Богемикъ высказываетъ въ ходѣ дискуссiи такую мысль: Для русскихъ въ исторiи культуры мѣсто есть, а для совѣтскихъ нѣтъ. Въ принципѣ нѣтъ. Ихъ удѣлъ — исторiя преступленiй.
Въ общемъ и цѣломъ эта мысль безусловно вѣрна. По крайней мѣрѣ на уровнѣ полюсовъ — Толстаго съ Достоевскимъ (я ихъ не люблю, но это неважно) будутъ цѣнить долго, а «Цементъ» уже сейчасъ и «Тихiй Донъ» вскорѣ будутъ интересовать развѣ только особо извращенныхъ историковъ литературы (сама по себѣ исторiя, конечно, должна интересоваться всѣмъ, но каждаго конкретнаго историка это требованiе не касается). Но возможно ли провести сущностную, а не качественную границу между совѣтскимъ и русскимъ?
Совѣтское можетъ выступать какъ самостоятельно (напр., Маяковскiй, который по духу былъ совѣтскимъ и до революцiи), такъ и мимикрируя. Но въ ста процентахъ случаевъ можно отличить сооруженiе сталинской эпохи въ классическомъ стилѣ отъ дореволюцiонной застройки — прежде всего по грубости и топорности исполненiя. Но это опять-таки качественная характеристика, а не сущностная.
Съ другой стороны, безусловно, у людей, родившихся тогда, есть фора — дореволюцiонное образованiе и чувство формы. Однако хронологическiй критерiй тоже работаетъ не до конца. Мнѣ кажется, что «Прощай, Гюльсары» — шедевръ. Опубликованъ онъ былъ вполнѣ при совѣтской цензурѣ, но о колхозахъ сказалъ такую правду — и такъ пронзительно… Да и отъ себя я отклонилъ бы сомнительную честь быть совѣтскимъ человѣкомъ — слишкомъ много силъ и добросовѣстности было затрачено на самовоспитанiе въ духѣ культуры Императорской эпохи. Думаю, что русское въ совѣтскiй и постсовѣтскiй перiодъ какъ разъ и есть то, что самовоспитывалось въ смыслѣ освобожденiя отъ совѣтского и прiобщенiя къ старому — и цѣнность культурныхъ явленiй опредѣляется тѣмъ, насколько интенсивно шелъ этотъ процессъ. Цѣнность въ ограничительномъ смыслѣ — самъ по себѣ онъ не гарантируетъ эстетическихъ высотъ, но только то, что превысить его онѣ не могутъ.
Нѣсколько сумбурно, но пусть пока будетъ такъ. А вы что думаете?
А вы что думаете?
origen_72
September 9 2011, 17:11:49 UTC 7 years ago
Re: А вы что думаете?
philtrius
September 9 2011, 17:30:56 UTC 7 years ago
Re: А вы что думаете?
stephanicus
September 9 2011, 19:13:13 UTC 7 years ago
Диалектическое видение как основа Высокого Индивидуу
sprezzatura2012
September 9 2011, 17:22:14 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
philtrius
September 9 2011, 17:29:40 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
sprezzatura2012
September 9 2011, 17:44:07 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
philtrius
September 9 2011, 17:51:13 UTC 7 years ago
Deleted comment
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
philtrius
September 9 2011, 18:23:18 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
maximus_13
September 9 2011, 17:42:52 UTC 7 years ago
Deleted comment
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
philtrius
September 9 2011, 18:07:21 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
maximus_13
September 9 2011, 18:08:53 UTC 7 years ago
Re:
eu_he_nio
September 9 2011, 18:09:54 UTC 7 years ago
Deleted comment
eu_he_nio
September 9 2011, 18:21:42 UTC 7 years ago
Deleted comment
eu_he_nio
September 9 2011, 18:33:44 UTC 7 years ago
Deleted comment
eu_he_nio
September 10 2011, 03:17:47 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
philtrius
September 9 2011, 18:11:39 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
eu_he_nio
September 9 2011, 18:15:50 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
sprezzatura2012
September 9 2011, 18:19:57 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
eu_he_nio
September 9 2011, 18:05:42 UTC 7 years ago
"Прославленный русский авангард" если и прославлен, то уж точно не советами. Оппозиция культурных эпох дело обыкновенное, было бы кому и чему оппонировать.
"Лучшая в мире переводческая школа" означала лишь, что советская интеллигенция, в отличие от русской, языков не знала.
