Галковский весьма емко написал о функции ленинского мифа, в его проекции на необразованные массы и дикие народы:
«Что советская цивилизация хотела сказать невежественным народам через Ленина? Или не хотела сказать, но всё равно сказала? Возможно, многие элементы ленинского мифа слабо связаны с личностью реального Ленина, но речь там шла вот о чём.
1. Ленин был интеллектуалом. Он окончил гимназию с золотой медалью, а затем сдал экстерном университетский курс (это подавалось не как паллиатив высшего образования, а тоже как «золотая медаль»). Ленин знал много языков, всё время читал и написал уйму умных книжек. Он постоянно призывал трудящихся учиться. Ум, образование, интеллигенция (конечно «наша», советская) – это хорошо.
2. Ленин был добрым и весёлым. Он любил детей и кошек, заразительно смеялся, мог расчувствоваться от хорошей музыки. Быть добрым хорошо.
3. Ленин был скромным, ему лично ничего не надо было. Он всю жизнь проходил в одном костюме, жил, где придётся, довольствовался самым необходимым. Часто смущался, не терпел славословий в своё адрес, всегда порицал чванство и бюрократию, считал, что простой человек ничем не хуже богатых и достоин уважительного отношения.
4. Ленин знал и любил русскую литературу. Он был европейцем до мозга костей, очень высоко ставил европейскую культуру и долго жил в Европе. Но он не унижал и восточные народы. По своим взглядам был интернационалистом, ненавидел и презирал любые формы ксенофобии и шовинизма.
Те люди, которые сейчас уничтожают памятники Ленина, борются не с советской властью, благополучно ушедшей в прошлое более 20 лет назад, и не с Лениным, которого они не читали ни строчки, и знать не знают (до такой степени что, спроси, будут путаться в годах жизни). Украинцы борются со светской культурой европейского народа, которая досталась им в наследство от СССР, и которая мешает строить религиозное милитаристское государство».
На самом деле эту характеристику можно отнести и в целом к советскому строю жизни хрущевско-брежневского образца: применительно к низкому исходному уровню цивилизованноcти, это было пусть и неказистым, пусть и второсортным, но все же приобщением к европейской цивилизации, европейским ценностям и европейскому образу жизни. И обратно, чем ниже общий уровень культуры и интеллекта данного человека, тем больше от его «десоветизации» вреда, чем пользы (тут дело обстоит точно так же, как с религией). На практике во многих сферах жизни «десоветизация» обернулась игрой на понижение. Собственно, я на эту тему уже писал, и даже развел на этой почве целую дискуссию. Пожалуй, здесь будет в тему цитата из моего нового, еще не дописанного текста «Из советских реликтов - в русские пуритане»:
“Постепенное разложение советского образа жизни и советского сознания в последние два десятилетия по-разному отразилось на столице и на глубинке. В столице и в других крупных городах на смену «советчине» хотя бы местами пришло нечто позитивное. В глубинке (т.е. в средних, малых городах и селах, где живет более половины русских), ровно настолько, насколько разложился «советский дух» - настолько же прибыло «кущевского» и «ельцинско-путинского духа» («воруй, наглей, зверей, дави, ничего не бойся, если у тебя есть крыша»). Разложение синтетической русско-советской ментальности, характерной для позднесоветской эпохи, здесь во всех сферах жизни оборачивается разрушением самой ткани социума, одичанием, обессмысливанием существования, апатией, погружением в архаику, полной атомизацией населения (даже по сравнению с брежневскими временами). Некоторая часть людей находит опору в православии, в его обрядовой стороне, но в целом Церковь далеко не так популярна и не так сильна, как о ней пишут в СМИ. И вот когда на этом фоне из столиц приходит бодрый хипстерский клич «Добить советчину!», или «Никакое сохранение советских достижений невозможно в принципе», - это производит гнетущее впечатление.
Именно в глубинке становится очевидно, что так называемая «советчина» - это последний заслон современного русского европейца от наплывающего варварства и азиатчины. Многие думают, что, если соскрести с забора красную краску, то под ней обнаружится чудом сохранившаяся белая краска. Но никакой белой краски там давно уже нет, а есть только исцарапанные старые доски, которые без защитного слоя краски начинают стремительно гнить и разрушаться. Сейчас, например, «доскребывают» остатки советской науки, советского образования и советской медицины, - видимо, надеясь, что «под советской коростой» нас ожидают неизмеримые сокровища. Но на практике «почему-то» в российском образовании, медицине, науке, технике убывание «советского духа» четко коррелирует с убыванием качества и нарастанием бардака. Единственное исключение – сфера розничной торговли, и то только по той причине, что в советские времена здесь в смысле достижений был не просто «ноль», а большой «минус». То есть, за рамками примитивного «купил-продал», «десоветизация» пока что оборачивается деевропеизацией и африканизацией.
