philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:
Сердечно признателенъ всѣмъ, кто просвѣтилъ меня насчетъ информацiонныхъ курсовъ.

На выходныхъ, пользуясь досугомъ (а точнѣе, фатальной неспособностью заниматься полезной дѣятельностью), я прочелъ изрядную часть журнала Д. Е. Галковскаго. Нѣкоторыя впечатлѣнiя.
1. Всѣ реплики о собственныхъ интеллектуальныхъ и литературныхъ талантахъ справедливы. Но напрягаютъ — поскольку противорѣчатъ традицiямъ русской культуры.
2. Авторъ по моей классификацiи относится къ числу людей благонамѣренныхъ. Во всѣхъ конфликтахъ, расписанныхъ подробно, виртуально занималъ его сторону — не только поддавшись чарамъ и обольщенiямъ стиля, разумѣется, а исходя изъ посторонней информацiи, которой располагаю. Въ частности, характеристика Пригова относится къ числу самыхъ блистательныхъ страницъ русской литературной критики и должна входить въ соотвѣтствующiя анѳологiи.
3. При этомъ есть моменты, меня сильно задѣвающiе. Напр., такая реплика: Въ моемъ мірѣ дѣйствуютъ не законы филологiи, а законы физики. Надъ филологiей я смѣюсь. Понятно, что филолога это не можетъ не шокировать, тѣмъ болѣе филолога-античника, занимающагося областью, гдѣ скептическое направленiе — столь близкое уму и сердцу Галковскаго — представлено начиная съ Жана Ардуэна и въ общемъ и цѣломъ преодолѣно. Кромѣ того, я никогда бы не рѣшился дѣлать утвержденiя въ такомъ духѣ: …«для него „Португалiя“ XV вѣка это государство, причёмъ государство, гдѣ живутъ португальцы. А рѣчь идётъ объ итальянскихъ переферiйныхъ полисахъ, находящихся на западномъ побережьѣ Иберiйскаго полострова. Потругальское нарѣчье не больше отличалось отъ сицилiйскаго, чемъ сицилiйское отъ тосканскаго или венецiанскаго». (орѳографiю я архаизирую, но не правлю — A. Ph.). Моя образовательная стратегiя противоположна той, которая описана въ репликѣ 600 «Мощь Галковскаго»: моя эрудицiя сплошнякомъ состоитъ изъ дыръ и пробѣловъ, но если я чѣмъ-то интересуюсь, то свѣдѣнiями «въ общемъ и цѣломъ» не ограничиваюсь и — въ частности — съ репликой «использую иностранные языки въ узкоинформацiонныхъ цѣляхъ» солидаризироваться никакъ не могу. (Кстати, тамъ продолженiе «мой девизъ — все или ничего», но, какъ мнѣ кажется, стратегiя, описанная въ «Мощи Галковскаго», больше соотвѣтствуетъ дѣйствительности.)
Мои профессiональныя данныя не позволяютъ участвовать въ спорахъ о подлинности, скажемъ, берестяныхъ грамотъ или «Слова о полку». Но скептицизмъ какъ таковой я просто не люблю — это непрiятное воспоминанiе о дѣтскихъ болѣзняхъ антиковѣдѣнiя и о современной ѳоменковщинѣ. Если скептическую позицiю занимаетъ человѣкъ, чье мнѣнiе мнѣ безразлично, я отношусь къ этому спокойно; но если человѣкъ, чьи взгляды и таланты я склоненъ уважать, мнѣ больно.
Да, еще. Часто звучитъ мотивъ — «къ такому-то я хорошо отношусь» — и разсужденiя въ стилѣ «не поздоровится отъ этакихъ похвалъ!». Это меня тоже напрягаетъ — не похвалы, а констатацiя добраго отношенiя. Вотъ совокупность обстоятельствъ, въ силу которыхъ я — весьма уважая Галковскаго и отдавая должное его многочисленнымъ и яркимъ талантамъ — галковскоманомъ, скорѣе всего, не буду.
А «Безконечный тупикъ» купить нужно. Сдѣлаю это, какъ только дефицитъ моего книжнаго бюджета снизится хотя бы до 450 тыс. руб. :)
Tags: Галковскiй
Мне кажется, что фоменковщина не имеет никакого отношения к скептицизму. Поскольку скептицизм, в моём понимании, - это некая исходная позиция недоверия к чему бы то ни было, в особенности к объяснительным предустановкам. Она продуктивна, так как стимулирует задавание вопросов и поиск ответов. Желательно в дискуссии.

Фоменковщина же (а также многочисленные более или менее известные "гуру" по разным вопросам) - это явление, чуждое скепсису, так как в самом её корне заложено стремление выстроить собственную объяснительную модель, причём совершенно нефальсифицируемую, абсолютно глухую к любой критике.
Съ теоретической точки зрѣнiя Вы, безусловно, правы.
Я только считаю опаснымъ само по себѣ господство «доктрины здраваго смысла». «Этого не было, потому что не могло быть».
Ну, хорошо. Не можетъ быть поголовной грамотности въ средневѣковомъ городѣ. А въ античномъ — можетъ? Раскапываемъ Помпеи и обнаруживаемъ — есть надписи, сдѣланныя представителями самыхъ низовъ общества. Значитъ, грамотность была распространена широко. Въ Помпеяхъ — могла, а почему въ Новгородѣ не могла? Или помпейскiя надписи тоже кто-то процарапалъ и предусмотрительно засыпалъ вулканическимъ пепломъ?
Я ни в коей мере не помещаю свой тезис в контекст именно этой дискуссии. Я не компетентен и, честно сказать, склонен верить Зализняку. Но я могу привести другие примеры, когда увязать две точки зрения мне представляется если не невозможным, то весьма сложным. Например, ортодоксальная точка зрения на первые 5 глав ветхого завета заключается в том, что они все были написаны Моисеем. При этом современная наука утверждает, что это текст, созданный из разных источников в разное время, который просто не мог принадлежать одному человеку. Вот как это совместить?..