"Блестящая школа востоковедения", да-да, а еще выдающиеся успехи в области космонавтики. Удивительно отсталая страна была эта Россия, спутникового телевидения - и того не наладили, срам.
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
sprezzatura2012
September 9 2011, 18:14:02 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
mata_ariki
September 9 2011, 20:12:24 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
sprezzatura2012
September 11 2011, 20:55:53 UTC 7 years ago
Deleted comment
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
sprezzatura2012
September 10 2011, 12:51:57 UTC 7 years ago
Re: Диалектическое видение как основа Высокого Индивид
mata_ariki
September 9 2011, 20:15:20 UTC 7 years ago
"Индекс цитирования", ёклмн, парню захотелось!!:-)))
sprezzatura2012
September 9 2011, 20:43:12 UTC 7 years ago
Re: "Индекс цитирования", ёклмн, парню захотелось!!:-)))
mata_ariki
September 9 2011, 20:54:12 UTC 7 years ago
Re: "Индекс цитирования", ёклмн, парню захотелось!!:-)))
sprezzatura2012
September 9 2011, 21:04:25 UTC 7 years ago
Re: "Индекс цитирования", ёклмн, парню захотелось!!:-)))
mata_ariki
September 9 2011, 21:22:29 UTC 7 years ago
За сим беседу прекращаю- кормление тролля, вроде вас, занятие забавное, но быстро надоедающее.
Re: "Индекс цитирования", ёклмн, парню захотелось!!:-)))
sprezzatura2012
September 9 2011, 21:30:31 UTC 7 years ago
boomzoomer
September 9 2011, 17:59:37 UTC 7 years ago
Никакой советской культуры конечно нет. Есть характерная для тоталитарных режимов художественная продукция сделанная по заказу государства.Это может быть более талантливо или бесталанно совсем, но к культуре это имеет далёкое отношение.
И если в 20-е годы страна была ешё открыта, то потом произошла изоляция страны, и это сыграло совсем пагубную роль - художники совсем потеряли представление о мировом уровне- для них мировым уровнем было желание заказчика-государства в лице чиновника.Так возникло ничем не обоснованное убеждение в собственном величии и страшная обида на весь остальной мир, который совсем не разделяет подобных чувств.Потому и злятся...
sprezzatura2012
September 9 2011, 18:31:38 UTC 7 years ago
boomzoomer
September 9 2011, 19:00:46 UTC 7 years ago
Теперь второе замечание.Есть такое неписанное правило-в дискуссиях нужно стараться обсуждать тему, а не собеседника.Это просто этика сетевого общения.Обычно обсуждают оппонента тогда когда нечего сказать по теме...
Мы же с Вами не знакомы, откуда такие глубокие выводы?
sprezzatura2012
September 9 2011, 19:05:42 UTC 7 years ago
philtrius
September 9 2011, 19:06:53 UTC 7 years ago
sprezzatura2012
September 9 2011, 19:10:43 UTC 7 years ago
cortas
September 9 2011, 18:14:33 UTC 7 years ago
Deleted comment
cortas
September 9 2011, 18:42:49 UTC 7 years ago
sprezzatura2012
September 9 2011, 19:02:51 UTC 7 years ago
cortas
September 9 2011, 19:09:11 UTC 7 years ago
Эпоха Золотого века русской литературы действительно прекрасна. Нам, к сожалению, недоступна прекрасная речь наших предков. Я восхищаюсь тем, как они говорили и как они писали.
sprezzatura2012
September 9 2011, 19:16:26 UTC 7 years ago
bohemicus
September 9 2011, 18:55:16 UTC 7 years ago
Думаю, демаркационная линия между русской и советской культурой носит отнюдь не хронологический характер.
Русские - реалисты; советские - социалистические реалисты. Соцреализм - это предельное искажение реальности, фальш и ложь, возведённые в принцип.
sprezzatura2012
September 9 2011, 19:04:00 UTC 7 years ago
с мягким
eu_he_nio
September 9 2011, 19:06:38 UTC 7 years ago
Re: с мягким
sprezzatura2012
September 9 2011, 19:12:13 UTC 7 years ago
Re: вспомнила бабка как девкой была
eu_he_nio
September 9 2011, 19:54:50 UTC 7 years ago
Re: вспомнила бабка как девкой была
sprezzatura2012
September 9 2011, 19:58:34 UTC 7 years ago
bohemicus
September 9 2011, 19:27:30 UTC 7 years ago
P.S. Эту реплику из двух строк я перепроверил перед отправкой и исправил в ней три опечатки.
