Что первично - сознание или бессознательное?
Современной научной психологии и психотерапии все эти факты хорошо известны, но ей глубоко чуждо представление о том, что в глубинах человеческой психики хозяйничает нечеловеческая сила. Наука принимает за аксиому, что не бывает ума вне тела, и на одно тело не может приходиться более одного ума. Такова религиозная аксиома нашей эпохи: все в человеке - человеческое.
Потому психотерапевт смотрит на беса, контролирующего Ваше бессознательное, как на законного хозяина, а на Вас, уважаемый читатель, как на социальную маску этого бессознательного. То есть, современная психотерапия считает мой шизофренический бред точным описанием истины. Парадокс? Но это понятно. Таков дух нашего времени. Находясь под его влиянием, я и строил в свое время интерпретации.
Нет никакого гипноза, есть только самогипноз, пишет Владимир Леви. Читай: тебя гипнотизирует твое же бессознательное Я, гипнотизер лишь его помощник.
Исходя из этого представления, они и лечат нас. Бессознательному отдается предпочтение в конфликте с сознанием. У него - презумпция невиновности. Фрейд, напомню, пытался делать нечто противоположное, и имел некоторый успех. Но фактически его усилия привели к противоположным результатам. И в этом - трагедия его личности. Эта трагедия заслуживает особого внимания, но вначале надо разобраться с более важным.
Как мы можем доказать современному ученому, врачу-психотерапевту, да и всей почтеннейшей публике, что они ошиблись? Что именно сознательное Я является подлинным хозяином человеческой души, а бессознательное - наглым оккупантом?
Микробы, чуждые нашему телу инородные тела, обитающие внутри нашего тела - такое представление уже давно стало привычным. Никто не считает их природными, естественными для человека.
Бессознательное - это инородное в душе, как микроб в теле. Темные духи - инфекция души. Но это - аналогия, а аналогии ничего не доказывают.
В качестве доказательства надо предъявить человека, полноценного здорового человека, в котором ЭТО отсутствует. У ребенка что-то отсутствует, либо сознание, либо бессознательное. Но дети все-таки если и здоровы, то не вполне полноценны. Надо предъявить здорового взрослого человека, у которого нет бессознательного - не вообще бессознательного, а такого бессознательного, которое я ВИДЕЛ.
Такие люди известны из древности, они есть и сейчас, хотя их и немного: это православные святые, люди, достигшие "чистоты сердца". Те, о которых сказал Христос: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". У них есть сознательное "я", но нет бессознательного Я. Если бы таких людей не было, то я никогда бы и не выбрался из своего бреда.
Нет ничего удивительного в том, что для правильного ответа на такой фундаментальный вопрос приходится "лезть" так высоко, рассуждать о святости и просветлении. Наиболее важные грани психического аппарата выявляются чаще всего в крайностях, в патологиях.
Это - необходимое основание психологии.
Ведь материалистическое предположение о том, что бессознательное имманентно человеческой природе, основано тоже на крайности: на вере в то, что душа умирает вместе с телом. То есть, это предположение - философское! Между тем, это предположение невозможно ДОКАЗАТЬ экспериментально (опровергнуть - можно). А как доказать, что душа умирает с телом?
Между тем, существование святых, достигших чистоты сердца - это факты истории, да и современности. Всякий желающий может убедиться в их реальности. Если бы не было святых, не было бы твердых оснований для утверждения, что бессознательное в человеке не изначально!
Эзотерики, не знакомые со святостью или смешивающие ее с "просветлением", как и мессалиане, убеждены, что оно как раз таки изначально.
Фрейд, когда ощутил бесконечность "процесса психоанализа", тоже встал на эту точку зрения, отказавшись от своей изначальной цели. Но эта изначальная цель - полная ликвидация бессознательного - в каком-то смысле все же достижима. Только другими средствами - средствами Православия. Конечно, и в Православии "бессознательное" не ликвидируется, а просто изменяется, очищается. По своей изначальной сути человеческое сердце - храм Бога. Там не должны жить демоны.
Ранний Фрейд считал бессознательное патологическим образованием ("гипноидом"), нарушением нормального развития человека. То есть, сознание он считал первичным, а бессознательное - вторичным, патологическим явлением. И поражение Фрейда было предопределено в тот день, когда он поверил, что как раз бессознательное изначально, первично в человеке от рождения. Тут-то он и сошел с рельсов.
palmas1
May 16 2016, 06:14:16 UTC 3 years ago
palaman
May 16 2016, 07:03:25 UTC 3 years ago
Там в глубине и мы сами мыслим не словами, не рациональными конструкциями, а вот такими "конструктами".
Из "официально признанных" сфер человеческой деятельности ближе всего к этому образу мышления подходят литература и искусство.
palmas1
May 16 2016, 15:57:28 UTC 3 years ago
Насчет коллективного бессознательного - то есть это чужие мысли, которые направлены на перехват управления нашим телом и сознанием?
Читая Ваш текст, я испытывал какое-то странное чувство. Вроде понятно, но стоит начать вдумываться, что же там описано, как все оказывается неясно. Потом мне вспомнился текст Гильбо, и он дал какую-то зацепку и возможность как-то сориентироваться. Видимо, мне нужна какая-то картинка, карта или схема происходящего, позволяющая ориентироваться.
palaman
May 16 2016, 17:08:04 UTC 3 years ago
Эта повесть, в сущности, для того и написана, чтобы при помощи образов выразить весь комплекс идей, связанных с "бессознательным", в их естественной связи между собой.
schegloff
May 16 2016, 06:39:23 UTC 3 years ago
palaman
May 16 2016, 06:58:47 UTC 3 years ago
Что касается борьбы - а мне деваться было некуда.
Получив описанное в этом цикле "черное откровение", я с ужасом понял, что по сути у меня теперь только одна дорога: в сумасшедший дом. Я не мог принять этого и лихорадочно искал выхода. Я был готов уцепиться за соломенку - и только поэтому "докатился" до Православия. Иным путем я никогда не стал бы православным, потому что "это уж черезчур".
Я вступил на путь войны, потому что мира для меня не осталось. И вот, оказалось, что Церковь действительно вооружает человека, делает его боеспособным. Окзалось, что можно так жить.
n1919
May 16 2016, 08:34:04 UTC 3 years ago
теория полного захвата контроля сознанием.
потому что у вас тут так написано, что Бог и не нужен.
нужен только контроль сознания.
это прямо само напрашивается.
palaman
May 16 2016, 17:37:25 UTC 3 years ago
Получится ошибочная (как я полагаю) интерпретация опыта. Интерпретаций ведь может быть очень много; выбор той или иной из них - вопрос желания.
alyulka
May 16 2016, 12:23:57 UTC 3 years ago
«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»
palaman
May 16 2016, 17:30:24 UTC 3 years ago
Если так, то это возражение несостоятельно, ведь никто не сомневается, что Богородица была свята, хотя она не была свободна от прародительского Адамова греха и безусловно нуждалась очищении от него через пакирождение. Значит, уверенность в том, что младенец свят, не противоречит тому, что он нуждается в крещении.
alyulka
May 16 2016, 18:09:55 UTC 3 years ago
palaman
May 16 2016, 18:24:01 UTC 3 years ago
Полагаю, что нельзя менять тему
alyulka
May 16 2016, 19:03:53 UTC 3 years ago
Итак, прп. Макарий Великий:
"«Как скоро Адам преступил заповедь, — змий вошедши стал властелином дома, и он при душе, как другая душа… вошедши в душу, он стал ее членом, он прилепился даже к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов» (Макарий Египетский. Беседа 15, 33).
«Сатана, силы и князи тьмы, со времени преступления заповеди, возсели в сердце, в уме и в теле Адамовом, как на собственном своем престоле» (Макарий Египетский. Беседа 6, 5).
См. чинопоследование Св. Крещения:
"Изжени из него всякого лукавого н нечистаго духа, сокрытого н гнездящегося в сердце его...Духа прелести, духа лукавства, духа идолослужения, и всякого лихоимства, духа лжи, и всякия нечистоты, действуемыя по наущению диаволю, и сотвори его овча словесное Святаго стада Христа Твоего, уд честен Церкве Твоея, сына и наследника Царствия Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав, н сохранив печать нерушимую, и соблюд ризу нескверную, получит блаженства Святых во Царствии Твоем... "
Младенцы несут скверну Первородного греха, поэтому можно говорить о их личной безгрешности, но никак не о святости ,что есть активное со-действие благодати Божией внутри человека.
Дева не может быть исключением
palaman
May 16 2016, 19:11:36 UTC 3 years ago
Если младенца нельзя называть святым, то и Деву в Её младенчестве нельзя называть святой.
Это не перемена темы, а всего лишь указание на неправильное понимание первородного греха.
Первородный грех (как следствие греха Адама) в нас - это необходимость страданий и смерти. Только один Христос никогда не имел в Себе этой необходимости, но умер добровольно.
Все прочие люди от рождения находятся под долгом смерти, от которого и искупает нас Христос.
