Даже поверхностное знакомство с чешским образом жизни и способом мышления позволяет сделать вывод, что они безусловно противоположны дальневосточным. Существует одно чешское понятие, которое невозможно адекватно перевести на русский - pohoda. Это и удобство, и покой, и мир, и лёгкость, и радость, и много что ещё. Выражение pohodlné boty можно перевести как "удобные ботинки". При попытке объяснить одним словом по-русски, кто такой pohodlný človek, возникают затруднения.
Pohoda - ключевое понятие чешской жизни. Её цель и смысл в том, чтобы být v pohodě. Чешские психологи заняты вопросом, как человеку быть v pohodě при современном темпе жизни. Чешские диетологи дают советы, как похудеть и быть v pohodě. Абсолютное воплощение pohody - чешское Рождество. Чехи желают друг другу pohodlných праздников, и начинается всеобщий отдых. Не знающие этого туристы часто прокалываются. 24 декабря в полдень жизнь замирает. Иностранцы вдруг обнаруживают, что не работают даже рестораны, не говоря уже о магазинах. Городской транспорт начинает ходить по особому, сокращённому расписанию, а большая часть поездов отменяется. В ближайшие три дня все наслаждаются pohodou, ходят друг к другу гости и смотрят по ТВ транслирующиеся нон-стоп сказки. Или просто лежат на pohodlných диванах
Ho c азиатской нирваной или чем-то подобным pohoda не имеет ничего общего. Покой буддистских монастырей глубоко чужд богемцам. Скажем, на Востоке монаху нельзя прикасаться к женщине и золоту, а также есть мясо (на самом деле это тоже не покой, а разновидность напряжённости). Чехи, напротив, активнейшим образом прикасаются ко всему, что любят. Чтобы быть v pohodě, это необходимо.
enzel
July 30 2011, 14:17:09 UTC 7 years ago
bohemicus
July 30 2011, 14:27:39 UTC 7 years ago
enzel
July 30 2011, 15:34:42 UTC 7 years ago
enzel
July 30 2011, 16:18:15 UTC 7 years ago
paulpaladin
July 30 2011, 14:51:48 UTC 7 years ago
Санук - это удовольствие и fun для души, сабай - телесный комфорт, удобство. Санук-сабай - это когда все супер, кайф физический и духовный одновременно.
В жизни тайца все должно быть санук. Если работа не санук - попытайся превратить ее в санук или нафиг такую работу. Известно, что только деньгами тайца на месте не удержишь. Если ему опостылело то, что он делает, то его не заставишь ни за какие коврижки.
Санук и сабай - невзаимосвязанные понятия. Бывает санук без сабая и наоборот. Например, если сидишь в кино и получаешь удовольствие от сеанса, то это санук, но, если при этом испытываешь чувство голода, то уже май сабай (не сабай).
bohemicus
July 31 2011, 08:03:28 UTC 7 years ago
otter78
August 5 2011, 07:28:16 UTC 7 years ago
reich_penguin
July 30 2011, 15:12:39 UTC 7 years ago
bohemicus
July 31 2011, 08:04:44 UTC 7 years ago
reich_penguin
July 31 2011, 10:06:18 UTC 7 years ago
mike67
July 30 2011, 15:20:05 UTC 7 years ago
bohemicus
July 30 2011, 15:25:05 UTC 7 years ago
chuchuna
July 30 2011, 16:40:51 UTC 7 years ago
bohemicus
July 31 2011, 08:12:56 UTC 7 years ago
ijona_tihaja
July 30 2011, 20:49:43 UTC 7 years ago
bohemicus
July 31 2011, 08:14:57 UTC 7 years ago
ijona_tihaja
July 31 2011, 08:16:26 UTC 7 years ago
bohemicus
July 31 2011, 08:26:52 UTC 7 years ago
ijona_tihaja
July 31 2011, 08:29:37 UTC 7 years ago
wprilepski
July 31 2011, 10:22:05 UTC 7 years ago
seven_apart
July 30 2011, 21:53:24 UTC 7 years ago
bohemicus
July 31 2011, 08:11:17 UTC 7 years ago
reich_penguin
July 31 2011, 10:10:03 UTC 7 years ago
bohemicus
July 31 2011, 10:26:05 UTC 7 years ago
reich_penguin
July 31 2011, 10:47:06 UTC 7 years ago
seven_apart
July 31 2011, 13:29:02 UTC 7 years ago
bohemicus
July 31 2011, 13:39:41 UTC 7 years ago
2.Поинтересуйтесь происхождением буддистских текстов, их издательсйкой историей. Окажется, что все они были "восстановлены" европейцами. "Буддизм" создавали люди вроде Фридриха Мюллера.