Или с библейской археологией. Я две книги из "Троицкой лавки" на эту тему купил, но, честно признаться, читать их было просто стыдно, настолько они удалены от того, что сейчас считается полноценной библейской археологией. Но многие воспринимают это как данность, поскольку чужды скептицизму.
Относительно библейской археологiи — ничего не могу сказать. Какъ филологу мнѣ не близка эта проблематика.
Правда, есть методологическiй моментъ. Всѣ анализы должны быть отработаны на корпусахъ, съ которыми все болѣе-менѣе понятно. Если мы придемъ къ выводу, что «Дѣтство. Отрочество. Юность» и «Воскресенiе» написаны разными авторами, это поставитъ методику подъ сомнѣнiе. Если не провѣрять на большихъ корпусахъ, подобныхъ указанному, это тоже ставитъ методику подъ сомнѣнiе. То, что я отчасти наблюдалъ, — напр., апелляцiя къ статистикѣ въ стиховѣдческихъ изслѣдованiяхъ, — содержало эту дыру. Что не противорѣчитъ тому, что отъ лица Церкви традицiонную точку зрѣнiя будутъ защищать люди съ ревностью не по разуму, и Св. Духъ не дастъ имъ должныхъ аргументовъ.
http://galkovsky.livejournal.com/81630.html?thread=8391646

Надо готовиться к неожиданностям в истории. А то, вон волчица ромула/рэмула оказалась 17 века, так что ещё открытий чудных...
Какъ-то не впѣчатляетъ.
а я остановился(до этого скрупулёзно читал его дневник ) на начале 2007 года- как раз берестяные грамоты,Зализняк и прочее.
Если б этого не прочёл БТ ,наверное разочаровался бы совсем.
Человек не то что скептик, а именно разрушитель- не было,потому что так не могло быть-почему? потому что так решил мой мозг-самый умный ,кстати во Вселенной.
Не все умозаключения ДЕГа можно назвать заключения ума.В экономике прокололся.Политпредсказания его тоже не сошлись.
Решил ,что по одному предложению может судить о любом человеке.
Я вот давно думаю,что человек-это есть одно предложение.
Только вот не Галковскому его выразить,это может создатель бы смог- а вот лезет ведь,изрекает:)
А в целом его сильно уважаю и читаю.
Если б до этого не прочёл БТ ,наверное разочаровался бы совсем
Всё же, есть вещи вроде китайской стены или пирамид, которые ну никуда не вписываются. Ну что такое 5000 лет истории Китая? Как в это можно верить?
А зачем в это верить? Это же не Святая Троица. Можно просто почитать книги, где эти вопросы исследованы научно.
Ну вот вам научное описание:

В 2006 году Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba), специалистка по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по ее мнению, скульптуру не могли сделать раньше VIII-X веков.
в таких случаях принято писать "хехе".

Или ещё хуже:

«Химе́ра из Аре́ццо» — бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков. Датируется V веком до н. э.

«Химера» была найдена в Ареццо, основанном этрусками тосканском городе, в 1553 году.


Вообще, ваши посылы к чтению "науки" грустны, вы не слышите, что вам говорят.

В свою очередь могу порекомендовать почитать сайты вроде этого, на досуге подумать, чего, куда, могло не могло итд.
http://www.ita-ly.ru/diff/diff_2.php

Какой доход принесла волчица? Думаю, не ошибусь, если это будет, порядка нескольких десятков миллиардов долларов за всё время существования, а существует она, похоже с тех пор:

В конце XV века были отлиты бронзовые фигурки Ромула и Рема; работа приписывается мастеру Антонио дель Поллайоло.


опять же, "хехе"
Кстати, те книги, которые вы советуете читать, подвергнуты критике, например строящаяся на наших глазах китайская стена - очевидный бред, однако учёные сидят, доказывают чего-то там, на все вопросы или не отвечают или как вы, советуют читать свои книги, в лучшем случае слышится блеяние, типа "мы нашли терракотовую армию, не мог же её никто закопать?".

Там вообще прикол, началась в китае перестройка, тут же:
В начале 2000-х годов были также обнаружены статуи музыкантов, акробатов и чиновников


А главное - практический смысл. В чём русским польза от традиционной хронологии? Ни в чём. Монгольское иго превратили в расистскую деморализующую историю, то же с варягами и всем, что ни возьми. "Русские не способны управлять собой" "русским нужен варяг, то есть мы, советские полуевреи", "русские любят плётку"(Иван Грозный), "русские не могут объединиться из-за плохого характера"(монгольское иго) итд. Всё, что старше 17 века превратили в жуткое хистори, от которого русские дети плачут, когда им в школе вдалбливают "ты русский долготерпимый, терпи нас 300 лет". Потом, то, что сделала руками большевиков с Россией Европа, уничтожившая высшие классы русского общества, вызывает естественное желание плюнуть в рожу феодальным уродам. Чего русским поддерживать выгодную для врага легенду, а хоть бы и правду? Поломать им всё телевидение на фиг.
Прошу прощения, но как можно воспринимать всерьёз рассуждения автора, объясняющего современную историю мировым заговором? Галковский, вероятно, талантливый человек, так ведь и Фоменко не бездарь. Если уж некто утверждает, что миром правят англичане при помощи жидов, то странно было бы ожидать от него вменяемого отношения к филологии или глубоких познаний в истории Португалии.
Вотъ, поскольку интеллектуальная сила Д. Е. Г. не подлежитъ сомнѣнiю, меня это и удивляетъ безмѣрно.
Ѳоменко — немного другая область. Онъ не гуманитарiй и — будучи весьма способнымъ совѣтскимъ математикомъ — человѣкъ безкультурный (одно непосредственно съ другимъ не связано, разумѣется, но культура нашей математико-технической интеллигенцiи прiобрѣталась личнымъ усилiемъ, а не въ рамкахъ оффицiальнаго образовательнаго процесса). Ему не жалко. А потому и я въ его случаѣ не удивляюсь.
Кстати, о Португалiи. Чувствуя недостаточными свои познанiя въ итальянскомъ, хочу спросить: есть ли 1) дiалекты, гдѣ, какъ въ иберiйскихъ языкахъ, рефлексъ teneo вытѣснилъ бы рефлексъ habeo и въ значенiи «имѣть», и въ функцiи вспомогательнаго глагола, и 2) рефлексъ quaero означалъ бы «желать»?
Опять же, по-моему, Вы недооцениваете силу влияния первичных инстинктов на психику человека, даже высокоинтеллектуального. Толстой ведь не по глупости и не по бескультурью объяснял, что Наполеон бездарь и никакого военного искусства не существует - если бы Наполеон был русским, он бы утверждал обратное. Если традиционная историческая картина очень сильно травмирует чувства человека, он начинает её видоизменять в своём сознании. Этим объясняется обилие последователей Фоменко среди не самых глупых в общем-то людей, и с Галковским - похожая история. Да и Ардуэн, которого Вы упомянули - не думаете же Вы, что он был безкультурнее нас с Вами?
Про итальянские диалекты - практически уверен, что такого нет. В принципе в сицилийском и, вероятно, в других южных диалектах есть некоторые иберизмы (импортированные в эпоху испанского господства), но не эти (sauf erreur).
Спасибо. Думаю, Вы правы.
Прошу прощения, но как можно воспринимать всерьёз рассуждения автора, объясняющего современную историю мировым заговором?...Если уж некто утверждает, что миром правят англичане при помощи жидов

