Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Рождение Европы

Эти текстом я связываю воедино мои изыскания по православной психологии бессознательного, по истории и по теории Власти - все эти линии наконец-то сплетаются между собою в одно целое.
Потому он продолжает собою сразу несколько сюжетов:
Краткое изложение истории христианского мира
Власть и гениальность (тема) (рема)
Цикл заметок по теории Власти
А также Опыты глубинной психологии и Феномен светской культуры


Итак:



Многие подростки проходят через период яростного отрицания своей зависимости от родителей. Ребенок торопится стать взрослым и отвергает всякую преемственность со своим собственным детством, не осознавая того, что сам факт этого отрицания лучше, чем что бы то ни было, доказывает, что он ещё не взрослый. Признаком окончательного завершения "переходного возраста" является полное прекращение этого отрицания, которое начинается с "отрицания отрицания", а заканчивается полным принятием своего собственного детства как органической части свой биографии.
Именно в таком - подростковом и переходном - возрасте находится сегодня европейская светская культура. Она ещё проходит период отрицания христианства и своей детской преемственности от него. Этот болезненный период не может завершиться ни чем иным как осознанием и полным приятием этого факта, что и будет означать, что она повзрослела. И мои заметки стоят в ряду многих других признаков этого наступающего возмужания.

Начался же "переходный период" европейской культуры с иконоборчества, о чем я уже подробно говорил в заметке Полет над пропастью Средневековья и рождение Нового Мира. Самым началом переходного возраста, пубертатом Европейской культуры стало первое яростное иконоборчество VIII века, иконоборчество Льва Исавра, Константина Копронима и Льва Армянина, когда иконы и святые мощи сжигали, монахов вообще всех иконопочитателей убивали, монастыри разоряли, а храмы расписывали орнаментами и бытовыми сценами. Умеренное иконоборчество второго периода (начало IX века), когда убивать иконопочитателей перестали, иконы иметь разрешалось, а само иконопочитание объявили безвредным суеверием, было первым нежным пушком начинающегося повзросления. И я с нетерпением жду, когда же "переходный возраст" Европы завершится, и можно будет спокойно говорить о христианстве и его роли в истории Европы, не нарываясь на ежеминутное пубертатное кривлянье и ёрничание.

По-видимому, европейцы сегодня пока ещё достаточно далеко отстоят от такой зрелости мышления. (Особенно русские, которых совсем недавно большевики ещё убеждали жечь иконы и убивать монахов.) Надеюсь, что мои заметки внесут хотя бы какой-то вклад в наше неизбежное повзросление. Моя задача теперь - объяснить конкретный механизм рождения Нового мира, и подростковое дурацкое хихиканье является здесь серьезным препятствием при обсуждении анатомических подробностей этого процесса.



Как мне кажется, "местом" рождения Новой Европы было возникновение новой европейской Власти. Тому, кто не следил за этой темой ("Теория Власти"), будет так же нелегко разобраться в этой заметке, как и тем, кто не следил за развитием моих исследований в области глубинной психологии (см. например). Потому что наступил час объединить все мои темы в одну. Заметка, которую вот здесь и сейчас просматривает уважаемый читатель, является продолжением как той, так и другой линии моего повествования. Вместе с тем, она продолжает и исторический цикл Краткое изложение истории христианского мира!

Главное отличие Европы от прочих стран мира, как мне представляется, это необыкновенно сильная Власть. Причем теперь, опираясь на теорию Власти, можно точно указать в чем заключается именно причина и источник этой силы. Естественно, как таковая Власть (= властная группировка) является стержнем любого достаточно крупного социума (по крайней мере такого, численность которого превышает квадрат числа Данбара). Но Власть может быть количественно очень разной. И прежде всего в данном случае меня волнует количество "этажей" в той или иной властной группировке.

Развивая теорию Власти Щеглова и Хазина ("Лестница в небо"), я очень быстро уперся в проблему возникновения властной группировки. Если у вас уже есть хотя бы небольшая властная группировка, самая миниатюрная, ну хотя бы всего лишь в два этажа, "рыцари" этой группировки уже представляют собой Власть, потому что они действуют не сами по себе, но как представители своего сюзерена. Тем более, если там есть уже несколько этажей! Суть теории Власти в том, что источником собственно власти каждого человека Власти является его сюзерен. Грубо говоря, невозможно стать чьим-либо сюзереном, не будучи уже чьи-то вассалом. Пока у тебя нет сюзерена, ты не Власть, а всего лишь частное лицо. В этом главный секрет Власти и суть её теории.

