Чуть больше года назад Владислав Сурков совершил рокировку с Вячеславом Володиным. С тех пор "внутренней политикой" занимается Володин (и поставленные им люди), зимой 2011-2012 гг возглавлявший "предвыборный штаб" В. В. Путина. Именно тогда, как мы помним, Путин заключил "тактический союз" с малоизвестным левым публицистом С. Е. Кургиняном. Совершенно ясно, что такой "союз" ничего не дал В. В. Путину, но зато вознёс в заоблачные высоты С. Е. Кургиняна. Уже совсем недавно В. В. Путин, вместе с главой своей Администрации С. Б. Ивановым , посетил сходку кургиняновских активистов, т. о. вновь подтвердив кремлёвскую крышу проекта.
Для анализа "путинизма третьего срока" эта цепочка событий может послужить одной из опорных точек. Другими - создание ОНФ, продвижение Д. О. Рогозина и И. Р. Холманских, а ткж неожиданное для многих превращение Д. Е. Галковского из Павла в Савла. Вот о последнем превращении скажу подробней. Пусть это явление более низкого порядка (Галковского и его Клуб, насколько известно, Путин не навещал), но зато более близкое и понятное - жежешное.
На днях ДЕГ разразился серией постов о Мавзолее и населяющем его Ленине:
http://galkovsky.livejournal.com/212285.html
http://galkovsky.livejournal.com/212701.html
http://galkovsky.livejournal.com/212777.html
Во втором из них он следующим образом глумится над своими бывшими единомышленниками:
По светлой мысли распропагандированных дурачков, на Красной площади находится «сатанинское капище с мумией». От чего в России все беды. Стоит мавзолей уничтожить, а мумию сжечь, и России сразу начнёт везти. Ну там цены на нефть-газ скакнут. Вместо Путина и Медведева возникнут две партии – одна хорошая и вторая добрая. Может демография выправится.
Во-первых, относительно «мумии». Всё это либо причитания лицемерной политической дряни, которая сама на пузе дохлой проститутки в карты играет да посмеивается, либо лепет совсем несмышлёнышей.
Во всех христианских городах есть захоронения в центре. Это основа западной цивилизации. Мумиями там тоже никого не удивишь. Если назвать мумию «мощами», она от этого не перестанет быть мумией. Так что не надо придуриваться. Я как-то публиковал фото мумий из миланской церкви, по сравнению с ними Ленин как огурчик. Там кощеи с перстнями и тюрбанами, а Владимир Ильич лежит в культурном пиджачке-галстучке, выглядит как уснувший дедушка. Детям можно показывать. А в Милане дети по праздникам мумию Кощея целуют.
<...>
Это в ответ на заплачки про «зиккураты» и «азиатские мумии».
Теперь второе. В прошлой записи я и другие уже отвечали, просто суммирую: мавзолей Щусева - выдающийся памятник архитектуры 20 века. Он сочетает мотивы Галикарнасского мавзолея (копией которого является мавзолей Гранта) и современный конструктивизм. Время замыкается и получается вечный образ усыпальницы. Это внешне простое и лаконичное, а, по сути, очень сложное архитектурное решение разошлось массой реплик по всему миру. Любой архитектор в мире знает эту вещь. Если Кремль или собор Василия Блаженного есть русский бренд, ценный как символ России, то мавзолей Ленина это бренд мировой, бренд Земли. «Земляне на своей планете хоронят так». Подсчитать сколько памятников такого уровня у нас в стране нельзя, потому что «штучный товар», (получится объединение паровоза и парка), но в любом случае их на скудной российской почве ОЧЕНЬ мало. Россия не Италия.
В-третьих, о фантастическом злодействе Ленина и будто бы оскорбительным для русских увековечивании его памяти. Конечно, русским в 20 веке «повезло», такого рода культурные катастрофы встречаются в мировой истории не часто. Но именно редкость этого события показывает, что проблема была не в тех или иных исторических фигурах, а в самом фундаменте. Лично Ленин пытался в силу своего разумения подражать пламенным революционерам 18 века, по сути, он таковым Маратом или Робеспьером и являлся. Как Робеспьера его и следовало похоронить на городской помойке или как Марата выкинуть из национального Пантеона (кстати, созданного французами из местного ХХС – собора св. Женевьевы).
