Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Два слова о добром демоне Декстера

Американский телесериал «Декстер», повествующий о добром и положительном маньяке-убийце – это настолько большой и любопытный материал для исследования, что какое-то время мне даже хотелось написать по этой теме большую и подробную работу. Но последнее время я что-то устал ковыряться в душепагубных увлечениях мира сего, устал от нестерпимой вони, которую ощущаешь всякий раз в своей собственной душе, стоит только расшевелить подобную тему. Потому что и сам я грешник, подобный убийце Декстеру, и слишком большой резонанс в моей душе вызывают его греховные страсти.

Потому я решил ограничиться небольшой заметкой, в которой набросаю две-три основных идеи, возникших у меня по этому поводу, не углубляясь излишне в порой неаппетитные подробности биографии общественно-полезного маньяка-убийцы. Хотя материал это любопытный. Особую пикантность этому образу сообщает то обстоятельство, что этот маньяк работает в полиции, в отделе по расследованию убийств – и таким образом активно участвует в каждом следствии по своим собственным преступлениям.

Основная идейная драма, основной вопрос этого сериала, вокруг которого вертится сюжет – может ли человечество извлечь пользу из общения с дьяволом? И основное достоинство этого сериала в том, что на этот вопрос после долгих и мучительных копаний его создатели дают совершенно определенный отрицательный ответ.

Каждый из восьми сезонов сериала посвящен одной из существенных жизненных тем Декстера:


  1. Брат

  2. Враг

  3. Друг

  4. Семья

  5. Месть

  6. Религия

  7. Любовь

  8. Корни

И по каждой из этих тем Декстер терпит сокрушительное поражение, подобно старухе из сказки Пушкина оставшись в конце концов у разбитого корыта.

Конечно, создателям сериала не удалось создать образ доброго маньяка. Декстер – каким его видно в фильме – действительно добрый человек, но вот только он никакой не маньяк. Он всего лишь социопат, подобно Холмсу из британского сериала "Шерлок". Он лишь классический василиск (пользуясь термином Богемика). И да, он тоже гений, хотя и необычный гений. Бывают гении - художники и поэты, ученые и политики. Декстер - гений убийства.

Или, лучше сказать, у Декстера есть гений убийства. Фильм довольно любопытен в том отношении, что в нём гений Декстера показан тем, кем любой гений и является в действительности: отдельным существом, в тесном контакте с которым находится человек, метонимически также именуемый «гением». Гений Декстера является ему в виде его отца, беседует с ним и учит его добру в самых неожиданных смыслах этого слова. Этот мнимый покойник, дух отца Гамлета Декстера, является в этом сериале пророком и музой его создателей. Как и любая муза, этот демон-убийца не лишен эстетического чувства. Хотя это, конечно, весьма специфическая эстетика, эстетика крови. Её красивые красные брызги с детства приводят Декстера в восторг.

Гений Декстера вселился в его сердце в раннем детстве. И это не примитивный дух смерти, вселяющий в человека тупую неодолимую жажду убийства. Нет, это скорее заботливый отец, который постоянно опекает, кропотливо обучает его, как именно ему следует реализовать эту свою мучительную одержимость. И дело тут не только в детальных инструкциях по заметанию следов. Прежде всего, демон дает Декстеру нравственный кодекс, позволяющий тому балансировать на грани добра и зла, никогда не переходя её настолько, чтобы на него немедленно обрушился гнев Божий.

Прежде всего, Декстеру ни при каких обстоятельствах нельзя убивать тех, кто сам никого не убил. Ему суждено всю жизнь охотиться на других маньяков-убийц, тем самым исполняя слово Писания: Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию. Это и позволяет ему прожить достаточно долгую и по-своему счастливую жизнь, методично уничтожая подобных себе - чему естественно способствует и его работа в полиции. К слову, другие маньяки, отрицательные герои – жертвы Декстера – показаны в сериале весьма правдоподобно психологически. Образ доброго маньяка американцам создать не удалось, в чем винить их невозможно – эта задача неразрешима. Зато образы злых маньяков, заслуживающих смерти, американцам удались на славу. Они проходят перед глазами зрителя разнообразной и нескончаемой чередой, а увлекательная охота на них составляет главное зрелищное содержание фильма. "Декстер" намного круче и несравненно реалистичнее китайских боевиков; это настоящая энциклопедия реального боевого искусства, включающего в себя не только и не столько примитивное дрыгоножество и рукомашество, сколько умение выслеживать, скрадывать и плести интригу.