Но при этом возникает страшный вопрос о курице и яйце. Как же может, в таком случае, возникнуть Власть? Раз возникнув, далее она уже без особых проблем растет и усиливается, и мы теперь понимаем основной механизм её роста. Вассалы вербуют себе собственных вассалов и сами становятся сюзеренами. Но как же она возникает? В заметке Формирование дерева Власти: вассалы и мосты я сделал попытку свести возникновения Власти к первоначальной дружбе нескольких человек. Вначале там нет иерархии. Но когда эта первоначальная клика расширяется, иерархия возникает. Новые присоединяющиеся "друзья" входят в сообщество не на равных, а в качестве вассалов одного их "друзей" и проч. и проч (см. по ссылке).

Самые остроумные из читателей в своих комментариях указывали мне на возможность (для меня также совершенно понятную и очевидную) иной возможности, когда первоначальным сюзереном формирующейся клики де-факто выступает не человек, а его Бессознательное. Это происходит в том случае, когда Власть формируется вокруг очень сильного, духовно одаренного человека, как сейчас принято говорить, харизматика. В этом случае мы можем формально ввести в рассмотрение дополнительный этаж Власти (см. Теория Власти и гипноз) и считать, что формирование дерева здесь резко упрощается тем, что уже на исходной стадии мы сразу имеем два этажа: сознательное "я" человека в качестве вассала и его Бессознательное в качестве сюзерена и Суверена формирующейся Власти. Но в прошлой заметке, которую, судя по вялой реакции "зала", почти никто из читателей не понял (Власть и гениальность (рема)), я повернул всю эту тему ещё более интересной гранью. Когда Власть начинает формироваться вокруг харизматика, это интересно и дает богатый материал для психологических выводов (см., например, Чёрные паруса) - но гораздо интереснее другая возможность: когда сама Власть становится источником "харизмы", изменяя уже не сознание, но само Бессознательное у человека Власти. И такая возможность является самой важной и даже ключевой для понимания нашей темы.

Это и есть то самое лоно, из которого родилась Европа. Смотрите, тут возникает очень интересная и парадоксальная логика.

Да, Бессознательное может выступать источником формирующейся Власти! Но, как я показал в прошлой заметке, эта формирующаяся Власть становится для Бессознательного препятствием. Чем больше и сильнее Власть, чем больше в ней этажей, тем более неудобным объектом для манипуляции сознанием становятся входяшие в растущую властную группировку люди. И на этом моменте надо заострить внимание.

На ранней стадии формирования Власти Бессознательное харизматического лидера де-факто выступает в качестве сюзерена и верховного суверена новорожденной Власти. Да, кстати. Мимоходом замечу, что идея "коллективного бессознательного" позволяет истолковать структуру первоначальной клики, дружеской компании, как монархическую, в котором друзья являются вассалами их коллективного Бессознательного! По сути, эта схема ничем не отличается от схемы с харизматическим лидером, просто такой лидер в какой-то степени выступает в глазах прочих членов банды зримым "воплощением" этого "коллективного бессознательного". То есть, в рамках нашего понимания, различие между кликой равноправных друзей и кружком поклонников харизматического лидера - чисто косметическое. Это всего лишь два разных оформления одного и того же психологического механизма.

Но по мере роста Власти духовный статус её лидеров возрастает. Подчиненные (вассалы) защищены от манипуляции сознанием самой психологией добровольного послушания своему сюзерену. В то же время, если во Власти уже сформировалось несколько этажей, они являются сюзеренами своих вассалов, а значит, Бессознательное остро нуждается в таковой манипуляции. Таким образом, чем больше этажей вассальной зависимости сформировалось во властной группировке, тем более трудной и неудобной для Бессознательного является возникающая структура.

Заметьте, что опять ключевым моментом здесь является принцип "вассал моего вассала - не мой вассал". Власть, устроенная по принципу восточной деспотии, когда все мы, независимо от нашего иерархического положения, подчинены одному Монарху, является достаточно удобным объектом для манипуляции! По сути, эта Власть устроена как звезда.

Сколько бы людей ни входило в структуру восточной деспотии, по сути в ней всего лишь два этажа Власти. Немного упрощая, можно сказать, что именно так и устроены традиционные (неевропейские) государства. Конечно, реальная структура Власти там все-таки не сводится к двухэтажной "звезде" (монарх + все остальные), все равно у монарха есть приближенные, визири и советники, обладающие большим самостоятельным весом. Все равно монарх не может лично контактировать с каждым из своих подданных, а значит, каждый человек, занимающий промежуточную ступень в коммуникации монарха с народом, можно в какой-то степени изображать из себя "сюзерена", но все равно ведь полноценным вассалом он не является. А не будучи полноценным вассалом, невозможно быть полноценным сюзереном!

Только "вассал моего вассала - не мой вассал", только полноценная многоэтажная структура вассальной зависимости делает каждого вассала полноценным сюзереном в отношении к его собственным вассалам. И только такая структура придает Власти действительно большой, а в случае огромной многоэтажной властной группировки и огромный духовный статус.

