Конечно, мнение действительно авторитетного в данной отрасли человека что-то значит, и при прочих равных условиях должно перевешивать всякое другое. Но только в том случае, если разговор (за неимением количественных данных или достаточного набора фактов) идет на уровне "мнений". Если маленький человек по данному вопросу ЗНАЕТ больше, то умозаключения рассуждающего, но КОНКРЕТНО не знающего "авторитета" не стоят ничего.
Когда речь идет о доверии к сказанному, ключевым моментом является не КТО сказал, а ЧТО ОН МОГ ЗНАТЬ по данному вопросу. Причем не "вообще" - "сам там работал", "сам таким был", а конкретно: откуда мог почерпнуть те или иные данные. Я говорю, собственно, даже не о беллетристике (человек, берущийся судить об исторических реалиях по писаниям салтыковых-щедриных или толстых есть умственный инвалид), а о мемуарах вполне достойных и уважаемых людей, по знимавшемуся ими положению действительно авторитетных. О том, что, тем не менее, манера делать выводы, ссылаясь на них как на источник, не должна бы казаться плодотворной.
Не говоря о том, что оставляет воспоминания лишь небольшая часть лиц соответствующего круга, и это обычно люди особого склада ума и характера, так что представительными их сведения не могут быть по определению, надо иметь в виду, что людям вообще-то не свойственно чувство "исторической" ответственности за свои высказывания и собственное красное словцо эффектных обобщений дороже соображений о достоверности описываемой картины. Они и не обязаны о ней заботиться. Но человек, интересующийся реалиями прошлого, должен бы иметь в виду это их свойство. К тому же для человека его личные впечатления всегда важнее, а бросаются в глаза, производят впечатление и запоминаются прежде всего как раз исключения, а не обычные вещи (искажение реальной картины чаще всего происходит именно оттого, что исключения и правило меняются местами).
Мне, например, случилось быть знакомым с пятью выпускниками МФТИ, и четверо из них были сильно "идейными". Но никогда бы не пришло в голову по этому впечатлению (коль скоро я не интервьюировал полностью хотя бы один курс или выборку человек в 200-300) "вспоминать", что, видимо, в этом институте политработа стояла на уровне военно-политического училища, или что туда принимали исключительно по партнабору. Однако более типично, к сожалению, иное.
Был, скажем, человек знаком с крупным чиновником, окончившим Пажеский корпус, слышал про еще пару таких, знал, что и соседский губернатор питомец того же заведения – ну и "обобщает", а историк через 100 лет повторяет как факт: "Кузницей высшей бюрократии был Пажеский корпус". Кажется убедительным; мало кому вздумается посчитать и обнаружить, что его выпускники составляли там 3% (ПК не готовил кадры бюрократии, он был привилегированным военным училищем, выпускавшим 30-40 чел. в год). Но даже для историка вполне нормально было сказать: "Да чего там копаться, все известно – мемуаристы же писали..."
Как-то в экспедиции я услышал, как мой старший коллега рассказывает местным о нашем факультете, где учатся "одни дети начальства". Я потом наедине заметил ему, что ведь это совсем не так. "Ну как же, да вот хоть на Вашем курсе – А, и В, и С, и... – Да, но во всей массе таких – 14%" (а я это знал совершенно точно, т.к. будучи старостой, не раз собирал анкеты и по обыкновению не преминул посчитать). Спорить стало не о чем (кто-кто, а он знал цену конкретного исследования и не верить мне не мог). Но... на следующий год в аналогичном обществе он снова говорил то же самое. Почему-то ему это нравилось. Я подумал тогда, что ведь он написал бы так и в мемуарах. И они обладали бы для потомков презумпцией полного доверия – как же, человек ВСЮ ЖИЗНЬ провел в этом заведении – "ему ли не знать!". И никто не задумается - А ОТКУДА?; мог ли он (профессор, а не служащий учебной части) видеть хоть минимальную выборку личных дел тех сотен студентов, которым он читал лекции?
