bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Близкородственные виды.


   В 1918 г. в Хабаровске под охраной Международного Красного Креста существовал оркестр, состоявший из австро-венгерских пленных, по происхождению - богемских немцев. Войдя в город, чехословацкие легионеры направились к своим немецким землякам и задали им один вопрос: "Кто хочет стать чехом?" Чехом не захотел стать никто. Легионеры расстреляли музыкантов и добили их штыками. Это произошло в присутствии представителей Красного Креста, вознесших против случившегося протест.

   Я знаю больше подобных эпизодов из богемской истории, чем мне хотелось бы. Однако я принимаю людей, народы и страны такими, какие они есть. Мне кажется странным, что некоторые читатели не без иронии отзываются о моём отношении к Богемии и богемцам. Они называют его очарованностью. Ho мне несвойственно очаровываться. И если я описываю этy страну тёплыми красками, тому есть причины.
 

  Bо-первых, чужестранцу не к лицу дурно отзываться о народе, среди которого он живёт. Это универсальное правило действует повсюду в мире, кроме разве что РФ. Впрочем, последнее свидетельствует лишь о хаотичной ситуации, господствующей в нашей стране. Как только в России будет восстановлен элементарный порядок, тaм станут говорить о русских исключительно хорошо.

  А во-вторых, мне не приходится кривить душой. Я выбрал себе страну и народ по своему вкусу. 

  Мне близка итальянская эстетика. Думаю, архитектура Италии - это вершина человеческой цивилизации. Но я человек северный, плохо переносящий и жару, и проявления южного темперамента. Менталитет скандинавов, напротив, был бы для меня оптимален, но у них нет средиземноморских красот. Да и сыровато. А Богемия лежит посередине. Чешский темперамент близок к скандинавскому, а красоты - к итальянским. Сейчас какая-то итальянская телекомпания снимает в Праге сериал из жизни семьи Борджиа. Итальянцы считают, что в Богемии воспроизвести интерьеры Ренессанса даже проще, чем в самой Италии. При этом сибирские леса для своего "Цирюльника" Михалков снимал в окрестностях Карловых Вар.

  Вероятно, по этим же соображениям мне бы нравилось жить и в Швейцарии или Бенелюксе. Но у Чехии есть преимущество даже по сравнению с ними - язык. В этой стране глаза называют очами, пальцы - перстами, а Луну - Месяцем. Чего же боле?

  Разумеется, мне прекрасно известно, насколько далека от реальности чешская националистическая интерпретация собственной истории. Равно как и то, насколько мифологичен имидж чешской нации в мире. Известно это и чешским интеллектуалам. К национальной мифологии они относятся по-разному.

  Во времена Первой республики Божена Викова-Кунетицка, писательница-феминистка, депутат парламента, сенатор и первая женщина, избранная в Академию наук, написала :

 "Ни у кого нет права лишать нацию иллюзий, какими бы они ни были. Иллюзии - это один из столпов, на которых держится нация. В таких случаях никому не позволено ставить вопрос о правде. Правда - в чувствах".

  С другой стороны, в 60-х годах крупнейший историк Франтишек Граус охарактеризовал ситуацию в чешской исторической науке словами:

  "Чешская мысль почти идеально соединяет сразу несколько мифов: веру в прогресс, тормозящийся только злыми внешними силами, веру во врождённый демократизм человечества и особенно чешской нации, убеждение о высокой ценности нации, как таковой. Чем прочнее эти мифы связывались с верой в голубиный характер славян, тем крепче они становились. Из принятой чехами исторической схемы исчезли все негативные черты чешской нации, там остался мифический добрый чешский народ <...> Из искусственно созданной сияющей идиллии исчезли все пятна и тени - чешское насилие, жестокость, грубость, алчность, зависть. Тирания якобы всегда исходила от внешних сил или чужих династий, сегодня мы сказали бы "от иностранных влияний". Пока мы не осознаем, что и чехи в прошлом то и дело проявляли неслыханную жестокость, злость и суровость, пока мы не поймём, что в чешской истории было не только героическое сопротивление, но и трусливая коллаборация, а то и предательство - короче, пока мы не признаем, что чешская история отнюдь не представляет светлого исключения в море постигших человечество бедствий - мы будем искажать и приукрашивать собственное прошлое. Нам постоянно повторяют, что мы должны гордиться своим прошлым, но с таким же правом можно сказать, что оно должно внушать нам ужас."

  Сам Граус по происхождению был немецкоязычным евреем. Но характерно, что даже проведя войну в концлагере, он остался свободен от антинемецких предрассудков, почти безраздельно господствовавших в его время.