Таким образом устроенная Власть является страшно неудобным объектом для манипуляции сознанием со стороны Бессознательного. Это и есть главный секрет Европы, и тайна её безмерного превосходства над прочими странами и народами. Это источник её силы и её рационализма.

Рационализм европейской элиты стал абсолютным оружием в борьбе за мировое господство. Никакие Чингисханы и Македонские при всей своей личной харизматической одаренности не могли добиться такого результата, которого добилась Европа методичной работой десятка поколений Власти.

Бессознательное - враг рационализма, потому что рационализм (рацио=разум) означает осознание. Европецы все понимают, всё обозначают словами, всё обсуждают, на всё бросют луч света человеческого сознания, ничего не оставляя Бессознательному. А Бессознательное действует во тьме. ("Темнота - друг молодёжи") В нём может заключаться огромная мистическая сила, но Европа не преклоняется перед этой силой, а осознает её. И здесь корень успеха.

Я сознаю, что все эти мысли будут интересны многим и заденут многих. И если бы хотел добиться максимального литературного эффекта, я бы остановился на сказанном, оставив Бессознательному хотя бы небольшой уголок тьмы, в котором оно могло бы укрыться. И тогда многие сказали бы об этом тексте, что "зацепило"!

Но я не остановлюсь, а скажу всё до конца. Не потому, что у меня нет чувства меры, а потому, что в данном случае я выступаю скорее как мыслитель, чем как писатель. И я хочу добиться максимального осознания, пусть даже для этого придется принести в жертву музу этого текста.

Я скажу о роли христианства в истории Европы.

Продолжение: Возвышение Европы (1)
Tags: Теория Власти
Вассал моего вассала, не мой вассал - - это Античность. Которая заканчивается.

Эта схема подразумевает суверенность вассала по отношению к сюзерену, на основе добровольного договора. Договор направлен на отстаивание права коллективной власти. В случае покушения на таковую третьих сторон, конкурентов. Придти со своим войском под знамена сюзерена.

Экономически - вассал моего вассала не мой вассал - выглядит так. Что хочу, то и делаю. Хочу развивать экономику своих вассалов, и буду. Сюзерен мне не указ. Мои вассалы, это мои вассалы. Чьи вассалы, чья власть, того и вера и экономика. - Это оттуда.

В настоящее время, экономика жестко регламентирова. В мировом масштабе. Никакого либерализма - вассал моего вассала не мой вассал - не существует. Верхний сюзерен жестко контролирует экономическое развитие ВСЕХ. И вассалов вассалов, тоже. Никого свободного рынка - вассал моего вассала не мой вассал - не существует после второй мировой войны, вообще.
В данном случае слова "вассал" и "сюзерен" используют в особом смысле, как специальные термины теории Власти.
То есть, они обозначают личные отношения двоих членов властной группировки.
Иконоборчество могло быть реакцией на победы мусульман и попытки заимствовать нечто оттуда. Правильно ли тогда связывать это с рождением Европы?

А насчет рождения власти - мне часто вспоминается история Крестного Отца. Было трое друзей, их попытались прессовать, двое смирились, один спланировал и совершил Поступок. После этого двое признали его главенство, возникла властная группировка, выросшая в большую мафиозную семью.

В этом ключе интересно, что этот момент перекликается с теорией П. Турчина о возникновении имперских этносов на этнических границах. Постоянные стычки и набеги либо быстро уничтожают образование, либо выковывают новый этнос, способный к формированию новой империи. Скажем, Рим отковался сначала в войнах с этрусками, потом с кельтами. Венеция была на границе Византии и Италии. И т.д.
> Иконоборчество могло быть реакцией на победы мусульман и попытки заимствовать нечто оттуда.

В частном конкретном случае именно византийского иконоборчества - почему бы и нет?

Но иконоборчество в широком смысле - умеренное иконоборчество! - слишком обширное явление. Мы сегодня живем в мире, в котором иконоборчество одержало решительную победу повсеместно. (Исключение составляет разве только Православие, но внутри Церкви сегодня очень сильны иконоборческие тенденции.)
Такой масштабный феномен невозможно свести к влиянию Ислама.

Потому я полагаю, что логика здесь обратная: само появление Ислама было всего лишь одной из первых ласточек новой эпохи, в конце которой нам довелось жить.
> возникновении имперских этносов на этнических границах

Очень правдоподобно, хотя и совсем не в русле теории Власти.
Может быть, можно сблизить эти подходы, если акцентироваться не на "границе двух этносов", а на постоянной военной угрозе. В военных условиях люди охотнее подчиняются, потому что острее и непосредственнее ощущают пользу Власти.