Меня волнует рождение нового искусства. Как я уже говорил, некоторые из современных сериалов демонстрируют появление какого-то нового качества. Нового жанра. Например, убийство главного героя (!) Нэда Старка в первом же сезоне. Это же вопиющее нарушение всех доселе известных законов композиции, всех правил художественной игры.
(Аналогия: убийство Фимы в первых же сериях "Ликвидации". Тогда я не понял и не сделал выводов, это показалось мне просто аномалией, ошибкой сценариста. Ан нет! Это закон нового жанра. У сериалов нет "священных коров". Можно внезапно убить хоть саму Дайенерис, но художественный мир не рухнет, сюжет не сломается, а лишь получит "пинок" к развитию ещё на шесть сезонов!)
Так делать нельзя - но вот это было сделано, и теперь я отчетливо понял, увидел, что это стало основой новой игры, с новыми законами.
> А как вам "Красная Свадьба"? (Робб Старк, его мать и т. д.) Едва ли не большинство главных персонажей убиты одним махом. "Кладбище".
Да, тоже отличный пример.
Вот в жизнь ведь такое бывало? Бывало! ещё и покруче бывало!
А вот в искусстве такого ещё не бывало. Не могло быть. Потому что в малых жанрах такие вещи просто не помещаются. А по сравнению с сериалом все жанры - малые.
Это появление нового качества в искусстве действительно ужасно интересно для меня. Сюжеты - самая удивительная, самая трепетная стихия. Нет, нет... дело тут не в "Игре престолов" как таковой. Я не смотрю плохие фильмы и по мере возможности избегаю средних. Но меня безусловно интересуют выдающиеся.
И мне не стыдно признаваться во внезапно вспыхнувшем интересе к сериалам.
Некоторые современные американские сериалы - это уже не игрушка, это нечто действительно выдающееся. Начало чего-то принципиально нового, чего раньше никто не видел и не делал. Как я могу оставаться в стороне от такого?
И неслучайно именно американские.
До сих пор Штаты были в плане искусства почти полными импотентами. Я скептически следил за их потугами выдавить из себя хотя бы что-то новое. Всё более-менее удачное при ближайшем рассмотрении оказывалось полностью вторичным по отношению к Европе.
И вот они сказали новое слово.
Это - важно. И важно это слово услышать.
О чем оно?
Я вижу, что они говорят миру что-то о политике. Что-то такое, чего раньше никто ещё не говорил, а если и говорил, то мало и скомкано. А они нашли, как это эстетизировать, сделать это искусством.
И чувствуется, что они только начали. Чувствуется, что им есть, что сказать. И много есть, что сказать.
Что это?
Об этом можно пока лишь гадать. Выскажу то, что вижу я. Я вижу тему.
Они уже два с половиной века противостоят Британии, и они единственные, у кого это получается. И это по-настоящему круто. Мы вот русские обломались на этом. А они пока держатся. Они уже очень долго держатся. И эта необычновенная, аномальная длительность их (безусловно аномальной!) истории, наверное, как раз и рождает новое качество их искусства.
> А может, у Вас просто слабость к монархии, к королям, к престолам?
Монархия? не думаю, что дело именно в этом. Конкретно монархия меня мало волнует. Меня действительно интересует Власть (властные группировки, их структура и законы их бытия), а Власть - это гораздо в большей степени аристократия, чем монархия.
Но вот как раз собственно Власть в "Играх Престолов" показана слабовато, страшно схематично. Единственный реалистичный персонаж в этом смысле - Тайвин Ланнистер. С его смертью вся ситуация в Королевской Гавани приобрела совершенно фантастический характер (по понятиям теории Власти), и сюжетом движут уже не герои, а лично сценарист. В реальности так дела не делаются. Так что догадка Ваша, думаю, не верна.
Нет, меня поразила безжалостность автора. И даже не сама безжалостность, а тот факт, что это вопиющее нарушение законов композиции нисколько не нарушило композицию сериала, но напротив - стало её основной!
