Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Великая Суббота 2018

Комментарий одного читателя вдруг заставил меня с огромным изумлением осознать, что далеко не все ещё прочитали Библию. Хотя казалось бы, это самая популярная и самая издаваемая в мире книга! Я тут варюсь в своем соку и забываю о реальных проблемах человеческих. Переваривая эту информацию, я постепенно пришел к мысли рассказать о необычном состоянии, которое пережил в Великую Субботу[Spoiler (click to open)](день накануне Пасхи, когда над Гробом Господним в Иерусалиме на глазах у всех происходят сверхъестественные явления) в храме, когда читал паремии (тематические тексты из Ветхого Завета). Всю Страстную Седьмицу мы с батюшкой отслужили практически вдвоем так что, конечно, всем было понятно, что накопилась усталость. Потому когда я вдруг стал задыхаться и голос у меня начал пропадать, все прихожане решили, что мой организм просто-напросто взбунтовался. Священник тут же вышел из алтаря и сменил меня в качестве чтеца.

Между тем, чувствовал я себя прекрасно, просто ум мой был внезапно пленён помышлениями и даже видениями, которые настолько захватили мои чувства, что я некоторое время не мог нормально дышать. Обычно о таких состояниях я предпочитаю никому не рассказывать - и потому, что это очень интимно, и потому, что боюсь дать повод бесу тщеславия и гордыни, который и без того ездит на мне с утра до вечера как ведьма на Хоме Бруте ("Вий" Гоголя). Но что-то подсказывает мне, что на сей раз следует сделать исключение и поделиться с читателем тем, что мне было сказано и даже показано. Недаром ведь эта позорная слабость приключилась со мной не в интимной обстановке тайной келейной молитвы, но на глазах у всех, подтвердив в общем мнении прихожан мой диагноз уже заметно теряющего силы гипертоника. У меня нет сомнения, что пережитое мною состояние было от Бога и мне было открыто нечто важное для меня лично. Но мой опыт писателя подсказывает, что по-настоящему важное для меня лично, даже когда оно кажется совершенно приватным, будучи выражено в словах, всегда оказывается важным и интересным и для многих других людей. Просто потому, что все мы глубоко взаимосвязаны и составляем по сути одно таинственное целое.

Все началось с книги пророка Ионы.

Иона жесток по отношению к ассирийцам, врагам Израиля. От бежит от Бога, когда Бог велит ему идти в Ниневию (столицу Ассирии) и проповедовать ниневитянам, что за их грехи город их будет разорен. Иона не хочет предупреждать ниневитян от грядущей катастрофе, потому что предвидит, что они покаются и Бог их помилует. А Иона не хочет, чтобы Бог их миловал - он желает наказания ассирийцам, потому что предвидит, будучи пророком, что Израиль будет захвачен ассирийцами. План Ионы прост: вместо того чтобы исполнить слово Бога, он садится на корабль и стремится уплыть подальше, не желая участвовать в деле, которое считает тяжким для своего народа. Но Бог не дает кораблю уйти. Подымается ужасная, необыкновенная буря, которая заставляет всех на корабле предположить, что происходит нечто сверхъестественное. Один Иона игнорирует происходящее и, забравшись в трюм, преспокойно спит. Люди в страхе молятся каждый своему богу и бросают жребий, чтобы понять, из-за кого случилась эта напасть. Жребий падает на Иону. Иона признается, что он служитель и пророк Творца всего сущего, и что бежит от Бога, и открывает корабельщикам волю Бога: они должны выбросить его, Иону, в море. Корабельщики в шоке и изо всех сил пытаются избежать этого, но продолжающая усиливаться буря приводит их в отчаяние - и они бросают Иону за борт, прося прощения у Бога и жалобно оправдываясь перед Богом, что Он Сам вынудил их это сделать. Бог чудесным образом спасает Иону и все-таки оправляет его в Ниневию. Иона делает то, что велено. Ниневитяне, до которых дошла информация обо всем случившемся, приходят в страх от его проповеди и раскаиваются. Они накладывают на себя суровый пост, они ничего не едят и не пьют, и даже скотину свою не кормят, надеясь умилостивить Бога. И Бог действительно милует Ниневию, как того и боялся Иона. Иона же с горечью садится в пустыне напротив города и упорно ждет, чтобы исполнилось его пророчество. И Бог посылает ему утешительное знамение: внезапно возле Ионы вырастает из земли растение, которое скрывает его в тени от палящего солнца. А потом растение вдруг засыхает и поднимается обжигающий ветер, так что Иона приходит в отчаяние и просит себе у Бога смерти. Тогда говорит Господь: ты жалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и вскоре пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором такое множество детей и скота?

