mikhailove (mikhailove) wrote,
mikhailove
mikhailove

533а.ПолитПсковЪ. Заява (продолжение)

Продолжение первой части:
- Вступление в «Единую Россию» и достижение поставленных задач на федеральных выборах ничего не изменило?

- Почему не изменило? Изменило. Это мне дало временной промежуток, который позволял вести свою самостоятельную политику в регионе. Я на всех выборах показывал хорошие результаты, и тем самым продлевал свою политическую карьеру. Надо сказать, псковичи поддерживали нас на выборах в 2007-2008 гг. - за что им отдельное спасибо. Потому что если б не поддержали - я б давно уже «слетел». Вот и все. Так что это было весьма существенно. Если бы я не показывал на выборах нужных результатов, меня бы «снесли» намного раньше. То есть мне нужно было всегда не в серединке оставаться, а быть ближе к лидерам. Это для меня была единственная возможность не быть выгнанным к чертовой матери по той лишь причине, что по происхождению я не «свой».

- А ваши попытки проводить жесткую монетаристскую политику и оптимизировать социальную сферу - тут был мотив получить некую галочку в федеральном центре?

- В списке приоритетов это стояло даже не на пятом месте. Это поддерживалось Москвой и даже вызывало сдержанное одобрение, в основном со стороны отдельных министерств. В Минфине главным образом. Скажут тихонько спасибо и подкинут чуть-чуть деньжат, как обычно они это делают. Со словами «Всё, чем могу». Вот и все, к чему эта политика приводила. Любви я в Москве этой своей политикой не сыскал, но уважение, поверьте, было даже среди людей, не испытывавших ко мне симпатии. Так что всерьез рассчитывать на то, что это даст какие-то серьезные очки, было нельзя.

«Если бы я был банкиром - сейчас бы гордился»

- Оппоненты критиковали вас за бизнес-подходы в государственном управлении. Пересмотрели ли вы свое отношение к этому?

- Мне всегда смешно, когда об этом слышу. Я никого не хочу переубеждать, тем более что это явно бесполезно. Когда я выйду на пенсию, напишу книжку по теории управления - как надо управлять, как не надо, что получается, а что нет (смеется - ПЛН). Вы будете очень сильно удивлены: когда я пришел в нашу компанию (Сибирская генерирующая компания), - я нашел больше похожего с администрацией области, чем отличного. Любая большая структура, независимо от того, что это - Московский государственный университет, администрация Псковской области или Сибирская генерирующая компания, бизнес это или госучреждение, - управляются по одним и тем же принципам. Я никого не хочу обижать, но люди, которые об этом (о бизнес-подходах в государственном управлении) говорят, зачастую сами не достигали крупных коллективных целей и не очень понимают предмет, о котором берутся судить.

Давайте я не буду никого убеждать. Приведу лишь слова великого государственного деятеля Наполеона Бонапарта. Он говорил, что государственная политика это есть здравый смысл, примененный к большим государственным делам. Всё. Больше там ничего нет. И он был исключительно прав. Разрешите мне предъявить авторитет этого управленца в качестве аргумента.

- С вашим именем связан целый ряд определений, которые часто использовались скорее как негативные: банкир, парашютист, оптимизатор-губернатор. С какими из них вы могли бы согласиться, а с чем не согласны?

- С банкиром, пожалуй, нет. Если бы я действительно был банкиром - сейчас бы гордился. К сожалению для меня, я не являюсь полноценным банкиром. Потому что банковская сфера - это исключительно профессиональная область деятельности и бизнеса, которая отличается от всех остальных, она требует специфических знаний и умений. Каковых у меня, к сожалению, нет. Я слишком рано ушел из банковской сферы, чтобы считать себя полноценным банкиром.

Парашютистом себя считаю, и горжусь этим. Вот, пожалуйста, у меня на стене висят мои достижения и мои фотографии (показывает на стену, где висят дипломы за победы в спортивных соревнованиях и фотографии - ПЛН). Когда мне особенно тяжело на работе, я посмотрю - и становится легче. Вспоминаю свою яркую и необычную спортивную биографию и радуюсь. Мне даже трудно рассказать словами, до чего же это было здорово! А что касается «оптимизатора-губернатора», то да, я им был, если кому-то нравится такое определение. Оптимизация - это выдернутое из контекста действие определенного этапа моей работы. Когда люди за деревьями не видят леса - они цепляются за то, что видно. Не совсем понимая, зачем это надо, для какой конечной цели это делалось. Но в принципе они против истины не погрешили. Какого-то великого потаенного смысла и сермяжной правды в таком определении «оптимизатора» нет. Здесь есть некий поверхностный взгляд, но в принципе я с ним согласен, не спорю.