sprezzatura2012
September 9 2011, 19:32:35 UTC 7 years ago
bohemicus
September 9 2011, 19:46:57 UTC 7 years ago
Думаю, я самый безграмотный человек из всех, кого читает ув. Фильтриус.
sprezzatura2012
September 9 2011, 20:45:37 UTC 7 years ago
alexvelikoross
September 10 2011, 08:05:50 UTC 7 years ago
Я не думаю , я знаю -безнрамотней меня к сожалению нет.)
sotrudnic
September 9 2011, 19:35:56 UTC 7 years ago
+1
О "сущностном" русском. Это не то, что было "до революции", это - вечное. Т.е. оно было, есть и будет всегда.
lucas_v_leyden
September 9 2011, 19:52:56 UTC 7 years ago
Т.е. пользоваться таким размытым критерием (советский/несоветский) в таком серьезном вопросе мне кажется чрезвычайно неаккуратным занятием
zamost
September 9 2011, 20:19:28 UTC 7 years ago
Популярность в мире - на мой взгляд, критерий очень зыбкий, зависимый от случайностей. Толстой и Достоевский действительно оказались самыми влиятельными писателями второй половины 19 века. Но разве их тиражи сопоставимы с бестселлерами? В отношении кино Богемикус опирается именно на принцип бестселлера. А Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Донской, Барнет, Васильевы были, да и остаются влиятельными художниками для профессионалов. А то, получается, если клип дуэта "Тату" побил в мире все рекорды - значит, система Путина побивает и Российскую империю, и СССР.
Я, например, считаю, массовый мировой потребитель недооценивает и русскую культуру, и советский кинематограф.
mata_ariki
September 9 2011, 20:22:05 UTC 7 years ago
eu_he_nio
September 9 2011, 20:23:55 UTC 7 years ago
На самом деле, здесь, Алексей Игоревич, не один, а три вопроса:
как разделить русское и советское;
чем советское отличается от европейского;
что общего между европейским и русским.
По первому вопросу спорить разумным людям не о чем. Последний, наоборот, обсуждается не первое столетие - без особых успехов. Но вот что касается среднего - тут, на мой взгляд, заблуждений больше всего. Ну да, советская власть объявила войну европейской культуре - только вот какой? Они разные бывают, культуры то есть, и конечно достопочтенный Богемик здорово подставляется, когда пытается - совершенно напрасно - столкнуть советский и европейский масскульт. "Из всех искусств для нас важнейшим.." - кто написал? Правильно, а какой бы голливудский продюсер не подписался бы тут всеми щупальцами? То то и оно, советская "культурная революция" была революцией массовой культуры - и, соответственно, противопоставлять этому европейские порядки стоит лишь настолько, насколько Европа сама может против масскульта. А с этим чем дальше, тем хуже.
Но, конечно, доказывать, что С.И.Соболевский не советский филолог - увольте.
А вы что думаете?
the_black_moon
September 9 2011, 22:09:35 UTC 7 years ago
В качестве публицистической темы все аспекты названного сюжета исчерпали себя году этак к 1991. Во всяком случае, мне так раньше казалось, что дисскуссии на тему "русское/общечеловеческое vs советское/мизантропическое" к тому моменту пошли уже на третий круг и стали окончательно скучны. Я понимаю, что с тех пор успело народиться и возмужать поколение людей, которые вообще ничего не понимают в вопросе, но почему-то питают к нему нездоровый интерес. Богемик, видимо, отчасти обращается к ним, и видимо это придает его пассажам некоторую загадочную свежесть.
Да и потом, не все и не всегда укладывается в стройную схему, во всяком случае для отщепенцев типа меня. Вы упомянули Айтматова. Я не смогла в свое время осилить "Прощай, Гульсары", равно, кажется, как и все последующее творчество этого автора. Но вот "Первый учитель" остался для меня достаточно дорогим воспоминанием детства. А эта повесть -- совершенно, абсолютно советская. И фильм, кстати был хороший, и тоже советский, или, может быть антисоветский (что совершенно одно и то же).