Эта история всегда глубоко трогает меня. Я писатель и знаю, что такой сюжет невозможно выдумать. Вернее сказать, такой сюжет может выдумать только Бог, который выдумал этот мир и все сюжеты нашей жизни. Все младенцы с наслаждением слушают книгу пророка Иона как сказку, но это гораздо больше чем сказка. В этой истории как в капле воды заключено все Богословие и ответы на все вопросы. Назвать её гениальной язык не поворачивается так же, как не поворачивается язык назвать гением Иисуса Христа, неожиданные и предельно точные, исчерпывающие ответы которого на каверзные вопросы поражали вопрошавших и приводили их в изумленное молчание. Книга пророка Ионы - это Его текст, а определение "гений" слишком мелко и пошло для Бога. Древнегреческий "гений" означал то же, что "бог" или "демон" - но речь у греков шла об анимешных богах и демонах, пусть великих и даже непостижимых по обычным масштабам человеческим, но мелких и ничтожных по масштабам личности Господа.

[Кстати...]Важно понимать, кстати, что пророчество Ионы все-таки исполнилось, только "слишком поздно", уже после того как ассирийцы причинили Израилю все те беды, которые предвидел пророк Иона, и от которых он хотел избавить свой народ, убегая от Бога. И понимающие люди уже тогда не сомневались, что слово пророка не останется неисполненым. Плененный ассириянами пророк Товит советует своему сыну при первой же возможности эмигрировать: "Отправься в Мидию, сын мой, ибо я уверен, что Ниневия будет разорена, как говорил пророк Иона; а в Мидии будет спокойнее до времени" (см. Товит 4:14)

Иисус Христос жалеет врагов Израиля и заставляет спасти их Иону, Своего пророка, искренне желающего их погибели. Заставляет против воли, что необычно и нехарактерно для отношений Бога с Его пророками. Обычно Он никого не принуждает насилием делать добро, так как имеет более чем достаточно возможностей чтобы сделать все, что Он захочет, не прибегая к чьей-либо помощи. Бог в нас не нуждается, и служить Ему - это честь, а не необходимость. Но вот в случае с Ионой была какая-то особая причина к принуждению. В этом неповторимая особенность данного сюжета, точных аналогов которому я припомнить не могу. Помнится, Моисей не хотел возвращаться в Египет, ссылаясь на то, что он недостаточно красноречив чтобы говорить с фараоном (см.). Сказано, что Господь за это прогневался на Моисея - но не стал принуждать и наказывать, а просто переложил часть пророческого служения Моисея на его брата Аарона. Господь сказал Моисею:
- Смотри, Я поставил тебя богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком.
Важно понимать логику происшедшего: далекие потомки Аарона (ариереи Анна и Каиафа) затем и предали Его, Господа, игемону Иудеи Понтию Пилату, и добились, чтобы Пилат осудил Его на распятие.

Все эти мысли и образы промелькнули в моем уме, и я внутренне размышлял о любви Бога к Его врагам - то есть, к людям, которые были причиной страданий Своего Творца и заставляют страдать тех, кто Ему служит. Великая Суббота - это день, когда Он лежал во Гробе, отдыхая после Своей страшной казни. В это время я начал читать паремию из книги Исход, как Бог утопил в море египетское войско, которое преследовало вышедших из Египта евреев.

