На выходныхъ, пользуясь досугомъ (а точнѣе, фатальной неспособностью заниматься полезной дѣятельностью), я прочелъ изрядную часть журнала Д. Е. Галковскаго. Нѣкоторыя впечатлѣнiя.
1. Всѣ реплики о собственныхъ интеллектуальныхъ и литературныхъ талантахъ справедливы. Но напрягаютъ — поскольку противорѣчатъ традицiямъ русской культуры.
2. Авторъ по моей классификацiи относится къ числу людей благонамѣренныхъ. Во всѣхъ конфликтахъ, расписанныхъ подробно, виртуально занималъ его сторону — не только поддавшись чарамъ и обольщенiямъ стиля, разумѣется, а исходя изъ посторонней информацiи, которой располагаю. Въ частности, характеристика Пригова относится къ числу самыхъ блистательныхъ страницъ русской литературной критики и должна входить въ соотвѣтствующiя анѳологiи.
3. При этомъ есть моменты, меня сильно задѣвающiе. Напр., такая реплика: Въ моемъ мірѣ дѣйствуютъ не законы филологiи, а законы физики. Надъ филологiей я смѣюсь. Понятно, что филолога это не можетъ не шокировать, тѣмъ болѣе филолога-античника, занимающагося областью, гдѣ скептическое направленiе — столь близкое уму и сердцу Галковскаго — представлено начиная съ Жана Ардуэна и въ общемъ и цѣломъ преодолѣно. Кромѣ того, я никогда бы не рѣшился дѣлать утвержденiя въ такомъ духѣ: …«для него „Португалiя“ XV вѣка это государство, причёмъ государство, гдѣ живутъ португальцы. А рѣчь идётъ объ итальянскихъ переферiйныхъ полисахъ, находящихся на западномъ побережьѣ Иберiйскаго полострова. Потругальское нарѣчье не больше отличалось отъ сицилiйскаго, чемъ сицилiйское отъ тосканскаго или венецiанскаго». (орѳографiю я архаизирую, но не правлю — A. Ph.). Моя образовательная стратегiя противоположна той, которая описана въ репликѣ 600 «Мощь Галковскаго»: моя эрудицiя сплошнякомъ состоитъ изъ дыръ и пробѣловъ, но если я чѣмъ-то интересуюсь, то свѣдѣнiями «въ общемъ и цѣломъ» не ограничиваюсь и — въ частности — съ репликой «использую иностранные языки въ узкоинформацiонныхъ цѣляхъ» солидаризироваться никакъ не могу. (Кстати, тамъ продолженiе «мой девизъ — все или ничего», но, какъ мнѣ кажется, стратегiя, описанная въ «Мощи Галковскаго», больше соотвѣтствуетъ дѣйствительности.)
Мои профессiональныя данныя не позволяютъ участвовать въ спорахъ о подлинности, скажемъ, берестяныхъ грамотъ или «Слова о полку». Но скептицизмъ какъ таковой я просто не люблю — это непрiятное воспоминанiе о дѣтскихъ болѣзняхъ антиковѣдѣнiя и о современной ѳоменковщинѣ. Если скептическую позицiю занимаетъ человѣкъ, чье мнѣнiе мнѣ безразлично, я отношусь къ этому спокойно; но если человѣкъ, чьи взгляды и таланты я склоненъ уважать, мнѣ больно.
Да, еще. Часто звучитъ мотивъ — «къ такому-то я хорошо отношусь» — и разсужденiя въ стилѣ «не поздоровится отъ этакихъ похвалъ!». Это меня тоже напрягаетъ — не похвалы, а констатацiя добраго отношенiя. Вотъ совокупность обстоятельствъ, въ силу которыхъ я — весьма уважая Галковскаго и отдавая должное его многочисленнымъ и яркимъ талантамъ — галковскоманомъ, скорѣе всего, не буду.
А «Безконечный тупикъ» купить нужно. Сдѣлаю это, какъ только дефицитъ моего книжнаго бюджета снизится хотя бы до 450 тыс. руб. :)
kislin
January 20 2010, 08:40:38 UTC 9 years ago
Фоменковщина же (а также многочисленные более или менее известные "гуру" по разным вопросам) - это явление, чуждое скепсису, так как в самом её корне заложено стремление выстроить собственную объяснительную модель, причём совершенно нефальсифицируемую, абсолютно глухую к любой критике.
philtrius
January 20 2010, 08:46:45 UTC 9 years ago
Я только считаю опаснымъ само по себѣ господство «доктрины здраваго смысла». «Этого не было, потому что не могло быть».