Одна цитата на прощание...
sprezzatura2012
September 9 2011, 22:18:03 UTC 7 years ago
Adieu
ivan_babicki
September 10 2011, 13:39:20 UTC 7 years ago
wasunchik
September 10 2011, 21:51:32 UTC 7 years ago
по науке очень хорошо чувствуется в отдельных дисциплинах как до середины 50-х поддерживается вменяемый европейский уровень благодаря тем, кто учился до революции или хотя бы у дореволюционных профессоров. потом они умирают и остаются какие-то странные прогрессистски настроенные молодые люди, кое-что они знают, но очень многого не хватает. тут с одной стороны очевидно совершенно проедание имперского запаса, с другой многие учёные интеллигенты вполне искренне переходили на марксистские позиции или работали в соответствии с ними (на хорошем европейском уровне) - в изящной культуре разница более серьёзна, наверное, хотя вот булгаков какой-нибудь на ум приходит с этими его отношениями странными с усатым и т.п.
но предположим, что сталинский период не берётся - это медленное умирание имперской культуры, перемалывание её под нужды новой системы, по-настоящему советские те, кто родился уже в стране советов. и вот среди этих советских есть хотя бы какой-нибудь тарковский, о котором Богемик умолчал, а его вроде бы в мире кино не держат "за быдло", при этом его вписанность в мировой контекст возникла не благодаря привязанности к русской культуре имперского периода, а в силу его собственного взгляда вовне из советской действительности. или в литературе Бродский - с одной стороны влияние Ахматовой, с другой - собственная какая-то "современность", которую не спутаешь с имперской - это просто большой советский город ленинград, где жили какие-то люди, в среде которых сохранялся и развивался интерес к тому важному, что происходило в мире.
это, конечно, не эталонная советскость, а напротив отторгаемая системой культурная жизнь, но её уже не запишешь в "русскую", потому что не все "дистанцировались в 19 век", многие "дистанцировались вовне" и это просто какая-то русскоязычная европейская провинциальная культура двух больших городов. по политическим и бытовым обстоятельствам её и советской можно назвать, ведь и т.н. имперская культура была вовсе не имперской часто по духу, она лишь существовала внутри Империи или даже только в связи с ней
sandra sandras
September 14 2011, 06:38:28 UTC 7 years ago
Настолько "специфичная", что является органичной частью мировой культуры. Толстой, Достоевский, Чехов – эти имена известны во всем мире, а не на окраинах Европы. Никто из советских писателей даже не приблизился к этому уровню.
по науке очень хорошо чувствуется в отдельных дисциплинах как до середины 50-х поддерживается вменяемый европейский уровень благодаря тем, кто учился до революции или хотя бы у дореволюционных профессоров
Вы сами признаете очевидный факт.
в изящной культуре разница более серьёзна, наверное, хотя вот булгаков какой-нибудь на ум приходит с этими его отношениями странными с усатым и т.п.
Что вы все привязались к Булгакову??? Какие отношения??? Одарённый, умный человек жил в КЛЕТКЕ, где ему не давали творить (это мягко говоря). Его не выпустили из клетки, а бесконечной травлей довели до могилы.
вот среди этих советских есть хотя бы какой-нибудь тарковский, о котором Богемик умолчал, а его вроде бы в мире кино не держат "за быдло", при этом его вписанность в мировой контекст возникла не благодаря привязанности к русской культуре имперского периода, а в силу его собственного взгляда вовне из советской действительности
НЕ из советской действительности. Смотрим хотя бы ВИКИ: Веяние этой «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». Тарковский, вместе со своим другом и соавтором Андреем Кончаловским ездят в архив Госфильмофонда в Белых Столбах, где они смотрят фильмы Куросавы, Бунюэля, Бергмана, Брессона, Мидзогути. Термин «оте́р» (от французского auteur), уже принятый западной кинокритикой, обозначающий единого автора картины, создателя слова и образа, под контролем которого находятся все аспекты кинопродукции, от сценария до монтажа — усваивается Тарковским как необходимое условие творчества; наставником Тарковского в годы его учёбы стал Михаил Ромм, воспитавший многих кинорежиссёров. Будучи режиссёром повествовательным и жанровым, в значительной мере воплощающим для своих студентов кинематограф соцреализма 1930-х годов, который многие из них отрицали и критически переосмыслили…
Т.е соцреализм и советская действительность не к месту. Явное влияние Запада.или в литературе
Бродский - с одной стороны влияние Ахматовой,
Это очень важный момент (!) влияние человека ТОЙ, ушедшей эпохи.
