philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Я былъ не единственнымъ, давшимъ ссылку на удачную запись Богемика; его замкнутый журналъ временно превратился въ поле схватки (ужъ не знаю, насколько жестокой).
Богемикъ высказываетъ въ ходѣ дискуссiи такую мысль: Для русскихъ въ исторiи культуры мѣсто есть, а для совѣтскихъ нѣтъ. Въ принципѣ нѣтъ. Ихъ удѣлъ — исторiя преступленiй.

Въ общемъ и цѣломъ эта мысль безусловно вѣрна. По крайней мѣрѣ на уровнѣ полюсовъ — Толстаго съ Достоевскимъ (я ихъ не люблю, но это неважно) будутъ цѣнить долго, а «Цементъ» уже сейчасъ и «Тихiй Донъ» вскорѣ будутъ интересовать развѣ только особо извращенныхъ историковъ литературы (сама по себѣ исторiя, конечно, должна интересоваться всѣмъ, но каждаго конкретнаго историка это требованiе не касается). Но возможно ли провести сущностную, а не качественную границу между совѣтскимъ и русскимъ?
Совѣтское можетъ выступать какъ самостоятельно (напр., Маяковскiй, который по духу былъ совѣтскимъ и до революцiи), такъ и мимикрируя. Но въ ста процентахъ случаевъ можно отличить сооруженiе сталинской эпохи въ классическомъ стилѣ отъ дореволюцiонной застройки — прежде всего по грубости и топорности исполненiя. Но это опять-таки качественная характеристика, а не сущностная.
Съ другой стороны, безусловно, у людей, родившихся тогда, есть фора — дореволюцiонное образованiе и чувство формы. Однако хронологическiй критерiй тоже работаетъ не до конца. Мнѣ кажется, что «Прощай, Гюльсары» — шедевръ. Опубликованъ онъ былъ вполнѣ при совѣтской цензурѣ, но о колхозахъ сказалъ такую правду — и такъ пронзительно… Да и отъ себя я отклонилъ бы сомнительную честь быть совѣтскимъ человѣкомъ — слишкомъ много силъ и добросовѣстности было затрачено на самовоспитанiе въ духѣ культуры Императорской эпохи. Думаю, что русское въ совѣтскiй и постсовѣтскiй перiодъ какъ разъ и есть то, что самовоспитывалось въ смыслѣ освобожденiя отъ совѣтского и прiобщенiя къ старому — и цѣнность культурныхъ явленiй опредѣляется тѣмъ, насколько интенсивно шелъ этотъ процессъ. Цѣнность въ ограничительномъ смыслѣ — самъ по себѣ онъ не гарантируетъ эстетическихъ высотъ, но только то, что превысить его онѣ не могутъ.

Нѣсколько сумбурно, но пусть пока будетъ такъ. А вы что думаете?
Tags: pensieri
Ну типа - "ради красного словца не пожалеет и отца". Хотя в принципе в чём-то он прав. Основной поток мукулатуры под видом романов про баранов, стихов про партию и комсомол и сказок-приданий с национальных окраин - читать же абсолютно невозможно и было и есть. По моему, точное замечание об общечеловеческой ценности моега любимого Достоевского и локально сущности совкового мейнстрима что в прозе, что в стихах, что в кине. Другой момент про нынешнюю разруху в головах - но возможно, что без этого нельзя. Нужно через эту жёппу пройти, может быть само наладится - ведь Пугачева же умрет, когда нибудь, да Петросян с Михалковым и Кончаловским тоже я надеюсь
Будемъ надѣяться, что они не изъяты изъ общей человѣческой участи — а творчество ихъ окажется и того болѣе кратковѣчнымъ.