Ну, хорошо. Не можетъ быть поголовной грамотности въ средневѣковомъ городѣ. А въ античномъ — можетъ? Раскапываемъ Помпеи и обнаруживаемъ — есть надписи, сдѣланныя представителями самыхъ низовъ общества. Значитъ, грамотность была распространена широко. Въ Помпеяхъ — могла, а почему въ Новгородѣ не могла? Или помпейскiя надписи тоже кто-то процарапалъ и предусмотрительно засыпалъ вулканическимъ пепломъ?
kislin
January 20 2010, 08:54:48 UTC 9 years ago
Или с библейской археологией. Я две книги из "Троицкой лавки" на эту тему купил, но, честно признаться, читать их было просто стыдно, настолько они удалены от того, что сейчас считается полноценной библейской археологией. Но многие воспринимают это как данность, поскольку чужды скептицизму.
philtrius
January 20 2010, 09:03:17 UTC 9 years ago
Правда, есть методологическiй моментъ. Всѣ анализы должны быть отработаны на корпусахъ, съ которыми все болѣе-менѣе понятно. Если мы придемъ къ выводу, что «Дѣтство. Отрочество. Юность» и «Воскресенiе» написаны разными авторами, это поставитъ методику подъ сомнѣнiе. Если не провѣрять на большихъ корпусахъ, подобныхъ указанному, это тоже ставитъ методику подъ сомнѣнiе. То, что я отчасти наблюдалъ, — напр., апелляцiя къ статистикѣ въ стиховѣдческихъ изслѣдованiяхъ, — содержало эту дыру. Что не противорѣчитъ тому, что отъ лица Церкви традицiонную точку зрѣнiя будутъ защищать люди съ ревностью не по разуму, и Св. Духъ не дастъ имъ должныхъ аргументовъ.
Помпеи
sssshhssss
January 20 2010, 10:50:05 UTC 9 years ago
Надо готовиться к неожиданностям в истории. А то, вон волчица ромула/рэмула оказалась 17 века, так что ещё открытий чудных...
Re: Помпеи
philtrius
January 20 2010, 10:54:50 UTC 9 years ago
Хорошо написано.Умно.
alexvelikoross
January 20 2010, 09:06:27 UTC 9 years ago
Если б этого не прочёл БТ ,наверное разочаровался бы совсем.
Человек не то что скептик, а именно разрушитель- не было,потому что так не могло быть-почему? потому что так решил мой мозг-самый умный ,кстати во Вселенной.
Не все умозаключения ДЕГа можно назвать заключения ума.В экономике прокололся.Политпредсказания его тоже не сошлись.
Решил ,что по одному предложению может судить о любом человеке.
Я вот давно думаю,что человек-это есть одно предложение.
Только вот не Галковскому его выразить,это может создатель бы смог- а вот лезет ведь,изрекает:)
А в целом его сильно уважаю и читаю.
Re: опечатка
alexvelikoross
January 20 2010, 09:07:29 UTC 9 years ago
Re: Хорошо написано.Умно.
philtrius
January 20 2010, 09:17:19 UTC 9 years ago
sssshhssss
January 20 2010, 10:51:57 UTC 9 years ago
ivan_babicki
January 20 2010, 11:15:38 UTC 9 years ago
sssshhssss
January 20 2010, 16:28:13 UTC 9 years ago
В 2006 году Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba), специалистка по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по ее мнению, скульптуру не могли сделать раньше VIII-X веков. в таких случаях принято писать "хехе".
Или ещё хуже:
«Химе́ра из Аре́ццо» — бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков. Датируется V веком до н. э.
«Химера» была найдена в Ареццо, основанном этрусками тосканском городе, в 1553 году.
Вообще, ваши посылы к чтению "науки" грустны, вы не слышите, что вам говорят.
В свою очередь могу порекомендовать почитать сайты вроде этого, на досуге подумать, чего, куда, могло не могло итд.
http://www.ita-ly.ru/diff/diff_2.php
Какой доход принесла волчица? Думаю, не ошибусь, если это будет, порядка нескольких десятков миллиардов долларов за всё время существования, а существует она, похоже с тех пор:
В конце XV века были отлиты бронзовые фигурки Ромула и Рема; работа приписывается мастеру Антонио дель Поллайоло.