Помню, я задался вопросом: для чего Церковь снова и снова заставляет нас вспоминать все это, что было так настолько давно, что уже давно и быльём поросло? И Бог мне ответил: потому что Он не перестает жалеть этих египтян, потому что Он погубил их только для того, чтобы прославить Имя Свое, укрепив Свой народ в вере. Немного было в истории случаев, когда Бог убивал бы кого-то Сам, Своим чудесным действием. Обычно когда Бог хочет наказать или даже убить кого-то, Он просто перестает помогать этому человеку, после чего естественное течение событий само собою приводит человека к гибели, так как сама логика жизни так устроена, что за грехом неизбежно следует смерть, а вначале страдания. Великий Марк Подвижник в одном из своих поучений специально оговаривает это: "Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению, как думают некоторые, не знающие духовного закона." Немного было случаев, когда Бог наказывает людей именно "особенным назначением", и тем более сразу много людей, как это было с Содомом, жители которого пытались изнасиловать ангелов, как это было с ассирийским войском, осаждавшем Иерусалим через сто лет после пророчества Ионы, как это было с хананейскими народами, истребленными Израилем. И как это было с египтянами в заливе Красного моря.

Но мы не вспоминаем на службах так часто и так настойчиво ни Содом, ни хананеев, ни ассириян. Между тем, гибель Египетского войска вспоминается ежедневно, ей обязательно посвящен первый ирмос каждого канона. Почему это?

Мне кажется, потому что Бог любил Египет и особо промышлял об этом государстве, игравшем какую-то важную роль в Его планах. Когда сыновья Иакова-Израиля продали в Египет своего брата, пророка Иосифа, Бог наказал их и всю землю страшным неурожаем, который длился семь лет подряд. Но именно благодаря этому великому голоду возвысился Египет, став на какое-то время самым могущественным царством на земле. Благодаря этому голоду фараон, царь Египетский, сделался полновластным хозяином всего Египта. Проданный в Египет Иосиф, будучи пророком, предупредил фараона о грядущем голоде и научил тому, как использовать эту эксклюзивную информацию. (Фараон заранее накопил огромные запасы зерна и скупил во время голода всех, кто погибал от голода и искал способа выжить, себе в рабство.) И братья Иосифа, продавшие его за двадцать сребренников, остались живы благодаря Иосифу, которого фараон за его пророчество поставил управлять всем Египтом.
Именно в Египте Иисус Христос дал первые знамения Своего пришествия, когда идолы богов падали в египетских храмах, когда Он ещё младенцем на руках Своей Матери входил в их города. Мне думается, именно Египет стал колыбелью всей современной цивилизации, а влияние и историческое значение этого государства (первого по сути государства) мы недооцениваем.
"Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего" (см.).

Египетские жрецы совершали удивительные чудеса, что зафиксировано в Библии, в рассказе о том, как Моисей "соревновался" с ними перед глазами фараона, чтобы убедить его отпустить евреев добровольно, по слову Бога. Египетский фараон был крут невообразимо: его противостояние Богу я пересказывать не в силах; это надо просто прочитать. Египетские воины были необыкновенно смелыми людьми. Бог на их глазах явно и недвусмысленно помогал евреям, карая их врагов. Они нагнали евреев к вечеру и прижали их к морю, но всю ночь не могли приблизиться к ним из-за сверхъестественного вмешательства. И вот наутро дно моря обнажилось, так что вода стояла стеной справа и слева, и евреи вошли в "коридор". Какие же надо было иметь нервы и насколько верить в себя, чтобы войти вслед за евреями в расступившееся море?!

Но вот они вошли и двигались вперед. И Бог не просто потопил их, совсем нет. Пока они верили в себя, пока они шли вперед, Он уважал их веру. Но вот воззрел Господь на египтян - вправду ли египтяне настолько верят в себя? И вот тут они усомнились и дрогнули, и сказали себе: Побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них. Они не трепетали ни когда вода в реке Нил превратилась в кровь и воссмердела как кровь мертвеца. Ни когда саранча напала на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой. Ни когда Египет объяла сверхъестественная тьма, так что не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня. Они дрогнули лишь в ту ночь, когда в каждом доме в Египте умер первенец, а у евреев не умер никто - в честь чего евреи и празднуют свою Пасху, которая стала прообразом нашей Пасхи, Пасхи воскресения из мертвых. Они дрогнули лишь на мгновение, но снова обрели уверенность в себе и погнались вослед уходящих евреев. Потому что они знали, что Бог на стороне тех, кто верует, вера является корнем любой силы, и кто теряет веру, тот теряет всё.

Но когда Господь воззрел на них, они потеряли веру. Оказывается, невозможно сохранить веру в себя, когда на тебя смотрит Тот Самый Бог. И они побежали. И вот тогда - только тогда, когда они побежали! - их накрыла вода.