Доводя идею до конца: было бы ещё круче, если бы ВСЕ герои один за другим умерли, однако сюжет преспокойно развивался бы дальше и дальше, уже с новыми героями. Так вообще никто никогда ещё не делал. А ведь можно! Более того, реальная жизнь именно так и устроена. Именно таковы законы её жанра.
Стоп!
Но... Разве этого нет в любом эпическом произведении, описывающем жизнь нескольких или многих поколений, как, например, "Шахнаме" или "Сасна црер"?
Да! Всё новое - это хорошо забытое старое.
Новое подтверждение старого правила.
Античность открыла нам всё, что возможно в искусстве.
Кроме одного: напряженного интереса к чувствам простого человека. Этого там не было. Это открытие Возрождения. Данте со своей Беатриче.
Можно ли вернуться к эпосу, не теряя этого (главного!) достижения Новой Европы?
Можно. Именно это и делают сегодняшние сценаристы американских сериалов.
Они возрождают эпос! Но это новый, гуманистический эпос.
"Игра престолов" - это всего лишь проба пера.
Неслучайно в ней речь идет о королях. Это психологически облегчает американцам роды нового жанра. Короли - не простые люди, они классические герои эпоса Но нам они показаны нарочито приниженно, именно как простые люди.
Сразу снимать эпос о простых людях было бы слишком крутым переходом, скачком через много ступеней. Вначале они заговорили о королях, как о простых людях. Потом они начали убивать главных героев как простых людей.
Очевидный вариант следующего шага: снять сагу о простых людях, о нескольких поколениях простых людей. Эпос о простых людях (что кажется сейчас невозможным!). Может быть, это и будет то новое, принципиально новое слово, которое скажет миру Америка.
Но скорее всего будет ещё интереснее!
Deleted comment
palaman
September 30 2016, 19:45:05 UTC 2 years ago
А ещё мне кажется, что такие вещи надо писать не на бумаге, а именно в Сети, как гипертекст. Как "Бесконечный тупик" с гиперссылками. За каждым эпизода тянется целый пучок других эпизодов. Что дальше было с этим, который ушел. Что было с этой, которая осталась. И так далее.
И так, чтобы можно было при желании легко проследить судьбу каждого из героев или важных артефактов, или мест. Может быть, программа даже будет автоматически собирать ряд эпизоды в "роман" по заказу. Всё о Тирионе - пожалуйста.
Это уже не просто новый жанр, это уже новое искусство. Кстати, там могут сочетаться текст и видеоряд. О чем-то просто рассказывается, а что-то показывается.
Deleted comment
palaman
September 30 2016, 21:01:54 UTC 2 years ago
tovbard
October 2 2016, 08:11:59 UTC 2 years ago
palaman
October 2 2016, 14:51:12 UTC 2 years ago
mr_garett
October 12 2016, 20:29:01 UTC 2 years ago
in_doctus
September 30 2016, 20:15:12 UTC 2 years ago
Скажем, фантастический цикл всех времен и народов - Foundation Азимова - чем плох?
palaman
September 30 2016, 20:33:38 UTC 2 years ago
Может быть. Хотя я чувствую, что это не совсем так. Видеоряд тут для чего-то нужен.
Или не видеоряд?
> фантастический цикл всех времен и народов - Foundation Азимова - чем плох?
Может быть, и ничем не плох. Но тот жанр, о котором я говорю, может потребовать сотрудничества многих людей. Может быть, дело не в видеоряде, а именно в коллективном творчестве многих авторов. Один человек все это не потянет.
vittal
September 30 2016, 20:33:01 UTC 2 years ago
Книгу он начал писать чуть ни 30 лет назад. Я в конце 90-х, помню, ждал очередного тома несколько лет. Так и не дописал еще, кстати. Потому последний сезон и пошнл врозь.
