Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Фундамент Бессознательного

В этой короткой заметке я хочу подвести итог своим размышлениям о природе Бессознательного. Моя жизнь так сложилась, что этому исследованию я фактически посвятил большую её часть. Это не был мой выбор, но скорее судьба. Судьба свела меня с человеком, который настолько глубоко ввёл меня в эту тему, что я не мог не возвращаться к ней снова и снова с разных сторон. Фактически, он стал моим сюзереном и оставался им до того времени, пока я не пожелал стать вассалом единственного истинного Сюзерена - Иисуса Христа. Образами этого человека являются Волшебник из моей "Сказки для старших", Папа из "Короля и Королинки" и даже отчасти Василий Хуаныч из "Хуаныча и Петьки".

Прошло много лет - и каких лет! - прежде чем я обрел способность мало-помалу начать осознание того, что со мной произошло. И я теперь понимаю, что я никогда не смог бы совершить это осознание, если бы я не пришел в Церковь, которая дала мне независимую точку опоры, настолько твердуюю и фунаментальную, что я смог посмотреть со стороны на такой опыт, обычным следствием которого у любого нормального независимого гражданина является шизофрения. Собственно, я и был нормальным независимым гражданином, так что знаю изнутри, что такое шизофрения. Я один из  тех крайне редких людей, кому удалось полностью исцелиться от этой прилипчивой болезни. И это выздоровление было для меня, наверное, самым важным чудом из тех чудес, свидетелем которых мне довелось стать за четверть века работы в Церкви.

Здесь нет смысла повторять уже сказанное. Удобство сетевого ЖЖурнала в том и состоит, что всякий желающий может в один-два клика добраться до любого из тех текстов, которые я когда-либо оставлял в Сети. А по теме Бессознательного я  написал хотя и немного, но весьма ёмко.Прежде всего, это Опыты глубинной психологии, кроме того, всякий интересующийся темой может познакомиться с текстами

Фрейд и Православие
Части психики

Те, кого более всего интересует в моем журнале теория Власти, могут пробежать заметку
Социальная психология бессознательного

Кто находит остроумными мои толкования фильмов и литературных произведений, могут подойти к теме Бессознательного именно с этого конца, познакомившись с текстами
Духовный анализ волшебных сказок
Власть и гениальность (тема)
Власть и гениальность (рема)
и даже отчасти
Философия "Хуаныча и Петьки"

Для интересующихся историей, самое удобное введение в тему, это цикл
Молчание Вселенной и возвышение Европы

Ну и, наконец, те редкие и самые ценные мои читатели, кто не боится религиозно-мистической тематики, могут прямо начать с текстов, где почти все сказано почти открытым текстом:
Метод замены лица
Как загипнотизировать дьявола
Французская магия
Иисус Христос: личность и маска


Если вкратце повторить уже сказанное, я различаю в бессознательном человека несколько принципиально различных составляющих, которые достаточно ясно и подробно перечислены и разобраны здесь. Из этих частей самой интересной является та часть, которая управляет поведением человека в глубоком сомнамбулическом трансе. Это разумное, целесообразное поведение, в котором, однако, совершенно не принимает никакого участия сознательное "Я" человека. Важно понимать, что этот удивительный феномен проявляется не только когда мы в трансе, но и в каждую минуту нашей повседневной обыденной жизни, на чем, собственно говоря, и сделал свою фантастическую карьеру скромный венский невропатолог Зигмунд Фрейд, сделавшийся пророком всей современной культуры и оказавший таким образом на нас влияние, превосходящее по масштабу влияние Карла Маркса и уступающее разве только влиянию Исаака Ньютона, научившего человечество применять математику к описанию физических явлений.

Этот фундаментальный слой бессознательного, который я ввиду его особой важности именую Бессознательным с заглавной буквы, допускает несколько различных интерпретаций. Собственно говоря, разные психологические школы как раз и отличаются друг от друга тем, как именно та или иная школа интерпретирует феномен Бессознательного.

Что это? Может быть, просто естественная работа тех зон возбуждения коры головного мозга, которые почему-то оказались отделены с зоной, контролируемой в данный момент нашим сознательным "Я"? Может быть, проявление в нас действия прошлого опыта, оказавшегося вытесненным из сознания вследствие пережитых травм? Может быть, действие каких-то частей нашего собственного "Я", расщепившегося вследствие этих травм? А может быть, это действие злых духов, которые использовали эти травмы, чтобы отщепить от нашего "Я" какие-то части?

Лично я являюсь по складу ума и характера прежде всего физиком (что почему-то совершенно не мешает мне оставаться одновременно и "лириком"), и потому не вижу решительно никакой необходимости отбрасывать какое-либо из этих объяснений. Физик привык к тому, что математические модели, описывающие природу, могут быть с равным успехом истолкованы с совершенно различных философских позиций, и любое толкование годится, пока оно работает - то есть, не входит в противоречие с математической моделью. И потому он более-менее равнодушно следит за борьбой этих философских школ, сознавая превосходство своего положения: да хоть горшком назови, только в печку не ставь.

Но в данном случае я собираюсь опереться на самое мистическое из толкований бессознательного. Это не значит, будто я отбрасываю прочие толкования. Просто в данном случае для меня удобнее именно эта проекция реальности. Каждое толкование есть лишь одна из плоских проекций объемной фигуры, именуемой "реальностью". Но в данном случае меня интересует вид "сверху", я желаю посмотреть на Бессознательное с точки зрения религии.

В самом деле, если мы вправе посмотреть на религию с точки зрения психологии, то кто нам запрещает применить обратную функцию, и посмотреть на психологию с точки зрения религии?

При таком взгляде Бессознательное есть ни что иное как некий дух, воздействующий на человека. Это действие в обычном состоянии проявляется в тех мелочах, которые обращает внимание опытный гипнотизер, желающий навести транс на человека. Я уже не раз объяснял, как это делается. В сомнамбулическом состоянии сознательное "Я" отсутствует, и тело человека полностью находится во власти Бессознательного. В нормальном состоянии во власти Бессознательного лишь мелкие, ускользающий от "Я" детали - микрожесты, микромимика, оговорки, ошибки памяти и прочие сбои управления (а если имеется патология, то тики и другие невротические симптомы). Нужно увидеть в этих разрозненных проявлениях Бессознательного цельную Личность, иное "Я", пробивающееся наружу сквозь доминанту сознательного "Я" - и вступить в контакт с этим иным "Я" через голову сознательного "Я", причем таким образом, чтобы этот контакт оставался незаметным для сознания. Мало-помалу расширяя этот контакт, можно добиться инверсии, когда Бессознательное выйдет на поверхность и захватит контроль, в то время как сознательное "Я" окажется сначала в поверхностном, а затем и в глубоком сомнамбулическом трансе.