Это была намеренная, рассчитанная жестокость. Библия не оставляет сомнения в этом:
И сказал Господь Моисею: Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь.

Мы маленькие, слабые существа. Но Бог порой дает нам силы противиться Ему. Дает именно для того, чтобы однажды просто посмотреть нам в глаза - и этот взгляд расставит все по своим местам, так что станет вдруг предельно ясно, кто чего стоит, и ни у кого не останется никаких сомнений.

И это не потому, что Он нас не любит. Он не жалеет ни Своих пророков, ни даже Самого Себя не пожалел, чтобы дать нам возможность вовремя сделать правильный выбор. Он послал Иону в Ниневию, Он послал Моисея в Египет. Он не пожалел мужественных и сильных Египтян для того, чтобы наглядно показать, что будет со всеми нами.

И даже после всего этого Он не сразу осудит тебя; Он вначале посмотрит на тебя, чтобы увидеть, сможешь ли ты выдержать этот взгляд. И ты не сможешь его выдержать, но сам себя осудишь на вечное мучение, как осудили себя египтяне, побежавшие от Бога навстречу своей смерти.


Tags: психология, религия
2

vl09

April 12 2018, 08:18:50 UTC 1 year ago Edited:  April 12 2018, 08:20:11 UTC

только вот ваши видения отклонились от темы этих паремий - Воскресения Христа. И это огромная потеря(
Наверное, Бог лучше нас с Вами видит связь вещей - и знает, что и когда важно и уместно.

Впрочем, даже и я в какой-то мере вижу связь описанного выше с Воскресением. Через общее Воскресение всех, прообразом которого и было воскресение Христа.
Если Вы про меня )). То Библию я читал. ) Новый завет, так раза 3). Старый вот не полностью - остановился на одной из книг царств.
Значит, ошибочка вышла. Но нет худа без добра - зато вот текст написался.
Да, тем более, имхо, Вы правы - многие библию не читали )
Вопрос к Вам возник, т..к. на днях мой 5 летний ребенок обратился с вопросом про Архангела Михаила. Я ничего не смог ему ответить и обратился к Вам за консультацией )

P.S. Аааа. Теперь я на весь рунет опозорен - библию до конца не прочитал ))

palaman

April 12 2018, 08:41:45 UTC 1 year ago Edited:  April 12 2018, 08:42:28 UTC

Истина уже разъяснилась. А полностью Библию вообще мало кто прочитал. Пророческие книги читать довольно сложно.
Кстати, Михаил Архангел - это один из Ангелов, прямо упомянутых в Библии: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%B0_%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0#5:13
Перечитал эту 6-ю главу книги Иисуса Навина + делал поиск по словам: "Михаил" , "арх", "ангел" - не нашел Михаила Архангела. Но вероятно, надо всю книгу прочитать.
Архистратиг. И имя прямо не называется. Его сохранило Предание. В предыдущей главе:

13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? 14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? 15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