Но. Если это не сделали ни через год, ни через пять лет, ни через двадцать-тридцать, то не только его жизнь, но и его место упокоения стало частью национальной истории. Как бы к этому не относиться. Бороться с прошлым – бессмысленно. Это как раз прерогатива всевозможных горе-революционеров (а по сути – ретроградов). Не случайно нехороший зуд перезахоронений стал характерной особенностью советской культуры.
Великий народ, да и любой народ, имеющий право называться народом, всегда чтит свою историю, - какой бы страшной она не была, - и никогда не вымарывает из исторической памяти «неправильные» абзацы. А советский период это не абзац и даже не страница, а том русской истории.
Попытки что-то объявить не бывшим предпринимались самые масштабные (например, после 1815 во французских учебниках некоторое время писали, что Наполеон это второстепенный деятель эпохи Людовика XVI, причём именовали его «некий Буонапарте»). Все они вызывали насмешки уже у современников и быстро прекращались за полной нелепостью.
Поэтому не только мавзолей надо сохранить, но надо по возможности оставить там и тело Ленина – как своеобразный памятник ему и его эпохе.
Мысли, конечно, отчасти и верные. Это если с одной стороны поглядеть. Если совсем с другой стороны глядеть, то, как любит говаривать новоявленный куратор ДЕГа Кургинян, "сапсэм наабарот". О глядении с разных сторон я продолжу чуть ниже, а пока процитирую более ранний пост ДЕГа.
Во-первых, о собственно похоронах Ленина. Хотелось бы спросить как у противников захоронения, так и у сторонников, а как они хотят сохранять или, соответственно, хоронить труп Ленина. Об одном экземпляре или все семь? Ведь из трупов бомжей (благо внешность Ильича типичная) изготовлено несколько полных двойников, это не считая примерно похожих трупов для серийных опытов. Работало-то в мавзолее советское НИИ - с массой сотрудников, по плану. С высокими ставками, блатом и всеми делами. «Наработали» они много. Сохранился ли загубленный в 1924 году «натуральный Ильич» - сомневаюсь. И сильно. По темпераменту и условиям времени его запросто могли «обновить» ещё тогда. Даже необязательно с ведома начальства. Борис Збарский был авантюристом, чтобы не сказать шарлатаном, и на Ленина ему было глубоко плевать. Ну а помогавшие ему патологоанатомы - на то они и патологоанатомы, чтобы решать проблемы с цигаркой во рту. Так что, боюсь, Ильича в советской суматохе просто затоптали. Если настоящую «Аврору» затопили, то уж тушку...
Второй вопрос. Горячими головами предлагается снести мавзолей. Мол, убрать ступенчатой прыщ с Красной площади, и всех делов. Хорошо. А МАВЗОЛЕЙ куда? То, что обычно называется «мавзолеем» - это не мавзолей. Это так – «воздухозаборник». И комната под воздухозаборником это дай бог 5% мавзолея. Он уходит на много этажей внутрь. На сколько – неизвестно. Я думаю, что ОЧЕНЬ глубоко. Это культовый объект, созданный для вправления мозгов русским и околополупсевдокакбырусским, но вся равно местным дуракам. Которых взяли в оборот, и которые естественно «ни сном ни духом». Настолько, что они что-то и от себя улучшили. Думаю, под мавзолеем есть кроме лабораторий, боксов, силовых установок, помещений для охраны, складов и собственно культовых сооружений, ещё система тоннелей и шахт. Если во время второй мировой войны фанатики нашли время обеспечить торжественную эвакуацию тела Ленина, то уже в конце сороковых должны были быть проведены работы по сохранению бесценного культового предмета в случае молниеносной атомной бомбардировки, а затем и ракетного удара по столице. Ибо как же без Ильича трудящимся? Должен же быть смысл их убогой жизни. Без смысла нельзя. Уже 4 июля 1941 года тело Ленина было отправлено спецпоездом из Москвы в Тюмень. Состав состоял из вагона холодильника, двух вагонов охраны, вагона-салона для персонала и двух вагонов с оборудованием и реактивами. Обратно в Москву тело привезли только 28 марта 1945 года. Берегли как зеницу ока. Так что в час Икс на лифтике в пять минут Ильич метров на 500 под землю должен углубляться. Прикиньте размерчик, только этой части кенотафа. Помещение для Ильича, помещение для персонала, склады на полгода, то, сё.