Однако тяжесть первородного греха нисколько не противоречит личной святости данного человека. Святость - это не бессмертие и не свобода от греха, иначе бы святые не сходили во ад.
Тот факт, что святые сходили во ад - именно святые! - ясно показывает, что понятие святости не противоречит тому, что данный человек находится под последствиями греха Адама.
Re: Дева не может быть исключением
alyulka
May 16 2016, 19:18:53 UTC 3 years ago
Re: Дева не может быть исключением
palaman
May 16 2016, 19:23:18 UTC 3 years ago
Как я уже много раз говорил, первородный грех - это не смерть и тление, а необходимость тления и смерти.
Христос умер, однако Он свободен от первородного греха, потому что Его смерть не была необходимой.
Re: Дева не может быть исключением
alyulka
May 16 2016, 19:28:35 UTC 3 years ago
Это твой догматический пробел.
Re: Дева не может быть исключением
palaman
May 16 2016, 19:31:42 UTC 3 years ago Edited: May 16 2016, 19:33:09 UTC
Думаю, здесь пробел не у меня, а у тебя. Эта тема - одна из тех, в которых я по-настоящему основательно разобрался.
Re: Дева не может быть исключением
alyulka
May 16 2016, 19:33:58 UTC 3 years ago Edited: May 16 2016, 19:35:51 UTC
Re: Дева не может быть исключением
palaman
May 16 2016, 19:38:18 UTC 3 years ago
Высказываемое же тобою мнение, будто Дева во младенчестве не была святой, как не были святыми Давид, Мелхиседек и другие - никоим образом не может выдаваться за "согласие Отцов".
Это всего лишь одно из современных спорных богословских мнений.
Re: Дева не может быть исключением
alyulka
May 16 2016, 19:50:23 UTC 3 years ago
Личный грех Адама привёл к искажению человеческой природы - амартии, т.е. Первородного греха, следствием которого уже является актуализация смертности (тленности и страстности).
Кстати, смертной, тленной и страстной человеческая природа была у Адама и ДО грехопадения, потому что бессмертной, нетленной и бесстрастной по природе является ТОЛЬКО Божество (Божественная природа, нетварная).
Re: Дева не может быть исключением
palaman
May 16 2016, 19:59:49 UTC 3 years ago
Смертной в смысле возможности смерти, но не в смысле её необходимости.
> Личный грех Адама привёл к искажению человеческой природы - амартии, т.е. Первородного греха, следствием которого уже является актуализация смертности (тленности и страстности).
Амартия - это необходимость смерти и тления. Более ничего.
В амартии нет ничего позорного или порочного. Она ничуть не противоречит святости данного человека (например, Богородицы)
Личный грех Адама сделал человека смертным (необходимо-смертным), но не лишил его возможности стать святым.
Христос же Своим искупительным подвигом освободил святого (!) человека и от необходимости смерти даровал нам бессмертие. Впрочем, обоженные святые все равно умирают, предпочитая во всем следовать по стопам Христа. Но это уже их выбор, а не необходимость.
Re: Дева не может быть исключением
alyulka
May 17 2016, 09:50:09 UTC 3 years ago Edited: May 17 2016, 09:53:03 UTC
Каждый человек, родившийся по закону падшего естества необходимо умрёт. Это следствие первородного греха (амартии), а не сам грех (амартия). От первородного греха, а не от его последствий, нас избавил Христос Своим подвигом и Жертвой на Кресте. Он же воспринял последствия первородного греха в воплощении, не первородный грех (амартию), а последствия греха: тленность, смертность, страстность.
Святые же умирают не потому что просто следуют за Христом, а потому что они необходимо умирают, подлежа закону падшего естества. Они же зачаты были в беззаконии и рождены во грехе (Пс.) - в силу этого они и умирают, даже когда крестятся и освобождаются от первородного греха в Св. Крещении.
В амартии действительно нет ничего позорного и порочного лично для человека, но амартия - грех - блокирует действие благодати Божией в человеке, грех не даёт вселиться Духу Божию в сердце человека, не даёт человеку пребывать с Богом по естеству. Благодать может действовать на такого человека только внешним образом. И только после Крещения (погружении во смерть Христову и воскресении с Ним при восстании из купели) человек открывается для действия благодати Божией и - тем открывается возможность святости, то есть соединения с Богом.
Святость можно понимать в строгом смысле и в относительном, то есть, как праведность. В последнем смысле святыми были и ветхозаветные праведники и праотцы - праведными людьми, тем не менее, иногда совершавшими тяжкие грехи (Царь Давид совершил убийство и прелюбодеяние, например). Но собственно святости, святости, как того, что оказалось открыто лишь в Новом Завете, не могут достигать люди, находящиеся ВНЕ Нового Завета, то есть не могли люди, жившие до Нового Завета и чисто по времени бывшие не способными вступить в этот Завет, ни современные неправославные христиане и нехристиане.
Re: Дева не может быть исключением
palaman
May 17 2016, 11:09:26 UTC 3 years ago
Это утверждение прямо противоречит словам ап. Павла: "Говорю же вам, братья, что не все умрем, н овсе изменимся"
> От первородного греха, а не от его последствий, нас избавил Христос Своим подвигом и Жертвой на Кресте.
А мы не совершали первородного греха, как же можно было нас избавить не от последствий этого греха, а от самого греха?
> В амартии действительно нет ничего позорного и порочного лично для человека, но амартия - грех - блокирует действие благодати Божией в человеке, грех не даёт вселиться Духу Божию в сердце человека
Значит, по-твоему, сердце Пресвятой Девы было заблокировано от действия Благодати Божией, грех не давал вселиться Духу Божию в Её сердце. Это прямо противоречит словам арх. Гавриила: "Дух Божий найдет на Тя, Сила Всевышнего осенит Тя"
Может быть, тут всё дело в непорочном зачатии? ))) Католики именно так и рассудили.
> собственно святости, святости, как того, что оказалось открыто лишь в Новом Завете, не могут достигать люди, находящиеся ВНЕ Нового Завета, то есть не могли люди, жившие до Нового Завета и чисто по времени бывшие не способными вступить в этот Завет, ни современные неправославные христиане и нехристиане
Значит, хотя Дева и была Пресвятой, но не была Святой в тот момент, когда Она стала Матерью Бога?
> у тебя не пробелы, а подлинные провалы в догматике...
Возможно. Но мне от этого не жарко и не холодно. Ведь это какая-то ваша собственная догматика, "консенсус патрум" современных богословов, находящийся в явном противоречии с Писанием, Преданием Церкви и учением Отцов.
Люди сидели, читали документы и долго думали: как же истолковать вот такие и вот такие тексты? И придумали. И хорошо, и пожалуйста. Но при чем тут я лично? Я живу в Церкви и опираюсь на Её живое предание. Зачем мне копаться в ваших богословских ошибках? для чего становиться специалистом по ним?
Re: Дева не может быть исключением
alyulka
May 17 2016, 12:58:10 UTC 3 years ago
Пока ты не осознаешь учение Церкви о первородном грехе и характере его передачи, а также действия в человеческой природе и отличие первородного греха от неукоризненных страстей, обсуждать эти вопросы, связанные с Богородицей совершенно бессмысленно.
Re: Дева не может быть исключением
palaman
May 17 2016, 16:06:52 UTC 3 years ago
В каком-то смысле, полностью согласен. Пока ты не осознаешь учение Церкви, обсуждать с тобой эти вопросы бесполезно.
Что такое учение Церкви -
alyulka
May 17 2016, 18:15:57 UTC 3 years ago
К этому тебя обязывает и 19-ое Правило Двукратного Собора, если ты подчиняешься Церкви.
Я вообще не понимаю, как ты отделяешь истину от заблуждения? По тому, что тебе сказал твой личный духовник? По собственной интуиции?
Re: Что такое учение Церкви -
palaman
May 17 2016, 19:34:15 UTC 3 years ago
если не consensus patrum, которое ты выше уничижил до мнений современных богословов?
Я иронически назвал мудрования современных богословов consensus patrum именно для того, чтобы стала явной несостоятельность подмены одного понятия другим.
Ты мне излагаешь какие-то современные мнения, "общепринятые" в таких-то кругах. Но для меня эти мнения не являются особо авторитетными. ТЫ мне изложил своё понимание - я его понял, но не принял, потому что (как я уже сказал) в Писании и Предании Церкви я нахожу другое понимание слова "святость".
> Я вообще не понимаю, как ты отделяешь истину от заблуждения? По тому, что тебе сказал твой личный духовник? По собственной интуиции?
Я познаю учение Духа через согласное суждение отцов по вопросу: как отцов, собравшихся под руководством Св. Духа на Соборах, так и живших в разное время в разных местах, но согласно учивших об одном и том же.
То есть, делаю совершенно то же самое, что и ты.
Просто ты, читая Отцов, видишь там что-то своё - а я что-то своё.
Попытка "задавить" меня авторитетом какого-то богословского университета смешна. Все эти университеты - бабочки однодневки. Они следуют моде и сегодня учат одному, а завтра другому.