Да, но сорняки растут сами.
А что по поводу царской православной цензуры???..А что по поводу прославленного русского авангарда 20-30 годов, только в оппозиции к культуре "Императорской эпохи" могущего появиться и расцвесть??..А что по поводу таких писателей и поэтов - только нескольких называя - как Пильняк, Платонов, Булгаков, Мандельштам, которые только/sic/ в противодействии властям могли стать великими???..А что по поводу лучшей в мире переводческой школы со всех языков мира в советский период???..А что по поводу блестящей школы востоковедения в СССР, могу назвать навскидку до 50 имён мирового масштаба, хотите??.. Хотите вычеркните меня из списка друзей тут же, не отходя от кассы, но я должен дать Вам очень дружеский совет взрослого мэна: ум, даже самый изощрённый и снобистский не означает совсем духовной и человеческой зрелости, а ведь в жизни самое главное - ЭТО,последнее И ЕСТЬ, а не игра в "старинные бирюльки", которых уж и след простыл и копаться в трупе его - "прошлого аристократического великолепия" - по меньшей мере забавно, а по-большей - точная характеристика "духовного уровня" самого копающегося...Честь имею, Хомутов Константин Владимирович
Авангардъ русскiй не терплю на физiологическомъ уровнѣ. Платонова аналогично. Остальныхъ перечисленныхъ великими не считаю — не Тютчевы и не Баратынскiе. Забирайте. О наукѣ разговора вовсе не было — но ей, въ отличiе отъ искусства, легче въ нѣкоторыхъ областяхъ сохранить нейтралитетъ. Но съ учеными нужно разбираться — насколько они были совѣтскими людьми и что ихъ интересовало. Самъ фактъ ихъ наличiя темѣ моихъ разсужденiй параллеленъ (какъ и переводчики — это тоже зачастую бѣгство, и жить въ СССР и быть при этомъ совѣтскимъ переводчикомъ вовсе не обязательно).

Mon cher ami Philtrius, а Вы знаете, что такое паранойя per se и par excellence и может ли быть у параноика незомбированный, непредвзятый и открытый к признанию своего несовершенного и иллюзорного сознания умищще??:-) Я про себя говорю, не волнуйтесь Вы там особо!!;-))

Deleted comment

Изъ великихъ послѣ 1850 г. по моему гамбургскому счету — Блокъ и Георгiй Ивановъ. Изъ великихъ много позже и на территорiи СССР — я уже одну повѣсть назвалъ въ тѣлѣ записи, можно, посмотрѣвъ, нарыть еще. Тутъ были конкретныя имена — но есть и другiе, и, если я за Мандельштама сражаться не стану, это не значитъ, что всѣ такiе :) И опредѣленную рѣзкость — съ извиненiями — я долженъ взять назадъ: если «МиМ» мнѣ кажется вредной книгой, то это не значитъ, что весь Булгаковъ даже и въ моихъ глазахъ заслуживаетъ отверженiя. Общая мысль отъ этого не страдаетъ: къ совѣтскому Булгаковъ и мандельштамъ не сводятся, и вовсе не оно — ихъ сильная сторона.

ну я надеюсь, вы же не считаете Булгакова и Мандельштама советскими писателями?

Deleted comment

Овидiй не подрывалъ римскiя цѣнности, а наиболѣе точно отражалъ ихъ — въ томъ видѣ, въ какомъ онѣ сложились въ его эпоху. Наказанъ онъ былъ вовсе не за это (Августъ его не любилъ, конечно, но это другой вопросъ). Если что онъ и подрывалъ, то лицемѣрную и неадекватную оффицiальную реконструкцiю.

про Мандельштама не скажу (я его почти не знаю), а вот если бы кто-нибудь назвал Булгакова "советским", то определенно получил бы по лицу. Вы почитайте его - он же советских за людей не считал. Переделанные собачки, склизкие гады - результаты генетического эксперимента. Миклухо-Маклай описывает быт папуасов-людоедов. Какой уж тут "соцреализм"...
Ну так мы и до "русской советской поэтессы" Цветаевой дойдем. Неохота чего-то.

Deleted comment

Ага. Как раз столько, сколько Кампанелла в тюрьме пробыл. Бывают странные сближенья.

Deleted comment

Разумеется искренне, о поэте речь, не журналисте. Но вот чем Мандельштам был обязан советской власти? Он что, советскую среднюю школу проходил, или в Литинституте диплом получал? На чем формировались его эстетические предпочтения и этические убеждения? Он видите ли "жил" в ссср, а Ходасевич жил в Париже - считать его французом?

