Археология смыслов
Истинные причины наших поступков
Послушание vs повиновение
Откуда в человеке страсть к власти?
Глубинная психология Власти
Меня всегда глубоко утешают Жития святых той эпохи, когда Православие уже утвердилось в Империи, а сама Империя ещё не поколебалась под ударами Ислама (в VII веке появляется Ислам и заканчивается Античность). В них есть какое-то невероятное сочетание лазурной глубины небесного покоя и предельной конкретики быта. Поистине, в ту эпоху небо сошло на землю и поселилось между людьми. То есть, конечно, это произошло несколькими веками раньше, в Палестине, когда Сам Бог обитал как человек среди людей. Но нужны были эти несколько веков, чтобы этот факт был осознан людьми и принят ими с благодарностью как основание новой жизни.
Средние Века могут казаться эпохой окончательного торжества христианской культуры. Но на самом деле это эпоха её упадка, постепенной деградации. Не религии, а культуры! Религия наша вне времени, она не "развивается" и не "деградирует". То или другое происходит с культурой. Культура рождается от культа, и упадку культуры предшествует упадок веры, когда глубоко осмысленная вера подменяется механически воспринятым от предков культом, в сущности, подражательным. В Средние Века христианская культура (не религия, а именно культура!) мало-помалу превратилась в мертвую традицию, утратила связь со своим Первоисточником и докатилась до своего отрицания, названного Возрождением и Просвещением. И в этих названиях есть свой смысл. Люди заново учились думать, возрождали способность самостоятельно смотреть на вещи, а не просто тупо следовать традиции. Беда только в том, что при этом не возродилось Христианство, но напротив - имел место ещё более глубокий религиозный упадок (хотя протестантизм и выдавал (выдает) себя за "возрожденное христианство").
Суть проблемы я осознал давно: разорванность сознания (http://www.pereplet.ru/text/solohin27nov04.html). Жизнь человека раздваивается: религия сама по себе, а повседневная жизнь сама по себе. Потом и сама повседневная жизнь распадается на ряд тем, которые мало пересекаются между собой. А если эти темы и сведены в единое мировоззрение, то основной этого единства сегодня выступает, конечно, отнюдь не религия, а скорее искусство. В наши дни это в первую очередь киноискусство. "Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу, кто ты." Гуманистическая эпоха породила новую культуру, в основе которой культ человека. Человек изображается, детально изучается, рассматривается во всех аспектах - и, конечно, выступает мерой всех вещей. Человек — это божество гуманиста. Точнее, даже не сам человек, а его Бессознательное, о чем я подробно говорил в другом месте (http://www.pereplet.ru/text/solohin25nov07.html).
Очевидна генетическая преемственность между христианством и гуманизмом. "Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать Богом" — вот краткая суть христианства. "Человек не смог стать Богом и потому он решил стать хотя бы просто богом" — вот первопричина перехода от христианства к гуманизму. Человек естественно оказался в центре современного миросозерцания, и в этом оно, утратившееся связь с христианством, по-прежнему остается очень похожим на христианство. Только вот в поздней Античности этот центр занимал не какой попало человек, а один конкретный человек - Иисус Христос. На этом уровне христианство не противоречит гуманизму, а лишь конкретизирует его, выстраивая людей в иерархию по мере их близости Христу. Древний античный гуманизм греков не был отринут в момент принятия греками веры во Христа, он лишь обрел в этой вере своё совершенство и законченность.
Средневековье упростило христианское миросозерцание, вместо сложной и многоступенчатой иерархии проведя резкие границы (преждевременно отделив зерна от плевел). Оно установило одинаковые посты для монахов и мирян, оно перестало подходить к людям с индивидуальной меркой, и "вместе с грязной водой выплеснуло ребенка", отказавшись от (христианского!) гуманизма как основы миросозерцания. Так что люди, ради спасения которых и пострадал Христос, оказались вытесненными куда-то на периферию, а то и за границу миросозерцания. Под видом благочестия в христианскую культуру вкралось презрение к человеку. Под видом ревности о Боге – презрение к браку и к мирской жизни вообще. Все крайности - от лукавого. За любой крайностью всегда следует противоположная крайность: борясь за свои попранные Средневековьем права, люди не нашли ничего лучше, как удалить Христа из центра миросозерцания - вот и получился гуманизм. Уже не христианский, но постхристианский или даже антихристианский.