Re: Что такое учение Церкви -
nirryti
May 20 2016, 13:04:35 UTC 3 years ago
Re: Что такое учение Церкви -
palaman
May 20 2016, 16:10:42 UTC 3 years ago
Очищение от демонического в бессознательном приводит совсем у другому результату: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1448
Теоретическое изучение Богословия к очищению не приводит даже в том случае, если при этому изучении не было никаких погрешностей.
Потому что религия - практика, а не теория.
Теория нужна только чтобы как-то отличить верную практику от ошибочной.
Re: Что такое учение Церкви -
nirryti
May 20 2016, 20:47:21 UTC 3 years ago
Re: факт, что святые сходили во ад
alyulka
May 16 2016, 19:20:48 UTC 3 years ago
Re: факт, что святые сходили во ад
palaman
May 16 2016, 19:26:54 UTC 3 years ago
Это мнение противоречит как Преданию Церкви (которая именует святыми Давида, Авраама, Мелхиседека и других святых древности), так и Писанию, которое буквально свидетельствует: "и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим"
Так что высказанное тобою мнение - это модернизм. Церковной традиции оно чуждо.
Re: факт, что святые сходили во ад
alyulka
May 16 2016, 19:29:17 UTC 3 years ago
Re: факт, что святые сходили во ад
palaman
May 16 2016, 19:30:26 UTC 3 years ago
Re: факт, что святые сходили во ад
alyulka
May 16 2016, 19:34:58 UTC 3 years ago
Re: факт, что святые сходили во ад
palaman
May 16 2016, 19:40:47 UTC 3 years ago
А при чем тут это поэтическое высказывание Иоанна Златоуста?
Я цитирую тебе Евангелие, в котором не говорится, будто бы ВСЕ воскресли, но говорится, что СВЯТЫЕ воскресли - а значит, святые были и до Христа.
Re: факт, что святые сходили во ад
alyulka
May 16 2016, 19:46:59 UTC 3 years ago
Re: факт, что святые сходили во ад
palaman
May 16 2016, 19:51:09 UTC 3 years ago
Отождествление этих двух понятий ведет к многочисленным нелепостям.
Например, Адам до грехопадения был свят - но не был обожен.
Кто научил тебя отождествлять эти понятия, которые в аскетической традиции Церкви совершенно отчетливо различаются?
Святость - это чистота сердца. Но это не есть обожение, которое неразрывно сопряжено с Боговидением. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" - узрят, хотя бы и не узрели ПОКА ЕЩЁ.
Re: Адам до грехопадения был свят
alyulka
May 16 2016, 19:52:17 UTC 3 years ago
Re: Адам до грехопадения был свят
palaman
May 16 2016, 20:09:53 UTC 3 years ago
Варсонофия Великого и Иоанна Пророка:
Вопрос 178, того же к тому же Великому Старцу. Отец мой, скажи: к какой мере (духовного возраста) относится непрестанная молитва? И должно ли иметь правило?
Ответ. Радуйся о Господе, брат мой! Радуйся о Господе, возлюбленный! Радуйся о Господе, сонаследник мой! Непрестанно молиться относится к мере бесстрастия. И чрез то обнаруживается пришествие Духа, Который учит всему; если же всему, то и молитве.
А в следующих вопросах тот же брат утрачивает это благословенное состояние, через то обнаруживая, что он не достиг уже обожения, которое несовместимо со грехом:
193. Того же к тому же Великому Старцу, прошение молитвы. Помолись о мне, отец мой, я впал в мечтания.
Ответ. Брат Андрей! Воскликнем со святым Павлом: о, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его (Рим. 11, 33). Как и нас Он не допускает много хвалиться луком нашим и думать, что меч наш спасет нас: (спасает нас) благодать благости Его; ибо сказано: благодатию бо есте спасени (Еф. 2, 8). Для того Он и оставляет нас впасть в мечтания и в другие страсти, чтобы мы познали немощь свою, и где еще находимся. По благости Своей оставляет Он нас, для нашей же пользы, чтобы упование наше и надежду возлагали мы на Него, а не на себя. Но остерегайся подумать, что мы по воле Божией впадаем в мечтания и в другие страсти (на это нет воли Божией), но за нерадение наше попускает сие на нас Бог, и по человеколюбию Своему от злых (дел наших) приводит нас к смирению, для нашего же спасения.
Re: Адам до грехопадения был свят
alyulka
May 17 2016, 09:39:28 UTC 3 years ago
Re: Адам до грехопадения был свят
palaman
May 17 2016, 11:14:02 UTC 3 years ago Edited: May 17 2016, 11:16:55 UTC
Это прямо вытекает из противопоставления святости - греху.
Иначе бы грех был не нижеестественным состоянием человек, а естественным, что и звучит-то нелепо.
Re: Чистота сердца =святость
alyulka
May 17 2016, 12:38:31 UTC 3 years ago
Святость - это естественное или сверхъестественное состояние человека?
Если ты исходишь из того, что Адам был свят, то есть, считаешь святостью состояние Адама до грехопадения - это одно. Но тогда каково состояние святых, прославленных Церковью, например, преподобного Серафима или Богородицы? Они просто равны Адаму до грехопадения или имеют нечто большее (меньшее)?
Обожение выше святости
palaman
May 17 2016, 16:07:57 UTC 3 years ago
Из Писания
palaman
May 16 2016, 20:11:48 UTC 3 years ago
Не говорится, что если чисты сердцем, то уже зрят Бога, но что УЗРЯТ Бога, если пребудут в чистоте сердца.
Re: Из Писания
alyulka
May 17 2016, 09:40:03 UTC 3 years ago
Re: Из Писания
palaman
May 17 2016, 11:11:52 UTC 3 years ago
Re: Святость Адама до грехопадения самоочевидна
alyulka
May 17 2016, 12:45:30 UTC 3 years ago
Адам был сотворён только по образу, не не по подобию Божию. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, но сотворил - только по образу (икона). Святоотеческие толкования на этот стих говорят, что подобие Адам должен был стяжать. Подобие - это osios. Слово osios обозначает преподобного. Скорее можно говорить, что Адам не имел святости, хотя имел для этого возможность, которой пренебрёг.
"Неужели же образ Божий, не искаженный грехопадением, может быть не свят?!" - образ не есть соединение с первообразом, но просто отпечаток. У Свт. Иоанна Златоуста, кажется, говорится, что образ подобен отпечатку золотого перстня на воске. Воск не становится золотом, просто приобретает образ перстня.
Опять же ты просто игнорируешь факт грехопадения. Оно привело к искажению природы первородным грехом, который блокирует благодать и возможность спасения. Вне Церкви не может быть святости в принципе, а вне Церкви - некрещёные младенцы в том числе.
Святость вне Церкви
palaman
May 17 2016, 16:21:54 UTC 3 years ago
Вне Церкви не может быть обожения, потому что обожение вышеестественно.
Что же касается святости - теоретически, она может быть хоть где. Потому что святость всего лишь естественна, она в нашей природе. Например, Иов был свят, хотя он был вне Церкви, он даже не был евреем. Да и Мелхиседек не был евреем.
Не был евреем и Корнилий стоник, святость которого засвидетельствовал Ангел, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Так же и Петр отверз уста и сказал: истинно познаю', что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
Святой человек - это человек, чуждый личного греха. Но поскольку на нём лежит бремя первородного греха, он нуждается в спасении. Итак, и до Христа были святые люди (хотя и мало), но все они сходили во ад. Их-то и вывел Христос из ада, о чем ясно говорится в Евангелии: "многие телеса усопших святых восстали и явились многим"
Отрицать всё это значит явно идти против Писания и Предания Церкви.
Re: Святость вне Церкви
alyulka
May 17 2016, 18:17:31 UTC 3 years ago
Re: Святость вне Церкви
palaman
May 17 2016, 19:23:46 UTC 3 years ago
Это сказано Евреям за много веков до Христа.
Будем исправлять Писание в соответствии со "строгой догматикой"?
Re: Святость вне Церкви
alyulka
May 23 2016, 19:56:05 UTC 3 years ago
Ап. Павел определённо объяснял, что НЕ МОГЛИ.
palaman
May 23 2016, 20:13:48 UTC 3 years ago
Вот этим-то и опасно такое понимание первородного греха, которое не проводит четкой грани между невольным и произвольным.
Оно лишает нас покаяния.
alyulka
May 24 2016, 07:09:16 UTC 3 years ago
Первородный грех - это не вина, это беда. Не просто неприятность, а фатальная вещь, катастрофа всего человечества, для исправления которой пришлось Самому Богу (!) сходить с небес, вочеловечиваться, принимать страдания и смерть (!!).
Смерть, как разлучение души с телом - это не проблема вообще. Это временная проблема. Просто сделать человека бессмертным для Бога не было вопросом - для этого достаточно было не изгонять человека из рая, дать возможность вкушать от Древа Жизни. Человек бы был бессмертным физически.