Deleted comment

"Человек эпохи" - да, с одним уточнением - не человек для эпохи, а эпоха для человека. Для поэта, во всяком случае, как бы далеко его не заводила речь.
И еще, вдогонку. Если признавать, что никакой Россiи нѣтъ и она не нужна, тогда, конечно, можно всю совѣтскую эпоху разсматривать какъ нечто цѣлое и все ея содержанiе отписать совѣтамъ, — но только при этомъ условiи.

Как и поступала советская власть. Но мы этим путем не пойдем.
Нет, oни у меня в графе "армянские писатели" стоятъ,Макс!!:-))
По поводу "царской православной" цензуры - их было целых две (светская и духовная). Но и вместе взятые сильно уступали советской, для которой, например, немецкая философия кончалась на Гегеле, французская на Декарте, а св.Фомы Аквинского вообще не существовало.
"Прославленный русский авангард" если и прославлен, то уж точно не советами. Оппозиция культурных эпох дело обыкновенное, было бы кому и чему оппонировать.
"Лучшая в мире переводческая школа" означала лишь, что советская интеллигенция, в отличие от русской, языков не знала.
"Блестящая школа востоковедения", да-да, а еще выдающиеся успехи в области космонавтики. Удивительно отсталая страна была эта Россия, спутникового телевидения - и того не наладили, срам.
Я не вступаю в диспуты на уровне пустопорожнего bla-bla-bla, товарисч "всеевроПесня"; я, собственно,слишком зрел и мудр для этого...) А вот у меня в совейцкое время на ксероксах было всё, что можно и низзя и я не плячу...) Самому надо быть личностью с большой буквы, fellas, и в Высшее веровать, а не интеллектуалить мелкобуржуазно-снобски под постсовдэповской лавкой...
Главное, вовремя объявить себя "личностью с большой буквы"- правда, товарищ?

Deleted comment

Не понятно по каким причинам исчез мой ответ Вам здесь, достаточно документальный...()Кто-то здесь явно не любит смотреть правде в глаза!!:-))
А перечислите-ка Вы "советских востоковедов". А я посмотрю их "индекс цитирования".
А Вы большой академик у нас, fello-bello???..) Перечислите Ваши научные звания и награды для начала, pls...)))
Ну что же вы, товарищ, так быстро спрыгнули?
Я, малыш, спрыгиваю только тогда, когда и хрип и стон и пот и слёзы от удовольствия, мною доставляемого по прямому назначению, превращаются в трубный глас Джельсомино, грозящий разрушить соседскую стену, слышал о таком???:-)Ты готов к такому стону, антисовейцкий мой???:-)))
К чему, товарищ, вы здесь разместили свою песнь импотента о его "былинных" возможностях? На будущее- кто может- не хвалится.

За сим беседу прекращаю- кормление тролля, вроде вас, занятие забавное, но быстро надоедающее.
Сынок, выпей тёплого молочка и задуди в сопелки в "снах о силе", можа тебе на подмогу зиллион "бесенят-антисоветчикофф" будут мне из низших сфер крышу бомбить за твой счёт!:-))) Ариведерчи, соска!!:-))
Я почти согласен.Русская культура была молодой провинциальной европейской культурой, всего 120-150 лет истории, и то что за это время появились узнаваемые всеевропейские художники-это свидетельство прежде всего одарённости нации и стремительного культурного развития.
Никакой советской культуры конечно нет. Есть характерная для тоталитарных режимов художественная продукция сделанная по заказу государства.Это может быть более талантливо или бесталанно совсем, но к культуре это имеет далёкое отношение.
И если в 20-е годы страна была ешё открыта, то потом произошла изоляция страны, и это сыграло совсем пагубную роль - художники совсем потеряли представление о мировом уровне- для них мировым уровнем было желание заказчика-государства в лице чиновника.Так возникло ничем не обоснованное убеждение в собственном величии и страшная обида на весь остальной мир, который совсем не разделяет подобных чувств.Потому и злятся...

