Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
ТРИ ПОКОЛЕНЬЯ: ЛИДИЯ, НАТАЛЬЯ, НИНА

История эта началась прошлым летом, когда из сети я случайно узнал о существовании фотоальбома семьи Сафоновых и о том, что в нём имеются изображения людей, связанных с историей усадьбы Островки. После длительной переписки и ожиданий музейно-выставочный центр Росфото, что в Петербурге на Б.Морской, выложил интересующие меня фотографии из этого альбома, так что теперь я могу ими воспользоваться для завершения цикла об этой усадьбе (см.: http://enzel.livejournal.com/389861.html). Пользуясь случаем, выражаю искреннюю признательность сотруднице Росфото Л.И.Стариловой за проявленное участие и оказанное содействие.

Хронологически первым изображением является карандашный рисунок Г.В.Сороки (1840), возможно, являющийся подготовительной работой к известному портрету маслом Лидии Милюковой (начало 1840-х гг.):


Из коллекции Росфото: http://rosphoto.org/collection/collection/brief-review-photo-collections-rosphoto/#section_3

Эта девочка - дочь хозяина усадьбы Островки Н.П.Милюкова (1802-1889). В 1853 г. она вышла замуж за тверского помещика пор. С.В.Сафонова, в браке с которым родились сыновья: Василий (1854-1890), пор. лейб-гв. Атаманского полка, Николай (1856-?), кол. сов., и Михаил (1857-?) - https://www.prlib.ru/item/406149#z=3&n=5&i=6512286_doc1_AC88E5D8-5396-4789-AC44-053843E895DE.tiff&y=694&x=725. Затем, очевидно, в связи со смертью супруга, Л.Н.Сафонова выходит замуж за тверского чиновника вдовца Н.Г.Левенталя, и в начале 1870-х гг. у них рождаются дети Павел и Наталья. От первого брака у Н.Г.Левенталя был сын.


Братья: В.С.Сафонов, П.Н.Левенталь (в 1892 г. окончил Александровское уч., впоследствии чиновник особых поручений при Тверском губ., как и его отец), ст. брат Левенталь (имя не установлено), 1882 г. - из коллекции Росфото

Но для нашего сюжета намного важнее сестра Наталья:


Н.Н.Левенталь незадолго до замужества; её дед, Гюстав Левенталь, пришёл в Россию в рядах Великой армии и остался, а его сын Николай к концу своей карьеры был уже потомственным русским дворянином - из коллекции Росфото

В 1896 г. она выходит замуж за поручика 1-го лейб-драгунского Московского полка С.С.Красенского (1868-1917), старшего брата моей прабабушки М.С.Красенской (1879-1948):


Ротм. С.С.Красенский (1901), также см.: http://enzel.livejournal.com/402349.html

Со временем Н.Н.Красенская получает по завещанию от матери имение Островки (см.: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008050290#?page=135), а после выхода мужа в отставку в начале 1907 г. семья Красенских поселяется там постоянно. У них рождается трое детей: Нина (1897-?), Михаил (1898-1944) и Юрий (1902-?). Известна только судьба Михаила (см.: http://enzel.livejournal.com/404209.html). Что стало после революции с его братом, сестрой и их матерью, неясно. Что касается главы семьи, то в 1907-16 гг. он служил земским начальником в Вышневолоцком у., а потом, как отставной подполковник, был назначен командовать полком ополчения. Обстоятельства его смерти также неизвестны, но, с учётом специфики времени, никак нельзя исключать насильственного её характера (о конце Островков см.: http://enzel.livejournal.com/429814.html).


С.С.Красенский с дочерью Ниной, 21 июля 1914 г., в день её семнадцатилетия: она очень мало похожа на мать, но совершенно бесспорно сходство с бабушкой Лидией на рисунке Г.Сороки

UPD. Новое музейное открытие удачно дополняет этот ряд женских лиц ещё одним, четвёртым, поколением со стороны прошлого. Перед нами портрет матери Лидии, бабушки Натальи и прабабушки Нины - Аграфены Кононовны Милюковой (ур. Обернибесовой, 1802-1863), жены Н.П.Милюкова и матери его детей, включая сына Арсения (1847-1905), изображённого на этом портрете кисти Г.В.Сороки (1851):


В лице А.К.Милюковой присутствуют черты сходства как с её дочерью Лидией, так и с внучкой Натальей (особенно), и даже с правнучкой Ниной. Портрет этот хранится в Волгоградском худ. музее под названием "Женщина с ребёнком". Возможно, что точно так же в других провинциальных музеях находятся неопознанные портреты Красенских, Палицыных, Мошковых...

На этом семейно-историческая часть исчерпана, и я рискну немного выступить в несвойственной мне роли искусствоведа. Среди картин С.Ю.Жуковского, написанных в Островках, есть одна, заметно выделяющаяся в ряду прочих - Перед террасой (1912-13):



По-моему, эта работа - одна из визитных карточек Жуковского как художника и человека, где он выразил самого себя, своё художественное мировоззрение с максимальной ясностью. В картине много подчёркнуто декоративной живописности, что является следствием соединения в ней трёх наиболее близких художнику жанров: усадебного пейзажа, натюрморта, интерьера. Людей, к счастью, на ней нет - только что были и ушли за обрез холста; и не нужно их, ибо этот мастер, по-видимому, был глубоким мизантропом и когда зачем-то всё же пытался изображать человеческие фигуры, выходили у него какие-то ватные снегурки (см.: http://enzel.livejournal.com/424994.html). Чего никак не скажешь о его коллеге и приятеле Н.П.Богданове-Бельском, этом прирождённом жанристе, которому без людей было просто невыносимо скучно. Позволю себе высказать предположение, что картиной В цветах (1915) последний шутливо отвечает другу-художнику, обыгрывая при этом тему шали - уже не брошенной кем-то ушедшим на спинку кресла, а накинутой на плечи погружённой в чтение дамы:



Такая вот милая усадебная Россия - была и сплыла.

Правда, кое-что иногда всплывает. Например, этим летом начался ремонт усадебного дома, перевезённого из Островков в посёлок Овсище в конце 1920-х и стоящего теперь в пятнадцати километрах по прямой от своего изначального расположения на берегу озера Молдино (на которое открывается вид на картине Жуковского). Старания местных энтузиастов-краеведов привели к тому, что дом станет музеем трёх художников: Венецианова, Сороки и Жуковского, с той лишь оговоркой, что в их бытность он стоял совсем в другом месте.



Tags: habitus, imperium rossicum, photo, архив, генеалогия, культура, прошлое, семейный архив
2
Хорошая статья.
И картины. Особенно "Читающая в саду".
Спасибо. Только это неверное название картины - перевод с английского. Оригинальное русское название: "В цветах".