Самый любопытный сезон сериала – несомненно шестой, в котором Декстер входит в соприкосновение с христианством. Естественно, Декстер в Бога не верит. В противном случае у него возникло бы к своему гению слишком много недоуменных вопросов, на которые тот ответить бы не смог, и сюжет фильма просто не состоялся бы. И естественно, Декстер входит в соприкосновение не с Православием, а с какой-то там формой протестантизма. То есть, его контакт с христианством – почти невесомый, косметический. Тем не менее, музу это весьма сильно напрягает, и она вынуждена выложиться по полной. Это единственный сезон, в котором Декстер вступает в ссору со своим мнимым «отцом», отказывается от услуг своего служебного духа, так что тот вынужден сменить обличие и вот – теперь он является Декстеру уже в виде его брата-маньяка, убитого самим же Декстером в первом сезоне.

При этом если, являясь в виде «отца», гений Декстера учит его в некотором роде «добру», то теперь, явившись в виде «брата», он учит Декстера уже злу. И не случайно здесь единственный случай, когда демон Декстера помогает ему в его страшных делах не только полезным советом, но и прямым действием, сверхъестественно убивая одного противника, от которого Декстеру, казалось, уже не было спасения. Этим опровергается ошибочная идея, будто речь в фильме идет всего лишь о фантазиях или галлюцинациях Декстера. Нет, в фильме показан натуральный дьявол, хотя показан и с известной долей художественной условности.

В шестом сезоне Декстер слишком приближается к Истине. Конечно, он пока далек от веры во Христа, но уже готов признать по крайней мере нравственное превосходство религии. И дьяволу приходится принять экстренные меры, чтобы удержать своего клиента от «падения» в столь опасную область. Достигнув в этом решительного успеха, он пытается окончательно погубить Декстера, уговаривая его теперь отказаться от всех правил и убивать всех подряд, а не только маньяков. Если бы Декстер поддался соблазну, он несомнено подставился бы как и его многочисленные клиенты-убийцы и скоро кончил бы жизнь на электрическом стуле. Но Декстер оказывается крепким орешком и твердо стоит на своем нарвственном кодексе, после чего демону остается лишь удовольствоваться прежним статус кво. Он вновь является Декстеру в виде его покойного отца, мудрого и доброго полицейского, который когда-то покончил с собой, увидев, какое чудовище он вырастил.

Можно сказать и так, что «Декстер» - это фильм о ревности. Ревности демона к своему избраннику-человеку. И это заставляет нас провести неожиданную параллель «Декстера» с аниме Миядзаки «Служба доставки Кики». Миядзаки рассказал нам историю о том, как демон возревновал свою ведьму к мальчику, с которым та подружилась. Создатели «Декстера» рассказывают нам историю о том, как демон Декстера возревновал своего подопечного ко всему на свете, ко всем человеческим привязанностям и ценностям.