seven_apart
July 31 2011, 14:17:13 UTC 7 years ago
Впрочем, не уверен, что Вам это будет интересно. Мочи далай-ламы там нет.
bohemicus
July 31 2011, 14:50:38 UTC 7 years ago
2. Читаю текст по Вашей ссылке:
" Э. Бюрнуф создал одну из самых мощных буддологических школ в мире <...> Рассматривая цель буддизма (нирвану) как абсолютное небытие, что, конечно, совершенно неверно, Бюрнуф делает определенный мировоззренческий вывод, в котором очень четко проявился присущий французской науке европоцентризм с конфессиональной (католической) окраской. А его ученик Б. Сент-Илер уже прямо пишет, что главная польза от изучения буддизма состоит в том, что по контрасту с ним мы лучше понимаем все преимущества нашей (христианской) религии. Позднее буддологи или воздерживались от подобных оценочных суждений как академические ученые, или, если они сами были буддистами, что случалось нередко, склонны были делать прямо противоположный вывод.
<...> Что касается С. Леви, то его огромным вкладом в буддологию была находка и публикация санскритских оригиналов базовых йогачаринских текстов: Махаяна сутраланкары Майтреи — Асанги (переведен и опубликован в 1907 г.) и Двадцатистишия и Тридцатистишия Васубандху (1925 г.). Кроме того, в 1934 г. он вместе с С. Ямагути опубликовал комментарий (тика) Васубандху к Мадхьянтавибхаге Майтрея-Асанги.
<...> Но крупнейшим представителем франко-бельгийской школы был, конечно, ровесник и оппонент Ф.И. Щербатского, Луи де ла Валле-Пуссен (1869 — 1939 гг.), который вполне может считаться претендентом на звание величайшего буддолога всех времен и народов <...> Тем не менее нельзя не указать на некоторые спорные моменты в исследованиях Л. де ла Валле-Пуссена. Во-первых, определенный католический европоцентризм, проявлявшийся в его трудах, определенно мешал ученому в понимании буддийских текстов. Из него же проистекало и слегка высокомерное отношение де ла Валле-Пуссена к его источникам (отсюда и такие определения, как «махаянская квазитеология», характерные для его лексики). Отсюда же и определение йоги как «магии и колдовства», ответственные, по мнению де ла Валле-Пуссена, за понимание ранним доканоническим буддизмом нирваны как рая и блаженного состояния бессмертной души (тезис, вызвавший вполне оправданное негодование Щербатского)."
Там практически открытым текстом рассказывается, как создавался буддизм, как придумывались значения для терминов, как "обнаруживались" буддистские тексты. Естественно, есть там и о Мюллере:
"Английская и германская школы в буддологии связаны не только общностью подхода, но и генетически, поскольку одним из основателей британской буддологии был Макс Мюллер (1823-1900 гг.), немец по происхождению и англичанин как по гражданству, так и по манерам и привычкам <...> Достижения англо-германской школы в изучении и переводе текстов южного буддизма чрезвычайно велики, однако основной тезис школы — эталонный характер палийского тхеравадинского буддизма — не выдержал испытания временем и к началу 1950-х годов буддологи практически отказались от него."
Ну и какое отношение к забавам европейских филологов имеют азиаты?
P.S.Мочи далай-ламы там действительно нет. Она есть у этнологов. И в тибетской религиозной практике.
seven_apart
July 31 2011, 15:26:17 UTC 7 years ago
2. Вы полагаете, что буддологи создают тексты, которые и изучают. Это не так. Тексты созданы не европейцами, европейцами они переводятся и изучаются с 19 века. Огромное количество ключевых текстов еще не переведено и даже не издано. Практически до 20 века европейцы просто не понимали этих текстов, не было самого аппарата понимания. Постепенно, во многом благодаря русской школе, он появился. В этом смысле буддизм - явление для европейцев действительно новое. В Азии же буддизм существовал в самых разных формах - от простонародных суеверий до философских штудий или йогических практик. Впрочем, если Вам нравится считать, что зверей создали зоологи с целью порабощения, а "Упанишады" написали португальские миссионеры, Ваша воля. Мнение обывателя священно.
bohemicus
July 31 2011, 15:51:56 UTC 7 years ago
2. Некорректная аналогия. Животные - явление природы. Природу определённо создали не люди. Её они могут только изучать.