Хорошая демонстрация "научного" подхода. От вас - вдвойне прелестно. Вы соврали, Галковский никогда не утверждал, что Британия правит миром. То же самое касается "мирового заговора", этого в текстах ДЕГа нет.
Вместо "Вы соврали" лучше писать "Вы ошибаетесь". Уверен, Ваша мама Вам об этом уже говорила.
Писать лучше правду.
Касательно того, что Галковский смеется над филологией, то могу предположить, что он смеется не над настоящей филологией, которой не знает, а над той шарлатанской псевдофилологией, которая расцвела в прошлом веке, процветает по сей день и над которой грех не смеяться.
Сам же Галковский - а я тоже заглядывала в его журнал - человек все же несерьезный, талантливый, но лишенный интеллектуальной честности, передергивает постоянно.
Что касается "Слова" и скептицизма, то тут решать должна не наша любовь или, наоборот, нелюбовь к последнему, а исключительно весомость научных исследований. Зализняк доказал со всей бесспорностью подлинность "Слова", а, скажем, Велесова книга столь же бесспорный фейк.
Съ первымъ предположенiемъ не согласенъ. Онъ издѣвается — въ той самой записи, на которую я ссылался, — надъ филологами, которые смотрятъ исторiю изданiй и рукописей. Въ моемъ представленiи это какъ разъ настоящая филологiя.
Относительно третьяго — безусловно, но, если бы Зализнякъ неоспоримо доказалъ подложность «Слова…», мнѣ было бы горько. При наличiи достаточной интеллектуальной честности одно другому не мѣшаетъ.
Я не знаю, постоянно ли Д. Е. Г. передергиваетъ. Можно вѣдь взглянуть и съ другой стороны — онъ постоянно обращаетъ вниманiе на интересныя стороны вопроса, что полезно само по себѣ, внѣ зависимости отъ его собственныхъ трактовокъ. Но количество сомнительныхъ мѣстъ дѣйствительно таково, что должно отношенiе «апрiорнаго недовѣрiя».
Ага. Текстология, конечно, - наука настоящая как правило (хотя советские и тут постарались что могли испортить, о чем с собраниями сочинений в руках можно говорить часами), над этим грех смеяться.
Мне тоже было бы горько, если бы вдруг каким-то злым чудом "Слово" оказалось подделкой. А вот поддельность "Велесовой книги" не трогает, как, видимо, и Вас. Отсюда следует вывод о ценности наших интуиций.
Помнится, один наш весьма уважаемый общий знакомый иначе как с иронией о подлинности "Слова" не отзывается, при этом готов дать зуб, что Макферсоновы "Песни Оссиана" - переложение действительно существоваших текстов.
Общего знакомого, как я понимаю, в свое время на это подвигла большая и светлая любовь к покойному ак. Д. С. Лихачеву. Но: до появления работы Зализняка еще можно было с дамами за рюмкой чая потрындеть на тему, как пожар Москвы кстати пришелся, но теперь - уже невозможно.
Уважая Ваше мнение, пошла по Вашей ссылке.
Но сразу бежала оттуда - таким махровым антисемитизмом завоняло.
И потому ни о каком профессиональном осмыслении того, что в жж Галковского написано, для меня вопроса не встало.

Вы, однако, в своем резюме о пафосе оного жж посчитали нужным умолчать.
Поэтому можете счесть мой коммент оффтопом.
Надо жъ какъ по-разному у насъ устроено зрѣнiе — Вы видите антисемитизмъ, и даже, махровый, а я никакого не нашелъ.
Вы смеётесь?

"У Розанова есть замечательная фраза: «тайная мечта еврея – быть элегантным». И это мечта, как заметил Василий Васильевич, всегда оказывается неосуществлённой. И видимо неосуществимой. Этому Розанов пытается найти метафизическое объяснение, но, думаю, причина лежит не так далеко.

Как бы то ни было, еврейская мода - это подражание взрослым европейцам, причём обеспеченным. Евреи хотят быть денди, но вместо фрака получается лапсердак, а хасидская шляпа превращает еврея не в джентльмена, а в клоуна."
(http://galkovsky.livejournal.com/158704.html)

