Préambule
Вино, Vinum, не простой напиток. Оно всегда связывалось с любовью и религией.
Его название, как и имя Венеры Venus, восходит к арийскому vena “возлюбленный”.
С одной стороны, вино символизирует познание. В нем есть имманентная глубина, отсутствующая в воде. Особых знаний требует изготовление качественных вин. Чтобы оценить вино, необходим эстетический вкус. В алхимии вино - катализатор творчества.
С другой стороны, вино - источник дионисийской энергетики и опьянения. Винопитие непременно сопровождают вакханалии.
У “мусульман” вино считается символом греховности. В исламской масс-культуре употребление вина категорически осуждается.
По преданию, после того как пророк Мухаммед поел свинины и попил вина, он заснул и потерял стадо овец, которое пас.
Когда он проснулся, он осознал, как вредно есть свинину и пить вино.
Конечно у суфиев виноград и вино символизируют две ступени посвящения. Суфии выступали адептами символики вина (переход из "дар ал-фана" в "дар ал-бака" etc.).
Считается, что винопитие составляло один из аспектов солнечных мистерий, поэтому при лунных ритуалах практиковалось курение трав.
Вместе с тем вино символизирует мужественность. Воины употребляли вино перед боем. Путь вина символизирует радикальность и решительность, в отличие от пути молока.
Вино обладает и целебными свойствами (купирует тифозные и паратифозные эндемии, при добавлении его в воду). Поэтому оно употреблялось кроме религиозных церемоний и за трапезой.
Вино наполняло потиры “христиан”. В “христианской” культуре оно символизирует кровь Христову и используется при причастии.
У “католиков” вином причащаются только лица духовного сана.
Смешанное с водой, вино образует жидкость, символизирующую две природы в Христе - Божественную и человеческую. Причём Божественная характеризуется именно вином.
Вино с древнейших времен служило эллинам обыкновенным, ежедневным напитком; оно всегда смешивалось с водой, которою добавляли в большей пропорции, чем вино.
Способы выделки и сохранения были почти одинаковыми с римскими, так как римляне познакомились с виноделием или одновременно с эллинами, или переняли его от последних.
Вино эллины различали больше по вкусу, чем по местности, но особенно славились вино с островов. Метрет (около 40 литров) туземного вина стоил в Аттике во времена Демосфена 4 драхмы (драхма = 0,245 рубля серебром, если сравнивать с ценностью серебра в монете).
В Нижней Италии издавна процветало виноделие, а в Лациуме оно было незначительно.
Хотя у ancien римлян были виноградники (vineae, упоминаемые в XII таблицах), но они мало пили вино, а женщинам, естественно, совсем запрещали.
Лишь после ознакомления с вином Нижней Италии и Балкан они улучшили производство вина разведением иностранных лоз и более старательным уходом.
Римляне, как и эллины, не пили вино в чистом виде, а всегда разбавляли его водой (dilutum).
Пить чистое вино (merum vinum) считалось признаком неумеренности и варварства. В кратерах оно смешивалось для всех, но гости разбавляли его каждый по своему вкусу.
Главный святой Pax Dei, Мартин Турский, родившийся в Сабарии (ныне Самбатхей) у Дуная, был первым святым патроном любителей вина.
Родина св.Мартина не перестала быть районом процветающего виноградарства.
Здесь сложилась уникальная комбинация нескольких факторов:
- почва вулканического происхождения на склонах у Токая
- горячий летний воздух Венгерской равнины
- влага реки Бодрог
- и в особенности исключительные качества брожения сорта Ашу
Пикантная, бархатистая, похожая на персик essencia золотистого Токая нравится не всем, так что в последние десятилетия Токай не производится в былых количествах.
Но когда-то его хранили в лучших подвалах Восточной Европы. Бутылка “Императорского Токая” времён Франца-Иосифа остаётся заветной мечтой знатоков.
Авторитетные св.Урбан и св. Винсент (в имени которого обыграны слова “попахивать вином”) стали главными патронами виноградарей и виноделов.
Коммерческое виноградарство (vins secs) в ancien Европе было заведено бенедектинцами в Шато Пьер в районе Бордо и в таких местностях, как Клос Вужо на Кот де Бонь в Бургундии.
Традицию продолжили клюнийцы на Кот д'Ор около Маркона и цистерианцы в Ньи Сен-Жорж.
Бенедектин (1534 AD) из аббатства Фекамп и Шартрез (1604 AD) из картезианского монастыря в Дофине положили начало vins de liqueur.
Vin de Champagne (vins mousseux, vins gazeux) -это изобретение Seicento, продукция склонов, возвышающихся над равниной Шампани между Эрмонвилем, к северу от Вель, и Вертю, к югу от Марны.