  Наконец, уже в наши дни другой чешский историк, Томаш Кристлик, написал:

  "Никому не пристало гордиться своей историей, потому что в абсолютном большинстве случаев это подразумевает урон, страдания и мучения для иного государства, нации, этноса, для другой группы людей. Кроме того чехи (и сербы) совершенно бессмысленно видят в своих национальных страданиях положительную ценность. Исторические события следует воспринимать абсолютно без эмоций. Замалчиваемые факты должны быть опубликованы, а искажения нужно исправлять, не прибегая к автоцензуре".

  Томаш Кристлик - автор блестящей работы "Замалчиваемая история". В этой книге он заходит в демифилогизации чешской истории так далеко, как не заходил, возможно, никто перед ним. Но нужно учecть, что Кристлик живёт в Баварии. И добавить, что на родине его обвиняют в ревизионизме.

  Я же полностью согласен с Кристликом, а не с его критиками - исторические события следует воспринимать абсолютно без эмоций.
 
  Ув. krylov  недавно написал пост, в котором заметил:

  " Пиратское происхождение британской цивилизации – именно в плане «идейном» - оспаривать трудно. Как и наёмническое происхождение цивилизации германской. Пираты и наёмники (то есть те же пираты, но сухопутные; впрочем, те же викинги были, по сути, морской пехотой) и являются единственными создателями цивилизации как таковой." http://krylov.livejournal.com/2181989.html

    С обобщением о цивилизации как таковой согласиться трудно - за скобками остаются романские народы, которые создали величайшую из цивилизаций. Но если говорить именно о британцах и германцах, то дело обстоит именно так.

  Однако речь о славянах. Официальная чешская историография начиная с XIX века пыталась сделать неразделимым словосочетание "голубиный характер славян". Но я вспоминаю одного чеха, который в частном разговоре сказал мне: "Вот все говорят: гуситы, гуситы... Да это же были обычные разбойники, которые грабили немцев, только и всего". Подумав, он добавил: "Да и сейчас случается - запаркует немец машину у нас перед супермаркетом, а её кто-нибудь обчистит. Наверное, гуситы".

  В Европе нет вегетарианских народов. Это континент хищников. Они отличаются размерами, степенью удачливости и даже видовой принадлежностью. Но плотоядны все европейские нации. Без исключений. Надо будет написать пост о чехах как oб империалистах. Полагаю, большинство читателей не только незнакомо с этой темой, но даже не задумывалось, что такой взгляд возможен. Думаю, список чешских территориальных претензий, репараций, контрибуций и военных трофеев многих удивит.

  Не учитывая этого, наши соотечественники совершенно неверно представляют, как чехи смотрят на русских. Oни видят в нас куда более крупных хищников близкородственного вида. Наверное, примерно так кошки смотрят на тигров (a вот на немцев чехи склонны смотреть скорее как кошки на собак).

  Это не значит, что кошка завидует тигру или стремится ему подражать. Случается, что кошка хорошо устраивается, привыкает греться у камина и толстеет до полной утраты интереса к ловле мышей, а тигра держат в клетке и очень скверно кормят. Но превратности судьбы не отменяют ни их природных свойств, ни близкого родства.
 


Tags: bohemia
5
Вас интересно читать.
Спасибо.
Сколько сейчас в Чехии живёт русских?
Около 30 тысяч граждан РФ и свыше 120 тысяч граждан Украины. В эти цифры включены люди как с ПМЖ, так и с годовыми визами.
Какой интересный ответ :)
Ув. Богемикус, вы прекрасно пишете, и я совершенно согласен с идеей договорной нации, о которой вы немало растолковывали, но в своих постах вы удивительным образом игнорируете окружающую вас реальность.
Вот вы пишите про бретоньцев, которые были насильно офранцужены, при этом совершенно игнорируете тот факт, что украинцы со своими французами политический договор «нация» оборвали еще в 17-ом году. В 18-ом со своими французами повоевали самым настоящим образом за независимость, а в 91-ом году получили независимость всерьез и надолго.
Поэтому, пожалуйста, не отождествляйте украинцев с русскими, т.к. это не соответствует действительности. Договор растрогнут очень давно.

Я, конечно, понимаю, что вот Каталония проголосует за независимость, и, представим, даже станет независимой, но останется некое количество маргинальных испанцев, которые будут твердить что никаких каталонцев нет, язык их выдуман, и вообще они все испанцы, да. Но это же будет так невыносимо глупо.
Нации формируются государствами. Если уж быть точным, под псевдонимом "нация" на Западе скрываются как раз государства. Впрочем, даже и не скрываются. Ведь организация объединённых государств вполне официально называется Организацией объединённых наций.

Российская империя была сословной монархией и погибла, не успев стать государством современого типа. В итоге русская нация осталась недосформированной.

Договор не мог быть расторгнут - он просто не был заключён.