Также эта "проблема" актуально будет решена перед Страшным Судом, когда все, праведные и грешные, восстанут в своих, но уже бессмертных телах и будут вечно существовать. Это восстание не связано с вочеловечиванием Спасителя как таковым. Воскреснут все. Никуда не денутся. Будут бессмертными и бесконечно будут существовать в своих телах.
Это вообще не связано с покаянием. Нельзя покаяться в грехе Адама. Я могу покаяться лишь в своих собственных грехах. А первородный грех невозможно было решить покаянием. В принципе невозможно было. В том-то и ужас этого первородного греха, что человек ничего не мог сделать, никак не мог избавиться, освободиться и никак не мог приобщиться к Богу - не по своей вине.
palaman
May 24 2016, 16:14:25 UTC 3 years ago
Но несколько нюансов надо уточнить.
А именно:
> все, праведные и грешные, восстанут в своих, но уже бессмертных телах и будут вечно существовать. Это восстание не связано с вочеловечиванием Спасителя как таковым.
Церковное Предание связывает воскресение мертвых с Воскресением Спасителя. И Писание ставит одно в зависимость от другого, именуя Христа "первенцем от мертвых".
Потому утверждение "восстание не связано с вочеловечиванием" представляется мне ошибочным.
> А вина (личная) - это не самое страшное. Страшное - это когда даже праведный не может стать святым, то есть, не может соединиться с Богом
С другой стороны, личный грех может воспрепятствовать человеку обрести спасения несмотря на Крестную Жертву Спасителя.
Так что утверждение "вина (личная) - это не самое страшное" кажется полемическим перекосом, оправданным лишь в специальном контексте (когда ты объясняешь студенту смысл Вочеловечения).
С другой стороны, ведь и сам первородный грех изначально был личным грехом (Адама).
И с третьей стороны, чем мой личный грех "легче" греха Адама? и почему ему не иметь столь же тяжких последствий для моих потомков и для меня лично, какие имел грех Адама для его потомков и для него лично?
Первородный грех
alyulka
May 16 2016, 19:22:58 UTC 3 years ago
alyulka
May 17 2016, 12:59:31 UTC 3 years ago
palaman
May 17 2016, 15:59:15 UTC 3 years ago
Можно уточнить, что именно я "полностью игнорирую"?
alyulka
May 17 2016, 18:19:51 UTC 3 years ago
palaman
May 17 2016, 19:07:09 UTC 3 years ago
Я уже объяснил, что в Писании это слово понимается шире. И в предании Церкви святыми именуются не только те, кто достиг обожения, но и те, кто достиг лишь чистоты сердца - да даже порой и просто искренне кающиеся грешники.
Святые СХОДИЛИ во ад. Их извел из ада Христос.
Ты отрицаешь это?
Я уже несколько раз говорил об этом, но ты игнорируешь эту важную цитату из Писания. Почему? Потому, что она не соответствует "точной догматике"? Фтопку такую догматику.
alyulka
May 19 2016, 10:23:37 UTC 3 years ago
palaman
May 19 2016, 10:31:14 UTC 3 years ago
От Матфея
Глава 27.
52и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
Нет? Всё равно не видишь? :)
alyulka
May 19 2016, 10:50:41 UTC 3 years ago
Где сказано, что они были святыми ПРИ ЖИЗНИ? Нигде.
palaman
May 19 2016, 12:20:11 UTC 3 years ago
Сказано: телеса усопших святых воскресли. Словосочетание "успошие святые" ясно показывает, что те, кто умерли ("уснули"), уже были святыми, а не во аде стали святыми.
Чтобы рассеять сомнения по этому поводу, вот ещё примеры:
2-е послание Петра 1.21: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
А вот снова из Ветхого Завета:
Второзаконие 33 глава: 3 Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим.
Псалтирь 29 псалом: 5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его.
Может быть, это говорится пророчески о нас, а не о древних евреях?
1-е послание Петра 3 глава: 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Как видишь, по крайней мере одного святого из Ветхого Завета мы знаем по имени: это Сарра, жена Автраама.
И т.д.
Если изучать Священное Писание и Предание Церкви не теоретически, а практически, часто посещая Богослужения и внимательно слушая, что там читают и поют, то станет ясно, что святыми Писание именует не только обоженных людей, но и праведников Ветхого Завета.
А вычислять это Предание "на кончике пера", читая умные книжки дома в удобном креслице - путь к прельщению.
alyulka
May 25 2016, 16:19:36 UTC 3 years ago
palaman
May 26 2016, 08:29:05 UTC 3 years ago
Апостол не сказал "Не верьте никакому духу", он сказал "Не всякому духу верьте"
Так что проблема в том, как отличить внушения нечистого духа от внушений ангела-хранителя (который, в свою очередь, конечно, не от себя говорит, но возвещает нам то, что повелевает открыть Дух Святый).
Сегодня мне было открыто, что Богу угодно, чтобы в этом споре я уступил тебе. Как мне узнать, прельщение ли это, или это Дух Святый изволил мне открыть Свою волю?
Мне кажется, что это от Бога, и вот почему. Потому что в основе этой мысли лежит то же самое доверие к Церкви, которое заставляет меня придавать столь большое значение примеру Богородицы. Ты - член Церкви, да ещё и облеченный особыми полномочиями говорить от лица Церкви. Просто не доверять тебе - такая же ошибка, как не обращать внимание на то особое внимание, которое Церковь уделяет образу Божьей Матери. Было бы непоследовательно, если бы я в одном доверял Церкви, а в другом не доверял.
Потому мне кажется, что этот помысел у меня от Бога.
> Думать, что с тобой прямо так говорит Св. Дух - это уже прелесть в нашем состоянии, а даже не путь к ней.
Нет, здесь речь не о прямом Откровении, но о вразумлении через ангела-хранителя.
Итак, давай я попробую последовать твоему совету. А ты, в свою очередь, помоги мне разобраться, каким образом можно совместить учение о первородном грехе как о врожденной нравственной порче с учением о пренепорочности Божьей Матери.
Может быть, Макарий здесь излагает всего лишь свое понимание этого вопроса? может быть, он делает недостаточно обоснованный выводы из правильных предпосылок?
Например, цитирую:
§ 93. Следствия прародительского греха в нас.
Переходя таким образом от прародителей на весь род человеческий, грех первородный неизбежно переносит с собой на нас и все те следствия, какие он произвел в самих прародителях. Главнейшие из этих следствий:
1. Помрачение разума и особенно его неспособность к пониманию предметов духовных, относящихся к области веры.
Если это верно для всякого человека, пораженного скверной первородного греха, то верно и для Богородицы.
Но разве можно утверждать, будто Богородице было свойственно помрачение разума и особенно его неспособность к пониманию предметов духовных, относящихся к области веры?
palaman
May 18 2016, 22:14:55 UTC 3 years ago
Дева Богородица справедливо именуется святой и даже пресвятой с самого рождения, потому что Она не совершила греха. И поврежденность нашей природы грехом (то есть, необходимость страдания и смерти) в Её случае не стала непреодолимым препятствием к тому.
Никакой необходимости в личном грехе у нас нет. И любой ребенок рождается праведным и может сохранить эту праведность подобно Богородице.
Святость - это общее понятие, объединяющее естественную праведность, присущую нам от природы (чему не могло помешать грехопадение), со сверхъестественным обожением нашей природы, присушим Христу Богочеловеку, к которому мы приобщаемся в Церкви.
В таком смысле это понятие используется в Писании и Предании Церкви, и если современные богословы придали ему какое-то другое значение - тем хуже для них. Я останусь верным учению Отцов, а всё остальное меня не волнует.
Странно только
alyulka
May 19 2016, 10:22:56 UTC 3 years ago
Re: Странно только
palaman
May 19 2016, 10:28:17 UTC 3 years ago
У тебя избирательная слепота на цитаты из Писания.
Суть нашего спора - в том, какой смысл следует вкладывать в слово "святой". Ты утверждаешь, будто "святой" - это непременно обоженный человек.
Я цитирую тебе из Евангелия, что "святые воскресли и явились многим". Ты не видишь этого в упор.
Я цитирую тебе и Ветхого Завета, где Сам Бог называет евреев "святыми": "Будьте святы, ибо я свят"
В ответ ты заявляешь, будто я не могу привести ни одной цитаты из Писания.
Чем объяснить такой феномен?
Несколько конкретных замечаний
alyulka
May 19 2016, 10:47:57 UTC 3 years ago
2. (Екклесиаст 7:20) “Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;”
Ин.15:5 «без Меня не можете творити ничего»
3. Святой Макарий Великий:
«Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь — какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, ИЗ ТЬМЫ ВО ТЬМУ» (Добротолюбие. Избранные поучения. М. 2002, с.45).
4. С самого начала этой ветки я привёл тебе Правило ркд Карфагенского собора, которое говорит, что и младенцы крещаются во отпущение грехов, ибо заимствуют от ветхого рождения нечистоту первородного греха. Если ты это отрицаешь, то по правилу сему тебе анафема, к слову сказать.