Вообще-то антисемитизмом называется именно это, а вовсе не только (и не столько) "всех жидов - в газовые камеры!"
Поскольку антисемитизмъ, какъ и фашизмъ, — идеологическая дубинка, а мнѣ таковыя не нравятся, я предлагаю все-таки пользоваться строгимъ подходомъ, и въ качествѣ таковаго — слѣдующимъ: антисемиту антипатиченъ любой еврей уже въ силу его еврейскаго происхожденiя. Антипатiя по отношенiю къ опредѣленнымъ нацiональнымъ чертамъ, которыя, будучи распространенными, не являются обязательными, не является []-фобiей.
Т.е., *кто тут еврей, решаю...* и т.д.?
Да отчего жъ? Одно — нелюбовь къ качествамъ (пусть даже и распространеннымъ), другое — нелюбовь къ нацiи.
Тут загвоздка, в частности, в понятии "национальные черты". В принципе, национальные черты англичан или французов ещё можно обсуждать, т.к. это всё же культуры. У евреев в "нюрнбергском" смысле (не в религиозном) не может быть национальных черт, если не исходить из расистских теорий - Марат Гельман с Эйнштейном или Бергсоном ничего общего не имеет, кроме "крови". Человек, отрицающий это, может не быть антисемитом (и даже наоборот, может быть филосемитом), но он точно расист в нацистском смысле слова.
Далее - склонность объяснять отрицательные черты какого-нибудь Марата Гельмана или там Березовского именно его еврейством, а не его личными свойствами, есть именно антисемитизм - если не по определению, то с точки зрения здравого смысла. Уж извините, если кто-то говорит: "N ворует (клевещет, жадничает, сморкается в занавеску) - а чего ещё ожидать от еврея?" - то это антисемит в чистом виде.
Никакiе «нацiональные черты» какъ всеобщiе для данной нацiи обсуждать (и осуждать) непродуктивно. Съ англичанами и французами такъ же, какъ съ евреями.
Не совсем так же, поскольку подразумевает разную пресуппозицию. Одно дело - сказать "все турки гостеприимны, поскольку в их стране так принято", другое дело - "все евреи великодушны, потому что у них такие гены". Неправда то и другое, но степень бессмысленности утверждения разная.
Воля Ваша, но, если, характеризуя издательскую политику второй половины XIX - начала XX вв., аффтар, не называя имен (только Маркса упоминая), счел нужным, вместо анализа деятельности конкретных издателей и статистики по издаваемым авторам, ограничится собирательным "евреи", то это, как хотите, для - меня - антисемитизм.

Когда же речь заходит о современном шельмеце (по сути, это "одного поля ягоды" с автором жж), жж-радетель культурного традиционализма свою энциклику начинает с пассажа из истории еврейского костюма, - здесь уже махровые цветы зла. И, что бы там ни было дальше: в бровь ли, в глаз ли его сатира противу Гельмана, - я неритуально направляюсь мыть руки и отказываюсь от обсуждения доводов, которым предписана подобная преамбула.

То же и по "вопросам филологии".

Ответьте, пожалуйста, честно: Вы всего этого не приметили?
Примѣтилъ, конечно, но онъ провоцируетъ, а я не поддаюсь на провокацiи.
Вы наверное и Чехова не читаете из этих соображений и Достоевского? Тоже ведь антисемиты.
Русский антисемитизм XIX в. имеет другую природу - не расистскую. Нелюбовь к иноверцам для верующего простительна, хотя и непохвальна.
Простите, пожалуйста, но здѣсь мнѣ уже приходится прибѣгать къ модераторскимъ функцiямъ. Разсматривать позицiю оппонента какъ корыстную и заинтересованную — прiемъ, на мой взглядъ, не самый лучшiй.
Пытаюсь понять вашу логику. Для меня религиозные или национальные основания для неприятия одинаковы в своём смысле.

Что же касается существа вопроса, то по-моему каждый волен смеяться над лапсердаком, косовороткой или шотландской юбкой.
1. Как я здесь уже писал, неприязнь к евреям в современном смысле слова, т.е. по пятому пункту - не национальная, а расовая (национальность до некоторой степени реальна (как культура), а еврейская раса есть миф); кроме того, религию человек до некоторой степени выбирает, т.е. может её изменить, а происхождение - нет, поэтому неприятие по религиозному критерию более простительно.
2. Смеяться над лапсердаком можно сколько угодно, но в обсуждаемом случае речь шла о Гельмане, который лапсердака не носит, и чьи недостатки Галковский объясняет происхождением от носителей лапсердаков.
Это священное право человека считать носителей лапсердаков, а равно килтов и косовороток - идиотами.
кроме того, религию человек до некоторой степени выбирает, т.е. может её изменить, а происхождение - нет, поэтому неприятие по религиозному критерию более простительно.

Для некоторых евреев изменение религии представляет собой акт высшего греха и даже полную онтологическую перемену статуса, особенно учитывая, что именно религия являлась тем каркасом, за счёт которого евреи просуществовали настолько продолжительное время в диаспоре.

Кстати, с современным смыслом слова всё тоже довольно сложно. Мне сдаётся, что термин Jew обозначал лет 100 назад примерно то же, что и сейчас. Это в России легче с "еврей" и "иудей".
Разумеется, а в мусульманской стране за такое могут и казнить. "Более простительно" не значит "хорошо", это просто относительная характеристика. Не очень умный современник Достоевского мог искренне считать, что только любовь к пороку может помешать еврею креститься.
Слово "еврей" может иметь разные значения в зависимости от контекста, а не от языка. Сто лет назад "еврей" и "иудей" по-русски значило одно и то же, да и сейчас русскоязычные верующие евреи не признают светской трактовки этого слова.
Сто лет назад "еврей" и "иудей" по-русски значило одно и то же

Видимо поэтому существовало понятие "выкрест". Про таких людей говорили, что происходят из крещёных евреев, или что такой-то крещёный еврей. Крестившись эти люди не становились русскими. Скажите, вам удовольствие доставляет писать очевидную неправду?
Благодарю Вас за реплику, мою опередившую.

Помимо отмеченной Вами природы т. н. антисемитизма Достоевского и Чехова, упомяну и то, что само слово "антисемитизм" по отношению к ним - анахронизм, так как в том значении, которое сейчас обсуждается в данном треде, оно в девятнадцатом веке не употреблялось (вплоть где-то до 1870-х).
что само слово "антисемитизм" по отношению к ним - анахронизм

Спасибо за ценную информацию, это всё меняет.
Принимается. Чехов - антиизраэлит. Вас устроит?
Простите, пожалуйста, а Вы считаете, что статья Жаботинского "русская ласка", например, описывает какое-то явление, которое качественно отличается от обсуждаемого?
Простите, пожалуйста, в свою очередь, но по причинам, от них не зависящим, обсуждаемые авторы не могли знать о публицистике Жаботинского, а потому напрасно с них спрашивать.
Человек, употребляющий слова "русский антисемитизм" как термин, в очереди за титулом расиста и негодяя стоит первым.
Этические постулаты не требуют объяснений. Я не настолько наивен, чтобы вступать в теоретические разговоры о морали с человеком, при мне ударившим старика или ребенка.
Моё любопытство как раз и относилось к тому, каким образом Вы сводите употребление словосочетания "русский антисемитизм" к этике. Т.е. в чём, собственно, заключается Ваш постулат - "у антисемитизма не может быть культурно обусловленной специфики", "в России не было антисемитизма"? Я совершенно не собираюсь доказывать, что я не расист и не негодяй, просто интересно.
Многоуважаемый Фильтрий поручился за Вас: тот, кто танцевал на русских могилах, танцевал, как рассеянный ученый, для него они равны этруским.