Я описал здесь процедуру эриксоновского гипноза (известного в России как "цыганский гипноз") для того, чтобы облегчить понимание "религиозной проекции" для тех читателей, кто чужд религиозно-мистического подхода и руководствуется преимущественно прагматикой. Гипноз - это как раз та тема, где прагматика и мистика идут рука об руку. Из всех мистических феноменов цыганский гипноз - самое воспроизводимый феномен. А из всех воспроизводимых он самый мистической. Повторяюсь: я не навязываю именно мистическую интерпретацию этого явления, не отбрасываю прочие интерпретации. Я всего лишь хочу воспользоваться этой конкретной интерпретацией.

Итак, иное "Я" - это вполне зримый, ощутимый феномен, который совсем нетрудно наблюдать в другом человеке, но практически невозможно  - в себе самом. Бессознательное потому и бессознательно, что оно ускользает от сознания, оставляя на поверхности лишь описанные Фрейдом феномены "психопатологии обыденной жизни".

Но Бессознательное другого-то человека может вовсе не совпадать с твоим Бессознательным! Это и дает возможность с удобством изучать данное явление, не рискуя тем, что превратишься в барона Мюнхгаузена, который тянет самого себя из болота за волосы. Тот факт, что человек не один, что нас много, дает возможность обойти философскую пропасть теоремы Гёделя, не провалившись в дурную бесконечность бесплодной авторефлексии.

На этом и основан психоанализ - опора на другого человека (врача) позволяет пациенту осознать свое собственное Бессознательное в той мере, чтобы стать настолько же здоровым психически, насколько здоров сам врач. Иное дело, если у врача и пациента общее Бессознательное. Тогда дело худо: выше головы не прыгнешь. Фрейд наткнулся на это явление и назвал его контрпереносом, а Юнг построил вокруг него целую философскую систему "коллективного бессознательного", очень плохо совместимую с материалистическим представлением о Бессознательном как изолированном очаге возбуждения в коре головного мозга. Мозги-то у каждого свои - ну и откуда же возьмется "коллективное" в бессознательном?!

Прошло много лет, прежде чем у меня хватило душевных сил осознать, что со мной происходило в то время, когда Бессознательное затеяло со мной жестокую игру, едва не приведшую меня к гибели. Церковь дала мне защиту и почти немедленное исцеление. Но иное дело просто вернуться к норме, и иное - вспомнить и переосмыслить пережитый во время психоза опыт, оставаясь при этом в нормальном обыденном состоянии ума. Это далось мне далеко не так легко, как исцеление. Исцеление было необъяснимым даром Христа, а осмысление - плодом длительной и упорной внутренней работы. Которая, впрочем, тоже была бы невозможна без помощи Бога.

Передо мной стояла задача соединить пережитый мной мистический опыт с православным мировоззрением. А это совсем непросто. Бытовое упрощенное понимание Православия тут не работает или работает плохо. Чтобы решить эту задачу, мне пришлось по-настоящему углубиться в Таинство веры, прикоснуться к мудрости Отцов-исихастов, самому приобрести хотя бы малый опыт умной молитвы. И, конечно, детально вникнуть в академическое Богословие, без чего и сама исихия отчасти "повисает в воздухе", потому что в учении Церкви ничего лишнего, избыточного нет.

Я понял, что наиболее адекватной православному миросозерцанию является древнее античное понимание Бессознательного как влияния на человека со стороны демонов или богов. Греки называли их также просто духами, музами или гениями. Все эти слова обозначают одно и то же: разумную нечеловеческую сущность, которая руководит телом человека во время сомнамбулического транса. Когда до меня это дошло, я поначалу ужаснулся, потому что вдруг понял, насколько глубоко переплетена повседневная человеческая жизнь с миром духов. Искусство просто неотделимо от него, если говорить о подлинном искусстве, в основе которого лежит вдохновение муз:

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».


Без этого нет искусства, а есть только ремесло.

И надо сказать, что ужасался я не напрасно. Думаю, всякий европеец, до которого доходит это, поначалу ужасается. Потому что основой нашей культуры является христианство, и мы с детства воспитаны на отрицании всего демонического. Причем тут нет разницы между атеистами и людьми религиозными. Просто они отрицают демонов на разном уровне. Атеист отрицает демонов на уровне мировоззрения, а христианин - на уровне эмоций. В этом смысле неважно, как именно происходит это отрицание. Важно, что оно есть. Главное, что в тот момент, когда человек демонов принимает, он перестает быть европейцем. А это и болезненно, и не нужно.

Но как же можно продолжать отрицать демонов, если ты вдруг осознал, насколько глубоко эта штука сплетена с обыденной реальностью? Если ты вдруг понял, насколько  неотделимо от муз любое искусство, от сочинения стихов и научного творчества до боевых искусств. И что за жизнь без гения, без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви? Я уже рассказывал где-то на страницах своего журнала, как отреагировал мой друг японец, когда узнал, что я пишу книгу о Ки (так у них называется Бессознательное). Он немедленно задал мне самый насущный практический вопрос:

- Как мне подействовать на Ки, чтобы оно действовало в моих интересах? Дело в том, что меня бросила девушка, которая мне нравится. Нельзя ли сделать так, чтобы она мне позвонила?

И это очень характерная реакция. Так реагируют люди, не отягощенные предрассудками христианской культуры, когда узнают, чем я занимаюсь и в чем разбираюсь. Для человека же христианской культуры характерной реакцией является, как я уже сказал, отрицание. Причем отрицание атеиста - это не проблема. Самое тяжелое отрицание - это отрицание православного человека. Слишком большое бремя возлагает на нас понимание истинной природы и божества, и вдохновенья, и слез, и жизни, и любви. Иное дело - абстрактно читать в Писании, что "мир во зле лежит", и иное - увидеть это своими собственными глазами прежде, чем столь же явно уразумеешь в мире действие Божественного промысла.

Христиане в большинстве своём бегут от этого аспекта реальности как чёрт от ладана. Придумывают завиральные теории в духе Андрея Кураева, чтобы как-то отделить музу от дьявола, приписав её не то Божеству, не то естеству человека. То и другое очевидным образом неверно, но очень уж хочется, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.