Бюде, Брюлары, Ги Патен стояли у истоков производства.
Потом на арене появляется восходящее к истоком самой чистой ancien традиции аббатство Отвилье, которое приобретает в 1661 AD просторный сводчатый подвал, а своего героя Дома Периньона делает управляющими виноградниками, прессами и подвалами Отвилье в 1668 AD вплоть до его смерти в 1715 AD, после того как он выполнил свою задачу summa cum laude (с высочайшей похвалой), согласно благоговейной эпитафии.
Выбор сорта, отбор саженцев, исследование почвы, компосты, смешивание урожаев, естественное брожение cuvée и хранение в стеклянной бутылке (немыслимое без роста стеклянной промышленности).
Граница
Винодельческая зона делит Европейский полуостров пополам.
Северные её окраины проходят от Луары через Шампань в Мозель и рейнские земли, а оттуда на восток к склонам Дуная и дальше в Бессарабию и Крым.
Мало найдётся винодельческих районов которые бы не принадлежали некогда Pax Romana (appelé “Римской империи”)
Балканские вина в Сербии, румынские, болгарские и греческие, подвергавшиеся запрету не признававших алкоголь османов, -такие же древние, как и вина Испании, Италии или Франции.
Потребление вина приводит к далеко идущим общественным, психологическим и медицинским последствиям.
На него ссылались как на важный фактор при создании религиозных и политических группировок (таких, как разделение Германии при христианизации на “протестантов” и “католиков”)
С поляками вечная беда, во многом из-за того, что Польша отнюдь не зона вина, а установлен там был в Cinquecento “католицизм”.
Софт не совместимый с железом. Чтобы понять насколько всё запущено, какие там были (и есть) тараканы в голове, достаточно прочитать две польских эпопеи :
- Стефан Жеромский (Stefan Zeromski) 1864-1925 AD, “Пепел” (Popioly) - Роман-хроника конца XVIII - начала XIX столетия (1902-1903)
- Ярослав Ивашкевич (Jaroslaw Iwaszkiewicz) 1894-1980 AD, “Хвала и слава” (Slawa i chwala) - Роман-эпопея (1956-1962)
Вину приписывали даже исход битв. “При Ватерлоо столкнулись вино и пиво. Пурпурный гнев вина то и дело разбивался в бессилии о несокрушимость сынов пива..”
Вино в России
В 1829 AD продавались в погребах России обыкновенно Шампанские вина следующих сортов:
- Sillery
- Ay
- Oeil de Perdrie
- à la Couronne
- V.C.P.( Veuve Cliquot Ponsardin)
Пользовалось спросом и Лангедокское игристое белое Saint -Peray
В 1829 AD на Нижегородской ярмарке находилось:
- иностранных вин (преимущественно французских) и рому на 2 500 000 рублей серебром
- русских (виноградных) вин на 700 000 рублей серебром
- Кизлярской водки 110 000 вёдер, ценою на 1 200 000 рублей серебром
- прочих горячительных напитков на 500 000 рублей серебром
Подвоз Волошских (в том числе Молдавских и Болгарских вин, продававшихся в Settecento под именем Волошских) был дозволен и тогда, когда Россия находилась в войне с Турцией.
В шестидесятых годах Settecento за Болгарскими винами ежегодно приезжало от 5 000 до 6 000 подвод из России
Из Молдавских вин более всего было известно в полуденной России вино Монастырское, которое получило своё название от того, что добывалось в виноградниках принадлежащих Немецкому монастырю.
В Одессу в 1820 -1830 AD привозили ещё волошское вино Месемврийское (Win de Misemvria или Wino di Missivria), ведро которого продавалось там от 5 до 6 рублей Государственными Ассигнациями
Особенно много русские виноторговцы Северных городов стали закупать эти вина тогда когда подвоз других Европейских вин (с 1808 по 1814 AD) был неудобен.
Завозили в Россию в 1761 AD даже китайское “виноградное вино” Тарасун (47,5 копеек ведро), о котором Чулков говорит, что на китайское питьё Тарасун, которое употребляют сибиряки вместо вина, мало есть охотников из русских.
Купцы лучше покупали Китайскую водку, которая была весьма крепка и продавалась от 16 рублей за Корчагу (3 ведра)
Походный погребец
Раньше русские люди брали в дорогу специальный походный погребец (сундучок).