Следующее правило на эту тему - ркз:
Правило 113 (127).
"Определено такожде: аще кто речет, яко благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению, удобнее исполняли мы чрез благодать, так как бы и не прияв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнити божественные заповеди: таковый да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не рек Господь: без мене неудобно можете творите, но рек: без мене не можете творите ничесоже (Иоан. 15:5)".
Вот очевидные свидетельства - не все! - Писания и Предания, каковым ты пока противопоставлял лишь собственные соображения.
Но и сообразить же мог ты сам, что святость - это свойство Божие (ты цитировал Книгу Левит). Так как может человек приобрести Божественное (природное!) свойство без действия благодати, без соединения с единственным Носителем и Источником этого свойства?
Несколько конкретных ответов на замечания
palaman
May 19 2016, 12:43:12 UTC 3 years ago
Конечно же, это ошибочная логика. Для того чтобы причащаться, надо быть не просто святым, надо быть членом Церкви, Тела Христова. Это больше чем просто святость. Потому что и святым Ветхого Завета (тем, кого Сам Бог именовал святыми!) не давалось причастие.
Re: Несколько конкретных замечаний
palaman
May 19 2016, 12:43:53 UTC 3 years ago
Если понимать эти слова так, как понимаешь их ты, то получается, что и Богородица грешила, хотя и делала добро - ведь и она жила не земле.
Да не будет!
3) 3. Святой Макарий Великий: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь — какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, ИЗ ТЬМЫ ВО ТЬМУ» (Добротолюбие. Избранные поучения. М. 2002, с.45).
Свет и святость - не синонимы. Потому и святые Ветхого Завета, хотя и были святыми (по слову Писания), но все-таки с необходимостью сходили во тьму. Это и есть следствие первородного греха Адама, именуемое первородным грехом в нас - чтобы все люди были повинны смерти, даже святые люди.
Он этого - от смерти! - и избавил нас Христос, как об этом ясно возвещает Церковь.
4) 4. С самого начала этой ветки я привёл тебе Правило ркд Карфагенского собора, которое говорит, что и младенцы крещаются во отпущение грехов, ибо заимствуют от ветхого рождения нечистоту первородного греха. Если ты это отрицаешь, то по правилу сему тебе анафема, к слову сказать.
В Правиле говорится иначе: «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»
У нас с тобой вопрос в том, что именно они заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия? Ты говоришь, что заимствуют они греховную нечистоту, а я говорю, что необходимость страдания и смерти. У тебя Богородица получается нечистой, а я верю, что Она - Пречистая, хотя и была подобно нам необходимо-смертной, пока не достигла обожения.
Потому что хотя причастность смерти и можно было бы назвать "нечистотой", но только до Христа, который умер ради нас и сошел во ад.
5) Правило 113 (127).
"Определено такожде: аще кто речет, яко благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению, удобнее исполняли мы чрез благодать, так как бы и не прияв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнити божественные заповеди: таковый да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не рек Господь: без мене неудобно можете творите, но рек: без мене не можете творите ничесоже (Иоан. 15:5)".
Нам заповедовано "будьте совершенны, как и Отец ваш совершенен есть". Не достигнув обожения, этого невозможно исполнить. Но и никакого доброго дела не может сделать человек, если Бог не помогает ему.
Ты полагаешь, что святым Ветхого Завета не помогал Бог? Но это нелепо. Конечно, помогал. Но совершенства они достигнуть не могли, по слову Писания: "если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?"
6) Cвятость - это свойство Божие (ты цитировал Книгу Левит). Так как может человек приобрести Божественное (природное!) свойство без действия благодати, без соединения с единственным Носителем и Источником этого свойства?
Без действия Благодати это невоможно. Но благодать действовала и в Ветхом Завете, хотя и не в такой мере, в какой она действует в Новом. И уж конечно совершенства, как уже сказано, без Христа достигнуть нельзя.
Давай мы сперва закроем вопросы, связанные с Пресвятой
alyulka
May 20 2016, 17:26:09 UTC 3 years ago
При всем величии Божией Матери, ее зачатие и рождение совершились по общему закону человечества; следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери
Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду
Богоматерь по зачатию и рождению своему соделалась причастницею первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий. Родившись от праведных родителей, Богоматерь проводила и сама жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими ее добродетелями... Она не только была непричастною всех смертных грехов, но и всякого дела и слова, явно противного Закону Божию...
Несмотря, однако, на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богоматерь, для приятия вместе с апостолами Святаго Духа, доставившего ей христианское совершенство, грех и вечная смерть проявляли в ней свое присутствие и владычество. Доказательства этому видим в Евангелии. Так, до озарения Святым Духом, ум ее, подобно уму святых апостолов, пребывал в омрачении
http://apokrisis.ru/apologetika/24-pervorodnyj-grekh/46-svt-ignatij-bryanchaninov-o-bozhiej-materi-i-pervorodnom-grekhe
palaman
May 20 2016, 17:58:50 UTC 3 years ago
У Игнатия Брянчанинова сказано:
Так, до озарения Святым Духом, ум ее, подобно уму святых апостолов, пребывал в омрачении, и Она не уразумела слов двенадцатилетнего Спасителя, сказанных ей в храме.
Здесь говорится вот о чем:
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50 Но они не поняли сказанных Им слов.
51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Если восстановить всю картину, то становится ясно, что речь тут идет вовсе не о том омрачении ума, которое происходит от личного греха.
Святитель Игнатий в этом отрывке спорит с католиками, которые приписывают Богородице изначальное совершенство и едва ли не всеведение, и ему важно показать какой-то пример Её неведения.
А ты приводишь это как пример действия в Ней личной греховности, греховного помрачения ума. Нехорошо!
Мысль св. Игнатия здесь совсем другая. Он говорит: "Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду"
Что же это за узы вечной смерти и греха?
Это прившедшая в нашу природу страстность и необходимость смерти. Но речь тут идет именно о неукоризненных страстях, а не о греховных страстях.
Как бы ты ни старался приписать Богородице личный грех или греховные страсти, сделать это на основании учения Отцов не представляется возможным.
Да, некоторые Отцы допускали высказывания, читая которые можно, если имеешь больше желание, усмотреть какие-то намеки на присутствие в Ней личного греха. Имена этих Отцов хорошо известны: это Иоанн Златоуст, опирающийся на него Игнатий Брянчанинов и опирающийся на них обоих Иоанн Максимович.
Ещё году так в 2008-м мне пришлось вести диспут с одним сторонником идеи "ма-аленького личного греха у Богородицы", который и привел мне по этому поводу всё, что только можно было привести.
Но подавляющее большинство Отцов в этом споре однозначно были на моей стороне.
Да и слова вышеуказанных троих Отцов ничего неподобающего в отношении Богородицы в себе не несут, если читать их внимательно и непредвзято. Просто они, споря с католиками, выразились чуть-чуть по-протестантски, как это часто бывает. Если восстановить контекст, то все встает на свои места.
"Присутствие и владычество греха и вечной смерти" никакого отношения к личному греху не имеют. Они означают всего лишь необходимость действия неукоризненных страстей в человеке.
Да, это правда, что дьявол стремится всеять в нас произвольный грех, опираясь на присутствие в нас невольных неукоризненных страстей. Но только от нашей воли зависит - воспринять его семя или отвергнуть. Никакой необходимости в произвольном грехе нет и быть не может.
Зачем ты решил на меня наговаривать?
alyulka
May 20 2016, 19:40:41 UTC 3 years ago
"речь тут идет вовсе не о том омрачении ума, которое происходит от личного греха"
Конечно! Здесь идёт речь об омрачении ума, которое является следствием первородного греха - амартии, той заразы, того греховного яда, который исказил природу падшего человека, актуализировав в ней непорочные (неукоризненные) страсти: тленность, страстность и смертность.
"ты приводишь это как пример действия в Ней личной греховности, греховного помрачения ума. Нехорошо!"
Ничего подобного я не привожу, а лишь цитирую Свт. Игнатия, который также не приписывал Богородице каких-либо личных грехов.
"Как бы ты ни старался приписать Богородице личный грех или греховные страсти, сделать это на основании учения Отцов не представляется возможным."
Ну, я и не пытался этого Богородице приписать никогда, а меньше всего сейчас. Развития греховных страстей в Богородице не было. Но был первородный грех - искажение природы.
Твоя ошибка в том, что ты не знаешь учения Церкви о первородном грехе, ошибочно отождествляя его с неукоризненными страстями. Первородный грех не является ни личным грехом, ни неукоризненными страстями: тленностью, страстностью и смертностью, но является: духовной смертью (смерть души, смерть вторая), начатками греховных, порочных страстей в человеке, греховного яда и т.д.:
"Богоматерь по зачатию и рождению своему соделалась причастницею первородного греха и греховного яда" - пишет Свт. Игнатий. Это не неукоризненные страсти, заметь! "грех и вечная смерть проявляли в ней свое присутствие и владычество" - будь внимателен: ГРЕХ и ВЕЧНАЯ СМЕРТЬ, а не смертность и не необходимость умереть, а АКТУАЛЬНАЯ СМЕРТЬ.