Я прошел через это страшное искушение - и не могу сказать, что прошел без потерь. Но все-таки прошел. И теперь я знаю свет, который в конце этого тоннеля, и готов поделиться своим знанием с читателем. По большому счету, уже почти все сказано мною в заметке Как загипнотизировать дьявола.

Правильное решение проблемы состоит следующем. Немного упрощая, можно сказать, что Бессознательным у каждого из нас грешных является бес-куратор, который по мере сил манипулирует нашим сознанием. Тут возникают интересные социальные аспекты, связанные с Управлением обществом и Властью, которая управляет. Но об этом нужно говорить много и я сделаю это как-нибудь в другой раз. Сейчас, как я и обещал, мы занимаемся только религиозным аспектом проблемы. Решение проблемы состоит в том, что у музы, в свою очередь, тоже имеется Бессознательное. Хотя эта тварь намного тоньше, разумнее и опытнее нас, но она не всемогуща и не обладает всеведением, у её сознания есть свои пределы, пусть эти пределы намного шире, чем мы можем вообразить. Когда фантасты пытаются нарисовать действие сверхразума, у них получается отличная дьявольщина, очень правдоподобное описание демонических феноменов. И
менно так оно в реале и выглядят, действие демонов - как проявления нечеловеческого сверхразума.

Так вот, всё становится на свои места в тот момент, когда начинаешь понимать, что Бессознательным дьявола является Бог. И только у Бога нет бессознательного, так как Он насквозь разумен и осознан, сверх всякой теоремы Гёделя: Бог есть свет и нет в Нём тьмы ни единой. Об этом я написал уже давно, в заметке с несколько пугающим названием Как загипнотизировать дьявола.


Что же принципиально нового я хочу сказать в этом тексте? Хорошо уже то, что я кратко обобщил и свёл воедино всё сказанное прежде и дал ряд ссылок, пользуясь которыми внимательный читатель может детально разобрать всё, что здесь сказано кратко и в самых общих чертах. Но я не стал бы составлять этот текст, если бы не собирался добавить к сказанному кое-что очень важное.

А именно.

Сегодня ночью мне окончательно открылся ответ на вопрос, а как обстоит дело с бессознательным у человека по имени Иисус Христос. Кому-то покажется чрезмерным дерзновением ставить вопрос таким образом. Но христианская психология не может обойти стороной христологию. Более того: пока она её обходит, она остается вне Истины. И потому ответ на него принципиально важен для дальнейшего движения в правильном направлении.

Ответ на поставленный вопрос очевиден: человек Иисус Христос является всеведущим Богом, и потому у Него нет бессознательного. Для Него нет ничего скрытого в Себе Самом, как нет ничего скрытого ни во всём творении, ни даже в Божестве. Всё наго и обнажено пред очами Его. Можно выразить эту мысль и таким образом: у Христа Бессознательное и сознательное "Я" тождественны. Он есть Свое собственное Бессознательное.

А как в таком случае обстоит дело с нами?

Если мы не только поняли, что наше Бессознательное есть демон, но и то, что Бессознательным самого демона является Бог - значит ли это, что в самой-самой глубине наше Бессознательное тождественно Бессознательному Христа, то есть, Ему Самому?
Очень хочется дать на этот вопрос положительный ответ. Ведь это означает, что в глубине души каждый из нас желает именно того, что и происходит с нами и со всем миром! А ведь так оно и есть, и я о том подробно сказал в заметке Лекарство от наивности. Но если из А вытекает В, это не значит, что из В вытекает А. Ошибки такого рода труднее всего осознаются. Верно, что в самой-самой глубине нашего Бессознательного обитает Бог. Но дело в том, что Бог есть Троица. И обитающая в нас Ипостась есть Дух Святый. В этом принципиальное различие между Иисусом Христом и любым другим человеком. Потому-то когда человек достигает обожения, он становится Богом, но не становится Христом, даже бессознательно. Христос есть Царь, а мы Его вассалы. (А пока не достигли святости, и просто рабы.)

Я сознаю, что для неверующего читателя то, что я сказал в предыдущем абзаце, есть бессмысленная тарабарщина. Это понятно. Чтобы понять смысл сказанного, надо быть в теме, да ещё как в теме. Боюсь, что смысл моих слов останется непонятным и для большинства верующих читателей. Но для того и комментарии, для того и возможность общения. Я собираюсь дополнить этот текст, когда пойму по реакции читателей, какие именно пояснения надлежит добавить.

Пока же скажу несколько слов очевидных. Единство Троицы означает взаимопроникновение Ипостасей. Где Дух Святый, там и Христос - и наоборот. Но все-таки есть различие в образе дел Божьих, через которые Бог являет нам особенности Своих Ипостасей. Голубь, сходящий на Христа - это образ не Сына и не Отца, а именно Духа Святаго. А глас с небес, который слышали в это время, есть глас именно Отца, а не Сына и не Духа Святаго. В этом же смысле нужно понимать и мои слова, что в самой-самой глубине нашего Бессознательного проявляется действием именно Дух, а не Сын и не Отец. Это необходимый порядок Божественного Откровения, позволяющий нам приблизиться к Богу, познавая Его через отождествление, но при этом не отождествляясь с Ним. Здесь и принципиальное различие между Путем, которым идут христиане, и всеми прочими путями мистического познания, где Таинство Троицы не открывается.

Важно! Прямое продолжение это заметки см. здесь:

Иисус Христос: личность и маска

Tags: бессознательное, психология, религия
4

schegloff

December 22 2017, 04:26:39 UTC 1 year ago Edited:  December 22 2017, 04:27:12 UTC

Кстати, о нашей вечной дискуссии про "можно видеть только то, что укладывается в теорию". Вот этот текст - он написан про некую реальность, из которой конструируется "теория" Бессознательного. Я читаю текст и вижу, что реальность описана "правильно", то есть основные выводы из описания (байесианские, "если А, то Б") совпадают с выводами из другого, моего собственного описания той же реальности. То есть две теории (моя, впрочем, не так разработана как твоя, не было случая заняться) инвариантны в некотором пространстве "атомарных фактов".

Таким образом, видеть можно и то, что укладывается сразу в несколько инвариантных для данного случая теорий. Поэтому мой подход - чем больше теорий, тем лучше, поскольку некоторые атомарные факты видны только с помощью весьма экзотических теорий.

А по самому тексту - тот редкий случай, когда даже не хочется пересказывать в терминах моей теории. Вот этот момент - "Для Него нет ничего скрытого в Себе Самом, как нет ничего скрытого ни во всём творении, ни даже в Божестве. Всё наго и обнажено пред очами Его" - действительно высшая цель любого разумного существа. И чтобы написать лучше, нужно очень-очень постараться.