Пусть меня Фильтриус стирает сколько пожелает - у меня есть уважение к отдельным сторонам его непростой личности!- но я-таки скажу: ненавижу вашу общую и незрелую "aнтисовковость" и псевдоаристократический снобизм людей, получивших прекрасное гуманитарное образование в столичных вузах:-)( Но, к сожалению, полностью/?/ лишённых ПЛОДОВ ДУХА, которые являются целью любого высокого гуманитария...((
Я прочитал оба комментария.Я очень спокойно отношусь к критике, но во избежания недоразумений я хотел бы уточнить детали. Я по профессии IT-инженер и мои родители совсем не герцоги...
Теперь второе замечание.Есть такое неписанное правило-в дискуссиях нужно стараться обсуждать тему, а не собеседника.Это просто этика сетевого общения.Обычно обсуждают оппонента тогда когда нечего сказать по теме...
Мы же с Вами не знакомы, откуда такие глубокие выводы?
Лица читаю...)Извините, погорячился...(
Я бы очень просилъ Васъ воздержаться отъ использованiя порноюзерпиковъ.

Я придерживаюсь другого мнения, но спорить не буду, потому что я Вам завидую.

Deleted comment

Кстати об аристократах. Мне посчастливилось быть хорошо знакомым с дамой, являющейся прямым потомком знаменитейшего княжеского рода. Она преподает русскую литературу. Относится с уважением к Шолохову и другим русско-советским писателям.
Повторюсь: я не против "высоколобых интеллектуалов", я против того, чтобы они вносили свой снобизм в графу "Плоды Духа" и чтобы они трубогласно-обличительно не вещали о великой эпохе нашего- никем не виданного досель- национального и во многом трагического эксперимента/а что не трагично???Современный Запад??? Мои белые мокасины стебутся!!!/- прямолинейно и одномерно без всяких полутонов и гласом "литературопридержащих и избранныx Фортуной"; к сожалению, высокая книжность не является индульгенцией на "духовную нечувствительность" и "экзистенциальную слепоту", alas...(((
А почему Вас это задевает? Мне нравится, что в стране есть люди, мыслящие по-разному. Было бы скучно обнаружить вокруг клонов.
Эпоха Золотого века русской литературы действительно прекрасна. Нам, к сожалению, недоступна прекрасная речь наших предков. Я восхищаюсь тем, как они говорили и как они писали.
Я тоже восхищаюсь людьми, которые умеют глубоко мыслить и говорить на рафинированном литературном русском языке, вне зависимости от любого времени, честно говорю, и никто меня ещё никогда не обвинил к нетолерантности по отношению к другой точке зрения...Повторяю: если бы я не уважал Фильтриуса,то не тратил бы свою драгоценную энергию на это ристалище невольное и вольное!..)
Ваши собеседники, вступающиеся в связи с моей репликой за Булгакова, Мандельштама и Прокофьева, совершенно зря горячатся. Мне бы никогда и в голову не пришло считать этих людей советскими.

Думаю, демаркационная линия между русской и советской культурой носит отнюдь не хронологический характер.

Русские - реалисты; советские - социалистические реалисты. Соцреализм - это предельное искажение реальности, фальш и ложь, возведённые в принцип.
Фальшь с мягким знаком пишется,bohemicus!:-)
Я бы ответил тебе как мэн, сопляк, но воздержусь в чужом журнале...
Не надо "как мэн", все равно не поверю. А воздерживаться раньше нужно было.
Тебя забыл спросить, пигмей, когда мне воздерживаться!!!:-)))
Да, я знаю. У меня всегда очень много опечаток, пропущенных букв, богемизмов и т.д. Когда я пишу посты, то перепроверяю их по три раза. И всё равно что-нибудь да проскальзывает. Но в ходе диалога на перепроверки обычно просто нет времени.