Тебе надлежит тщательной изучить то, что Церковь говорит о первородном грехе, а не то, что ты случайной услышал в храме и сам сообразил своим умом.
Личный грех Адама привёл ко греховной искажённости природы (hamartia), что, в свою очередь привело к появлению неукоризненных страстей (их актуализации).
И ещё раз специально прошу тебя не лгать на меня. Если бы я написал о личном грехе Богородицы, но ведь я не писал о нём и даже не имел в виду такой мысли.
palaman
May 20 2016, 19:51:24 UTC 3 years ago
А в чем конкретно состоит то, что называется "актуальная смерть", "греховный яд", "грех" и "вечная смерть" ?
Итак, это НЕ личный грех и НЕ неукоризенные страсти, НЕ необходимость смерти и вытекающая отсюда слабость, которую может использовать дьявол, склоняя человека ко греху.
Тогда ЧТО это?
> Зачем ты решил на меня наговаривать?
Я всего лишь отзеркалил тебе твои постоянные (довольно наглые и самоуверенные) заявления, будто бы я чего-то там не знаю, в чем-то там не разобрался, в чем-то там погрешаю против Истины и проч., и проч.
Ты не имеешь никакого права делать подобные заявления. Мы с тобой в отношении Богословия абсолютно равны. Твои регалии меня не волнуют и никакого преимущества в споре тебе не дают.
Если хочешь нормального разговора - изволь разговаривать нормально, без апломба.
смерть
alyulka
May 23 2016, 19:39:52 UTC 3 years ago
Re: смерть
palaman
May 23 2016, 19:46:22 UTC 3 years ago
В чем проявляется этот разрыв?
> человеческое сердце оказывается блокировано от Бога и там поселяется демон, нечистый дух
Было ли сердце Богородицы жилищем дьявола?
Re: смерть
alyulka
May 23 2016, 19:52:09 UTC 3 years ago
Смертность, тленность и страстность природы стала актуальной.
Про это святые отцы не пишут. Поэтому и я тебе не скажу. Но это норма для падшего человека, послушай хотя бы чин Крещения.
Богородица - ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ, УНИКАЛЬНЫЙ пример. На уникальном ты не поймёшь общего.
Собственно, как известно из Библии 1 человек на 1000 имел ангела-хранителя, безусловно Богородица не развила в себе греховных страстей из их начатков (амартии), бес также не мог бы в ней гнездиться, если Бог его не пускал, что безусловно возможно. То есть, я так и думаю об этом.
В отношении всех прочих людей любой "удачный" прилог приводил бы к развитию греховной страсти в силу удобопреклонности ко греху и - бесы могли уже вселяться в его сердце.
Re: смерть
palaman
May 23 2016, 20:05:18 UTC 3 years ago
Может ли это происходить без добровольно согласия человека на грех? принудительно?
Или требуется наше соизволение?
Re: смерть
alyulka
May 24 2016, 07:22:02 UTC 3 years ago
Адаму было легко преодолеть искушение (и Еве, конечно же), ибо он не был сотворён удобопреклонным ко злу. После грехопадения человек стал именно что удобопреклонным, то есть он куда легче склоняется ко греху, нежели Адам. Это не фатально, то есть, здесь нет прямого насилия беса над человеческой волей, но ведь бес и не предлагает сразу "или-или", он предлагает зло и грех под видом добра, блага, связанного с удовольствием. Человек падает один раз и - бес уже начинает им не просто манипулировать, а управлять.
Re: смерть
palaman
May 24 2016, 16:19:21 UTC 3 years ago
(1) "После грехопадения человек стал именно что удобопреклонным, то есть он куда легче склоняется ко греху, нежели Адам. Это не фатально, то есть, здесь нет прямого насилия беса над человеческой волей"
И слова
(2) "Бесы же начинают "играть" с человеком с самого начала, возможно, ещё в утробе матери, если их не отгоняет материнская молитва и участие матери в Таинствах"
Кажутся противоречащими друг другу.
Как их совместить?
Хороший вопрос
palaman
May 25 2016, 05:47:02 UTC 3 years ago
:) Я работаю в Церкви, и все обряды совершаются у меня на глазах. Так что да, знаю.
Но вот вопрос: правильно ли отождествлять всякую нечистоту с присутствием дьявола?
Например, нечистые животные Ветхого Завета - есть ли у них связь с дьяволом? Или ритуальная нечистота мертвого тела - означает ли она наличие какой-то связи покойника с дьяволом?
Или же понятие нечистоты шире? и Нечистый называется нечистым не потому, что он источник всякой нечистоты, а потому, что он подпадает под какую-то более широкую категорию?
Re: смерть
palaman
May 25 2016, 05:48:56 UTC 3 years ago
Играли ли бесы с Богородицей, когда Она была во чреве Елизаветы?
Если нет, то получается, что это необязательно.
Но Богородица была под первородным грехом. Значит, первородный грех не тождествен бесовскому действию.
Re: смерть
alyulka
May 25 2016, 09:11:03 UTC 3 years ago
"Первородный грех не тождествен бесовскому действию" - я НИГДЕ И НИКОГДА такой тождественности не утверждал. Откуда ты это вытащил и зачем приписал это мне?
Сколько раз мне повторить для тебя истину, что первородный грех - это а) следствие личного греха Прародителей (почему личный грех Адама и Евы логично называть прародительским грехом, чтобы его отделять от следствия - первородного греха/греховности) и б) есть искажение человеческой природы, в) не являющееся неукоризненными страстями? Что тебе не понятно в этой фразе или что из сказанного ты не можешь запомнить?
Прошу тебя не считать грубостью мою прямоту и превозношением простую констатацию факта твоей вопиющей безграмотности в некоторых вопросах Православного вероучения. Я бы попросил тебя хотя бы подучить Катехизис и прочитать хоть двухтомник Догматики преосв. Макария (Булгакова), но ты снова обидишься, боюсь. Но без этого невозможно тебе быть православным, тем более учить других, то есть пересказывать для внешних догматы Православной веры, когда ты их НЕ ЗНАЕШЬ толком, не разумеешь так, как правильно их разуметь. Ты выдумал какую-то свою концепцию и мало того, что подгоняешь под неё всё услышанное тобою, так ещё и соблазняешь окружающих, подавая собственные фантазии под видом раскрытия Православной веры. Вспомни про жернов оселский и ВЫУЧИ наконец догматику!!!!!
Попрошу ещё раз со всей возможной убедительностью - не поминать Богородицу, Которая является ИСКЛЮЧЕНИЕМ, разбирать которое невозможно без чёткого понимания правила и общего учения Церкви о первородном грехе, а его-то ты НЕ ПОНИМАЕШЬ.
Re: смерть
palaman
May 25 2016, 09:57:34 UTC 3 years ago
В этой фразе мне непонятно, в чем именно заключается искажение человеческой природы.
> "Первородный грех не тождествен бесовскому действию" - я НИГДЕ И НИКОГДА такой тождественности не утверждал. Откуда ты это вытащил и зачем приписал это мне?
Цитирую: "Это называется удобопреклонность ко злу. Человек оказывается закрыт для влияний Св. Духа и святых духов - ангелов, но открыт для бесов. Бесы же начинают "играть" с человеком с самого начала, возможно, ещё в утробе матери, если их не отгоняет материнская молитва и участие матери в Таинствах"
Чтобы немного остудить накал твоих страстей, я просто проигнорирую твоё хамство и повторю тот же самый вопрос в другой форме:
- а если их отгоняет материнская молитва и участие матери в Таинствах, то в чем именно в этом случае проявляется удобопреклонность ко греху?
Re: в чем именно в этом случае проявляется удобопреклон
alyulka
May 25 2016, 10:32:11 UTC 3 years ago
palaman
May 25 2016, 10:38:40 UTC 3 years ago
Эта метафора не лишена остроумия, но она входит в противоречие с вышесказанным. Было сказано, что бесов отгоняет материнская молитва, а теперь - что самого человека "отгоняют от рюмки".
С первым утверждением я согласен, второе вызывает у меня возражения. Ведь в этом случае получается, что "удобопреклонность ко греху" означает, что греховные страсти (которые тянут к "рюмке", ко греху) в падшем человеке являются врожденными.
Ты именно это хотел сказать (что греховные страсти являются в падшем человеке врожденными), или просто твоя последняя метафора неудачна, хотя и остроумна?
alyulka
May 25 2016, 16:17:50 UTC 3 years ago Edited: May 25 2016, 16:18:37 UTC
Удобопреклонность ко греху является ныне врождённой. Это значит, что человек почти не может по своей природе сопротивляться соблазнам и греховным помыслам. Пока помыслов нет, вроде и ничего, но так не бывает, как ты понимаешь. Но с его появлением человек влечётся почти насильно. Почти - потому что не пока нет в человеке развития греховной страсти из её начатка (амартия), насильства нет, но чуть страсть начала развиваться - и человек уже не просто манипулируем, а просто управляем.