> мой подход - чем больше теорий, тем лучше, поскольку некоторые атомарные факты видны только с помощью весьма экзотических теорий

Вот! И я про то же. Псевдо-гуманитарный зуд некоторых товарищей, заставляющий их "бороться" с концепциями, мне кажется абсолютно непродуктивным. Хотя я и понимаю идеологическое значение этой борьбы.

Например, даже вот большевистская интерпретация русской революции ("уничтожаемый царизмом народ восстал"), при всей её экзотичности, позволяет пристальнее взглянуть на некоторые факты. Ведь и вправду же некий "народ" был в опасности, в гонении со стороны царизма, и восстал. (Я говорю, естественно, не только о евреях! Но и обо всех остальных "униженных и оскорбленных") Так что и такое описание должно фигурировать. Просто у нас в стране оно уже слишком долго было монопольным, и пока что полезнее "бороться" с ним.

Но вообще-то - больше теорий, хороших и разных!
Ага! Лучше две теории Власти, чем одна!
Фактически их уже и есть две! Мы с тобой в отношении теории согласны во всем, кроме вопроса о начале Власти. Власть растет сверху вниз. Когда властная группировка уже выросла, структура её нижних (и более поздних по моменту образования) этажей понятна и не вызывает сомнений, так как их можно ведь, в конце концов, и наблюдать. А вот вопрос о том, с чего она начинается и как она устроена на самом верху, оказывается роковой точкой бифуркации теории.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Спасибо, что Вы снова вернулись к этой теме, т.к. в прошлый раз мы так и не поняли друг друга, как мне показалось. Вот что мне не нравится в том, что Вы говорите о бессознательном: получается, что мы вроде матрешек - сознание, бессознательное (бесы), бессознательное бесов (Бог). Но тогда получается, что нами прямо управляют ТОЛЬКО бесы, нет прямого канала между Богом и нами. Канал опосредованный, через бессознательное бесов, а потому извращенный. В этой теории не хватает, на мой взгляд, возможности прямого общения с нами ангелов и Духа Святого.
тут очень интересный момент Вы подметили ,что человек сам не может встать над бессознательным - нужен другой. Да, этот способ продуктивен, но не менее опасен. Но тогда как приходили к святости отшельники, например? В человеке должен быть канал прямой связи с Богом, должна быть "абсолютная система отсчёта". Да, пусть её найти сложно, да бессознательное будет нас от этого всеми силами оттаскивать, но она должна быть.
Не знаю, на сколько понятно я изложил своё непонимание.
Вот в этой Вашей фразе из поста про то, как загипнотизировать дьявола: "обязательным условием наличия у человека такой власти над духами явялется его причастность ведению Божественного Промысла, способность видеть и осознавать истинный смысл совершающихся событий. Это-то ведение и "гипнотизирует" дьявола, потому что оно несовместимо со своеволием" - откуда у человека возьмется причастность Промыслу, если у него нет прямого канала связи с Богом?
Т.е. Вы описываете второй шаг, а нужно описать ещё и первый.

Anonymous

December 22 2017, 08:05:41 UTC 1 year ago

"Прямой канал связи" обеспечивает молитва.
/в рамках имяславского (=иконопочитательного) понимания действенности словесного призывания Имени Божьего, невзирая на невнимательность, рассеянность и омраченность ума/
Совершенно верно! Не знаю кто Вы, мой анонимный комментатор, но в некоторых вопросах Вы просто идеально дополняете мои тексты. Без Вас этот жжурнал потерял бы значительную часть своей ценности.
Я, честно говоря, думал, что это Вы мне ответили)))
Это ответил человек, имеющий совершенно такой же духовный опыт.

palaman

December 22 2017, 09:27:22 UTC 1 year ago Edited:  December 22 2017, 09:27:50 UTC

Анонимный комментатор выше идеально описал первый шаг. Это почти механическое упражнение, доступное любому желающему. Даже неверующему.

Вторым шагом является умная молитва, которая уже и есть полноценный канал связи с Богом.

Самое интересное в практическом смысле - это описание промежуточных стадий между тем и другим, между простой механикой и Божественным вдохновением умного делания. На отрезке между этими крайностями располагаются почти все трудности, которые должен "самостоятельно" преодолеть человек на пути к Богу. "Самостоятельно" в кавычках, потому что со временем понимаешь, что на самом деле Бог действовал с самого начала, с начала "чисто механического" призывания Его имени. Действовал, оставаясь невидимым, чтобы открыться в нужное время.
Совершенно согласен со всем кроме "нумерации шагов". Вы почему-то оставляете за скобками причину "этого почти механического упражнения". Человек же не "от сырости" начинает творить Иисусову молитву.
То, что Вы поместили "самостоятельно" в кавычки как раз и доказывает, что изначально Бог напрямую сообщает нам что-то, пусть и оставаясь при этом "невидимым" до времени.
Молитва делает "канал связи" устойчивым - это именно второй шаг, наш ответ на то, что говорит нам Бог. Но по какой причине человек начинает молиться, в конце концов - что побуждает человека стать христианином? Мне кажется, это должно быть ответом именно на прямое действие Бога в нас, не опосредованное бессознательным.

palaman

December 22 2017, 09:48:29 UTC 1 year ago Edited:  December 22 2017, 09:57:53 UTC

Наша молитва (пусть даже чисто механическая) является ответом на действие Бога в нас, которое подобно айсбергу остается по большей части бессознательным, но в какой-то (малой) мере доступно и сознанию.
Это первоначальное действие Бога есть вера в Него.
Любая вера есть действие какого-то духа плюс наше содействие этому действию. Любая вера есть содействие двух сил. Человека, желающего верить, ищущего веры в данную гипотезу - и духа, свидетельствующего в пользу этой гипотезы. Можно даже предложить численную меру этого действия: -log2(1-p), где p - априорная вероятность события, на реализацию которого надеется данный человек. Иными словами, это количество бит информации, содержащихся в неприяном сообщении, что данное событие все-таки НЕ реализовалось.
Конечно, содействие двух сил. Но узнать о "данной гипотезе" мы можем только через отличную от нас силу. И именно поэтому нельзя всё объяснить только бессознательным, которое есть бес (даже если его бессознательное - Бог). Я не спорю с Вашей моделью, я хочу её дополнить в той части, где я вижу противоречие. Пусть и в малой степени (малой - в смысле того, что мы почти не замечаем, в смысле "вершины айсберга"), но Бог может действовать напрямую!
Ещё раз: Бог действует в нас -> мы начинаем молиться -> канал становится устойчивым.
так вот я не верю, что первый этап "Бог действует в нас" - происходит только через беса.
Конечно, много и часто мы подвержены действию бессознательного (беса). Но не всегда.

palaman

December 22 2017, 10:17:24 UTC 1 year ago Edited:  December 22 2017, 10:18:59 UTC

Упс!

Как говорят в таких случаях представители нового поколения: упс!
Конечно же! Конечно же, Бог в нас действует напрямую, а не только "через беса". Мне даже и в голову не пришла возможность такой интерпретации, в рамках которой только через!

Но и "через" Он тоже действует, ограничивая и связывая демоническое действие. Прямое действие Бога - это та причина, по которой сомнамбулы ведут себя прилично, тихо ходят по крышам вместо того чтобы убивать людей (и самих себя в первую очередь). И, в конечном итоге, это основная причина, по которой музы в Европе порой настолько светлы, насколько только могут быть светлыми бесы, принимающие вид ангелов света. Почему люди, неискушенные в духовной жизни (вроде того же Кураева) принимают их за настоящих ангелов.

medved_kuznets

December 22 2017, 10:29:51 UTC 1 year ago Edited:  December 22 2017, 10:30:21 UTC

Уф... можно наконец выдохнуть! А ещё говорят, что в спорах не рождается истина - нужно было просто запастись терпением))) И ведь стоило целый год спорить и подбирать слова))) Меня всё время это "только через" и не устраивало.
По этому поводу не могу не процитировать Клооса в совсем свежем переводе Филитриуса : https://philtrius.livejournal.com/1204773.html
И ещё раз спасибо!

Слава Богу!
Именно ради таких моментов писатель и пишет, и надеется быть услышанным. Не зря сегодня я не спал всю ночь!
> часто мы подвержены действию бессознательного (беса)

Ещё одно важное уточнение! нельзя отождествлять бессознательное и беса. Ведь и Бог тоже действует в нашем бессознательном "напрямую" - в первую очередь, в бессознательном человека неверующего. Это голос совести - только не надо путать его с фрейдовским Суперэго, которое имеет демоническую природу. Настоящая совесть, в отличие от суперэго, не тиранит человека; её голос тихий и его совсем нетрудно заглушить.
Конечно! теперь все противоречия сняты!
"просто будь НАД собой"
Формулировка хлёсткая, но эти слова могут пониматься по-разному. Был бы благодарен, если бы Вы уточнили, какой смысл в них вложен.
Это ещё предстоит уточнить. Изначально был полустёб над высмеиваемым в http://schegloff.livejournal.com/1082520.html тезисом "просто будь собой". Но дело как-то само собой выходит за рамки...
На этом стоит литература.

Слова всегда содержат в себе больше, чем то, что мы в них вкладываем. Удивительно, но факт.
"Стремись быть завтра выше себя сегодняшнего" было бы точнее и м.б. лучше, наверное... но так ёмче.
Вот-вот. Толкование очень часто бывает мельче толкуемого текста. И даже непонятно, какой смысл так толковать?

Но в данном случае Вы мне помогли. Я понял тему, о чём речь.

Вот, кстати, небольшой урок искусства литератора. Мы хотим выразить рему, но всегда вынуждены выражать сначала тему. Это фундаментальный закон любого текста+контекста. Если темы нет в контексте, она обязана быть в тексте.

И опять-таки, надо стать НАД собой. Увидеть свой текст глазами другого человека, который "не в чем не виноват", просто не в теме.

В общем, "в конце всё хорошо"...
Да, непременно.
Вопрос лишь в том, успеваем ли мы дойти до конца.
Ну вы блин даёте...Так много нового для меня. Столько открытий! Я неменого знаком с Психоанализом. Читал несколько работ Фрэйда, Юнга и Фрома. Так же я читал Новый Завет 2-3 раза и читаю сейчас(медленно) Старый Завет, но вряд ли я понимаю о чём вы написали в этом посте. Чем принципиально отличается ваш религиозный, христианский подход к Теории Бессознательного, от всех других подходов?
Моя задача - создать такую концепцию, которая с равным успехом и описывала бы феномены психологии бессознательного, и была бы полностью согласована с учением Святых Отцов Церкви.

Собственно говоря, это даже не вся задача, а лишь подзадача.
Моя глобальная задача - дать полное описание всей известной нам реальности с позиций православного вероучения.
Спасибо за пояснения.
Возможно Вам будет небезынтересно узнать, что ваш пост Февраль и Чёрная рука (2) не грузится, хотел перечитать и вот облом:
Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: palaman.livejournal.com/353513.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.

У меня все в порядке. Грузится. Что происходит?

https://palaman.livejournal.com/353513.html - работает.
Шикарно, спасибо. Не все уловил сходу, буду перечитывать.

Чтобы оценить ваш текст полностью нужен личный опыт переживания бессознательного как океана хаоса под тонкой пленкой обыденной реальности.

Мистики пытаются там плавать самостоятельно, игнорируя опору христианства.

Но и современные верующие в положении человека, которому выдали катер, спасжилет и аварийный свисток, а он остался на берегу, не очень понимая для чего вот это все.
> современные верующие в положении человека, которому выдали катер, спасжилет и аварийный свисток, а он остался на берегу, не очень понимая для чего вот это все

Очень точная метафора.
Спасибо.
P.S.
Буржуи по мотивам твоей теории бессознательного уже мультики снимают:
Пусть пользуются.
Я противник авторских прав. Пират. Хотя сам чужие права стараюсь более-менее соблюдать, но то, что я пишу, принадлежит всем.
>И это очень характерная реакция. Так реагируют люди, не отягощенные предрассудками христианской культуры, когда узнают, чем я занимаюсь и в чем разбираюсь

*У белки пиар лучше*
Что Вы хотели узнать?
Как вы делите здесь "европейцев" и "неевропейцев"?
Если человек не вычленяет в бессознательном предельно-неблагое (и предельно-благое), почему бы ему не подходить к взаимодействию с ним утилитарно?
Неприятие контактов с бесами в рамках "европейской традиции" осмысленно потому, что считается, что бес _и_ хочет обмануть взаимодействующего человека, и может это сделать, превосходя интеллектуально. Для язычника, кмк, это не всегда кажется верным.
Да, в представлении язычника он может конкурировать с духами и даже побеждать их :)
С точки зрения христианина подобные вещи являются лишь манипуляцией его сознанием. То есть, бесы не проигрывают, а лишь притворяются побежденными.
С христианской - разве не может даже такой выигрывающий выступать (неосознанным) проводником воли другого Выигрывающего?

Про европейскость - https://www.youtube.com/watch?v=0t4u1SZI8sg (Легенды польские, Твардовский) не японцы придумали.
> разве не может даже такой выигрывающий выступать (неосознанным) проводником воли другого Выигрывающего?

Может. Но попускает демонам побеждать неверующих во Христа людей, чтобы таким образом заставить нас искать Его помощи.
_Всегда_ попускает?
Если не всегда, то в рамках картины мира, где другого Выигрывающего нет, а демоны есть - такая победа возможна при соблюдении неких условий. (Анализ опыта каковых, вероятно, должен вести к открытию Выигрывающего)
Согласен. Почему бы и нет?
> не японцы придумали

Понятие "еврпеец" в данном случае не географическое, а культурологическое.

Да, в европейской культуре осталось немало элементов языческого, нехристианского - то есть, в моей терминологии, неевропейского.

Более того. Если хотите понять меня до конца, то надо начинать с того, что Европа есть Рим, помноженный на христианство. Не одно лишь христианство и не один лишь Рим, но то и другое в синтезе.
Если в европейской культуре осталось немало языческого, то отличием европейской культуры от неевропейской будет не отсутствие языческого, а наличие неязыческого и качество языческого. (То есть да, Р+Х)
Если понимать "Европу" в географическом смысле, то так оно и есть.
И еще один момент, только сейчас сообразил: https://www.bibleonline.ru/bible/rus/41/13/#h32-33
То есть человеческое начало тогда не знало. Значит, не вернее ли говорить не "нет бессознательного", а "бессознательного минимум, и в нем только Бог"?
Это уже вопрос интерпретации христианства.
В Православии так: Должно знать, что Христос воспринял естество, не обладавшее ведением и рабское, ибо естество человеческое в отношении к сотворившему его Богу является рабским и не обладает знанием будущего. Однако, по причине тождества ипостаси и неразрывного соединения, душа Господа обогатилась ведением будущего, как и остальными божественными знамениями. (Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, книга 3, глава 21)
То есть, мы полагаем, что Христос знает и всегда знал о дне том, или часе, просто не захотел проявить это знание в Своем человечестве.

Иоанн Златоуст: Сын не остается в неведении относительно этого дня, а напротив, совершенно знает его. Вот почему Он, сказав обо всем, означив времена, лета и приведши учеников Своих к самым дверям (именно сказал: близко, при дверях), умолчал о дне. Если о дне и часе ты спрашиваешь, не услышишь от меня ничего, говорит Он; если же вообще о времени и предварительных признаках, то, не скрывая ничего, скажу тебе все подробно. Что мне известен этот день, - на это Я представил много доказательств: сказал о расстоянии времени, о всех будущих событиях, и даже о том, сколько от настоящего времени осталось до того дня (это объясняет тебе притча о смоковнице), и таким образом довел тебя до самого преддверия. Если ж Я не отворил тебе дверей, то и это для твоей же пользы.

Свт. Иларий Пиктавийский: Разве Бог Отец отказал Сыну знать тот день, когда Сын говорит: Все предано Мне Отцем Моим (Мф. 11:27)? Значит, не все предано, если есть такое, чего Он не знает.

Прп. Исидор Пелусиот: Для чего хулители сами на себя навлекают суд Господень? Для чего богоборцы возжигают огонь гееннский? Говорят: не знал Господь дня скончания века. Нет, не не знал, но отказывался давать объяснение на бесполезные вопросы. Ибо мог ли не знать часа или дня Творец веков? В Нем суть сокровенна вся сокровища премудрости (Кол. 2:3). Не незнающему свойственно предсказывать знамения и ужас последнего дня и описывать оный по признакам, как день настоящий.

Прп. Максим Исповедник:

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один

> Как нам следует понимать неведение Сына [Божия] относительно завершения?

Существует два [вида] неведения — укоризненное и неукоризненное; и одно из них зависит от нас, а другое независит от нас.

То, что укоризненное и зависит от нас, касается добродетели и благочестия. То же, что неукоризненно и не зависит от нас, касается вещей, о которых мы, хотя и хотим знать, не знаем, ибо они происходят далеко или произойдут в будущем.

Итак, если [в случае] со святыми пророками они по благодати распознавали далекое и не зависящее от нас, не в несравненно ли большей степени Сын Божий знал все [вещи], и по этой причине [Его] человечество, не по природе, но по единению с Логосом [знало их]? Ибо подобно тому как раскаленное в огне железо имеет все свойства огня — ибо горит и жжет, — хотя по природе не огонь, но железо, так и человечество Господа, по единению с Логосом все знало, и все, что подобает Божеству, в нем было явлено. По [самой] же человеческой природе, соединенной с Ним [то есть, Логосом], говорится,что Он не знал.


И так далее.
Отцы в этом вопросе единодушны.

Гм.

az1236

December 22 2017, 18:44:58 UTC 1 year ago Edited:  December 22 2017, 18:45:30 UTC

"Когда ученики спрашивали Его о конце, то слова Иисуса о том, что и Сын не знает, следует понимать как произнесенные в отношении плоти: с целью показать, что как человек, Он не знает, потому что неведение свойственно людям. Однако поскольку Он вместе с тем и Слово, и Грядущий, и Судия, и Жених, то Он знает, когда и в какой час придет. Подобно тому, как, став человеком, Он вместе с людьми испытывает голод, жажду и боль, так вместе с людьми Он так же не знает, как человек. Но по Божеству, как во Отце сущее Слово и Премудрость, Он знает, и нет ничего такого, о чем Он не ведает"
(Цитирую по http://pravoslavie.ru/6722.html)
То есть (как я понял), как человек - не знает, как Бог - знает, как человек и Бог - знает.
Или вы о том, что некорректно утверждать, что Божественное выполняло роль (хотя бы и в том числе) бессознательного, потому что как человек И. Его присутствие в себе осознавал и осознанно взаимодействовал?
Не уверен, что иеромонах Иов (Гумеров) в данном случае правильно интерпретирует слова Афанасия Великого.
Верно, что у Христа два ума (человеческий и Божественный) и потому два знания (человеческое и Божественное). Но неверно понимать это так, что как человек Он не знает того, что знает как Бог.
Подобным образом некоторые, рассуждая о двух волях Христа, говорят неразумно, будто бы Он как человек хотел не того же, чем Он хотел как Бог. Максим Исповедник по этому поводу ясно говорит, что две воли Христа различаются лишь природой, но не направлением. Чего Он хочет как Бог, того же и как человек. И наоборот.
Так же обстоит дело и со знанием.
Неправильное понимание в этом вопросе воздает трудности в молитве: когда я молюсь Иисусу Христу - должен ли я молиться Ему именно как Богу, а не как человеку? если Он как Бог знает меня и все мои нужды, а как человеку Ему, может быть, просто нет времени персонально мной заниматься? Рассуждая подобным образом, люди незаметно становятся несторианами, и этот подход является криптонесторианским. Мне жаль, что иеромонах Иов (Гумеров) написал текст в таком духе.