Так же и в сфере духа. Из-под соскребаемой «красной краски» почему-то появились не иконы Андрея Рублева или теоремы Лобачевского, а корявые серые доски и выцарапанное на них слово «***». И ладно бы это было свое, родное слово «***», выцарапанное на заборе местными двоечниками. Но этот «***» еще и торжественно транслируется из столицы, и в глубинку посылаются специальные комиссары (Гельман и т.п.), дабы утвердить его в качестве нового духовного символа. На этом фоне даже у самых свободомыслящих людей появляется желание держаться за остатки советских добродетелей обеими руками. Пусть эти добродетели были во многом фикцией агитпропа, но на фоне нынешней деградации даже это - хоть что-то, ибо сегодня нам навязывают «вместо морали даже не пустое место, а бравирующую собственными успехами аморальность» (А. Богословский)”.
«Что советская цивилизация хотела сказать невежественным народам через Ленина? Или не хотела сказать, но всё равно сказала? Возможно, многие элементы ленинского мифа слабо связаны с личностью реального Ленина, но речь там шла вот о чём.
1. Ленин был интеллектуалом. Он окончил гимназию с золотой медалью, а затем сдал экстерном университетский курс (это подавалось не как паллиатив высшего образования, а тоже как «золотая медаль»). Ленин знал много языков, всё время читал и написал уйму умных книжек. Он постоянно призывал трудящихся учиться. Ум, образование, интеллигенция (конечно «наша», советская) – это хорошо.
2. Ленин был добрым и весёлым. Он любил детей и кошек, заразительно смеялся, мог расчувствоваться от хорошей музыки. Быть добрым хорошо.
3. Ленин был скромным, ему лично ничего не надо было. Он всю жизнь проходил в одном костюме, жил, где придётся, довольствовался самым необходимым. Часто смущался, не терпел славословий в своё адрес, всегда порицал чванство и бюрократию, считал, что простой человек ничем не хуже богатых и достоин уважительного отношения.
4. Ленин знал и любил русскую литературу. Он был европейцем до мозга костей, очень высоко ставил европейскую культуру и долго жил в Европе. Но он не унижал и восточные народы. По своим взглядам был интернационалистом, ненавидел и презирал любые формы ксенофобии и шовинизма.
Те люди, которые сейчас уничтожают памятники Ленина, борются не с советской властью, благополучно ушедшей в прошлое более 20 лет назад, и не с Лениным, которого они не читали ни строчки, и знать не знают (до такой степени что, спроси, будут путаться в годах жизни). Украинцы борются со светской культурой европейского народа, которая досталась им в наследство от СССР, и которая мешает строить религиозное милитаристское государство».
На самом деле эту характеристику можно отнести и в целом к советскому строю жизни хрущевско-брежневского образца: применительно к низкому исходному уровню цивилизованноcти, это было пусть и неказистым, пусть и второсортным, но все же приобщением к европейской цивилизации, европейским ценностям и европейскому образу жизни. И обратно, чем ниже общий уровень культуры и интеллекта данного человека, тем больше от его «десоветизации» вреда, чем пользы (тут дело обстоит точно так же, как с религией). На практике во многих сферах жизни «десоветизация» обернулась игрой на понижение. Собственно, я на эту тему уже писал, и даже развел на этой почве целую дискуссию. Пожалуй, здесь будет в тему цитата из моего нового, еще не дописанного текста «Из советских реликтов - в русские пуритане»:
“Постепенное разложение советского образа жизни и советского сознания в последние два десятилетия по-разному отразилось на столице и на глубинке. В столице и в других крупных городах на смену «советчине» хотя бы местами пришло нечто позитивное. В глубинке (т.е. в средних, малых городах и селах, где живет более половины русских), ровно настолько, насколько разложился «советский дух» - настолько же прибыло «кущевского» и «ельцинско-путинского духа» («воруй, наглей, зверей, дави, ничего не бойся, если у тебя есть крыша»). Разложение синтетической русско-советской ментальности, характерной для позднесоветской эпохи, здесь во всех сферах жизни оборачивается разрушением самой ткани социума, одичанием, обессмысливанием существования, апатией, погружением в архаику, полной атомизацией населения (даже по сравнению с брежневскими временами). Некоторая часть людей находит опору в православии, в его обрядовой стороне, но в целом Церковь далеко не так популярна и не так сильна, как о ней пишут в СМИ. И вот когда на этом фоне из столиц приходит бодрый хипстерский клич «Добить советчину!», или «Никакое сохранение советских достижений невозможно в принципе», - это производит гнетущее впечатление.
