philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:
Три вещи, которыя мѣшаютъ думать
Въ соцiальной области, конечно. И вообще не всѣмъ, конечно, это интересно, какъ недавно отмѣчалъ достопочтенный salery. Но все-таки.

1. Принимать анализъ за выраженiе эмоцiй и пожеланiй. Очень часто, когда нѣчто описываешь, — напр., механизмъ образовательной системы — меня упрекаютъ въ томъ, что я хочу неравенства. Между тѣмъ я считаю устройство человѣческаго общества слѣдствiемъ грѣхопаденiя, и — поскольку къ грѣхопаденiю не отношусь положительно — отъ этого устройства тоже не въ восторгѣ. Земной рай безъ грѣхопаденiя и безъ iерархiи мнѣ нравится больше; я просто не обманываюсь въ вопросѣ о его достижимости. Такъ что выводъ обо мнѣ дѣлается неправильный; впрочемъ, онъ дѣлается изъ того, что написанное мною читателю непрiятно, и, значитъ, я самъ необходимо долженъ быть порочнымъ типомъ.
2. Очень неточно и условно обозначимъ какъ «математическiй подходъ». Для математика вопросъ рѣшенъ отрицательно, если есть хоть одинъ контрпримѣръ; въ обществѣ онъ ничего не значитъ. Со строго логической точки зрѣнiя государство, гдѣ разстрѣливаютъ 10 человѣкъ въ годъ, ближе къ тому, гдѣ казнятъ 100. 000, чѣмъ къ тому, гдѣ не казнятъ вовсе; но въ жизни точно наоборотъ.
Помню, одинъ такой математическiй дуракъ считалъ, будто дѣйственность «циркуляра о кухаркиныхъ дѣтяхъ» (который онъ упорно называлъ «указомъ») достаточно доказана тѣмъ, что Чуковскiй написалъ въ «автобiографической» повѣсти о своемъ изгнанiи изъ гимназическаго рая (какъ выяснилось, лживо) на основанiи этого акта. Разумѣется, доказательной можетъ быть только массовая статистика: вотъ цифры прiема и соцiальный составъ до циркуляра, вотъ — послѣ. Но этого не дождешься.
3. Писалъ объ этомъ, повторю еще разъ. Литературное произведенiе не является историческимъ источникомъ, — точнѣе, является, но съ такими мощными фильтрами и съ такой необходимостью провѣрки, что, если есть возможность ея осуществить, всѣ данныя проще пролучить именно этимъ способомъ, а о произведенiи забыть. Гоголь — историкъ своей больной совѣсти, Щедринъ — своихъ больныхъ желудка и печени, Чеховъ (въ т. ч. въ «документальномъ» «Сахалинѣ») — читательскихъ ожиданiй современной ему публики. Если Васъ интересуютъ эти предметы, данные писатели являются по нимъ прямыми и непосредствекнными источниками. Если что-то иное, то изъ трехъ полезенъ только Чеховъ (читательскiя ожиданiя его публики значимы).
Tags: pensieri, реакціонное
2-е лучше назвать "арифметический" подход, а еще лучше "логикой арифмометра".
Да, такъ точнѣе.

Со строго логической точки зрѣнiя государство, гдѣ разстрѣливаютъ 10 человѣкъ въ годъ, ближе къ тому, гдѣ казнятъ 100. 000, чѣмъ къ тому, гдѣ не казнятъ вовсе

Увы мне. А я-то думал, что это не с логической точки зрения, а с этической. И, например, с христианской.
Нѣтъ, это не такъ. С.Ш.А. со смертной казнью — болѣе христiанское государство, чѣмъ многiе европейскiе, гдѣ она отмѣнена.
Вы знаете, я возьму свои слова назад в том смысле, что формулировка "Со строго логической точки зрѣнiя государство, гдѣ разстрѣливаютъ 10 человѣкъ въ годъ, ближе къ тому, гдѣ казнятъ 100.000, чѣмъ къ тому, гдѣ не казнятъ вовсе; но въ жизни точно наоборотъ" упрощена и неточна до такой степени, что обсуждать её как таковую не имеет смысла.

Что же до вашего возражения, то я не вижу, почему оно должно противоречить обычной логике. Достаточно только понять, что конкретно вы имеете в виду под христианским государством. (Не нужно приводить своё определение, я просто вижу, что оно вполне может быть дано. Там, правда, могут возникнуть более глубокие и вечные вопросы, касающиеся неизбежно субъективной оценки "весов" различных отклонений от христианского образца, но это проблемы посылок, а не выводов.)

Но вот отрицание логики - это верный путь в никуда. Любые процессы, хоть они общественные, хоть какие, с необходимостью подчиняются логике. Можно отказаться её видеть или исследовать, можно в каких-то случаях говорить о невозможности её постичь, можно не уметь ею пользоваться (и оттого приходить к абсурдным результатам) - но всё это не есть повод делать утверждения о неприменимости логики к той или иной сфере.

philtrius

August 23 2012, 09:48:09 UTC 6 years ago Edited:  August 23 2012, 09:48:26 UTC

»Строго логическая» точка зрѣнiя здѣсь — такая же условность, какъ и «математическiй подходъ». Скажемъ такъ: съ формальной точки зрѣнiя (если задавать не очень содержательный вопросъ: казнятъ или не казнятъ, вмѣсто правильнаго — сколько казнятъ, если казнятъ, и за что).

Я считаю, что некритичное принятие подобных "условностей" уничтожает сам смысл вопросов и ответов на них как попытки приблизиться к истине.
Если даже это такъ, то поискъ языка безъ условностей займетъ столько времени и силъ, что ни на что другое ихъ просто не останется.

Больная совесть Гоголя... А у кого она небольная?
Да и желудок и печень у всех наличествуют. Ну, не желудок, так другое что.