Можно конечно всё порушить, засыпать, заровнять и сделать вид, что не было. Только зачем? Мне кажется русским надо создать следственную комиссию из специалистов, в халатиках и респираторных масках спуститься, сделать съёмку объекта, сравнить с найденными планами и опубликовать, что нашли. Для начала разговора. Фото, видео, к ним - опись. Типа, на глубине 15 метров в боковой части уровня «Г» найдена комната 10х21 метр, в центре комнаты длинный стол прямоугольной формы, 12 стульев. Пол комнаты покрыт квадратными чёрно-белыми плитами, чередующимися в шахматном порядке. В обнаруженном рядом подсобном помещении расположены шкафчики для одежды. В каждом шкафчике стандартный набор предметов: 2 пары нитяных перчаток, фартуки с цветным шитьём, ленты с металлическими символами из металла жёлтого цвета. И т.д. и т.п.
Теперь третье. В глубь лезть не обязательно. Можно и на поверхности поработать. Ведь рядом с зиккуратом расположено кладбище c могилами и колумбарием. ДЛЯ НАЧАЛА неплохо бы установить полный список захороненных (его, естественно, нет), и хотя бы в самых-самых общих чертах установить, кому принадлежат останки. Повторяю В САМЫХ ОБЩИХ ЧЕРТАХ.
<...>
Вот по этому и не хоронят бедного Владимира Ильича. КЛУБОК. Потянуть за одну ниточку и полезет вся тщательно замалчиваемая и скрываемая от русских «гиштория». Лучше уж делать вид, что ничего нет, никому ничего не надо, а там как-нибудь всё само собой рассосётся. Мож, русские и рассосутся.
http://galkovsky.livejournal.com/138171.html
Конечно, стилистика ДЕГа, своеобразно-витиеватая, позволяет ему в любой момент соскочить с базара и спрятаться за новой паутиной метафор и свободных ассоциаций. И, повторюсь, некое здравое зерно в его рассуждений и тогда, и сейчас, присутствует. Проблема не в их "истинности" или "ложности", а в их релевантности, вернее, не в релевантности самой по себе, а в релевантности чему именно. Дело ведь не в "надо или не надо сносить Мавзолей", а в "почему надо (или не надо").
Повторю многократно высказываемую здесь мысль. Процесс мышления всегда определяется поставленной задачей или "положенной целью". Нет мысли, если не заданы какие-то правила и хотя бы какие-то характеристики конечного результата. "Из пункта А в пункт Б выехал поезд..." - "А Вы ехали на том поезде?" - "Со скоростью 40 км в час..." - "Не там ли Вы познакомились с Вашей будущей супругой?" - "Навстречу ему..." - "А почему у Вас такие большие зубы?" и те де.
Правильно, мысль или речь, лишённые внутри себя конечной цели, называются "троллингом". Цель троллинга не лежит в нём самом. Её нельзя найти внутри логики и семантики текста. Она лежит в ином, затекстовом контексте - в социальных отношениях между автором троллинга и его объектом.
Особая разновидность троллинга - даблбайнд. Это когда отдельные части троллинга очень даже аккуратно промотивированы. Но вот друг с другом непротиворечивым способом не сочетаются. Можно, например, просочетать различные высказывания ДЕГа о Мавзолее и о Населяющем Его. Но тогда сшитые белыми нитками куски оторвутся от других рассуждений ДЕГа. По крайней мере, в головах фанатов ДЕГа. Понятно, что у самого-то мэтра в голове имеется достаточно целостная картинка, ни в одном дискурсе не умещающаяся.
Речь именно о разрыве дискурсивных рамок. И к чему оно ведёт.
Дискурсивные рамки позволяют классифицировать логические типы текстов. Избегая погружающих в безумие парадоксов. Разрывая эти рамки (фреймы), мы, как говаривал мой дядюшка, завкардиореанимацией, "можем лечить людей, а можем и калечить". Мозги-то у людей слабые-слабые. Хрупкие-хрупкие. В сравнении с другими млекопитающими, например. Отчего это так, я не стану отвлекаться, замечу лишь, что вопрос этот уже здесь раскрывал.