В первом сезоне Декстер должен убить своего брата-маньяка, чтобы спасти сестру, которая тоже работает полицейским, в том же отделе по расследованию убийств. Дело облегчается тем, что его брат – тоже маньяк убийца, по которому давно плачет электрический стул.
Во втором сезоне Декстер вынужден уничтожить своего коллегу, который напал на след Декстера и почти вывел полицейского-убийцу на чистую воду. Драма тут в том, что Декстер считает себя не вправе убивать этого честного человека – ведь это против его правил. Так что эту часть работы демону приходится взять на себя, и он с нею отлично справляется, организовав любопытную многоходовку.
В третьем сезоне Декстеру приходится убить единственного друга, прокурора, под влиянием Декстера вкусившего прелести маниакального убийства и ставшего слишком опасным для общества вообще и для самого Декстера в особенности. С кем поведешься, от того и наберешься.
В четвертом сезоне Декстеру не удается защитить от очередного маньяка-убийцы свою собственную жену. Внимательно вглядываясь в логику происшедшего, можно понять, что случившееся – несомненная подстава «гения», который таким образом «освободил» своего клиента от супружницы. Когда им это выгодно, демоны порой становятся удивительно неловкими.
В пятом сезоне Декстер влюбляется и почти сразу теряет любовь. Женщина, ставшая жертвой насильников, просит Декстера помочь её совершить совершенно справедливую месть. Общее правое дело до самой глубины души объединяет любовников, но, достигнув желаемого, она признается Декстеру, что всё-таки не сможет жить с убийцей. Месть сладка, но на ней не построишь прочного счастья.
В шестом сезоне демон Декстера наносит ему первый удар в самое слабое место его души. Его сестре Дебре внезапно (опять неловкий случай) открывается правда о том, чем в действительности живет и дышит её любимый брат-полицейский. В сущности, сестра – самый близкий человек Декстера. Они любят друг друга действительно от всего сердца. И именно вот это откровение Дебры – начало конца Декстера. Как я уже сказал выше, в шестом сезоне Декстер слишком уж близко (по мнению его гения) подошел к Истине. И потому где-то наверху в воздушных слоях было принято решение, что с Декстером пора кончать. Шестой сезон – это начало конца, именно здесь завязываются узелки на шее всех главных персонажей трагедии.
В седьмом сезоне теперь уже сестра Декстера, Дебра, чтобы спасти своего брата вынуждена убить невинного человека, их общую начальницу по отделу расследования убийств.
Наконец, в последнем, восьмом сезоне демон добивает Декстера окончательно, методично уничтожая одного за другим всех, кто ему дорог, или в лучшем случае удаляя их от Декстера навеки. Он теряет возлюбленную, учителя и ученика. Последней каплей становится смерть сестры, Дебры, после чего полностью опустошенный, потерявший смысл жизни Декстер уходит навеки.

Естественно, я отмечаю здесь лишь самые общие вехи происшедшего, выстраивая даже не логическую цепочку толкования, а лишь общий принцип – под каким углом зрения следует взглянуть на эти фильмы, чтобы понять их действительный смысл, чтобы не остаться навеки зачарованным музой Декстера.

Да, демоны часто кажутся дружелюбными и порой даже приносят реальную житейскую пользу – а иначе люди давно отвергли бы их и обратились к Истине – однако рано или поздно всё подаренное ими золото обязательно превращается в черепки. В этом смысле кровавая фантазия американцев о добром маньяке, очень нелегкая для зрителя трагедия жизни Декстера, все-таки несет печать жизненной правды и духовного откровения без чего не может обойтись настоящее искусство.

UpDated (Ещё слово о добром демоне Декстера):

Читая и перечитывая полезнейший для православного мирянина журнал уважаемого ortopas, я внезапно осознал то, что для моего внимательного читателя, наверное, было очевидно с самого начала.
Конечно же, "добрый" дух убийства, который наставлял и бережно "пас" Декстера (см.Два слова о добром демоне Декстера), был его Супер-Эго, дух его приёмного отца, полицейского Гарри Моргана, полученный Декстером по наследству через психический механизм, описанный ещё Фрейдом и затем переосмысленной ortopas-ом с точки зрения Православной Церкви.
(А следовательно, ";дух брата" из самого интересно Шестого сезона - это на самом деле дух, погубивший его мать и тем самым толкнувший Декстера в объятия духу Гарри Моргана![Spoiler (click to open)]То есть, дух матери? почему нет, но это уже чистая спекуляция.