Поэтому я лично придерживаюсь презумпции доверия к мемуаристу (если он не имеет устойчивой репутации лжеца), только в том, что касается описания им событий собственной жизни. Когда же начинаются обобщения типа "в мое время было так-то", "тогда обычным было то-то", а тем паче социологические изыски - извините...
starogitnosti
August 27 2009, 19:18:55 UTC 9 years ago
inq__ive
August 27 2009, 19:21:01 UTC 9 years ago
starogitnosti
August 27 2009, 19:24:07 UTC 9 years ago
inq__ive
August 27 2009, 19:27:42 UTC 9 years ago
А если нет подтверждения, то "Testis unus, testis nullus". 50 на 50 веры слову одного получается.
starogitnosti
August 27 2009, 19:29:20 UTC 9 years ago
inq__ive
August 27 2009, 19:52:26 UTC 9 years ago
ex_juan_gan
August 28 2009, 04:44:48 UTC 9 years ago
kislin
August 28 2009, 07:41:08 UTC 9 years ago
ex_juan_gan
August 30 2009, 03:52:19 UTC 9 years ago
philtrius
August 27 2009, 19:35:52 UTC 9 years ago
filonenko1
August 28 2009, 06:50:18 UTC 9 years ago
philtrius
August 28 2009, 06:52:30 UTC 9 years ago
filonenko1
August 28 2009, 07:03:58 UTC 9 years ago
philtrius
August 28 2009, 07:07:44 UTC 9 years ago
filonenko1
August 28 2009, 07:36:58 UTC 9 years ago
philtrius
August 28 2009, 07:48:02 UTC 9 years ago
az118
August 27 2009, 19:56:39 UTC 9 years ago
а факты...
на самом деле есть лишь то, что служит делу.
az118
August 27 2009, 19:59:54 UTC 9 years ago
а КАК и ЗАЧЕМ сказал.
salery
August 28 2009, 12:54:07 UTC 9 years ago
enzel
August 27 2009, 20:00:51 UTC 9 years ago
Но одной статистикой и всевозможными учётными документами обойтись нельзя. Как создать представление о человеке? О круге лиц? Дневники? Переписка?
salery
August 28 2009, 13:09:45 UTC 9 years ago
martinbrest
August 27 2009, 20:46:44 UTC 9 years ago
Deleted comment
Deleted comment
Re: КРАТКИЙ КУРС ВКП(б)
vir77
August 28 2009, 02:28:28 UTC 9 years ago
В науке я бы таковой назвал интерпретацию, которая противоречит хотя бы одному точно установленному экспериментальному факту. С другой стороны, как заметил Нильс Бор, "при конечном числе фактов и бесконечном числе теорий (интерпретаций), всегда найдется бесконечное же число неправильных теорий, не противоречащих данным фактам".
Так что связь между фактами и их возможными интерпретациями не преставляется столь уж тривиальной.
Типично
Anonymous
August 28 2009, 04:04:24 UTC 9 years ago
Я как-то видел за работой одну из упомянутых "приличных и порядочных" особ. Из деликатности не буду упоминать фамилии. Сидит в архиве со словарем, бо не владеет языком в достаточной степени. Нам бы достичь такого уровня.
Тут и подтверждение правильности слов хозяина дневника: при всей ненависти к Западу, советоиды больше всех любят ссылаться на "западные авторитеты". Вспоминаю, как лет 10-15 назад, какой-то очередной американский халтурщик издал книгу вроде "Сто знаменитостей, которые изменили мир". Кажется, Ленин у него стоял местом выше Иисуса Христа. Коммунисты с Зюгановым во главе годами захлебываясь ссылались на этого "авторитета".
Ближе к делу, хотелось бы отметить, насколько слабо Вы знакомы с американским научным истеблишментом. Очевидно никогда в нем не крутились, а зря: таких как Вы принимают на ура, ибо ревизионизм в ударе уже несколько десятилетий. Но сменится поколение и придут контр-ревизионисты, которые с цифрами и документами докажут, что все Ваши кумиры тоже выборочно цитировали, игнорировали неудобные точки зрения и пр. Естественный научный процесс.
Ваше сравнение хромает и тем, что Вы сравниваете яблоки с кукурузой: все упомянутые Вами историки занимаются 1920-ми и 1930-ми годами. Волков же занимается дореволюционной Россией, Белым движением и эмиграцией. Что здесь общего?
Re: КРАТКИЙ КУРС ВКП(б)
vir77
August 28 2009, 02:33:38 UTC 9 years ago
Re: КРАТКИЙ КУРС ВКП(б)
salery
August 28 2009, 13:17:36 UTC 9 years ago
Re: КРАТКИЙ КУРС ВКП(б)
Anonymous
August 28 2009, 06:36:01 UTC 9 years ago
Re: КРАТКИЙ КУРС ВКП(б)
ext_119241
August 28 2009, 08:41:02 UTC 9 years ago
И уж кто тогда историк, если не Волков! (притом что с ним как публицистом я обычно не согласен, ну это вопрос политических взглядом, а не методологии).