Мышление - процесс коллективный. Как раз на днях писал об этом в постзамочном аккаунте. Причём, ряд мыслей, в общем, перекликается с мыслями ДЕГа. Но то под замком. В крайнем случае, в открытом доступе, но с другого аккаунта, чтобы не смешивать дискурсы. Или каким-то ещё образом различая их, а не делая вид, будто ничего не происходит.
Можно написать про то, что изменившаяся международная обстановка требует новых подходов, вместо устаревших старых. Или что годы личностного роста и новая инсайдерская информация привели мэтра к "новой парадигме", или к "новому смысловому коду". Или что в его творчестве наступает фаза диалектического отрицания прежних тезисов и бля-бля-бля-бля-бля...
Ведь если Ленин - просто несимпатичный, но в общем, вполне себе европейский персонаж, наподобие Робеспьера или Марата, то и вся демагогия о "русских" и "советских" летит, для начала, на свалку. Оно бы и полбеды, т. к. демагогия эта не то, чтобы была напрочь лишена всякого смысла, но его и не слишком много в ней. Но следом разрушается и вся логика "России, которую мы потеряли". Очень быстро выясняется, что и не теряли её, в общем, да и терять было особенно и нечего.
Потому что одно дело - Мировое Зло, выпущенное конкурентами России эдаким джинном из бутылки ("мне нравится спокойная протоплазма!") и пожравшее зарю Русской Цивилизации вопреки ей самой. И совсем другое дело - если большевизм - всего лишь местный, "русский" вариант перехода к новому технологическому укладу. А все жертвы его неизбежны и т. о. сами, отчасти, во всём и виноваты, т. к. попытались встать на пути несущегося локомотива истории.
СтОит принять, на секундочку, эту логику, как запускается цепочка переоценки всех фактов. То, что только что было оправданным крайним средством борьбы с Мировым Злом ("но мне нравится и активная протоплазма!"), становится преступлением. А большевицкий террор - ответом на попытки преступников помешать заре новой жизни. С великими достижениями, в виде Победы над фашизмом, спутником и атомной бомбой.
Галковский ссылается на западный опыт "сохранения истории", на Мавзолей Гранта и те де. Но Мавзолей Гранта поставлен победителями в Гражданской вождю этих самых победителей. Он не поставлен Джефферсону Дэвису или генералу Ли. Если договаривать мысль ДЕГа до конца, то "мы люди советские и не хрен отрекаться от Отца". Потому что если несоветские, то сравнение с Грантом абсолютно некорректно. И дело не в морализирующем пафосе, а в выборе Пути. Мы продолжаем советскую политическую традицию, или нет? Мы признаём СССР продолжением Российской Империи, или нет? СССР - это Мировое Зло, питавшееся соками русской культуры и русского населения, или он и есть Россия, со своими "маленькими недостатками"?
Противоречия эти порождены не самим Галковским, и даже не его неожиданным (или, напротив, слишком ожидаемым) разворотом. Противоречия эти порождены социальным заказом. Захватившая капиталы и власть в стране в 1990-2000е гг элитка, с одной стороны, вынуждена отрекаться от СССР и проклинать его, как Зло, чтобы оправдать собственное его предательство. А с другой - прославлять его и претендовать на преемство, т. к. только так может обосновать легитимность своего особого положения в постсоветской России и легитимность "номенклатурной приватизации". "Обеспечили, чтобы собственность попала в руки достойных" (кузнецов величия СССР, т. е. номенклатуры).
Мышление - процесс коллективный. Это так не только в экономическом смысле (в смысле разделения труда и специализации), но и заложено в нас на биологическом уровне. Процесс проговаривания мысли усиливает эту мысль. Даже если она тупо произносится вслух в одиноком монологе. На порядок сильнее тот же эффект, если мысль проговаривается в диалоге. Идентичность начинается со структурирования кругов диалога. Кто, с кем, в каком тоне и на какие темы имеет право на диалог.
Мышление - процесс коллективный, и насаждаемый элиткой даблбайнд разрушает не только полуметафорическое массовое сознание, но и сознание и разум каждого отдельного индивида, более или менее подключенного "к розетке" русского информационного пространства. Какое-то время можно спасаться посредством "бана", отсекая от общения всё новые сегменты и элементы окружающего мира. Но когда шизофрения становится пандемией, это уже не поможет. Нельзя полностью изолировать себя от общества без последствий куда более разрушительных, чем даже шизофрения.