Если так, то выходит, что мы имеем дело с американской версией Гамлета. :)
Tags: толкования
Спасибо,интересно. Имхо, очень интересный и полезный жанр - анализ популярных сериалов и мультфильмов.
У Вас в планах нет написать пост о сериале "Во все тяжкие"? Кстати, в этом сериале есть и противостояние человека(ГГ) и демона. Жаль, что демон побеждает .
Не смотрели датский сериал "Мост"? (именно датский,т.к. американский совершенно другое качество). Из СГМ его рекомендовал Лобов. Если не смотрели, то рекомендую.
Я вообще-то избегаю лишний раз смотреть зрелища и обычно делаю это только по просьбе кого-либо из моих единомышленников, который подпал под обаяние данного зрелища и желает поглядеть на него под иным углом зрения, чтобы по возможности освободиться от этого обаяния. ("Обаяние" - это нечто негативное в моем понимании, так как одна из главных ценностей - это трезвость ума.) То есть, я их смотрел довольно мало, очень избирательно.

Не уверен, стоит ли мне нагружать свою память сериалами "Во все тяжкие" и "Мост" (Датского производства). Вы полагаете, это было бы полезно?
>> Не уверен, стоит ли мне нагружать свою память сериалами "Во все тяжкие" и "Мост" (Датского производства).
1) "Мост" думаю - да. Во первых это хорошее европейское кино, что в наше время засилья Голливуда уже занятно. Во вторых- интересна тема главного злодея, если ГГ - социопат по "рождению", то главный злодей стал социопатом под давлением обстоятельств.
Мне была интересна тема наказания за такой тяжкий грех, как предательство. В данном фильме наказание за это неотвратимо. В четвертых интересна тема, что за красивыми словами: борьбы за экологию\социальное равенство скрываются обычные "грязные дела" - месть, борьба с конкурентами и т.д.
2) "Во все тяжкие" - рекомендую в меньшей степени. Мне он нравился за:
а) ГГ - интеллигент, но не РФ образца - инфантильный и нерешительный, а жесткий, расчетливый, побеждающий всех своих врагов.
б) тема фильма перекликается с мыслью ДЕГа, почему в США поощряются интеллигентные профессии.
в) Есть один ЖЖ юзер(имя наскидку не помню), который у себя выкладывал ссылки на интервью с именитыми американскими учеными по экономике, социологии плюс сам давал небольшое резюме этих интервью. И пару раз у этих американских ученых звучала мысль - что человечество все больше и больше делится на 2 группы: "белых людей" - людей слова, дела, чести и т.п и "гопников" - людей бесполезных, в основном приносящих проблемы, а не пользу. И 2 ГГ этого фильма очень хорошо эту мысль демонстрируют.
Я посмотрел "Мост" (пока лишь первый сезон), и действительно: великолепный сериал. Удивительно, насколько правильный он в нравственном смысле. Правда там медленно, но неуклонно пробивается сквозь суету повседневности как трава сквозь асфальт.

"Во все тяжкие" мне не понравился. Основная идея (что в тихом омуте черти водятся) кажется банальной.
-- Во все тяжкие" мне не понравился. Основная идея (что в тихом омуте черти водятся) кажется банальной.
Мне кажется Вы сильно упрощаете. Имхо, идея фильма, что - ГГ - интеллигент (анти Рэмбо), решающий все проблемы силой ума (в чем сходен с Шерлоком Холмсом), а не мускулами, что самый опасный человек в государстве - это как раз интеллигент, а не гопота или мафия. У ДЕГа есть серия постов на эту тему, почему в США - считаются и уважают интеллигенцию.
Вы меня заинтриговали.
Может быть, мне стоит посмотреть дальше, чтобы увидеть развитие сюжета.
Сюжет до 5 сезона - интеллигент всех и всё побеждает. А 5-й сезон - судя по всему - дань политкорректности.
Да, "Во все тяжкие" - великолепный сериал, просто потрясающий.
Возможно, я напишу толкование на него. Но потом. Надо переварить. И - если смогу переварить. Пока я просто под впечатлением.
-- Возможно, я напишу толкование на него.
Буду очень признателен. Спасибо, что помните мои комменты. )
Пожалуйста, дайте ссылку на свое толкование здесь, в этом треде.
Во-первых, я могу пропустить в ленте новостей Вашу заметку. А во-вторых, я хотел бы, чтобы у всех моих читателей (этой темы) была ссылка на Ваше толкование.
Тысяча извинений, я не очень понятно выразился.
В моем выражении: "-- Возможно, я напишу толкование на него."
Я процитировал Вас ). Т.е. я с интересом жду Вашего толкования, а не сам собираюсь писать его.
Мое толкование, к сожалению, весьма простое: Главная идея данного сериала, что потенциально самый сильный человек (для государства самый опасный) - это интеллигент. Не самый сильный физически, но силою ума решающий любые проблемы. Эдакий сверх-человек. В той же последней серии ГГ, разыскиваемый полицией, больной - легко решил все проблемы: и свои - отомстив врагам, и семьи - обеспечив ее, и Джесси и т.п.
Кстати, есть другой пример: фильм "Законопослушный человек".
Там как раз интиллигент силой ума одной левой побеждает всю государственную машину.