Люди и народы за независимость (и ни за что иное) не воюют. Воют государства. И рассказывают пропагандистские сказки, что это якобы народы ведут войны.

В 1918 году на Украине существовали различные государсвенные образования, в том числе - украинские, они воевали. Не стало этих государств - не стало и комбатантов.

Какая нация будет на Украине, зависит только от того, какое там будет государство (или государства). Сейчас государство украинское - оно декларирует украинскую нацию всерьёз и надолго. Если Украину аннексирует русское государство - оно столь же всерьёз и надолго продекларирует русскую нацию.

При этом нужно учитывать, что РФ признаёт независимость Украины лишь до тех пор, пока сама остаётся советским государством. Как только Россия трансформируется в русское государство (а это неизбежно произойдёт), она со стопроцентной вероятностью сделает одной из основных своих целей аннексию Украины.

Будет это через 10 лет или чeрез 100 - значния не имеет. Государства живут и развиваются по своим законам.

Мнение местных жителей тем более не имеет для государства значения.
С тем же успехом можно рассуждать об аннексии Словакии Чехией, или Австрии Германией, или Ирландии Англией... Если перечислять все те государства, что откололись от более крупных своих «колонизаторов/оккупантов», то на это же весь день уйдет. А реальность такова, что порой того что было не вернуть. Ну не будет США уже в составе Биратнской Империи, т.к. и Империи-то уже нет.
Зачем все эти пустые разговоры?

Да и почему бы тогда Украину не аннексировать Польше, наконец? Хм.

В конце концов через 100 лет может и России не будет, и половину Польши как раз аннексирует Германия, восточную Пруссию в частности.

Это все очень пространные рассуждения, сильно уходящие в субъективно-эмоциональное, т.к. составляет суть очень болезненного «украинского вопроса» для русских националистов.

Но до тех пор пока Украина не аннексирована ни одним из вышеперечисленных государств (да и пока она кого не завоевала, мало ли что будет через 100 лет), прошу вас не отождествлять украинцев с русскими. Спасибо.
"Украинский вопрос" является болезненным исключительно для украинских сепаратистов. У русских полным-полно своих проблем, и существование украинского государства с русской точки зрения - лишь недоразумение, которое рано или поздно разрешится. Если не при жизни этого поколения, так при жизни следующего.
Насколько хищны лужицкие сербы?
Их 60 тысяч. Было бы 6 миллионов, оказалось бы, что они ни в чём не уступают хорватам или другим сопоставимым по численности народам.
С Граусом и Крстликом абсолютно согласен. А уж сколько создано мифов о "врожденной доброте русских"
Я где-то читал, что во время Тамбовского восстания крестьяне живьём закапывали пленных комиссаров по плечи в землю и напускали на их головы крыс. Возможно, комиссары и заслуживали чего-то подобного. Но впечатляет сама замысловатость подхода к делу, продемонстрированная простыми русскими людьми.
феерично! так и представляю два отряда крестьян: один ловит комиссаров, другой крыс
Ну так: я вспоминаю, что крестьяне в 1812 году прислали кому-то из партизанских командиров просьбу изложить им новые способы казней в отношении французов, а то все им известные они уже перепробовали.

Очевидно что крестьяне вполне прагматично подошли к делу - есть французы (материал), дело лишь за способами их казни (методы).
Каждый народ последовательно проходит эволюцию от животного стада к человеческому обществу. Очень часто эта последовательность неочевидна из-за ошибок и неусвоенных уроков истории как своего народа, так и всего человечества. Тогда возникает ложнне ощущение, буд-то история движется вспять и одни народы лучше других. На самом деле, все народы подобны спортсменам, стартующим с общего старта, но приходящих к финишу в соответствии с исторической реальностью. Думаю, что именно этим вызвано культурное различие всех народов.
Стыд, равно, как и гордость за свою историю испытывают люди с беспокойным сознанием, одно время на "Радио России" была рубрика - "Что было - то было", и каждая страница истории России, от постыдной до великой, заканчивалась фразой: "Что было - то было".
Думается, что когда хотя бы сколько нибудь значимое меньшинство каждой нации поймет эту, в общем-то, простую истину, животное начало в каждом человеке будет слабеть, а начало человеческое - крепнуть.
Почему-то вспоминается роман Жорж Санд "Консуэло" и его продолжение - "Графиня Рудольштадт", действие которого большей частью происходит в Чехии.
Спасибо за интересную статью.
По поводу "что было - то было" мне вспомнилось, что в 1999 году, когда Чехия вступала в НАТО, многие ожидали появления в стране американских баз. Один чех, молодость которого прошла по соседству с советским гарнизоном, сказал мне в те дни: "Какая польза была здесь от русских, я знал. Ко мне приходил русский прапорщик, я показывал ему на своём видео "Рембо" или "Рокки", а он давал мне тушёнку. Но какой толк может быть от американского капрала?"