Когда же речь заходит о произведениях, созданных людьми, возникает и вопрос об авторстве. По большму счёту, цивилизацию на планете создали итальянцы. Когда-нибудь напишу об этом пост. Очень большая тема, всё руки не доходят. Пока могу поделиться, например, такой ссылкой: http://i-grappa.livejournal.com/320466.html
seven_apart
July 31 2011, 16:06:20 UTC 7 years ago
bohemicus
August 1 2011, 15:30:37 UTC 7 years ago
Синдром утенка
seven_apart
August 2 2011, 09:20:17 UTC 7 years ago
теперь живет в Вас, судит, отвечает, кричит на нелюдей, стреляет паскуд. Сам же Троцкий с той речи, разумеется, величайший из людей.
Я прочитал несколько Ваших постов, они мне понравились. Но я и предположить не мог, что Вы окажетесь "галковскоманом", то есть частично импринтированной политработником его копией. Понимаете, стилистический импринт садится в те области Вашего письма, где Вы выходите за рамки своей компетентности. То есть о Праге пишете Вы, а о буддизме - Ваш маленький Галковский. Единственный способ избавиться от импринта - осознать его и заполнить информационные лакуны своими собственными усилиями.
Что касается искры божьей великого сына России, то его никто в России не читает, хотя и знают практически все образованные люди уже 20 лет. Читать перестали примерно в 1993 году, когда поняли что это, потому что с "Тупиком" было еще непонятно. В ЖЖ этот величайший гений где-то на 150-м месте по количеству френдов, сторонних ссылок на него практически нет. Кроме узкого круга импринтированных "положительных галковскоманов" этот автор просто никому в России оказался не нужен. В отличие от Толстого, Гоголя, Розанова. Это факты о творчестве. Но есть, конечно, еще и социальная активность. Проблема только в том, что сам Галковский вовсе не хочет плодить своих копий в вас. То, что он может травить байки только как политработник, это просто случайный, но прикипевший вместе с Ильичем злорадный привет из СССР. Нравится читать, читайте, но не надо ему подражать. А то смотреть на вас уже слез не хватает. Программист прочитал Галковского, все понял, и пошел строить историков и филологов, "а ты докажи". Речь не о Вас лично, но в общем таких "величателей" человек 10 было всего за последние годы.
*"Термин предложен Конрадом Лоренцем, который открыл явление импринтинга, изучая серых гусей. Из-за неправильного перевода на английский это явление иногда называют «синдромом утёнка»."
Re: Синдром утенка
bohemicus
August 2 2011, 11:35:01 UTC 7 years ago
Во-первых, я не галковскоман. Я галковскофил. Галковскофил читает Галковского, чтобы узнать, что думает Галковский, а галковскоман читает Галковского, чтобы узнать, что следует думать ему самому. Надеюсь, разница понятна. В каком-то смысле Вы верно описали некоторых галковскоманов. Такие действительно есть. Но это в основном очень молодые люди. Я же впервые услышал имя Галковского лет 5 или 6 (скорее, 5) назад, будучи к тому времени человеком отнюдь не молодым и обладая давным-давно сформировавшейся системой взглядов.
Разумеется, есть вещи, которые я вижу не так, как Галковский. Было бы странно, если бы наши воззрения полностью совпали. Это человек иного склада, чем я, обладающий совсем другим жизненным опытом, нежели я. Достаточно сказать, что Галковский - холостяк из столицы, всю жизнь проживший на родине, а я - семьянин из провинции, 16 лет назад покинувший страну. Даже политические взгляды у нас существенно отличаются. Галковский - демократ и либерал, а я - консерватор (хотя и не чуждый некоторых либеральных идей).
Но едва я начал читать Галковского, меня поразило, насколько его представления близки моим собственным. Например, если бы Галковский не ввёл в русский язык термин "криптоколония", я, вероятно, попытался бы сделать мэмом собственный термин "колония де-факто", которым я называл СССР за много лет до знакомства с блогом Галковского. Мне в принципе непонятно, как кто-то может считать СССР независимой страной.
Первые сомнения в достоверности общепринятой исторической картины появились у меня лет в 14, что ли. До знакомства с мнением Галковского оставалось лет 20-25. При чтении Рабле я обратил внимание, что автор прекрасно знаком с античной культурой, но ему совершенно не знакома культура средневековая. Я задумался, почему. Много позже я узнал, что "Кармина бурана", обе "Эдды", "Песнь о Роланде" были "открыты" в XVIII-XIX веках. Многое стало ясно.