Жаль только, что продюсеры посмотрев результат заставили переснять окончание, ибо получалось ну совсем неполиткорректно.
Поэтому в доступной нам версии фильма в последней трети резко меняется канва сюжета и в конце он так нелепо проигрывает.
Спасибо! :)
Кстати, судя по сериалам: Шерлок Холмс, Д- р Хаус, Декстер , Мост выходит, что социопаты заметно эффективнее , как специалисты, обычных людей.
При этом, как бы, авторы намекают, что одно из приемлемых мест работы для социопатов - полиция.
> судя по сериалам: Шерлок Холмс, Д- р Хаус, Декстер , Мост выходит, что социопаты заметно эффективнее

Богемик считает, что эта идея специально насаждается современными СМИ с определенной целью. Он говорит об этом в цикле про василисков, на который я дал ссылку в тексте заметки.
То есть, это не обязательно правда. Хотя и кажется похожим на правду (после просмотра этих фильмов).

> авторы намекают, что одно из приемлемых мест работы для социопатов - полиция

Да, прежде всего сеецназ и вообще армия и силовые структуры. То есть, низовые органы власти. Это несомненно.
Но особая эффективность социопатов уже на уровне генералитета - сомнительна. Не говоря уже о настоящей элите.

Вообще, я полагаю, что есть две разные задачи, требующие совершенно разных качеств: способность пробиться наверх и способность эффективно удержаться наверху.
Демократическая система имеет тот недостаток, что смешивает одно с другим.
>> Но особая эффективность социопатов уже на уровне генералитета - сомнительна.
Да, скорее всего это так. На этом уровне уже нивелируется одно из главных преимуществ социопатов - целиком отдаваться своему делу.
Пользователь zhzhoshua сослался на вашу запись в своей записи «Список лучших фильмов» в контексте: [...] Декстер [...]
Знаете, я часто задавался вопросом: в чём разница между ГЕНИЕМ и ТАЛАНТОМ? Вообще при определении каких-либо понятий я часто люблю руководствоваться этимологическим методом. Здесь я также решил им воспользоваться.
Я пришёл к такому заключению: гений - это нечистый дух, наделяющий
человека неординарными способностями. Ведь это слово древнеримского происхождения, а языческие римляне считали, что у каждого человека имеется свой сверхъестественный покровитель, которого они и называли "гением".
А что же такое талант? Изначально так называлась денежная единица в Древней Греции. Но с появлением Евангелия это слово приобретает ещё одно значение. "Талант" теперь обозначает не только материальную вещь. "Талант" в переносном смысле означает "дар от Бога". Таким образом, талант - это способности, полученные человеком от Бога при рождении.
Получается, что суждение "Гений и злодейство - две вещи несовместные" А. С. Пушкина является ошибочным. Напротив, злодейство является НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ГЕНИАЛЬНОСТИ.
В принципе, ты прав. Но важно понимать, что злодейство дьявола не обязательно является злодейством с точки зрения человека, далекого от Православия. Дьявол лишает человека вечной жизни, но за то в этой временной жизни он может давать и здоровье, и счастье, и благополучие. То есть, это злодейство вполне может казаться благодеянием человеку, далекому от Христа.