В Богородице не было никакого развития греховных страстей, хотя была амартия - их начатки, удобопреклонность к ним. В ней они не получили ни малейшего развития по причине а) её личного подвига, который, впрочем, был бы невозможен без б) особого действия благодати.
Католики учат, что не было ничего вообще, что Богородица была избавлена от первородного греха изначально, тем самым аннулируя фактически весь подвиг Богородицы. Наши модернисты приравнивают амартию к тленности, смертности и страстности, которые не есть грех, ни начало греха, ни что-то греховное даже в потенции, а просто слабости природы. Тем самым также почти аннулируется её подвиг.
Re: отзеркалил
alyulka
May 23 2016, 19:45:34 UTC 3 years ago
В ином случае наш разговор должен всё равно идти в рамках Церковных учений и терминологии, принятой в Церкви. Если ты говоришь нечто от имени церковного учения, то я тебе буду возражать во всех случаях, когда я увижу, что ты неправомысленно говоришь или неверно используешь богословские формулировки. Если ты говоришь чисто от себя, то - это человеческое мнение, которое мне интересно ровно настолько, насколько всякое иное человеческое мнение. Однако, если оно противоречит церковному, моя обязанность - указать тебе на это.
Re: отзеркалил
palaman
May 25 2016, 10:54:45 UTC 3 years ago Edited: May 25 2016, 10:59:39 UTC
Святой Дух открыл мне, что пример Богородицы, действительно будучи редким и в чем-то даже уникальным, тем не менее является ключевым в вопросе о том, что такое "первородный грех".
Мой комментарий:
Именно для того, чтобы мы не уклонились мало-помалу от Истины, не утратили этого понимания, Церковь учит нас постоянно держать Её пример перед глазами, поминая её в конце каждого молитвословия, а также (многократно) по ходу многих молитвословий.
Мариология - это ключ к правильному пониманию антропологии, Христологии и, в конечном итоге, Теологии вообще.
Re: Зачем ты решил на меня наговаривать?
palaman
May 20 2016, 20:24:18 UTC 3 years ago
Вот конкретный пример "наговаривания".
Где, в каком месте я "отождествлял" первородный грех с неукоризненными страстями? Процитируй мои слова - вот, весь наш диспут у тебя перед глазами.
Re: Зачем ты решил на меня наговаривать?
alyulka
May 23 2016, 19:37:17 UTC 3 years ago
Плюс - младенцы некрещёные для тебя = святым. Здесь либо терминологическая ошибка, либо неправомыслие. Ты одним словом в узкой теме говоришь и о некрещёном, и о святителе или преподобном отце.
Re: Зачем ты решил на меня наговаривать?
palaman
May 23 2016, 19:44:53 UTC 3 years ago
Ты просто не слышишь меня, когда я об этом говорю. Именно поэтому я вынес тему о НЕОБХОДИМОСТИ в отдельный пост: http://palaman.livejournal.com/230774.html
Re: Зачем ты решил на меня наговаривать?
alyulka
May 23 2016, 19:54:23 UTC 3 years ago
Re: Зачем ты решил на меня наговаривать?
palaman
May 23 2016, 20:08:50 UTC 3 years ago
В данном случае не лучше. Потому что у меня такая задача: изложить учение Отцов на языке современной психологии. И изложить содержание современной психологии на языке Отцов.
> Необходимость - это для меня непонятная вещь... Пока об этом не думал.
Это-то меня и возмутило. Ты не думал - а осудил.
Между тем, ты меня достаточно хорошо знаешь, чтобы иметь основания доверять мне в том отношении, что если я что-то утверждаю, значит я долго, основательно и со всех сторон обдумал данный вопрос. И уверен, что найденное мною решение - состоятельно.
Re: Зачем ты решил на меня наговаривать?
alyulka
May 24 2016, 07:37:47 UTC 3 years ago
Но сперва надо разобраться, как учат отцы. По моему мнению, ты современным языком рассказываешь не учения отцов, а свои собственные идеи. Которые ты, да, совершенно искренне, считаешь учением Церкви. Но проверяется это очень легко - для этого ты со мною должен говорить не на современном языке, а на языке святоотеческих писаний. И когда ты начинаешь это делать, у меня складывается впечатление, что ты не понимаешь базовых вероучительных вещей.
Я не осудил, а просто не стал разбираться. Ты же написал, что это ТВОИ мнения. А чисто человеческие мнения - включая моё собственное - мне совершенно не интересны. В отдельных случаях мне интересно тебя послушать и понять именно твоё мнение, но понятно же, что только мнение Церкви важно - в вопросах бытия, в вопросах, имеющих прямое отношение к Богу, человеку и миру.
"если я что-то утверждаю, значит я долго, основательно и со всех сторон обдумал данный вопрос" - в этом я никогда не сомневался. Но я и не пишу, что ты плохо или недостаточно обдумал. Не в этом суть моих претензий, если ты вспомнишь о них.
Я не доверяю тебе в том отношении, что ты достаточно знаешь и правильно знаешь. Тут то дело, о котором говорил Конфуций: "учиться и не думать - пустое дело, думать и не учиться - большая опасность".
О греховной смерти
palaman
May 23 2016, 16:08:48 UTC 3 years ago
Re: О греховной смерти
alyulka
May 23 2016, 19:32:23 UTC 3 years ago
Я прочёл, хорошо, что ты пишешь, что это ТВОЁ мнение.
Вот тебе за это: http://na-lubky.com/node/343
Re: О греховной смерти
palaman
May 23 2016, 19:34:08 UTC 3 years ago
Re: О греховной смерти
alyulka
May 23 2016, 19:54:41 UTC 3 years ago
Re: О греховной смерти
palaman
May 23 2016, 20:10:20 UTC 3 years ago
Вот это-то мне и непонятно. Если бы ты не знал меня - я бы не удивлялся.
Re: О греховной смерти
alyulka
May 24 2016, 07:26:05 UTC 3 years ago
Там - фантазии и логические построения о Православии, основанные на собственных домыслах. Там не интересно, что на самом деле Церковь и святые пишут по обсуждаемым вопросам, а важно некую концепцию продвинуть. Конечно, там бездна лукавства - просто потому что люди вообще нецерковные и деньги делают.
Re: О греховной смерти
palaman
May 24 2016, 16:23:41 UTC 3 years ago
Уместно ли сравнивать меня с теми, кому "не интересно, что на самом деле Церковь и святые пишут по обсуждаемым вопросам"?
Правда, я действительно не считаю главным действием Церкви и Святых "писать по обсуждаемым вопросам".
Писание - это необязательный побочный продукт духовной практики. Именно поэтому Предание выше Писания. Писание рождается из Предания, а не наоборот.
Re: О греховной смерти
alyulka
May 25 2016, 09:12:18 UTC 3 years ago
Твоя хула на Писание - это вообще за пределом дискурса. Одумайся, наконец!
Re: О греховной смерти
palaman
May 25 2016, 10:04:51 UTC 3 years ago
Было время, когда Евангелия ещё не были написаны, однако Церковь уже существовала.
Более того, в то время, когда Авраам дал десятину Мелхиседеку, никакие Писания ещё не были написаны и Авраам стал отцом всех верующих, так и не прочитав ни одной книги Библии.
Мне начинает казаться, что ты просто ищешь ссоры со мной. Это несколько неожиданный поворот дела, но всё-таки я готов пойти тебе навстречу :)
Re: О греховной смерти
alyulka
May 25 2016, 10:20:33 UTC 3 years ago
Более того, наше общение выйдет на другой уровень. Ты сможешь прямо сказать, с чем в Учении Церкви ты не согласен и почему, но ты его будешь ЗНАТЬ! Как вариант ты сможешь указать, что в "Догматике" Макария (Давыденкова, прп. Иустина, Малиновского, Воронова, Малеванского и других) не соответствует по-твоему мнению Православному вероучению. И это будет предметный разговор. А пока что у нас разговор - как у какого-нибудь кандидата физ-мат наук и пришедшего на физфак самородка из Мухосранска, который на коленке открыл общую теорию всего...
Re: О греховной смерти
palaman
May 29 2016, 03:42:33 UTC 3 years ago
Итак, Богу было угодно, чтобы я последовал твоему совету, и теперь я могу сказать, с чем именно я не согласен.
Конечно же, речь идет не об учении Церкви, а о том способе изложения материала, который я обнаружил в "Догматическом богословии" митр. Макария.
А именно, у меня сложилось впечатление, что он не различает последствия первородного греха и последствия греха предков данного человека, именуя то и другое последствиями первородного греха.
Между тем, это разные понятия.
В то время как бремя первородного греха является общим бременем всех (включая Богородицу) потомков Адама, за исключением Иисуса Христа, бремя греха предков является различным для разных людей. Если бремя Адамова греха в нас заслуживает наименования "искажения естества" (по той причине, что оно обще всем, кто принял это естество от Адама), то индивидуальное бремя данного человеческого рода или семьи этого наименования вовсе не заслуживает.