«Грубо говоря, Родине нужны герои…»

- Чем была обусловлена ваша политика оптимизации социальной сферы? Я назову три варианта ответа. Первое - жесткими установками и нормативами федерального центра?

- Нет, конечно.

- Второе - собственным пониманием того, что советская социальная система себя изжила и область ее дальше содержать просто не может, она слишком неэффективна и затратна?

- Не совсем правильно. Но уже ближе.

- Третье - необходимостью экономии финансовых средств, чтобы прийти к бездефицитному бюджету при отсутствии роста собственных доходов?

- Нет. Не первое и не третье абсолютно. Второй вариант, но с поправками. То, что область не могла содержать соцсферу - неверно, но правда то, что прежняя социальная система себя изжила, и область она тормозила. Она, как гиря на ноге, не давала области развиться в будущем в хороший современный регион.

- Хорошо. Но вот пример - Евгений Эдуардович Михайлов на протяжении восьми лет, а до этого Туманов, искусственно эту сферу сохраняли. Разного рода социальными подпорками, бюджетными инъекциями, каким-то декоративным ремонтом… А зачем вы-то на себя решили взвалить эту роль «ассенизатора»? Неужели не понимали, какие волны пойдут?

- Да, они занимались сохранением той системы, которая им досталась по наследству. У них на то были свои соображения, свои ресурсы и свое время. Но дальше такая социальная политика не должна была сохраняться, она воспитывала иждивенческие настроения, которые приводят в свою очередь к засыпанию людей, экономической деградации и к тому, что здесь просто негде будет работать через 10-15 лет. Почему я взял на себя эту не очень благодарную роль? Грубо говоря, Родине нужны герои… Я чувствовал ответственность и знал, что если я этого сейчас не сделаю, еще неизвестно когда найдется такой другой идиот в латинском прочтении этого слова.

Возможно, это прозвучит хвастливо, но я понимал, что моя историческая задача - разгрести Авгиевы конюшни. Так сложилось, что я считал себя принадлежащим к отряду людей, которым суждено что-то сдвинуть с мертвой точки. Вот, скажем, сидела куча царей на престоле Московского царства, но пришел Петр Первый - и страна стала двигаться. Персонаж весьма неординарный, абсолютно неоднозначный, который заслуживает самых разных полярных оценок и как человек, и как исторический деятель, но он сдвинул страну с мертвой точки. Аналоги есть во всех областях – в государстве, в производстве, в политике. Только не надо аналогий с Петром Первым, я себя с ним не ровняю и не являюсь его, простите за вульгарное слово, фанатом. Я просто понимал суть момента так, что задача сдвинуть область с мертвой точки – моя. Мне так, если хотите, исторически выпало. Значит, я должен сдюжить, чтобы потом не было стыдно.

- Вам сейчас не обидно, что вы все Авгиевы конюшни разгребли…

- Не обидно что?

- Что вы получили область одну, ее «ассенизировали», очистили, привели все в какой-то определенный порядок, провели ее модернизацию и передали все своему «наследнику». То есть вытащили каштаны из огня… За это не обидно?

- Ну, немножко, наверное, обидно. Но, в конце концов, я на это и рассчитывал. Безусловно, по-человечески понятно, что я и сам хотел бы воспользоваться плодами своей работы, но не смог. Ну чего ж теперь делать?  Писать жалобные письма в организацию объединенных наций? Так ведь это не мое…И потом - самое главное-то в другом. Я с самого начала ожидал, что так и будет, для меня это хоть и было очевидно, чем все закончится рано или поздно, но все же была надежда, что лет восемь как-нибудь протянуть смогу. Больше восьми вряд ли - это был самый предел. То есть у меня было лет минимум пять, максимум восемь, как я оценивал. Неприятным сюрпризом стало то, что я не протянул и пяти, но не хватило всего-то девять месяцев - в конце концов, не самое большое разочарование.