Так что тут не совсем про американцев история.
palaman
September 30 2016, 20:38:13 UTC 2 years ago
Мне все говорят, что американец. Почему-то.
> тут не совсем про американцев история.
А "Война и мир" не про русских. Она про людей Слово какого-то народа - не об этом народе, и не к этому народу обращено. Оно обо всех и ко всем.
Ну, и что, что англичанин. Американцы там увидели своё.
Я же говорю: это только проба пера. Вот они сейчас осознали, что им надо, и пойдут штамповать такие сериалы сотнями. И среди этих сотен будут десятки выдающихся, и один гениальный. Как "Война и мир".
actrus
September 30 2016, 21:04:14 UTC 2 years ago
palaman
September 30 2016, 21:14:48 UTC 2 years ago
Почему? ;o
Что за этим стоит?
actrus
September 30 2016, 22:28:54 UTC 2 years ago
Сам Вестерос очень напоминает Великобританию, со столицей на юге, грех было не заселить эти земли англичанами. :)
jambojet
September 30 2016, 23:09:12 UTC 2 years ago
Что прямо добавляет понимания знающим историю.
zaphrail
September 30 2016, 23:29:32 UTC 2 years ago
palaman
October 1 2016, 03:36:41 UTC 2 years ago
Новый жанр всегда питается продуктами распада старых жанров. Всегда есть какая-то преемственность. Но есть и несводимость одного к другому, о чем я написал в тексте, приведя в пример убийство Неда Старка и "Красную свядьбу".
Также и новое искусство всегда питается сюжетами и молитвами старого искусства. Русская литература начинается с Пушкина, которого при желании можно полностью свести к европейской литературе. Можно сказать, что Пушкин просто начал писать по-русски так, как до него писали лишь по-французски. Но такое "объяснение" не объясняет Пушкина, а лишь ставит правильный вопрос: так что же в таком случае Пушкин привнёс в мировую литературу?
gest
October 1 2016, 17:35:10 UTC 2 years ago
jambojet
September 30 2016, 23:05:24 UTC 2 years ago
Именно про простых людей, в разрезе поколений и эпох.
palaman
October 1 2016, 03:53:46 UTC 2 years ago
Вы сразу заставили меня усомниться, не изобретаю ли я велосипед :)
Deleted comment
Re: α36γkα — nepBu4Ha.
palaman
October 1 2016, 03:51:19 UTC 2 years ago
Deleted comment
Только ли русский язык дан от Бога?
palaman
October 1 2016, 03:42:30 UTC 2 years ago Edited: October 1 2016, 03:56:57 UTC
Мы ещё помним князя Владимира, который крестил Русь? Замечу, бывшую до того момента языческой, не так ли?
Преимущество в словообразовании
palaman
October 1 2016, 03:58:28 UTC 2 years ago
Re: Россія ≠ СССР-РФ.
palaman
October 1 2016, 03:59:34 UTC 2 years ago
Re: Россія ≠ СССР-РФ.
uri_ben_cephas
October 1 2016, 09:33:12 UTC 2 years ago
Re: Россія ≠ СССР-РФ.
palaman
October 1 2016, 10:45:24 UTC 2 years ago Edited: October 1 2016, 10:46:54 UTC
Зачем ставить ТАКОЙ размер шрифта?! Ещё парочка таких комментариев, и мой ЖЖ будет просто невозможно разглядеть из-под этих глыб.
Надеюсь, что автор сохранил свой труд где-нибудь у себя на компьютере, так что я не сделал ничего необратимого, удалив его произведение.
memento_iv_mo
October 1 2016, 17:41:06 UTC 2 years ago
\\\\и они единственные, у кого это получается
Я Вас умоляю. Провинция Римской Империи Венеция нагнула метрополию (обе, но до разной степени), и просуществовала почти тысячу лет. Штатам еще скакать и скакать. И при том, что у Штатов ресурсы намного серьезнее.
palaman
October 1 2016, 18:04:20 UTC 2 years ago
Я сравниваю Штаты с другими европейскими государствами. Австрия? пала, проиграв Франции и Англии. Россия? пала, проиграв Англии. Германия? пала, проиграв Франции и Англии. Франция? держится, но пережила жуткий кризис революции, потеряла 2/3 своего прежнего могущества.