Я дал ссылку прямо на этот текст.
Ясно. Я искал упоминание имени.
Спасибо.
Искать надо в библейской Симфонии.
Н-р, в Синодальной:
Дан. 10:13,21; 12:1
Иуд. 1:9
Откр. 12:7.
(другие десять Михаилов в 1 Пар., Ездр. и Числ.).
Спасибо.
Спасибо! Как дивны дела Господни на нас! Оказывается в Великой Субботе и такой смысл можно найти! У меня совсем другие были переживания, связанные именно с этой Великой Субботой (если интересно - https://medved-kuznets.livejournal.com/7616.html), но Ваш ход мысли очень сильно дополнил мое осознание этого дня.
В этом году я, к счастью, первый раз присутствовал на чтении паремии и так поразился, объёмности смыслов в неё заложенных чтобы раскрыть тему сошествия Христа во ад и изведения из него праведников, а также и тему Благовещения. Но Ваш взгляд под другим углом делает эту тему, это событие даже не трехмерной, а 5-6 мерной))) Спасибо!
Спасибо! Очень хорошая статья. Вы попытались обнять разом все смыслы того дня - и в какой-то мере Вам это удалось. А в полной мере - на это и всей жизни не хватит. У меня была намного более скромная задача: всего лишь описать то, что мне пришло в голову при чтении паремий. И то, как мне кажется, я с этим справился лишь на 20-30%%
Да, то, что всей жизни не хватит - это Вы очень хорошо мне показали))) объёмно. Но и то, что Бог хочет чтобы мы эти смыслы старались описать и "разом обнять" - тоже очевидно, ведь не зря Он сводит в общении людей с разными взглядами. Ваш пост - для меня знак, что Великая Суббота в этом году была не просто особенная, а очень особенная, и смысл этого нам ещё предстоит понять.
Я прочитал и ветхий и новый завет. Но у меня после этого возник диссонанс который до сих пор остался.
В ветхом завете бог жестко физически карает людей. Содом и Гамора, то же войско египетское. Потоп это вообще полное истребление человечества за исключением одной семьи.
И это вызывало внутренние отторжение. Как может заведомо на много порядков более сильный бог так поступать с теми к то ответить даже не сможет, пусть даже он их создал. Т.е. классическое право сильного, что конечно имеет право быть. Но реализуя право сильного, ты получаешь страх и тебе подчиняются, потому что боятся. Но тебя не любят.
А вот в новом завете он абсолютно другой. Добрый, всепрощающий как будто написано вообще про другого бога. Как так возможно?
У меня два варианта только на данный момент.
1. Это действительно про двух разных богов написано.
2. Все же бог как и мы развивается и учится на своих ошибках. Переосмысливает свои действия в прошлом. Ведь если мы созданы по его образу и подобию, то ему присущи и те этапы развития, что присущи нам.
Ну может же быть и третий вариант - мы только ко времени воплощения Иисуса Христа научились понимать не только язык силы, но и слова? Может у человека до этого не было даже возможности понять что такое милосердие, может он воспринимал это как банальную слабость (сейчас это, стати, тоже не редкость). Так что это скорее мы учимся на своих ошибках.
Думаю, мы этому даже сегодня ещё не научились.
Не только у Вас возникла такая проблема и такая идея - противопоставить Новый и Ветхий Завет. Но правильный подход здесь иной. Чтобы пояснить логику этого подхода, воспользуюсь далекой аналогией: https://palaman.livejournal.com/175437.html

Видите? И это характерно для Пушкина. Чтобы выразить сложную и многогранную мысль, не теряя при этом ни одной грани, Пушкин часто прибегает к такому приёму как (мнимая) эклектика. То есть, он как бы "сам себе противоречит". Говорит одно, и тут же говорит противоположное, предоставляя читателю поработать самостоятельно и свести все в одно в своем уме.

По учению Святых Отцов, именно так и надо поступать, встречаясь с явными "противоречиями" и "нестыковками" в Библии в частности и в Церкви вообще. Такого рода "противоречие" - это повод для работы ума, заставляющий нас глубже поглядеть на то и на другое: на тезис и на антитезис. Целью этой работы является синтез, который и является тем смыслом, который таким способом выразил Творец.

Правильно понять доброго Христа можно лишь зная, что это именно Он, Иисус Христос, потопил египтян и сжег Содом с Гоморрой. Его образ при этом получается более сложным и многогранным, не так ли? И это очень важная поправка, которая не позволяет нам забыть, что Христос будет судить этот мир и осудит кого-то на вечное мучение. Хотя в Новом Завете Он прямо говорит об этом, но многие люди, "не любящие" Ветхий Завет, пропускают это предупреждение мимо ушей, предпочитая не замечать. А надо бы замечать.
Хм интересно, я в данном направлении не думал. Действительно тогда больше появляется понимания. Пожалуй стоит мне еще раз неспешно прочесть Библию.
Помоги, Господи!

euhenio

April 12 2018, 10:11:38 UTC 1 year ago Edited:  April 12 2018, 10:12:46 UTC

+

>>>Он вначале посмотрит на тебя, чтобы увидеть, сможешь ли ты выдержать этот взгляд. И ты не сможешь его выдержать, но сам себя осудишь на вечное мучение, как осудили себя египтяне, побежавшие от Бога навстречу своей смерти.