Именно в глубинке становится очевидно, что так называемая «советчина» - это последний заслон современного русского европейца от наплывающего варварства и азиатчины. Многие думают, что, если соскрести с забора красную краску, то под ней обнаружится чудом сохранившаяся белая краска. Но никакой белой краски там давно уже нет, а есть только исцарапанные старые доски, которые без защитного слоя краски начинают стремительно гнить и разрушаться. Сейчас, например, «доскребывают» остатки советской науки, советского образования и советской медицины, - видимо, надеясь, что «под советской коростой» нас ожидают неизмеримые сокровища. Но на практике «почему-то» в российском образовании, медицине, науке, технике убывание «советского духа» четко коррелирует с убыванием качества и нарастанием бардака. Единственное исключение – сфера розничной торговли, и то только по той причине, что в советские времена здесь в смысле достижений был не просто «ноль», а большой «минус». То есть, за рамками примитивного «купил-продал», «десоветизация» пока что оборачивается деевропеизацией и африканизацией.
Так же и в сфере духа. Из-под соскребаемой «красной краски» почему-то появились не иконы Андрея Рублева или теоремы Лобачевского, а корявые серые доски и выцарапанное на них слово «***». И ладно бы это было свое, родное слово «***», выцарапанное на заборе местными двоечниками. Но этот «***» еще и торжественно транслируется из столицы, и в глубинку посылаются специальные комиссары (Гельман и т.п.), дабы утвердить его в качестве нового духовного символа. На этом фоне даже у самых свободомыслящих людей появляется желание держаться за остатки советских добродетелей обеими руками. Пусть эти добродетели были во многом фикцией агитпропа, но на фоне нынешней деградации даже это - хоть что-то, ибо сегодня нам навязывают «вместо морали даже не пустое место, а бравирующую собственными успехами аморальность» (А. Богословский)”.
Deleted comment
the_realistic
October 1 2014, 11:18:01 UTC 4 years ago
ispantz42
October 1 2014, 10:13:44 UTC 4 years ago
Варвар, вандал, это - Потлач. Уничтожение ценного имущества, ради самоутверждения.
Азиат, это - Генетическое врождение, поклонения перед вышестоящим.
Из всего вышеперечисленного. Именно советизм был склонен к Потлачу и навязывания обществу преклонения перед вышестоящим.
paidiev
October 1 2014, 10:51:03 UTC 4 years ago
Не пишите больше мне: мнение идиота не интересно.
the_realistic
October 1 2014, 11:19:07 UTC 4 years ago
На которых уже как правило РФийские турбины.
>РОбразование и здравоохранение оттуда.
Например, стоматологию заново выстроили уже в РФ.
russ_79
October 1 2014, 11:22:15 UTC 4 years ago
+500.
fotos4o
October 1 2014, 12:50:46 UTC 4 years ago
paidiev
October 1 2014, 15:48:02 UTC 4 years ago
И чем она является для большинства сегодня?
Я в 1991 лечил зубы в кремлёвке: всё было на уровне. Как и сегодня. И сегодня качественная медицина удел немногих.
fotos4o
October 1 2014, 18:06:41 UTC 4 years ago
paidiev
October 1 2014, 18:26:00 UTC 4 years ago
Для бедных изменилось мало.
paidiev
October 1 2014, 15:44:17 UTC 4 years ago
the_realistic
October 1 2014, 11:20:16 UTC 4 years ago
paidiev
October 1 2014, 15:44:45 UTC 4 years ago
the_realistic
October 1 2014, 11:21:12 UTC 4 years ago
Потлач - это нынешние "мачо" и "новые русские" 90ых.
ispantz42
October 1 2014, 12:39:40 UTC 4 years ago
Мачо и нуворишы, это номенклатурные комсомольские работники, плоть от плоти советские. Навязаный гламур и покупка ради самоутверждения импортного хлама на колесах, это все советские бонзы. Бессмысленно созданный дефицит в советское время, породил бессмысленное преклонение перед импортным хламом.
the_realistic
October 1 2014, 14:09:14 UTC 4 years ago
Это дурацкая агитская песенка, кстати, еще и не русская.