В нем была корзина для чаепития, состоявшая, например из:
- чайных пар, заварочных чайников и прочей фарфоровой утвари (сахарницы, молочники etc)
- чайницы ( герметичные банки из томпака с крышками на четверть фунта)
- 2 чайные ложки, мерная ложка, ложечка для размешивания, щипчики для сахара и ситечко с подставкой (серебряные)
- походного самоварчика из томпака( или бульотки) на спиртовке на четыре стакана или более ( походного самовара из томпака с жаровнею)
- ярославские льняные чайные салфетки (1 арш. 10 верш)
- спичек
Кроме того в сундучке могло к примеру помещаться:
- два штофа (полуштофа) с фигурными пробками
- солонка и перечница
- суповая мисочка с крышкой
- походная кружка с крышкой для глинтвейна и грога
- стаканы
- лафитные бокалы
- стопки
- столовые приборы
- медная кастрюлька из томпака (сплав меди - 85-90% и цинка - 10-15%), крышка которой может заменить собой сковороду
- ярославские салфетки и скатерти etc.
Отправляясь в дальнюю дорогу, люди непременно брали с собой колченогое "медное чудо". Ни одно гуляние, ни один пикник не обходились без него. Походный самовар всегда был неотъемлемым спутником русского человека - и аристократа, и простолюдина.
Nexus:
kresoslav
February 28 2010, 12:13:43 UTC 9 years ago
hvac
February 28 2010, 12:46:39 UTC 9 years ago
Блокирование тифозных и паратифозных инфекций добавлением уксуса, а потом и вина в воду.
Кислая среда даже и от холеры спасала.
Эллины неразбавленное вино вон не пили.
А муст виноградный и так неплохо хранится в герметичной глиняной посуде.
Ежели стационарно. Но плохо переносит морской каботаж.
Так что несомненно тут и вопрос сохранности продукта привёл к осваиванию технологий ферментации.
Ну и культы всяческие всегда опирались на "изменение сознания".
Я думаю, жрецы тут, в деле развития фабрикации руку тоже приложили.
Различные мистериальные практики.Жертва богам -"возлияние"
Не говоря о древности -достаточно посмотреть на ключевую роль вина в христианской евхаристии.
kresoslav
February 28 2010, 13:48:35 UTC 9 years ago
Верно ли я Вас понимаю:
1) люди имели стандартный напиток - воду;
2) вода чем-то (органолептическими свойствами) не удовлетворяла их как напиток;
3) начались поиски способа убрать неудовлетворённость;
4) получены соки ягод и плодов - самодостаточные напитки и улучшители вкуса воды;
5) применены процессы брожения сока и "компота" - получены вино и уксус?
На этапе 4 желаемый результат достигнут. 0,5 свежего виноградного сока + 0,5 воды - отличный напиток. Что подстегнуло человека разумного (ленивого) выдумывать дополнительные этапы обработки сока, т.е. приходить к регулярному виноделию? Ведь получить сведения о дезинфицирующих и иных свойствах вина и уксуса можно только регулярно практикуя их употребление.
hvac
February 28 2010, 14:21:13 UTC 9 years ago
Срачка,эндемические и эпидемические инфекции -это всё от плохой воды.
Не решён если вопрос водоснабжения, не может быть и полиса.
Не решён если вопрос правильного содержания и водопоя гужевого транспорта -то это и глисты.
Любой полис -это победа над смертью, водоснабжение и водоотведение.
Решение вопросов сохранности продуктов питания.
Видать эмпирическим путём установили, что добавление перебродившего виноградного сока (вина) купирует инфекции.
Сам муст вкусен и приятен, но воду не улучшает.
Только вино или уксус.
А винный уксус ведь, это просто "испорченное",окислившееся вино.
Моряки заметили, что тухлую или "неизвестную" воду можно пить, если есть уксус или вино на борту.
Солдаты без уксуса в поход не отправлялись.
Чтобы можно было брать воду из открытых источников.
Тут всё дело в получении продукта третей степени брожения.Только он давал эффект "улучшения" воды.
Технологии собственно брожения были освоены ранее -"пиво"
Но у вина преимущество -проще производить. Муст содержит в себе всё, что нужно для брожения.Сахар, воду, минеральные соли и дрожжи. Никакие добавки не нужны. Процесс самопроизволеный получения кисловатого пьянящего напитка.
Эмпирическим путём установили, что именно вино (из-за спирта собственно, как нам сейчас ясно) не подвержено порче при определённых условиях (амфоры, смола).
Средиземноморские сорта винограда были довольно сладкие, поэтому вино и получало необходимый "градус", способствующий хранению.
hvac
February 28 2010, 14:23:03 UTC 9 years ago
Научились его перевозить и значит и продавать
kresoslav
February 28 2010, 14:34:46 UTC 9 years ago
builderm
March 30 2010, 15:36:05 UTC 9 years ago
kruassanchik
June 22 2010, 18:25:49 UTC 9 years ago
bulldog93000
June 30 2010, 13:07:47 UTC 9 years ago
mudraiaelena
July 8 2010, 15:44:32 UTC 9 years ago