опять же, "хехе"
sssshhssss
January 20 2010, 16:42:10 UTC 9 years ago
Там вообще прикол, началась в китае перестройка, тут же:
В начале 2000-х годов были также обнаружены статуи музыкантов, акробатов и чиновников
А главное - практический смысл. В чём русским польза от традиционной хронологии? Ни в чём. Монгольское иго превратили в расистскую деморализующую историю, то же с варягами и всем, что ни возьми. "Русские не способны управлять собой" "русским нужен варяг, то есть мы, советские полуевреи", "русские любят плётку"(Иван Грозный), "русские не могут объединиться из-за плохого характера"(монгольское иго) итд. Всё, что старше 17 века превратили в жуткое хистори, от которого русские дети плачут, когда им в школе вдалбливают "ты русский долготерпимый, терпи нас 300 лет". Потом, то, что сделала руками большевиков с Россией Европа, уничтожившая высшие классы русского общества, вызывает естественное желание плюнуть в рожу феодальным уродам. Чего русским поддерживать выгодную для врага легенду, а хоть бы и правду? Поломать им всё телевидение на фиг.
ivan_babicki
January 20 2010, 11:13:03 UTC 9 years ago
philtrius
January 20 2010, 11:36:51 UTC 9 years ago
Ѳоменко — немного другая область. Онъ не гуманитарiй и — будучи весьма способнымъ совѣтскимъ математикомъ — человѣкъ безкультурный (одно непосредственно съ другимъ не связано, разумѣется, но культура нашей математико-технической интеллигенцiи прiобрѣталась личнымъ усилiемъ, а не въ рамкахъ оффицiальнаго образовательнаго процесса). Ему не жалко. А потому и я въ его случаѣ не удивляюсь.
Кстати, о Португалiи. Чувствуя недостаточными свои познанiя въ итальянскомъ, хочу спросить: есть ли 1) дiалекты, гдѣ, какъ въ иберiйскихъ языкахъ, рефлексъ teneo вытѣснилъ бы рефлексъ habeo и въ значенiи «имѣть», и въ функцiи вспомогательнаго глагола, и 2) рефлексъ quaero означалъ бы «желать»?
ivan_babicki
January 20 2010, 12:09:08 UTC 9 years ago
Про итальянские диалекты - практически уверен, что такого нет. В принципе в сицилийском и, вероятно, в других южных диалектах есть некоторые иберизмы (импортированные в эпоху испанского господства), но не эти (sauf erreur).
philtrius
January 20 2010, 12:33:43 UTC 9 years ago
sssshhssss
January 20 2010, 16:46:32 UTC 9 years ago
Хорошая демонстрация "научного" подхода. От вас - вдвойне прелестно. Вы соврали, Галковский никогда не утверждал, что Британия правит миром. То же самое касается "мирового заговора", этого в текстах ДЕГа нет.
ivan_babicki
January 20 2010, 18:14:56 UTC 9 years ago
sssshhssss
January 20 2010, 18:29:11 UTC 9 years ago
akula_dolly
January 20 2010, 12:26:00 UTC 9 years ago
Сам же Галковский - а я тоже заглядывала в его журнал - человек все же несерьезный, талантливый, но лишенный интеллектуальной честности, передергивает постоянно.
Что касается "Слова" и скептицизма, то тут решать должна не наша любовь или, наоборот, нелюбовь к последнему, а исключительно весомость научных исследований. Зализняк доказал со всей бесспорностью подлинность "Слова", а, скажем, Велесова книга столь же бесспорный фейк.
philtrius
January 20 2010, 12:39:36 UTC 9 years ago
Относительно третьяго — безусловно, но, если бы Зализнякъ неоспоримо доказалъ подложность «Слова…», мнѣ было бы горько. При наличiи достаточной интеллектуальной честности одно другому не мѣшаетъ.
Я не знаю, постоянно ли Д. Е. Г. передергиваетъ. Можно вѣдь взглянуть и съ другой стороны — онъ постоянно обращаетъ вниманiе на интересныя стороны вопроса, что полезно само по себѣ, внѣ зависимости отъ его собственныхъ трактовокъ. Но количество сомнительныхъ мѣстъ дѣйствительно таково, что должно отношенiе «апрiорнаго недовѣрiя».
akula_dolly
January 20 2010, 12:49:46 UTC 9 years ago
Мне тоже было бы горько, если бы вдруг каким-то злым чудом "Слово" оказалось подделкой. А вот поддельность "Велесовой книги" не трогает, как, видимо, и Вас. Отсюда следует вывод о ценности наших интуиций.
art_serebren
January 20 2010, 14:35:18 UTC 9 years ago
akula_dolly
January 20 2010, 15:28:59 UTC 9 years ago
*Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
n_da
January 20 2010, 14:51:55 UTC 9 years ago
Но сразу бежала оттуда - таким махровым антисемитизмом завоняло.
И потому ни о каком профессиональном осмыслении того, что в жж Галковского написано, для меня вопроса не встало.
Вы, однако, в своем резюме о пафосе оного жж посчитали нужным умолчать.
Поэтому можете счесть мой коммент оффтопом.
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
philtrius
January 20 2010, 15:55:31 UTC 9 years ago
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
ivan_babicki
January 20 2010, 16:11:38 UTC 9 years ago
"У Розанова есть замечательная фраза: «тайная мечта еврея – быть элегантным». И это мечта, как заметил Василий Васильевич, всегда оказывается неосуществлённой. И видимо неосуществимой. Этому Розанов пытается найти метафизическое объяснение, но, думаю, причина лежит не так далеко.