Это более или менее стандартное отношение простых чехов к советскому военному присутствию. Но (пост)советские люди почему-то склонны думать, что чехи день и ночь вспоминают советскую оккупацию и скрежещут зубами от ненависти. За 2 года в ЖЖ я услышал от ЖЖ-истов о 1968 г. больше, чем за 16 лет жизни в Чехии от чехов. У людей какие-то жуткие комплексы.

Кстати, Вы не первый, кто вспоминает у меня в журнале "Консуэло". Наверное, надо будет прочитать эту книгу.
Вообще-то там пурга такая, что крыша едет. Но если рассматривать только как чтение для развлечения - можно и прочитать. :)
Спасибо, книга и вправду, очень и очень интересна.
Может они с вами об окупации и не говорят, но помнят , и чертовски сильно помнят.( Я человек попроще, и мне они не стесняются припоминать)
Ну, что Вы. Это я настолько прост, что дальше некуда. У меня нет склонности к рефлексии и комплексам. Люди это видят, и не пытаются валять со мной дурака. У Вас же, судя по тому, что Ваш журнал называется "Рефлексия", склонности такого рода есть. Видимо, чехи это чувствуют, и пользуются этим обстоятельствам. Сами они на эту оккупацию давно наплевали и забыли. Её даже телевидение вспоминает ровно раз в году в ритуальных целях. Но, увидев человека, которого можно развести на подобные штучки, они начинают спектакль. Примитивнейшая манипуляция, только и всего.

Примерно тоже самое европейцы проделали со всеми советскими, несколько лет назад вдруг вспомнив об изнасилованиях немок красноармейцами во время Второй мировой войны. Невероятно, но советские повелись на эту разводку. Начали что-то доказывать, опровергать, клясться мамой, что не было такого. Один известный юзер даже написал в ЖЖ, что советские не могли никого изнасиловать, потому что на войне у солдат от стресса бывает массовая импотенция.

Сравните с Неаполем. Когда туда вошли Союзники, они насиловали не тольком женщин, но и детей. Особенно отличились марокканские части французской армии. Итальянцы были весьма впечатлены. Об этом писали и Альберто Моравиа, и Курцио Малапарте. А уж в фильмах времён неореализма изнасилование неаполитанок солдатами Союзников (хоть марокканцами, хоть американцами) - это стандартный сюжет.

Но я не слышал, чтобы французов или американцев это хоть сколько-нибудь беспокоило. Ну, было, и что? Pourquoi pas, раз уж мы взяли Неаполь? Итальянцы и поскучнели.

Разводят тех, кто даёт себя развести.
Я не сказал, что они меня разводят, пытаются это да. Но облом их ждет жестокий.
Насчет " рефлексии" - удар под пояс, но он не пршел, у меня крепкая защита.
Удар под пояс? Вы же сами так назвали свой журнал.
Бросим эту тему. Это всего лишь название журнала и нечего более. Куда интереснее темы, которые затрагиваете Вы в своем журнале. К сожалению не учавствую в дисскусия, поскольку во всем , или почти во всем , с вами согласен. А поддакивать не очень хочется, но иногда не удерживаюсь...
Приходите чаще, я буду рад.
Всегда рядом.
при базисном согласии - сняли же притом "Обчанский пруказ", совсем свеженький? "Коля", возможно, в определенном смысле дитя времени, так что его приводить в пример, может, и некорректно. Тем не менее, видимо, тема все-таки есть?

(меня тоже не достают, но я в стране 2,5 года и просто не могу делать выводов :) )
ну на зуб они пробуют - правда, меня только один раз, и примерно в духе "а вот не чувствуешь ли ты особый стыд за то, что из России?", так на это можно цитировать Арендт: "Мне часто стыдно, что я человек". Судя по волне воспоминаний о гонении немцев и о том, как чехи не спортивлялись уничтожению евреев и цыган, они свое равновесие найдут
Один раз за сколько лет? Хотя количество лет и не так важно. "Один раз" может быть заметен для туриста (хотя лично я не стал бы придавать ни малейшего значения "одному разу", даже будучи туристом). Но для человека, живущего в стране, "один раз" - это нечто, автоматически округляемое до нуля.
Я не видел "Оbčanský průkaz". Но насколько я знаю, это фильм из жизни 70-х лет. Даже не видя его, я могу предположить, что там показано много скверных местных партфункционеров и совсем отвратительных сотрудников чехословацкой госбезопасности. А совесткие танки или солдаты если и присутствуют, то промелькнули в двух-трёх эпизодах в качестве вполне нейтрального фона.