Я бы еще так сказал. В Писании "взглядом Божиим", а также "рукой Божией" называется Источник божественных энергий. Кто приготовил дом Божий для них в сердце, тот не побежит как египтяне от взгляда Божия и будет погружен в молчаливое созерцание энергий-словес Божиих (логосов):

"Тако глаголет Господь: небо [сердца] престол Мой, земля же [сердца] подножие ногу Моею. Кии дом созиждете Ми? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих" (Ис. 66:1-2).
Спасибо!
Прошу прощения за прямоту, но именно этот эпизод с египтянами всегда вызывал массу вопросов.

Выглядит это как натурально противостояние двух, плюс-минус равных, родоплеменных богов, еврейский vs египетский. Согласитесь, все эти жабьи фокусы явно не деяния масштаба Творца Мира.

Кстати у вас описаны и ключевые моменты этого противостояния веры, когда Моисей усомнился в своем красноречии (вере) и пришлось его подпирать братом. И когда египтяне дрогнули в своей египетской вере и только после этого еврейский смог накрыть их волной.

А как должны по-Вашему выглядеть деяния, достойные Творца мира?
Как землетрясение в масштабах континента? как взрыв Сверхновой?
Ну, не так что Деяния могут повторить волхвы, соревнуясь на равных с Творцом Мира в насылании жаб и мошек. Явления огненным столпом, к примеру.

И дело же не только в масштабе чудес. По тексту же фараон говорит "ваш Бог" и в целом Иегова тут ведет себя не как Владыка Мира, а родовой бог сынов Израелевых, не без усилия превозмогающий египтян (и египетских богов, очевидно вырезанных из кадра)

Последняя акция с первенцами уже потребовала массового ритуального жертвоприношения. И самый жесткий экшен с явлением огненного столпа и раздвиганием вод стал возможен только после удаления от Египта.
> По тексту же фараон говорит "ваш Бог"

То есть, Вы основываете свое мнение на свидетельстве фараона? :)

> дело же не только в масштабе чудес... в целом Иегова тут ведет себя не как Владыка Мира

Получается, что дело именно в масштабе. Именно с масштабом и связано Ваше недоумение.
А на мой взгляд, Бог в данном случае иронически избирает в точности такой масштаб, который казался египтянам великим (чуть выше уровня богов, которых они себе представляли). Давая египетским жрецам возможность помучиться, побороться с Ним некоторое время, чтобы создать драматический эффект. Ведь происходившее тогда в Египте происходило на глазах всего человечества, всех будущих поколений, которым предстояло читать потом Библию. Таким образом, мы с Вами как читатели оказываемся вовлечены в эту историю, невидимо присутствуем там, в поражаемом казнями Египте.

Я как-то уже цитировал Вам слова Максима Исповедника, который указывает на то, что иронии в Священном Писании гораздо больше, чем принято думать. Вы иронии в этой сцене не приметили, приняли всё за чистую монету - вероятно, потому, что и сами являетесь объектом этой иронии. Вам не приходила в голову возможность такого поворота?


> самый жесткий экшен с явлением огненного столпа и раздвиганием вод стал возможен только после удаления от Египта

На мой взгляд, раздвигание вод и огненный столп - это гораздо более простое действие (на уровне физики), чем появление жаб или смерть именно первенцев (а не всех подряд).
Взорвать сверхновую "проще", чем воскресить мертвеца.
Вот классический пример такого же рода иронии

Оба царя сидели во всём своем величии на престолах у ворот Самарии, а лживые пророки прорицали пред ними. Причем глава их Седекия сделал железные рока и, протрубив, сказал Ахаву:

– Так говорит Господь: этими рогами ты уничтожишь и истребишь Сирию.

Точно так же и остальные лжепророки говорили:

– Иди в Рамоф Галаадский и победишь ассирийского царя: Господь предаст его тебе в твои руки.

Между тем посол, отправленный к пророку Михею, сказал ему:

– Вот все пророки предсказывают царю доброе; прошу тебя, говори и ты то же с ними, чтобы твои слова не расходились с их словами.

– Жив Господь! – отвечал пророк Михей, – и что скажет мне Сам Господь Бог мой, то именно я и скажу царю.

И вот, придя, святой Михей стал пред израильским царем Ахавом, который спросил его:

– Послушай, Михей, – идти ли мне в Рамоф Галаадский на войну или должно удержаться?