P.S. Эту реплику из двух строк я перепроверил перед отправкой и исправил в ней три опечатки.
Это была полушутливая ремарка с моей стороны!-) Конечно же, Вы замечательно грамотны, я Ваши комменты часто встречал у Фильтриуса!..)Жму руку!
Я действительно был грамотным человеком, когда жил на родине. Но это давно в прошлом. Людям обычно трудно представить, как портится родной язык от постоянного общения и чтения на языке, в котором всё очень похоже, но чуть-чуть по-другому. В чешском частица "не" всегда пишется слитно, и я перестаю чувствовать, как её нужно писать по-русски. В чешском Париж, пляж и трамвай - слова женского рода, а педаль или люстра - мужского, и мне приходится быть очень внимательным при их употреблении. По-чешски воинский пишется через "е", разделить через "о", а делинквент без "н" между "и" и "к", и я вполне способен написать их так по-русски. И т.д. и т.п.

Думаю, я самый безграмотный человек из всех, кого читает ув. Фильтриус.
Я Вас понимаю, отому что сам в NYC уже почти четверть века...Здесь вообще русский язык воняет одесским Привозом и отрыжками "дворового англейского"...(
не трогайте мои пальмы!
Я не думаю , я знаю -безнрамотней меня к сожалению нет.)
Ихъ удѣлъ — исторiя преступленiй.

+1

О "сущностном" русском. Это не то, что было "до революции", это - вечное. Т.е. оно было, есть и будет всегда.
На мой вкус - это суждение отдает резкостью (которую именовал бы советской, если б вдруг захотел обидеть автора). "История преступлений" - кого? Есенина? Пастернака? И еще - разве советские могут только палачи, а не жертвы? Ну и т.д.
Т.е. пользоваться таким размытым критерием (советский/несоветский) в таком серьезном вопросе мне кажется чрезвычайно неаккуратным занятием
Если оставить за скобками политические сюжеты, о которых спорить бессмысленно, всплывают методологические вопросы, которые, думаю, более существенны.

Популярность в мире - на мой взгляд, критерий очень зыбкий, зависимый от случайностей. Толстой и Достоевский действительно оказались самыми влиятельными писателями второй половины 19 века. Но разве их тиражи сопоставимы с бестселлерами? В отношении кино Богемикус опирается именно на принцип бестселлера. А Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Донской, Барнет, Васильевы были, да и остаются влиятельными художниками для профессионалов. А то, получается, если клип дуэта "Тату" побил в мире все рекорды - значит, система Путина побивает и Российскую империю, и СССР.

Я, например, считаю, массовый мировой потребитель недооценивает и русскую культуру, и советский кинематограф.
Советское- вторичное по отношению к русскому. В искусстве- попытка копирования прошлого и "мира белых людей", в меру о нем представления. Авангард, кстати, по происхождению не советский (потому советские его и запретили).
Ну вот, с троллями разобрались, теперь можно о нашем, хоббичьем.
На самом деле, здесь, Алексей Игоревич, не один, а три вопроса:
как разделить русское и советское;
чем советское отличается от европейского;
что общего между европейским и русским.
По первому вопросу спорить разумным людям не о чем. Последний, наоборот, обсуждается не первое столетие - без особых успехов. Но вот что касается среднего - тут, на мой взгляд, заблуждений больше всего. Ну да, советская власть объявила войну европейской культуре - только вот какой? Они разные бывают, культуры то есть, и конечно достопочтенный Богемик здорово подставляется, когда пытается - совершенно напрасно - столкнуть советский и европейский масскульт. "Из всех искусств для нас важнейшим.." - кто написал? Правильно, а какой бы голливудский продюсер не подписался бы тут всеми щупальцами? То то и оно, советская "культурная революция" была революцией массовой культуры - и, соответственно, противопоставлять этому европейские порядки стоит лишь настолько, насколько Европа сама может против масскульта. А с этим чем дальше, тем хуже.
Но, конечно, доказывать, что С.И.Соболевский не советский филолог - увольте.
Думаем, что "разделение между русским и советским" в отношении культуры 20 века существует только и исключительно в головах блогописателей. К конкретным персоналиям/опусам/стилевым особенностям то и другое определение применяется вполне произвольно.
В качестве публицистической темы все аспекты названного сюжета исчерпали себя году этак к 1991. Во всяком случае, мне так раньше казалось, что дисскуссии на тему "русское/общечеловеческое vs советское/мизантропическое" к тому моменту пошли уже на третий круг и стали окончательно скучны. Я понимаю, что с тех пор успело народиться и возмужать поколение людей, которые вообще ничего не понимают в вопросе, но почему-то питают к нему нездоровый интерес. Богемик, видимо, отчасти обращается к ним, и видимо это придает его пассажам некоторую загадочную свежесть.

