, потому что его в этом убедили знающие товарищи (из того самого домика, куда в свое время свозили жемчуга и шубы).
Или потому что в тот момент, когда он должен был задавать вопросы об окружающем мире в школе, его просили заткнуться и слушать, что ему говорят. В скучном ожидании совершеннолетия.
Поэтому крики половозрелого уругвайца слышат только супруга и ребенок. Ну еще несколько таких же друзей в соцсетях. Он, значится, свое мнение публично высказал (на кухне), дальше дело ваше прислушаться к нему или нет.
При этом следует неминуемый откат: а если не послушаетесь тогда… что тогда никто не говорит.
Видимо перестанет есть арбузы или купит футболку с ненавистным бразильским флагом.
Им кажется, что быть ответственным – долго и неуютно. Скучно со всем этим разбираться. Глаза ломать об эти ваши уругвайские законы, общаться с соседями по многоэтажному муравейнику на окраине Монтевидео. Ну их, пойду-ка лучше почитаю, как там в очередной раз кого-нибудь облили йодом из-за угла.
Планирование и вообще предумышленность действий у уругвайцев часто подменяется палочкой-выручалочкой в виде смекалки. Она же, в свою очередь, редуцирует общий фон диалога с реальностью до простейших рефлексов. На которые хватает недели.
Если прибавить к этому жесткость нравов, нехарактерную даже для Южной Америки, то получается, что собравшись вместе у наших подопечных скорее всего случится драка.
Часто так и происходит.
Собственно, гражданского политического общества не было в Уругвае никогда. Даже в испанские времена.
"Не успели".
А вот экономические интересы отстаивать могли.
С этого, как я уже неоднократно подчеркивал, имеет смысл начинать всем латиноамериканским народам. Опускать планку до своего уровня.
Да, есть проблема провокаторов. В первую очередь, тех самых мужчин в поношенных свитерах.
Но для крупного объединения с понятным неполитическими, а так сказать, техническими целями такой проблемы нет. Она обходится на раз-два еще в грудничковом состоянии.
Ведь провокации, как я уже намекнул, обоюдоостры. И то, окончательно скомпрометировать кого-то в 2017 году – нужно еще постараться.
Никто и никогда из серьезных людей не уходит из политического процесса. В океане пропадает только мачта, но не сам корабль.
Другое дело одной ли политики это касается? Да ни в коем случае.
Горизонт планирования в неделю никуда не девается.
Почему история с пятиэтажными загончиками так далеко зашла и подняла пыль с земли? Очень просто: это самый последний фронтир, больше брать нечего. В буквальном смысле слова. Снимают носимую недвижимость.
Например, регулярно откладывает на старость, не считая обязательных пенсионный накоплений по разным оценкам 20-25% населения. Это абсолютный максимум за все годы новейшей истории.
По меньшей мере 75% страны существует вне будущего. Это касается в первую очередь не маргиналов, а разумных людей с понятными, прогнозируемыми доходами.
Кто это?
Дети дорвавшиеся до шоколада, которым никто никогда в жизни не рассказывал о сахарном диабете.
Представьте, я вот периодически в 2017 году могу натолкнутся на такое:
«Появилась возможность покупать в рассрочку еду в 216 заведениях сети «Бургер Кинг» при помощи карты «Совесть». По словам представителей «Совести», сервис оказался крайне востребованным — с начала года таким образом продали 38 923 бургера. 10% «кредитных» бургеров стабильно приобретают в ночное время — с полуночи до 8 утра.»
Частность и прикол. И, да, конечно реклама. Однако все всегда идет одну сторону.
Сейчас граница чувствительности и прогнозируемости жизни проходит в нескольких сантиметрах от носа уругвайца – в недельном периметре.
Выселят-не выселят это значимо, а что с ним будет в 2018 году, то далеко и «надо дожить».
Как только мысль о границе сознательной чувствительности к планированию и прогнозированию жизни сравняется хотя бы с несколькими месяцами, ситуация может радикально изменится.
Пока же расчет сделан на неделю вперед, никакие права и гражданские свободы уругвайцу не нужны.
Значит его могут обмануть и БУДУТ обманывать всегда, проходя последовательно третий, четвертый, пятый этажи.
https://telegram.me/mikaprok