По истории Белого Движения Волков - №1, как с фактографом этой (и некоторых других тем) с ним просто некого рядом поставить.
Re: КРАТКИЙ КУРС ВКП(б)
netsquire
August 28 2009, 11:47:07 UTC 9 years ago
flammar
August 28 2009, 04:33:40 UTC 9 years ago
Как выпрускник МФТИ и почти бывший "идейный" свидетельствую, что "идейных" там повышенная концентрация. Ну так самых умных отбирали по всей стране - среди них "идейных" в среднем сильно больше...
Anonymous
August 28 2009, 06:31:46 UTC 9 years ago
Вас обманули.
jacomo_leopardi
August 28 2009, 07:48:58 UTC 9 years ago
ex_juan_gan
August 28 2009, 04:43:32 UTC 9 years ago
Но тут же возникает другая проблема. Человек о себе пишет иной раз бог знает что. Кто-то напишет и опубликует истории, как он убил наркоторговца, как он служил в Афганистане, как он сидел в тюрьме за книги; всем не объяснишь, что это художественная литература (хотя и публикуется как художественная литература); и возникают устойчивое верование, что, мол, так и было, как человек пишет.
Конечно, иной раз обидно: делишься собственным опытом, а тебе в лицо смеются, мол, да не может быть. Ну что ж. Историческая истина тоже относительна. Может быть, мне привиделось. Жизнь моя, иль ты приснилась мне. Что, казалось бы, пережил, насладившись, вдруг превращается в байки и интересные истории. Ну что ж. Ведь память тоже хитрая штука.
Хорошо когда свидетели есть. Я как-то публично заявил, что позволял своим детям смотреть по ящику всё что угодно, любую порнуху - и тут появляется мой сын, который пишет: "а помнишь, ты пришел и сказал, мол, ну это уж слишком, и выключил телевизор..." Не помню. Но нет оснований не верить свидетелю.
verybigfish
August 28 2009, 06:25:44 UTC 9 years ago
k999
August 28 2009, 06:26:31 UTC 9 years ago
...то, что называют иногда «внеисточниковым знанием», есть знание, которое получает историк, извлекая его из работ своих предшественников, т. е., в конечном счете, - знание, также почерпнутое из источников. Но если конкретные факты в исторической науке могут быть извлечены только из источников, то, следовательно, при оценке показания источника важнейшее значение имеет его общая характеристика - датировка памятника, определение его происхождения, состава, назначения, степени тенденциозности и осведомленности и т. д. Конечно, разбор отдельных показаний источника, проверка их возможности, сопоставление с показаниями других памятников - важнейшие операции при анализе источников. Более того, общая характеристика памятника вообще невозможна без анализа отдельных известий: на основе внешних данных мы можем в лучшем случае судить о подлинности памятника и о времени его написания (и то не всегда), но уже для решения вопроса осведомленности и степени пристрастности мы обязаны обратиться к его содержанию, т. е. конкретным известиям. Чаще всего анализ известий и исследование памятника идут параллельно и объединяются в окончательном выводе. Но иногда выводы, полученные из этих аналитических операций, приходят в противоречие друг с другом. В этих-то спорных случаях перед исследователем и встает вопрос о соотношении отдельных этапов источниковедческой критики - о том, что именно служит основой для окончательного вывода: анализ конкретного известия или общая характеристика источника.
http://www.laborunion.lt/memo/modules/myarticles/article.php?storyid=40
человек, берущийся судить об исторических реалиях
nathansorge
August 28 2009, 07:19:04 UTC 9 years ago
---
это Вы хватили. почему бы не судить об устройстве помещьчьего дома по "пошехонской старине"?
у того же Чехова полно бытовых деталей тогдашней жизни, которые вы не найдёте ни в каких архивах.
Re: человек, берущийся судить об исторических реалиях
Anonymous
August 28 2009, 09:36:43 UTC 9 years ago
Вот Вы в самую точку попали, сами того не желая. Если по Чехову судить о "бытовых деталях тогдашней жизни" - Вы так очень далеко уедете в страну фантазий. Чехов, написавший много о помещичьей и дворянской жизни, в реальности о ней вообще не имел представления, был человеком городским и мог впечатлить своим "знанием" лишь очень дремучую городскую интеллигенцию. Это не значит, что он не был талантлив, но это значит, что Вешневый Сад и т.д. не следует рассматривать как какое-либо фактическое свидетельство о дворянском или помещечьем быте или манерах.