"Возрождение" как реакция на перекосы Средневековья стало попыткой возрождения не христианского, а древнего языческого гуманизма. Мы воспитаны в этой культуре и не замечаем её особенностей, принимая их за нечто само-собой-разумеющееся. Безрелигиозность сегодня воспринимается как естественное следствие гуманизма. Между тем, это не конец процесса: за отрицанием Христа непременно последует возвращение ко Христу. И точка гармонии будет достигнута там же, где она была обретена в Античности. Отрицание Христа или невнимание ко Христу — это такая же крайность, как средневековое пренебрежение человеком якобы во имя Христа. Цельное и последовательное христианское мировоззрение сочетает в себе лучшие черты того и другого, будучи свободным от их односторонности. Вот моя задача, как задача всех христианских мыслителей сегодня, и заключается в том, чтобы нащупать, предвосхитить новое обретение этой гармонии.
Я в любом случае буду искать решение этой задачи. Мне от неё не уйти. Это больше чем просто сознательная установка, это не "цель жизни", а что-то более глубокое. Какой-то объективно происходящий процесс, в который я вовлечен как одно из многих действующих лиц. По сути, сегодня очень многие ищут подходы к решению этой задачи, ищут интуитивно, не до конца сознавая смысл происходящего. Моя задача как писателя в том и состоит, чтобы осознать и сформулировать, чтобы помочь осознать другим.
В одиночку я бы и не мог справиться с такой работой. Мне приходится писать об истории, политике, психологии, искусстве. Каждая из этих многочисленных тем потребовала бы всей жизни и как минимум высшего образования вот именно в этой конкретной теме. Но это невозможно; век энциклопедистов миновал! Современное человечество знает слишком много, так что один человек уже не может вместить в себе полноту человеческого знания. Проблема, однако, в том, что я-то ищу именно цельности, единства. Мне нужно свести все разрозненные фрагменты пазла в одно, увидеть их одновременно, как части одного полотна, одной цельной картины. Или, вернее сказать, иконы - потому что смысловым центром этой "картины" является Христос.
Потому я оставляю детальную проработку другим людям. Я спокойно жду появления этих людей,и уверен, что моё ожидание не будет напрасным. И это не самоуверенность. Потому что не я это придумал, не мне принадлежит постановка этой задачи. Я всего лишь один из многих участников, делающий свою часть работы. Моя часть работы — отслеживать общий план, композицию. Если угодно, архитектуру будущего христианского мировоззрения. Просто потому, что такая работа наиболее соответствует моим склонностям, особенностям работы моего ума.
Потому я так радовался появлению arcessio (https://arcessio.livejournal.com), которого увлекла задача довести до ума мои изыскания по Истории христианского мiра (https://palaman.livejournal.com/267199.html). Некоторое время назад timonya (https://timonya.livejournal.com/) начал создавать цикл, посвященный истории Римской республики.
И конечно же, встретив на просторах Сети православного психоаналитика, я не мог не приложить все усилия к тому, чтобы собранные им материалы сделались доступными для моего читателя. Ввиду особой важности этой темы, я даже изъявил готовность выступить "литературным негром" ув. Михаила Васильева, чтобы лишить его возможности уклониться от публикации своих материалов под предлогом"недостатка стиля". На мой взгляд, "стиль" тут просто неважен. Дело вовсе не в "стиле", и глубина содержание с лихвой покрывает недостатки формы. Но если автор считает, что нужен "стиль" - ладно! пусть будет стиль, насколько это у меня получится. Хотя лично я никогда не заморачиваюсь со стилем и забочусь лишь о содержании, в отношении формы больше рассчитывая на снисхождение читателя, чем на свои усилия. Плодом нашей совместной работы явился журнал ortopas.
Я не могу в одиночку удерживать такой широкий смысловой фронт. Уже сейчас мой ЖЖ представляется мне самому совершенно необъятным. Он утрачивает цельность, в то время как цельность-то и является моей целью. Поэтому я отверг идею опубликовать эти тексты в своем жжурнале и от своего имени и настоял на том, чтобы Михаил Васильев завел отдельный жжурнал, со своими порядками и правилами поведения.
А сам буду заботиться о цельности, увязывая частные вопросы, с общей композицией цельного православного мировоззрения. Но я благодарен Михаилу за предоставленную им возможность для каждого желающего углубиться в детальное изучение данного фрагмента смысловой мозаики.
(Продолжение следует)
livejournal
May 16 2018, 00:32:15 UTC 1 year ago
palmas1
May 17 2018, 15:58:00 UTC 1 year ago
Извините, если не в тему.
palaman
May 17 2018, 19:03:55 UTC 1 year ago
palmas1
May 17 2018, 19:23:17 UTC 1 year ago