Как бы то ни было, еврейская мода - это подражание взрослым европейцам, причём обеспеченным. Евреи хотят быть денди, но вместо фрака получается лапсердак, а хасидская шляпа превращает еврея не в джентльмена, а в клоуна."
(http://galkovsky.livejournal.com/158704.html)
Вообще-то антисемитизмом называется именно это, а вовсе не только (и не столько) "всех жидов - в газовые камеры!"
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
philtrius
January 20 2010, 16:17:50 UTC 9 years ago
*Еврей сей дуб иль не еврей*
n_da
January 20 2010, 16:24:29 UTC 9 years ago
Re: *Еврей сей дуб иль не еврей*
philtrius
January 20 2010, 16:30:44 UTC 9 years ago
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
ivan_babicki
January 20 2010, 16:42:46 UTC 9 years ago
Далее - склонность объяснять отрицательные черты какого-нибудь Марата Гельмана или там Березовского именно его еврейством, а не его личными свойствами, есть именно антисемитизм - если не по определению, то с точки зрения здравого смысла. Уж извините, если кто-то говорит: "N ворует (клевещет, жадничает, сморкается в занавеску) - а чего ещё ожидать от еврея?" - то это антисемит в чистом виде.
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
philtrius
January 20 2010, 17:04:39 UTC 9 years ago
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
ivan_babicki
January 20 2010, 17:13:44 UTC 9 years ago
qui pro quo?
n_da
January 20 2010, 16:20:46 UTC 9 years ago
Когда же речь заходит о современном шельмеце (по сути, это "одного поля ягоды" с автором жж), жж-радетель культурного традиционализма свою энциклику начинает с пассажа из истории еврейского костюма, - здесь уже махровые цветы зла. И, что бы там ни было дальше: в бровь ли, в глаз ли его сатира противу Гельмана, - я неритуально направляюсь мыть руки и отказываюсь от обсуждения доводов, которым предписана подобная преамбула.
То же и по "вопросам филологии".
Ответьте, пожалуйста, честно: Вы всего этого не приметили?
Re: qui pro quo?
philtrius
January 20 2010, 16:23:21 UTC 9 years ago
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
sssshhssss
January 20 2010, 16:50:08 UTC 9 years ago
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
sssshhssss
January 20 2010, 16:50:31 UTC 9 years ago
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
ivan_babicki
January 20 2010, 16:54:45 UTC 9 years ago
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
sssshhssss
January 20 2010, 17:08:40 UTC 9 years ago
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
philtrius
January 20 2010, 17:13:03 UTC 9 years ago
Re: *Господин! Я еврей/И, быть может, потомок царей*
ivan_babicki
January 20 2010, 17:16:09 UTC 9 years ago
Вам и Фильтриусу
sssshhssss
January 20 2010, 17:28:17 UTC 9 years ago
Что же касается существа вопроса, то по-моему каждый волен смеяться над лапсердаком, косовороткой или шотландской юбкой.
Re: Вам и Фильтриусу
ivan_babicki
January 20 2010, 17:41:18 UTC 9 years ago
2. Смеяться над лапсердаком можно сколько угодно, но в обсуждаемом случае речь шла о Гельмане, который лапсердака не носит, и чьи недостатки Галковский объясняет происхождением от носителей лапсердаков.
Re: Вам и Фильтриусу
sssshhssss
January 21 2010, 01:51:45 UTC 9 years ago
Re: Вам и Фильтриусу
kislin
January 21 2010, 04:57:31 UTC 9 years ago
Для некоторых евреев изменение религии представляет собой акт высшего греха и даже полную онтологическую перемену статуса, особенно учитывая, что именно религия являлась тем каркасом, за счёт которого евреи просуществовали настолько продолжительное время в диаспоре.
Кстати, с современным смыслом слова всё тоже довольно сложно. Мне сдаётся, что термин Jew обозначал лет 100 назад примерно то же, что и сейчас. Это в России легче с "еврей" и "иудей".
Re: Вам и Фильтриусу
ivan_babicki
January 21 2010, 07:52:11 UTC 9 years ago
Слово "еврей" может иметь разные значения в зависимости от контекста, а не от языка. Сто лет назад "еврей" и "иудей" по-русски значило одно и то же, да и сейчас русскоязычные верующие евреи не признают светской трактовки этого слова.
Re: Вам и Фильтриусу
sssshhssss
January 21 2010, 10:57:27 UTC 9 years ago
Видимо поэтому существовало понятие "выкрест". Про таких людей говорили, что происходят из крещёных евреев, или что такой-то крещёный еврей. Крестившись эти люди не становились русскими. Скажите, вам удовольствие доставляет писать очевидную неправду?