Да и потом, не все и не всегда укладывается в стройную схему, во всяком случае для отщепенцев типа меня. Вы упомянули Айтматова. Я не смогла в свое время осилить "Прощай, Гульсары", равно, кажется, как и все последующее творчество этого автора. Но вот "Первый учитель" остался для меня достаточно дорогим воспоминанием детства. А эта повесть -- совершенно, абсолютно советская. И фильм, кстати был хороший, и тоже советский, или, может быть антисоветский (что совершенно одно и то же).
Cвященник o. Павел Флоренский: «Что же такое, в самом деле, культура? Это — все, решительно все, производимое человечеством. Тут — мирная Гаагская конференция, но тут и удушающие газы... Тут Символ веры, но тут и Геккель с “Мировыми загадками”. Тут Евангелие от Иоанна, но тут и люциферическое евангелие Пайка. Тут Notre Dame, но тут же и Moulin Rouge. Как в плоскости культуры отличить Церковь от кабака? Как в той же плоскости отличить великий покаянный канон святого Андрея Критского от произведений Маркиза де Сада? Все это равно есть в культуре, и в пределах самой культуры нет критериев выбора, критериев различения одного от другого... Оставаясь в ней, мы вынуждены принимать ее всю целиком, как она есть. Иначе говоря, мы должны тогда обожествить ее и счесть ее последним критерием всякой ценности, а в ней — обожествить себя как деятелей и носителей культуры... Установка сознания на культуре, то есть на самом себе, ведет к безусловному признанию потребностей как таковых. Но потребности бывают всякие. Не имея критерия, различающего потребности, не имеет и «самопринуждения» человекобог; а затем, мгновенно, из человекобога выглянет и звериная морда. Но это — не по личным недостаткам, а с роковой необходимостью, по законам аскетики». «Для расценки ценностей, — утверждает отец Павел, — нужно выйти за пределы культуры и найти критерии, трансцендентные ей».

Adieu
Советскость литературы определяется эстетикой, а не чем-либо иным. Маяковский - не советский поэт, поскольку советская у него только идеология, а не эстетика. Вот Окуджава, за некоторыми исключениями, - насквозь советский.
с одной стороны, на мой взгляд, и Вы, и Богемик слишком уж превозносите имперскую культуру - я не специалист, но моё мнение таково, что это всё-таки достаточно дальняя и специфическая окраина европы и потому не сильно-то уж и возвышающаяся над отдельными советскими достижениями

по науке очень хорошо чувствуется в отдельных дисциплинах как до середины 50-х поддерживается вменяемый европейский уровень благодаря тем, кто учился до революции или хотя бы у дореволюционных профессоров. потом они умирают и остаются какие-то странные прогрессистски настроенные молодые люди, кое-что они знают, но очень многого не хватает. тут с одной стороны очевидно совершенно проедание имперского запаса, с другой многие учёные интеллигенты вполне искренне переходили на марксистские позиции или работали в соответствии с ними (на хорошем европейском уровне) - в изящной культуре разница более серьёзна, наверное, хотя вот булгаков какой-нибудь на ум приходит с этими его отношениями странными с усатым и т.п.

но предположим, что сталинский период не берётся - это медленное умирание имперской культуры, перемалывание её под нужды новой системы, по-настоящему советские те, кто родился уже в стране советов. и вот среди этих советских есть хотя бы какой-нибудь тарковский, о котором Богемик умолчал, а его вроде бы в мире кино не держат "за быдло", при этом его вписанность в мировой контекст возникла не благодаря привязанности к русской культуре имперского периода, а в силу его собственного взгляда вовне из советской действительности. или в литературе Бродский - с одной стороны влияние Ахматовой, с другой - собственная какая-то "современность", которую не спутаешь с имперской - это просто большой советский город ленинград, где жили какие-то люди, в среде которых сохранялся и развивался интерес к тому важному, что происходило в мире.