Мышление - процесс коллективный, и коллектив должен сделать выбор, определиться с конечными целями и текущими задачами. В каком состоянии, например, находится наша страна? К чему она стремится? Мы часть Европы? Стремимся войти в Европу? Верим, что Европа готова пустить нас в себя?
Но ведь теперь уже очевидно (по крайней мере, для людей с мозгами Галковского, а вскоре и для всех), что Европа и весь Запад нас не хотят. "Уходи, ты протиииивный". Если бы хотели, давно бы интегрировали. Улучшили бы Путина с Медведевым, или кинули клич элитке их снести. За ради интеграцию в Европу, в Запад, они и сами бы ушли. Либо их бы "ушли" другие. Но не зовут нас ни в Евросоюз, ни в НАТО, ни с Путиным, ни с Медведевым, ни без.
И что теперь? Воссоздавать СССР? Но ясно ведь, что его уже не воссоздашь. По самым разным причинам, от идеологических, до кадровых. Да и просто потому, что "не дадут". Всё это многократно проговорено на Западе, приняты конкретные решения. Определены реперы и контрмеры. По результатам "мозговых штурмов" изданы официальные и неофициальные манифесты американской и западной элиты по вопросу о реставрации СССР.
Проблема не может быть решена нахрапом, путём совхозного аврала ("главное не думать"). Необходимо напряжение мысли, сборка коллективного разума. А для этого нужны не рычания "ноцаналистов", а "соборность", она же "диалектика" и "плюрализм". Ксенофобия (к нагнетанию которой руку приложил, признаем откровенно, и Галковский) - это разрушение соборности, разрушение диалектики, разрушение коллективного разума.
Посмотрев под одним углом, можно увидеть Ленина, Троцкого и Ко, как левых борцов за счастье всего человечества, по неопытности и в виду сопротивления реакционного народа, вынужденно впавшие в ересь массового террора. Посмотрев под другим - увидеть кучку сумасшедших, руками которых История вершила правый суд... Или неправый? Третий взгляд превратит их в героев левой зари человечества, четвёртый - в нежить, вылезшую из исторических могил.
Ну разве не правда, что Мавзолей вдохновлён ближневосточным зодчеством, в первую очередь, Египтом и Вавилонией? А что такое повышенный интерес к Египту и Вавилонии, о чём он говорит? Символом чего является Фараон? Пирамида? О чём говорит книга книг христианской цивилизации - Библия? Или сдадим и Библию в утиль, во имя ленинского Мавзолея?
Может, и не надо ленинскую мумию хоронить, и наверняка не надо рушить Мавзолей. Можно, вероятно, его перевезти на более удачное место. Но к чему вновь разжигать вражду и ксенофобию, натравливая конформистов ("пусть всё остаётся, как есть") на монархистов? К чему глумливо отрицать всем известное и очевидное - что Мавзолей по форме копирует пирамиды Ближнего Востока и Месоамерики, ассоциирующиеся, в первую очередь, с тоталитаризмом и человеческими жертвоприношениями? Это с какой именно целью делается?
Всё дело в целях и задачах. В контексте разных телеологий мы получим и различные оптимальные ракурсы, различные дискурсы, различные политические сценарии и исторические пути. В контексте разных ракурсов мы получаем различные ресурсы, различные доступные задачи и решения. Необходимо, для начала, ответить на вопрос: "Кто мы такие и куда мы идём?" Может быть, готовность вертикальных к диалогу (пусть и в каких-то вырожденных формах) с таким человеком, как Галковский, можно увидеть под углом первого шага к Разуму?
Астеррот по национальности, скорее
русский
40(52.6%)
еврей
14(18.4%)
чеченец
3(3.9%)
прибалт
11(14.5%)
японец
8(10.5%)
Проблема идентичности в России
актуальна
66(82.5%)
неактуальна
14(17.5%)
Существуют ли связующие нас цели и ценности?
Да, мы едины
6(7.6%)
Мы можем их найти
57(72.2%)
Их нет и никогда не будет
16(20.3%)