Пророк, не тотчас отвечая на вопрос царя и желая его привлечь к более усердным вопросам, сказал:

– Идите, – будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши.

Ахав, видя, что пророк говорит не с дерзновением, обратился к нему:

– Заклинаю тебя: скажи мне истину как пред Господом.

Тогда святой Михей сказал с дерзновением:

– Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам как овец, у которых нет пастыря.

Этими словами пророк предсказывал, что войско израильское на войне лишиться своего пастыря, т.е. царя: он будет убит и все, как овцы волками будут разогнаны ассирийскими войсками по горам и пустыням. И сказал Ахав царю Иосафату:

– Не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?

Святой Михей продолжал:

– Так выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и всё воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один (из предстоящих) говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он (Господь): ты увлечешь его и успеешь; пойди и сделай так. Знай царь, – говорил пророк, – что дух лжи в устах пророков твоих, и Господь изрек о тебе недоброе.

Во время этих слов пророка подошел лжепророк Седекия и ударил по щеке святого Михея, проговоривши:

– Какой Дух Господень сказал тебе всё это.

– Вот ты увидишь это, – отвечал святой Михей, – в тот день, когда из страха пред ассириянами будешь бегать из комнаты в комнату, чтобы скрыться хотя в доме своем.

Переполненный гневом, Ахав велел взять пророка Михея и посадить в темницу и там кормить "хлебом печальным" и поить "водою печальною", т.е. давать ему хлеба и воды в таком малом количестве, чтобы пророк только не умер от голода и жажды, а остался жив до возвращения царя, который хотел предать его мучениям. Царь так и сказал:

– Держите его, пока я не возвращусь в мире.

Святой Михей отвечал царю:

– Если ты возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня.

Затем святой Михей обратился к народу и громко сказал:

– Слушайте это все люди!

Святой Михей продолжал:

– Так выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и всё воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один (из предстоящих) говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он (Господь): ты увлечешь его и успеешь; пойди и сделай так. Знай царь, – говорил пророк, – что дух лжи в устах пророков твоих, и Господь изрек о тебе недоброе.
(с)

Учитывая, что об этом говорит таки открыто Михей, то это такое нелепое хитроумие простигосподи, что действительно только чувством юмора и объясняется.
Нет, это не юмор, а именно ирония.
И эта ирония даже не в том, что Бог выставляет духа льсти на общее обозрение и на посмешище перед теми людьми, которых тот хотел обольстить. Ирония в том, что люди даже после этого дают себя обольстить.
Именно в такое положение и ставите Вы сами себя, когда настаиваете на равенстве Бога Израиля и богов египетских - хотя и знаете, в отличие от древних египтян, что спустя короткий срок все египетские боги будут мертвы и не останется ни одного человека, который всерьез верил бы им и служил. Вот где ирония-то!
/На мой взгляд, раздвигание вод и огненный столп - это гораздо более простое действие (на уровне физики), чем появление жаб или смерть именно первенцев (а не всех подряд).
Взорвать сверхновую "проще", чем воскресить мертвеца./

В плане игры разума:

если понимать магию как сдвигание вероятностей в рамках некоего люфта реальности, зафиксированной человеческим вниманием, то насылать саранчу гораздо проще, чем материализовать здесь и сейчас алюминиевую заклепку 6,4х18. Несмотря на то, что с точки зрения физики саранча более затратна.

И да, взорвать сверхновую тоже проще, потому что они и так каждый день взрываются, как и случаются стаи саранчи, в отличие от оживления мертвецов и материализующихся заклепок. И огненных столпов.

Я понял вашу мысль про драматизм и иронию, спасибо.



palaman

April 13 2018, 19:17:53 UTC 1 year ago Edited:  April 13 2018, 19:18:18 UTC

> если понимать магию как сдвигание вероятностей в рамках некоего люфта реальности, зафиксированной человеческим вниманием, то насылать саранчу гораздо проще, чем материализовать здесь и сейчас алюминиевую заклепку 6,4х18

А почему, собственно? Что такого маловероятного в заклепке?