это просто большой советский город ленинград,
Даже в советское время, Петербург будучи Ленинградом, оставался европейским городом. Никогда он не был советским городом. Типичный советский город, когда за окном виднеется, скучный, уродливый, промышленный пейзаж.
ведь и т.н. имперская культура была вовсе не имперской часто по духу, она лишь существовала внутри Империи или даже только в связи с ней
Что – то вы намудрили… Что сие означает: «имперская культура была вовсе не имперской часто по духу, она лишь существовала внутри Империи или даже только в связи с ней»?
wasunchik
September 14 2011, 08:11:37 UTC 7 years ago
тут я не сравнивал, просто писал про статус русских в мировой культуре, атрибуцию. толстой и чехов, а особенно достоевский - это какие-то странные русские крендели, которые объясняют по большей части феномен 'zagadochnaya russkaya dusha' и не стоят в первом ряду классиков, да и во втором не стоят
>Что вы все привязались к Булгакову???
в популярной публицистике что-то писали про обусловленность позднего творчества писателя довольно странными отношениями с Джугашвили ну и т.д. ad hominem - "умный человек жил в КЛЕТКЕ" - так да, согласен.
>Явное влияние Запада
я про это и писал. но по-моему, это уже поход советских на запад за культурой, а не русских
>Что – то вы намудрили…
смотрите, Вы напрямую связываете советских с соцреализмом, в таком случае, говоря о культуре имперской надо туда записывать только лоялистов, экспансионистов и т.д., причём славянофилов в период Николая Александровича нельзя относить к имперской кульутре, в период Александра Николаевича - 50/50, в период Александра Александровича на все 100. почему советская культура у вас сторого официальная, а имперская - любая, существовавшая в то время, берите уж тоже только официальную, соответствующую текущим установкам династии и аппарата, не забывая про цензуру. большая часть деятелей культуры в то время просто жили на территории РИ или даже не жили, а были формально подданными и творили мимо Империи, как потом московские и ленинградские граждане творили мимо СССР, проживая в нём и сохраняя гражданскую лояльность или индифферентность. в корне всей русской культуры 19 века - романтизм и естественно тянущаяся за ней идея "нации", Империи прямо враждебная.
sandra sandras
September 14 2011, 10:14:04 UTC 7 years ago
Это ваши собственные слова. Однако, никто из советских не смог приблизиться к уровню РИ (не говоря уже о возвышении).
просто писал про статус русских в мировой культуре, атрибуцию. толстой и чехов, а особенно достоевский - это какие-то странные русские крендели, которые объясняют по большей части феномен 'zagadochnaya russkaya dusha' и не стоят в первом ряду классиков, да и во втором не стоят
Ну и в каком ряду стоят эти русские?! В мировых рейтингах лучших книг всегда есть место для русских классиков. Русская классическая литература стоит в одном ряду с немецкой, французской и английской. Если говорить о статусе: Newsweek - Лучшей книгой всех времён и народов был признан роман "Война и мир".
>Что вы все привязались к Булгакову???
в популярной публицистике что-то писали про обусловленность позднего творчества писателя довольно странными отношениями с Джугашвили ну и т.д.
вот вы про какие отношения. Это долгая, спорная тема ).
>Явное влияние Запада
я про это и писал. но по-моему, это уже поход советских на запад за культурой, а не русских
Если люди САМИ попытались выйти за рамки советского мира, то они советские лишь отчасти.Более позднее время: разве русский рок равен советской эстраде? Совершенно очевидно, что это разные миры (хотя и Цой, и Пугачёва жили в одном государстве).
почему советская культура у вас сторого официальная,
Ну какая ещё?! Очень сложно сравнивать советскую культуру с другими. Используя ваш терминологию: достаточно дальняя и специфическая.
как потом московские и ленинградские граждане творили мимо СССР
Я не знаю о ком вы, но ключевое слово: МИМО СССР.
kouzdra
September 25 2011, 02:10:23 UTC 7 years ago
Забавно - и характерно, что Айтматов, которым меня принудительно кормили в позднебрежневское время в [анти]советской (впрочем - "советский, антисоветский - ...") и тогда не вызывал к меня ничего кроме насмешек.
Поскольку я как раз весьма "советский" - Ваша гипотеза выглядит правдоподобно - то что вы полагаете "русской" культурой у меня вызывает отторжение (собственно и среди дореволюционых авторов -eу меня Щедрин разве что, да рассудочный и нетипичны Пушкин идут).
alexispokrovski
September 25 2011, 11:57:10 UTC 7 years ago