это, конечно, не эталонная советскость, а напротив отторгаемая системой культурная жизнь, но её уже не запишешь в "русскую", потому что не все "дистанцировались в 19 век", многие "дистанцировались вовне" и это просто какая-то русскоязычная европейская провинциальная культура двух больших городов. по политическим и бытовым обстоятельствам её и советской можно назвать, ведь и т.н. имперская культура была вовсе не имперской часто по духу, она лишь существовала внутри Империи или даже только в связи с ней
с одной стороны, на мой взгляд, и Вы, и Богемик слишком уж превозносите имперскую культуру - я не специалист, но моё мнение таково, что это всё-таки достаточно дальняя и специфическая окраина европы и потому не сильно-то уж и возвышающаяся над отдельными советскими достижениями

Настолько "специфичная", что является органичной частью мировой культуры. Толстой, Достоевский, Чехов – эти имена известны во всем мире, а не на окраинах Европы. Никто из советских писателей даже не приблизился к этому уровню.

по науке очень хорошо чувствуется в отдельных дисциплинах как до середины 50-х поддерживается вменяемый европейский уровень благодаря тем, кто учился до революции или хотя бы у дореволюционных профессоров

Вы сами признаете очевидный факт.

в изящной культуре разница более серьёзна, наверное, хотя вот булгаков какой-нибудь на ум приходит с этими его отношениями странными с усатым и т.п.

Что вы все привязались к Булгакову??? Какие отношения??? Одарённый, умный человек жил в КЛЕТКЕ, где ему не давали творить (это мягко говоря). Его не выпустили из клетки, а бесконечной травлей довели до могилы.

вот среди этих советских есть хотя бы какой-нибудь тарковский, о котором Богемик умолчал, а его вроде бы в мире кино не держат "за быдло", при этом его вписанность в мировой контекст возникла не благодаря привязанности к русской культуре имперского периода, а в силу его собственного взгляда вовне из советской действительности

НЕ из советской действительности. Смотрим хотя бы ВИКИ: Веяние этой «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». Тарковский, вместе со своим другом и соавтором Андреем Кончаловским ездят в архив Госфильмофонда в Белых Столбах, где они смотрят фильмы Куросавы, Бунюэля, Бергмана, Брессона, Мидзогути. Термин «оте́р» (от французского auteur), уже принятый западной кинокритикой, обозначающий единого автора картины, создателя слова и образа, под контролем которого находятся все аспекты кинопродукции, от сценария до монтажа — усваивается Тарковским как необходимое условие творчества; наставником Тарковского в годы его учёбы стал Михаил Ромм, воспитавший многих кинорежиссёров. Будучи режиссёром повествовательным и жанровым, в значительной мере воплощающим для своих студентов кинематограф соцреализма 1930-х годов, который многие из них отрицали и критически переосмыслили…
Т.е соцреализм и советская действительность не к месту. Явное влияние Запада.или в литературе

Бродский - с одной стороны влияние Ахматовой,

Это очень важный момент (!) влияние человека ТОЙ, ушедшей эпохи.

это просто большой советский город ленинград,

Даже в советское время, Петербург будучи Ленинградом, оставался европейским городом. Никогда он не был советским городом. Типичный советский город, когда за окном виднеется, скучный, уродливый, промышленный пейзаж.

ведь и т.н. имперская культура была вовсе не имперской часто по духу, она лишь существовала внутри Империи или даже только в связи с ней

Что – то вы намудрили… Что сие означает: «имперская культура была вовсе не имперской часто по духу, она лишь существовала внутри Империи или даже только в связи с ней»?