По большому счёту, оккупация вызывала искреннюю острую реакцию в течение первого года. Но в 1969, в первую годовщину оккупации, массовые демонсрации протеста расстреливала местная госбезопасность. Ни один советский солдат в этот день не покинул казармы, а на улицах были мёртвые. После этого стало ясно, что проблему представляют не столько оккупанты, сколько местные коммунисты. То, что на ключевых постах в руководстве компартии находились по большей части словаки, делало вопрос ещё острее.

А все разговоры об оккупации после 1969 носят либо ритуальный, либо экспортный характер.
про словаков я не знала... впрочем, я пока вагон чего не знаю.

в принципе, да, "ритуальный или экспортный характер" - это верно.
Среди тех, кто в 68 подписал обращение к СССР с призывом подавить контрреволюцию в Чехословакии, самым значительным деятелем был Василь Биляк, первый секретарь компартии Словакии. В последующие 20 лет он считался ключевой личностью чехословацкой политики. Биляк и сейчас живёт в Братиславе. Строго говоря, он всегда называл себя русином из Восточной Словакии, но с чешской точки зрения это словак.

Первыми секретарями Чехословацкой компартии были: в 1968-1969 - Александр Дубчек; в 1969-1987 - Густав Гусак. Оба - словаки. Гусак в 1975-1989 был и президентом страны.
"Но я не слышал, чтобы французов или американцев это хоть сколько-нибудь беспокоило." - А французы и американцы знают, что где-то они были жестоки, где-то добры. А Россия и русские в представлении совпатриотов это такие носители вселенской доброты, которые никогда никому не могут причинить какого-либо вреда. А от простого напоминания об изнасилованных немках или о Катыни патриотов начинает колбасить нешуточно.
Иногда у меня бывает чувство, что КАЖДОЕ слово, написанное советскими о русских - ложь. При этом не имеет значения, пытаются ли русских опорочить или восхвалить. Последний пост Галковского на эту тему просто великолепен http://galkovsky.livejournal.com/184663.html
Читал. Написано конечно талантливо, но по-моему впечатлению - УГ
(Существование романских народов само по себе - плод римского империализма. К тому же нельзя сказать, чтобы Испания никак была не причастна к пиратству и колониализму в определенный период.
Но это все к тому же.)
А вот Ваша любовь к Чехии замечательна, и описываете ее Вы хорошо. У меня с детства (может быть, со времени смотрения детских фильмов-сказок) была душевная склонность к этой стране и к этому языку, хотя она не вылилась ни во что профессиональное. Но и сейчас млею при одном звуке чешской речи. Если бы любил и мог путешествовать, посетил бы в Европе сначала Эдинбург, потом Прагу, а потом Чески Крумлов.
Да, конечно. Но в процитированном отрывке Константин Анатольевич утверждает, что пираты и наёмники являются единственными создателями цивилизации как таковой. А это не так. Ни античных римлян, ни итальянцев времён синьoрий и коммун невозможно считать наёмниками или пиратами. Точнее, кондотьеры и пираты среди были, но не они создавали цивилизацию. Это делали наниматели наёмников.

Чешский кинематограф, на мой субъективный взгляд, самый интересный в Восточной Европе. Это касается не только детских фильмов.

О Чешском Крумлове я писал в прошлом году http://bohemicus.livejournal.com/31573.html Я сам побывал в этом сказочном городе только однажды.
тема чехов-империалистов Вами должна быть в обязательном порядке раскрыта :)
Постараюсь раскрыть. Это очень интересная тема. Например, Чехословацкий легион овладел во время сибирского похода такими средствами, что возник план купить на эти деньги Забайкалье. Подобно тому, как американцы купили Аляску.
Скажите, пан Богемикус, Вы уже раскрывали эту тему? :)
Спасибо! Читаю Ваш журнал всю субботу :)
Ни у кого нет права лишать нацию иллюзий, какими бы они ни были
Это я запомню и - при случае - применю здесь, в Латвии.
Спасибо!
Ну, это вопрос взгляда. Хотя я не так хорошо знаю ситуацию в Латвии. Возможно, там это весьма актуальный тезис.
думаю об иллюзиях - потому что исследую историю защиты детей здесь, и понятное дело, что Первая республика выглядит не так однозначно прекрасно, как многим бы хотелось, и ищу варианты описания не очень жесткого. А из цитат чешских моя любимая от Э. Бенеша: "Нам не нужна релизация идеала, но борьба за него, чтобы было понятно, за что же мы боремся..." Спасибо за чудсный пост
Если говорить о Первой республике всерьёз, то описать её не очень жёстко довольно трудно. Поэтому лучше говорить не так серьёзно - эра джаза, Баррандов, "Гарри" Йeлинек продаёт американцам Карлштейн, "Život je jen náhoda"... Очень люблю эту песню http://www.stream.cz/video/131806-zivot-je-jen-nahoda
по мне, идеология Первой республики была обречена на самовзрыв и бесследность (как Атлантида - можно только сожалеть об утраченном, н очень разбираясь в том, что именно потерялось). Все было таким несвязным и плохо прошитым - с прошлым, со спецификой регионов, с европейским опытом, что при первом же толчке - экономическом кризисе, все поползло, ну а аншлюсс и протекторат добили все окончательно. Коммунисты уже завалы расчищали...

Deleted comment

Думаю, нация всегда жила и будет жить мифами. Но национальная интеллигенция в нормальных условиях должна понимать всё мифологичность национального сознания. Собственно, с ростом образовательного уровня человека ему становится всё более очевидной наивность и необоснованность представлений нации о самой себе. Это приближает мышление интеллигенции к мышлению аристократии, которая космополитична по определению и находится вне национального мифа.

Из приведённых в посте цитат видно, что чешские интеллектуалы расходятся во мнениях относительно того, нужно ли поддерживать или разрушать национальные мифы и иллюзии. Но ни у кого из них не возникает сомнений в том, что это именно мифы.

Нужно ли их подерживать, не мой взгляд, зависит от ситуации. Русским, я считаю, это противопоказано. Во-первых, у русских истреблена элита, и сформировать её можно только из образованного класса, свободного от иллюзий. Во вторых, у русских сейчас почти нет здоровых и позитивных мифов. То, что есть, преднамеренно исковеркано и изуродовано во вред русским. Наличествующие обрывки имперских, советских и прочих мифов пригодны исключительно для использования во вред русской нации, поэтому ими не стоит потчевать даже социальные и интеллектуальные низы.
// Ни у кого нет права лишать нацию иллюзий, какими бы они ни были.

Историю СССР можно считать исключением? С ней связано множество мифов, которые несколько мешают здравому восприятию прошлого и настоящего. Но эти же мифы воспринимаются как "народная гордость", которую пытаются растоптать. А её "топтать"(как воспринимаются любые попытки ревизии) не хорошо, сейчас, когда нынешнее положение оставляет всё меньше поводов для гордости в настоящем и взгляд ищет опору в славном прошлом. Ищет, и не находит, ни во времена СССР, многого стоившие русским и развалившуюся с вынужденного согласия "правящей номенклатуры", ни во времена Российской Империи, которая погибла не без участия правящей элиты. Миф то он уже есть, какой есть, а реальную картину надо осторожно прорисовывать, наверное. Формируя национальное восприятие, и уже вокруг него выстраивая хитросплетения событий.
Воспроизведу ответ, только что данный мною ув. konovko чуть выше в этой же ветке:

Думаю, нация всегда жила и будет жить мифами. Но национальная интеллигенция в нормальных условиях должна понимать всё мифологичность национального сознания. Собственно, с ростом образовательного уровня человека ему становится всё более очевидной наивность и необоснованность представлений нации о самой себе. Это приближает мышление интеллигенции к мышлению аристократии, которая космополитична по определению и находится вне национального мифа.

Из приведённых в посте цитат видно, что чешские интеллектуалы расходятся во мнениях относительно того, нужно ли поддерживать или разрушать национальные мифы и иллюзии. Но ни у кого из них не возникает сомнений в том, что это именно мифы.

Нужно ли их подерживать, нa мой взгляд, зависит от ситуации. Русским, я считаю, это противопоказано. Во-первых, у русских истреблена элита, и сформировать её можно только из образованного класса, свободного от иллюзий. Во вторых, у русских сейчас почти нет здоровых и позитивных мифов. То, что есть, преднамеренно исковеркано и изуродовано во вред русским. Наличествующие обрывки имперских, советских и прочих мифов пригодны исключительно для использования во вред русской нации, поэтому ими не стоит потчевать даже социальные и интеллектуальные низы.

Получается, что русским надо срочно сочинять новые мифы?
Прежде, чем появятся русские, способные сочинять национальные мифы, должны появиться русские, способные подняться над существующими мифами. Просто стряхнуть их, как прах со своих ног. Разумеется, такие люди есть. Но их мало. А необходимы реалисты в количестве, достаточном для составления русского образованного класса.
А Вы знаете, как можно ускорить рост реалистов?
Ну вот я по мере сил пытаюсь заниматься этим в ЖЖ. Насколько получается - судить не мне.
Реалисты чаще делают вывод, что надо валить из РФ.
Я не раз уже об этом писал.
Не думаю. У меня есть несколько уехавших друзей, но большинство моих знакомых в РФ никуда не собирается. И это вполне рационально мыслящие люди. А среди русских, которых я встречаю в Чехии, реалисты, мягко говоря, далеко не все.
Друг моего сына уже в Германии.
Мой молодой добрый приятель, большущий умница, в Англии...
Молодёжь настроена иначе...
извини что по немецки
расправа над немецкими жителями Праги:
http://www.youtube.com/watch?v=ZKh-pl9-95Q
Одна чешка была в 45-ом еще девочкой, видео снято ее отцом. недавно она решилась опубликовать редкую пленку.
Спасибо. Именно эти кадры мне не попадались. Хотя кое-какие впечатляющие фотографии я видел.