*Воробей – еврей,/Канарейка – еврейка...*
n_da
January 20 2010, 17:09:44 UTC 9 years ago
Помимо отмеченной Вами природы т. н. антисемитизма Достоевского и Чехова, упомяну и то, что само слово "антисемитизм" по отношению к ним - анахронизм, так как в том значении, которое сейчас обсуждается в данном треде, оно в девятнадцатом веке не употреблялось (вплоть где-то до 1870-х).
Re: *Воробей – еврей,/Канарейка – еврейка...*
sssshhssss
January 21 2010, 02:10:26 UTC 9 years ago
Спасибо за ценную информацию, это всё меняет.
Re: *Воробей – еврей,/Канарейка – еврейка...*
trout
January 21 2010, 02:17:19 UTC 9 years ago
Re: *Воробей – еврей,/Канарейка – еврейка...*
sssshhssss
January 21 2010, 02:40:51 UTC 9 years ago
Re: *Воробей – еврей,/Канарейка – еврейка...*
kislin
January 21 2010, 05:01:48 UTC 9 years ago
*Всё знать она должна и знать, увы! - не может*
n_da
January 21 2010, 05:40:39 UTC 9 years ago
travellersjoy
January 20 2010, 17:13:00 UTC 9 years ago
ivan_babicki
January 20 2010, 17:17:54 UTC 9 years ago
travellersjoy
January 20 2010, 17:48:23 UTC 9 years ago
ivan_babicki
January 20 2010, 18:03:50 UTC 9 years ago
travellersjoy
January 20 2010, 21:27:21 UTC 9 years ago
Осталась эстетика: сытый либеральный пошляк и скрип плохо смазанной двери посреди пианиссимо моцартовского квартета равно мне отвратительны. Вопрос "почему" здесь бессмыслен - таковы мои эстетические предпочтения.
ivan_babicki
January 20 2010, 22:03:08 UTC 9 years ago
philtrius
January 20 2010, 17:20:13 UTC 9 years ago
travellersjoy
January 20 2010, 17:39:22 UTC 9 years ago
philtrius
January 20 2010, 17:41:11 UTC 9 years ago
ivan_babicki
January 20 2010, 17:45:53 UTC 9 years ago
sssshhssss
January 21 2010, 01:49:59 UTC 9 years ago
Представьте, что вы обвинили не абстрактный народ, а например своего личного знакомого в воровстве и доказываете это в выражениях "Я слышал о нём преимущественно плохое, и считаю, что в целом Сергей Афанасенко - вор." Заявите такое и вас побьют, поэтому в реале вы держите язык за зубами, в ЖЖ можно повесить "мудрый" юзерпик и изрекать "истины".
travellersjoy
January 20 2010, 17:56:55 UTC 9 years ago
philtrius
January 20 2010, 18:11:48 UTC 9 years ago
akula_dolly
January 20 2010, 18:21:10 UTC 9 years ago
Люди, лично знающие Галковского, кажется, антисемитом "по жизни" его не считают, если не ошибаюсь. Он провокатор, это верно, вот и многоув. Н-да поддалась на провокацию, проявив некоторую наивность.
philtrius
January 20 2010, 18:27:25 UTC 9 years ago
akula_dolly
January 20 2010, 18:44:46 UTC 9 years ago
philtrius
January 20 2010, 18:47:17 UTC 9 years ago
akula_dolly
January 20 2010, 18:58:19 UTC 9 years ago
philtrius
January 20 2010, 19:32:54 UTC 9 years ago
akula_dolly
January 20 2010, 19:42:08 UTC 9 years ago
philtrius
January 20 2010, 19:53:53 UTC 9 years ago
Относительно оборота — я съ Вами согласенъ, онъ неправиленъ и у меня могъ появиться только въ раздраженномъ состоянiи (вызванномъ не Вашей полемикой, а самимъ фактомъ обсужденiя темы, коей я избѣгалъ всѣми силами); но, впрочемъ, воля Ваша.
ivan_babicki
January 20 2010, 19:49:30 UTC 9 years ago
*суетных дней...карнавал растреплет страницы моих книж
n_da
January 20 2010, 22:12:01 UTC 9 years ago
<Про
тивностьвокативность Галковского от меня не укрылась.Но специфическая она у него, его провокация. Вернее, ее темы. Вернее, концепты, говоря
по-простомув терминах одной популярной лингвистической школы (что в данном случае уместно, так как именно этот термин передает смысл, который иначе приходится выражать многословно-описательно).Так сложилось, что в этическом универсуме населения, частью которого мы с Галковским - хочешь-не хочешь – являемся, есть некая неопределенность, касающаяся именно еврейского вопроса. Собственно, отношение к нему как ни кинь до сих пор – лакмусовая бумажка вменяемости человека. Еще раз: неопределенность терминологии, истории, границ между тем, что мы называем «еврейским» и «иудейским» - не способствует иницииации провокации, понимаемой как интеллектуальная (языковая?) игра.