>Толстой, Достоевский, Чехов – эти имена известны во всем мире, а не на окраинах Европы. Никто из советских писателей даже не приблизился к этому уровню.
тут я не сравнивал, просто писал про статус русских в мировой культуре, атрибуцию. толстой и чехов, а особенно достоевский - это какие-то странные русские крендели, которые объясняют по большей части феномен 'zagadochnaya russkaya dusha' и не стоят в первом ряду классиков, да и во втором не стоят

>Что вы все привязались к Булгакову???
в популярной публицистике что-то писали про обусловленность позднего творчества писателя довольно странными отношениями с Джугашвили ну и т.д. ad hominem - "умный человек жил в КЛЕТКЕ" - так да, согласен.

>Явное влияние Запада
я про это и писал. но по-моему, это уже поход советских на запад за культурой, а не русских

>Что – то вы намудрили…
смотрите, Вы напрямую связываете советских с соцреализмом, в таком случае, говоря о культуре имперской надо туда записывать только лоялистов, экспансионистов и т.д., причём славянофилов в период Николая Александровича нельзя относить к имперской кульутре, в период Александра Николаевича - 50/50, в период Александра Александровича на все 100. почему советская культура у вас сторого официальная, а имперская - любая, существовавшая в то время, берите уж тоже только официальную, соответствующую текущим установкам династии и аппарата, не забывая про цензуру. большая часть деятелей культуры в то время просто жили на территории РИ или даже не жили, а были формально подданными и творили мимо Империи, как потом московские и ленинградские граждане творили мимо СССР, проживая в нём и сохраняя гражданскую лояльность или индифферентность. в корне всей русской культуры 19 века - романтизм и естественно тянущаяся за ней идея "нации", Империи прямо враждебная.
и потому не сильно-то уж и возвышающаяся над отдельными советскими достижениями
Это ваши собственные слова. Однако, никто из советских не смог приблизиться к уровню РИ (не говоря уже о возвышении).
просто писал про статус русских в мировой культуре, атрибуцию. толстой и чехов, а особенно достоевский - это какие-то странные русские крендели, которые объясняют по большей части феномен 'zagadochnaya russkaya dusha' и не стоят в первом ряду классиков, да и во втором не стоят
Ну и в каком ряду стоят эти русские?! В мировых рейтингах лучших книг всегда есть место для русских классиков. Русская классическая литература стоит в одном ряду с немецкой, французской и английской. Если говорить о статусе: Newsweek - Лучшей книгой всех времён и народов был признан роман "Война и мир".
>Что вы все привязались к Булгакову???
в популярной публицистике что-то писали про обусловленность позднего творчества писателя довольно странными отношениями с Джугашвили ну и т.д.
вот вы про какие отношения. Это долгая, спорная тема ).
>Явное влияние Запада
я про это и писал. но по-моему, это уже поход советских на запад за культурой, а не русских
Если люди САМИ попытались выйти за рамки советского мира, то они советские лишь отчасти.Более позднее время: разве русский рок равен советской эстраде? Совершенно очевидно, что это разные миры (хотя и Цой, и Пугачёва жили в одном государстве).
почему советская культура у вас сторого официальная,
Ну какая ещё?! Очень сложно сравнивать советскую культуру с другими. Используя ваш терминологию: достаточно дальняя и специфическая.
как потом московские и ленинградские граждане творили мимо СССР
Я не знаю о ком вы, но ключевое слово: МИМО СССР.
Мнѣ кажется, что «Прощай, Гюльсары» — шедевръ. Опубликованъ онъ былъ вполнѣ при совѣтской цензурѣ, но о колхозахъ сказалъ такую правду — и такъ пронзительно

Забавно - и характерно, что Айтматов, которым меня принудительно кормили в позднебрежневское время в [анти]советской (впрочем - "советский, антисоветский - ...") и тогда не вызывал к меня ничего кроме насмешек.

Поскольку я как раз весьма "советский" - Ваша гипотеза выглядит правдоподобно - то что вы полагаете "русской" культурой у меня вызывает отторжение (собственно и среди дореволюционых авторов -eу меня Щедрин разве что, да рассудочный и нетипичны Пушкин идут).
Помилуйте, ну, какое "поле сражения" ? Так, обмен мнениями. Иногда аргументированный уже хорошо. Не слишком ли по-советски воспринимать разногласия как битву:) ?