- И ваш предшественник и ваш преемник тоже занимались в той или иной степени модернизацией соцсферы…

- Последователя судить не правильно, я буду предвзят, да и не владею я информацией, если честно, чтобы ставить ему оценки.  Про предшественника могу сказать твердо - он не занимался модернизацией, наоборот консервировал ситуацию. Кстати, мне часто смешно слышать рассуждения: мол, если мы содержим социальную сферу - то население деревни не будет сокращаться. Например, «умрет школа - умрет село» и т.д. Глупость полная, на самом деле это абсолютно не верно. В основе урбанизации лежат совершенно иные причины, которые я сейчас обсуждать не буду. Но в качестве примера посмотрите статистику свыше десяти лет работы Туманова и Михайлова и четырех лет работы при мне. Вы увидите, что разницы нет никакой, хотя политика кардинально поменялась. Причина: социальная политика не является сколько-нибудь определяющим фактором миграции людей из сел в города, причины этого сложного процесса существенно иные.

«Когда превышаю скорость, инспекторы ГИБДД всегда улыбнутся - и желают счастливого пути»

- Я хочу вас спросить о другом: почему вы так публично, громко объявили это своей стратегией? Вы собирали специальные пресс-конференции по этой теме. «Будем жить по средствам… здесь рубить… здесь резать… сокращать…»

- Да, меня за это критиковали мои коллеги, отвечавшие за общественное мнение. Но я считал, что могу честно заявить о своих планах, мне скрывать было нечего. Поэтому - слава Богу, что я в 2000 году не выиграл выборы. Выиграй выборы - у меня была бы дилемма, как себя вести. А так я вел себя абсолютно честно. Меня никто не упрекнет в том, что я говорил одно, а делал другое. Многочисленные критики моей деятельности не могут обвинить меня, что я делал популистские заявления и обещал не трогать социальную сферу, а сам собирал глав и там: «Вырезать все!» Я говорил все прямо, как оно есть и как будет.

- Уходя, в 2009-м, вы говорили, что не рассчитываете на сиюминутную благодарность широких масс: дескать, «многие оценят через некоторое время, даже не через год и не через два». Прошло четыре с лишним года - как думаете, уже что-то поняли и оценили?

- Многие люди, к мнению которых я неравнодушен, - да. Но они, правда, и с первого дня это говорили (смеется - ПЛН). Не знаю. Если честно, думаю, массово отношение пока осталось прежним. Хотя у многих людей, которых я знаю, мнение поменялось в лучшую сторону. При этом я не питаю иллюзий - я все же общаюсь с людьми, которые обладают большей информацией и, как правило, имеют прямое отношение к тому, что происходит в области и государстве, или имели такое отношение раньше. Я не могу твердо судить, что происходит между псковичами, которые думают о политике лишь время от времени… У меня просто информации такой нет. Чтобы у них, у людей, которые просто живут в области и вспоминают о существовании власти не чаще раза в месяц, сформировалось какое то мнение – думаю, потребуется еще не пять, а может, и не десять лет. Если вообще я буду в это время присутствовать в массовом сознании.

Но, по крайней мере, что мне приятно - до сих пор, когда превышаю скорость и меня инспекторы ГИБДД останавливают, пока еще ни разу не оштрафовали. Всегда улыбнутся и пожелают счастливого пути. Честно сказать, мне это нравится (смеется - ПЛН).

Продолжение следует


08.12.2013
ППЪ
Евгений, а что вас заставило вступить в партию жуликов и воров?
Вы в нее вступили из лично шкурных интересов, как когда-то вы вступили в КПСС?
1.В КПСС я вступал как советский патриот.
2.В Единство я вступил, так как тогда считал, что эта партия наиболее адекватна. Не менее важно было и то, что принадлежность к партии власти давало преимущество региону. Поэтому практически все избранные губернаторы вступили в ЕР. Это правила игры. Тем не менее не следует забывать, что я вступил в партию власти не в 1996 г., когда стал губернатором, а в 1999 г.
в эту партию вступают только законченные мерзавцы, как и в КПСС в конце 80-х