Провокация в культуре, как известно, уместна там, где традиционная культура сильна своими нормативными наработками, которые со временем вырождаются в общие клишированные места (примеры тому – в т. н. сменах парадигм в искусстве: футуристы вот были провокативны, отрицая нормативную, устоявшуюся поэтику и традиционный взгляд на авторитеты в литературе).
Не то с «еврейским вопросом» *у нас вообще*, и у Галковского в частности. Его провокация не имеет целью дать новый взгляд на традиционный «интеллектуальный запас» по вопросу и статусу пограничных явлений в русской и еврейской культурах, потому что, повторюсь, у нас нет культурной традиции объективного осмысления еврейской тематики (ну, ладно, пусть мне, по моей наивности, она неведома), усилиями петербургских ученых эта лакуна лишь начала заполняться не так давно, и, судя, по жж, Галковскому эта сфера знаний вне его интересов и писательских амбиций (он же наметил уже исходные точки для своих провокаций - на уровне анекдотических и бытовых текстов о евреях, так зачем бы ему с его прочной позиции снисходить?).
Предвижу упрёк, что я не разглядела изощренной стратегии Галковского, состоящей в сказово-зощенковской манере, имеющей целью породить апофатический смысл: дескать, надевая маску отъявленного антисемита, он тем самым доводит ее до абсурда, и читатель тогда … Что тогда читатель?.. Слишком затейливо, слишком привлекательно для того, кому надо, не заметить этой уловки, этой трудной и изощренной субъектно-авторской манеры повествования у Галковского, а принять всё за чистую монету (как и было, кстати, в случае с Зощенко).
Резюмирую. Не нужно провокаций там, где слишком больно (синонимы: не говорить о веревке в доме повешенного; не будить лиха, пока оно тихо). И, в этом смыле, я определяю жж Галковского как ресурс с антисемитским пафосом, который он реализует со вкусом и страстью, достойными других проблем, в том числе филологических и собственно литературных.
P. S. Прошу прощения у моего уважаемого френда Фильтриуса за многословие в его журнале.
За то же надеюсь получить прощение и отпущение греха наивности у дорогой Акулы Долли.
Re: *суетных дней...карнавал растреплет страницы моих кн
ivan_babicki
January 20 2010, 22:46:38 UTC 9 years ago
*И беглым мыслям простодушно/Вверяюсь*
n_da
January 20 2010, 23:39:53 UTC 9 years ago
Что ж, с Вами незазорно.
Спасибо Вам, И.Ф.(если не ошибаюсь) - ivan_babicki, за Ваше благородное утешение строками одного из моих любимых поэтов!
Re: *И беглым мыслям простодушно/Вверяюсь*
ivan_babicki
January 21 2010, 08:03:53 UTC 9 years ago
Re: *суетных дней...карнавал растреплет страницы моих кн
sssshhssss
January 21 2010, 02:06:44 UTC 9 years ago
Re: *суетных дней...карнавал растреплет страницы моих кн
philtrius
January 21 2010, 03:45:48 UTC 9 years ago
*кто первый в бой летит*
n_da
January 21 2010, 06:46:19 UTC 9 years ago
Не я - так рано или поздно кто б другой...
Впрочем, уповая на Ваше великодушие, прошу меня извинить за причиненное беспокойство, обернувшееся раздражением Вашим, чего уж точно я не желала.
Re: *суетных дней...карнавал растреплет страницы моих кн
akula_dolly
January 21 2010, 08:04:26 UTC 9 years ago
Наивность - сама по себе прелестное качество, она радует в детях, красивых девушках, могучих мачо и иногда в святых подвижниках, но когда речь заходит о лакмусовых бумажках не вполне справляется с гигиеническими задачами.
sssshhssss
January 21 2010, 01:55:46 UTC 9 years ago
Классная подборочка Чехова вот тут.
travellersjoy
January 20 2010, 15:59:49 UTC 9 years ago
Но вот - недостаток "кюльтюр женераль" все-таки чувствуется - и это убийственно. Все же: интерес ко всяким социологиям, политическим историям и т. п. - некоторое плебейство и хорошая литература с этим несовместима. Помню, он - вполне серьезно - где-то признавался, что всего Пушкина прочел несколько раз и ЗАКОНСПЕКТИРОВАЛ.