Осталась эстетика: сытый либеральный пошляк и скрип плохо смазанной двери посреди пианиссимо моцартовского квартета равно мне отвратительны. Вопрос "почему" здесь бессмыслен - таковы мои эстетические предпочтения.
Сочувствую.
Хочу обратить Ваше вниманiе на то, что «русскiй антисемитизмъ XIX в.», о которомъ пишетъ достопочтенный ivan_babicki, есть не терминъ, а историческiй феноменъ.
В чем же специфически русские проявления этого феномена?
Только въ томъ, что онъ былъ въ Россiи. Ну и съ нѣкоторымъ опозданiемъ сравнительно съ западноевропейскими странами.
Ну, опоздание в целом здесь уже не существенно, поскольку антисемитизм в России был задолго до XIX века, но существенно опоздание в смысле расизма - английский и французский антисемитизм в описываемую эпоху уже был преимущественно расовым, а русский - ещё религиозным.
Видите ли, в таких тонких вещах как разговор о ксенофобии действует принцип или всё или ничего. Если у вас есть веские доводы в защиту своей позиции - предъявите, а если нет - молчите. Стоило ли затевать спор, если ваши доводы содержат слова "преимущественно" "в целом"?

Представьте, что вы обвинили не абстрактный народ, а например своего личного знакомого в воровстве и доказываете это в выражениях "Я слышал о нём преимущественно плохое, и считаю, что в целом Сергей Афанасенко - вор." Заявите такое и вас побьют, поэтому в реале вы держите язык за зубами, в ЖЖ можно повесить "мудрый" юзерпик и изрекать "истины".
Т.е специфичность - географическая? Тогда я бы предпочел, чтобы речь шла о средне-русской равнине (что будет неверно, но простительно) или молдавских степях (что будет точнее). Но Ваш достопочтенный френд явно не геоографию кладет в основу своей классификационной системы.
Это не такъ. Та практика доноса и апелляцiи къ идеологическому начальству, которую Вы имѣете въ виду, достопочтенному ivan_babicki чужда въ высшей степени.
Антисемитизм безусловно в России был, как и во всех странах, где жили евреи, а вот говорить о "русском антисемитизме" нельзя,ничего в нем специфически русского не было. И действительно звучит это подловато, после Второй-то мировой, постыдились бы, господа. Говорить об антисемитизме Чехова - несусветная глупость (об этом недавно была недурная статейка в "Заметках по еврейской истории" Евгения Берковича) - настолько несусветная, что скорее приходится заподозрить подлость. То же и с Достоевским. Ростовщиков Достоевский не любил, это верно - что еврейских, что вполне русскую Алену Ивановну. Так ведь ростовщиков и мало кто любит, что ж тут поделаешь, такая профессия рискованная, не стоило никому ее выбирать.
Люди, лично знающие Галковского, кажется, антисемитом "по жизни" его не считают, если не ошибаюсь. Он провокатор, это верно, вот и многоув. Н-да поддалась на провокацию, проявив некоторую наивность.
О Господи, ну говоримъ же мы «русская дипломатiя» и «русскiй сонетъ», нисколько не имѣя въ виду специфику, а просто — ограничивая область разсмотрѣнiя!
Если Вы не видите разницы, то это очень милая и трогательная наивность с Вашей стороны.
Возможно, я наивенъ, но я ея не вижу.
Терпеливо объясняю. Сонет - это стихотворная форма. Дипломатия - это род деятельности. Антисемитизм - это ярлык и клеймо, которое некоторые мерзавцы полюбили ставить на русский народ, и это, когда речь о народе, положившем столько жизней в борьбе с нацизмом - подло.
Если даже съ этимъ согласиться — а безоговорочно согласиться не могу, поскольку для меня любая апелляцiя къ опыту WWII апрiорно неубѣдительна, — то причемъ здѣсь ivan_babicki? Онъ писалъ объ историческомъ феноменѣ, каковой имѣлъ мѣсто быть, и никакого ярлыка въ виду не имѣлъ.
Для Вас неубедительна, а для меня убедительна, потому что там воевали мои родители, оба, и дед сложил голову. Это не говоря уже о миллионах погибших соотечественников. Причем тут тов. Бабицкий - могла бы объяснить, да Вы же не любите правдивых слов о своихъ френдах. А вот употребляя выражение "имел место быть" Вы меня ставите в тяжелое положение, поскольку я дала обет забанить каждого, от кого это услышу.
По существу — спорить не буду. Я дѣйствительно не хотѣлъ бы слышать отрицательной характеристики человѣка, извѣстнаго мнѣ лично и съ самой лучшей стороны.
Относительно оборота — я съ Вами согласенъ, онъ неправиленъ и у меня могъ появиться только въ раздраженномъ состоянiи (вызванномъ не Вашей полемикой, а самимъ фактомъ обсужденiя темы, коей я избѣгалъ всѣми силами); но, впрочемъ, воля Ваша.
Спасибо! Но если из-за меня Вас забанят в Вашем собственном журнале - я этого не перенесу... Лучше уж я публично признаю, что я действительно товарищ Вашей собеседнице и что она среди нас единственный человек, чьи предки погибли на войне.
Спасибо за «уважаемость», но может ли быть уважаемой, скажу больше – извиняемой (извинительной) - наивность в мои лета?