На этом фоне Штаты - нечто выдающееся.
memento_iv_mo
October 1 2016, 23:55:16 UTC 2 years ago
Я бы использовал следующий подход - если у человека выдающиеся природные способности, и он стал чемпионом, то его я стал бы сравнивать с другими чемпионами, включая исходные условия.
То есть двести пятьдесят лет существования Штатов, и из них лишь порядка сто лет мировой гегемонии на сегодняшний день (восхождение к вершине плюс сама гегемония, это последние лет сто, а до этого - просто большая и достаточно сильная страна), это хоть и большое достижение, но пока ещё не выдающееся. С моей точки зрения, та же Британия, с гораздо (гораздо) меньшими ресурсами продержалась на вершине лидера среди мировых держав более ста лет (смотря как считать). Пусть её гегемония и была в основном на морях, и не такой подавляющей как у США.
То есть Штатам (по-моему) надо продержаться в их сегодняшнем лидерстве ещё лет пятьдесят-семьдесят, чтобы можно было о них говорить как о "нечто выдающемся".
palaman
October 2 2016, 03:55:37 UTC 2 years ago
Что же касается Штатов - они достигли независимости от Британии в тот момент, когда Британия была близка к достижению мировой гегемонии.
Затем они противостояли гегемону на протяжении всей своей истории, после чего сами заняли место гегемона.
О каком государстве можно сказать те же слова?
Франция! Она дралась с Испанией и заняла её место.
Англия! Она дралась с Францией и заняла её место.
Но ни Испания, ни Франция не были освободившимися колониями.
Голландия освободилась от Испании в момент, когда Испания была гегемоном. Но она не смогла занять её место, никогда не была мировым гегемоном.
Словом, вот это сочетание - из грязи в князи, из положения колонии на роль победителя мирового гегемона - мне кажется, выделяет Штаты среди всех государств и мировой истории.
memento_iv_mo
October 2 2016, 20:42:46 UTC 2 years ago
Согласен. И здесь бы плавно перевести на кочующие "властные группировки (при больших деньгах)", которые в свое время прибыли в Голландию и из Венеции, и из Португалии (а в Португалию до того - из Генуи, если я правильно помню, было то ли у Броделя, то ли у Валлерстайна, (то ли у обоих :)).
А, осмотрешись в Голландии, эти ВГ решили, что надо двигать дальше, на Остров.
palaman
October 3 2016, 06:02:03 UTC 2 years ago
Насколько я понял, Генуя после 1380 года утратила политическую самостоятельность и контролировалась сначала Миланом, потом Флоренцией. Когда рассуждают об элите Генуи в этот период, я всегда испытываю смущение: может, я чего-то не понял?
tovbard
October 2 2016, 07:57:15 UTC 2 years ago
palaman
October 2 2016, 14:52:42 UTC 2 years ago
Anonymous
October 2 2016, 19:17:43 UTC 2 years ago
palaman
October 3 2016, 06:06:33 UTC 2 years ago Edited: October 3 2016, 06:47:04 UTC
Но вот убить их на середине и как ни в чем ни бывало продолжить развитие сюжета - вот это было бы круто!
wingedhorse
October 12 2016, 15:24:25 UTC 2 years ago
palaman
October 12 2016, 15:33:07 UTC 2 years ago
Я даже решил разместить у себя большой отрывок из Вашего текста. Надеюсь, Вы не против такой рекламы!
http://palaman.livejournal.com/278334.html
wingedhorse
October 12 2016, 16:47:38 UTC 2 years ago