Ну и публика вокруг него, конечно, чудовищная собирается.
philtrius
January 20 2010, 16:21:10 UTC 9 years ago
А не знаете, фельетонъ про Окуджаву есть въ сѣти?
travellersjoy
January 20 2010, 16:32:13 UTC 9 years ago
sssshhssss
January 20 2010, 16:53:28 UTC 9 years ago
philtrius
January 20 2010, 17:07:11 UTC 9 years ago
sssshhssss
January 20 2010, 17:34:00 UTC 9 years ago
Это естественно.
Чтенiю ихъ мѣшаетъ прежде всего то, что ихъ много; передъ этимъ соображенiемъ качество уже отступаетъ на второй планъ.
Конечно. Я читаю только дискуссии с участием интересных мне людей, например уже упоминавшийся Фалькао. Кстати, тот ещё фоменковец. :)
terrink
January 20 2010, 16:27:36 UTC 9 years ago
Как же должна быть убога эта русская литературная критика, чтобы пасквиль Галковского, в котором практически ничего не сказано о литературе, зато подробно разобраны источники дохода и механизмы популярности, возможно стало отнести "къ числу самыхъ блистательныхъ страницъ".
philtrius
January 20 2010, 16:54:28 UTC 9 years ago
— Я не писатель? Позвольте. Давайте опредѣлимся. Вотъ публикацiя, и вотъ. Завизировано въ главкѣ. А вотъ рекомендательное письмо въ Союзъ писателей. Что, графоманiя? А вотъ сертификатъ на графоманiю, это творческiй методъ. А эту корочку видѣли? А вотъ ту? А грамоту о награжденiи? Говорите поддѣлка? Вотъ справка, что нѣтъ. Никто не читаетъ? А суммарный тиражъ подсчитывали? А время телеэфира? Я 40 000 стихотворенiй написалъ. Что, туфта? Нѣтъ, это литературный прiемъ — у меня справка. Видите подпись критиковъ – шесть человѣкъ, всѣ члены Союза, два — члены Пенъ-клуба. Имѣю награды.
И она убiйственно точна.
bohemicus
January 20 2010, 19:32:30 UTC 9 years ago
Это одно из мест у ув. Галковского, которые особо заинтересовали меня в своё время. Я нашёл три или четыре книги по истории Португалии, посмотрел, что обычно пишут об этом периоде. Оказалось, что по вполне официальной версии основателем португальского флота считается Маноло Пизаньо (за транскрипцию имени не ручаюсь) из Генуи, да и в дальнейшем при перечислении флотоводцев преобладают имена вроде "братья Вивальди". В одной книге встретил и вовсе дивный пассаж: "Службу в португальском флоте плечом к плечу несли моряки разных народностей - генуэзцы, пизанцы, неаполитанцы..." Так что приведённая интерпретация, насколько я могу судить, обоснована не хуже, чем общепринятая. При этом надо учитывать, что, по словам Д.Е., официальная пропаганда так перегнула палку, что для распрямления её нужно перегнуть в другую сторону.
А что касается физики и филологии, то речь, конечно же, идёт не о филологии, как таковой, но о подходе к изучению истории. Если выстраивать историю на основе письменных источников, без сверки их данных с данными географии, биологии и т.п., то картина будет совершенно фантастическая - битвы стотысячных армий на пятачках земли, где и 5000 человек развернулись бы с огромным трудом, плавания через несуществующие проливы, встречи с псиглавцами разного рода и т.д., вплоть до дипломатической переписки с вымышленными странами, вроде царства пресвитера Иоанна.
Впрочем, талант Галковского настолько ярок, что написанное им представляло бы огромную ценность и в случае, если бы он был совершенно не прав. Я же склонен думать, что он очень во многом прав.
philtrius
January 20 2010, 19:47:32 UTC 9 years ago
2. Если бы планъ Петра I по приглашенiю герцога Мальборо былъ осуществленъ, это не дало бы основанiя считать петровскую армiю англiйской. И Московскiй университетъ остается русскимъ, хотя сначала тамъ было больше нѣмецкихъ профессоровъ. Принципъ распространяется и на португальскiй флотъ.
3. Можно посмотрѣть и съ точки зрѣнiя здраваго смысла. Итальянскимъ морскимъ полисамъ важнѣе всего было сохранить торговлю пряностями въ рамкахъ Средиземноморья. Такъ что въ ихъ интересахъ было топить, а не создавать атлантическiя флотилiи.