С тезисом "писатель пишет о себе и для себя" (если я правильно ухватила Вашу мысль) я согласна. Вызывает сомнение псевдоконкретизация причин и (по)следствий: слишком они общечеловеческие.

И про Чехова спрошу, с Вашего разрешения.
Читательские ожидания кого из его публики значимы? Т. е. всей публики вкупе или каких-то конкретных представителей этой публики ожидания особенно значимы?
У всѣхъ больная — но въ разной степени. И въ разной степени это представлено въ творчествѣ (у Пушкина сильно, но рѣдко).
— Чеховъ, конечно же, отражалъ стремленiя интеллигентнаго читателя. «Человѣкъ въ футлярѣ» ничего не говоритъ о тогдашней русской школѣ, но очень много — о томъ, что интеллигенцiя хотѣла о ней прочесть.

Да. Интеллигенция так стремилась прочесть о современной ей школе то, что хотела, что вскоре "Человека в футляре" ей стало мало, и захотелось еще в "Мелком бесе" прочесть про школу то, что захотелось.

Но только чем же значимо в данном случае читательское ожидание?
При томъ, что все произведенiе подстраивается подъ него — и безъ него вообще бы не возникло, поскольку внутренней потребности писать о школѣ у Чехова не было.
Съ Сологубомъ не согласенъ. Онъ дѣлаетъ — вопреки стереотипу — формалиста преподавателемъ русскаго языка и ведетъ свою, очень тонкую игру, много болѣе глубокую и нюансированную, чѣмъ Чеховъ. Хотя, разумѣется, судить по его роману о тогдашней гимназiи столь же несостоятельно, какъ и по «футляру».

Я имела в виду именно попытку судить о школе по Чехову и Сологубу.

А "Моя жизнь" чьим и каким ожиданиям угождает?
«Мою жизнь» просто не читалъ.

"Моя жизнь" это такая попытка показать, что реально происходит по жизни с "толстовцем в душе". Читательские ожидания - налицо.
я только пытался второй раз её прочитать . Отчасти прочитал.Чехов - великий мастер .Даже таких историй...
"Я признаю его огромный талант, но ему не хватает своего взгляда на жизнь, чтобы написать еще и великое произведение" (современник о Чехове).
С Гоголем и Щедриным, кажется, и так всем понятно, а вот "Сахалин" я считал достаточно авторитетным источником. Разве что с поправкой на выбор о чем писать, а о чем нет. Но это можно встретить и в самых солидных исследованиях.
Нѣтъ никакихъ резоновъ, которые заставили бы Чехова отступить отъ своей обычной стратегiи. Онъ нуждается въ провѣркѣ на каждомъ шагу. — Но если Вы эту провѣрку осуществите, выяснится, что Ч. не нуженъ, поскольку къ ея результатамъ онъ ничего не въ состоянiи прибавить. Единственное, что даетъ его текстъ, — психологическiй толчокъ для изслѣдованiя.

alexvelikoross

August 23 2012, 11:56:59 UTC 6 years ago Edited:  August 23 2012, 11:58:27 UTC

Жизнь Антона Чехова Дональда Рейфилда стоит читать ? А то я начал и бросил нарвавшись на одну рецензию-http://magazines.russ.ru/zvezda/2005/11/ge16.html
(заранее благодарю за ответ)

Сахалин - не есть художественное произведение.
Это труд.Исследовательский труд. Читал от корки до корки, без пропусков.
Я не сталъ бы слишкомъ довѣрять «документализму» и «изслѣдованiю» Чехова. Спокойнѣе какъ-то было бы.
с Чеховым все сложнее, трудно говорить, насколько он старался соответствовать общественному мнению, он старался бороться с революционно-народническим общественным мнением, которое противостояло консервативному общественному мнению)))
Читательскiя ожиданiя шире идеологiи.
Думаю, что Вы не совсем правы: художественное произведение - это исторический документ. Оно показывает, как видели или хотели видеть те или иные события современники, относившиеся к интеллектуальной элите. Ведь бех них мы оцениваем любое событие с точки зрения своего времени, зная, что произошло в дальнейшем. А здесь любой субъективизм современен событию.

philtrius

August 23 2012, 16:16:49 UTC 6 years ago Edited:  August 23 2012, 16:16:57 UTC

Въ лучшемъ случаѣ художественное произведенiе отражаетъ авторское отношенiе. А для того, чтобъ выяснить, мнѣнiю какой элитной группы оно близко, Вамъ все равно не обойтись безъ дополнительнаго поиска.
Справедливо всё, но за Гоголя и Щедрина не то чтобы обиделся, но как бы размещаю обиженный смайл.
Они — крупные писатели, а Гоголь — генiальный. Просто не слѣдуетъ использовать ихъ для того, для чего они не предназначены (разумѣется, для полноты мысли, а не споря съ Вами).
Обманывают не вещи - люди. Поэты много лгут, но ямб правдив, хорей поет, диктует амфибрахий, метафоры влекутся на мотив, а мысль проста - Господня ради страха.
К пункту 1 хочется сделать дополнение. Бывает ещё и наоборот, когда выражение эмоций принимают за "анализ". Напишешь иной раз что-то "в сердцах", и из этого понаделают всяких "выводов".

Вообще, это характерная особенность очень многих людей. Постоянно бывает так, что из X "как бы следует" Y. Это видят все, но далеко не все посчитают нужным обратить на это внимание. А есть такие люди, которые заметят "ложную связь", посчитают её достойной упоминания, и будут ещё собой довольны: ага, мы умные, нас не проведёшь, у нас мозги хорошо работают.

В 99 случаях из 100 лучше, если бы они не "работали".
Да, Вы правы.