<Противностьвокативность Галковского от меня не укрылась.
Но специфическая она у него, его провокация. Вернее, ее темы. Вернее, концепты, говоря по-простомув терминах одной популярной лингвистической школы (что в данном случае уместно, так как именно этот термин передает смысл, который иначе приходится выражать многословно-описательно).
Так сложилось, что в этическом универсуме населения, частью которого мы с Галковским - хочешь-не хочешь – являемся, есть некая неопределенность, касающаяся именно еврейского вопроса. Собственно, отношение к нему как ни кинь до сих пор – лакмусовая бумажка вменяемости человека. Еще раз: неопределенность терминологии, истории, границ между тем, что мы называем «еврейским» и «иудейским» - не способствует иницииации провокации, понимаемой как интеллектуальная (языковая?) игра.
Провокация в культуре, как известно, уместна там, где традиционная культура сильна своими нормативными наработками, которые со временем вырождаются в общие клишированные места (примеры тому – в т. н. сменах парадигм в искусстве: футуристы вот были провокативны, отрицая нормативную, устоявшуюся поэтику и традиционный взгляд на авторитеты в литературе).
Не то с «еврейским вопросом» *у нас вообще*, и у Галковского в частности. Его провокация не имеет целью дать новый взгляд на традиционный «интеллектуальный запас» по вопросу и статусу пограничных явлений в русской и еврейской культурах, потому что, повторюсь, у нас нет культурной традиции объективного осмысления еврейской тематики (ну, ладно, пусть мне, по моей наивности, она неведома), усилиями петербургских ученых эта лакуна лишь начала заполняться не так давно, и, судя, по жж, Галковскому эта сфера знаний вне его интересов и писательских амбиций (он же наметил уже исходные точки для своих провокаций - на уровне анекдотических и бытовых текстов о евреях, так зачем бы ему с его прочной позиции снисходить?).
Предвижу упрёк, что я не разглядела изощренной стратегии Галковского, состоящей в сказово-зощенковской манере, имеющей целью породить апофатический смысл: дескать, надевая маску отъявленного антисемита, он тем самым доводит ее до абсурда, и читатель тогда … Что тогда читатель?.. Слишком затейливо, слишком привлекательно для того, кому надо, не заметить этой уловки, этой трудной и изощренной субъектно-авторской манеры повествования у Галковского, а принять всё за чистую монету (как и было, кстати, в случае с Зощенко).
Резюмирую. Не нужно провокаций там, где слишком больно (синонимы: не говорить о веревке в доме повешенного; не будить лиха, пока оно тихо). И, в этом смыле, я определяю жж Галковского как ресурс с антисемитским пафосом, который он реализует со вкусом и страстью, достойными других проблем, в том числе филологических и собственно литературных.

P. S. Прошу прощения у моего уважаемого френда Фильтриуса за многословие в его журнале.
За то же надеюсь получить прощение и отпущение греха наивности у дорогой Акулы Долли.
Та наивность, в которой здесь уличили Вас и Фильтриуса, должна почитаться не грехом, но добродетелью прирождённой (virtus nativa). Об этом у Поэта: Храни своё неопасенье, Свою неопытность лелей; Перед тобою много дней: Ещё уловишь размышленье. Как в Смольном цветнике своём, И в свете сердцу будь послушной И монастыркой благодушной Останься долго, долго в нём. Пусть для тебя преображаем Игрой младенческой мечты, Он век не рознит с тихим раем, В котором расцветала ты.
Ну, вот. В Кандиды мы с Вами попали, дорогой Фильтриус.

Что ж, с Вами незазорно.

Спасибо Вам, И.Ф.(если не ошибаюсь) - ivan_babicki, за Ваше благородное утешение строками одного из моих любимых поэтов!
Чума какая-то. Галковский выступил против антисемитов, сказал, что евреи ни в чём не виноваты, являются пешками и общиной, проводящей политику государства экс-гегемона. Тут же те, кто ещё вчера разоблачал писания о Всемирном Еврейском Заговоре и Мировом Правительстве, стали доказывать, что всё не так просто, евреи сами влезли в революцию, сами себя расстреляли в 30-е итд. Лишил людей Б-г разума.
Во всякомъ случаѣ за то, что Вы подняли эту тему, поблагодарить Васъ не могу. Она деструктивна въ принципѣ — ну, перессорились люди, наговорилди другъ другу рѣзкостей. Зачѣмъ?
Бесполезно оправдываться, но и не могу признать своей вины в полной мере, так как, о мой терпеливый френд, Вы, оснастив свой пост пресловутым ономастическим тэгом, уже тем самым с одиозной темой игру начали.
Не я - так рано или поздно кто б другой...

Впрочем, уповая на Ваше великодушие, прошу меня извинить за причиненное беспокойство, обернувшееся раздражением Вашим, чего уж точно я не желала.
Вы безусловно правы, Е. Л. в одном отношении: это тема действительно во-первых, воспаленная, а во-вторых, кажется, единственная, почитаемая "лакмусовой бумажкой" - по причинам, которые долго обсуждать и не все из которых основательны. Именно поэтому ее в приличном обществе стараются не затрагивать без чрезвычайных поводов. Но вот неверная френдполитика многоув. нашего хозяина привела к тому, что она всплыла в репликах двух [опускаю должный термин]и не была им пресечена по непонятной беспечности и все той же благой наивности.
Наивность - сама по себе прелестное качество, она радует в детях, красивых девушках, могучих мачо и иногда в святых подвижниках, но когда речь заходит о лакмусовых бумажках не вполне справляется с гигиеническими задачами.
Ага, у толерантного Чехова, который вырос в Таганроге(ЕВПОЧЯ) не было никакого антисемитизма. Видимо поэтому его такс звали Бром Исаевич и Хина Марковна. :)

Классная подборочка Чехова вот тут.
"Тупик" - местами совершенно замечательная вещь. Фельетоны - про Окуджаву, сов. юриспруденцию и философию (и этот, про Пригова) - лучше нельзя, да. "Ржешь и бьешься", читая.

Но вот - недостаток "кюльтюр женераль" все-таки чувствуется - и это убийственно. Все же: интерес ко всяким социологиям, политическим историям и т. п. - некоторое плебейство и хорошая литература с этим несовместима. Помню, он - вполне серьезно - где-то признавался, что всего Пушкина прочел несколько раз и ЗАКОНСПЕКТИРОВАЛ.