Люди, опытные в молитве, на этом вопросе не спотыкаются. Они обращаются ко Христу и как к Богу, и как к человеку - потому что Он равно всеведущ и как Бог, и как человек.
А вот люди пишущие и читающие, занимающиеся Богословием, легко претыкаются в этих вопросах.
Ага.

>Подобным образом некоторые, рассуждая о двух волях Христа
Не очень этот переход от различия знания к различию воль, если честно.

Наличие разницы в знаниях между Иисусом-человеком и Иисусом-Богом ведь не означает, что знания Иисуса-человека для чего либо в Промысле недостаточны.
Если И. как человек молился о том, чтобы ч. с. его миновала, а как Бог знал, что не минует, то разница в знаниях между Божественной и человеческой природами должна быть?
//Извините, что так вцепился, если что.
Дал развернутый ответ вот здесь: https://palaman.livejournal.com/355185.html

Предлагаю продолжить дискуссию там.
> две воли Христа различаются лишь природой, но не направлением.

Как тогда правильно понимать Гефсиманскую молитву?
Дал развернутый ответ вот здесь: https://palaman.livejournal.com/355185.html

Предлагаю продолжить дискуссию там.

anastasiarahlis

December 22 2017, 20:08:46 UTC 1 year ago Edited:  December 22 2017, 20:12:07 UTC

Может ли ангел-хранитель действовать через бессознательное, как и "бес-куратор"?

p.s. То есть, собственно, тоже выступать Бессознательным, хотя бы на краткое время.

palaman

December 23 2017, 10:03:34 UTC 1 year ago Edited:  December 23 2017, 10:04:06 UTC

Конечно!

Я вижу, что нанес большой вред, высказав в своё время ошибочную идею, будто Бог не действует в бессознательном: http://www.pereplet.ru/text/solohin03nov06.html#_Toc150257361

Какими-то неведомыми мне путями эта высказанная много времени назад мысль продолжает теперь жить независимо от меня, отравляя атмосферу :(
Чувствую свою вину. Но как это исправить - непонятно.

"Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь!"
Я ответил на этот вопрос здесь: https://palaman.livejournal.com/355185.html
Хотел бы поделиться собственным опытом видения бессознательного, который похож на Ваш.
Будучи студентом, много пьянствовал. На очередной пьянке решили приколоться и "попыхать" бензина. Сделав несколько вдохов из пакета, я взглянул на окружающих и увидел другую "реальность". Причем было стойкое убеждение, что именно эта реальность "настоящая". "Реальность" состояла в том, что все окружающие были не теми, кем являются в обычной жизни, при этом они очень ехидно смотрели на меня, смеясь надо мной, из-за того, что я не "знал". А "знание" состояло в том, что жизнь - это повторяющийся бессмысленный прикол. Еще у меня возникло стойкое убеждение, что на этой точке моя жизнь заканчивается и начнется заново и так без конца. Мне стало жутко СТРАШНО, все-таки у меня были какие-то планы на жизнь, к чему-то я относился серьезно, я не хотел, чтобы это было правдой и поэтому побежал в лес (были на природе). В лесу меня отпустило, вернулась "обычная" реальность. Короче все посмеялись и продолжили пить.
Некоторое время спустя, на очередной пьянке попробовали спайс и у меня случилось то же самое. Правда, т.к. мы были в квартире, я не мог скрыться от окружающих, и поэтому меня очень долго не отпускало, я тогда чуть не помер. После этого уже не употреблял.
Спустя еще несколько лет, воцерковился, но не мог дать пережитому оценку. Понимал что бесовское, но не мог понять в чем именно, а тут Ваш журнал нашел и вроде бы стало ясно.
Получается бесы через бессознательное окружающих пытаются установить монополию на "реальность", только реальность у них липовая. А еще я понял, что имел ввиду Ницше, говоря о "вечном круговороте". Получается Ницше им поверил...
Я только одного не понял. Почему употребляли все, а страшно было мне одному?
Потом узнаете. Возможно это был Промысел и через который вы пришли в дальнейшем к Церкви.
Как-будто отец , который бросает своего сынишку вниз, а затем перед самым полом схватывает его и поднимает вверх.
Одно уточнение к аналогии: отец сам и подбрасывает, и ловит. А Бог попускает бесам подбрасывать, а Сам лишь ловит, не позволяя им погубить человека.
Да именно это я и имел ввиду. Бог стоит в сторонке и наблюдает и ЕСЛИ НАДО вмешивается.

palaman

December 23 2017, 10:14:33 UTC 1 year ago Edited:  December 23 2017, 10:15:25 UTC

> Почему употребляли все, а страшно было мне одному?

Потому что дело тут не в химии. Галюциноген лишь облегчает духам воздействие на человека, но сам по себе не является причиной галлюцинаций и не определяет их содержание. (Хотя и влияет на него.)
Вы ВИДЕЛИ, потому что были в духе (в нечистом), а другие не видели, потому что не были в духе.

> Получается бесы через бессознательное окружающих пытаются установить монополию на "реальность", только реальность у них липовая.

Да! настоящая реальность - от Бога. И она тоже несколько отличается от той, которую мы приучены видеть с детства через своих родителей и близких. Не ими, а через них - ведь и они находятся под влиянием духов льсти. То, что мы привычно принимаем за реальность, на самом деле тоже не совсем реально. Но все-таки различие не так грубо и примитивно. Скажем так, в нормальном состоянии сознания мы недалеки от Истины, Она совсем рядом с нами - остается лишь призвать Её имя. И Имя это от нас не скрыто.
Настоящая реальность открывается человеку тоже через "нашествие духа". Но не обычного тварного духа, как у Вас или у Ницше, а Святаго Духа, Бога.
Один момент мне непонятен. Вы подробно описываете действие беса-куратора, но ничего не говорите об ангеле-хранителе. А кажется, что должно быть наоборот, у православного христианина опыт общения с ангелом-хранителем как минимум должен быть не меньше. А в Вашей концепции места для ангела вообще не выделено.
Простите, если вышло резко, но я намеренно не стал сглаживать углы.
Хороший вопрос, поддерживаю
Я вижу, что нанес большой вред, высказав в своё время ошибочную идею, будто Бог не действует в бессознательном: http://www.pereplet.ru/text/solohin03nov06.html#_Toc150257361

Какими-то неведомыми мне путями эта высказанная много времени назад мысль продолжает теперь жить независимо от меня, отравляя атмосферу :(
Чувствую свою вину. Но как это исправить - непонятно.

"Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь!"

Конечно же, Бог действует в бессознательном, причем всегда! именно Его-то я и назвал Фундаментом Бессознательного.

Я допустил заблуждение в этом вопросе из-за перестраховки, опасаясь стать жертвой прелести или ввести в соблазн читателя. Но, как это нередко бывает, сама эта прелестебоязнь оказалась в данном случае действием лукавого.
На самом деле поразительно, что в всех этих недопониманиях Бог продолжает нами неустанно руководить. После прошлого "раунда наших споров" об этом вопросе я пытался разобраться написав несколько сонетов - что у меня упорно не получалось, как я теперь понимаю, в первую очередь потому, что Ваша позиция в этом вопросе (какой я представлял её до разрешения противоречий в обсуждениях этого поста) не соответствовала Вашей действительной позиции (как теперь выяснилось).
Кстати, о перестраховке, лично мне кажется, что более опасно впасть в уныние, чем в прелесть (хотя кончено "оба хуже") особенно с точки зрения публичного выражения мыслей.
"Но как это исправить - непонятно." Это как раз легко - таким же постом с подробным объяснением. Думаю многим это будет радостно и полезно.
Вообще опыт с этим вопросом очень ценный оказался - уровень понимания себя и других явно повысился (главное не забывать этот опыт), за что ещё раз огромное Спасибо!
> Кстати, о перестраховке, лично мне кажется, что более опасно впасть в уныние, чем в прелесть (хотя кончено "оба хуже")

Уныние - это тоже прелесть.
Дьявол не глупее, чем наши политики. "Если не можешь подавить, возглавь".
Когда он видит усердие человека в борьбе с прелестью, он немедленно предлагает свои услуги, чтобы возглавить эту борьбу.
Я-то думал, "адмирал Максимов" - это такая "литературная гипербола"...
из "Капитана первого ранга", потрясной книжки про "похождения бравого матроса, типо Швейка". Тоже "типо денщика".

А лет пять назад, внезапно выяснилось, что "Он - настоящий!".
Чуть было Сталина не пережил, в Лосинке.
И, главное-то, фотокарточки в интернете не было.
Представляете, командующий Балтфлотом, а фотокарточки - нет.

Сейчас появилась, вроде.
------------------------
Что такое линкор Мальборо? Один залп - один гектар сплошных разрушений,
в любом месте в радиусе двадцать пять килОметров и поболе.
И уж Мария Фёдоровна собралась было "одна не ехать", но... никто не отказался.

Потом на пароходик пересели.
Спрашивается - а нахрена линкор гонять-то было?
Понятно, что в 1919 линкоров было столько, что по-очереди гонять можно было, "ждать, ну когда же". Даже пару-тройку, для надёжности.
Сестра родная, всё-таки.
Расскажите о Максимове подробнее!

tu460 tu460

December 23 2017, 06:20:31 UTC 1 year ago Edited:  December 23 2017, 06:21:22 UTC

Увидеть в своем Бессознательном личность -- это надо иметь большую трезвость ума. И кстати осознание в нем особой личности очень помогает собраться оставшемуся собственному Я, и далее понимать , что собственное Я все же чище и лучше , чем кажущийся бульен , который принято считать собственной личностью.
Нужно осознано отделять агнцев от козлищ в самом себе.
Для человека с бытовым мировозрением - штука дикая.
> собственное Я все же чище и лучше

Да, это так. Наше естество свято, как и любое творение Бога.

Но здесь происходит то же, что и с русофобией: если людям постоянно внушать, что они подлецы, то мало-помалу люди начинают привыкать к этой мысли и становиться подлыми.
Явное Воздействие Бессознательного я очень сильно ощущал , помогая батюшке держать плат во время Причастия. В голову просто прут толпы Чужих и нужно почти физическое усилие над собой для концентрации над собой. Но это явно чувствуешь. В повседневной жизни полутона уловить ОЧЕНЬ сложно.
Один из важных аспектов любого служения Богу - что Бессознательное немедленно обнаруживается, так как оно вынуждено оказывать сопротивление. То, что обычно скрыто, становится явным.

Это относится к любого рода Богослужению, но особенно - к молитве.
> в самой-самой глубине нашего Бессознательного проявляется действием именно Дух, а не Сын и не Отец

Звучит достаточно убедительно, но как совместить с:

- и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20);
- и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23)?
Здесь говорится о взаимопроникновении Ипостасей: где Сын, там и Отец и Дух Святый. А где Дух Святый, там и Сын, и Отец.

Слова же Павла "не я живу, но живет во мне Христос" указывают ещё и на особые отношения между людьми - Павлом и Иисусом Христом. Первый всего себя предает второму. И это говорится не в психологическом смысле, иначе "уже не я живу" означало бы, будто Павел "достиг нирваны", будто его "я" растворилось в Божестве - что бесконечно далеко от Истины.
Спасибо.
Максим, я еще раз перечитал весь этот Ваш цикл. Очень здорово, что Вы все это написали. Было бы хорошо все это оформить и напечатать в виде бумажной книги.

Еще очень интересно было бы услышать Ваше мнение по поводу книг Клайва Льюиса на эту же тему, я имею в виду Письма Баламута и Космическую трилогию. Если уже высказывались, может приведете ссылочку?
> Было бы хорошо все это оформить и напечатать в виде бумажной книги.

Оформить в виде книги, пожалуй, можно. А напечатать - не знаю. Встреча с этой системой оставила у меня самое неприятное впечатление. Ну, книжку издали - это хорошо. К тому же, и денег немного заплатили.

> Ваше мнение по поводу книг Клайва Льюиса

О дьяволе Клайв Льюис пишет очень хорошо! А вот с христианством у него проблемы, как и у всех неправославных авторов.
В этом сильная сторона христианства: что даже в своей еретической форме оно дает человеку огромную духовную силу, способность отстраненного взгляда на происки "духовного мира".