Чехов,
nathansorge
August 28 2009, 11:16:46 UTC 9 years ago
---
во-первых, Чехов стал сам землевладельцем и как вести хозяйство имел великолепное представление
во-вторых, он долгие годы был земским, т.е. сельским врачом и с помещиками, естественно, сталкивался
в-третьих, он писал отнюдь не только о дворянском быте.
Re: Чехов,
Anonymous
August 29 2009, 12:27:57 UTC 9 years ago
во-вторых, по работе Антон Павлович имел дело с больными, все остальное вторично. А вот общался он в основном с уездной интеллигенцией, а не с помещиками и дворянами (за исключением Киселева). Имеется в виду его социальный круг общения.
в-третьих - здесь возражений не имею.
Re: человек, берущийся судить об исторических реалиях
salery
August 28 2009, 13:26:18 UTC 9 years ago
Nuestro Pais
nngan
August 28 2009, 07:31:37 UTC 9 years ago
ext_119241
August 28 2009, 07:38:23 UTC 9 years ago
Nuestro Pais
nngan
August 28 2009, 07:55:20 UTC 9 years ago
СВ: Извините за нек. уход от темы
Re: Nuestro Pais
ext_119241
August 28 2009, 08:33:45 UTC 9 years ago
я (благодаря Сергею) читаю "Нашу Страну"
Re: Nuestro Pais
nngan
August 28 2009, 09:33:46 UTC 9 years ago
salery
August 28 2009, 13:31:08 UTC 9 years ago
ext_119241
August 28 2009, 15:55:15 UTC 9 years ago
Или, скажем, достаточно для "мемуарного" подхода, но недостаточно для строго научного.
Об истфаке такое мнение тоже было распространено; я не считал, конечно (а жаль, на своем курсе теоретически мог бы посчитать), но по общему впечатлению, детки верхнего партхозактива составляли не более 5-10% (внучка члена Политюро, сын цековского аппаратчика, дочь цековского аппаратчика, внук союзного министра...) плюс выходцев из семей профессуры и прочей статусной интеллигенции еще 10-15 (сын декана соседнего факультета, дочь профессора нашего факультета...).
Но почти треть принятых на 1-й курс была общага, а это, за немногими исключениями (сын провинциального генерала КГБ, сын секретаря обкома, сын тувинского министра, дочь таджикского замминистра) были выходцы из нестатусной интеллигенции. Правда, к пятому курсу нас стало более 200 человек (приняли на первый - 115, а потом напереводили с вечернего и заочного, и даже из других вузов), среди новоприбывших преобладали, наверное, дети чиновников среднего звена и той же статусной интеллигенции, ... но опять-таки процент никто не считал... и куда отнести, например, сына дубненского физика мировой величины в должности с.н.с?
"Рабочие и крестьяне" прошли либо через армию+рабфак, либо были липовые: из интеллигентских семей, но успевшие, прорываясь в МГУ, поработать два года на заводах (вроде меня).
...Вспоминая персональный состав однокурсников, понял: тоже напишу в мемуарах, что учился в придворном вузе:) хотя это будет не научно.
salery
August 28 2009, 20:41:20 UTC 9 years ago
Deleted comment
salery
August 28 2009, 14:20:46 UTC 9 years ago
jan_y
August 28 2009, 09:24:46 UTC 9 years ago
nngan
August 28 2009, 09:28:08 UTC 9 years ago
az118
August 28 2009, 10:16:37 UTC 9 years ago
censor7
August 28 2009, 10:29:44 UTC 9 years ago
Мемуары - это только жанр литературы; стало быть, мы обязанны вводить при их прочтении лирического героя. Это немало облегчает распутывание, например, анахронизмов и т.п.
slon357
August 28 2009, 12:22:34 UTC 9 years ago
Тоже увы и ах.
Доверия заслуживает - только в качестве его личной интерпретации этих событий.
Люди обожают врать даже самим себе... Естественно, этого даже не замечая.
filonenko1
August 28 2009, 18:35:47 UTC 9 years ago
Anonymous
August 28 2009, 19:13:42 UTC 9 years ago
Читайте Сергея Мамонтова,его "Походы и кони" .
salery
August 28 2009, 20:47:19 UTC 9 years ago
filonenko1
August 28 2009, 21:34:51 UTC 9 years ago
sovok
August 30 2009, 15:03:29 UTC 9 years ago
великие оказываются ничтожными, так что вопрос автоматически отпадает
salery
August 31 2009, 09:14:43 UTC 9 years ago
shmulevrn
September 13 2009, 14:53:30 UTC 9 years ago
Дворкин А.Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви