bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Если бы Россия была как Моравия... (текст для СиПа от 14 февраля 2018 года)

                                                                                Petrouchka, apporte ta balalaïka (Петрушка, принеси балалайку — фр.)

                                                                                                                         Строка из песни Рики Зарай «Casatschok»

     Однажды я купил на фермерском рынке резной деревянный ролик, предназначенный для выдавливания на тесте орнамента (полезная вещь, если вы хотите украсить узорами закрытый пирог). Продавцом был словоохотливый старичок в моравском национальном костюме — шляпа, белая рубаха, вышитая безрукавка. Мы немного разговорились, и он стал использовать обороты в духе «У вас это делают вот так, а у нас эдак». Я уточнил, что он имеет в виду, говоря «у вас». Оказалось, что старичок подразумевает Словакию. Я не удивился, поскольку из-за акцента чехи часто принимают меня за словака (а изредка — за поляка). Однако этот этнографически подкованный дедушка оказался проницательнее всех: он сумел определить, из какой именно части Словакии я происхожу, и был очень горд своим успехом (я не стал его разочаровывать). Сей курьёз вспомнился мне благодаря Егору Холмогорову, опубликовавшему в фейсбуке текст, начинающийся со слов:

    "Один из самых раздражающих меня персонажей русскоговорящего публицистического пейзажа — это аноним под ником «Богемик», с постоянно генерируемым им дискурсом запрета русским на этничность и этническую атрибутику: никакой русской истории не было, её сочинили, косоворотка это для селюков, белые люди такого не носят, нельзя отвечать на лезгинку калинкой и все такое прочее.

    Под обаяние этого дискурса про «белых» попало большое количество людей умных или когда-либо бывших умными. Богемик очень искусно манипулирует подсознательным стыдом за свою русскость, испытываемым даже теми, кто сознательно силой воли заставил себя задекларироваться русскими националистами. В форме отвержения слишком этноспецифичной, «крестьянской» атрибутики, отрабатывается сознательно подавленное этническое самоотрицание.

    Между тем, повторюсь, перед нами классический случай запрета на развитие. Возможно что и вполне сознательного и аноним при исполнении, а не просто общается с нами со скуки. Любой человек, живущий в центральной Европе, отлично знает, что местная этническая одежда используется в Богемии, Австрии, Венгрии, Баварии, по меньшей мере в выходные. Её ношение «белые люди» считают важным признаком идентичности. И так же поступают в Шотландии и Бретани, Каталонии и Кастилии."

     Меня Холмогоров ничуть не раздражает. Напротив, он кажется мне милым и забавным. А уж иметь его в оппонентах — это удовольствие в чистом виде. Я не знаю другого автора, способного допустить в одном тексте столько промахов и ляпов, сколько их допускает Егор Станиславович. Когда человек, имя которого связывают с русским национальным движением, употребляет оборот «стыд за свою русскость», это, конечно, впечатляет. Даже я, далёкий от национализма космополит, привык считать, что отношение к собственной русскости может варьироваться в диапазоне от равнодушия до гордости. Но если я космополит, то кто же тогда Холмогоров с его «стыдом»? Я трижды перечитал эту фразу, дабы удостовериться, что зрение меня не обманывает. Нет, не обманывает. Холмогоров написал именно это: «подсознательный стыд за свою русскость, испытываемый даже теми, кто сознательно силой воли заставил себя задекларироваться русскими националистами». Кажется, это называется проекция.





   Милош Земан, нынешний президент Чехии, где-то в бывшем СССР (предположительно - в Москве, хотя некоторые  утверждают, что в Казахстане) в конце 90-х годов прошлого века. В чешских источниках это изображение обычно сопровождается подписью: «Земан в русском национальном костюме на русской свадьбе».

    На столь ярком фоне меркнут даже рассуждения Холмогорова об анониме из Богемии, запретившем русским носить косоворотки и бороться калинкой против лезгинки. Тем не менее я позволю себе внести ясность и в вопрос о генерируемом мною «запрете русским на этничность». За те девять лет, что я пишу и публикую тексты, мне довелось использовать слово «лезгинка» ровно один раз. Речь шла о том, что в Большом театре поставили оперу «Руслан и Людмила», в которой кто-то танцевал лезгинку («Гульфик-клуб.»). Слово «калинка» тоже прозвучало единожды — когда я упомянул солиста хора Александрова Вадима Ананьева, известного во всём мире как мистер Калинка («Alexandrovci и Богемия»). Термин «селюки» я не употребил ни разу, он совершенно не мой. Обычно я обозначаю сельских жителей словом «пейзане». Слово «косоворотка» фигурировало у меня один раз, но в переносном смысле, как аллегория. Тут я во избежание недоразумений позволю себе автоцитату:

  "Представьте себе, что компания из восьми человек собралaсь на Венецианский карнавал. Не на современный, ориентированный на туристов, а на исконный, проходивший в те времена, когда жители прекраснейшего из городов не расставались ни с оружием, ни с масками. Семеро пришли, нарядившись кто Котом, кто Коломбиной, кто Доктором Чумы. Восьмой явился в косоворотке и заявил, поглаживая бороду: «Чего это вы вырядились? Я поганую личину не надену, у меня свeтлый лик». Как эти семеро посмотрят на восьмого? В лучшем случае, они просто пинками выгонят его из своего общества. В худшем — вонзят бедолаге стилет под лопатку и сбросят его в канал. Так или иначе, никто не позволит светлоликому портить людям праздник. Венеция есть Венеция."Дресс-код: стилет и маска»)

   Под восьмерыми подразумевалась группа G8, а под демонстрацией светлого лика и косоворотки — демарш Российской Федерации, отказавшейся подписать одно касавшееся прав LGBT совместное заявление министров иностранных дел стран Большой Восьмёрки, и ряд других аналогичных по смыслу действий, предпринимавшихся в ту пору властями нашего богоспасаемого отечества. Я по мере сил пытался объяснить смысл западных игр по отделению агнцев от козлищ и писал, что РФ получила уникальное предложение вступить в клуб агнцев, но упорно пытaется сыграть за козлищ. На дворе стоял 2012 год. Через какие-то два года членство богоспасаемой Федерации в группе G8 было приостановлено. Нетрудно заметить, что по сравнению с теми временами светлоликие российские власти играют роль планетарных козлищ всё более уверенно, a метафизическая косоворотка одерживает одну победу над здравым смыслом за другой.

   Что касается косовороток в прямом смысле слова, т. е. традиционного костюма, национальной кухни, народной культуры и т. д. и т. п., то на эти темы я не написал ни одного текста (хотя они и могли затрагиваться в дискуссиях где-то в глубинах комментариев). И статья, которую вы сейчас читаете, тоже посвящена куда более принципиальным вещам, нежели ношение этнической одежды в благословенной Богемии и в богоспасаемой России. Но раз уж Холмогоров начал с национального костюма, я последую его примеру. А поскольку люди в народной одежде всегда колоритны, я проиллюстрирую этот текст фотографиями чешских политиков в традиционных костюмах. Так что дочитав его до конца, вы будете знать об использовании чехами этнической одежды столько же, сколько знаю об этом я. Благо, все задокументированные случаи появления на публике заметных чешских деятелей в подобном облачении войдут в одну статью.

   Начну с самого верха. На моей памяти в этой стране сменились три президента — Вацлав Гавел, Вацлав Клаус и Милош Земан. Насколько я знаю, Гавела никто никогда не видел в традиционной одежде. Клаус однажды сфотографировался в венгерском костюме во время визита в Венгрию, а в другой раз был замечeн в ковбойской шляпе в Техасе, oднако в чешской одежде его тоже не видели. Земан, считающийся самым простонародным и близким к корням президентом из всех, появлялся на людях в этническом наряде дважды. Первый случай («в русской одежде на русской свадьбе») я уже показал чуть выше, а второй имел место в прошлом году в Пльзеньском крае, где местный гетман водрузил президенту на голову ходскую шляпу и накинул ему на плечи ходский плащ.   

                                              

     Президент Земан во время визита в Пльзеньский край. В руках он держит чакан - посох с топором, являвшийся атрибутом ходов. Это единственный известный мне случай облачения главы чешского государства во что-то этнически чешское (если, конечно, пренебречь тем фактом, что ходы, скорее всего, были польскими колонистами).
 

        Ходы — это субэтническая группа, населяющая 11 деревень в Пльзеньском крае, у самой баварской границы. В старину они играли роль, сопоставимую с ролью казаков на Кавказе или гайдуков на Балканах, с поправкой на местную специфику (представьте себе пеших казаков, охраняющих богемско-баварскую границу и не позволяющих немцам ходить по дрова в Шумавский лес). К концу XVII века значение ходов снизилось до нуля, их стали лишать привилегий, и они подняли восстание, приведшее к гибели 1 (одного) человека. Происхождение ходов не вполне ясно, они говорили на особом диалекте, близком к польскому языку. В историческое время ходов было около трёхсот человек, но они оставили после себя такое этнографическое богатство, что в ХХ веке их потомок Йиндржих Йиндржих (это не описка, это имя и фамилия) составил 26-томный этнографический сборник «Ходско», в котором одних песен записано что-то около четырёх тысяч.

                                                        

                                                                                              Ещё один ходский артефакт - дуды

    Что касается чешских премьер-министров, то ни Богуслав Соботка, ни Йиржи Руснок, ни Петр Нечас, ни Йиржи Пароубек никогда не надевали национальный костюм. Даже Ян Фишер, насколько я помню, никогда не носил кипу (он иудей по вероисповеданию). А вот Мирек Тополанек, напротив, не только появлялся на публике в традиционной одежде, но и пел при этом народные песни, а также танцевал на фольклорных костюмных балах. Однако есть нюанс. Тополанек — уроженец Всетина. Это Восточная Моравия. И костюм его был моравским (точнее, валашским, но такими тонкостями в данном случае лучше пренебречь, они ничего не дадут для понимания общей ситуации). Я нежно люблю Моравию (да и кто её не любит, да и как её не любить), но это не Богемия. Совсем не Богемия.

                                                   

         
   Премьер-министр Мирек Топoланек, уроженец Всетина (Восточная Моравия), в моравском костюме поёт фольклорную песню «Эй, эй, Боже, как хорошо нам сидеть с винцом»

      При всей условности и неточности подобных сравнений, Богемия, Моравия и Силезия столь же триедины, как Россия, Украина и Белоруссия. Вы не ослышались, именно Силезия, а не Словакия. Эти три территории всегда считались землями короны Св. Вацлава, и произошедшая в XVIII веке потеря Силезии до сих пор ощущается некоторыми чехами как утрата. Что касается Словакии, то это одна из земель короны Св. Стефана (т. е. венгерской) с совершенно иной исторической судьбой. В 1918 году словаки просили чехов спасти их от венгерских зверств, но в 1938-м Словакия стала союзницей Третьего рейха, в 1968-м те, кто пригласил в страну советские войска, были в большинстве своём словаками, а в 1992-м, как впоследствии выяснилось, некоторые словацкие политики всерьёз обсуждали идею поднять авиацию и бомбить Прагу, если Чехия не согласится предоставить Словакии независимость. Сосуществование чехов со словаками в одном государстве было по историческим меркам недолгим, а его прекращение не вызвало особых сожалений.

     Словакия после краткого, но бурного сожительства с Чехией пошла своим путём. Силезия, 200 лет пробыв прусской, наконец стала польской (по ходу дела её население полностью сменилось), так что Чехии сегодня принадлежит менее 10% этой территории. А вот Моравия осталась в составе чешского государства, не утратив ничего из присущего ей своеобразия. При Габсбургах даже налоговые системы в маркграфстве Моравском и в королевстве Богемском заметно отличались. Нацисты, ликвидировав Чехословакию, установили Протекторат Богемия и Моравия. В наши дни местные коммунисты называют себя Коммунистической партией Чехии и Моравии… Впрочем, детальное погружение в богемско-моравскую проблематику не входит в мои цели, ограничусь ссылкой на свой старый текст «Moravia o muerte или Троллинг премиум-класса», в котором означенная тема былa подана в юмористическом ключе (всё, что связано с Моравией, обычно бывает очень весело)

                       

Посол Чешской республики в Армении и в Грузии Томаш Перлицкий, уроженец Остравы (Северная Моравия), одетый в традиционный костюм региона Моравская Валахия (Восточная Моравия), вручает верительные грамоты президенту Армении Сержу Саркисяну. Существует аналогичная фотография Перлицкого с грузинским президентом Маргвелашвили.


      В Моравии сохранились и свой фольклор, и свои диалекты, и свои региональные костюмы. «Использование этнической одежды, по крайней мере, в выходные» — это, конечно, сильное преувеличение, но раза по три-четыре в год народные костюмы жители моравских сёл и маленьких городков действительно надевают (в первую очередь на Пасху). Более того, мне известен один случай, когда моравянин-дипломат облачился в валашский костюм, представляясь президентам стран, в которых ему предстояло служить (у Чехии один посол в Грузии и в Армении). Делали ли что-либо подобное другие чешские дипломаты, мне неизвестно. Не знает этого и министерство иностранных дел (во всяком случае, так оно ответило журналистам, запросившим его на сей счёт). В чешском парламенте в национальном костюме вроде бы никто не появлялся (если не считать встречи чешских депутатов с императором Францем-Иосифом в 1911 году), а вот в Сенате года три назад один моравянин в вышитой рубахе внёс законопроект, освобождающий исполнителей народных песен от уплаты авторских сборов за использование музыки неизвестных авторов.

  


                  
     Иво Валента, уроженец Челaдны (Восточная Моравия), и сенатор от Угерского Градиште (Южная Моравия), вносит законопроект, касающийся льгот для исполнителей фольклорной музыки.

     Было бы странно, перечисляя носителей национального костюма в Чехии, обойти вниманием чешских националистов. Самый яркий из них — Томио Окамура, уроженец города Токио (префектура Токио, Японская империя). Окамура — японец по отцу и чех по матери. Я давно слежу за его карьерой. Первые шаги этого предпринимателя в политике я описал когда-то в посте «О богемском самурае и лондонских забавах.», а его недавние успехи на парламентских выборах — в тексте «Sorry jako». Приношу извинения всем, кого ввёл в заблуждение термин «богемский самурай». Богемским Окамуру можно считать только территориально, как жителя Праги. Если уж быть точным, мать Окамуры — моравянка, а потому сегодня он, выступая на митингах в Моравии, перечисляет деревни, в которых живут его родственники, и рассуждает о непреходящей ценности моравянства. Других чешских националистов в национальных костюмах я вспомнить не могу.

                                

                                      Особый случай: чешский националистический политик японо-моравского происхождения Томио Окамура в традиционном моравском костюме участвует в ориентированной на японских туристов рекламной кампании красот Моравии.


                                                              

     Появление на этих страницах Томио Окамуры припомнило мне, как я однажды по воле случая приехал в Чешский Крумлов в день 700-летия со дня рождения Карла IV. Тогда, в честь праздника, всех, кто был одет в исторические костюмы (любые), бесплатно пускали в музеи и на концерты. Обильнее всего на крумловских улицах были представлены носители кимоно. Cкорее всего, японские тургруппы были предупреждены, что попадут на этот праздник (не знаю, имел ли какое-то отношение к их информированности Окамура, всю жизнь занимавшийся туристическим бизнесом). Cомневаюсь, что японцы всегда массово берут с собой в Европу кимоно, нo, по крайней мере, у многих из них всё-таки есть национальная одежда. В гардеробе чешских горожан её нет. Продавцы моравского вина и деревянных ложек иногда бывают в чём-то моравском, а продавцы словацких сыров и венгерских колбас — в чём-то словацком, но за пределами фермерских ярмарок и фольклорных фестивалей я людей в национальных костюмах просто не встречал. В богемских городах народная одежда вышлa из употребления ещё в XIX веке.


                                                                                  

                     Томио Окамура в период, когда он ещё не обнаруживал своих кузенов и тётушек среди моравских пейзан, но всячески подчёркивал собственные японские корни и пропагандировал мультикультурализм. Как нетрудно заметить, на этом фото он тоже запечатлён в национальном костюме.

                                

     Если вы внимательно читали подписи под иллюстрациями, то могли заметить, что уроженцы Северной Моравии презентуют своё моравянство при помощи восточно- и южноморавских костюмов. Северная Моравия — край промышленный, и там ничего этого, в отличие от земледельческого Юго-Востока, просто не сохранилось. Что уж говорить о Богемии. Обратившись к чешским источникам, можно найти подробнейшее описание традиционной одежды с разбивкой чуть ли не по каждому южноморавскому и восточноморавскому селу, но при переходе к Богемии появляются следующие формулировки:

       «В области Праги и её окрестностей (Нимбургско, Мельницко и Кладенско) традиционная одежда была рано вытеснена городской, сведения о ней сохранились в недостаточнoм количестве. Современные разновидности национального костюма являются результатом реконструкции».

        «Посазавье — область, в которой, подобно Праге и окрестностям, народный костюм известен лишь по современным реконструкциям».

        «Ни в одной из областей Подкрконошья (Йичинско, Орлицко и Находско) традиционный костюм не дожил до наших дней. Женский исчез в первой половине XIX века, мужской — ещё несколько раньше».

          И так далее, с несколькими локальными исключениями. Одним из исключений был Пльзенский край, где в XIX веке ещё сохранялось что-то от традиционной народной одежды, поэтому деятели чешского национального возрождения, известные как будители, договорились считать пльзеньский костюм общечешским. Заметных практических последствий их решение не имело. В принципе, есть несколько фольклорных коллективов, использующих этот «богемский» костюм, но и не более того. Несмотря на то, что в ходе последней переписи населeния моравянaми назвали себя лишь полмиллиона человек, или около 5% населения страны, в девяти случаях из десяти под чехом в чешской одежде подразумевается моравянин в моравском костюме.

                        

                     Социал-демократический политик Зденек Шкромах, уроженец Годонина (Южная Моравия), танцует на Моравском балу в Праге. Фотография взята мною из статьи, озаглавленной «Моравянин Шкромах в народном костюме на балу: не хватало уже только чёрного Миречка» https://www.blesk.cz/clanek/zpravy-politika/191517/moravak-skromach-v-kroji-na-plese-chybel-uz-jen-mirecek.html. Чёрный Миречек - пeрсонаж одной популярной комедии, африканский студент, которого чехи нарядили в моравский костюм, чем вызвали немалый гнев сокурсника-моравянина (но кончилось всё хорошо). Примерно в таком духе, с беззлобной иронией по отношению к моравянам, в Богемии принято говорить обо всём, что связано с этническими традициями.

   
     Чешское возрождение происходило по большей части в XIX столетии, когда романтичные националисты всех наций были увлечены народными костюмами, танцами, песнями, легендами, эпосами и т. д. Но чех-романтик — это, в общем-то, оксюморон. Чехи всегда были прагматиками, даже во времена торжества романтизма. И их нацибилдинг носил сугубо прагматический характер. Для этой страны характерно, что Масарик, отец нации, ставший первым президентом Чехословакии, сделал карьеру на разоблачении созданного Вацлавом Ганкою эпоса как подделки. Предоставив ходам записывать 4000 песен в одиннадцати деревнях, а моравянам хранить католические традиции и придумывать собственную вышивку для каждого селения, чехи нацелились на создание современной, образованной, светской, городской индустриальной нации.

    В своё время я пытался объяснять это украинским собеседникам в Рунете. Они говорили: «Мы делаем то же самое, что делали чешские будители, мы такие же, как они». Я отвечал, что будители делали нечто прямо противоположное. Эти люди не дудели в дуды, а писали оперы и энциклопедии. Они изначально ставили перед собой задачу быть не хуже австрийцев, быть не ниже уровнем, чем австрийцы, быть такими же, как австрийцы. Балам придавалось особое значение: считалось исключительно важным сделать пражские балы не хуже венских. Чехи не ходили в вышиванках, они учились носить фраки. Переводя на чешский французских энциклопедистов и немецких философов, они не уродовали свою речь диалектизмами, но развивали её, заимствуя недостающую лексику из более развитых языков — из польского и русского. Кульминацией их усилий стало строительство Национального театра, над кулисами которого появилась дарственная надпись: «НАЦИЯ — СЕБЕ!»
             





Девиз «Нация - себе!», красующийся над кулисами Национального театра в Праге вместе с гербами Силезии, Богемии и Моравии.

  


Национальный театр в Праге. Дар нации себе самой.
   

     Закономерность вполне очевидна. Если вы принадлежите к населяющим одиннадцать пограничных деревень ходам, то у вас будут и этнический костюм, и чакан, и 4000 записанных Йиндржихом Йиндржихом песен, и дуды, в которые можно так замечательно дудеть… но больше ничего. Если вы моравянин, и ваша общность насчитывает полмиллиона человек, то вы определённо будете пить прекрасное моравское вино и, скорее всего, научитесь петь о том, как хорошо пить вино. Возможно, вы будете раз в год ходить на моравские балы или трижды в жизни поучаствуете в фольклорных фестивалях. Но в целом вся эта этнографическая роскошь будет восприниматься вами с изрядной иронией и самоиронией, как милая забава. У вас появятся более серьёзные национальные интересы. Однако если вы чех, то ваша нация способна делать себе подарки, на фоне которых любая этническая атрибутика становится просто неинтересной.

 
    Чехия — это маленькая страна. Настолько маленькая, что иногда назначает одного посла в два соседних государства (это много говорит и о её финансовых возможностях, и о величине её дипломатического корпуса). Настолько маленькая, что её то и дело с кем-то путают. Например, после теракта, совершённого братьями Царнаевыми в Бостоне, американцы в соцсетях требовали объявить Чехии войну, а в чешской прессе всплыл составленный агентом ФБР (!) доклад, в котором утверждалось, что Джохар Царнаев был назван в честь первого чешского президента. Настолько маленькая, что её настоящий первый президент, Томаш Гарриг Масарик, не только провозгласил её независимость в Америке, но и сократил текст Декларации независимости так, чтобы его формат подошёл для публикации в «The New York Times» (это не шутка, это исторический факт). Но даже столь небольшому народу, как чехи, национализм в формате кружевных чепчиков и вышитых жилетов слишком мал и совсем неинтересен.

   И дело не только в численности. Если вы посмотрите на список стран, в которых, по версии Холмогорова, вовсю используется местная этническая одежда, то окажется, что в нём есть Шотландия, но нет Англии, есть Бавария, но нет Германии, есть Каталония, но нет Испании, есть Бретань, но нет Франции. Богемия попала туда явно по недоразумению, на её месте должна была фигурировать Моравия, и тогда многое встало бы на свои места. Это перечень этносов, не имеющих собственной государственности и находящихся в тени более крупных (а то и великих) наций. У Холмогорова всё преувеличено, где в 10, а где в 100 раз, но, в принципе, шотландцы действительно носят килты, а бретонки — кружевные чепчики высотой до 40 сантиметров. Вот только при чём здесь русские? Русские играют в одной лиге не с шотландцами и бретонцами, а с англичанами и французами.




      Великобритания, Франция и Россия в 1913 году. Если называть вещи своими именами, это был мир, поделенный на троих. Попробуйте определить на этой карте место Шотландии, Бретани, Кaталонии, Баварии или Моравии, и вам станет ясно, с кем сравнивает русских Холмогоров, а с кем их следует сравнивать

    Не знаю, сознательно ли Холмогоров подменил Моравию Богемией, или же он просто не знает, сколь велика разница между этими областями. Однако это известный публицист, тексты которого наверняка читают и многие из посетителей «Богемского клуба», поэтому для меня было делом чести внести ясность в затронутый им вопрос о ношении этнической одежды в Чехии. Тут можно было говорить по существу, и я высказался. Остальные тезисы Егора Станиславовича я разбирать не буду, они представляют собой смесь советского литературоведения с постсоветским фолк-хистори. Далее в его тексте фигурируют такие обороты, как «тотальный геноцид культурной традиции, осуществленный после Петра», «русское этническое начало было спрятано в крестьянском» и «Пушкин, впитавший этничность от крестьянки Арины Родионовны». На мой взгляд, это такие же абсурдизмы, как «подсознательный стыд за свою русскость». Прошу прощения, но обсуждение подобных вещей представляется мне не вполне приличным.

    Есть одна популярная моравская песня:

                                                     Kdyby byla Morava jako je Vídeň
                                                      dala bych ti huběnek na celý týden
                                                      ale že je Morava malučká
                                                      ošidila dcérečka synečka

      Эти строки можно перевести примерно следующим образом: «Если бы Моравия была как Вена, я целовала бы тебя всю неделю, но посколько Моравия малюсенькая, обломила девочка мальчика». В других куплетах лирическая героиня рассказывает, как она целовала бы героя, если бы Моравия была как Силезия, как Чехия, как Венгрия, но поскольку Моравия малюсенькая, мальчик раз разом неизменно обламывается. Читая текст Холмогорова, я напевал эту песенку и думал о том, что если бы Россия была как Моравия, точку зрения Егора Станиславовича можно было бы признать вполне осмысленной, но поскольку Россия большенькая, его идеи вряд ли получат в нашем богоспасаемом отечестве широкое распространение. Сдаётся мне, русские как нация сделают себе другие подарки.

  
  Для тех, кого интересует аутентичный фольклор, моравская песня «Если бы Моравия была как Силезия»

 
     Для тех, кто предпочитает более разнообразную этничность, клип, в котором израильская певица поёт по-французски о babouchka’x и balalaïka’x, прекрасные devouchki в кавказских костюмах танцуют народный танец на фоне индийского храма, a облачённые в меха и в вечерние платья украинские модели приходят в театр, над которым реет жёлто-голубой стяг. Bсё вместе это выложено на ютьюбе под названием russian song. Не знаю, кто смонтировал сей клип, но в Сети его разместил человек из Турции по имени Кемаль Демирколь. Изрядный космополит, судя по всему

Tags: bohemia, cogito, curiosa, russia
27
Никогда не разделял стремления иных оказаться автором первого комментария, но в данном случае надо попробовать, раз возможность представляется.
А я второй тогда напишу.
Содержательная беседа :)
Каждый делает себе те подарки, которых достоин. :)
Да, культура мирового уровня превращает страну в активного субъекта цивилизации, а национальный колорит в духе туристических буклетов - лишь в достопримечательность
Смею предположить, что ‘этнографически подкованный дедушка на фермерском рынке’ заподозрил в Вас гостя из Восточной Словакии.
Вполне возможно, уже не помню. Зато помню, как одна чешка, с которой я сталкивался по делам, после шести или семи лет знакомства спросила: "А Вы из Болгарии?"
Вы ей ответили, что вы "В высшей степени швед"?
Как честный человек, я ответил ей, что я скорее из России :)

Был ещё один забавный случай в конце 90-х. Мы приехали в Дечин, говорили между собой по-русски, на вокзале к нам подошёл чeловек и спросил, не болгары ли мы. Узнав, что нет, он сначала очень огорчился, а потом с надеждой спросил, не нужно ли нам в Германию. Оказалось, что он таксист, и что у него договорённость о встрече с какими-то болгарами, собиравшимися нелегально перебраться в Германию (там до границы километров 20). Но раз болгары не пришли, он был готов отвезти в Бад Шандау русских.

Времена тогда были дошенгенные, граница ещё существовала, но уже охранялась так себе, и чехи вовсю подрабатывали, перевозя к немцам нелегалов. Причём в Германии их за это реально сажали. Я лично знаю двух чехов, проведших в немецких тюрьмах по полгода за контрабанду людей (у одного в момент ареста был полный кузов македонцев, у другого при виде немецкой полиции из микроавтобуса начали выпрыгивать курды).

Надо сказать, в тот раз я даже где-то жалел, что мне не нужно в Германию. Нелегально пересечь границу на такси - это очень стильно. Кстати, я уверен, что всё получилось бы. Немцы проверяли только всякие фургоны, у них просто не хватало воображения, чтобы представить такую наглость, как контрабанда людей на такси.
В 2011 или вроде того я чешско-немецкую границу переходила пешком.
В 2011 году уже был Шенген и Вы переходили границу вполне легально. Это совсем другие ощущения.

А вот в 1999 или в 2000 и чешская, и немецкая полиция прочёсывала приграничные леса, где было полно албанских грибников. В смысле - задержанные в лесах албанцы неизменно заявляли, что всей семьёй пошли по грибы и заблудились, а границу перешли нечаянно.

Кстати, я знаю и людей, включая русских, которые в этих лесах в поисках грибов действительно заблуждались, а выйдя к людям, обнаруживали, что дошли до Германии.
Спасибо! Как всегда интересно и познавательно про Чехию.

"Кажется, это называется проекция" - хочется согласиться, немного уточнив. Мне кажется, что непонимание и приписывание людям точек зрения, им не принадлежащим - это просто отсутствие внимания и понимания. Для того, чтобы понять - нужно затратить энергию. А чтобы понять точку зрения, отличающуюся от собственной - нужно затратить колоссальную энергию. Проще взять что-то понятное, например, инвертировать собственную точку зрения и приписать её оппоненту (инвертированная проекция). На самом деле это проблема общения.
Ну вот что должно происходить в мыслях человека, чтобы он выдал формулировку "подсознательный стыд за свою русскость"? Мне бы такое просто не пришло в голову.
Скорее всего всё слишком просто: у человека есть в голове только два состояния относительно нации - гордость и стыд. Он не рассматривает возможность существования массы не крайних состояний для этой системы координат в объёме, плоскости и даже на прямой, для него существует только две эти точки: стыд и гордость. А дальше совсем просто (инвертированная проекция) - приписывая себе гордость, всех не согласных с ним, и даже всех, кого он не понял или понял не правильно, он автоматически помещает во вторую точку своей системы координат (за неимением других точек кроме двух указанных). Мне кажется что вот такой двоичной логикой и руководствуется человек, выдающий формулировку "подсознательный стыд за свою русскость".

PS. Мне вот другое не понятно, как по отношению к человеку, сказавшему "Я испытываю кайф от того, что я русский" (https://bohemicus.livejournal.com/96214.html) можно применить вот это "подсознательный стыд за свою русскость".
Доброго Вам. )

Серия СиПовских статей - настоящий подарок для меня. Чтобы не расписывать в каждой, поблагодарю сразу за всё тут. Спасибо, как всегда - великолепно.

Что касается фразы о подсознательном стыде:
"Стыдно быть русским" - устойчивое выражение, бытующее в нашей либерально-патриотической интернетной возне. Кто-то из первых её придумал (насколько у них вообще это в ходу я не в курсе), а вторые используют в ироническом ключе.

Полагаю, Егор заподозрил в вас либерального пропагандиста и решил поиронизировать.) Вам стоит успокоиться - вряд ли он сам способен на такое дело, как придумывание необычных фраз.
Мне известна по меньшей одна придуманная Холмогоровым оригинальная фраза, но по соображениям благопристойности я не стану её воспроизводить. Она касается метафизики и... в общем, многие её помнят.
Я тут не сильно в теме.) В борьбе этих зол я за меньшее, но стараюсь поменьше вникать и подальше находиться.
Полагаю, Егор ...
--------------------------
С вашего позволения примкну к мнению. В словах Холмогорова явственно слышится сарказм, причем обращенный к Богемику. Каковой по-моему здесь кокетничает, делая вид, будто чего-то недопонимает. Его право, как наше ему не очень верить. :-)))
Спасибо, примыкайте на здоровье.
Единственное, не согласен что Богемик кокетничает. Я уверен, что он держится максимально далеко от фекальных бурь в нашей блогосфере. И, как следствие, не обязан знать о её устойчивых выражениях.

Подумав, решил, что удивился бы его информированности в этой области.) Нечего там делать приличному человеку.))
Холмогоров же цыган, вот цыганщину и разводит.
Надо сказать, что и в Каталонии если человек не участник художественной самодеятельности, то врядли он когда надевал национальный костюм. В детском саду на карнавале разве что.

bohemicus

December 21 2018, 22:32:56 UTC 7 months ago Edited:  December 22 2018, 09:26:41 UTC

Честно говоря, я даже не вполне ясно представляю, как выглядит каталонский костюм. У басков по крайней мере есть их знаменитые береты. А что у каталонцев - так сразу и не соображу.
Не может быть. Каталонская баретина известна в мире куда больше баскских беретов.
1455734632
Шапка под названием Баррeтина. Красный колпак с черным околышем. Вид у нее довольно дурацкий поэтому обычно она используется скорее в юмористическом ключе.
Пять великих мировых культур и русская одна из них. Остальное этнография.
Это интересно. А какие ещё культуры, по Вашему мнению, являются великими?
Италия (включая Греческое наследие), Германия (включая немецкие этносы), Франция, Англия и Россия.
Исключив одну из этих компонент мы получим другой мир вокруг нас.
А Испании, Америки, Китая на Вашем глобуcе нет?

map65

December 21 2018, 20:20:37 UTC 7 months ago Edited:  December 21 2018, 20:22:37 UTC

Нет от слова совсем. Америку считаю продолжением культуры Англосаксов. А если представить что Китая и Испании не было вовсе, то в мире мало что изменится. Насчёт Латинской Америки наверное погорячился. Да только культурой мне это сложно назвать - скорее религиозная экспансия. Да - и построение научных школ так же считаю неотъемлемой частью культуры.

bohemicus

December 21 2018, 20:28:20 UTC 7 months ago Edited:  December 21 2018, 20:33:41 UTC

Понятно. Мы с Вами живём на очень разных планетах. Мне гораздо легче представить мир без Германии, чем без Испании. А если начать выяснять, кто является чьим продолжением, то окажется, что все перечисленные Вами культуры восходят к Египту и Шумеру. Однако я не рискнул бы назвать Голливуд элементом египетской культуры.

Понятно. Мы с Вами живём на очень разных планетах. Мне гораздо легче представить мир без Германии, чем без Испании. А если начать выяснять, кто является чьим продолжением, то окажется, что все перечисленные Вами культуры восходят к Египту и Шумеру. Однако я не рискнул бы назвать Голливуд элементом египетской культуры.

Раз Вы придаёте такое значение научным школам, возможно, Вам стоит поинтересоваться испанскими мыслителями XVI-XVII веков. Возможно, многие англичане и французы, которых Вы привыкли считать гигантами, покажутся Вам карликами, стоявшими на плечах испанских великанов. Другое дело, что об этом очень мало говорится, и нужно приложить определённые усилия, чтобы найти соответствующую информацию.
Действительно - ничего не знаю про испанских великанов. Не гуманитарий. Но мир без Бетховена, Моцарта и немецких философов как-то мне не представляется.
все перечисленные Вами культуры восходят к Египту и Шумеру
А вот вы писали:
Но есть народы, неизменно присутствующие во всех базовых версиях «Цивилизации», от первой до шестой. Это те, без кого всемирная история немыслима. Их одиннадцать: египтяне, индийцы, китайцы, ацтеки, греки, римляне, англичане, французы, немцы, американцы и русские.
А там шумеров нет... Зато атцеки есть- чему по сию пору удивляюсь...
Никто не совершенен, даже Сид Мейeр.
Не могли бы Вы помочь в поиске информации об испанских мыслителях и назвать несколько фамилий. В сети нашёл упоминание о Хуане Луисе Вивесе и Франческо Санчесе. О которых, к своему стыду, никогда прежде не слышал.

Заранее благодарю.
Ну вот некоторые экономисты, юристы, философы и политические мыслители, статьи о которых есть в русской википедии (многие английские и французские мыслители XVII-XVIII веков развивали именно их идеи:

Франсиско де Витория https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE_%D0%B4%D0%B5

Доминго де Сото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%82%D0%BE,_%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE_%D0%B4%D0%B5

Томас де Меркадо: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81_%D0%B4%D0%B5_%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BE

Хуан де Луго: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B3%D0%BE,_%D0%A5%D1%83%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D0%B5

Педро де ла Гаска: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0,_%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%BE_%D0%B4%D0%B5_%D0%BB%D0%B0

Хуан де Матьенсо: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BE,_%D0%A5%D1%83%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D0%B5

Франсиско Суарес: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%81,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE
Премного благодарен!
Древние египтяне, царство Шумера и Аккада, династии Ся и Шань, Хараппа с индоариями и....русские?
Тартария с Гипербореей, вот это все...
русские как нация сделают себе другие подарки

Русским бы нацию себе подарить, для начала.
Всё постоянно изменяется.
Т.н. национальные костюмы не так стары - просто это то, что сохранилось к 19 веку. То же весь фольклор. Что в Моравии, что в Испании.
И язык тоже меняется.
Но не становится русский французским, немецкий английским и пр.
Русскость это русский язык.
Всё прочее или было, или может случиться.


>Русскость это русский язык.

Такая точка зрения существует. Более того, она довольно широко распространена. Но её принятие вызывает массу вопросов. Например, что такое в этом случае австрийскость, ирландскость, канадскость или аргентинскость?
Частные случаи англоатлантизма ( Pax Britannica) и Pax Latina.
Русские менее вариативны, потому что живут на одном континенте, кучно, но и тут есть частности, нюансы и даже уникумы и кентавры - например, русские евреи. Теперь есть русские Украины, Прибалтики.

a_konst

December 27 2018, 15:31:46 UTC 7 months ago Edited:  December 27 2018, 15:33:11 UTC

Нынче уже есть огромное количество русских американцев, русских немцев, русских австралийцев, и т.п.
В смысле - не только по арифметическому количеству, но как общность, которая связностью и внутренним разнообразием жизни уже слегка сопоставима с русской культурой в собственно России.
"русские" израильтяне...
Части системы (соответственно, германской, (условно) английской, испанской).
Простите, что я о своем, но обитание в Будапеште наводит на мысль о структурном устройстве европейской жизни. Человек живет в своей квартире, но далее - в своем дворе, который есть часть городского района, который есть часть Буды или Пешта, которые есть честь города, который есть часть страны, которая есть честь Европы, которая есть часть христианского мира, который есть часть человечества.
Последовательность. Цепь. Система.
В случае России это качество системности до уровня "страны" гораздо менее очевидно, и почти совсем отсутствует после уровня "страны".
Мне трудно судить о специфике жизни в Будапеште, но, прожив полжини в СССР-РФ и полжизни в Чехии, я не заметил ни малейшей разницы в уровнe системности (в том смысле слова, который подразумеваете Вы).
Любопытно. Я вижу.
Картинка из учебника
В учебнике для начальной школы под названием «Édes hazánk», то есть «Милая/дорогая наша родина» (дословно – «сладкая»), описывается природа и история Венгрии: голубой Дунай, зеленые холмы, добрый король Матьяш и смелый герой Тольди. По ходу рассказа авторам надо донести до детей идею о том, что страна находится в Европе. Делается это так. На полях страницы – картинка: изображено многоэтажное здание с вывеской по верху Hotel Európa. Шестой этаж, третье сбоку окно: красно-бело-зеленый флаг. Венгрия.
Не представляю такой картинки про Россию.
Я не представляю себе такой картинки ни про Соединённое королевство, ни про Францию. Зато хорошо представляю её про Эстонию или Хорватию. Это возможно только в маленькой стране. И чем страна меньше, тем естественнее для неё рисовать такие картинки.

Кстати, легко представить себе картинку, в которой отель будет называться "Россия", а в окнах отеля будут татарский, удмуртский и якутский флаги.
Да, это верно.
Но таким "отелем" для Соединенного Королевства или Франции служит то, что называют словом "Запад".
Не служит. Ни Франция, ни Соединённое Королевство такой картинки про себя не пропустят в учебник никогда.
большое здание рядом с "HOTEL EUROPA", небоскреб с надписью "РОССИЯ", шестой этаж, третье окно сбоку-"Воронежская область".
С Новым годом!
Это правильно и естественно, если говорить о стране и ее части.
В нашем случае же речь о стране и о том, частью чего она является.

Иванов Андрей

January 3 2019, 08:07:19 UTC 7 months ago Edited:  January 3 2019, 08:08:38 UTC

Воронежская область- часть России,
Венгрия - часть Евросоюза.
совсем не понял про авторские права на фольклор.
разве это не общественное достояние?
и если у кого-то есть на него права - то у кого?
Там всё сложно: есть авторские произведения, которые успели стать народными, есть народные произведения в авторских аранжировках и т.д. Вплоть до 2016 года исполнители фольклорной музыки должны были заранее уведомлять Союз по охране авторских прав, какие именно произведения они будут исполнять на концерте (или во время уличного выступления), Союз определял, должны ли они что-то платить, и в ряде случае оказывалось, что должны, всё это сопровождалось муторной бюрократической процедурой и т.д. Наконец, их от от всего этого освободили.

А вообще я помню скандальный случай, когда президент (кажется, это был Клаус) посетил школу, в честь его визита был исполнен национальный гимн, а потом Союз по охране авторских порав потребовал со школы деньги за его исполнение.
благодарю, так понятнее.
но это не забавно, это отвратительно
Ситуация с авторскими правами в мире зашла в какой-то адский тупик.
А вот президент Чехии Земан он как? Придерживается этого национального тренда? Интересный и неординарный человек,однако...))
Какого тренда?
Убийственно. Бедный Холмогоров. :)
Со стороны Егора Станиславовича было самоубийственно начинать полемику о благотворности ношения национальной одежды с примера Богемии, где означенная одежда де-факто отсуствует.
Вот уж кого не жалко...
Украинские "будители" это Шевченко и Пантелеймон Кулиш и они вполне современны Шафарику и Палацкому. В России же такого феномена не было, а была "дворянская", по сути колониальная литература с местным колоритом, косплей немецкой культуры с которой так яростно боролись чехи рубежа тысячелетий.
А создавать национальную идентичность глупо, получается "оркестр русских национальных инструментов" в котором семиты в финских косоворотках играют на монструозных татарских балалайках.
Это счастье, что в России не было никаких будителей, а была и есть одна из величайших европейских культур.

Дурацкий псевдофольклорный ансамбль на приведённый Вами картинке - это даже на маргинальное явление в рамках русской культуры, а какое-то советское недоразумение вообще за рамками культуры. Украинство же в его "самостийном" варианте целиком состоит из подобной безвкусицы и варварства, почему и вызывает у нормальных людей отвращение вплоть до рвотного рефлекса.
Видите ли в чём дело, национального чешского костюма возможно и нет, но чешская культура есть и существует она благодаря как раз "будителям", т.е. нелепым местечковым борцам с немецким космополитизмом. А ведь чехи вполне могли бы стать частью великой немецкой культуры, как стали ею сорбы и лужичане , а не реанимировать почти уже издохший чешский деревенский диалект и не сочинять сказки про богемских королей.
Космополитизм - это крепкая настойка, он может отшибить память или заставить думать о себе в возвышенных образах, но однажды наступает утро, похмелье и вокруг только дедушкин нелепый костюм и заунывные песни славян. И это немало, у многих нет и этого.
У кого нет?

alivemantis

December 24 2018, 08:24:24 UTC 7 months ago Edited:  December 24 2018, 15:34:12 UTC

Справедливости ради, хочется отметить, что истина она немного посередине. Но середина ближе к вашей позиции.

Англия во многом потеряла костюмную идентичность, но "традиционная культура" составляет значимую часть её образа. При слове Англия всплывает целый пласт: Неплохой фольклор (кто бы его ни написал), душевные деревенские пабы (в каком бы веке их ни начали строить) и обязательный чаёк в пять (невзирая на то, как эта привычка появилась). И это не отменяет Шекспира с Байроном, а скорее дополняет.

И это довольно важно. Нам бы тоже не помешало сформировать всё в единый концепт, но разнородность истории всё портит. Лапти с гуслями резко переходят в Петровскую эпоху, которая вообще, как с другой планеты, а потом ещё и коммунизм вклинился, чьи адепты категорически против Царской России и её атрибутов. Если у англичан фольклор писали в том числе и короли, у нас фольклор и высокая культура идут по разным несовмещаемым дорожкам.

И получается как получается. Культура в одной стороне, припадочные балалаечники в другой.
Нацдемы - известные клоуны.
Им волю дай, останется только Московия, зато однородная и чистокровная (хаха три раза), в косоворотках с балалайками.

Национальное - это не костюмы, а нечто нематериальное, то самое, когда что русскому хорошо, то немцу смерть, и наоборот.
Некий набор убеждений и констант, не подвергаемых сомнению.

А безродные космополиты тоже не по одежке определяются, а по тому самому "стыду", когда стремятся отринуть все это коллективное бессознательное, в котором выросли, и вписаться во что-то другое.

bohemicus

December 22 2018, 09:36:35 UTC 7 months ago Edited:  December 22 2018, 09:37:40 UTC

Прошу прощения, но клоуны - это те , кто говорит, что при нацдемах от России осталась бы "Московия". В реале при нацдемах русские войска давным-давно взяли бы как минимум Киев и Минск, а скорее всего - и Ригу с Ревелем.

А уж использование Вами лексики сталинистского интеллектуального гетто вроде "безродных космополитов" просто невозможно комментировать.

Я привык, что Вас заносит чёрт знает куда чуть ли не в каждом комментарии, но на этот раз Вы со своими абсурдизмами превзошли сами себя.
Я думаю, что вы с оппонентом под нацдемами понимаете совсем разное.
Оппонент вообще живёт в собственном мире. Я с ним давно общаюсь, привык уже.
Нацдемы педалируют "русскость" в самом странном ее виде, близком к нацизму.
Кровь, почва, вот это все.

В принципе основная идея там верная - только при национальной однородности может существовать настоящая демократия.
Но в случае России эта однородность предполагает гораздо меньшую территорию, потому что на нынешней территории, даже на том огрызке ее, который остался, такой однородности нет и не предвидится в ближайшее время.

Чтобы брать Ригу с Ревелем, нужно иметь привлекательную социальную модель как раз для нелюбимой вами "многонационалии",

"Безродные космополиты" конечно словечко из тех времен, но глядя на всех этих современных деятелей с хорошими лицами и вечной фигой в кармане, оно само как-то вспоминается.
Перестаньте заниматься диффамацией. Вы или совершенно ничего не знаете о нацдемах или сознательно на них клевещете.
У Нестерова есть такой термин - "уга-буга-национализм". Подразумевает, что при скудности каких то действительно великих свершений, их место занимает всякая мелочевка, типа веночков и полотенец с вышивкой.
Спасибо большое!
И Вам спасибо.
Вы о многом судите здраво. Я сам не понимаю этого балагана с косоворотками и поддевками. Из нас, русских, всегда получались хорошие космополиты и хреновые националисты.
PS Помню Ваш пост про то, что национальный русский костюм - это мундир, а напиток- чай
Спасибо.
Ничего себе. Спасибо за чешских румын, не знал о таких.

bohemicus

December 22 2018, 10:09:54 UTC 7 months ago Edited:  December 22 2018, 10:10:09 UTC

И Вам спасибо. Вы имеете в виду Mоравскую Валахию? Статья о ней есть в википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%8F
Да, я уже тему повертел в руках. Интересно. Казалось бы, небольшая страна, а вон там что.
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 26-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
В чешской комедии «Адела ещё не ужинала» американец решил надеть национальный чешский костюм по книге, и в Праге слиться с толпой. На вокзале его сразу заметили окружающие в пиджаках и котелках.
Вы не поверите, но я никогда не видел этот фильм от начала до конца. Хотя по телевидению его показывают по два раза в год. Надо будет как-нибудь посмотреть.
Ничего не зная о национальных различиях моравов и чехов был очень удивлен (в Семилетнюю войну это просто соседние области, типа как кабинет №1 и кабинет №2), зайдя в Брно в исторический музей, гигантской картой на всю стену с гордой надписью В Е Л И К А Я М О Р А В И Я
"Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя": 101-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» Козьмы Пруткова))

Про Великоморавскую державу, основанную князем Ростиславом, который принял христианство от небезизвестных Кирилла и Мефодия (ложно обвинённых в изобретении кириллицы) обычно рассказывают в курсе средней школы.
На средневековых сказках я обычно подрёмывал.
Кстати, у меня был пост о призрачной Великой Моравии. В наши дни словаки решили называть её Словацким королевством: https://bohemicus.livejournal.com/29318.html
Очень хороший текст.
"они не уродовали свою речь диалектизмами, но развивали её, заимствуя недостающую лексику из более развитых языков — из польского и русского"

Тут немного спорно, достаточно вспомнить, как по-чешски будут "компьютер", "кислород", "алюминий" и "вокзал". И не затруднит ли вас привести примеры русизмов в чешском? За 5 лет тут заметил в письменной и устной речи германизмы и англицизмы, русизмов как-то не встретилось.

И я, конечно, крайне негативно воспринял аннексию Крыма в 2014м, но в 1913 он объективно был частью РИ, чего не следует из приведенной вами карты.

А в остальном все так, очень хорошо сформулировали, почему для успешного строительства национального государства надо учиться носить фрак, а не выкапывать вышиванки с косоворотками.

bohemicus

December 22 2018, 18:20:54 UTC 7 months ago Edited:  December 22 2018, 18:40:28 UTC

В чешском языке есть довольно много русизмoв советских времён (строго говоря, это скорее советизмы, но с чешской точки зрения речь идёт всё же о русизмах): subotnik, úderník, stachanovec, kolchoz, kulak, rozkulačit, pionýr, rozvědčík, rozvědka, prostoj, operativní, prověrka, běženec, poraženec, instruktáž.

Есть в чешском языке и такие слова, как šašlik, pirožek, boršč. Могу ошибаться, но, кажется, они тоже вошли в чешский в советское время.

Однако есть и более старые заимствования. В словаре Юнгмана (1834-1839) можно найти до тысячи слов, заимствованных из русского. Часть из них потом вышла из употребления, но часть вошла в чешский язык настолько прочно, что сегодня уже только специалисты помнят о их русском происхождении. Это такие слова, как poručík, chrabrý, jařmo, kormidlo, příroda, sloh, vkus, záliv, plod, čaj, šum, slovesnost и т.д.

Заимствования продолжались и позже, хотя и в меньшей мере. Напримeр, в самом конце XIX века из русского в чешский пришло слово lyže.

Многие слова были не прямо заимствованы, но созданы под влиянием русских и тоже считаются русизмами. Например, слово průmysl в значении "промышленность" было образовано от русского промысел.

Примерно такое же количество слов было заимствовано и из польского языка. В некоторых случаях русские и польские слова совпадают, и разные авторы считают их русизмами или полонизмами по своему усмотрению.

Скажу больше: в 1805 году Пухмайeр предложил чешский алфавит на основе кириллицы, и некоторые будители, включая Юнгмана, использовали его в частной переписке.

Что касается чешской химической терминологии, то её практически целиком создал Ян Святоплук Пресл в 20-30-х годах XIX века. И это было не использование диалектизмов, а создание неологизмов, во многих случаях - путём дословного перевода с латыни. Кстати, не вижу, чем слово kyslík принципиально отличается от слова кислород.
Да, Крым зря недокрасили. С другой стороны, в 1913 году Камерун, Намибия и Танганьика ещё принадлежали Германии. Но на общую картину это влияет мало:)
Спасибо, познавательно. Видно, большая часть русизмов, вышла из употребления или была заменена. Например вот běženec не встречал, только uprchlík, но slovnik.seznam.сz это слово знает.

И простите за занудство, но слово kolchoz это не заимствование, а транслитерация с русского и применяется только к советским колхозам (подобно тому, как мы транслитирируем с иврита "кибуц"), чешский колхоз был "Jednotné zemědělské družstvo", JZD (см., например, бессмертного "Йожина с Бажин").

fat_yankey

December 23 2018, 03:23:48 UTC 7 months ago Edited:  December 23 2018, 03:25:54 UTC

Ни одной косоворотки. Семья Гольштейн-Готторпских наряженная в русском стиле для карнавала:

По-русски так нельзя сказать. Можно сказать: Романовы на костюмированном балу.
Да, верное замечание. Если они нарядились à la russe, то и говорить должны à la russe.
Это не a la russe, а придворная одежда времен Алексея Михайловича, которого очень любил Николай II. Сколько в ней восточнославянского, Бог весть, но скандинавских, византийских, венгерских и даже средневековых западно-европейских - полно
Никогда не понимала и не принимала всей этой "вышиванковщины". ПМСМ, весь этот т.н. фольклор - детские одёжки. Взрослый человек и одевается во взрослую одежду. А "вышиванки" на современных людях вызывают чувство тягостного и гадливого недоумения, как ползунки на взрослом. А уж когда всё это ещё и агрессивно навязывается - такое чувство, что людей втаптывают в самую грязь на самом дне.
Автору,как всегда,большое спасибо.
И Вам спасибо!
Метафизическая косоворотка - хит) взял в словарь
Под обаяние этого дискурса про «белых» попало большое количество людей умных или когда-либо бывших умными.
Это сильно :)
Прекрасный, очень остроумный пост! Спасибо.
Никогда не используя национальный костюм в обычной повседневной жизни и будучи достаточно далёк от движения реконструкторов, я, тем не менее, два дня в конце июня 2017 года провёл вместе с семьёй в русских средневековых костюмах и получил от этого удовольствие, ибо было это на средневековом фестивале в старинном французском городе Провэн (Provins).
Планируя показать детям Францию и этот фестиваль, как яркий образ средневековья, где приветствуются гости в костюмах минувших эпох, в том числе и скидками на билеты, мы, вопреки французским родственникам, предлагавшим воспользоваться их французскими костюмами, изготовили себе свои, взяв за образец Новгородскую одежду 13-14 веков, носимую сословием наших предков, с достаточной долей условности, конечно.

Надо сказать, было приятно чувствовать себя представителями России среди европейского средневековья. Люди спрашивали и порою узнавали.
Я выкладывал рассказ об этом тут: https://k-fon-shwahgeim.livejournal.com/68012.html
Позвольте уточнить, собственно против самого косого воротника на стоечке Вы против что нибудь имеете?
Мне лично он кажется стильным, не каждому пойдёт, но на высокой и стройной шее, почему нет?