Самые большие числа в математике связаны с комбинаторикой и самые малые вероятности - с информацией. Вероятность случайного появления достаточно длинного осмысленного текста в результате работы генератора случайных чисел легко сделать сколько угодно малой, просто увеличивая длину этого текста. И думаю, ты не доберешься ещё и до первой сотни страниц, как эта вероятность станет меньше, чем вероятность любого физического процесса.
А генетический код - это текст. Жрецы египетские недаром признали свое поражение после того как Бог превратил персть в мошек (Третья казнь). На этом "соревнование богов" кончилось и дальше соревновался с Богом уже лично и персонально фараон. Жрецы советовали ему уступить, а он упрямился.

Аарон простёр руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.
Николай II: Опережая время
https://www.youtube.com/watch?v=b66DFb7szho
по рекламе увидел, начало понравилось, весь ещё не смотрел.
Спасибо! Сейчас посмотрю.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Простите, не пойму, зачем здесь вопрос об ирмосе первой песни- не прямым же Божьим изволением он туда поставлен. Так уж сложился канон написания канона. Дальше разные по значению события, избранные авторами.

Христос воскресе!
Каноническое Богослужение Православной Церкви насквозь боговдохновенно.
Не знаю, что для Вас означают слова "прямое Божье изволение" - но на мой взгляд, прямее просто некуда. А иначе какой смысл тратить на Богослужение столько времени и сил? (А может быть, Вы и не тратите?)
А разве плохо людям славить Бога своими словами, от своего сердца- не зря же Господь создал нас словесными и разумными. Можно ли считать тексты боговдохновенными на основании того, что гимнографы просили Божией помощи и благословения? О большем нам неведомо.

palaman

April 13 2018, 17:14:36 UTC 1 year ago Edited:  April 13 2018, 17:15:08 UTC

Каким образом из Богодухновенности текстов православного Богослужения можно вывести идею, будто нельзя молиться своими словами?! :o
Молиться своими словами и можно, и нужно.

> Можно ли считать тексты боговдохновенными на основании того, что гимнографы просили Божией помощи и благословения?

Нет, нельзя. Их можно считать боговдохновенными на том основании, что они восприняты Традицией той Церкви, в которой Христос Бог и сегодня пребывает телесно.
Христос Воскресе ! брат...

ПОчитал у Гринорка "обличения" в садизме.А затем почитал сам пост.

Что ж... Благодарю..Хоть кто-то из мирян не теряет веры и пытается осмыслить Судьбы Божии.

А они бывают(Судьбы) для нас ,человеков , очень страшны.

И мой разум тоже отказывался это понимать ,когда я хоронил близких людей.

У меня тоже , мягко говоря , диссонанс между Ветхим и Новым заветами как и у комментатора выше.( и этот диссонанс русские чувствуют лет , эдак , пятьсот).

Но, некоторые олдскульные товарищи ещё пытаются богословствовать .. И это здорово !

А Марка я к себе утащу.

з.ы. Можете меня сразу забанить. У меня большие претензии к Николаю 2 , как главе государства ( как святого , я его , естественно, признаю) .



Воистину воскресе!

palaman

April 14 2018, 07:43:41 UTC 1 year ago Edited:  April 14 2018, 07:44:06 UTC

Пока не вижу причин банить. Но о Царе лучше говорить в другом месте. У меня есть цикл о русской/антирусской революции, в котором Вам, может быть, имеет смысл прочитать вот эту заметку https://palaman.livejournal.com/287349.html

Anonymous

April 14 2018, 16:53:30 UTC 1 year ago

сколько злости, сколько ненависти против автора,зелёный орк меня вообще удивил.
А меня не удивил. Это действие Бессознательного, которое наблюдается постоянно. Совершенно нормальное явление: https://palaman.livejournal.com/353950.html

Anonymous

April 15 2018, 19:06:11 UTC 1 year ago

А в чём преимущество методики воскрешения над методикой реинкарнации? На ваш взгляд.
Реинкарнация увековечивает смерть и де-факто является капитуляцией перед нею. Это признак немощи бога, который предлагает весьма неприглядное "бессмертие" в виде цепочки смертей.

Deleted comment

Да, конечно.
Он никого не подталкивает ко греху Своим Божественным действием. Грех совершается не когда Бог действует, а когда Он бездействует.
Однако бездействует Он по Своей воле, лишь когда Ему угодно бездействовать. Как и действует лишь тогда, когда Ему угодно действовать.