Археология представлялась мне сомнительной наукой с тех пор, кaк одна близкая родственница рассказала мне, что археологические раскопки, в которых она участвовала студенткой-практиканткой - это конвейeр по производству наглых фальсификаций. Но тогда я был склонен списывать это на советскую специфику. Позже, узнав, что Эванс на Крите просто использовал при реконструкции Тронного зала в Кноссе проект фресок, изначально предназначавшихся для вокзала в Лондоне, я перестал считать археологию областью деятельности, заслуживающей серьёзного рассмотрения.
И так во всём. Как мыслитель, Галковский кругом прав. Если с ним не соглашаются, то это показывает лишь степень безумия, до которой дошло наше общество. Каждое утверждение Галковского можно проверить по другим источникам, и оно обязательно подтвердится. Вы попытались оспорить утверждение о тибетском обычае пить мочу далай-ламы - ув. volodymir_k сразу дал Вам подтверждающую ссылку на английском языке. Кстати, сам я впервые прочёл об этом обычае не у Галковского, а у одного немца, чья книга вряд ли переведена на русский (зато, к моему удобству, переведена на чешский).
А уж литературный дар Галковского - это талант уровня Достоевского и Булгакова. У русских полвека не было никого, кто так владел бы словом. Он описал всё, что нужно, и так, как нужно. Например, Вас описал:
"Психоанализ - неистощимый кладезь премудрости советского человека, психоаналитический лексикон он знает и широко использует. Для оскорбления соседей по коммуналке. Почитает, пометит термины карандашиком, и на кухню: "невротик", "интроверт", "фрустрация", "анальная эротика". В общем, лечит людей, освобождает от комплексов."
Правда, Вы пользуетесь терминами не из психоанализа, а из этологии. Но хрен редьки не слаще.
Re: Синдром утенка
seven_apart
August 2 2011, 11:49:41 UTC 7 years ago
Re: Синдром утенка
bohemicus
August 2 2011, 12:10:03 UTC 7 years ago
"Но более всего завораживает талант ДЕ, способного сделать очень сложное чрезвычайно простым для понимания и практического использование. Это Явление. Я даже перспективы России стал оценивать чуть менее пессимистично ("а вдруг?")." http://asterrot.livejournal.com/14235.html
"Авторъ по моей классификацiи относится къ числу людей благонамѣренныхъ. Во всѣхъ конфликтахъ, расписанныхъ подробно, виртуально занималъ его сторону — не только поддавшись чарамъ и обольщенiямъ стиля, разумѣется, а исходя изъ посторонней информацiи, которой располагаю. Въ частности, характеристика Пригова относится къ числу самыхъ блистательныхъ страницъ русской литературной критики и должна входить въ соотвѣтствующiя анѳологiи." http://philtrius.livejournal.com/521667.html
Re: Синдром утенка
seven_apart
August 2 2011, 13:28:23 UTC 7 years ago
Что встречает там Ваш мощный ответ: "нет, все понимает, я сам так думаю". Ну, понятно.
Будем считать, что я в споре о Галковском содержательно на стороне этих умных людей, и их критика кажется мне обоснованной. Хотя о истории Европы у меня есть свои сомнения, как и у Вас. Прекрасный стиль же нашего нового Достоевского и его моральный облик уж позвольте мне не любить по чисто эстетическим соображениям, не полагаясь на посторонние авторитеты. :-)
P.S.Впрочем, нет, Астеррот не убедителен, когда пишет о Галковском. Он, как, возможно, и Вы - видит в нем в основном свое, и просто рад как бы союзнику, без взаимности, разумеется.
Re: Синдром утенка
bohemicus
August 2 2011, 13:33:34 UTC 7 years ago
Re: Синдром утенка
seven_apart
August 2 2011, 13:42:50 UTC 7 years ago
Re: Синдром утенка
bohemicus
August 2 2011, 14:07:45 UTC 7 years ago
То-то Вы мне двое суток покоя не даёте рассказами о том, как Вам не нравится Галковский.
Re: Синдром утенка
seven_apart
August 2 2011, 14:14:50 UTC 7 years ago
Re: Синдром утенка
bohemicus
August 2 2011, 14:26:43 UTC 7 years ago
Re: Синдром утенка
seven_apart
August 2 2011, 14:30:47 UTC 7 years ago
Deleted comment
seven_apart
August 1 2011, 09:44:03 UTC 7 years ago
Добрый?
ku_desnik
September 12 2011, 11:02:31 UTC 7 years ago
Добрый, добротный, удобный, приятный. Добрые ботинки, добрый человек, желаем доброго Рождества.
...Кажущаяся мне Ваша категоричность и некоторая предвзятость в оценке русского/российского/советского не является мне симпатичной.
А в остальном - довольно интересно почитать.