Deleted comment

В пределах статистической погрешности. Другой вопрос, что есть огромное количество чехов с немецкими фамилиями и, видимо, немецкими корнями. Включая президента Клауса, бывшего премьера Гросса, министра иностранных дел Динстбира, о котором я писал в прошлом месяце, или суперзвезды Готта. Я не считал, но думаю, таких людей будет где-то от четверти до трети населения. Плюс есть некоторое количество таких, кто после 1945 года поменял фамилии. Из Юнге получался Младек, из Гофмана Дворжак и т.п. Тем не менее, все они - чехи.

Строго говоря, по крови славяно-германскими метисами являются и чехи, и восточные немцы. Но принадлежность к нации определяется не кровью.
Интересно, как рационально и логично Вы выбирали место жительство. Неужели совсем не было чувства, когда оказались там в первый раз, что сердце замерло и сказало: "это моё, хочу здесь жить"?
В первый раз я приехал в Чехословакию в 1987. Тогда мысль о перезде просто не пришла мне в голову, потому что никаких реальных возможностей для переезда в то время не существовало. Я просто посмотрел на чужую жизнь, как если бы сходил в кино. Уехал я в 1995. Это была другая эпоха, и я был во многом другим человеком. Достаточно сказать, что в 87 мне было 19, а 95 - 27. И в этот промежуток уместилось много всего. Например, смерть обоих родителей.
Да, смерть родителей (сочувствую очень) - это настоящее подрубание корней. После такого мало что может удержать на старом месте.
Но меня удивил и отчасти восхитил Ваш рационализм при выборе куда уехать. Сам я на подобную рациональность не способен, мне нужно, чтобы сердце легло. Может, поэтому я все еще в Москве.
Да я вообще человек рациональный. Или, по крайней мере, стараюсь им быть.
И по плотоядной Европе наносят удар в Ливии - http://paidiev.livejournal.com/391433.html
Леониду Евгеньевичу свойственна некоторая... эсхатологичность.
Эх, очень вы аппетитно написали, у меня тоже Чехия и Прага- как первая любовь. Это была моя первая загранпоездка, еще в советские времена, и страна еще называлась Чехословакией. Но отвал башки был потрясающий. В это сейчас трудно поверить, но в центре Праги ,
в 10 часов вечера не было ни-ко-го :) , а едва ли не самой популярной закусочной на Мустеке была бургерная с названием "Арбат" :) и соответсвующей советской символикой ...
Поскольку энциклопедией чешского национального характера для меня с детства являлся "Бравый солдат Швейк", то я хотел у вас поинтересоваться, в какой степени сейчас по ней можно судить о современных чехах ( с поправкой на время, разумеется) , и какое место эта книга сейчас занимает в сознании современных чехов..?

Во-первых, существуют две интерпретации образа Швейка. Согласно одной, это идиот; согласно второй, это умный человек, прикидывающийся идиотом.

Во-вторых, сами чехи предпочитают считать "Швейка" сатирой не на чешский национальный характер, а на австрийскую монархию.

А в целом, образ Швейка - это, конечно же, национальная маска, под которой скрывается много всякого.

Сейчас я не хочу вдаваться в подробности, потому что у меня будет отдельный пост на эту тему.
Спасибо, будет очень интересно почитать.Хотя, я скорее имел ввиду даже не главного героя-фигуру библейского масштаба :) Для меня мнение о чехах складывалось скорее через всю остальную галерею образов романа...
у меня, после недавнего перепрочтения "Швейка", сложилось впечатление, что и у самого Гашка так и не появилось определённого мнения, кто же Швейк, идиот или притворяющийся идиотом

а вообще книга слабая и сырая, сборник баек и анекдотов. Жаль, что в хСССР о АВ судят почти исключительно по ней
Их нет нигде.
192 паука в банке. http://alexandrov-g.livejournal.com/222356.html

Отправляю себе вместе со ссылкой, пусть будет вместе.
Пауки - это пауки. А у хищников есть зубы.
Пожалста, вот вам зубы:
там же, но чуть дальше http://alexandrov-g.livejournal.com/223401.html
Лучше всего это можно представить себе в образе кружащих акул. Вот ходят они по кругу, ходят, плавниками пошевеливают, рылом время от времени в чужой бок тычут, человеку, за ними наблюдающему, невдомёк чем они занимаются, а они определяют кто из них слабее, а потом, определившись, разом накидываются кучей на одну и начинают рвать её на части.