Однако Макарий за затрудняется различением этих понятий, сваливая в одну кучу примеры того и другого и именуя то и другое без различия "первородным грехом". Из-за этого и возникает путаница, заставляющая человека, основывающегося на этой книге, объявлять Богородицу "исключением из общего правила", тем самым волей-неволей подавая повод думать, будто в идее "непорочного зачатия Богородицы" есть какой-то резон.
В действительности же никакого резона в этой концепции нет. Богородица точно так же как и мы находилась под бременем греха Адама и всех (подчеркиваю, всех!) его последствий. И если мы видим разительное различие между Богородицей и другими людьми (включая нас самих), о которых говорится в собственном смысле "несть человека иже поживет и не согрешит", если мы искренне исповедуем Богородицу непорочной и даже ПРЕнепорочной, то мы должны понимать, что это различие проистекает из ДВУХ различных источников:
1) индивидуальная праведность Богородицы, величие Её аскетического подвига, не позволившего Ей даже в помыслах хотя бы на мгновение уклониться от воли Своего Сына (в том числе и прежде Его воплощения в Её чреве)
2) праведность Её рода, о которой нельзя забывать, так как значимость этого фактора подчеркивается тем фактом, что Священное Писание Ветхого Завета является в значительной своей части ни чем иным, как описанием истории этого рода!
Необходимо разделить не только понятия индивидуального и первородного греха, но также отделить первородный грех от родового, так как эти два понятия (первородный грех и грех рода) существенным образом различны (хотя первый является частным случаем второго, но он имеет особое значение, поскольку равно обнимает всё человечество, за исключением единственно Сына Божия). Необходимо отделить от понятия "первородного греха" все то, что ему не принадлежит. Сделать это не так уж трудно, ведь в Богородице мы имеем образец человека, который был свободен не только от индивидуального греха, но и (почти полностью) от греха родового. Хотя Библия сообщает нам о грехах предков Богородицы (например, Давида), но мы знаем из Предания, что бремя этого греха было максимально облегчено для Богородицы индивидуальной праведностью Её выдающихся родителей Иоакима и Анна (имена которых не случайно поминаются Церковью ежедневно).
Таким образом, глядя на Богородицу в Её юности, мы можем практически в чистом виде наблюдать действие первородного греха, почти совершенно не отягченное ни родовым грехом, ни тем более индивидуальным грехом.
Такой анализ позволит значительно уточнить (по сравнению с изложением Макария) наше понимание греха вообще и первородного греха в частности. Это имеет большое значение как для развития православной психологии, так и для наших с тобой отношений, относительно которых ты (архиерей сый лету тому) пророчески сказал, что они выйдут на другой уровень.
staerum
May 16 2016, 13:25:30 UTC 3 years ago
Сильный опыт, сильный текст.
Мне кажется, что период искушения это необходимый период для становления ума и очищения сердца.
В этом смысле проявление этого пресловутого бессознательного процесс естественный, но требующий преодоления, как детская ветрянка. Хотя, вероятно, ранняя и искренняя привика в самом деле возможна. А у нас тут просто цартсво антисанитарии.
alyulka
May 16 2016, 13:46:45 UTC 3 years ago
palaman
May 16 2016, 17:35:13 UTC 3 years ago
Насколько я понимаю, бессознательное появляется не вследствие искушения как такового, но вследствие падения - то есть, когда мы поддаемся искушению.
А для духовного становления человека падение - это вещь заведомо вредная. Искушение приносит пользу лишь тем, кто ему не поддаётся.
staerum
May 16 2016, 19:44:09 UTC 3 years ago
palaman
May 16 2016, 19:46:05 UTC 3 years ago
Самый яркий и знаменитый пример - Мария, Дева Богородица.
staerum
May 16 2016, 20:43:20 UTC 3 years ago
nirryti
May 18 2016, 16:16:29 UTC 3 years ago
Не могу понять и принять Вашу цель "полную ликвидацию бессознательного". Впрочем, также непонятно просветленное, по Вашему описанию, "лишение ума".
Я в принципе понимаю, откуда такие мысли, я знаю, насколько конфликт сознательного и бессознательного может быть чудовищно разрушителен. Но предлагаемый Вами выбор - это выбор человека, попавшего на слепящий свет, или выколоть себе глаза или отрезать тянущиеся руки.
Мне ближе провозглашенная концепция: "втройне сильней тот, в ком Я и неЯ идут в ногу." Не знаю, насколько она реалистична.
Но мне сегодня идея "ликвидировать свое бессознательное" не кажется привлекательной. Да, это похоже на жизнь со сворой бультерьеров. Но это то, что наполняет мою жизнь, жизнь рядового механистичного винтика социума, некоторой глубиной, какой-то тайной, делает окружающее не таким серым и плоским.
По-крайней мере, с бессознательным не скучно, а это уже немало.
Не ликвидация, а очищение
palaman
May 18 2016, 21:51:05 UTC 3 years ago
Ликвидировать бессознательное нельзя. Можно изгнать оттуда демона, но Бог всегда останется выше возможностей нашего осознания. Познание Бога бесконечно, потому с Ним не бывает скучно.
Re: Не ликвидация, а очищение
nirryti
May 20 2016, 12:53:33 UTC 3 years ago
Мне очень понятна ваша концепция соотношения православия и всего вот этого бессознательного в широком смысле. По-большому счету, у вас первая встретившаяся мне внятная концепция соотношения между мистикой и православием.
Собственно, ключевой вопрос для меня в том, что именно делает религиозная практика с бессознательным.
Как человек одновременно любопытный, крещеный и рациональный после прочтения "Короля и каролинки" я действительно попробовал проговаривать Отче наш. Ощущения крайне презабавные, мне было неожиданно трудно это делать, при том, что я профессиональный гуманитарий, скажем так, и ежедневно проговариваю гораздо более сложные тексты . Даже не то что трудно, а как будто шевелишь давно забытой, затекшей, частью тела.
С другой стороны, посетив церковь, я не ощутил и не увидел ничего особенного, все те же суетливые обыватели-овощи, замотанный попик. Извиняюсь за сравнение, но прямо в воздухе висели все те же страдания, как в соседней пивнухе рабочего района - маленькая зарплата, муж-алкаш (жена-бензопила), все вот это вот. Воистину агнцы. Отказаться от осознания другой части своего Я и обратно туда?
Re: Не ликвидация, а очищение
palaman
May 20 2016, 16:13:16 UTC 3 years ago
Отказываться от осознания не нужно. Осознание - вещь в любом случае очень полезная.
А почему Вы говорите "обратно"? Куда это - "обратно"?
Re: Не ликвидация, а очищение
nirryti
May 20 2016, 19:57:39 UTC 3 years ago
palaman
May 20 2016, 20:02:08 UTC 3 years ago
В Церкви есть разные люди, и те типажи, которые Вы выделяете, вовсе не являются ни самыми частыми, ни наиболее влиятельными. Словом, они не типичны.
Я уже не говорю о том, что всякое дело требует изысканности. К примеру, занимаясь боевыми искусствами, Вы ведь не составляли своё представление по этой теме исходя из первого (часто случайного и неудачного) опыта.
nirryti
May 20 2016, 20:33:09 UTC 3 years ago
Один раз видел в церкви (сельской) очень странного для меня священнослужителя, он был одновременно и пустой в привычной части, и одновременно яркий, доброжелательный, до отторжения. Но это был только одинт раз.
palaman
May 20 2016, 20:41:27 UTC 3 years ago Edited: May 20 2016, 20:45:05 UTC
Сельский храм? Да, бывают очень интересные священники. Но лучше всего монастырь. Место, где можно встретить людей, которые целиком посвятили себя Богу.
Вообразите себе человека, который, не прочитав ни одной книжки, научился читать и решил составить представление о литературе таким образом: зашёл в ближайший книжный магазин и купил пару книг с самыми яркими обложками.
Это оказались, скажем, "Заговоры сибирской целительницы" и какой-нибудь детектив Марининой. Прочитав эти сочинения, наш герой составил вполне определенное и окончательное представление о мировой литературе.
Примерно так поступают люди в отношении Церкви. И это не по глупости. Ведь в других вопросах они так себя не ведут.
Это следствие бессознательного сопротивления. Человек бессознательно ищет повода чтобы "закрыть тему", так и не открыв её.
nirryti
May 20 2016, 20:39:35 UTC 3 years ago
Нет тайны - смысл жизни выдан! Чего же более!
starshylaborant
November 24 2016, 05:43:44 UTC 2 years ago
palaman
November 24 2016, 12:54:05 UTC 2 years ago
Только опытом. И такой опыт у людей имеется.
> И как вы нашли святых?
Личная встреча со святым - великое дело. Это уж кому Бог пошлет. Но опыт общения со святыми в Церкви накоплен огромный, и если есть желание, то Вам ничто не мешает им воспользоваться.