Ну и публика вокруг него, конечно, чудовищная собирается.
Публика разная; при такомъ обилiи гостей наряду съ людьми, не умѣющими себя вести, можно встрѣтить, напр., достопочтеннаго falcao. Но въ общемъ и цѣломъ обсужденiя тамъ читать трудно и, думаю, незачемъ.
А не знаете, фельетонъ про Окуджаву есть въ сѣти?
Увы, нет - я его только один раз в газете читал сто лет назад, но такое трудно забыть. Увы, об этом достопочтенном юзере ничегошеньки не знаю, виноват, если его задел - впрочем, обиды тут быть не может: орлам случается и ниже кур спускаться.
Блог вообще не клуб хороших людей. В читающей блог публике важны не худшие, а лучшие наверное.
Я, въ общемъ-то, и не возлагалъ на Д. Е. Г. отвѣтственность за комментарiи къ его записямъ. Чтенiю ихъ мѣшаетъ прежде всего то, что ихъ много; передъ этимъ соображенiемъ качество уже отступаетъ на второй планъ. Но такъ къ его блогу и слѣдуетъ относиться — записи читать, а на обсужденiе не обращать вниманiя.
Я, въ общемъ-то, и не возлагалъ на Д. Е. Г. отвѣтственность за комментарiи къ его записямъ.

Это естественно.

Чтенiю ихъ мѣшаетъ прежде всего то, что ихъ много; передъ этимъ соображенiемъ качество уже отступаетъ на второй планъ.


Конечно. Я читаю только дискуссии с участием интересных мне людей, например уже упоминавшийся Фалькао. Кстати, тот ещё фоменковец. :)
"Въ частности, характеристика Пригова относится къ числу самыхъ блистательныхъ страницъ русской литературной критики и должна входить въ соотвѣтствующiя анѳологiи."
Как же должна быть убога эта русская литературная критика, чтобы пасквиль Галковского, в котором практически ничего не сказано о литературе, зато подробно разобраны источники дохода и механизмы популярности, возможно стало отнести "къ числу самыхъ блистательныхъ страницъ".
Не могу согласиться. Д. Е. Г. даетъ соцiальную характеристику Пригову (на мой взглядъ, точную) — это литературѣ не мѣшаетъ. Но эта характеристика — чисто литературная:
— Я не писатель? Позвольте. Давайте опредѣлимся. Вотъ публикацiя, и вотъ. Завизировано въ главкѣ. А вотъ рекомендательное письмо въ Союзъ писателей. Что, графоманiя? А вотъ сертификатъ на графоманiю, это творческiй методъ. А эту корочку видѣли? А вотъ ту? А грамоту о награжденiи? Говорите поддѣлка? Вотъ справка, что нѣтъ. Никто не читаетъ? А суммарный тиражъ подсчитывали? А время телеэфира? Я 40 000 стихотворенiй написалъ. Что, туфта? Нѣтъ, это литературный прiемъ — у меня справка. Видите подпись критиковъ – шесть человѣкъ, всѣ члены Союза, два — члены Пенъ-клуба. Имѣю награды.
И она убiйственно точна.
>для него "Португалия" 15 века это государство, причём государство, где живут португальцы. А речь идёт об итальянских переферийных полисах, находящихся на западном побережье Иберийского полострова.

Это одно из мест у ув. Галковского, которые особо заинтересовали меня в своё время. Я нашёл три или четыре книги по истории Португалии, посмотрел, что обычно пишут об этом периоде. Оказалось, что по вполне официальной версии основателем португальского флота считается Маноло Пизаньо (за транскрипцию имени не ручаюсь) из Генуи, да и в дальнейшем при перечислении флотоводцев преобладают имена вроде "братья Вивальди". В одной книге встретил и вовсе дивный пассаж: "Службу в португальском флоте плечом к плечу несли моряки разных народностей - генуэзцы, пизанцы, неаполитанцы..." Так что приведённая интерпретация, насколько я могу судить, обоснована не хуже, чем общепринятая. При этом надо учитывать, что, по словам Д.Е., официальная пропаганда так перегнула палку, что для распрямления её нужно перегнуть в другую сторону.

А что касается физики и филологии, то речь, конечно же, идёт не о филологии, как таковой, но о подходе к изучению истории. Если выстраивать историю на основе письменных источников, без сверки их данных с данными географии, биологии и т.п., то картина будет совершенно фантастическая - битвы стотысячных армий на пятачках земли, где и 5000 человек развернулись бы с огромным трудом, плавания через несуществующие проливы, встречи с псиглавцами разного рода и т.д., вплоть до дипломатической переписки с вымышленными странами, вроде царства пресвитера Иоанна.

Впрочем, талант Галковского настолько ярок, что написанное им представляло бы огромную ценность и в случае, если бы он был совершенно не прав. Я же склонен думать, что он очень во многом прав.
1. Генуэзцы, пизанцы, неаполитанцы съ точки зрѣнiя самого Д. Е. Г. — разныя нацiи въ этотъ перiод. Съ середины XV в. неаполитанцы управлялись Арагонской династiей, а въ XVI–XVII вв. это подданные испанской короны.
2. Если бы планъ Петра I по приглашенiю герцога Мальборо былъ осуществленъ, это не дало бы основанiя считать петровскую армiю англiйской. И Московскiй университетъ остается русскимъ, хотя сначала тамъ было больше нѣмецкихъ профессоровъ. Принципъ распространяется и на португальскiй флотъ.
3. Можно посмотрѣть и съ точки зрѣнiя здраваго смысла. Итальянскимъ морскимъ полисамъ важнѣе всего было сохранить торговлю пряностями въ рамкахъ Средиземноморья. Такъ что въ ихъ интересахъ было топить, а не создавать атлантическiя флотилiи.
4. Ну и, наконецъ, по поводу соотношенiя португальскаго языка и итальянскихъ дiалектовъ — то, что было написано, было написано.
2. Если бы планъ Петра I по приглашенiю герцога Мальборо былъ осуществленъ, это не дало бы основанiя считать петровскую армiю англiйской.