Так вот "союзники" вовсе не были теми "союзниками", которыми их принято считать, а были они акулами из нашего примера.
Да это прописные истины. Недавно я писал о том, что такое союзники http://bohemicus.livejournal.com/42362.html Речь не об этом. А о том, что быть серьёзными хищниками получается только у европейцев. Ну и у американцев, естественно. Ведь это европейские колонисты. У русских до 1917 года, поскольку русские - это тоже европейские колонисты. У японцев, цивилизация которых построена на подражании европейцам.
Но у Чехии есть преимущество даже по сравнению с ними - язык. В этой стране глаза называют очами, пальцы - перстами, а Луну - Месяцем. Чего же боле?
\\\\
Некоторое время назад был на "Русалке" Дворжака, давали на чешском.
Понятно достаточно, чтобы следить за сюжетом.  (Ведь еще и 
поют!  И на русском не всегда понятно)
"...русалка бледа ... бьЕда, бьЕда..." :))
Ubohá Rusalka bledá, běda, běda :)
Интересно, насколько можно провести параллели с украинским национальным мифом. Практически то же самое. Впрочем, не исключено, что это относится и к любому отдельно взятому национальному мифу. Но здесь, в Украине, миф был сконструирован настолько неумело, что вызвал неприятие у большого числа украинцев, особенно жителей восточных и южных, в меньшей степени центральных регионов, где национальное самосознание находится на стадии становления. Однако с другой стороны доступно большое количество очень взвешенной информации по украинской истории, чего, скажем я не находил в хотя бы в прибзительном количестве по истории российской. Это объясняется наверно тем, что на Украине у некоторых людей появляется всё же желание таки разобраться что к чему, вследствие засилия абсолютно маргинальных и, к тому же, противоположных точек зрения. А в России вроде и так всё ясно, т.е. национальный миф вполне сформирован и разбираться никому не охота.
Мне кажется, Украине очень полезно проводить параллели в своем развитии с Чехией (как и Польшей). Очень много похожего, но те страны пошли в правильном направлении, а украинцы - до сих пор топчутся.
1. (могу ошибаться, все из разряда "общих знаний") Насколько я знаю, чешский (как и украинский) язык долгое время ущемлялся, считался языком крестьян, в городах говорили преимущественно на немецком. В результате чешский язык был полузабыт. Позже были созданы специальные комиссии, изучавшие старо-чешский по древним летописям и тд, и язык восстанавливался по сути искусственно. Сейчас чехи говорят на чешском. Украинцы пока не могут осилить такую реформу с украинским (наоборот сейчас регресс).
2. Аналогия "Чехия-Западная Украина". Обе оказались без элит (из Чехии выгнали немцев, из Галиции - поляков и евреев). Украинские города заселили украинские крестьяне и приезжие русские. Полноценный элитарный класс из них не сформировался.
3. Переименование географических названий. В Чехии были сразу переименованы немецкие названия городов и улиц. В Украине (восток-юг) до сих пор хватает "улиц Ильича".
4. Чехи провели люстрацию, украинцы не решились. Но это уже оффтоп)
Ну что тут можно сказать? Согласен по всем четырём пунктам...
Добрый день, читать Вас интересно, спасибо. Но с австро-венгерскими музыкантами вы, простите, неправы. Надо сказать, что как минимум 5 из этих музыкантов имели чешские имена. И, кроме того, расстрел музыкантов был произведен бандой Колмыкова. о чем он лично и заявлял. В Хабаровске об этом знают все. А на памятной доске в г. Хабаровске, посвященной этим музыкантам написано: «На этом месте 5 сентября 1918 года белогвардейцами были зверски замучены 16 австро-венгерских музыкантов, сочувстввоваших советской власти» Не надо на чехов навешивать то, что они не совершали. А вот то хорошее, что для России сделали чехословацкие легионеры мы не оценили. А жаль.
Спасибо.

Видимо, у этой истории есть разные версии. Чешские источники излагают её так, как я написал в посте. А вообще, случаев расправ чехословацких легионеров над немцами и венграми из числа австро-венгерских пленных зафиксировано довольно много.
Спасибо за ответ. Но я получила свою информацию из чешских официальных источников, хотя ваша версия в интернете муссируется давно. А другие случаи расправ вероятно также существуют (ведь шла война), но именно этому уделяется много внимания. В воспоминаниях легионеров также приводится много примеров негативного отношения к чехам, да хотя бы челябинский инцидент. Думаю, в каждом случае надо разбираться, но вот с Хабаровским случаем - это была советская пропаганда.
Спасибо за Ваш блог. Я также люблю чешскую культуру и историю, пишу об этом и читаю Вас с удовольствием.