Даже Ленин никогда не призывал к разрушению ВСЕГО, не говоря о Сталине.
>И закончился бессмысленным разрушением, построенного СССР
Очень даже осмысленным. Себе на карман и во имя роста своего статуса с губера в суверены, как у Кравчука.
>Мачо и нуворишы, это номенклатурные комсомольские работники, плоть от плоти советские.
Чушь собачья. Полным-полно из них тех, кто никогда ни к какой номенклатуре отношения не имел.
Бандиты к комсомолу уж точно отношения не имели.
Какое-то количество "комсомольцев" _в Москве_ пригрелось на синекурах в банчках, но там все равно решали совсем иные люди (масштаба Геращенко).
А уж в регионах... понятное дело, что начальник региональной нефтянки был намного круче всего местного комсомола, вместе взятого. Комсомол, кстати, отменили с распадом СССР.
>Навязаный гламур и покупка ради самоутверждения импортного хлама на колесах, это все советские
>бонзы.
Никакого отношения к СССР. Отношение к "колесам" ровно то же, что у калифорнийских наркоторговцев и сутенеров. Это идет от бандюков, а не от комсомола.
Гламур же идет тоже такой же, как у определенного сегмента западного общества.
Это не от дефицита. А от общей убогости данных людей. Они и при коммунистах такими были.
the_realistic
October 1 2014, 11:29:32 UTC 4 years ago
С одной стороны, низы общества у нас _еще с советских времен_ в таком отвратительном состоянии, что без системы запретов и госдрючки они тупо поубивают сами себя в пьяных поножовщинах, а женский пол замучается выбрасывать на помойку новорожденных и вступать в секты.
Данная категория людей без трогательной гос.заботы (в т.ч. запретительной) нежизнеспособна как социум, что бы она о себе не мнила на тему "а мы кому хошь наваляем".
В СССР госзабота была. Сейчас усилиями Госдумы - возвращается - ограничения пьянства, табака и тд. За что, конечно, Госдуму называют "взбесившийся принтер".
В 90ые ее не было. И данная категория деградировала почти до уровня негров в Йоханнесбурге или Детройте.
Кстати, еще советские КГБшники 80ых (отец моего приятеля) постоянно говорили: "дикий у нас народец. Если не государство, с цепи сорвутся, порежут друг друга".
С другой стороны, хреново, когда и средний класс ставят в те же рамки, что низы. В рамки, для низОты разработанные. Собственно, именно в этом и есть то в советчине, что не любят хипстеры.
Конкретно в стоматологии качество куда выше советского. Вообще, в районных поликлиниках качество было омерзительным и тогда, и сейчас, но сейчас есть варианты за не очень большую денежку попасть в заведение куда лучше, а тогда с этим было сложно (только через работодателя, а они не все были таковы, или через махинации с личными связями).
Науку просто _списали_, и тут дело не в духе, а в сознательном курсе властей. Если он с духом и пересекается, то весьма опосредовано.
fotos4o
October 1 2014, 12:58:28 UTC 4 years ago
the_realistic
October 1 2014, 14:11:43 UTC 4 years ago
>только ведомственные учреждения выглядели нормально,а в обычных такая же нищета как сейчас
Это правда.
paidiev
October 1 2014, 15:48:50 UTC 4 years ago
fotos4o
October 1 2014, 19:29:02 UTC 4 years ago
anonim_legion
October 1 2014, 15:29:38 UTC 4 years ago
paidiev
October 1 2014, 15:50:40 UTC 4 years ago
the_realistic
October 1 2014, 11:31:51 UTC 4 years ago
prohogy
October 1 2014, 14:17:14 UTC 4 years ago
anonim_legion
October 1 2014, 15:31:43 UTC 4 years ago
prohogy
October 1 2014, 17:54:16 UTC 4 years ago
paidiev
October 1 2014, 18:24:03 UTC 4 years ago
Христос в голове гуманиста художника Ивановыа имеет мало общего с прототипом Христа и Христом Священного Синода.
Так и Ильич разный. Реальный и как миф.
Deleted comment
paidiev
October 2 2014, 14:44:15 UTC 4 years ago