В турецкой армии и флоте были главнокомандующими немец и англичанин. Чьи же это были армия и флот? Турецкие? Чего-то сомнения берут, турок немцы ввязали против их интересов в войну с Россией. Немецкие? Английские? Тоже как бы нет.
Не понимаю — какую эпоху Вы имѣете въ виду? Баталджи-паша, оперировавшiй противъ Петра I, сколько помню, ни нѣмцемъ, ни англичаниномъ не былъ.
первую мировую
Я про более позднюю эпоху, как уже верно было сказано. Оформлено тоже было всё правильно. "По просьбе турецкого правительства".
Там вообще-то главная глупость - это "полисы". Португалия той эпохи - обыкновенное королевство с единым управлением, а не совокупность независимых городов.
А флот и у французских королей бывал генуэзский (а пехота - швейцарской). Да и Колумб был генуэзцем. И что? Франция и Испания - тоже периферийные полисы (кантоны)?
Правда, если человек сам признаёт, что сознательно "перегибает палку в другую сторону", то на такие мелочи можно не обращать внимания.
Португалия той эпохи - обыкновенное королевство с единым управлением

Видимо поэтому название Португалии происходит от названия города. ;) Пишите ещё, не отчаивайтесь, с кем не бывает!
Если я правильно понимаю взгляд Галковского, то, в кратчайшем изложении, он сводится к следующему:

1. Порто и Лиссабон XIV-XV вв. были итальянскими полисами в том смысле, в каком античные Александрия или Пантикапей были греческими полисами. Королевства же не существовало вовсе. Или, может быть, королём назывался какой-то вождь туземных пастухов, вроде африканских царьков. Полисная колонизация атлантического побережья Европы - плавное продолжение полисной колонизации Средиземноморья в античности.

2. Португалия возникла в 1640 г. путём отделения от Испании. С этого времени можно говорить о португальцах и Португалии. После возникновения государства госпропагандисты создали великую и героическую многовековую историю славного королевства, якобы существовавшего до испанской оккупации в 1580 г. Тогда в ней появились Генрих Мореплаватель, Васко да Гама и т.д.

3. Всё описанное было частью общего процесса создания государств в Европе, проходившего в XVI-XVII вв более или менее сходным образом.

Я не пытаюсь доказать истинность данной точки зрения, равно как и опровергнуть её. Я лишь поясняю её суть. На мой взгляд, она, по меньшей мере, логична и остроумна.

Кстати, по вполне официальной версии, инициатива создания флота исходила не от короля Диниша I, а от генуэзцев, нашедших в конце XIII века морской путь во Фландрию и нуждавшихся в опорной базе для установления регулярного сообщения с фламандскими городами. А мнение, что государства в современном смысле слова оформились только после Вестфальского мира, распространено довольно широко.

Что до меня, то мне одинаково легко посмотреть на историю как с общепринятых позиций, так и с точки зрения Д.Е. Не труднее, чем переключить телевизионный канал. Вот на канал, где обитает Фоменко, я не переключаюсь никогда. Это похабщина петросяновского уровня.
Нет, разумеется, если исходить из теории глобальной фальсификации, то Порто можно считать хоть китайским полисом, дело нехитрое. Но в таком случае я не очень понимаю, за что такое пренебрежение к Фоменко. Если уж можно фальсифицировать историю Португалии XV века (т.е. подложить всюду, куда надо, от Лондона до Каликута и Макао, нужные материальные и письменные свидетельства), то почему нельзя фальсифицировать вообще всё? Возражения против теорий Фоменко, Галковского и т.п. имеют по необходимости единую природу: во-первых, такие теории строятся на допущении физической возможности согласованной подтасовки огромного числа свидетельств, от текстов до археологических находок, во-вторых, они при этом "доказываются" при помощи тех самых источников, чью надёжность оспаривают. Разница между Галковским и Фоменко здесь количественная, но не качественная.
Фоменко шарлатан, и потому выдумывает вместе с теориями о славянских империях теории всеобщей фальсификации. Галковский же пишет следующее:

"Теория "фальсификации" это частный случай неимоверной наглости человека. Кому он нужен, кто его, ничтожного червяка, будет обманывать. Он сам себя обманет, сам запутает и сдохнет, задохнувшесь от собственного невежества. То есть только от того, что он ничтожный конечный червяк. А перед ним Вселенная. Легенда о Магеллане это не Всемирный Заговор, а результат бессмысленных (но ожидаемых) выделений нескольких червяков. БИОЛОГИЯ." http://galkovsky.livejournal.com/158061.html?thread=30807917#t30807917

Это взгляд философа.

Впрочем, если Вам интересна точка зрения Д.Е., лучше обратиться к оригиналу, а не к моему пересказу. Если же неинтересен, то и разговор беспредметен.
Тут Вы правы.
Послѣдній абзацъ понравился:)
Я, въ общемъ-то, выдѣлилъ кругъ, гдѣ Галковскiй, на мой взглядъ, правъ безусловно. Но касательно исторiи — недовѣрiе къ письменнымъ источникамъ и ихъ недостаточность, въ общемъ-то, новостью не являются. И наличiе поддѣлокъ всѣми признается. Перегибать же палку въ другую сторону мнѣ кажется контрпродуктивнымъ. Если ужъ это дѣлать, то съ документами и со ссылками. И съ готовностью подкрѣплять доказательствами каждый свой тезисъ, въ т. ч. и лингвистическiй.
Не читаю. Причины:

1. Противная интонация: в каждой фразе какое-то подъелдыкивание, да еще и обиженное.
2. Врёт по фактам. Еще поверю, чего доброго.
Думаю, ДЕГ грешит своеобразной конспирологией - везде видит заговоры Англии, что не подтверждается исторической наукой.
Кроме того, у него совершенно фантастические представления о древнем мiре и средних веках; третируя филологию, не способен оценить письменные источники тех времён. В результате рассуждает о далёком прошлом почти как Фоменко, себя самого выставляя глупцом.
В остальном я присоединяюсь к Вашей оценке. Чтение ДЕГ - когда он пишет о событиях 19-20 вв. и не ударяется в параноидальную англофобию - полезное, освобождающее ум.