4. Ну и, наконецъ, по поводу соотношенiя португальскаго языка и итальянскихъ дiалектовъ — то, что было написано, было написано.
sssshhssss
January 21 2010, 02:30:13 UTC 9 years ago
В турецкой армии и флоте были главнокомандующими немец и англичанин. Чьи же это были армия и флот? Турецкие? Чего-то сомнения берут, турок немцы ввязали против их интересов в войну с Россией. Немецкие? Английские? Тоже как бы нет.
philtrius
January 21 2010, 03:48:46 UTC 9 years ago
alexvelikoross
January 21 2010, 07:21:25 UTC 9 years ago
sssshhssss
January 22 2010, 12:08:03 UTC 9 years ago
ivan_babicki
January 20 2010, 20:02:44 UTC 9 years ago
А флот и у французских королей бывал генуэзский (а пехота - швейцарской). Да и Колумб был генуэзцем. И что? Франция и Испания - тоже периферийные полисы (кантоны)?
Правда, если человек сам признаёт, что сознательно "перегибает палку в другую сторону", то на такие мелочи можно не обращать внимания.
sssshhssss
January 21 2010, 02:37:00 UTC 9 years ago
Видимо поэтому название Португалии происходит от названия города. ;) Пишите ещё, не отчаивайтесь, с кем не бывает!
bohemicus
January 21 2010, 09:04:36 UTC 9 years ago
1. Порто и Лиссабон XIV-XV вв. были итальянскими полисами в том смысле, в каком античные Александрия или Пантикапей были греческими полисами. Королевства же не существовало вовсе. Или, может быть, королём назывался какой-то вождь туземных пастухов, вроде африканских царьков. Полисная колонизация атлантического побережья Европы - плавное продолжение полисной колонизации Средиземноморья в античности.
2. Португалия возникла в 1640 г. путём отделения от Испании. С этого времени можно говорить о португальцах и Португалии. После возникновения государства госпропагандисты создали великую и героическую многовековую историю славного королевства, якобы существовавшего до испанской оккупации в 1580 г. Тогда в ней появились Генрих Мореплаватель, Васко да Гама и т.д.
3. Всё описанное было частью общего процесса создания государств в Европе, проходившего в XVI-XVII вв более или менее сходным образом.
Я не пытаюсь доказать истинность данной точки зрения, равно как и опровергнуть её. Я лишь поясняю её суть. На мой взгляд, она, по меньшей мере, логична и остроумна.
Кстати, по вполне официальной версии, инициатива создания флота исходила не от короля Диниша I, а от генуэзцев, нашедших в конце XIII века морской путь во Фландрию и нуждавшихся в опорной базе для установления регулярного сообщения с фламандскими городами. А мнение, что государства в современном смысле слова оформились только после Вестфальского мира, распространено довольно широко.
Что до меня, то мне одинаково легко посмотреть на историю как с общепринятых позиций, так и с точки зрения Д.Е. Не труднее, чем переключить телевизионный канал. Вот на канал, где обитает Фоменко, я не переключаюсь никогда. Это похабщина петросяновского уровня.
ivan_babicki
January 21 2010, 09:46:26 UTC 9 years ago
bohemicus
January 21 2010, 11:04:48 UTC 9 years ago
"Теория "фальсификации" это частный случай неимоверной наглости человека. Кому он нужен, кто его, ничтожного червяка, будет обманывать. Он сам себя обманет, сам запутает и сдохнет, задохнувшесь от собственного невежества. То есть только от того, что он ничтожный конечный червяк. А перед ним Вселенная. Легенда о Магеллане это не Всемирный Заговор, а результат бессмысленных (но ожидаемых) выделений нескольких червяков. БИОЛОГИЯ." http://galkovsky.livejournal.com/158061.html?thread=30807917#t30807917
Это взгляд философа.
Впрочем, если Вам интересна точка зрения Д.Е., лучше обратиться к оригиналу, а не к моему пересказу. Если же неинтересен, то и разговор беспредметен.
ivan_babicki
January 21 2010, 11:33:24 UTC 9 years ago
Хорошо сказано!
az_greshny
January 21 2010, 11:10:52 UTC 9 years ago
Re: Хорошо сказано!
bohemicus
January 21 2010, 11:16:14 UTC 9 years ago
philtrius
January 21 2010, 03:52:15 UTC 9 years ago
miram
January 21 2010, 07:31:44 UTC 9 years ago
1. Противная интонация: в каждой фразе какое-то подъелдыкивание, да еще и обиженное.
2. Врёт по фактам. Еще поверю, чего доброго.
novoeleto
January 8 2011, 19:19:10 UTC 8 years ago
Кроме того, у него совершенно фантастические представления о древнем мiре и средних веках; третируя филологию, не способен оценить письменные источники тех времён. В результате рассуждает о далёком прошлом почти как Фоменко, себя самого выставляя глупцом.
В остальном я присоединяюсь к Вашей оценке. Чтение ДЕГ - когда он пишет о событиях 19-20 вв. и не ударяется в параноидальную англофобию - полезное, освобождающее ум.